Научная статья на тему 'Самоорганизующаяся игровая деятельность как фактор формирования социально-психологической толерантности детей и подростков'

Самоорганизующаяся игровая деятельность как фактор формирования социально-психологической толерантности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВОРОВЫЕ ИГРЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизующаяся игровая деятельность как фактор формирования социально-психологической толерантности детей и подростков»

Библиографический список

1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.

2. Сафин В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности: монография / В.Ф. Са-фин, И.Н. Нурлыгаянов. - Уфа: Вагант, 2008.

А.Г. Жиляев С.Н. Исламова

самоорганизующаяся игровая деятельность как

ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: дворовые игры, толерантность, игровая деятельность, психическое развитие, игры с правилами.

Социально-психологическая толерантность в настоящее время становится в ряд основных социальных критериев зрелости гражданского общества. Истоки большинства социальных конфликтов формируются на базе недоразвития навыков социально-психологической интеграции в детстве. Формирование картины мира по принципу «свой -чужой», основанное на культурных, национальных, конфессиональных, расовых факторах всю историю человечества определяло идеологию войн и конфронтаций. При всей неоднозначности социального наследия советской эпохи можно выделить высокий уровень социально-психологической толерантности людей, которые были носителями культуры «дружбы народов и народностей» как составляющей общность граждан своей страны, так и по отношению к другим людям.

Значительная часть социально-психологических технологий воспитательной работы с детьми и подростками сохранилась и продолжает развиваться. Это относится к сегментам школьного воспитательного процесса, развитию физвоспитания и спорта, формированию здорового образа жизни и противодействию негативным факторам, таким как алкоголизация и наркоманизация. Однако существует сегмент воспитания личности, который за последние 30 лет превратился из обязательного и основного компонента детства в редкий экзотический вид воспитания детей и подростков. Речь идет о дворовых играх как игровой деятельности, основанной на самоорганизации. Отличительными характеристиками дворовых игр является их универсальность для детей различного возраста, различной степени физического развития. Сценарии этих игр позволяли взаимодействовать детям, отличающимся индивидуальными склонностями и особенностями характера (пример: «Дочки-матери», «Казаки-разбойники»). Дети спонтанно приобретали навыки межличностного взаимодействия, причем, сценарий игры позволял нивелировать национальные и культурные отличия. В играх дети транслировали социально-культурные особенности своих семей, своего микросоциального окружения, формируя в процессе игры интеграцию культур в самосознании ребенка. Попытка заместить дворовые игры развитием спортивных секций и школ не может быть эффективной. Спортивный подход харак-

© Жиляев А.Г., Исламова С.Н., 2013

теризует нацеленность на конечный результат, достигаемый экстремальными нагрузками, что определяет систему отбора исключительно способных детей. Психологически же игра - это единственный вид деятельности, в котором удовольствие приносит сам процесс, а не только результат. Влияние игры на личность существенно шире, глубже и универсальнее, чем чисто спортивная подготовка, при этом, в спорте отсутствует феномен самоорганизации, что не позволяет личности ребенка развивать сумму навыков социально-психологической интеграции, определяя в последующем низкий уровень толерантности.

Самоорганизация игровой деятельности детей и подростков является одним из основных факторов формирования социально-психологической толерантности в процессе формирования личности. Самоорганизующаяся игровая деятельность является ценным культурно-историческим феноменом, формирующим транскультуральную интеграцию самосознания, определяющим социально-психологическую толерантность как свойство зрелой личности. Социально-психологическая толерантность является, в то же время, и фактором помогающим сберечь психическое здоровье, поскольку формирование этого качества невозможно без сохранения эмоциональной устойчивости и доброжелательно-

В 1954 г. Г. Олпорт описал свойства толерантной личности: ментальную гибкость (толерантный человек «не разделяет окружающую действительность на «правильную» и «неправильную»» [6, с. 2]), устойчивость к фрустрации, уважительное отношение к людям и самим себе, «позитивный взгляд на мир» [6, с. 4], склонность к либеральным политическим взглядам, способность к эмпатии, развитое самосознание (знание своих возможностей, отсутствие склонности переносить свою вину на других, «их уровень самосознания не позволяет им проецировать свои ограничения на других» [6, с. 7]), духовность, чувство юмора, неразрывно связанное с уровнем самосознания [6].

Именно дворовые игры, на наш взгляд, являются мощным воспитательным фактором, развивающим социально-психологическую толерантность, способность адекватно взаимодействовать с людьми, различающимися по возрасту, личностным особенностям и идеологиям; это мощный фактор психологического здоровья для детей разного возраста, дающий возможность стать полноценным членом демократического общества. Они в большинстве своем, игры с правилами («Штандр», «Казаки-разбойники», «Тише едешь - дальше будешь», «Лапта», «Резиночки» и др.). Игра с правилами получает наибольшее развитие у детей школьного возраста. Однако переход к этому виду игры должен быть подготовлен в дошкольном возрасте, где преобладают сюжетно-ролевые игры, в которых правила скрыты в содержании роли.

Именно поэтому хотелось бы подчеркнуть необходимость выделения в дошкольных учреждениях большего количества времени для самых разнообразных сюжетно-ро-левых игр и игр с правилами. К сожалению, у современных детей нет той игровой деятельности, которую наблюдал Д.Б. Эльконин в середине прошлого века [8]. Д.Б. Элько-нин выделил три уровня развития игровой деятельности, в зависимости от содержания: игра-действие, игра-роль и игра-отношение. По данным современных исследователей Е.О. Смирновой и О.В. Гударёвой, у большинства (47 %) детей 4-5 лет (когда должна преобладать ролевая игра) наблюдалась игра-действие (простые сюжеты и короткие фразы), у 30 % - игра-роль, а игра-отношение встречалась у отдельных детей пяти лет и лишь у 18 % шести лет. Кроме того, к 5-6 годам увеличивается количество детей, не играющих в свободное время, что свидетельствует о неразвитости игровой деятельности современных дошкольников [7]. Игра, как показали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, является важным фактором психического развития ребенка, и, прежде всего, развития

произвольности, основного новообразования дошкольного возраста, важным фактором развития самосознания [3, 8]. «Недоигравший» ребенок не умеет контролировать свое поведение, понимать себя и других, формировать адекватную самооценку и притязания. Игра в любом возрасте - фактор творчества, самоактуализации. Как писал Л.С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2, с. 5].

«Настоящая детская игра - это свободная, самостоятельная деятельность детей, в которой они строят свой мир и совершенствуют себя» - так записано в Декларации в защиту детской игры, принятой в 2010 г. участниками семинара, приуроченного к конференции ЮНЕСКО, посвященной образованию детей младшего возраста [5, с. 110]. Как ни парадоксально, роль игры увеличивается, в то время как дети перестают играть: в современный, более сложный и многообразный, мир взрослых, требующий развитых коммуникативных и познавательных навыков, ребенок приходит менее подготовленным, чем ребенок прошлого века.

Одна из причин сокращения детской игровой деятельности - трудность воспроизведения в игре современных профессий, таких, как менеджер, экономист, юрист, работник банка и т.д. [7]. Закрытость мира взрослых затрудняет процесс усвоения ребенком социального опыта и отношений, необходимых ему для нормальной жизни в обществе. Другая причина отстраненности от социальной жизни взрослых - увлечение компьютерными играми, начинающееся в дошкольном возрасте. Дети больше времени тратят на просмотр мультфильмов, в которых сюжеты зачастую не соответствуют реальности. Все это отражается на содержании детских игр: сюжеты современных детских игр воспроизводят не реальную жизнь, а содержание мультфильмов или компьютерных игр, в ролевом воплощении - не близкие взрослые, а супергерои, черепашки-ниндзя, роботы [1, 7].

Современные дошкольные образовательные учреждения, ускоряющие подготовку к школе (обучение чтению, счету и т.д.), но не уделяющие достаточного внимания сюжет-но-ролевым играм, в сущности, тормозят развитие личности ребенка, так как отстраняют ребенка от подлинного источника развития - игры. Результатом такого отстранения может стать снижение общего уровня развития [7, 4], школьная неуспешность или отторженность от коллектива. Изменить ситуацию, на наш взгляд, возможно - необходимо восстановить самоорганизующуюся игровую деятельность детей, а именно - восстановить дворовые игры во всем их многообразии. Организовать поддержку игровой деятельности детей на дворовых площадках - важная задача, решать которую необходимо общеобразовательным школам, дошкольным учреждениям, досуговым центрам. Родители и волонтеры могут внести свой вклад в это важное мероприятие.

Библиографический список

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. -СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966. - № 6.

4. Гударёва О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

5. Декларация в защиту детской игры // Психологическая наука и образование. - 2011. -№ 2. - С. 110-111.

6. Олпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности. - М., 2003. - 40 с.

7. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - № 1.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978. - 304 с.

Е.В. Зубарева

РОЛЬ ГРАММАТИКИ В СИСТЕМЕ ОБуЧЕНИЯ

межкультурной коммуникации

Ключевые слова: современный подход к грамматике, грамматика в системе межкультурной коммуникации, качественное знание иностранного языка.

Знакомясь с научной литературой по межкультурной коммуникации, можно обнаружить одну очевидную тенденцию, причем многие авторы современных научных работ по ней, не уделяя основного внимания грамматике, обращаются лишь к навыкам общения и знакомству с культурой страны изучаемого языка. Максимальное развитие коммуникативных способностей стало основной задачей, стоящей перед современными преподавателями иностранных языков [3, с. 21]. В этой связи важно не упустить обучение грамматике, поскольку, ударяясь в другую крайность, когда внимание уделяется лишь развитию коммуникативных навыков, нарушается баланс знаний и умений, необходимых для полного, всеобъемлющего овладения иностранным языком. Его знание предполагает абсолютное понимание всех аспектов языка, в том числе и грамматики.

Целью работы является привлечение внимания методистов и преподавателей к тому факту, что к грамматике иностранного языка как вместилищу логики мышления носителей языка и особенностей строения речи необходимо обратиться при обучении ему. Автором при рассмотрении некоторых примеров доказана важность включения грамматики в систему межкультурной коммуникации. Автор разделяет мнение многих видных ученых, которые характеризуют современное обучение иностранным языкам, как средствам общения между специалистами разных стран в связи со стремительной глобализацией: «для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать с лучшими зарубежными фирмами, каждый квалифицированный специалист должен знать по зарубежным первоисточникам, что делается, что планируется развитыми странами в соответствующих областях науки и техники. Практика показала, что нужны не просто переводчики, а именно высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком» [1, с. 17].

Появился небывалый спрос на иностранный язык, нетерпеливые легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Современных специалистов не интересуют ни теория, ни история языка, ни тем более грамматика (выделено автором. - Е. З.). Иностранные языки, в первую очередь английский, требуются специалистам исключительно функционально,

© Зубарева Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.