Научная статья на тему 'Эстетическое восприятие окружающей среды в процессе работы над городским пейзажем'

Эстетическое восприятие окружающей среды в процессе работы над городским пейзажем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / AESTHETIC PERCEPTION / CITY LANDSCAPE / SENSUAL IMAGE / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Виктория Владимировна, Евсеева Ольга Юрьевна

В статье авторы рассматривают проблему эстетики восприятия окружающей среды, которая включает в себя и ценностные ориентации, и жизненный опыт. Процесс восприятия описывается не только как чувственный образ, но и как творческий, активный процесс, созерцательный акт. Эстетическое восприятие является одним из важнейших аспектов в формировании гармоничного развития личности, в пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, его миропонимания, духовного обогащения. Автор рассматривает процесс работы над городским пейзажем, как средство развития эстетического, образного, целостного восприятия, основного принципа в изобразительном искусстве.In the article the authors consider the problem of aesthetics of environmental perception which includes both value orientations and life experience. The process of perception is not described only as a sensual image, but also as a creative, active process, a contemplative act. Aesthetic perception is one of the most important aspects in the formation of a harmonious development of a person, in stirring his emotions, thoughts, his worldview, spiritual enrichment. The authors consider the process of working on the urban landscape as a means of developing an aesthetic, figurative, holistic perception, a basic principle in the fine arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Виктория Владимировна, Евсеева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое восприятие окружающей среды в процессе работы над городским пейзажем»

6. Kulikovskaja O.B., Levochkina I.A. Rol' detskogo operno-horovogo teatra v psihicheskom razvitii rebenka [The role of the children's opera and choral theater in the mental development of the child]. Psihologicheskoe obozrenie [Psychological Review], 1998, no. 2, pp. 26-34.

7. Nakishova E.Ju. Horovoj teatr detej i podrostkov kak hudozhestvenno-pedagogicheskoe javlenie [Elektronnyi resurs] [The choral theater of children and adolescents as an artistic and pedagogical phenomenon]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2011, no. 3, pp. 71-80. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=163 84052.

8. Russkih I.R. Princip integracii v priobshhenii mladshih shkol'nikov k opernomu tvorchestvu [The principle of integration in introducing younger students to opera]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2019, no. 5, pp. 124-129.

9. Tagil'ceva N.G. Polihudozhestvennyj podhod v razvitii strategii polihudozhestvennogo obrazovanija [A polyartistic approach to the development of a strategy for polyart education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2015, no. 12, pp. 91-94.

10. Tagil'ceva N.G., Russkih I.R. Priobshhenie mladshih shkol'nikov k opernomu tvorchestvu v processe horovyh zanjatij v detskoj shkole iskusstv [The introduction of elementary schoolchildren to opera in the process of choral classes in the children's art school]. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2017, no. 4, pp. 65-69.

11. Javorskij B.L. Stat'i, vospominanija, perepiska. T. I [Articles, memoirs, correspondence. T. I]. Moscow: Prosveshhenie, 1964. 341 p.

12. Tagiltseva N.G., Petrachkov K.V., Bogdanova T.S. Musical culture of Velarus in the system of music education of russian schoolchildren. Iskusstvo i kul'tura [Art and culture], 2017, no. 4 (28), pp. 106-110.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.Р. Русских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, БМБУДО «Детская школа искусств №1», г. Березовский, Свердловская обл., Россия, e-mail: irina_russkih@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5078-6676.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.R. Russkikh, Deputy Director for educational work, Children's art school №1, Berezovsky, Sverdlovsk region, Russia, email: irina_russkih@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5078-6676.

УДК 372.874

Виктория Владимировна Рыбакова

г. Тюмень Ольга Юрьевна Евсеева

г. Тюмень

Эстетическое восприятие окружающей среды в процессе работы

над городским пейзажем

В статье авторы рассматривают проблему эстетики восприятия окружающей среды, которая включает в себя и ценностные ориентации, и жизненный опыт. Процесс восприятия описывается не только как чувственный образ, но и как творческий, активный процесс, созерцательный акт. Эстетическое восприятие является одним из важнейших аспектов в формировании гармоничного развития личности, в пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, его миропонимания, духовного обогащения. Автор рассматривает процесс работы над городским пейзажем, как средство развития эстетического, образного, целостного восприятия, основного принципа в изобразительном искусстве.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, городской пейзаж, чувственный образ, гармоничное развитие личности.

Viktoriya Vladimirovna Rybakova

Tyumen Olga Yurievna Evseeva

Tyumen

Aesthetic perception of the environment in the working on the city landscape

In the article the authors consider the problem of aesthetics of environmental perception which includes both value orientations and life experience. The process of perception is not described only as a sensual image, but also as a creative, active process, a contemplative act. Aesthetic perception is one of the most important aspects in the formation of a harmonious development of a person, in stirring his emotions, thoughts, his worldview, spiritual enrichment. The authors consider the process of working on the urban landscape as a means of developing an aesthetic, figurative, holistic perception, a basic principle in the fine arts.

Keywords: aesthetic perception, city landscape, sensual image, harmonious development of personality.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-02^1

В современном мире невозможно переоценить культурную и эстетическую роль окружающей среды в жизни человека. При этом эстетическое восприятие окружающего пространства понимается, как единство познания и оценки, оно носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием и развитием эстетических чувств. Именно эстетическое, образное, целостное восприятие является основным принципом в изобразительном искусстве. Это подтверждает актуальность и позволяет рассматривать вопросы развитие эстетического восприятия окружающей среды на уроках изобразительного искусства.

Под развитием эстетической мысли мы понимаем процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.

Первые фундаментальные представления об эстетическом возникли в Древней Греции в период VII - IV в. до н.э. Здесь же зародились первые представления о гармонии и красоте в окружающем мире, о ценности искусства в жизни человека. Был поставлен вопрос о характере эстетического восприятия: для античной эстетики главными чертами является стройная логика, рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного [8, С. 28].

Далее идея эстетического восприятия, унаследовав проблематику прекрасного от Античности, развивается в эпоху средневековья. Здесь эстетика предстает в отношении божественного и мирского, через призму человеческого восприятия. Так, например, Блаженный Августин (354-430), заложил фундамент учению о прекрасном в средние века, уделял много внимания проблеме восприятия красоты и искусства [5]. В основе его учения лежит система, вершиной ее является триединство абсолютной истины, добра и красоты - Бог.

Во времена эпохи Возрождения гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, здесь речь идет о неограниченных возможностях развития человеческой личности, следовательно, идея достоинства человеческой личности прочно вошла как в философское, так в и эстетическое восприятие. Таким образом, человек в гармоничном развитии его духовных и физических сил, становится основной темой эстетики эпохи Возрождения. Происходит отказ от многих творческих методов, заложенных еще в эпоху средневековья. Все это приводит к новому эстетическому видению, оно основано на точном воспроизведении действительности, восстановлении доверия к чувственному опыту и человеческому восприятию, слиянию видения и понимания [5].

В ХУП-ХУШ вв. в Новое время зарождается эпоха классицизма - направление в эстетике. Эстетическое восприятие на произведения искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией [5].

В последствии просветители, подвергая критике эстетику классицизма, пытались выяснить социальную функцию эстетики, познавательную природу художественного творчества. С одной стороны, подчеркивался социально - нравственный аспект искусства, а с другой стороны — считалось, что искусство может выполнить свою высокую миссию, если будет давать праведное отражение реальности [4]. По мнению мыслителя эпохи просвещения Дени Дидро: «Выше искусства может быть только природа. Художник никогда не создаст такое произведение, которое бы превосходило природу, ибо копия никогда не способна полностью воспроизвести оригинал».

С середины XIX века зарождается постклассическая эстетика. Из дисциплины философского цикла эстетика часто превращается в некое необязательное приложение к конкретным наукам. В этот период известность набирают работы Г. Фехнера («экспериментальная эстетика»), Т. Липпс (эстетика как прикладная психология), И. Тэн (социологизаторская эстетика), Б. Кроче (эстетика как лингвистика).

Со временем идея искусства как подражания природе стала сдавать позиции. В XX веке эстетическое восприятие развивается в контексте других наук, таких как теория искусства и художественная критика, психология, социология, семиотика, лингвистика и др. Так появляются феноменологическая эстетика (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Мерло-Понти и др), которая сосредоточила свое внимание на эстетическом сознании; психоаналитическая эстетика (З. Фрейд, К. Юнг, и др.), здесь главный двигатель эстетической деятельности- бессознательные процессы психики; эстетика структурализма (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, др.); Семиотическая эстетика (У. Эко, М. Бензе, Ю. Лотман) [2].

В современном мире одной из специфических черт эстетики можно выделить довольно существенное расширение тематического поля, т.е. сфера эстетического существенно расширилась. Здесь следует упомянуть о понятии эстетизации. О данном термине начали говорить многие теоретики начиная с конца 1980-х годов. Эстетизация — это масштабный, многомерный и долговременный процесс, который происходил с обществом модерна на протяжении последних десятилетий. Под эстетизацией можно понимать ряд процессов, в результате которых происходили существенные изменения в установках человеческих масс, это касается изменения в отношении к миру, в отношении к самому себе [9].

Таким образом, история эстетики — это не почтенное прошлое, с которым не осталось ника-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

ких связей, а процесс, внутри которого развивается эстетическая мысль.

К вопросу о восприятии с ранних времен обращались не только традиционные философы, но и многие психологи, художники, писатели, педагоги, так проблема эстетического восприятия зародилась еще в античности и прошла многовековой путь развития.

Следовательно, эстетическое восприятие окружающей среды - сложный процесс, объединяющий в себе несколько понятий, в основе которого лежит индивидуальный психический процесс формирования целостного эстетического образа окружающего мира.

Не случайно для многих традиционных теорий концепция эстетического восприятия является центральной. Если речь идет об эстетическом восприятии окружающей среды, то можно говорить о окружающей среде как об источнике эстетического восприятия. Сама природа предстает как источник эстетического опыта.

Изображению природы посвящён пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр живописи, где окружающая человека среда, во всём многообразии её форм, обликов, состояний, окрашивается личным восприятием художника [3]. Пейзаж, таким образом, можно рассматривать, как отражением эстетического восприятия художником окружающего его мира. Именно поэтому пейзаж является одним их самых эмоционально - образных жанров изобразительного искусства.

Прежде всего эстетическое восприятие окружающей среды зависит от индивидуального видения мира, которое заложено в каждом ученике. «Природа никогда не может явить себя человеку в своей самости: уже под его взглядом она всегда очеловечивается, антропизируется. Природный ландшафт, отображенный в пейзаже, служит частью не только внешнего, но и внутреннего пространства человека: он причастен к сферам разума, духа. В ландшафте движется не только человек, но и его взгляд, мысль и переживания. Пейзаж являет собой духовное, умозрительное освоение окружающего мира, где в сознании находит место гармония естественного и культурного.» [1, С.7].

Рассмотрим подробнее процесс работы над городским пейзажем, как средство развития эстетического восприятия окружающей среды. Городской пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным сюжетом становится изображение города, его улиц, зданий и построек. Как правило, городской пейзаж всегда является атмосферным произведением, передающим дух времени. Так, он представляет собой отражение момента времени в глазах художника или отражение внутреннего мира художника во всём, что он видит вокруг, на что обращает внимание. Таким образом эстетика восприятия городского пейзажа всегда субъективна, она способна вызвать разные ощущения и чувства. При этом эсте-

тичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности для зрителя.

Окружающая среда и ее архитектурный облик существуют объективно, и человек постоянно соприкасается с ней, тем самым вырабатывая в себе определенное эстетическое отношение к тому или иному ее проявлению, будь то широкие проспекты или кривые переулки, заснеженные крыши домов или упершиеся в небо трубы заводов. Поэтому процесс эстетического восприятия, в частности работа над городским пейзажем, помогают человеку понять себя и как личность, и одновременно как часть огромного мира; способствует воспитанию и выработке эстетического отношения к городской среде.

В процессе работы над городским пейзажем развивается эстетическое восприятие, а именно: эмоциональная отзывчивость к окружающему миру, что является одним из важнейших средств познания мира.

Среди основных методов выступает наблюдение, которое заключается в активном, целенаправленном, планомерном восприятии окружающей среды. В процессе наблюдения у учащихся формируются положительные качества личности, развивается художественный вкус, формируется глубокое познание окружающего мира, что, несомненно, важно при развитии эстетического восприятия [6].

Также целесообразно выстраивать процесс работы над городским пейзажем с опорой на целостное восприятие. Целостное восприятие - сложный и длительный процесс, основы которого должны закладываться с первого дня обучения. При развитии эстетического восприятия важно понимание целостного образа натуры, подчинения всех деталей и частей единому целому; умение видеть и чувствовать основную идею. Именно эти факторы позволяют достичь совершенства в восприятии. Данный метод способствует развитию умения находить и держать баланс в подходах к обобщениям и детализациям в процессе восприятия [7].

Немаловажным является словесные методы, к которым относится беседа. В ходе этого приема происходит словесное описание или анализ изучаемого объекта, в данном случае- окружающей среды, также делается акцент на его эстетических особенностях. Данный метод способствует развитию творческих способностей учащихся, а также способствует к развитию мотивации, желанию действовать и творить.

Самостоятельная работа играет большую роль в работе по развитию эстетики восприятия. В процессе практических занятий есть возможность самостоятельно решить проблему и прийти к определенному выводу. В самостоятельной деятельности ученика руководство со стороны преподавателя сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Таким образом, проанализировав ряд методов и приемов по развитию эстетического восприятия

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

окружающей среды, в процессе работы над городским пейзажем, можно подчеркнуть, что только использование всех методов в комплексе обеспечит полноценное развитие эстетического восприятия у ученика.

Так же значимым является вопрос о критериях оценивания сформированности эстетического восприятия у обучающихся. По нашему мнению к оцениванию развития эстетического восприятия окружающей среды у учащихся, целесообразно подходить комплексно, учитывая знание истории и фактов изобразительного искусства, как проявление уровня эрудиции, метод анализа художественных работ позволит выявить сформированность умения определять эстетический образ, эмоциональное состояние, переданное художников в пейзаже, а выполнения творческих заданий позволит определить сформированность цельного и гармоничного видения работы, ее соответствие выбранной тематике.

В ходе анализа истории развития проблемы эстетики восприятия, были выделены различные

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 386 с.

2. Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика» [Текст] / М.А. Дедюлина. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.

3. Искусство [Текст] : соврем. ил. энцикл. / А.П. Горкин [и др.] ; под ред. А.П. Горкина. - М. : Росмэн, 2007. - 607 с.

4. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств [Текст] / А.Г. Ковалев. - М. : Педагогика, 1971. - 195 с.

5. Кривцун, О.А. Эстетика [Текст] : учебник / О.А. Кривцун. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

6. Новейший философский словарь [Текст] / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - Минск : Издатель В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

7. Омаров, Х.Г. Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству [Текст] / Х.Г. Омаров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - №11(1). - С. 84-87.

8. Шестаков, В.П. Очерки по развитию эстетики [Текст] / В. П. Шестаков. - М. : Мысль, 1979. - 372 с., ил.

9. Эстетизация окружающей среды [Электронный ресурс] // Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма : учеб. пособие / Н.Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/4631199/page:15/. -20.01.2020.

REFERENCES

1. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vosprijatie [Art and visual perception]. Moscow: Progress, 1974. 386 p.

2. Dedjulina M.A. Uchebno-metodicheskij kompleks po kursu «Jestetika» [Educational-methodical complex for the course "Aesthetics"]. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2004. 136 pp.

3. Gorkin A.P., et al. Iskusstvo: sovrem. il. jencikl. [Art]. In A.P. Gorkina (ed.). Moscow: Rosmjen, 2007. 607 p.

4. Kovalev A.G. Vospitanie chuvstv [Education of feelings]. Moscow: Pedagogika, 1971. 195 p.

5. Krivcun O.A. Jestetika: uchebnik [Aesthetics]. Moscow: Aspekt Press, 2000. 434 p.

6. Gricanov A.A. (ed.) Novejshij filosofskij slovar' [The latest philosophical dictionary]. Minsk: Izdatel' V.M. Skakun, 1998. 896 p.

7. Omarov H.G. Celostnoe vosprijatie i ego znachenie v processe obuchenija izobrazitel'nomu iskusstvu [Holistic perception and its importance in the process of teaching fine art]. Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2017, no. 11(1), pp. 84-87.

8. Shestakov V.P. Ocherki po razvitiju jestetiki [Essays on the development of aesthetics]. Moscow: Mysl', 1979. 372 p.

9. Jestetizacija okruzhajushhej sredy [Elektronnyi resurs] [Environmental aesthetics]. Man'kovskaja H.B. Jestetika post-modernizma: ucheb. posobie [Aesthetics of postmodernism]. Saint-Petersburg: Aletejja, 2000. URL: https://studfile.net/preview/4631199/page:15/ (Accessed 20.01.2020).

теории и положения великих мыслителей, психологов и писателей прошлого.

Сформулировано понятие «эстетическое восприятие окружающей среды», дана его характеристика и подробное описание.

Рассмотрен процесс работы над городским пейзажем, с целью развития эстетического восприятия окружающей среды; определены особенности жанра. Проанализированы различные методы и приемы, сопутствующие успешному развитию эстетического восприятия, в процессе работы над городским пейзажем.

Так же были определены критерии позволяющие оценивать уровень сформированности эстетического восприятия окружающей среды у учащихся в процессе работы над городским пейзажем. Выбранный комплексный подход дает возможность определить сформированность умения ученика смотреть и видеть (художественное восприятие), наличие навыков понимания и интерпретации.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.В. Рыбакова, студентка 4 курса направление подготовки «Изобразительное искусство», профиль «Педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: vi.rybakova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2086-778X.

О.Ю. Евсеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: olscha@mail.ru, 0RCID0000-0002-2156-6375.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.V. Rybakova, student of 4 courses the direction of training "Fine Arts", profile "Pedagogical education", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: vi.rybakova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2086-778X.

O.Yu. Evseeva, Ph/D in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Fine Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: olscha@mail.ru, 0RCID0000-0002-2156-6375.

УДК 372.8

Светлана Владимировна Федулова

г. Омск

Татьяна Игоревна Матвеева

г. Омск

Самооценка сформированности критического мышления школьников на уроках

предмета «Технология»

Необходимость развития критического мышления школьников является важной составляющей развития личности. Умение мыслить критически предполагает, что человек может анализировать поступающую информацию, аргументировать и отстаивать свою позицию, делать выводы, отличать факты от мнения окружающих и т.п. Характерные навыки у участников системы образования формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. В ходе исследования использованы научные методы: анализ научной литературы и документов, анкетирование обучающихся, образовательный эксперимент, анализ и интерпретация его результатов. В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у обучающихся 5-х классов посредством предмета «Технология». Был проведен опрос для выявления уровня критического мышления среди учащихся 5-го класса средней школы. На основании опроса сделаны выводы.

Ключевые слова: образование, мышление, критическое мышление, технологии, педагогика.

Svetlana Vladimirovna Fedulova

Omsk

Tatiyana Igorevna Matveeva

Omsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Self-assessment of the formation of critical thinking schoolchildren in the lessons of the

subject "Technology"

The need to develop critical thinking of students is an important component of personality development. The ability to think critically assumes that a person can analyze incoming information, argue and defend his position, draw conclusions, distinguish facts from the opinions of others, etc. The characteristic skills of the participants in the education system are formed not in one subject and, of course, not in one lesson. Critical thinking requires a systematic approach and special attention in terms of educational results. In the course of the study, scientific methods were used: analysis of scientific literature and documents, questioning of students, educational experiment, analysis and interpretation of its results. The article discusses the problem of the formation of critical thinking in students of 5th grades through the subject "Technology". A survey was conducted to identify the level of critical thinking among students in the 5th grade of secondary school. Based on the survey, conclusions are drawn.

Keywords: education, thinking, critical thinking, technology, pedagogy.

Введение

Мы живём в мире, где каждый день всё стремительно меняется. Интернет дал нам большие возможности и позволил разместить для общего пользования тонны информации. В избыточном количестве источников с лёгкостью потеряется взрослый человек. А как же быть ребёнку? Ведь в школе он сталкивается с объёмными текстами в учебнике, с

похожими с терминами и заголовками в справочниках с миллионом ссылок в интернете. И все вышеперечисленные источники могут противоречить друг другу. Как показала практика донести до подростков теоретический материал порой очень трудно. Хорошо обработанная информация учителем, не всегда полноценно усваивается детьми.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.