Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ'

САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / SELF-ATTITUDE / PERSONALITY TRAITS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова А.А., Кожевникова О.В.

Самоотношение играет важную роль в жизни человека, в частности в формировании его личности. Именно в юношеском возрасте, который у большинства людей выпадает на студенческие годы, происходит целостное становление личности. В представленной статье анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязей компонентов самоотношения (самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самопринятие, саморуководство и др.) и ряда личностных особенностей студентов гуманитарных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернова А.А., Кожевникова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF SELF-ATTITUDE AND PERSONALITY TRAITS OF UNIVERSITY STUDENTS

Self-attitude plays a key role in the human life, specifically, in the process of their personality development. The period of youth which is mainly associated with student activities is devoted to the holistic personality formation. The results of an empirical study of correlations between the components of self-attitude (self-respect, auto-sympathy, anticipated attitude from others, self-interest, self-acceptance, self-direction and the others) and personality traits of university students majoring in humanities are presented in a visual format and analyzed.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

УДК 159.923.2-057.875

САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

А.А. Чернова, О.В. Кожевникова

Удмуртский государственный университет

Самоотношение играет важную роль в жизни человека, в частности в формировании его личности. Именно в юношеском возрасте, который у большинства людей выпадает на студенческие годы, происходит целостное становление личности. В представленной статье анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязей компонентов самоотношения (самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самопринятие, саморуководство и др.) и ряда личностных особенностей студентов гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова: самоотношение, личностные особенности, студенты.

На данный момент в сфере образования происходят изменения, обусловленные тем, что образовательные учреждения должны не только обеспечивать оптимальные условия для освоения студентами знаний, умений и навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности, но способствовать всестороннему личностному развитию обучаемых. Перед вузами ставится задача формирования конкурентоспособной личности, которая бы обладала такими личностными качествами как гибкость мышления, толерантность, организаторские и лидерские способности, стремление к саморазвитию, адекватное самоотношение [1, с. 3].

Категория «самоотношения» относится к числу понятий, единодушия в трактовке которых в настоящее время не наблюдается. Так, Н.И. Сарджвелеадзе, предложивший в свое время данное понятие, описывает обозначенный феномен через категорию установки, являющейся общим и единым механизмом формирования

© Чернова А.А., Кожевникова О.В., 2018

всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено как структурный элемент [цит. по 2, с. 7]. При этом отмечается, что самоотношение ощущается субъектом как некое общее интегральное чувство «за» или «против» личного Я [3, с. 3]. В настоящее время выделяется несколько основных подходов к пониманию самоотношения. В рамках одномерного подхода (М. Розенберг), утверждается, что самоотношение отражает переживание человеком собственной ценности, является целостным неделимым образованием. Второй - это структурный подход (У. Джеймс), согласно которому самоотношение - это система более частных компонентов, которые отражают различные сферы проявления личности. Третьим является функциональный подход (В.В. Столин, С Р. Пантилеев), его представители выделяют компоненты самоотношения, которые имеют разные функции и разное происхождение [4, с. 62-64]. Отечественные и зарубежные исследователи вкладывают разные смысловые нагрузки в рассматриваемое понятие, подразумевая, прежде всего, проявление специфики отношения личности к собственному «Я» [5, с. 264].

В большинстве исследований, посвященных изучению проблем отношения к себе, рассматривают такие его разновидности как позитивное и негативное самоотношение. Позитивное самоотношение, по мнению Р. Бернса, С.Р. Пантелеева, Н.И. Сарджве-ладзе и других, выражается в том, что личность значительно оценивает имеющиеся у нее качества, отличается согласованностью положительных суждений о самой себе, предполагает, что отношение окружающих окажется идентичным самоотношению. Негативное самоотношение является противоположностью позитивному, где отношение личности к себе часто носит деструктивный характер [6, с. 4-7].

Вопросы взаимосвязи самоотношения с другими личностными особенностями индивида периодически оказываются в фокусе внимания исследователей, полагающих, что изучение обозначенной проблемы позволит выявить механизмы личностного развития, в частности, в студенческом возрасте и разработать меры, направленные на оптимизацию учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов [7, с. 18-19; 8, с. 271-274].

Для изучения взаимосвязи самоотношения и личностных особенностей обучаемых нами было проведено исследование, к участию в котором было привлечено 102 студента начальных курсов гуманитарных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовались две методики: опросник самоотношения, разработанный В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым, и 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Полученные данные были проанализированы средствами компьютерной программы для статистической обработки данных IBM SPSS Statistic 22.0, а именно был проведен корреляционный анализ по Спирме-ну [9, с. 127], позволивший выявить наиболее значимые положительные и отрицательные корреляционные связи между изучаемыми показателями. Полученные результаты представлены в графической форме (см. рис. 1-12).

Рис. 1. Графическое отображение корреляционных связей между глобальным самоотношением и личностными особенностями студентов

Показатель «Глобальное самоотношение» трактуется в методике В.В. Столина и С.Р. Пантилеева как интегральное чувство за или против собственного «Я». Данный показатель положительно взаимосвязан с показателями «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Доминантность», «Моральная нор-

мативность», «Чувствительность», «Ориентация на новое», «Дисциплинированность» и отрицательно - с показателями «Тревожность», «Самостоятельность», «Напряженность» (рис. 1). Полученные данные позволяют предположить, что чем больше проявляется у студента способность к установлению межличностных контактов, общительность и умение сотрудничать, чем выше эмоциональная устойчивость, умение управлять своими эмоциями и настроением, настойчивость и напористость, ответственность и добросовестность, доверие чувствам и интуиции, чем выше стремление к новому, организованность, уверенность в себе, привязанность к группе, невозмутимость и спокойное отношение к удачам и неудачам, тем у него значительнее выражено чувство собственного «Я».

Рис. 2. Графическое отображение корреляционных связей между

самоуважением и личностныти особенностями студентов

«Самоуважение» как аспект самоотношения, который несет в себе веру в собственное «Я» и свои силы, положительно взаимосвязан с такими показателями как «Общительность» «Эмоциональная устойчивость», «Доминантность», «Моральная нормативность», «Смелость», «Чувствительность», «Дисциплинированность» и отрицательно взаимосвязан с показателями «Тревожность», «Напряженность» (рис. 2). Данные могут говорить о

том, что студент, у которого более выражена общительность, способность к межличностным контактам, эмоциональная устойчивость, независимость, дисциплинированность и требовательность к порядку, смелость, снисходительность к себе и другим, чем выше умение организовать и контролировать свое поведение, чем больше проявляется спокойствие, уверенность и невозмутимость, тем у него будет более выражено чувство самоуважения, т.е. такой студент имеет веру в свои силы, способен контролировать свою жизнь, понимает самого себя.

Рис. 3. Графическое отображение корреляционных связей между

аутосимпатией и личностными особенностями студентов

Показатель «Аутосимпатия», который отражает степень дружественности или враждебности к собственному «Я», прямо взаимосвязан с показателями «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Чувствительность» и отрицательно взаимосвязан с такими показателями как «Тревожность», «Самостоятельность», «Напряженность» (рис. 3). По имеющимся связям можно сказать, что студенты с выраженными качествами общительности, эмоциональной устойчивости, способностью управлять эмоциями и настроением, проявляющими дисциплинированность и ориентацию на учебные требования. Имеющие такие качества как самоуверенность, веру в себя, но в тоже время ори-

г = 0.262 ¡><0,01

ентированные на мнение группы, имеющие тенденции к невозмутимости, спокойно относящиеся к удачам и неудачам, такие студенты показывают положительное отношение к себе, они довольны имеющимися у себя качественными характеристиками, своим поведением.

Рис. 4. Графическое отображение корреляционных связей между ожидаемым отношением от других и личностными особенностями студентов

Показатель «Ожидаемое отношение от других», который подразумевает ожидание человека позитивного или негативного отношения к себе от других людей, положительно коррелирует с показателями «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Моральная нормативность», «Чувствительность», отрицательно взаимосвязан с показателями «Подозрительность», «Самостоятельность» (рис. 4). По таким данным можно сказать, что студент проявляющий общительность и коммуникабельность, эмоционально устойчивый, стремящийся к соблюдению моральных требований, в учебе ориентированный на требования преподавателей, а также считающий окружающих добрыми и хорошими, привязанный к группе, является человеком, не ожидающим враждебности со стороны, он склонен считать, что лю-

ди к нему относятся доброжелательно, может проявлять доверчивость и уступчивость, даже с малознакомыми людьми.

Показатель «Самоинтересы», отражающий меру близости к самому себе имеет положительные взаимосвязи с такими показателями как «Общительность», «Доминантность», «Моральная нормативность», «Чувствительность» (рис. 5). Такие взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что гибкие и адаптивные студенты, легко вступающие в коммуникацию, с выраженным стремлением к самоутверждению, самостоятельности и независимости, аккуратные в делах, любящие порядок, не нарушающие правил, даже если они кажутся им пустой формальностью, обладающие хорошим самоконтролем, а также обладающие богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и использующие собственную интуицию для решения важных вопросов, могут характеризоваться как люди выражающие интерес к личным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Рис. 5. Графическое отображение корреляционным связей между самоинтересами и личностными особенностями студентов

«Самоуверенность» характеризующая самоуважение личности, отношение к себе как к самостоятельному человеку, имеет положительные корреляционные взаимосвязи с показателями «Эмоциональная устойчивость», «Доминантность», «Моральная

нормативность», «Смелость», «Ориентация на новое» и отрицательную взаимосвязь с показателем «Тревожность» (рис. 6). Это может отражаться в том, что студенты, характеризующиеся высокой степенью эмоциональной устойчивости, имеющие способность управлять собственными эмоциями и настроением, обладающие умением найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение, с выраженным стремлением к самоутверждению и самостоятельности, ориентированные на соблюдение моральных норм, показывающие смелость и решительность, обладающие тягой к риску и острым ощущениям, проявляющие различные интеллектуальные интересы, стремящиеся быть хорошо информированными, в тоже время обладающие критичным мышлением и не принимающие информацию на веру, а также имеющие веру в себя, не склонные к страхам, самоупрекам, мало чувствительные к оценкам окружающих, относятся к себе как к независимому, уверенному, волевому и надежному человеку, знающему, что ему есть, за что себя уважать.

Рис. 6. Графическое отображение корреляционных связей между самоуверенностью и личностными особенностями студентов

1 других

г = . 0:250 \

Рис. 7. Графическое отображение корреляционным связей между отношением других и личностными особенностями студентов

Показатель «Отношение других», который выражает представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение к себе и симпатию, положительно взаимосвязан с показателями «Общительность», «Моральная нормативность», «Чувствительность» и имеет отрицательные корреляции с показателями «Подозрительность» и «Самостоятельность» (рис. 7). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что студент проявляющий коммуникабельность, с развитым чувством ответственности, обязательности и добросовестности, ориентированный в учебной деятельности на дисциплинированность и выполняющий требования преподавателей, а также считающий окружающих добрыми и хорошими, имеющий привязанность к группе, не ожидает враждебности со стороны других людей, представляет себя способны вызвать положительное отношение о себе взаимодействуя с другими.

«Самопринятие», характеризующее принятие себя таким, какой есть, несмотря на слабости и недостатки, положительно коррелирует с показателями «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Смелость», «Чувствительность» и отрицательно коррелирует с показателями «Тревожность», «Самостоятельность», «Напряженность» (рис. 8). Такие данные могут говорить о том, что студенты, склонные к общительности, проявляющие эмоциональную устойчивость, ориентированные на

мнение группы и привязанные к ней, имеющие такие качества как смелость и решительность, характеризующиеся как веселые, бодрые, жизнерадостные, имеющие веру в себя, не склонны к страхам и самоупрекам, невозмутимые и спокойные, они проявляют симпатию по отношению к себе, к своим внутренним побуждениям, принимают себя такими, какие они есть.

/ Фактор С \

Рис. 8. Графическое отображение корреляционных связей между

самопринятием и личностными особенностями студентов

Показатель «Саморуководство», отражающий суждение личности об основном источнике личной активности, результатов и достижений, об источнике формирования собственной личности, положительно взаимосвязан с показателями «Общительность», «Моральная нормативность», «Чувствительность» и имеет отрицательную взаимосвязь с показателем «Напряженность» (рис. 9). Можно предположить, что у студента, который проявляет общительность, имеет стремления к соблюдению моральных требований, а в учебе стремится к высокой успеваемости, проявляет дисциплинированность, невозмутимость и спокойствие, относясь к неудачам, выражена способность управлять своим поведением.

Рис. 9. Графическое отображение корреляционных связей между саморуководством и личностными особенностями студентов

Рис. 10. Графическое отображение корреляционных связей между самообвинением и личностными особенностями студентов

Показатель «Самообвинение», позволяющий оценить выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я», положительно коррелирует с показателем «Напряженность» (рис. 10). Это может означать, что беспокойные, возбужденные, неусидчивые, чувствующие себя разбитыми, усталыми и не способные оставаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха, студенты имеют тенденцию негативного отношения к собственной личности, к собственному «Я».

Показатель «Самоинтерес», под которым понимается интерес индивида к собственным мыслям и чувствам, имеет положительные взаимосвязи с показателями «Общительность», «Доминантность», «Чувствительность» и отрицательную взаимосвязь с показателем «Тревожность» (рис. 11). Так, можно сказать, что коммуникабельные студенты, проявляющие выраженное стрем-

ление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, имеющие в учебном плане ориентацию на дисциплинированность и требование преподавателя, а также высокую успеваемость, при этом не склонные к страхам, самоупрекам и мало чувствительные к оценкам окружающих, проявляют особый интерес к самопознанию, имеют склонность к изучению своего внутреннего мира, к анализу собственных возможностей, личностного и субъектного потенциала.

Рис. 11. Графическое отображение корреляционным связей между

самоинтересом и личностными особенностями студентов

Показатель «Самопонимание», отражающий способность человека замечать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, положительно взаимосвязан с показателями «Адекватная самооценка», «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Доминантность», «Моральная нормативность» и имеет отрицательные взаимосвязи с показателями «Тревожность», «Самостоятельность», «Напряженность» (рис. 12). Выявленные взаимосвязи могут говорить о том, что студент, имеющий адекватную самооценку, склонный к общительности, обладающий эмоциональной устойчивостью, смелый, энергичный и активный, принимающий вызовы и чувствующий превосходство над другими, а также умеющий справляться с жизненными неудачами, малочувствительный к оценкам окру-

жающих, проявляющим независимость и самостоятельность в решении важных вопросов, спокойно относящийся к удачам и неудачам, удовлетворенный любым положением дел, обладающий тенденцией к способности отвечать на вопрос «как» и «почему» относительно своего характера и поведения, проявляет умение обнаруживать в нем причинно-следственные и временные связи, смысл поведения.

Рис. 12. Графическое отображение корреляционных связей между самопониманием и личностными особенностями студентов

Таким образом, в ходе осуществленного исследования выявлены взаимосвязи компонентов самоотношения с личностными особенностями студентов. Полученные результаты дают лишь общее представление о рассматриваемых феноменах: они будут положены в основу изучения психологических предикторов успешности процесса и результатов первичной адаптации к условиям обучения в высшей школе.

Библиографический список

1. Портнова Ю.М. Формирование позитивного самоотношения студентов посредством психологического воздействия: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2008. 176 с.

2. Колышко A.M. Психология самоотношения: учеб. пособие / авт. и сост. А.М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004.102 с.

3. Любимова О.М. Самоотношение в структуре личности профессионала (на примере учителей общеобразовательных школ Алтайского края): дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 211 с.

4. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоот-ношенения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. № 1. С. 62-78.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 526 с.

6. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 218 с.

7. Комиссарова Л.Г., Миронова Т.Л. Психологические особенности личности студента колледжа // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2011. № 5. С. 15-23.

8. Жуков А.И. Самоактуализация студентов-психологов с разным уровнем самоотношения // Развитие профессионализма: сетевое приложение к вып. № 2(4). 2017. URL: http://developmentonline.ru/ data/documents/SP2-4-17-Zhukov-Statya-1.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

9. НаследовА. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

CORRELATION OF SELF-ATTITUDE AND PERSONALITY TRAITS OF UNIVERSITY STUDENTS

A.A. Chernova, O.V. Kozhevnikova

Udmurt State University

Self-attitude plays a key role in the human life, specifically, in the process of their personality development. The period of youth which is mainly associated with student activities is devoted to the holistic personality formation. The results of an empirical study of correlations between the components of self-attitude (self-respect, auto-sympathy, anticipated attitude from others, self-interest, self-acceptance, self-direction and the others) and personality traits of university students majoring in humanities are presented in a visual format and analyzed.

Keywords: self-attitude, personality traits, university students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.