Научная статья на тему 'Самооценка сформированности критического мышления школьников на уроках предмета «Технология»'

Самооценка сформированности критического мышления школьников на уроках предмета «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / THINKING / CRITICAL THINKING / TECHNOLOGY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулова Светлана Владимировна, Матвеева Татьяна Игоревна

Необходимость развития критического мышления школьников является важной составляющей развития личности. Умение мыслить критически предполагает, что человек может анализировать поступающую информацию, аргументировать и отстаивать свою позицию, делать выводы, отличать факты от мнения окружающих и т.п. Характерные навыки у участников системы образования формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. В ходе исследования использованы научные методы: анализ научной литературы и документов, анкетирование обучающихся, образовательный эксперимент, анализ и интерпретация его результатов. В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у обучающихся 5-х классов посредством предмета «Технология». Был проведен опрос для выявления уровня критического мышления среди учащихся 5-го класса средней школы. На основании опроса сделаны выводы.The need to develop critical thinking of students is an important component of personality development. The ability to think critically assumes that a person can analyze incoming information, argue and defend his position, draw conclusions, distinguish facts from the opinions of others, etc. The characteristic skills of the participants in the education system are formed not in one subject and, of course, not in one lesson. Critical thinking requires a systematic approach and special attention in terms of educational results. In the course of the study, scientific methods were used: analysis of scientific literature and documents, questioning of students, educational experiment, analysis and interpretation of its results. The article discusses the problem of the formation of critical thinking in students of 5th grades through the subject "Technology". A survey was conducted to identify the level of critical thinking among students in the 5th grade of secondary school. Based on the survey, conclusions are drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулова Светлана Владимировна, Матвеева Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка сформированности критического мышления школьников на уроках предмета «Технология»»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.В. Рыбакова, студентка 4 курса направление подготовки «Изобразительное искусство», профиль «Педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: vi.rybakova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2086-778X.

О.Ю. Евсеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: olscha@mail.ru, 0RCID0000-0002-2156-6375.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.V. Rybakova, student of 4 courses the direction of training "Fine Arts", profile "Pedagogical education", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: vi.rybakova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2086-778X.

O.Yu. Evseeva, Ph/D in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Fine Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: olscha@mail.ru, 0RCID0000-0002-2156-6375.

УДК 372.8

Светлана Владимировна Федулова

г. Омск

Татьяна Игоревна Матвеева

г. Омск

Самооценка сформированности критического мышления школьников на уроках

предмета «Технология»

Необходимость развития критического мышления школьников является важной составляющей развития личности. Умение мыслить критически предполагает, что человек может анализировать поступающую информацию, аргументировать и отстаивать свою позицию, делать выводы, отличать факты от мнения окружающих и т.п. Характерные навыки у участников системы образования формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. В ходе исследования использованы научные методы: анализ научной литературы и документов, анкетирование обучающихся, образовательный эксперимент, анализ и интерпретация его результатов. В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у обучающихся 5-х классов посредством предмета «Технология». Был проведен опрос для выявления уровня критического мышления среди учащихся 5-го класса средней школы. На основании опроса сделаны выводы.

Ключевые слова: образование, мышление, критическое мышление, технологии, педагогика.

Svetlana Vladimirovna Fedulova

Omsk

Tatiyana Igorevna Matveeva

Omsk

Self-assessment of the formation of critical thinking schoolchildren in the lessons of the

subject "Technology"

The need to develop critical thinking of students is an important component of personality development. The ability to think critically assumes that a person can analyze incoming information, argue and defend his position, draw conclusions, distinguish facts from the opinions of others, etc. The characteristic skills of the participants in the education system are formed not in one subject and, of course, not in one lesson. Critical thinking requires a systematic approach and special attention in terms of educational results. In the course of the study, scientific methods were used: analysis of scientific literature and documents, questioning of students, educational experiment, analysis and interpretation of its results. The article discusses the problem of the formation of critical thinking in students of 5th grades through the subject "Technology". A survey was conducted to identify the level of critical thinking among students in the 5th grade of secondary school. Based on the survey, conclusions are drawn.

Keywords: education, thinking, critical thinking, technology, pedagogy.

Введение

Мы живём в мире, где каждый день всё стремительно меняется. Интернет дал нам большие возможности и позволил разместить для общего пользования тонны информации. В избыточном количестве источников с лёгкостью потеряется взрослый человек. А как же быть ребёнку? Ведь в школе он сталкивается с объёмными текстами в учебнике, с

похожими с терминами и заголовками в справочниках с миллионом ссылок в интернете. И все вышеперечисленные источники могут противоречить друг другу. Как показала практика донести до подростков теоретический материал порой очень трудно. Хорошо обработанная информация учителем, не всегда полноценно усваивается детьми.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020

В этот момент перед учителем встают важные задачи:

1) привить ребёнку интерес к анализу текстов,

2) облегчить процесс обучения,

3) зародить желание быть компетентными.

Постепенно решая эти задачи, учитель учит

ребёнка мыслить критически.

С другой стороны, переход на новые школьные стандарты обусловил острую необходимость изменения подходов к проектированию современного урока. В связи с этими изменениями, ученик превращается в активного участника образовательного процесса, самостоятельно планирующего учебную деятельность и способного к адекватной самооценке. Современный педагог становится тьютором, координатором этих действий. Текущие требования к учебному процессу предписывают учителю применять современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, отвечающая всем требованиям ФГОС и содействующая формированию УУД, является технология развития критического мышления. Предметом данной технологии выступает формирование критического мышления через интерактивное включение обучающегося в образовательный процесс [2].

Цель публикации - представить результаты самооценки сформированности критического мышления обучающихся средней школы.

Методология и методики исследования. Методологическая база исследования заключает идеи по внедрению в образовательный процесс обучающихся средней школы технологии критического мышления.

В процессе исследования применялись такие методы, как анализ научной литературы и документов по рассматриваемой проблеме; наблюдение и опрос школьников; анализ и интерпретация результатов.

Результаты. Представлена самооценка сформированности критического мышления у обучающихся 5-го класса.

Материалы и методы

В процессе нашей научной работы мы выяснили, что объектом является технология критического мышления. Предмет исследования - формирование критического мышления у школьников средней школы.

Думать критически - это значит быть любознательным, задавать себе вопросы, находиться в постоянно поиске ответов на поставленные перед собой вопросы, устанавливать причины и последствия фактов, сомневаться в общепринятых суждениях, формировать собственный взгляд на ту или иную проблему, проявлять внимание к аргументам собеседника и уметь их критически уложить в голове [1].

В свою очередь, тип мышления, позволяющий критически осмысливать любые утверждениям, умение проверять информацию на достоверность, и при этом быть открытым к новым идеям, и методам называется критическим. Уметь не просто ар-

гументировать свою позицию, но и подкреплять её какими-то фактами.

Критическое мышление делиться на 3 стадии. Каждая из них очень важна.

Первый этап - вызова, эта стадия, на которой происходит формирование личного интереса, вспоминаются все ранее полученные знания, некий опыт, устанавливаются цели для изучения темы.

Следующий этап - осмысления. На этой стадии обучающиеся начинают работу с новой информацией, пытаются начать структурировать её. Обучающийся на этом этапе раздумывает об объекте, учится определять вопросы при сопоставлении знаний, полученных ранее и в данный момент. Формируется собственная точка зрения по этой теме. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Заключительный этап - рефлексии. На этапе рефлексии обучающиеся получают возможность закрепить новые знания и перестраивают свои первичные представления, в том числе, и новую информацию. На основе этого в дальнейшем формируется собственная точка зрения и аргументация ей.

Современные дети теряются в информации, потому что они не владеют достаточным навыком критического мышления, то есть, достаточным навыком систематизации информации. Все выше представленные этапы критического мышления у многих детей развиты очень слабо. В доказательство этому было проведено исследование в средней общеобразовательной школе г. Омска № 112 среди обучающихся 5-х классов.

Результаты исследования

Внимательно изучив теорию критического мышления и проанализировав учебную программу по технологии, авторами которой являются А.Т. Тищенко и Н.В. Синица, мы решили понять, как данная технология применима в программе. Выбрали именно текущую программу, потому что учебники этих авторов разрешены и довольно часто встречаются в школьном пользовании.

На первом этапе исследования для определения уровня критического мышления была использована процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, т.е. анкетирование. За основу взят и переработан тест-опросник критического мышления [3]. В анкетировании участвовало 60 человек, из них 30 девочек и 30 мальчиков.

Результаты первого этапа исследования показали, что высокий уровень критического мышления не был выявлен ни у одного обучающегося. Средний уровень критического мышления был выявлен у 40 % обучающихся класса. И 60 % обучающихся показали низкий уровень критического мышления. (Рис. 1).

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Девочки и мальчики показали абсолютно одинаковый результат. Отсюда можно предположить, что половой признак не влияет на формирование критического мышления у детей.

После подведения первого этапа исследования по формированию критического мышления обучающихся были разработаны уроки для учащихся 5-го класса по предмету Технология с применением технологии критического мышления. Взят наиболее простой и в то же время продуктивный приём - применение в процессе обучение графических форм: кластер, таблица, графическая разметка. Далее представлены примеры применения графических форм как одного из приёма технологии критического мышления.

Кластер - один из самых популярных приемов. Суть этого приема заключается в том, что он может сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят у школьника, обращаясь к тому или иному тексту. В выполнении этот приём тоже достаточно прост. Посередине листа пишется ключевое слово, вокруг накидываются фразы, слова, которые имеют отношение к этому слову. В дальнейшем эти слова соединяют линиями (Рис. 2).

Рис. 2. Пример кластера по теме «Холодные закуски. Бутерброды» Таблица тоже пользуется популярностью среди приёмов технологии критического мышления. Она хорошо структурирует информацию, причем можно это делать по-разному. Например, допуска-

ется создать таблицу с пропусками, которые в процессе нужно будет заполнить. Или дать образец и попросить заполнить аналогично.

На уроках технологии представление материала в форме таблице осуществлялось при изучении тем, которые больше содержат теоретического материала, чем практического. Например, такой приём очень хорошо подойдёт для изучения нового раздела в образовательной программе «Современные технологии и перспективы их развития».

Графическая разметка тоже имеет место быть в списке востребованных методов критического мышления. К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д. На уроках технологии графическая разметка позволит сделать урок более продуктивным, поскольку такой метод один из самых наглядных. В процессе теоретического изучения материала обучающиеся сразу сортируют информацию, что позволяет создавать опорный конспект и повысить процент усвоенных знаний.

Обсуждение и заключения

Любая тема предметной области Технологии может развивать критическое мышление школьника. Самое важное, в современном мире, научить его понимать, выделять главное, систематизировать и структурировать самостоятельно, а учитель лишь будет направлять. Методов для развития критического мышления, которые можно использовать при преподавании школьного предмета Технология достаточно много.

Каждому педагогу необходимо создавать копилку своих приёмов. Время от времени применять их в образовательном процессе, анализировать успешность. Стоит отметить, что выбор приёма метода развития критического мышления играет важную роль, необходимо подобрать наиболее подходящий. Для каждой темы можно применить совершенно разный приём.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М. : ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.

2. Мокшина, Я.В. Моделирование урока английского языка с применением технологии развития критического мышления [Электронный ресурс] / Я.В. Мокшина. - Режим доступа: https://gigabaza.ru/download/88041.html.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ ____ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

3. Тест-опросник критического мышления (КМ). Психология и методология образования, 2013-2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyhoinfo.ru/test-oprosnik-kriticheskogo-myshleniya-km.

REFERENCES

1. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? [What is critical thinking?]. Kriticheskoe myshlenie i novye vidy gramotnosti [Critical Thinking and New Literacy]. Moscow: CGL, 2005, pp. 5-13.

2. Mokshina Ja.V. Modelirovanie uroka anglijskogo jazyka s primeneniem tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija [Elektronnyi resurs] [Modeling an English lesson using critical thinking development technology]. URL: https://gigabaza.ru/download/88041.html.

3. Test-oprosnik kriticheskogo myshlenija (KM). Psihologija i metodologija obrazovanija, 2013-2020 [Elektronnyi resurs] [Critical Thinking Test Questionnaire (CM). Psychology and Methodology of Education, 2013-2020]. URL: https://psyhoinfo.ru/test-oprosnik-kriticheskogo-myshleniya-km.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.В. Федулова, старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания технологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: Svetlanafedulova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9506-9216.

Т.И. Матвеева, студентка 4 курса факультета математики, информатики, физики и технологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: gavrilenkomatveeva@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.V. Fedulova, Senior Lecturer the Department of Technologies and Methods of Teaching Technology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: Svetlanafedulova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9506-9216.

T.I. Matveeva, 4th year student of the Faculty of Mathematics, Computer Science, Physics and Technology, Omsk state pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: gavrilenkomatveeva@mail.ru.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.