Научная статья на тему 'Самооценка детей с нарушениями зрения (обзор зарубежных исследований)'

Самооценка детей с нарушениями зрения (обзор зарубежных исследований) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ / SELF-IMAGE / SELF-EVALUATION OF A PERSON / DYSONTOGENESIS / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS / VISUAL IMPAIRMENTS / TYPHLOPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жокина Полина Александровна

Автор поддерживает существующую в психологии точку зрения на самооценку как одну из главных составляющих личностного развития. Самооценка может повлиять на достижения личности, общение с окружающими, качество жизни, способность адаптироваться к требованиям окружающей среды. Самооценка также влияет на уровень психологического здоровья и общее состояние личностного благополучия. Психологи не дают единого, универсального определения термина «самооценка», но большинство ученых согласны с тем, что самооценка это оценочный образ «я». Самооценка при нарушениях развития адекватна только в случаях, когда личность осознает и принимает это нарушение как часть собственного «я». К сожалению, работ, посвященных изучению детской самооценки в случаях дизонтогенеза, прискорбно мало. Данная статья представляет собой аналитический обзор аутентичных иностранных источников по проблеме самооценки детей с нарушениями зрения, актуальной для специальной психологии XXI века. Обзор выполнен на материалах исследований зарубежных авторов, ранее не переведенных на русский язык. Знакомство с их результатами позволяет приблизиться к психологическому пониманию самооценки и ее роли в развитии детей с нарушениями зрения, а также наметить профилактическую работу тифлопсихолога и тифлопедагога, а также родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жокина Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EVALUATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS (A REVIEW OF FOREIGN RESEARCHES)

The author supports the existing psychological point of view on self-evaluation as one of the main components of personal development. Self-evaluation can influence the person’s achievements, communication with others, quality of life, and ability to adapt to the environment. Self-evaluation can also influence the level of psychological health and the general state of personal well-being of the individual.Psychologists don’t give a single universal definition of the term “self-evaluation”, but most researchers agree that self-evaluation is an evaluative self-image. Self-evaluation in cases of developmental disorders is adequate only when the person realizes and accepts this disability as part of their own self. Unfortunately, works devoted to the study of children's self-evaluation in cases of dysontogenesis are dramatically scarce.This article provides an analytical review of foreign authentic sources on the problem of self-evaluation of children with visual impairments urgent to the special psychology of the 21st century. The review was conducted on the basis of research materials by foreign authors which had not been previously translated into the Russian language. Acquaintance with their results allows one to approach the psychological understanding of self-evaluation and its role in the development of children with visual impairments and to outline the preventive work of the typhlopsychologist and typhlopedagogue, as well as the parents.

Текст научной работы на тему «Самооценка детей с нарушениями зрения (обзор зарубежных исследований)»

УДК 376.352

ББКЮ972.3 ГСНТИ14.29.25 Код ВАК 13.00.03

П. А. Жокина P. A. Zhokina Москва, Россия Moscow, Russia

САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Аннотация. Автор поддерживает существующую в психологии точку зрения на самооценку как одну из главных составляющих личностного развития. Самооценка может повлиять на достижения личности, общение с окружающими, качество жизни, способность адаптироваться к требованиям окружающей среды. Самооценка также влияет на уровень психологического здоровья и общее состояние личностного благополучия.

Психологи не дают единого, универсального определения термина «самооценка», но большинство ученых согласны с тем, что самооценка — это оценочный образ «я». Самооценка при нарушениях развития адекватна только в случаях, когда личность осознает и принимает это нарушение как часть собственного «я». К сожалению, работ, посвященных изучению детской самооценки в случаях дизонтогенеза, прискорбно мало.

Данная статья представляет собой аналитический обзор аутентичных иностранных источников по проблеме самооценки детей с нарушениями зрения, актуальной для специальной психологии XXI века. Обзор выполнен на материалах исследований зарубежных авторов, ранее не переведенных на русский язык. Знакомство с их результатами позволяет прибли-

SELF-EVALUATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS (A REVIEW OF FOREIGN RESEARCHES)

Abstract. The author supports the existing psychological point of view on self-evaluation as one of the main components of personal development. Self-evaluation can influence the person's achievements, communication with others, quality of life, and ability to adapt to the environment. Self-evaluation can also influence the level of psychological health and the general state of personal well-being of the individual.

Psychologists don't give a single universal definition of the term "self-evaluation", but most researchers agree that self-evaluation is an evaluative self-image. Self-evaluation in cases of developmental disorders is adequate only when the person realizes and accepts this disability as part of their own self. Unfortunately, works devoted to the study of children's self-evaluation in cases of dysontogenesis are dramatically scarce.

This article provides an analytical review of foreign authentic sources on the problem of self-evaluation of children with visual impairments urgent to the special psychology of the 21st century. The review was conducted on the basis of research materials by foreign authors which had not been previously translated into the Russian language. Acquaintance with their results allows one to approach the psychological understand-

зиться к психологическому пониманию самооценки и ее роли в развитии детей с нарушениями зрения, а также наметить профилактическую работу тифлопсихолога и тифлопедагога, а также родителей.

Ключевые слова: я-концепция; самооценка личности; дизонтогенез; дети с нарушениями зрения; нарушения зрения; тифлопсихология.

Сведения об авторе: Жокина Полина Александровна, аспирант.

Место работы: кафедра клинической и специальной психологии, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 15», учитель.

Контактная информация: 117461, Р

E-mail: pzhokina@yandex.ru.

ing of self-evaluation and its role in the development of children with visual impairments and to outline the preventive work of the typhlopsychologist and typhlopedagogue, as well as the parents.

Keywords: self-image; self-evaluation of a person; dysontogenesis; children with visual impairments; visual impairments; typhlopsychology.

About the author: Zhokina Polina Aleksandrovna, Post-graduate Student; Teacher.

Place of employment: Department of Clinical and Special Psychology, Moscow City Pedagogical University; State Budgetary General Education Institution "School 15", Moscow, Russia.

[, Москва, Херсонская ул., 30, к. 3.

Если мы обратимся к истории отечественной специальной психологии, то обнаружим, что с самого начала ее становления изучались отдельные параметры и стороны формирования личности в условиях нарушенного развития. Положение о неделимости, «внутренней связи и единстве» интеллекта и аффекта, выдвинутое Л. С. Выготским [3, с. 256], послужило толчком отдельным серьезным исследованиям личности ребенка, а специальным психологам — основой для понимания структуры дефекта [1; 6 и др.]. Однако, как остроумно заметил И. А. Коробейников, «постулат — © Жокина П. А., 2017

не должностная инструкция» [6, с. 50]. Интерес исследователей (М. С. Певзнер, 1966; М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, 1963; И. А. Коробейников, 1982 и др.) к собственно личностным аспектам развития аномальных детей был проявлен в значительно меньшей степени, чем к когнитивной сфере, хотя попутно отмечались черты своеобразия их личности и выборочно, ограниченно изучались отдельные компоненты личности, например, самооценка и уровень притязаний [6; 7; 8; 9]. Констатируя этот факт, надо признать, что ситуация была обусловлена тогдашними потребностями отече-

ственной специальной педагогики. За рубежом ситуация складывалась аналогично, и Э. Зиглер (2001) отмечал, что «чрезмерная увлеченность когнитивным подходом к проблеме умственной отсталости проистекает от недостатка экспериментальных эмпирических данных исследований, касающихся личности умственно отсталых индивидов» [5, с. 144]; раньше на это указывали Р. Хе-бер и У. Гарднер [24; 26].

Осознание значимости личностных аспектов ребенка с недостатками развития прямо или косвенно находило свое отражение как в психолого-педагогической, так и клинической научных парадигмах. Нельзя не упомянуть, что в рамках отечественной возрастной психологии в это же время выходят классические работы Л. И. Бо-жович, В. С. Мухиной, Н. И. Непомнящей, Д. Б. Эльконина и многих других.

В последние годы прошлого века значительно возросло число психологических исследований, посвященных личности. Однако среди них лишь единичные рассматривают формирование предпосылок личности в детском возрасте. В области нарушений развития дело обстоит особенно неблагополучно. Зарубежные исследования противоречат друг другу, современные отечественные малочисленны. Вместе с тем на основании эмпирических данных (наблю-

дений и косвенных результатов экспериментов) Ж. И. Шиф (1965), развивая идеи Г. Я. Трошина и Л. С. Выготского о своеобразии психической деятельности и психического развития детей с ограниченными возможностями, пришла к выводу, что недостатки в развитии личности являются закономерностью, общей для всех детей с ограниченными возможностями. Несмотря на недостаточность исследований детского возраста и лишь единичные данные о раннем периоде детства, на основании имеющихся сведений можно предположить, что истоками развития всех проявлений личности являются самооценка и половозрастная идентификация как образования, предшествующие образу «я» [12]. Наша точка зрения совпадает с мнением других исследователей, признающих, что самооценка занимает центральную позицию в психологии личности (например, таких как Д. Балла и Э. Зиглер (О. Balla, Е. Zigler) [12]). С этим мнением совпадает позиция Ш. Шталь (2014), которая утверждает даже, что «самооценка является эпицентром психики» [34, р. 13] (перевод наш. — П. Ж.). Таким образом, процесс личностного развития прежде всего следует рассматривать сквозь призму самооценки и половозрастной идентификации. Разумеется, при этом следует учитывать разночтения в понимании этих терминов [2].

Поскольку наиболее изученной является самооценка, целесообразно рассмотреть именно ее формирование и развитие.

Среди большого числа зарубежных исследований самооценки наибольшее количество посвящено ее изучению при недостатках зрения. К сожалению, текст большинства из них недоступен, и об их научной ценности можно судить только по обзорам оказавшихся доступными неаутентичных работ греческих и испанских психологов. Они посвящены в основном изучению самооценки у взрослых и подростков. Среди всей массы исследований, упоминающихся в этих обзорах, лишь единичные относятся к детскому возрасту.

Во всех доступных работах экспериментальная часть предваряется обзором. Так, К. Пападо-пулос (K. Papadopoulos) представил в своем исследовании данные, которые позволяют говорить о том, что дети с нарушениями зрения могут демонстрировать различные уровни самооценки, включая как адекватное, так и заниженное или завышенное самооценивание. По мнению таких специалистов, как Р. Мартинес и К. Сьюэлл (R. Martinez, K. Se-well), это дает понимание того, что у детей и подростков с нарушениями зрения есть возможность развивать позитивную «я-концепцию» [31].

Ф. Александер (F. Alexander, 1996) изучал и самооценки слабовидящих детей, Д. Пирс и Д. Уордль (J. Pierce, J. Wardle, 1996) — только слепых; эти исследователи утверждают, что у детей с нарушениями зрения нет низкой самооценки [20]. Однако Э. Пончиллия и В. Пончил-лия (E. Ponchillia, V. Ponchillia, 1996), Д. Татл и Н. Татл (D. Tut-tle, N. Tuttle, 2004) пишут, что недостаток зрения наносит серьезный ущерб формированию «я-кон-цепции» и является причиной детской заниженной самооценки [33].

С. Соулис и П. Христодулу (S. Soulis, P. Christodoulou, 2010) занимались изучением самооценки детей с нарушениями зрения и без них в возрасте 8—12 лет. Полученные ими в этом возрастном интервале данные показали, что у детей с нарушением зрения более низкая самооценка по сравнению со зрячими сверстниками. Результаты последних исследований (E. Fotiadou, M. Mousouli, 20141; S.-G. Soulis, G. Andreou, P. Xristodoulou, 2012; S.-G. Soulis, P. Christodoulou, 2010; D. H. Warren, 2004; D. Tuttle, 2004; A. Webster, J. Roe, 1998; E. Ponchillia, V. Ponchillia, 1996) свидетельст-

1 Эмпирические данные получены с помощью методики «Self-esteem Inventory» (Coopersmith, 1987). К сожалению, далее в обзоре, упоминающем и других исследователей, использованные методики не указаны.

вуют о том, что самооценка детей с нарушениями зрения в возрасте от 5 до 11 лет была ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Кроме того, анализ результатов полученных данных показал, что в связи с недостатками зрения наблюдалась более низкая самооценка [20; 33]. По мнению Н. Ангело-пулу-Сакантами (N. Angelopou-lou-Sakantami, 2002), потеря зрения вызывает аффективные колебаниями, способствуя тем самым снижению ситуативной самооценки [20].

Испанские авторы (M. Lopez-Justicia, M. Pichardo, J. Amezcua, E. Fernandez, 2001) пишут о том, что исследования, проведенные на детях 4—7, 8—11 лет, в целом демонстрируют более низкие результаты у участников эксперимента по изучению нескольких аспектов я-концепции с нарушением зрения по сравнению с группой зрячих сверстников. Авторы предполагают, что дети со слабым зрением показали такие результаты вследствие трудностей в преодолении ситуаций школьной и социальной жизни [28] (ряд испанских психологов отмечает, что в методах изучения и преподавания детям с нарушениями зрения должна быть изменена стратегия сотрудничества, которая может помочь повышать самооценку и успеваемость детей с ослабленным зрением). Озабо-

ченность в связи с некоторыми аспектами я-концепции в учебных заведениях была высказана еще в 1950-х гг., когда педагоги осознали, что успех в учебе не может изучаться в отрыве от других аспектов развития человеческой личности. Первыми исследователями проблематики я-кон-цепции и самооценки, внесшими важный вклад в программы учебных заведений, стали А. У. Комбс (A. W. Combs, 1965), Т. Джерсилд (T. Jersild, 1951) и Д. У. Стэйнс (D. W. Staines, 1958). В Испании наиболее значимые исследования данной проблематики принадлежат перу таких авторов, как Х. Химено (J. Gimeno, 1976) и Э. Х. Родригес (E. J. Rodríguez, 1982), изучавших соотношение я-концепции и школьной успеваемости; Х. Гаранто (J. Garanto, 1984) и М. П. Оньяте (M. P. Oñate, 1989), рассмотревших и адаптировавших Теннес-сийскую шкалу измерения представлений о себе (Tennessee Self-Concept Scale, W. Fitts, 1965); Х. А. Алькантара (J. A. Alcántara, 1989), Х. Мачарго (J. Machargo, 1991) и И. Элексуру, А. Гарма, М. Марокин, А. Вилья (I. Elex-puru, A. Garma, M. Marroquin, A. Villa, 1992), изучавших совершенствование конкретных программ коррекции и формирования самооценки и я-концепции детей [28].

Э. Пончиллия и В. Пончиллия (E. Ponchillia, V. Ponchillia, 1996),

А. Уэбстер и Х. Роэ (A. Webster, J. Roe, 1998) сходятся во мнении, что многие лица с нарушением зрения (4—16 лет) характеризуются низкой самооценкой, пассивностью, низкой успеваемостью, ограниченной уверенностью в себе, плохой социальной адаптацией, а также выученной беспомощностью (англ. learned helplessness) [20; 33]. Указанные выше особенности подавляют развитие позитивной самооценки и я-концепции при нарушениях зрения. Потеря зрения, которая делает даже самые простые повседневные задачи неразрешимыми, приводит к девальвации собственной личности, в то время как жалость и благонамеренные поступки окружающих способствуют снижению самооценки [20; 33]. По данным таких исследователей, как Д. и Н. Таттл (D. Tuttle, N. Tuttle, 2004), психологические законы становления личности, определяющие в том числе формирование я-концепции и самооценки у зрячего, в равной степени относятся и к слепым. При этом авторы упоминают, что выявили у детей с нарушением зрения более низкую самооценку, чем в норме [33]. Таким образом, большинство авторов считает, что зрительные недостатки ведут к более низкой самооценке по сравнению с нормой.

Существуют исследования, свидетельствующие о том, что лица с

нарушениями зрения в детском возрасте (6—11 лет) имеют более высокую самооценку, чем нормально видящие. Это расценивается рядом авторов как свидетельство ощущения собственной независимости (D. Tuttle, 1984) и пользы от занятий спортом, которые получают слепые и слабовидящие в дошкольных и школьных учреждениях (P. E. Ponchillia, B. Strause, S. V. Ponchillia, 2002) [см.: 33]. Об отсутствии связи между самооценкой детей и подростков с нарушениями зрения и степенью потери или ухудшения зрения докладывают сразу несколько исследователей (S.-G. Soulis, P. Christodoulou, 2010; S.-G. Soulis, G. Andreou, P. Xristodoulou, 2012; E. Fotiadou, M. Mousouli, 2014) [см.: 20]. Данные их исследований противоречат результатам другой работы (J. Bowen, 2010), полученным при исследовании детей с нарушением зрения. Автор утверждает, что степень нарушения зрения может оказывать серьезное влияние на самооценку [20].

Взаимосвязь самооценки с хронологическим возрастом у детей с нарушениями зрения подтверждают сразу несколько исследователей (E. Fotiadou, M. Mousouli, 2014; S.-G. Soulis, G. Andreou, P. Xristodoulou, 2012), но их выводы противоположны результатам других исследований (R. W. Robins, K. H. Trzesniewski, J. L. Tracy, S. D. Gosling, J. Potter, 2002).

В работе последних авторов обосновывается, что в период от 9 до 12 лет и 13—17 лет самооценка снижается. Г. У. Марш, Д. Паркер и Д. Барнс (H. W. Marsh, J. Parker, J. Barnes, 1985) также говорят о том, что самооценка снижается при переходе индивида от детства к подростковому возрасту [20].

Как известно, дефицит в одной из сфер психической и физической детской активности неизбежно влияет на развитие остальных областей. Как показывает анализ данных различных исследований, дети с нарушением зрения часто проявляют специфические личностные черты (например, эгоцентризм, эгоизм и др.), сталкиваясь лицом к лицу с трудностями в повседневной и социальной жизни, касающимися разных сфер, таких как познавательная, социальная и моторная, что не способствует развитию положительной самооценки. То есть имеет значение не только степень снижения зрительной функции, но и условия развития.

Исследование самооценки слепых Д. Джервиса (1960) показало, что слепые склонны соотносить себя с крайне положительным или крайне отрицательным значением на шкале самооценки. Либо они считают себя неспособными к выполнению своих жизненных задач, либо их самооценка завышена, что проявляет-

ся в игнорировании факта слепоты и ее последствий. Высокий или низкий уровни самооценки связаны с успешностью адаптации к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с нарушениями зрения переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как их сверстники [5].

К сожалению, в современной российской тифлопсихологии процесс формирования самооценки не получил должного отражения. Считается, что осознание себя, формирование представлений о себе протекает отсроченно по сравнению с нормой и достаточно своеобразно — в силу отсутствия сравнительного опыта со зрячими и отсутствием критериев самооценивания [8].

Таким образом, на основании доступных нам зарубежных исследований можно констатировать неиссякающий интерес к проблеме самооценки в специальной психологии. Однако, особенно в последние годы, современные исследования в большинстве своем носят эмпирический характер, в них почти не рассматриваются содержательные характеристики этого феномена. Имеющиеся научные данные позволяют говорить о разном уровне оценивания себя детьми с нарушениями зрения в зависимости от выраженности нарушения раз-

вития, социальной ситуации развития, успешности адаптации к своему состоянию и от многих других факторов, которые на первый взгляд кажутся случайными, но вполне могут оказаться важными с точки зрения непознанных закономерностей.

Литература

1. Валявко, С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников / С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2016. — № 3 (19). — С. 5—11.

2. Валявко, С. М. Современные проблемы исследования самооценки в зарубежной психологии / С. М. Валявко, П. А. Жокина // Системная психология и социология. — 2016. — № 4 (20). — С. 13—21.

3. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; Акад. пед. наук СССР ; под ред. Т. А. Власовой. — М. : Педагогика, 1983. — 368 с.

4. Зиглер, Э. Понимание умственной отсталости / Э. Зиглер, Р. М. Ходапп ; пер. с англ. Н. М. Вельбовец. — Киев : Сфера, 2001.

5. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : Пер Сэ, 2002.

6. Лубовский, В. И. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры. В 2 т. Т. 1 / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2016.

7. Певзнер, М. С. Дети с отклонениями в развитии. Отграничение олигофрении от сходных состояний / М. С. Певзнер. — М. : Изд-во АПН РФСР, 1966.

8. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лу-бовский. — М., 1963.

9. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. — М. : Полиграф сервис, 2000. 127 с.

10. Шиф, Ж. И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Ж. И. Шиф. — М. : Просвещение, 1965.

11. Alcántara, J. A. Cómo educar la autoestima / J. A. Alcántara. — Barcelona : CEAC, 1989.

12. Alexander, F. Self-concepts of children with visual impairments / F. Alexander // Review. — 1996. — № 1 (28). P. 35—43.

13. Angelopoulou-Sakantami, N. Special education. Specific Principles and Methods / N. Angelopoulou-Sakantami ; publ. Christo-doulides, Thessaloniki. — 2002.

14. Balla, D. Personality development in retarded person / D. Balla, E. Zigler // Handbook of mental deficiency / N. R. Ellis (ed.). — 2nd ed. — Hillsdale N.J. : Erlbaum, 1979.

15. Bowen, J. Visual impairment and its impact on self-esteem / J. Bowen // British Journ. Impairment. — 2010. — № 1 (28). — P. 47—56.

16. Combs, A. W. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. — Boston, Massachusetts : Allyn and Bacon, 1965.

17. Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem / S. Coopersmith. — Palo Alto, CA : Consulting Psychologists Pr., 1987.

18. Elexpuru, I. Autoconcepto y educación. Teoría, medida y práctica pedagógica / I. Elexpuru, A. Garma, M. Maroquín, A. Villa. — Bilbao : Gobierno Vasco, 1992.

19. Fitts, W. H. Manual for Tennessee (Department of Mental Health) Self-Concept Scale / W. H. Fitts. — Nashville, TN : Counselor Recordings and Tests, 1965.

20. Fotiadou, E. Motor Development and Self-Esteem of Children and Adolescents with Visual Impairment / E. Fotiadou, M. Mousouli // Journ. of Education and Practice. — 2014. — Vol. 5. — No. 37. — P. 97—106.

21. Fotiadou, E. Motor development and self-esteem of children and Adolescents with Visual Impairment / E. Fotiadou, P. Chris-todoulou, S.-G. Soulis, V. K. Tsimaras, M. Mousouli // Journ. of Education and Practice. — 2014. — No. 37. — P. 97—106. — ISSN 2222-1735.

22. Garanto, J. Las actitudes hacia sí mismo y su medición / J. Garanto. — Barcelona : Ediciones Universitarias, 1984.

23. Garanto, J. Las actitudes hacia sí mismo y su medición / J. Garanto. — Barcelona : Universidad, 1984.

24. Gardner, W. I. Personality characteristics of the mentally retarded: Review and critique / W. I. Gardner // Behavioral research in mental retardation / H. J. Prehm, I. A. Harmlynck, J. E. Grosson (eds.). — Eugene, Oreg. : Univ. of Oregon Pr., 1968.

25. Gimeno, J. Autoconcepto, sociabilidad y rendimiento escolar / J. Gimeno. — Madrid : Instituto Nacional de Ciencias de la Educación, 1976.

26. Heber, R. Personality / R. Heber // Mental retardation: A review of research / H. A. Stevens, R. Heber (eds.). — Chicago : Univ. of Chicago Pr., 1964.

27. Jersild, T. Self understanding in childhood and adolescence / T. Jersild // American psychologist. — 1951. — No 6. — P. 122—126.

28. Lopez-Justicia, M. The self-concepts of Spanish children and adolescents with low vision and their sighted peers / M. Lopez-Justicia, M. Pichardo, J. Amezcua, E. Fernandez // Journ. of Visual Impairment & Blindness. — 2001. — № 3 (95). — P. 150—160.

29. Machargo, J. El profesor y el autocon-cepto de sus alumnos. Teoría y práctica / J. Machargo. — Madrid : Escuela Española, 1991.

30. Marsh, H. W. Multidimensional adolescent self-concepts: Their relationship to age, sex, and academic measures / H. W. Marsh, J. Parker, J. Barnes // American Educational Research Journal. — 1985. — № 22. — P. 422—444.

31. Martinez, R. Self-concept of adults with visual impairments / R. Martinez, K. W. Se-well // Journ. of Rehabilitation. — 1996. — № 62. — P. 55—58.

32. Oñate, M. P. El autoconcepto: Formación, medida e implicaciones en la personalidad / M. P. Oñate. — Madrid : Narcea, 1989.

33. Papadopoulos, K. Self-esteem of Adults with Visual Impairments / K. Papadopoulos, L. Kartasidou, D. Papakonstantinou, A. Kou-tsoklenis, E. Koustriava // Living in a Changing Europe : Proceedings of the 7th ICEVI European Conference (Dublin, Ireland, 5— 10 July, 2009).

34. Pierce, J. W. Body size, parental appraisal and self-esteem in blind children / J. W. Pierce, J. Wardle // Journ. of child psychology and psychiatry. — 1996. — № 37. — P. 205—212.

35. Ponchillia, E. Foundations of Rehabili-zation Teaching with Persons are Blind or Visually Impairend / E. Ponchillia, V. Pon-chillia. — New York : AFB Press, 1996.

36. Ponchillia, P. E. Athletes with visual impairments: attributes and sports participation / P. E. Ponchillia, B. Strause, S. V. Pon-chillia // Journ. of visual impairment & blindness. — 2002. — Vol. 96. — No. 4. — P. 267—272. — ISSN 0145-482X.

37. Robins, R. W. Global self-esteem across the life span / R. W. Robins, K. H. Trzes-niewski, J. L. Tracy, S. D. Gosling, J. Potter // Psychology and Aging. — 2002. — № 17. — P. 423—434.

38. Rodríguez, E. J. Factores de rendimiento escolar / E. J. Rodríguez. — Barcelona : Oikos-Tau, 1982.

39. Soulis, S.-G. Self-esteem and Empathy of Greek Children and Adolescents with Visual Impairments / S.-G. Soulis, G. Andreou, P. Xristodoulou // 12th International Conference on Diversity in Organizations, Communities and Nations. 11 —13 June, Vancouver, Canada. — 2012.

40. Soulis, S.-G. The self-esteem of children and adolescents with visual impairments / S.-G. Soulis, P. Christodoulou // 2nd National Conference of Special Education, April 15—18, Athens, 2010.

41. Stahl, S. Leben kann auch einfach sein: So stärken Sie Ihr Selbstwertgefühl / S. Stahl. — Hamburg : Ellert & Richter Verl., 2014. — 240 s.

42. Staines, J. W. The Development of children's Values: The self-picture as a factor in the class-room / J. W. Staines // British Journ. of

Educational Psychology. — 1958. — № 28. — P. 97—111.

43. Tutlle, D. Self-esteem and adjusting with blindness / D. Tuttle, N. Tuttle. — 3rd ed. — Springfield, L : Charles Thomas, 2004.

44. Tuttle, D. Intrinsic motivation and self esteem strategies for children with disabilities / D. Tuttle // Pyschology. — 2004. — № 87. — P. 68—79.

45. Tuttle, D. Self-esteem and adjusting with blindness / D. Tuttle. — Springfield, IL : Charles C. Thomas, 1984.

46. Webster, A. Children with Visual Impairments / A. Webster, J. Roe. — London : Routledge, 1998.

References

1. Valyavko, S. M. Analiz formirovaniya samootsenki starshikh doshkol'nikov / S. M. Valyavko // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2016. — № 3 (19). — S. 5—11.

2. Valyavko, S. M. Sovremennye problemy issledovaniya samootsenki v zarubezhnoy psikhologii / S. M. Valyavko, P. A. Zhokina // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2016. — № 4 (20). — C. 13—21.

3. Vygotskiy, L. S. Sobr. soch. T. 5. Osno-vy defektologii / L. S. Vygotskiy ; Akad. ped. nauk SSSR ; pod red. T. A. Vlaso-voy. — M. : Pedagogika, 1983. — 368 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zigler, E. Ponimanie umstvennoy otsta-losti / E. Zigler, R. M. Khodapp ; per. s angl. N. M. Vel'bovets. — Kiev : Sfera, 2001.

5. Korobeynikov, I. A. Narusheniya razvit-iya i sotsial'naya adaptatsiya / I. A. Korobey-nikov. — M. : Per Se, 2002.

6. Lubovskiy, V. I. Spetsial'naya psikholo-giya : ucheb. dlya bakalavriata i magistra-tury. V 2 t. T. 1 / V. I. Lubovskiy, T. V. Ro-zanova, L. I. Solntseva [i dr.] ; otv. red. V. I. Lubovskiy. — 7-e izd., pererab. i dop. — M. : Yurayt, 2016.

7. Pevzner, M. S. Deti s otkloneniyami v razvitii. Otgranichenie oligofrenii ot skhod-nykh sostoyaniy / M. S. Pevzner. — M. : Izd-vo APN RFSR, 1966.

8. Pevzner, M. S. Dinamika razvitiya de-tey-oligofrenov / M. S. Pevzner, V. I. Lubovskiy. — M., 1963.

9. Solntseva, L. I. Tiflopsikhologiya det-stva / L. I. Solntseva. — M. : Poligraf servis, 2000. 127 s.

10. Shif, Zh. I. Osnovy obucheniya i vospi-taniya anomal'nykh detey / Zh. I. Shif. — M. : Prosveshchenie, 1965.

11. Alcántara, J. A. Cómo educar la autoestima / J. A. Alcántara. — Barcelona : CEAC, 1989.

12. Alexander, F. Self-concepts of children with visual impairments / F. Alexander // Review. — 1996. — № 1 (28). P. 35—43.

13. Angelopoulou-Sakantami, N. Special education. Specific Principles and Methods / N. Angelopoulou-Sakantami ; publ. Christo-doulides, Thessaloniki. — 2002.

14. Balla, D. Personality development in retarded person / D. Balla, E. Zigler // Handbook of mental deficiency / N. R. Ellis (ed.). — 2nd ed. — Hillsdale N.J. : Erlbaum, 1979.

15. Bowen, J. Visual impairment and its impact on self-esteem / J. Bowen // British Journ. Impairment. — 2010. — № 1 (28). — P. 47—56.

16. Combs, A. W. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. — Boston, Massachusetts : Allyn and Bacon, 1965.

17. Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem / S. Coopersmith. — Palo Alto, CA : Consulting Psychologists Pr., 1987.

18. Elexpuru, I. Autoconcepto y educación. Teoría, medida y práctica pedagógica / I. Elexpuru, A. Garma, M. Maroquín, A. Villa. — Bilbao : Gobierno Vasco, 1992.

19. Fitts, W. H. Manual for Tennessee (Department of Mental Health) Self-Concept Scale / W. H. Fitts. — Nashville, TN : Counselor Recordings and Tests, 1965.

20. Fotiadou, E. Motor Development and Self-Esteem of Children and Adolescents with Visual Impairment / E. Fotiadou, M. Mousouli // Journ. of Education and Practice. — 2014. — Vol. 5. — No. 37. — P. 97—106.

21. Fotiadou, E. Motor development and self-esteem of children and Adolescents with Visual Impairment / E. Fotiadou, P. Chris-todoulou, S.-G. Soulis, V. K. Tsimaras, M. Mousouli // Journ. of Education and

Practice. — 2014. — No. 37. — P. 97—106. — ISSN 2222-1735.

22. Garanto, J. Las actitudes hacia sí mismo y su medición / J. Garanto. — Barcelona : Ediciones Universitarias, 1984.

23. Garanto, J. Las actitudes hacia sí mismo y su medición / J. Garanto. — Barcelona : Universidad, 1984.

24. Gardner, W. I. Personality characteristics of the mentally retarded: Review and critique / W. I. Gardner // Behavioral research in mental retardation / H. J. Prehm, I. A. Harmlynck, J. E. Grosson (eds.). — Eugene, Oreg. : Univ. of Oregon Pr., 1968.

25. Gimeno, J. Autoconcepto, sociabilidad y rendimiento escolar / J. Gimeno. — Madrid : Instituto Nacional de Ciencias de la Educación, 1976.

26. Heber, R. Personality / R. Heber // Mental retardation: A review of research / H. A. Stevens, R. Heber (eds.). — Chicago : Univ. of Chicago Pr., 1964.

27. Jersild, T. Self understanding in childhood and adolescence / T. Jersild // American psychologist. — 1951. — No 6. — P. 122—126.

28. Lopez-Justicia, M. The self-concepts of Spanish children and adolescents with low vision and their sighted peers / M. Lopez-Justicia, M. Pichardo, J. Amezcua, E. Fernandez // Journ. of Visual Impairment & Blindness. — 2001. — № 3 (95). — P. 150—160.

29. Machargo, J. El profesor y el autocon-cepto de sus alumnos. Teoría y práctica / J. Machargo. — Madrid : Escuela Española, 1991.

30. Marsh, H. W. Multidimensional adolescent self-concepts: Their relationship to age, sex, and academic measures / H. W. Marsh, J. Parker, J. Barnes // American Educational Research Journal. — 1985. — № 22. — P. 422—444.

31. Martinez, R. Self-concept of adults with visual impairments / R. Martinez, K. W. Se-well // Journ. of Rehabilitation. — 1996. — № 62. — P. 55—58.

32. Oñate, M. P. El autoconcepto: Formación, medida e implicaciones en la persona-

lidad / M. P. Oñate. — Madrid : Narcea, 1989.

33. Papadopoulos, K. Self-esteem of Adults with Visual Impairments / K. Papadopoulos, L. Kartasidou, D. Papakonstantinou, A. Kou-tsoklenis, E. Koustriava // Living in a Changing Europe : Proceedings of the 7th ICEVI European Conference (Dublin, Ireland, 5— 10 July, 2009).

34. Pierce, J. W. Body size, parental appraisal and self-esteem in blind children / J. W. Pierce, J. Wardle // Journ. of child psychology and psychiatry. — 1996. — № 37. — P. 205—212.

35. Ponchillia, E. Foundations of Rehabili-zation Teaching with Persons are Blind or Visually Impairend / E. Ponchillia, V. Pon-chillia. — New York : AFB Press, 1996.

36. Ponchillia, P. E. Athletes with visual impairments: attributes and sports participation / P. E. Ponchillia, B. Strause, S. V. Pon-chillia // Journ. of visual impairment & blindness. — 2002. — Vol. 96. — No. 4. — P. 267—272. — ISSN 0145-482X.

37. Robins, R. W. Global self-esteem across the life span / R. W. Robins, K. H. Trzes-niewski, J. L. Tracy, S. D. Gosling, J. Potter // Psychology and Aging. — 2002. — № 17. — P. 423—434.

38. Rodríguez, E. J. Factores de rendimiento escolar / E. J. Rodríguez. — Barcelona : Oikos-Tau, 1982.

39. Soulis, S.-G. Self-esteem and Empathy of Greek Children and Adolescents with Visual Impairments / S.-G. Soulis, G. Andreou, P. Xristodoulou // 12th International Conference on Diversity in Organizations, Communities and Nations. 11 —13 June, Vancouver, Canada. — 2012.

40. Soulis, S.-G. The self-esteem of children and adolescents with visual impairments / S.-G. Soulis, P. Christodoulou // 2nd National Conference of Special Education, April 15—18, Athens, 2010.

41. Stahl, S. Leben kann auch einfach sein: So stärken Sie Ihr Selbstwertgefühl / S. Stahl. — Hamburg : Ellert & Richter Verl., 2014. — 240 s.

42. Staines, J. W. The Development of children's Values: The self-picture as a factor in

the class-room / J. W. Staines // British Journ. of Educational Psychology. — 1958. — № 28. — P. 97—111.

43. Tutlle, D. Self-esteem and adjusting with blindness / D. Tuttle, N. Tuttle. — 3rd ed. — Springfield, L : Charles Thomas, 2004.

44. Tuttle, D. Intrinsic motivation and self esteem strategies for children with disabili-

ties / D. Tuttle // Pyschology. — 2004. — № 87. — P. 68—79.

45. Tuttle, D. Self-esteem and adjusting with blindness / D. Tuttle. — Springfield, IL : Charles C. Thomas, 1984.

46. Webster, A. Children with Visual Impairments / A. Webster, J. Roe. — London : Routledge, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.