Научная статья на тему 'Роль специально организованных занятий при подготовке детей к школе в рамках ФГОС до'

Роль специально организованных занятий при подготовке детей к школе в рамках ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанова Анна Всеволодовна, Чуклина Анастасия Игоревна

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных учреждениях, актуальным становится вопрос о преемственности между дошкольным учреждением и школой. Исследователи отмечают в последние годы возрастающую психологическую неготовность детей, приходящих учиться в 1 класс [Локалова Н.П., 2009]. В первую очередь это связано с несформированностью у детей к началу обучения в школе преобладания учебной мотивации над игровой, вследствие неудовлетворенности последней [Выготский, 1966, Гуткина, 2004, Локалова, 2009, Смирнова, Гударёва, 2004]. Тогда как показано, что для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у ребенка к началу обучения в первом классе учебный мотив преобладал над игровым [Гуткина Н.И., 2004, Локалова Н.П., 2009]. Новый ФГОС направлен на поддержание самоценности детства, как уникального периода в жизни человека, и полноценного проживания ребенком всех его этапов. Ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в рамках которой происходит развитие всех психических процессов [Выготский, 1966, Эльконин, 1999, 1981, Карабанова, 2005], в связи с чем работа в рамках ФГОС требует «поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение». Гипотеза исследования состояла в предположении, что готовность старших дошкольников к школе и характер мотивации будет различным в зависимости от наличия специально организованных занятий и характера организации учебной деятельности (по новым стандартам ФГОС). В исследовании приняло участие 67 детей (37 мальчиков и 30 девочек), поделенных на 3 группы: 1) 20 учащихся подготовительной к школе группы в 2013-14 учебном году (до внедрения ФГОС), с которыми не проводились занятия по подготовке к школе; 2) 25 учащихся подготовительной к школе группе в 2014-15 году (после введения ФГОС), с которыми было проведено 30 занятий по подготовке к школе; 3) 22 учащихся подготовительной к школе группы в 2015-16 учебном году (после введения ФГОС), с которыми не проводились дополнительные занятия по подготовке к школе. В начале и конце учебного года (сентябрь и май), с детьми был проведен ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека [Jerasek, 1970, Гуткина, 2004] и тест на определение доминирующей мотивации «Сказка» Н.И.Гуткиной [Гуткина, 2002, 2004]. Анализ полученных данных показал отсутствие значимых различий по показателю школьной зрелости в группе 1 (критерий Вилкоксона, уровень значимости 0,01), доминирующей мотивацией 80% детей к концу года осталась игровая мотивация. В группе №2 и 3 к концу учебного года мотивация оказалась преимущественно учебной (75% и 80% детей соответственно, в сравнении с 10% и 20% детей в начале учебного года), тогда как по тесту школьной зрелости были обнаружены значимые различия между группами 2 и 3 (критерий Манна-Уитни, уровень значимости 0,01). В группе №2 к концу года дети оказались наиболее готовыми к школьному обучению. Таким образом, можно сделать вывод, что переход на ФГОС дошкольного образования, способствовал развитию учебной мотивации у дошкольников, однако без дополнительных специально организованных занятий когнитивные предпосылки для обучения в школе развиваются в недостаточных пределах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль специально организованных занятий при подготовке детей к школе в рамках ФГОС до»

Роль специально организованных занятий при подготовке детей к школе в рамках

ФГОС ДО

Барабанова Анна Всеволодовна, Чуклина Анастасия Игоревна

ГБОУ Школа №64

Ключевые слова:

психологическая готовность к школе, учебная мотивация, игровая мотивация, старший дошкольный возраст

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных учреждениях, актуальным становится вопрос о преемственности между дошкольным учреждением и школой. Исследователи отмечают в последние годы возрастающую психологическую неготовность детей, приходящих учиться в 1 класс [Локалова Н.П., 2009]. В первую очередь это связано с несформированностью у детей к началу обучения в школе преобладания учебной мотивации над игровой, вследствие неудовлетворенности последней [Выготский, 1966, Гуткина, 2004, Локалова, 2009, Смирнова, Гударёва, 2004]. Тогда как показано, что для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у ребенка к началу обучения в первом классе учебный мотив преобладал над игровым [Гуткина Н.И., 2004, Локалова Н.П., 2009]. Новый ФГОС направлен на поддержание самоценности детства, как уникального периода в жизни человека, и полноценного проживания ребенком всех его этапов. Ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в рамках которой происходит развитие всех психических процессов [Выготский, 1966, Эльконин, 1999, 1981, Карабанова, 2005], в связи с чем работа в рамках ФГОС требует «поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение».

Гипотеза исследования состояла в предположении, что готовность старших дошкольников к школе и характер мотивации будет различным в зависимости от наличия специально организованных занятий и характера организации учебной деятельности (по новым стандартам ФГОС).

В исследовании приняло участие 67 детей (37 мальчиков и 30 девочек), поделенных на 3 группы:

1) 20 учащихся подготовительной к школе группы в 2013-14 учебном году (до внедрения ФГОС), с которыми не проводились занятия по подготовке к школе;

2) 25 учащихся подготовительной к школе группе в 2014-15 году (после введения ФГОС), с которыми было проведено 30 занятий по подготовке к школе;

3) 22 учащихся подготовительной к школе группы в 2015-16 учебном году (после введения ФГОС), с которыми не проводились дополнительные занятия по подготовке к школе.

В начале и конце учебного года (сентябрь и май), с детьми был проведен ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека [Jerasek, 1970, Гуткина, 2004] и тест на определение доминирующей мотивации «Сказка» Н.И.Гуткиной [Гуткина, 2002, 2004].

Анализ полученных данных показал отсутствие значимых различий по показателю школьной зрелости в группе 1 (критерий Вилкоксона, уровень значимости 0,01), доминирующей мотивацией 80% детей к концу года осталась игровая мотивация. В группе №2 и 3 к концу учебного года мотивация оказалась преимущественно учебной (75% и 80% детей соответственно, в сравнении с 10% и 20% детей в начале учебного года), тогда как по тесту школьной зрелости были обнаружены значимые различия между группами 2 и 3 (критерий Манна-Уитни, уровень значимости 0,01). В группе №2 к концу года дети оказались наиболее готовыми к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход на ФГОС дошкольного образования,

способствовал развитию учебной мотивации у дошкольников, однако без дополнительных специально организованных занятий когнитивные предпосылки для обучения в школе развиваются в недостаточных пределах.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. С. 62-75.

2.Гуткина Н.И. 2004. Психологическая готовность к школе. СПб

3.Гуткина Н.И. 2002. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.

4.Карабанова О.А. 2005. Возрастная психология. М.

5.Локалова Н.П. 2009. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.

6.Смирнова Е.О., Гударёва О.В. 2004. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. № 1. с. 12-20.

7.Смирнова Е.О. 2013. Игра в современном дошкольном образовании// Психологическая наука и образование. №3. с. 92-98

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 2013 г. http://tc-sfera.ru/sites/default/files/fgos_do_21.11.2013.pdf

9.Эльконин Д.Б. 1999. Психология игры. М.

10.Эльконин Д.Б. 1981. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей

//Диагностика учебной деятельности. М. Диагностика 11.Jirasek J., 1970Pokyny pro administraci a interpretaci orientacniho testu Skolni zralosti. -Bratislava

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.