Научная статья на тему 'Самоорганизация населения как основа развития непосредственной демократии'

Самоорганизация населения как основа развития непосредственной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
344
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ НАРОДА / МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ / DIRECT DEMOCRACY / SELF-ORGANIZATION OF POPULATION / LOCAL INHABITANT / EFFI CIENCY POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградов В. Д., Селезнев Л. И.

Статья посвящена развитию местного самоуправления в современной России. Кратко воспроизводится один из примеров самоуправления в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-determination of Population as a Basis for Direct Democracy

Th e paper deals with the problem of development of a local government system in modern Russia. Moreover the paper gives a brief overview of a local government system in the USA.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация населения как основа развития непосредственной демократии»

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

УДК 316.334.3

В. Д. Виноградов, Л. И. Селезнев

САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Российское государство находится на пороге реализации альтернативных путей дальнейшего развития. С одной стороны, наблюдается процесс дальнейшего совершенствования вертикали власти — политических и государственных структур, в которых до сих пор много остаточных явлений авторитарного характера периода 90-х годов ХХ в. С другой стороны, предпринимаются попытки выстроить на основе функционирующих и вновь создаваемых организаций модель демократического устройства, в которой нашел бы свое воплощение и определенный уровень взаимодействия различных государственных и общественных структур. Словесные инициативы из уст весьма высокопоставленных деятелей сыплются как из рога изобилия. О становлении и развитии демократии рассуждают на всех уровнях. Однако мы видим, что при сегодняшнем уровне демократии в нашем государстве, как прозорливо заметил в своем знаменитом послании А. И. Солженицын, «неизбежна концентрация власти у людей с большими деньгами». А власть «общенародной идеи» при этом отодвигается все дальше и дальше. Более того, отдельные деятели либерального толка, близкие к высшим властным структурам, открыто провозглашают тезис о том, что, по словам одного из советников Президента РФ, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, «народ российский не годится для модернизации страны. Его об-щинность и архаика могут быть преодолены не раньше 2025 года».

Возможно, заявления такого рода свидетельствуют о том, что трехпроцентная олигархическая элита сознательно саботирует все инициативы российской власти, что неизбежно может привести к неожиданным социальным катаклизмам. Именно поэтому следует обратить внимание на проблему самоорганизации населения, ибо отдельные практические шаги власти в этой сфере пока не дают каких-либо результатов. Создание и функционирование Общественной палаты вызывает лишь недоумение. Зачем дублировать соответствующие властные структуры, которые фактически самоустраняются от решения насущных проблем населения?

Низовая демократия в лице местного самоуправления, о чем писал А. И. Солженицын, находится в каком-то непонятном забвении, хотя в Конституции РФ есть положение о том, что система местного самоуправления не является государственной организацией. Приходится лишь удивляться тому, как мало внимания уделяется этой про© В. Д. Виноградов, Л. И. Селезнев, 2011

блеме на всех уровнях власти. Возможно, госчиновники не заинтересованы в развитии местного самоуправления. Обычно они ссылаются на результаты опросов, свидетельствующие о якобы низкой социальной активности населения. В то же время периодически возникают дискуссии и разговоры о формировании в России полноценного гражданского общества. По инициативе Центра состоялись несколько всероссийских конференций на эту тему. Однако воз и ныне там, хотя известно, что уровень самоорганизации населения в лице местного самоуправления является одним из важнейших показателей развитости гражданского общества.

С формальной точки зрения система МСУ в виде муниципальных образований, имеющих немалое бюджетное финансирование, функционирует во всех крупных городах и многих населенных пунктах субъектов Российской Федерации. К примеру, в Санкт-Петербурге более 15 лет существуют 110 муниципальных округов, в которых периодически и не без скандалов проходят очередные выборы. Следует сделать небольшую оговорку. Являясь субъектом РФ, Санкт-Петербург, в отличие от других областных центров, обладает полным набором органов госвласти. В связи с этим возникает проблема дублирования городской властью полномочий органов МСУ. В результате снижается ответственность и тех, и других. Жители не видят никакой разницы между деятельностью органов МСУ и официальной государственной властью города.

Имеющийся сегодня опыт работы МСУ в других регионах страны выявил наиболее существенные проблемы, с которыми население сталкивается ежедневно, ежечасно. Это жилищное и дорожное хозяйство, медицинское обслуживание, правопорядок, транспорт, культура, образование. Регулярно проводимые социологические исследования свидетельствуют о востребованности местной муниципальной власти. Особенно это касается сельской местности, где различных проблем возникает предостаточно. Результаты опросов показывают, что специфика в решении вопросов местного значения «не видна федеральным и региональным властям», поэтому муниципальная власть «даже с ограниченными ресурсами показала свою жизнеспособность и оправдывает свое существование» [1]. Следует, правда, сказать и о том, что, наряду с позитивным отношением к местной власти, респонденты нередко отмечают отдельные негативные стороны, снижающие ее эффективность:

— местное самоуправление находится в постоянном процессе реформирования;

— происходит постоянный передел сфер влияния внутри властных структур;

— более высокие уровни власти не желают делиться своими полномочиями и ресурсами с местными органами;

— многие чиновники не хотят либо не умеют эффективно организовать свою работу [1, с. 110]. Отмечаются и элементы коррумпированности в работе представителей местной власти, отсутствие самостоятельности в принятии решений, бюрократизм, закрытость, лоббизм, склонность к показухе, формализм.

Нельзя не сказать и о том, что на региональном уровне муниципальные практики в настоящее время существенно различаются. Эксперты из Института современного развития называют несколько факторов, которые существенным образом влияют на особенности развития самоуправления: социальная структура и ментальные особенности общества и политических элит; складывающиеся или уже сложившиеся отношения между региональной и муниципальной властями; степень освоенности территории, плотность населения. Именно территориальная специфика зачастую влияет на формы и успешность взаимодействия муниципальных органов и населения. При этом

уровень активности людей выше там, где они более информированы о деятельности государственных и местных структур власти в сфере развития местного самоуправления, в том числе и в области обеспечения муниципальных образований необходимыми финансовыми ресурсами [1, с. 22].

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов в некоторых случаях вообще трудно поддается какому-либо объяснению. Практика функционирования местного самоуправления в Санкт-Петербурге, например, свидетельствует о том, что муниципалитеты «к составлению собственного бюджета оказываются вообще непричастны. Они лишь формально голосуют за то, что им спустили сверху... Поступая в виде некой не-обсуждаемой данности, нормативы эти фактически дискредитируют все местное самоуправление нашего города» [2].

Совершенно прав И. Федоренко, автор статьи «Культура и патриотизм», когда утверждает, что по сути своей «это прямое нарушение права петербуржцев на местное самоуправление и полный произвол со стороны городских чиновников» [2]. Вполне соглашаясь с таким выводом, в то же время хочется упомянуть и о том, что в практике городских муниципалитетов есть случаи расходования финансовых ресурсов с нарушением законодательства: превышение установленных норм оплаты труда сотрудников, оплата «новогоднего мероприятия в ресторане для сотрудников администрации и муниципального совета» и т. д. [3]. Все же хочется надеяться, что это исключительные случаи, а не всеобщее явление. Беспокоит другое. Практика функционирования муниципалитетов свидетельствует о том, что жители в абсолютном большинстве не знают о конкретной деятельности избранных депутатов, об израсходованных на те или иные цели средствах. Следует, видимо, кроме муниципальных печатных материалов, на местном телевидении ввести постоянную рубрику о деятельности муниципального самоуправления. Сегодня, к сожалению, сложилась парадоксальная ситуация: самоуправление — само по себе, жители города — сами по себе. Как практически соединить в единое целое разобщенность — вопрос времени. Хотя как раз времени остается все меньше и меньше.

Нельзя не сказать о том, что в реальной действительности единой модели местного самоуправления, отвечающей национальной специфике нашего государства и общества, не существует. Зарубежные заимствования из практики самоуправления не находят адекватного воплощения на российской почве. Возникает ощущение, что задуманная в «верхах» модель «рассыпается» на множество региональных и местных моделей, которые по причине объективных и субъективных факторов (географическое расположение, экономический потенциал, социальный состав и менталитет населения, отношения между региональной и муниципальной властью, отсутствие наработанного опыта и традиций, неустоявшаяся система финансирования) имеют свои существенные особенности. Таким образом, предложенная законом модель местного самоуправления в виде единого универсального механизма приобрела в городе, регионе, в сельской местности, в поселении свои специфические черты. Что из этого следует? Несомненно, реформа системы МСУ, имеющая длительный характер, нуждается в постоянном мониторинге специалистов.

Исследовательская группа Института современного развития, Центра политических технологий, экспертов Института экономики РАН, Всероссийского Совета местного самоуправления провела по данной проблеме два года назад масштабное социологическое исследование в 16 субъектах Российской Федерации. Кроме конкретных

предложений по совершенствованию системы самоуправления как основы развития непосредственной демократии на перспективу, была также сформулирована оценка реального состояния модели местного самоуправления на этот период. Во-первых, модели самоуправления оказались чрезвычайно разнообразными. Во-вторых, муниципальная автономия в реальности сильно ограничена. В-третьих, компетенция муниципалитетов во взаимоотношениях друг с другом и с субъектом Федерации является лишь отчасти разграниченной. В-четвертых, степень реальной свободы муниципальной власти в регулировании оказываемых ими публичных услуг крайне низка. В-пятых, местная фискальная автономия сильно ограничена. В-шестых, механизмы реального государственного контроля вышли далеко за рамки, установленные Федеральным законом. В-седьмых, современная российская модель местного самоуправления не может рассматриваться как завершенная форма [1].

Безусловно, для реализации такой масштабной реформы нужны время и большие финансовые ресурсы. Показательным является тот факт, что большая часть населения относится к реализации концепции самоуправления положительно, усматривая в этом процессе факт своего непосредственного участия.

В связи с этим хотелось бы привести примеры реального функционирования форм местного самоуправления в других странах. Следует при этом отметить, что многообразие типов, конечно же, зависит от особенностей социальной, политической, экономической, правовой, национальной культур в их исторической протяженности. В региональном аспекте различаются англосаксонская и континентальная — романская — модели. Первая характеризуется максимально высоким уровнем самостоятельности (Великобритания, США, Канада, Индия, Австралия и др.). Романская модель предполагает обязательное сочетание государственного управления и самоуправления по всей вертикали (Франция, Испания, Италия, страны Латинской Америки и др.). В отдельных европейских странах, например в Германии, законодательно закреплен принцип разделения местных администраций на муниципальные и государственные. При этом государственные органы осуществляют контроль деятельности местного самоуправления. Например, глава округа контролирует работу сельских коммун и внутрирайонных городов. В скандинавских странах отмечается тяготение к максимальной автономии муниципальных образований. Отдельные авторы отмечают, что «общими для стран с развитыми демократическими институтами являются тенденции как к сближению названных моделей местного самоуправления, так и к усилению децентрализации управления, в том числе к повышению автономии местного самоуправления, его роли и влияния на решение публичных дел» [1, с. 45].

Конечно, трудно порой дифференцировать те модели самоуправления, которые практически функционируют в отдельных странах десятки, сотни лет, и те, которые складываются в настоящее время или подвергаются каким-то изменениям. В частности, английская модель, положившая начало англосаксонской, является сегодня одной из самых централизованных в европейских странах. Вместе с тем, несмотря на существующие различия, конкретные модели непосредственной демократии, проявляющиеся в институте местного самоуправления, имеют немало общих принципов и подходов. Поэтому, заимствуя положительный опыт функционирования местного самоуправления, следует, конечно, рассматривать и внедрять этот опыт в нашей стране с учетом всех особенностей развития российского государства и общества.

В качестве иллюстрации кратко воспроизведем функционирующую модель самоуправления в одном из маленьких городов США, описанную в книге Джерри Чейз Феррис, опубликованной в 2009 г., и представляющую несомненный интерес для социологического анализа и некоторых обобщений [4, 5]1.

Сан Сити Линкольн Хиллз, США: пример гражданской самоорганизации городской общины

Управление общиной. Возглавляет городскую общину ССЛХ Совет директоров из 7 членов, избираемых населением на 2 года. Совет директоров нанимает Генерального менеджера, являющегося главой городской администрации. В состав администрации входят 195 человек. Помимо администрации, занимающейся в основном текущими вопросами городского хозяйства, в качестве органов общественного самоуправления выступают формируемые из граждан Постоянные комитеты общины — по финансам, по архитектуре и застройке, по управлению общинным имуществом, по охране окружающей среды, по деятельности общественных ассоциаций, клубов и др. Комитеты рекомендуют в свой состав новых членов, утверждаемых Советом директоров. Каждый из директоров курирует один из комитетов. Работа комитетов освещается городским журналом «Компас», время заседаний и повестка дня их публикуются заранее. Каждый житель имеет право участвовать в работе комитетов и выступать там со своим мнением. То же относится к ежемесячным заседаниям Совета директоров, которые транслируются по Интернету.

Финансы. 60% поступлений в бюджет ССЛХ обеспечивают налоги, из них главный — на имущество (строения, земля, мебель, автомашины и т. п., то есть на все, что страхуется, с учетом суммы страховки). Оставшиеся 40% — от доходов предприятий сферы обслуживания, в частности от эксплуатации двух культурно-оздоровительных комплексов (плата за использование помещений, фитнес-центров, бассейнов, теннисных кортов, боулингов, организацию свадебных торжеств, посещение концертов, соревнований, ресторанов, кафе и т. п.), а также сооружений под открытым небом, принадлежащих общине (эстрада с амфитеатром, поле для гольфа и другие спортивные площадки).

На упомянутых культурно-оздоровительных комплексах следует остановиться особо. Они были изначально «заложены» в план строительства городского поселения в качестве центров общественной жизни, а их строительство финансировано корпорацией «Дел Уэбб» (в 2005 г. безвозмездно переданы корпорацией общине ССЛХ). Каждый из комплексов состоит из трех крупных секторов: спортивного (фитнес-центр,

1 Сан Сити Линкольн Хиллз — ССЛХ (11 тыс. жителей) является составной частью агломерации Линкольн Сити (35 тыс. жителей), расположенной на северо-западе Калифорнии, недалеко от столицы штата города Сакраменто. ССЛХ — сравнительно молодое поселение, основанное в июле 1998 г. на землях бывшего скотоводческого ранчо. Общая территория ССХЛ — 2970 акров (около 1200 га), из них открытого пространства — 490 акров (около 200 га), включая 10 парков. Поддержание в порядке городской территории обеспечивают около 20 рабочих. К городской территории примыкает примерно 500 акров заказника (болота, прибрежные полосы, дубовые рощи). Скупивший землю девелопер совместно с корпорацией «Дел Уэбб» и муниципалитетом Линкольн Сити решили построить вторую в штате самоуправляющуюся городскую общину (подобные уже были созданы в Аризоне, Неваде, Техасе и Ю. Калифорнии). Большинство жителей ССДХ — лица пожилого возраста, купившие дома (из предложенных строительной фирмой типовых проектов) с небольшими участками земли. Городская община ССЛХ самоорганизовалась в сентябре 1999 г. и осенью 2009 г. отметила свое десятилетие. К этому юбилею была опубликована богато иллюстрированная «Книга памяти: к 10-летию ССЛХ — общины Дел Уэбба».

бассейн, залы); искусства и художественного творчества (включая кино-концертный зал, библиотеку, выставочные залы, мастерские); помещения для проведения общественных мероприятий. Кроме того, в помещениях комплексов и на прилегающих к ним лужайках размещены рестораны, кафе и буфеты. Комплексы предоставляют широкие возможности не только для проявления социальной активности, но и просто для отдыха, развлечений и общения.

Основное место в жизнедеятельности городской общины ССЛХ как социального организма принадлежит многочисленным ассоциациям, в каждой из которых состоят от нескольких десятков до нескольких сотен членов. Рассмотрим основные направления их деятельности.

1. Группы взаимопомощи («волонтеры»):

— гражданский патруль;

— команда быстрого реагирования при чрезвычайных обстоятельствах;

— фонд помощи престарелым нуждающимся.

2. Образовательные группы:

— группа любителей антиквариата;

— клуб любителей книги.

3. Компьютерный клуб.

4. Группа волонтеров помощи учащимся.

5. Танцевальные, хоровые и музыкальные группы и коллективы.

6. Спортивные клубы, ассоциации и команды.

7. Другие общества и организации:

— общество ветеранов военной службы;

— общество садоводов-любителей;

— общество любителей собак.

Относительно городской общины ССЛХ необходимо сделать ряд замечаний.

По замыслу и воплощению создание городской общины ССЛХ находится в одном ряду с исторически известными проектами идеального устройства общества Сен-Симона, Оуэна, Кэдбери и др. Крупный предприниматель, владелец строительной корпорации Дел Уэбб (построивший такие известные здания как Мэдисон Сквэр Гарден в Нью-Йорке, Музей искусств в Пасадине (Калифорния), Капитолий в столице штата Аризона Фениксе и др.), в 1960 г. осуществил первый проект «солнечного города» (Сан Сити) около Феникса, специально для пожилых граждан. В его представлении «солнечные города» должны стать идеальной моделью городской самоуправляющейся общины, с учетом сложившихся в США условий и традиций. «Из бетона, стали и дерева строятся здания, — говорил он, — но только живущие в них люди создают общины». Почти через 40 лет после первого опыта (за первым последовали и другие) был основан ССЛХ.

По представлениям Дела Уэбба, община «солнечного города» станет успешной, будучи по возможности социально однородной как по стратификационной принадлежности граждан (средний класс), так и по возрастному (пожилые люди) и расовому (белые жители) признакам. На последнем признаке следует остановиться особо. В США запрещены законом любые проявления расовой дискриминации. Но закон есть закон, а традиции могут модифицировать законы. Практически во всех штатах закреплены правила, согласно которым при покупке (строительстве) дома, участка земли в населенном пункте необходимо предварительно заручиться согласием всех соседей

(объяснений мотивации отказа в согласии не требуется). Так сложилось, что белые селятся рядом с белыми, темнокожие — среди темнокожих, латиноамериканцы — рядом с себе подобными и т. д. Доктрина «равные, но раздельные» практически осуществляется и, видимо, почти всех устраивает. Справедливости ради следует заметить, что нигде в «Книге памяти» ни словом не говорится о расовой (и классовой) однородности общины, но помещенные в книге десятки фотографий, на которых запечатлены сотни граждан, сами свидетельствуют о сказанном (за отдельными исключениями — как можно судить по фотографиям и тексту, в общине присутствует несколько лиц японского происхождения).

Что примечательно, в книге нет упоминаний о религиозном факторе: ничего не говорится о конфессиональной принадлежности граждан, о церквях и церковных общинах, хотя известно, что примерно 90% населения США являются верующими и регулярно (христиане — по воскресеньям) посещают церкви. Случайно ли это? Думается, что нет. Среди американцев укоренилось представление о том, что вероисповедание — личное дело каждого человека; отделение церкви от государства закреплено в Конституции, а Верховный суд США запретил любое вмешательство церкви в деятельность светских институтов (школ в первую очередь). Религия способна сплачивать (своих верующих), но она способна и разделять общество, противопоставляя «своих» «другим». Видимо, этим и руководствовались жители ССЛХ, создавая городскую общину. Можно утверждать, что подавляющее большинство жителей ССЛХ — люди религиозные, что все они регулярно посещают свои церкви, но находящиеся за пределами городской общины.

Изложенное вызывает ряд вопросов, и среди них первый — типична ли городская община ССЛХ как образец организации самоуправления в США? Ответ, скорее, отрицательный. Второй вопрос — зачем в таком случае рассматривать этот опыт как объект социологического анализа? Ответ на этот вопрос более сложен. ССЛХ — это идеал, специально сконструированный согласно замыслу, но идеал, воплощенный в жизнь (на какой срок — другой вопрос). И если в иных условиях этот идеал не достижим, то, во-первых, к идеалу нужно стремиться и, во-вторых, из этого опыта можно и нужно извлечь полезные уроки. Третий вопрос — что из опыта ССЛХ по гражданской самоорганизации городской общины применимо в России? Ответ на этот вопрос подразумевает как теоретические размышления, так и практические рекомендации.

Активный сторонник непосредственной демократии, бывший министр федерального правительства, а ныне видный американский социолог Дэвид Мэтьюз в книге «Политика для народа» (1994 г.) отмечал, что индивид становится социально значимой личностью только тогда, когда он присоединяется к группе, объединенной общим интересом [5, с. 61]. Мысль пусть и не оригинальная, но важная в качестве исходной позиции для последующего анализа. Любые объединения, независимо от их направленности и целей, становятся местом общения, когда каждый индивид превращается из изолированного «я» в часть «мы». Принципиально важным условием общения людей являются доступность информации и свобода публично высказывать свое мнение [5, с. 42-43]. Пробуждение общественной активности, равно как и стремление к объединению, возникает тогда, когда у граждан формируется понимание того, что вместе они смогут добиться большего, чем действуя в одиночку.

Широкий спектр возможностей для создания общественных объединений в ССЛХ позволяет жителям «найти свое место» в общем русле складывания городской

общины. Граждане создают объединения, а объединения образуют городскую общину. Таким образом, есть все основания утверждать, что многочисленные общественные ассоциации ССЛХ представляют базовый уровень гражданского общества, общей организационной формой которого выступает городская община ССЛХ.

В названной книге Мэтьюз выделяет следующие обязательные условия самоорганизации граждан:

1. Желание граждан действовать сообща, чтобы решить какую-либо интересующую всех проблему или хотя бы повлиять на такое решение.

2. Появление инициативной группы (индивида), выступающей (выступающего) в роли артикулятора цели объединения и его организатора.

3. Наличие свободного времени у лиц, стремящихся создать объединение (заметим, что, видимо, не случайно Дел Уэбб замыслил образцовые самоуправляющиеся общины из престарелых людей, располагающих таким временем).

К перечисленному следует добавить, как это вытекает из опыта ССЛХ, еще одно непременное условие — наличие определенных материальных условий деятельности общественных объединений. По признанию автора «Книги памяти», без имеющихся в ССЛХ двух культурно-оздоровительных центров само существование десятков групп, клубов и ассоциаций трудно себе представить.

Данное замечание подкрепляется историческим опытом недавнего прошлого России. В Советском Союзе еще в довоенные годы в крупных городах для массовой работы среди населения были специально построены Дворцы (Дома) культуры. Аббревиатура ДК была понятна без объяснений. Так, в каждом районе Ленинграда были возведены благоустроенные ДК: Промкооперации (позже переименован в имени Ленсовета) на Петроградской стороне, на Выборгской — ДК «Выборгский», в Кировском районе — «ДК им. И. Газа», в других районах — ДК «Первой пятилетки», «ДК им. Крупской», «ДК им. Капранова» и др. Помимо знаменитого городского Дворца пионеров (в здании Аничкова дворца), во всех районах были дома пионеров и школьников.

В названных центрах культуры и отдыха действовали десятки кружков самодеятельности (музыки, пения, танцев и т. п.), спортивных секций (шахмат, бокса, волейбола и др.), технических кружков, причем помещения и все услуги занимавшимся в них предоставлялись бесплатно. На базе дворцов культуры, домов пионеров и школьников десятки тысяч жителей включались в процесс социализации, обретали гражданские качества (не говоря о раскрытии их творческих способностей). В период 90-х гг. все эти культурные центры были приватизированы и коммерциализированы, что породило в обществе ряд социальных проблем негативного характера. Во всяком случае, отсутствие доступных возможностей объединения людей в группы базовой социализации не способствует формированию гражданского общества.

Следует отметить, что самоорганизованные объединения выполняют роль незаменимых элементов базовой социализации граждан, их включения в активную общественную деятельность. Исходя из вышеизложенного, можно выстроить логическую цепочку: самоорганизованные объединения — социальные институты — социальнополитические институты — политические партии.

Среди американцев популярна поговорка: «Все большие дела начинаются с малых». Один из выдающихся отцов-основателей США Т. Джефферсон писал: «Научитесь считать центы, тогда у вас появятся доллары». С точки зрения социологической

науки главный посыл самоорганизации городской общины ССЛХ состоит в том, что жители этого городка обрели «чувство локтя», что они всегда готовы помочь согражданам, что считают себя частью общего дела. И в этом смысле подобный опыт полезен для формирования основ гражданского общества в России.

Литература

1. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. М.: Эко-ном-Информ, 2009. С. 101-103.

2. Федоренко И. Культура и патриотизм // С.-Петерб. ведомости. 2010. 23 авг.

3. Воробьев С. Разрешить нельзя запретить. Что мешает развитию местного самоуправления в Петербурге // С.-Петерб. ведомости. 2010. 13 авг.

4. Jen Chase Ferris. Sun City Lincoln Hills. A Del Webb Community. UCDAVIS, 2009.

5. David Mathews. Politics for People. Urbana; Chicago: Univ. of Illinois Press, 1994.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.