Научная статья на тему 'Самооценка физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля'

Самооценка физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / UNIVERSITY / STUDENT / SPORTS AND PHYSICAL ACTIVITY / HEALTH / PHYSICAL FITNESS / PHYSIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Тамара Викторовна, Леонтьева Мария Сергеевна, Грязева Елена Дмитриевна, Губа Владимир Петрович

В процессе социологического опроса определен уровень и проведена сравнительная оценка физкультурно-спортивной активности у студентов физкультурного и нефизкультурного профилей. Представлены данные, характеризующие состояния здоровья, физической подготовленности и особенностей телосложения студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Тамара Викторовна, Леонтьева Мария Сергеевна, Грязева Елена Дмитриевна, Губа Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EVALUATION OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THE NON-PHYSICAL PROFILE

In the process of the sociological survey, a level was determined and a comparative evaluation of physical culture and sports activity was conducted among students of the physical and non-physical profile. The data describing the state of health, physical readiness and features of the physique of students in high schools of the physical culture and non-physical profile are presented.

Текст научной работы на тему «Самооценка физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля»

эффективность разработанной методики направленной на развитие основных физических качеств студентов, о чем свидетельствуют достоверное улучшение показателей физического состояния занимающихся.

Список литературы

1. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. 416 с.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. М.: Медицина, 1981. С. 203-217.

Мешкова Александра Владимировна, преподаватель, ha-ha.90@,mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточный государственный медицинский университет

CHANGING OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS UNDER EXPOSURE TO COMBINED TYPES OF PHYSICAL LOAD

A.V. Meshkova

The results of changes in the physical readiness of students of the Far Eastern Federal University in the process of the pedagogical experiment reflecting the effectiveness of the methodology for using combined physical activities are presented.

Key words: physical readiness, students, swimming.

Meshkova Aleksandra Vladimirovna, lecturer, ha-ha.90@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Medical University

УДК 796.011:378

САМООЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО И НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Т.В. Михайлова, М.С. Леонтьева, Е.Д. Грязева, В.П. Губа

В процессе социологического опроса определен уровень и проведена сравнительная оценка физкультурно-спортивной активности у студентов физкультурного и нефизкультурного профилей. Представлены данные, характеризующие состояния здоровья, физической подготовленности и особенностей телосложения студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профилей.

Ключевые слова: вуз, студент, физкультурно-спортивная активность, здоровье, физическая подготовленность, телосложение.

Проблема обеспечения образовательной подготовленности для овладения профессией спортивного педагога предстает в двух своих ипостасях: во-первых, как проблема отбора будущих студентов в соответствии с направленностью абитуриентов на педагогическую

деятельность и, во-вторых, как обеспечение должной направленности подготовки педагогических кадров с учетом особенностей двигательной активности, ценностных ориентаций и установок выпускников общеобразовательных школ, абитуриентов и студентов [1, 2]. К сожалению, даже сегодня указанная проблематика еще только начинает осознаваться, а потому в сферу рассмотрения педагогической науки все еще не вошел анализ особенностей контингента с позиции двигательной активности, ценностных установок и мотивации, поступившего в вуз, как важное и перспективное направление обеспечения эффективности педагогического процесса [3, 4].

Физкультурно-спортивная активность студенческой молодёжи является своеобразным «индикатором» сформированности личностности, так как в деятельности отражаются потребности, мотивы и интересы молодых людей, составляя ее практико-деятельностный компонент [5-8].

Цель исследования - изучить и провести сравнительный анализ физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля.

Организация исследования. Оценка физкультурно-спортивной активности студентов проводилась в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) и Тульском государственном университете. С помощью метода опроса по пятибалльной системе приоритетности и значимости изучались характеристики физкультурно-спортивной активности студентов. Показатели, приближенные к пяти баллам означали полную удовлетворенность своим физическим развитием, как у школьников, так и абитуриентов, и студентов вузов физической культуры.

В нашем исследовании оценка состояния в 5 баллов соответствовала высокому уровню, 4 - выше среднего; 3 - среднему; 2 - ниже среднего и 1 -низкому.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования установлено, что у студентов вузов нефизкультурного профиля, как у девушек, так и юношей, ориентированных на получение профессии спортивного педагога, отмечается «средний» либо «ниже среднего» уровень удовлетворенности своей массой тела (табл. 1).

Примечательно, что у девушек и юношей 1 -го курса вуза физической культуры отмечается «средний» уровень удовлетворенности собственной массой тела 3,46±0,20 и 3,06±0,17 баллов, а также телосложением -3,51±0,22 и 3,10±0,18 баллов соответственно.

Исследования показали, что к концу обучения в вузе (4 курс), как юноши, так и девушки имеют негативную тенденцию, которая обусловлена снижением показателей удовлетворенности массой тела, находящихся на уровне «ниже среднего» - 2,22±0,10 и 2,35±0,12 баллов, так и телосложением - 2,35±0,11 и 2,45±0,13 баллов соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Самооценка телосложения у студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профилей, баллы р{±т)

Контингент Масса тела Телосложение

Студенты вуза нефизкультурного профиля

Девушки 2,17±0,09 2,48±0,14

Юноши 2,47±0,11 2,60±0,16

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Студенты вуза физкультурного профиля

1-й курс Девушки 3,46±0,20 3,51±0,22

Юноши 3,06±0,17 3,10±0,18

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

4-й курс Девушки 2,35±0,12 2,45±0,13

Юноши 2,22±0,10 2,35±0,11

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Анализ самооценки физической подготовленности свидетельствует о том, что у студентов 1 -го курса вузов физической культуры, как мужского, так и женского пола отмечается «средний» либо «выше среднего» уровень удовлетворенности развития выносливости - 3,36±0,24 и 3,25±0,18 баллов и координации движений - 3,62±0,26 и 3,42±0,20 баллов соответственно, обеспечивающих эффективное участие в практическом образовательном процессе вуза (табл. 2).

Таблица 2

Самооценка физической подготовленности у студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля, баллы ^±т)

Контингент Выносливость Координация

Студенты вуза нефизкультурного профиля

Девушки 2,30±0,11 2,53±0,15

Юноши 2,45±0,13 2,40±0,13

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Студенты вуза физкультурного профиля

1-й курс Девушки 3,25±0,18 3,42±0,20

Юноши 3,36±0,24 3,62±0,26

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

4-й курс Девушки 2,44±0,13 2,25±0,11

Юноши 2,14±0,08 2,38±0,11

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Данные факты свидетельствуют о том, что студенты, поступившие на 1 -й курс вуза физической культуры, в полной мере удовлетворены своим физическим состоянием, которое позволит им в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью. Однако к концу обучения в вузе у студентов происходит снижение самооценки и удовлетворенности своей физической

подготовленностью. Так, у девушек и юношей 4-й курс отмечается «низкий» уровень удовлетворенности развитием выносливости - 2,44±0,13 и 2,14±0,08 баллов, а также координации движений - 2,25±0,11 и 2,38±0,11 баллов соответственно (р<0,05).

Характерным является тот факт, что у студентов нефизкультурного вуза отмечается «средний» либо «ниже среднего» уровень самооценки своего физического состояния. Это свидетельствует о недооценке значимости физической активности в процессе педагогической деятельности.

Установлено, что девушки и юноши, обучающиеся в вузах нефизкультурного и физкультурного профиля, оценивают свое состояние здоровья и в целом состояние «ниже среднего» уровня (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка здоровья у студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля, баллы ±т)

Контингент Состояние здоровья Состояние в целом

Студенты вуза нефизкультурного профиля

Девушки 2,57±0,14 2,60±0,13

Юноши 2,68±0,15 2,55±0,14

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Студенты вуза физкультурного профиля

1-й курс Девушки 2,89±0,19 2,82±0,18

Юноши 2,95±0,20 2,99±0,20

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

4-й курс Девушки 2,75±0,17 2,67±0,14

Юноши 2,63±0,15 2,49±0,11

Достоверность различий, р >0,05 >0,05

Характерно, что у студентов в процессе обучения в вузе физической культуры происходит снижение самооценки собственного здоровья и в целом общего состояния, оставаясь при этом на уровне «ниже среднего» (см. табл. 3).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе обучения в вузе увеличивается количество студентов не довольных своей массой тела и телосложением ввиду низкой двигательной активности, как на учебных, так и учебно-тренировочных занятиях. Этот факт негативно отражается на эффективности образовательного процесса, так как преподавателю по физическому воспитанию приходится самостоятельно выполнять демонстрацию многих физических упражнений, что также является одной из причин низкой готовности студентов к педагогической деятельности.

Вместе с тем проведенные исследования свидетельствуют, что у девушек вузов нефизкультурного профиля отмечается усталость после учебы, показатели которых находятся на «среднем» уровне - 3,30±0,18 и

3,03±0,17 баллов, а у юношей эти показатели немного лучше - 2,63±0,14 и 2,65±0,13 баллов соответственно (табл. 4; р>0,05). При физических нагрузках утомляемость у студентов вузов нефизкультурного профиля мужского и женского пола находится на «низком» уровне.

Таблица 4

Сопоставительные характеристики утомляемости изучаемого

контингента, баллы ±т)

Контингент Усталость после учебы Понижение работоспособности Быстрота утомляемости при физических нагрузках

к концу дня к концу недели

Студенты вуза нефизкультурного профиля

Девушки 3,03±0,17 2,54±0,12 2,32±0,10 2,00±0,09

Юноши 2,65±0,13 1,90±0,09 2,48±0,12 2,00±0,10

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Студенты вуза физкультурного профиля

1-й курс Девушки 2,75±0,15 2,43±0,14 2,62±0,15 1,97±0,09

Юноши 2,56±0,14 2,05±0,12 2,45±0,14 1,68±0,08

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

4-й курс Девушки 4,14±0,24 4,21±0,26 4,05±0,22 3,86±0,22

Юноши 3,89±0,22 3,79±0,23 3,57±0,20 3,88±0,21

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Весьма примечателен тот факт, что у девушек и юношей 1 -го курса, обучающихся в вузе физической культуры отмечается «ниже среднего» уровень усталости после учебных занятий - 2,75±0,15 и 2,56±0,14 баллов соответственно. Также «низкий» уровне утомляемости установлен в процессе выполнения физической нагрузки. Так, у девушек и юношей 1-го курса показатели составляют 1,97±0,09 и 1,68±0,08 баллов соответственно (см. табл. 4).

Следует подчеркнуть о негативной динамики усталости после учебной деятельности и утомляемости при физической нагрузке у студентов 4-го курса, соответствующих «среднему» и «выше среднего» уровню неудовлетворенности. Так, у девушек эти показатели соответствуют 4,14±0,24 и 3,86±0,22 баллов, а у юношей - 3,89±0,22 и 3,88±0,21 баллов (р<0,05).

Весьма примечательно, что у студентов выпускного курса физкультурного вуза отмечается понижение до «среднего» и «выше среднего» уровня работоспособности, как концу дня, так и недели (см. табл. 4).

Полученные данные позволяют предположить, что в процессе обучения в вузе у студентов снижаются требования к двигательной

деятельности, что приводит к утомляемости, как в процессе дня, так и недели. Это негативно отражается в последствие на профессиональной деятельности молодых специалистов.

В результате интервьюирования было установлено, что девушки и юноши вуза нефизкультурного профиля - 3,31±0,15 и 3,41±0,16 баллов соответственно, имеют «среднюю» удовлетворённость своей подготовленностью по сравнению со сверстниками (см. табл. 4).

Следует констатировать, что у всех респондентов отмечается такая же тенденция при анализе удовлетворенностью своим здоровьем, физической и умственной удовлетворенностью, а также физической подготовленностью и состоянием в целом, о чем свидетельствуют данные табл. 5.

Таблица 5

Сравнительные характеристики удовлетворенности различными аспектами физического состояния, баллы ±т)

Контингент Уровень подготовленности по сравнению со сверстниками Довольны ли Вы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровьем Физической работоспособностью Умственной работоспособностью Физической подготовленностью Состоянием в целом

Студенты вуза нефизкультурного профиля

Девушки 3,31±0,15 3,32±0,14 3,05±0,12 3,44±0,16 3,36±0,16 3,46±0,15

Юноши 3,41±0,16 3,26±0,13 3,48±0,14 3,43±0,14 3,48±0,17 3,48±0,14

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Студенты вуза физкультурного профиля

1-й курс Девушки 4,65±0,26 4,66±0,27 4,69±0,29 4,28±0,19 4,55±0,27 4,62±0,28

Юноши 4,68±0,28 4,58±0,25 4,51±0,24 4,29±0,20 4,73±0,30 4,50±0,17

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

4-й курс Девушки 3,32±0,15 3,13±0,12 3,16±0,11 3,06±0,11 3,25±0,12 3,44±0,16

Юноши 3,08±0,13 3,05±0,12 3,29±0,12 3,24±0,13 3,430,15± 3,38±0,13

Достоверность различий, р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Анализируя полученные данные, следует заострить внимание на том, что к концу обучения в вузе физкультурного профиля в момент ориентации на педагогическую деятельность как у девушек, так и у юношей отмечается устойчивая тенденция отрицательной динамики удовлетворенностью своим физическим состоянием. На наш взгляд, это связано с тем, что в процессе обучения в вузе недостаточно внимания при формировании основ

профессиональной деятельности обучению и совершенствованию двигательной культуры личности.

Заключение. Подводя итог, следует констатировать, что больший объем учебной нагрузки, в том числе и физической, приходится на первые два курса, при этом динамику утомляемости от первого курса к четвертому можно объяснить именно снижением как академической, так и физической нагрузки. Все это приводит к тому, что у студентов происходит переориентация мотивов, приводящих к негативным последствиям при формировании основ профессиональной деятельности студентов вузов физической культуры.

Список литературы

1. Управление развитием физкультурно-спортивного движения в системе высшего профессионального образования / М.В. Грязев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2015. №11. С. 5.

2. Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 14-23.

3. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 206 с.

4. Губа В.П., Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Технология оценки здоровья студентов государственных вузов центрального федерального округа российской федерации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 29-36.

5. Епифанов К.Н. Технология формирования основ профессиональной деятельности будущих тренеров при опережающе-концентрированном освоении содержания спортивно-педагогических дисциплин: дис. ...канд. пед. наук. М., 2014. 140 с.

6. Михайлова Т.В. О Сущности проектировочной деятельности обучающихся системы начального профессионального образования // Научный поиск. 2013. №4.1. С. 53-54.

7. Епифанов К.Н., Михайлова Т.В. Эффективность формирования целевых установок к профессиональной тренерской деятельности у студентов институтов спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 6. С. 59.

8. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.

Михайлова Тамара Викторовна, канд. пед. наук, проф., и.о. ректора, tomriko5H@mail.rH, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доц., зав. кафедрой, leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., smolguba67@mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственный университет

SELF-EVALUATION OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THE NON-PHYSICAL PROFILE

T.V. Mikhaylova, M.S. Leontyeva, E.D. Gryazeva, V.P. Guba

In the process of the sociological survey, a level was determined and a comparative evaluation of physical culture and sports activity was conducted among students of the physical and non-physical profile. The data describing the state of health, physical readiness and features of the physique of students in high schools of the physical culture and non-physical profile are presented.

Key words: university, student, sports and physical activity, health, physical fitness, physique.

Mikhaylova Tamara Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, professor, acting rector, tomriko58@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, head of Department, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical Sciences, associate professor, head of Department, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, smolguba67@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University

УДК 797.2

ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С.В. Погодина, В.С. Юферев, А.А. Погодин, А.В. Абушкевич

Рассмотрены особенности динамики физического развития и биоэнергетических возможностей юных пловцов на этапах возрастного развития и спортивного совершенствования. Акцентировано внимание на влиянии водной среды и специфических плавательных нагрузок на гомеостатические механизмы адаптации и реактивности.

Ключевые слова: энергетический потенциал, эффективность адаптации, юные пловцы, физические нагрузки.

Эффективность адаптации к воздействию различных внешних факторов, как известно, во многом определяется энергетическим потенциалом организма, его аэробной производительностью [1]. В свою очередь энергетический потенциал тесно связан с динамикой физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.