Научная статья на тему 'САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ'

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАДАЧА / ИНЖЕНЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

Проектная деятельность - один из ведущих форматов, позволяющих подросткам осваивать практические инженерно-технические навыки и получать опыт командного взаимодействия. Более того, проектная деятельность направлена на становление субъектной позиции участника, осознанного отношения к своей деятельности. На материале проведенного эмпирического исследования в статье анализируются ценностные основания проектной деятельности и деятельности по решению комплексной инженерной задачи, в которую погружаются участники Национальной технологической олимпиады. Гипотеза о том, что участие подростков в командных соревнованиях по решению комплексных инженерных задач способствует формированию у них ценности проектной деятельности, не подтверждается. Поэтому переход от решения инженерных задач к проектной деятельности требует внедрения новых форматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IDENTIFICATION OF ADOLESCENTS IN PROJECT ACTIVITIES: THE VALUE FOUNDATIONS

Project activity is one of the leading formats that allow adolescents to master practical engineering and technical skills and gain teamwork experience. Moreover, project activities are aimed to develop subject position of a participant and conscious attitude to their work. Based on the collected empirical data, the article analyses the value foundations of project activities and complex engineering problem solving, in which participants of the National Technological Contest are immersed. The hypothesis that participation in team events for solving complex engineering problems contributes to the formation of the value of project activities is not confirmed. Therefore, the transition from solving engineering problems to project activities requires the introduction of new formats.

Текст научной работы на тему «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ»

Кружковое движение НТИ

о

Самоопределение подростков в проектной деятельности: ценностные основания

Self-identification of Adolescents in Project Activities: The Value Foundations

Аннотация. Проектная деятельность — один из ведущих форматов, позволяющих подросткам осваивать практические инженерно-технические навыки и получать опыт командного взаимодействия. Более того, проектная деятельность направлена на становление субъектной позиции участника, осознанного отношения к своей деятельности. На материале проведенного эмпирического исследования в статье анализируются ценностные основания проектной деятельности и деятельности по решению комплексной инженерной задачи, в которую погружаются участники Национальной технологической олимпиады. Гипотеза о том, что участие подростков в командных соревнованиях по решению комплексных инженерных задач способствует формированию у них ценности проектной деятельности, не подтверждается. Поэтому переход от решения инженерных задач к проектной деятельности требует внедрения новых форматов. Ключевые слова: проектная деятельность, комплексная инженерная задача, инженерные соревнования, ценности, национальная технологическая олимпиада

Abstract. Project activity is one of the leading formats that allow adolescents to master practical engineering and technical skills and gain teamwork experience. Moreover, project activities are aimed to develop subject position of a participant and conscious attitude to their work. Based on the collected empirical data, the article analyses the value foundations of project activities and complex engineering problem solving, in which participants of the National Technological Contest are immersed. The hypothesis that participation in team events for solving complex engineering problems contributes to the formation of the value of project activities is not confirmed. Therefore,

Виткевич

Людмила Николаевна,

заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва

e-mail: l.vitkevich@ ntcontest.ru

Кускова

Ольга Евгеньевна,

аналитик центра Национальной технологической олимпиады Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва

e-mail: okuskova@kruzhok. org

Андрюшков

Андрей

Александрович,

кандидат политических наук, директор центра Национальной технологической олимпиады Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва e-mail: aandryushkov@ hse.ru

Lyudmila

Vitkevich,

Deputy Director of the National Technological Contest (NTC) Center, National Research University Higher School of Economics (HSE University), Moscow

Olga

Kuskova,

Analyst of the NTC Center, HSE University, Moscow

Andrey

Andryushkov,

Ph. D. in Political Science, Director of the NTC Center, HSE University, Moscow

the transition from solving engineering problems to project activities requires the introduction of new formats.

Keywords: project activity, complex engineering problem solving, engineering contests, teamwork, values

Введение

Развитие технологий происходит со стремительной скоростью, в связи с чем растет потребность в высококомпетентных научных и инженерных кадрах. Подготовка специалистов может происходить не только в вузах, но и на более ранних этапах обучения: в школе или в различных форматах дополнительного образования. Одним из ключевых элементов такой подготовки является включение подростков в проектную деятельность, в ходе которой они развивают инженерно-технические компетенции, приобретают умение работать в команде и высокую мотивацию к дальнейшему обучению, а также обретают понимание в выборе направления дальнейшей профессиональной деятельности. Иными словами, проектная деятельность направлена на становление субъектной позиции — осмысленного и ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам.

Проектный подход в образовании активно внедряется в школах. Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования к формированию компетенций проектирования, и во многих учебных заведениях проектная деятельность является обязательной частью образовательной программы. Однако реализация проектной деятельности не всегда соответствует проектному подходу. Кроме того, на сегодняшний день нет исследований, демонстрирующих ценностные основания проектной деятельности и предпосылки формирования ценностей проектной деятельности у подростков.

Основываясь на том, что в проектной деятельности есть собственное ценностное содержание, в данной статье мы анализируем процесс субъективного присвоения данных ценностей подростками на основании самосознания и различных направленных на это психолого-педагогических условий и операций. Целью исследования являлось выявление ценностных различий между проектной деятельностью и деятельностью по решению комплексных инженерных задач, а также определение уникальных ценностных оснований обеих форм деятельности. Мы предположили, что участие подростков в командных соревнованиях по решению комплексных инженерных задач способствует формированию у них ценности проектной деятельности, так как такие задачи — неотъемлемый элемент проектной деятельности в инженерном, технологическом поле.

Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

Для проверки данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование на базе флагманских мероприятий Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ): Олимпиады Кружкового движения НТИ (сейчас Национальной технологической олимпиады) и проектных школ «Практик будущего». Были проведены глубинные интервью, а также проведен контент-анализ материалов рефлексии с участниками мероприятий, чтобы выявить, какие ценности проектной деятельности и участия в инженерных соревнованиях подростки осознают и принимают. Анализ ценностного самоопределения старшеклассников в деятельности позволяет проследить, насколько эффективными являются форматы мероприятий и что может быть сделано для повышения мотивации подростков к участию в проектной деятельности.

Проектная и предпроектная формы деятельности

В традиции деятельностной психологии сознание, мышление, способности и, в конечном счете, личность человека рассматриваются в контексте деятельности [Леонтьев, 1975; Давыдов, 1988]. Осознанное освоение деятельности способствует обретению смысла и мотивации. Поэтому ценности, заложенные в проектную и иные формы деятельности, имеют принципиальное значение для их успешной реализации и формирования субъектности участников по отношению к ней.

Проектную деятельность можно определить как разработку и реализацию замысла решения общественно значимой проблемы. При этом результатом проектной деятельности является продукт, внедрение которого в существующую практику обеспечивает решение проблемы и формирование общественного блага [Леонтович, Саввичев, 2014]. Можно различать проектную деятельность как деятельность, специально организованную учителем и являющуюся скорее учебной, и реальную проектную деятельность, организованную для реализации проекта, а не для освоения навыков его реализации. В учебной практике имеет место и гибридный формат, в котором сочетаются элементы реальной и учебной проектной деятельности. Так, проектная деятельность школьников может, с одной стороны, являться учебной и быть специально организованной, с другой стороны — быть нацеленной на реальный результат и предполагать осуществление школьниками жизненного цикла проектирования: от анализа ситуации и постановки проблемы до создания действующего прототипа продукта, его тестирования и презентации потенциальному заказчику.

Решение комплексных инженерных задач можно отнести к предпроектному формату. Такой формат отличается от проектирования тем, что в нем не происходит самостоятельного

Рисунок 1. Национальная технологическая олимпиада, 2021

Рисунок 2. Национальная технологическая олимпиада, 2019

Дорожная карта Национальной технологической инициативы «Кружковое движение»: https://nti2035.ru/ talents/circles.

поиска значимой темы, анализа ситуации и постановки проблемы. Постановка задачи в этой форме деятельности — это внешнее по отношению к участникам действие. Однако проектная деятельность включает в себя решение комплексных задач, поэтому освоение компетенций, связанных с командным решением таких задач, чрезвычайно значимо в контексте освоения проектирования, так как участникам требуются знания из разных технологических направлений, навыки командной работы, умение выбрать оптимальный вариант решения задачи, творчески подойти к осмыслению технического задания и многое другое.

Компетенции, необходимые для решения комплексной инженерной задачи, позволяют предположить, что этот пред-проектный формат — переходная ступень, этап, необходимый для выхода в проектную деятельность. На этом этапе участники осваивают деятельность в сложной задачной логике, не просто воспроизводя знание формул по учебнику, а разбираясь в предмете решения, понимая контекст возникновения задачи, в том числе отраслевой и технологический. Освоение данных компетенций не просто позволяет им перейти к проектированию, требующему перечисленных навыков и знаний, но и формирует интерес к проектной деятельности и ведет к осознанию ее значимости. Так как Кружковое движение НТИ реализует как решение комплексных инженерных задач в формате командных соревнований, так и проектные форматы, на примере мероприятий Кружкового движения удобно проследить, происходит ли такой переход от предпроектной деятельности к проектированию.

Ценностные основания проектных форматов Кружкового движения НТИ

Кружковое движение НТИ — это одна из крупнейших кадровых программ, направленных на подготовку технологических специалистов и лидеров изменений, работающих со школьниками1. Кружковое движение знакомит школьников с перспективными направлениями научно-технологического развития, с современными формами и форматами занятости исследователей и инженеров, помогает в формировании осознанного выбора своего профессионального и жизненного пути в сфере новых технологий. Кружковое движение выстраивает линейку мероприятий для школьников и студентов, в которых отражены разные виды учебной и внеучебной деятельности, ключевыми из которых являются проектная деятельность и решение комплексных инженерных задач (Рис. 1-5).

Два ключевых проекта, реализуемых Кружковым движением НТИ:

1. Олимпиада КД НТИ (сейчас Национальная технологическая олимпиада) — многопрофильные инженерные

Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

соревнования, в рамках которых реализуется деятельность по решению комплексных инженерных задач2;

2. проектные школы и хакатоны «Практик будущего», в которых реализуется проектная деятельность3. Полный жизненный цикл проектирования, включающий внедрение продукта, в данных форматах встречается редко, поскольку фокус данных форматов — на учебной деятельности. Однако есть примеры старшеклассников, которые приняли участие в олимпиаде и в дальнейшем стали разрабатывать собственные проекты, такие как, например, проект Work Up [Саюкина, 2021].

Чтобы проверить, является ли переход от предпроектно-го формата (решение комплексных инженерных задач в рамках Олимпиады КД НТИ) к проектному (участие в проектных школах и хакатонах «Практик будущего» и организация собственных проектов) не случайным, а естественным — то есть у участников инженерных соревнований, которые осознают ценность деятельности по решению инженерных задач, возникает запрос на проектную деятельность — важно посмотреть на то, какие ценности каждой из этих форм деятельности участники осознают и принимают.

Практика проектной и предпроектной деятельности — это мультикомпетентностная структура, состоящая из трех блоков. Участники должны освоить hard skills — специализированные навыки, необходимые для осуществления проекта или решения определенной задачи; soft skills — навыки, обеспечивающие организацию этой работы; и кроме того, участники должны самоопределиться в рамках работы над проектом или в рамках работы над решением инженерной задачи.

Самоопределение может быть продиктовано внешними мотивами, например, стремлением поступить в вуз после победы в соревновании или выиграть приз, запустив удачный проект. Но в таком случае участники не воспринимают деятельность как самостоятельную ценность. Тогда как ценностное самоопределение в деятельности, принятие старшеклассниками ценности такого формата проектной работы, ведет к тому, что они начинают видеть смысл и содержание своей дальнейшей профессиональной жизни в этих формах деятельности и переходят из пользовательской позиции в позицию конструктора, инициатора деятельности. Такой переход — шаг развития — возможен в контексте присвоения ценностей, если участники фиксируют ценностные основания деятельности. И, как отмечает Ф. Е. Василюк, ценность присвоена, если она приобретает значение личного смысла, который можно восстановить в деятельности [Василюк,

2

Национальная технологическая олимпиада: https://ntcontest.ru/.

3

Проектные школы и хакатоны для школьников и студентов «Практики будущего»: https:// practicingfutures.org/.

Рисунок 3. Национальная технологическая олимпиада, 2019

Рисунок 4. Национальная технологическая олимпиада, 2020

Рисунок 5. Проектная школа «Практики будущего», 2019

2

Олимпиада КД НТИ и ее ценности: https://academy.sk.ru/

еуешз/310/355.

Манифест Кружкового движения: https:// kruzhok.org/manifest

4

Материалы для наставников Олимпиады КД НТИ: https://academy.sk.ru/ еуешз/310/355..

1984]. Таким образом, участникам становится действительно важно то, что они делают, и они понимают, зачем они занимаются этой деятельностью. Форма принятия ценности придает смысл деятельности, и ценность становится «единственной мерой сопоставления мотивов» [Василюк, 1984].

В проекте «Практики будущего» на данный момент нет четко сформированного набора ценностей, поэтому обратимся к ценностям Олимпиады КД НТИ. Так как для создания заданий олимпиады были взяты задачи из реальной проектной деятельности, ценности, фиксируемые в олимпиаде, не противоречат ценностям проектной деятельности2:

• субъектность участника;

• командная работа;

• новые технологии;

• развитие;

• реальное изменение мира;

• отсутствие формализма.

Интересно, что если участники принимают эти ценности без критического к ним отношения или, наоборот, полностью отказываются от них, ценности приобретают характер гиперценностей и антиценностей. Например, отрицание ценности отсутствия формализма в проектной работе, ведет к строгому следованию техническому заданию, бюрократичности и даже бумаготворчеству вместо реальной деятельности. Но и фанатичное следование способствует проявлению деструктивной неформальности и интерпретации задачи исключительно под свою задумку.

Во всех проектах Кружкового движения НТИ есть ряд специально сформированных практик, направленный на работу с ценностным самоопределением подростков. Ценности транслируются как напрямую, через манифест Кружкового дви-жения3 или методические материалы для наставников4, так и в рамках культурной программы мероприятий (общение с экспертами, интеллектуальные игры) и рефлексии. Сами участники отмечают, что наиболее успешными каналами трансляции ценностей являются прямое общение с носителями ценностей и рефлексия [Гуманитарные практики в технологическом образовании, 2021].

Практика рефлексии в данном контексте особенно интересна, так как она позволяет схватить изменения, которые происходят с участниками мероприятий, при этом участники вербализуют и фиксируют эти изменения в своих высказываниях самостоятельно [Щедровицкий, 2005]. Именно поэтому рефлексия является важнейшей составляющей образовательных программ в методологии Кружкового движения, обязательна для всех участников мероприятий и применяется как ключевой инструмент работы с мышлением участников, в том числе в поле образования ценностей и отношения к ним.

Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

Эмпирическое исследование

Чтобы проверить, какие ценности, заложенные в проектные форматы Кружкового движения, перенимают участники этих форматов, весной 2021 года было проведено исследование по выявлению смыслов, сформированных у участников Олимпиады КД НТИ в отношении решения комплексных инженерных задач и в отношении проектной деятельности. В рамках исследования участники сопоставляли опыт решения комплексных инженерных задач и проектной деятельности и осмысляли принципиально важные для них самих проявления обеих форм деятельности.

Участники исследования

Участники исследования составляли три группы. Первая группа — финалисты Олимпиады КД НТИ 2020-2021 гг. (Рис. 6): 1260 человек, 939 - мужского пола, 321 - женского, возраст от 14 до 18. Участники этой группы погружены в практику решения комплексных инженерных задач, и у многих из них также есть опыт проектной работы в школе. В рамках исследования был проведен контент-анализ рефлексии, которую участники проходили в рамках олимпиады. Подростки рефлексировали цели участия в олимпиаде и почему для них важно и ценно решать сложные инженерные задачи, безотносительно участия в соревнованиях. Кроме того, участники обсуждали проектные форматы и их отличие от решения инженерных задач, поставленных другими людьми.

Вторая группа — победители Олимпиады КД НТИ, кого пригласили участвовать в проектном интенсиве «Остров 10-22» летом 2019 года (Рис. 7-8): 100 человек, 71 — мужского пола, 29 — женского, возраст от 14 до 18 лет5. Участники данной группы овладели компетенциями решения комплексных инженерных задач в рамках участия в олимпиаде и погрузились в проектную деятельность на интенсиве. В рамках исследования был проведен контент-анализ рефлексии, которую участники проходили на «Острове 10-22». Участники рефлексировали свое отношение к проектированию и решению корректно поставленных сложных практических задач, оценивали, насколько им комфортно и некомфортно погружаться в зону неопределенности проектной деятельности, с необходимостью проходить такие этапы как анализ ситуации и постановку проблемы и самостоятельно формулировать проектный замысел.

Третья группа состояла из школьников, которые, с одной стороны, имеют опыт участия в Олимпиаде КД НТИ, то есть понимают, что такое комплексная инженерная задача и как она решается, с другой стороны, имеют опыт участия в проектных форматах «Практик будущего» (7 человек, все мужского пола,

Рисунок 6. Национальная технологическая олимпиада, 2021

Рисунок 7. Проектный интенсив «Остров 10-22» 2019

Проектный интенсив «Остров 10-22»: https://rf2035.net/ ^/асику/8/.

Рисунок 8. Проектный интенсив «Остров 10-22» 2019

17-18 лет). В рамках исследования были проведены глубинные интервью с участниками этой группы, во время которых подростки описывали свой опыт участия в различных проектах, особенности работы в команде, свое отношение к проектированию и самостоятельной постановке задач.

Результаты

Анализ ответов участников показывает, что, говоря о ценностях проектной деятельности и решения комплексных инженерных задач, подростки формулируют позицию по отношению к смыслам деятельности, а не ее ценностям. Однако на основании смыслов мы можем сделать предположение о ценностях, которые стоят за этими смыслами и рефлексируются участниками. В Таблице 1 представлена матрица ценностей проектной деятельности и решения инженерных задач, которую можно восстановить на основании ответов участников исследования об их опыте и самоопределении в этих формах деятельности.

Таблица 1. Матрица ценностей

Фокус внимания Ценность Инженерная задача Проектная деятельность

Источник постановки задачи Самостоятельность - Цели и задачи ставят сами участники

Содержание деятельности Настоящее дело Свобода творчества Настоящая, непридуманная задача из реальной практики Реальные вызовы времени Созидательная деятельность Свобода реализации самим с нуля Самовыражение

Ход решения Созидание Противостояние культуре потребления Решение надо создать, его не существует

Командная форма работы Совместность Опыт командной работы важен, он обогащает -

Результат решения Полезность Осязаемый, конкретный результат Потенциальная востребованность Потенциальная востребованность

Возможности участника Осознанный выбор пути Попробовать разную деятельность руками Профориентация

Социальное признание Выстраивание связей в сообществе Доказательство собственных возможностей, проверка способностей и компетенций Возможность заработка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

Самостоятельность является ценностью, характерной для проектной деятельности, поскольку участники этой деятельности действительно не просто могут, но и должны двигаться в работе над постановкой задачи проекта сами, без участия наставников или организаторов мероприятия, определяя и реализуя не только проектный замысел, но и то, как именно анализировать ситуацию и ставить в ней проблему. В Олимпиаде КД НТИ самостоятельность выделенной ценностью не является, так как касается только выбора средств решения, и иногда — конкретного алгоритма решения задачи. Самостоятельной постановки задачи в предпроектной деятельности не происходит.

Настоящее дело, то есть такая практика, которая связана с реальным производством, а не с выдуманной ситуацией, распознается участниками Олимпиады КД НТИ как ценность в решении инженерных задач и, более того, осмысляется как ключевая ценность. Интересно, однако, что данная ценность не распознается как характерная для проектной деятельности, несмотря на то что проектная деятельность сущностно не менее настоящая, чем решение инженерных задач. Это может быть связано с распознаванием проектных тематик как придуманных, о чем говорят многие опрошенные участники.

Свобода творчества при осмыслении решения инженерных задач не распознается как актуальная ценность. Участники осознают, что они ограничены тематикой, технологическим стеком и техническим заданием, которое требуется реализовать для решения задачи. В рамках осмысления проектной деятельности данная ценность распознается как ключевая, поскольку в проектировании действительно предполагается достаточно широкая возможность для творческой реализации.

Созидание как ценность опознается как в решении инженерных задач, так и в проектной деятельности, но с разными коннотациями. В случае решения инженерных задач созидание понимается как противостояние культуре потребления, тогда как в рамках проектной деятельности, созидание понимается как создание несуществующего ранее решения.

Ценность совместной работы распознается участниками в решении инженерных задач, но не распознается как нечто важное в проектной деятельности. Более того, некоторые участники глубинных интервью осмысляли командность в проектной деятельности скорее как отягощающий фактор, препятствующий осуществлению проекта. Это неожиданный результат, поскольку норма проектной деятельности предполагает командную работу, и данная ценность могла бы быть объединяющей для двух типов деятельности. Подобный результат может означать, что опыт командного взаимодействия участников в рамках проектной деятельности либо не был выстроен, либо был выстроен неудачно, в отличие от командного взаимодействия в рамках решения инженерных задач на Олимпиаде КД НТИ.

Полезность результата распознается участниками как ценность и в решении инженерных задач, и в проектной деятельности. В контексте решения инженерных задач полезность комплементарна созиданию, когда итог решения — реальный и полезный продукт, например, алгоритм или инженерное изделие. В контексте проектной деятельности участники говорят не только о реальности результата деятельности, но и о том, что он обязательно должен быть востребован кем-то: обществом, заказчиком и так далее.

Осознанный выбор пути фиксируется как ценность в контексте решения инженерных задач и осмысляется через возможность попробовать разные виды деятельности, пройти профориентацию и действительно понять, чем хотелось бы заниматься в будущем. Возможно, это уникальная специфика формата Олимпиады КД НТИ, а не решения инженерных задач как таковых, поскольку в олимпиаде представлено более 30 инженерных направлений, и многие участники пробуют соревноваться в разных направлениях. В рамках проектной деятельности осознанный выбор пути как ценность не распознается.

Социальное признание в контексте решения инженерных задач понимается как возможность входа в сообщество экспертов, получение от них обратной связи. В контексте проектной деятельности социальное признание осознается как возможность заработка на успешных востребованных проектах. И в целом, для старших подростков возможность зарабатывать деньги является крайне важной ценностью.

Ценности Олимпиады Кружкового движения НТИ в самоопределении участников

Результаты исследования показывают, что транслируемые ценности Олимпиады КД НТИ распознаются участниками только частично. Подростки осмысляют ценность командного взаимодействия, что закономерно для участников командного соревнования. Однако они не вербализуют остальные категории ценностей. Так, например, ценность высоких технологий участниками не распознается, хотя мы можем предположить, что эта ценность является необходимым признаком деятельности по решению комплексных инженерных задач. Без принятия ценности высоких технологий школьники обычно не стремятся участвовать в инженерных соревнованиях.

Ценность реального изменения мира участниками исследования не распознается, однако для них является ключевой ценность настоящего дела. Участники не видят связи между тем, что они делают в рамках олимпиады, и изменением существующих социальных практик. Такое положение дел закономерно, поскольку проекты, реализуемые школьниками в Олимпиаде

Виткевич Людмила Николаевна, Кускова Ольга Евгеньевна, Андрюшков Андрей Александрович

КД НТИ, редко оказывают влияние на мир напрямую. Это возможно в единичных случаях, когда такое решение принимается авторами задач.

То, что участники не распознают субъектность в качестве ценности, вероятно, говорит о том, что приоритет субъектно-сти возникает скорее для организаторов решения задач и наставников проектов, нежели для школьников.

Ценность развития участниками так же не распознается, и мы можем предположить, что развитие является не ценностью, а необходимым средством, условием попадания в финал Олимпиады КД НТИ. Если рассматривать решение инженерных задач как деятельность вне контекста олимпиады — развитие нельзя выделить как уникальную для данной деятельности ценность.

Наконец, ценность отсутствия избыточного формализма не распознается как ценность в решении инженерных задач, но распознается как ценность именно Олимпиады КД НТИ. Так, больше четверти респондентов (27 %), отвечая на вопрос «Без какого условия вы не стали бы участвовать в Олимпиаде КД НТИ?», выбирают вариант ответа «Если бы она была жестко формализованной, недружелюбной, без человеческого лица».

Частичное распознавание ценностей участниками говорит о том, что следует пересмотреть форматы трансляции ценностей или переосмыслить ценности в контексте разных форм проектной деятельности.

Выводы

Результаты исследования показывают, что есть ценности, характерные для самосознания подростков как в решении комплексных инженерных задач, так и в проектной деятельности. Этими ценностями являются созидание, полезность и социальное признание. Интересно, однако, что осмысление этих ценностей в контексте решения инженерных задач и в проектной деятельности различны. Ценности, которые являются уникальными для инженерных соревнований, это настоящее дело, совместная работа и осознанный выбор пути.

Возможные причины того, что в контексте проектной деятельности участники не фиксируют значимыми такие ценности, как настоящее дело и совместная (командная) работа, могут заключаться в том, что участники в своей практике, которую они осмысляют как проектирование, сталкиваются не с проектной деятельностью, а с околопроектными учебными форматами. Так, например, для многих образовательных организаций характерно отсутствие выстраивания командного взаимодействия в проекте. В таких случаях команда является скорее фикцией, чем реально действующей структурой. Помимо этого, многие образовательные организации практикуют так

называемые индивидуальные проекты. Единицы участников, кто выделяют ценности настоящего дела и командной работы как основополагающие для проектирования, имеют опыт реальной проектной работы вне образовательного поля.

Интересно и то, что деятельность по решению комплексных инженерных задач фиксируется подростками как более настоящая, чем проектная деятельность. Знакомые форматы проектной деятельности для них — это скорее отступление, нежели прирост компетенций. Таким образом, гипотеза о том, что участник вначале должен освоить задачную логику, затем опробовать учебную проектную деятельность и далее перейти к реальному проектированию, не подтверждается. Это означает, что необходимо погружать школьников в такой формат проектной деятельности, где есть возможность внедрять результат проектной работы и видеть, как этот результат влияет на реальность, кем он действительно востребован и как решается поставленная проблема. Это обеспечит развитие и самоопределение подростков в проектной деятельности. Переход от решения инженерных задач к проектной деятельности требует совершенно нового формата, который, в свою очередь, требует разработки, поскольку в данный момент его не существует. Ш

Литература:

Василюк, 1984 — Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 80.

Гуманитарные практики в технологическом образовании, 2021 — Гуманитарные практики в технологическом образовании: осознанность и профессиональное самоопределение // Аналитический отчет Инфраструктурного центра Кружкового движения, 2021. Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/1BJoh3y7T88gxb539QhJqEagu1fa6mBlP/ view (дата обращения: 23.12.2021).

Давыдов, 1988 — Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал, 1988. Т. 9. № 4. С. 22-33.

Леонтович, Саввичев, 2014 — Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014. С. 160.

Леонтьев, 1975 — Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // М., 1975.

Саюкина, 2021 — СаюкинаН. Одни школьники придумали, как помочь другим школьникам найти первую работу // Журнал Кружкового движения: эл. журнал. Дата публикации: 08.12.2021. Режим доступа: https:// journal.kruzhok.org/talents/tpost/npbl3xaf21-odni-shkolniki-pridumali-kak-pomoch-drug (дата обращения: 23.12.2021).

Щедровицкий, 2005 — Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. С. 800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.