ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.9
Э. Ф. Зеер
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются возможные варианты самоопределения человека в конфликтующих реальностях современного общества; приводятся алгоритм анализа конфликтующих реальностей и социально-психологические последствия образования протестного самоопределения.
Ключевые слова: конфликтующие реальности, самоопределение, асимметричное взаимовлияние, рефлексия.
Abstract. The paper considers possible ways of self-determination of a person in the conflicting realities of modern society, an algorithm for the analysis of the conflicting realities povided and socio-psychological effects of formation of protest selfdetermination described.
Index terms: conflicting realities, self-determination, asymmetry interference, reflexion.
Жизнь без конфликтов, противоречий, несвязностей, несогласованных обстоятельств, разладов невозможна.
Что же такое конфликт и конфликтующие реальности? Разведем эти понятия.
Конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В психологии различают внутри -личностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Эти конфликты могут выполнять позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную) функции.
Конфликтующие реальности - это противоречия, несогласованность субъективной (душевной) жизни человека и реальной, объективной действительности. Иными словами, конфликтующие реальности - это противоречия между субъективной реальностью человека и объективной действительности.
Обе эти ипостаси признаются реальными, действительно существующими (Е. А. Климов). Они потенциальны, неявны и не всегда осознаваемы [3].
В качестве субъектов конфликтующих реальностей выступают институциональные и неформальные организации, государственные, коммерческие и общественные объединения, корпорации, социальные группы и формально не
объединенные социальные группы людей. Взаимосвязи, отношения между этими субъектами реализуются путем взаимовлияния и взаимодействия. Смыслопорождающим фактором выступает взаимовлияние - система развернутых во времени и пространстве связей и отношений между субъектами конфликтующих реальностей. Взаимовлияние определяется целевыми ориентациями, социальными установками, ожиданиями и поведением. Взаимовлияние не имеет четкой направленности, характеризуется большой степенью неопределенности и, как правило, асимметрично и не структурировано. Оно не всегда осознается, вследствие чего и недооценивается субъектами конфликтующих реальностей.
Важное значение в осознании конфликтующих реальностей принадлежит рефлексии - построению обобщений, сопоставлений и оценок, а также переживания и самоопределения. Рефлексия конфликтующих реальностей обусловливает необходимость определения отношения к ним. Избирательное, пристрастное отношение к их проявлениям в реальной действительности позволяет человеку самоопределиться - найти в них личностный смысл и значение и сделать индивидуальный выбор реального действования в настоящем и будущем.
Самоопределение в «благополучное» время может быть даже более значительным, чем геройство во время социальных потрясений, в конфликтующих реальностях оно обусловливает необходимость быть личностью.
Конфликтующие реальности порождают деструктивные тенденции развития человека, создают риски и угрозы стабильности общества. Чтобы противостоять этим деструктивным влияниям на сознание, деятельность и поведение, человек должен определить свое отношение к конфликтующим реальностям и найти конструктивные способы взаимодействия с ними. Тематическим ядром самоопределения личности является выбор «совокупности индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее» [1].
Самоопределение - это выбор позиции, самоограничение, уменьшение степени неопределенности в многообразных проявлениях реальности. Оно не является кратковременным процессом, сопровождается рефлексией ситуации, активным поиском принятия решения и, как правило, глубокими эмоциональными переживаниями душевного неблагополучия, а в отдельных случаях утратой смысла жизни.
Самоопределение личности происходит в семантическом поле конфликтующих реальностей. Реальность приписывается тому, что может возникнуть в действительности, т. е. это всегда возможность. Отсюда следует, что конфликтующие реальности не всегда явно себя обнаруживают, они потенциальны.
Основными признаками конфликтующих реальностей являются:
• система развернутых во времени и пространстве связей и отношений между людьми, социальными группами, определяющих социальные установки, ожидания и поведение;
• наличие субъектов (носителей) конфликтующих реальностей и неявные столкновения между ними;
• асимметричное взаимовлияние субъектов конфликтующих реальностей в условиях неопределенности ситуаций;
• огромное число безразличных, равнодушных людей к конфликтующим ситуациям;
• актуализация астенических, негативных эмоций.
К основным структурным компонентам, характеризующим конфликтующие реальности, относятся их предмет, субъекты, взаимовлияние, жизненные ситуации и возможные сценарии разрешения противостояний. В таблице приведены структурные характеристики конфликтующих реальностей.
Структурные характеристики конфликтующих реальностей
Структурные компоненты Характеристики структурных компонентов
Предмет конфликтующих реальностей Противоречия, несогласованности, разлады между реальной действительностью и ее субъективным (психическим) отражением людьми
Стороны (субъекты) конфликтующих реальностей Институциональные и неформальные организации и формально не объединенные в группы люди
Асимметричное взаимовлияние конфликтующих реальностей Система развернутых во времени и пространстве связей и отношений, определяющих социальные установки, ожидания и поведение социальных групп
Ситуации: социальные, духовно-нравственные, профессионально-обусловленные и др. Совокупность конфликтующих обстоятельств, обусловливающих психическую напряженность жизнедеятельности людей
Возможные сценарии развития ситуаций Конструктивный, неопределенный, деструктивный сценарии развития конфликтующих реальностей
Психическое отражение конфликтующих реальностей обусловливает необходимость самоопределения личности в этих противоречиях. Основной смыслообразующей характеристикой конфликтующих реальностей являются противоречия. Условно можно выделить три вида (группы) таких противоречий (несогласованностей) между реальной действительностью и ее субъективным отражением: социально обусловленные, духовно-нравственные и профессионально значимые.
Выбор отношения, позиции к этим конфликтующим реальностям проявляется в следующих видах самоопределния:
• самоопределение в культуре, понимаемой в широком смысле слова: производство, политика, искусство, экология;
• ценностно-нравственное самоопределение в жизни, общении, взаимодействии;
• профессиональное самоопределение - нахождение своего места в мире профессии и нахождение смысла в профессиональном труде.
Приведем отличительные признаки этих типов самоопределения.
Для самоопределения в культуре характерны: 1) глобальность, все-охватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для ценностно-нравственного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного духовного развития личности; 2) сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
Для профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).
В зависимости от доминирующего вида самоопределения возможны следующие формы развития конфликтующих реальностей:
• конструктивная - стремление усовершенствовать ситуации мирным путем, внесение позитивных изменений;
• нейтральная (повествовательная) - игнорирование конфликтующих реальностей;
• деструктивная - агрессивное неприятие и противостояние субъектов конфликтующих реальностей.
Рассмотрим их возможные проявления.
1. Социально обусловленные конфликтующие реальности
инициируют развитие деструкций общественного, внеколлективного поведения людей. В этих массовых формах поведения большую роль играют неосознаваемые процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные события (действия), которые могут приобрести проте-стный характер. В качестве эмоциональной основы такого поведения выступают фрустрация, раздражение, тревожность, подавленное настроение и др.
Субъектами деструктивных форм такого поведения могут выступать публика, толпа, масса - совокупность людей, складывающаяся на основе астенических эмоциональных переживаний, часто без какой-либо организации, но обязательно при наличии критической ситуации и общего протестного настроения.
Психическое состояние людей в ситуациях социально-обусловленных конфликтующих реальностей характеризуется эмоциональным напряжением, уменьшением степени критичности к самому себе, подавленным чувством ответственности за собственное поведение, а при наличии лидеров все это может привести к деструктивным формам экспрессивного поведения людей.
Социально обусловленные конфликтующие реальности лежат в семантическом поле людей с социально обусловленными ситуациями жизни. Рассмотрим некоторые из тех, которые имеют социально-негативное значение:
• разнонаправленность ценностных представлений народов, населяющих нашу страну;
• несовпадение социально-психологической направленности школьников (интересов, желаний, потребностей) и родителей: обострение конфликтов поколений;
• замещение реальной действительности виртуальной: появление возможностей удовлетворения своих потребностей, интересов в СМИ (Интернет, кинематограф, телевидение);
• иррационализация всей общественной жизни страны, о чем свидетельствует появление различного рода астрологов, магов, колдунов, ясновидящих и др., которых насчитывается уже 300 тыс. - почти столько же, сколько профессиональных ученых;
• криминализация подрастающего поколения, распространение алкоголизма (80% молодежи и почти 40% школьников), наркомании, развития виртуального сексуального воздействия;
• обострение социального сиротства (около 30% детей рождается в незарегистрированных браках). За последние 15 лет число детей-сирот возросло более чем на 75%;
• снижение авторитета образовательных учреждений, учительства (см., например, статью в «Комсомольской правде» от 24.03.2010 «Самые пьющие в России - педагоги»), представителей власти, органов МВД.
Приведенные примеры не исчерпывают весь спектр конфликтующих реальностей современной жизни россиян. Каковы возможные (превентивные) меры разрешения этих конфликтующих реальностей?
Чтобы достойно жить в этом противоречивом мире, человеку необходимо постоянно определять свое отношение к негативным явлениям нашей действительности.
2. Духовно-нравственные конфликтующие реальности, которые составляют следующую группу, возникают в процессе социализации подрастающего поколения. В духовной области это деформации нравственности в молодежной субкультуре. Ее главной особенностью является обособленность, отстраненность, часто демонстративная, от ценностей старших поколений. Под влиянием СМИ в массовом сознании молодежная субкультура зачастую приобретает негативный характер. Генезис конфликтующих реальностей обусловлен наличием в обществе кризисных ситуаций, неудовлетво-
ренностью социально-экономическими условиями жизни, переоценкой прежней системы ценностей. Потребность в эмоциональном единении, психологической поддержке приводит к возникновению разного рода неформальных объединений, которые выступают для молодежи способом свободного самовыражения, проявления инициативы, удовлетворения базовых потребностей в самоутверждении, обобщении и самореализации.
К духовно-нравственным конфликтующим реальностям относятся, прежде всего, деформации потребностей современного человека.
Все большее значение приобретает сфера потребления. Ослабление ценностей труда, умеренности и бережливости, строгости в удовлетворении желаний приводит к преобладанию прагматических ориентаций и стремлению быстро осуществлять возникающие желания. По выражению С. П. Капицы, воспользовавшегося словами поэта, «человек и жить торопится, и чувствовать спешит, как никогда раньше».
В свое время А. Н. Леонтьев предупреждал, что человек не может развиваться в условиях преобладания потребления. Преодоление этой конфликтующей реальности обусловливает актуальность самоопределения личности в культуре достоинства и культуре полезности (А. Г. Асмолов).
О кризисе духовно-нравственных ориентаций молодежи свидетельствует также отчетливо наметившаяся тенденция смены «парадигмы развития» на «парадигму развлечений». Эта опасная тенденция подтверждается концентрацией основных финансовых ресурсов человечества в сфере развлечений - шоу-бизнесе. Несравнимо большая известность спортсменов или певцов, чем ученых, выглядит как знаковое явление, сочетание которого с приоритетом бытовых проблем над проблемами, будоражившими воображение человечества на протяжении всей его истории, позволяет говорить об «интроверсии цивилизации» - ее переходе от «развития вовне» (направленного сначала на освоение новых земель, затем -Космоса и т. п.) к «развитию вовнутрь», лейтмотивом которого служат не вселенские ориентиры, а улучшение быта [4].
Показательно также распределение времени, уделяемого современным телезрителем просмотру различных телепередач, среди которых он отдает явное предпочтение развлекательным телепрограммам. Средний зритель видит в ТВ прежде всего средство развлечения и приятного проведения досуга. Исследователи СМИ констатируют: место просвещения прочно заняло развлечение - основной коммерческий ресурс СМИ.
Радикальные трансформации социально-экономических условий жизни привели к серьезным деформациям самосознания людей:
• невротизации населения: установка многих журналистов, работающих в информационном вещании, формулируется самым циничным образом: «лучшая новость - это плохая новость»;
• криминализации «клипового (телевизионного) сознания молодежи»: анализ работы 7 телевизионных каналов за один типичный телевизионный день, проведенный Российской академией образования, пока-
зал, что зрители могли увидеть 160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, были зафиксированы 39 случаев нецензурной брани и 302 негативных новости;
• деформации культурных ориентиров: в программах основных телевизионных каналов доминируют образы пошлой эстрады, низкосортных юмористических передач, сделанные на скорую руку сериалы про «красивую жизнь» и ток-шоу (в народе их называют «треп-шоу») сомнительного свойства («комеди-клаб» и др.). Чуть ли ни в качестве языковой нормы насаждается мат;
• распространению безнравственных (бездуховных) норм субкультуры: в ранг национальных добродетелей вводятся субкультуры ночных клубов, «гламура», сообщества экономических преступников. На роли ключевых фигур телевидения - телеведущих - все чаще выбираются персоны сомнительной нравственной ориентации1.
Обозначенные тенденции развития духовно-нравственного пространства человека порождают деструктивное развитие сознания молодежи, всеобщую виктимизацию (жертвенность) населения.
Следует обратить особое внимание на превращение социализирующейся личности в жертву деструктивной социализации в образовании. Остановлюсь только на нескольких моментах:
• СМИ (кино-, теле-, мультфильмы) индуцируют у детей страхи. 84% мультфильмов эксплуатируют сексуальную тему, 90% - тему жестокости и насилия, 100% дискредитируют социальные нормы поведения (исследование Е. Е. Прониной);
• изменение мотивации учения, нравственных ориентиров поведения (сериал «Школа»);
• снижение уровня развития интеллекта выпускников российских школ (Е. Ю. Травкин, 1995);
• игнорирование особенностей развития мышления школьников с преобладанием активности правого полушария. Исследования психологов свидетельствуют, что учащимся с выраженным доминированием правого полушария (а их около трети) сложнее сдать ЕГЭ, ориентированный на школьников с развитым словесно-логическим мышлением [2].
Следует отметить, что перемены, которые происходят в массмедиа, настолько стремительны, что старшее и младшее поколения начинают сильно отличаться друг от друга.
3. Обратимся к конфликтующим реальностям профессиональной жизни. Анализ конфликтующих реальностей, обусловленных взаимодействием личности и мира профессий, позволил нам выделить такие виды конфликтов, как:
• мотивационно-потребностные - конфликты выбора профессии, профессионального роста, профессиональной карьеры;
1 См.: Обращение Российской академии образования к гражданам России. Образование и наука. 2010. № 7 (75) 77
• когнитивно-деятельностные - конфликты профессиональных экс-пектаций, неудовлетворенности содержанием и способами деятельности, статусно-ролевые конфликты;
• поведенческие - адаптационный, социально-ролевой конфликт, конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями;
• смысловые - конфликты нереализованных возможностей, самоне-приятия и безысходности.
Конфликты профессионального самоопределения личности возникают в период профессионального становления человека и в течение всей его жизни. Этот процесс характеризуется противоречивыми тенденциями во внутреннем мире человека, связанными с нахождением личностного смысла в профессии и детерминированными взаимодействием личности и профессии.
Какие же конфликтующие реальности профессиональной жизни порождают данные конфликты? Это, прежде всего внешние, объективные условия: изменение социально-экономической ситуации, изменение характера профессиональной деятельности и появление новых профессий под влиянием научно-технологического прогресса, вынужденная безработица, снижение работоспособности.
Мы рассмотрели лишь три группы конфликтующих реальностей в современных условиях жизни людей. Можно было бы продолжить этот перечень, включив в него семейную жизнь, социально-экономические отношения, межэтнические противоречия, разлады совести и сознания. Однако для нашего анализа главное - показать потенциальные угрозы, риски существующих противоречий и обозначить важность самоопределения каждого человека в конфликтующих реальностях.
В процессе переживания конфликтующих реальностей происходят изменения в самосознании человека, которые затрагивают мотивацион-но-потребностную, операциональную либо смысловую стороны его жизнедеятельности.
В зависимости от жизненной стратегии человека мы выделили три варианта разрешения конфликтующих реальностей: конструктивный, нейтральный, деструктивный, которые могут быть соотнесены с инициативным, защитным, пассивным, депрессивным, аффективно-агрессивным способами поведения в ситуациях самоопределения.
Защитный и пассивный способы свойственны адаптивным личностям, подчиняющимся внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Для многих людей, прибегающих к данному способу поведения в ситуации конфликта, характерны заниженная самооценка, повышенная вспыльчивость, склонность к фатализму. Уход или бегство из трудной ситуации могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме - путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней.
Депрессивный способ поведения в ситуации конфликта характерен для людей, которые уже пережили неудачи в жизни, неадекватное осоз-
нание ситуации способствует формированию мрачных, пессимистичных прогнозов на будущее.
Аффективно-агрессивный способ поведения в ситуации конфликта свойственен невротизированному типу личности. Низкий уровень самосознания не позволяет им выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, освободиться от собственных эгоцентрических установок.
Инициативный способ поведения в ситуации конфликта обусловлен наличием в структуре личности таких характеристик, как интерналь-ность, готовность к саморазвитию и др.
Для личности, стремящейся к конструктивному разрешению конфликтующих реальностей, характерны стремление к относительной независимости от воздействия извне, принятие ценностей самоактуализи-рующейся личности, рефлексивные умения, потребность в самоуважении.
Обобщая психологические проявления конфликтующих реальностей, можно констатировать:
• наличие дестабилизирующих реальность ситуаций и психическое отражение этих ситуаций;
• асимметричное взаимовлияние субъектов конфликтующих реальностей;
• рефлексию ситуации, включающую построение обобщений, аналогий, сопоставлений, умозаключений, а также эмоциональных переживаний;
• самоопределение в семантическом поле конфликтующих реальностей;
• выбор сценариев самоопределения и путей преодоления конфликтующих реальностей в интересах общества и людей;
• исход из конфликтующих реальностей.
Эти характеристики определяют логику психологического анализа конфликтующих реальностей. На рисунке показан ориентировочный алгоритм этого анализа.
Среди возможных мер разрешения конфликтующих реальностей можно назвать:
• усиление гражданского воспитания в образовательных учреждениях, формирование «иммунитета» к деструктивным влияниям СМИ;
• организацию центров безопасности населения от интервенции СМИ и, прежде всего, бесконтрольной всемирной паутины. В 2004 г. в 27 странах ЕС образованы центры безопасности Интернет;
• развитие сети нравственно ориентированных центров организации досуга молодежи;
• создание служб профилактики духовно-нравственного здоровья населения;
• психологическое консультирование лиц, испытывающих внутри-личностные конфликты самоопределения.
В заключение следует заметить, что возрастание социокультурной неопределенности в обществе приводит к развитию внутриличностных конфликтов самоопределения, обусловленных столкновением различных
целей, потребностей, мотивов, позиций, которые провоцируют возникновение психической напряженности, аномальных комплексов в бессозна-нии: тревожности, раздражительности, агрессивности, злости.
Конфликтующие реальности
— Дестабилизирующие реальность ^ Психическое отражение
ситуации конфликтующей реальности
Асимметричное взаимовлияние
Рефлексия ситуации
*
Индивидуальная Виртуальная Г рупповая
Самоопределение
Выбор сценариев самоопределения
4— ——>
Конструктивный Неопределенный Деструктивный
Исход из конфликтующих реальностей
Алгоритм психологического анализа конфликтующих реальностей
При неблагоприятных социально-экономических условиях общественное бессознание большой группы людей может привести к разного рода протестным формам поведения.
Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение конфликтов профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог.
Литература
1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / / Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 21-22.
2. Граблин А. Кому легче учиться в школе // «Мы и мир». Психол. газ. 2010. № 2 (162). С. 9.
3. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М.; Воронеж. Изд-во МОДЭК, 2001. 192 с.
4. Юревич А. В. Асимметричное будущее // Вопр. философии. 2008. № 7. С. 83.
УДК 159.9
Г. В. Буянова
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных предпочтений и свойств темперамента студентов-перво-курсников, получающих высшее образование по разным специальностям; анализируются особенности индивидуальности студентов в трех сферах поведения (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и их соответствие требованиям выбранного ими типа профессии.
Ключевые слова: типы профессий, факторы выбора профессии, профессио-граммы, темперамент.
Abstract. The paper deals with the results of empiric research of professional preferences and characteristics of temperament of first-year students of different departments. The author studies professional interests of students, and determines the main features of their individuality in three aspects of behaviour: psychomotor, intellectual, communicative, as well as the compliance of these aspects with the requirements of the chosen profession.
Index terms: professional preferences, types of professions, factors of professional choice, temperament.
Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, зависящий от многих обстоятельств. Не случайно до сих пор остаются спорными вопросы о факторах выбора профессии и их приоритетности в процессе профессионального самоопределения.
По мнению ряда авторов, изучающих проблему профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте, выбор профессии осуществляется преимущественно под влияниям «объективных факторов», таких как величина заработной платы, условия работы, престиж будущей профессии, мнение близких людей [1, 3, 7]. В то же время таким «субъективным факторам», как темперамент, отводится второстепенная, сопутствующая роль.
Под темпераментом мы будем понимать формально-динамическое свойство человека, формирующееся преимущественно под влиянием биологических факторов, и прежде всего свойств нервной системы. Формально-динамические свойства отражают энергодинамический аспект пове-