САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Соколова Л.В.* *, Асварова А.А.*
Московский государственный областной университет, г. Москва Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Ивантеевка
В настоящее время школе нужен учитель с установкой на развитие личности ученика, способного осуществлять творческие процессы, который стремится к профессиональному самообразованию и саморазвитию.
Ключевые слова профессиональное развитие педагога, самообразование, индивидуальный маршрут педагога.
В современной системе образования происходят постоянные изменения. Чтобы педагог мог качественно решать поставленные перед ним государством и современной школой задачи, он должен быть специалистом высокого уровня. Для этого необходима целенаправленная системная работа над своим профессиональным развитием, т.е. организация процесса самообразования.
Самообразование, по мнению Г.М. Коджаспировой, - это «многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга» [2].
Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, которая проявляется в качественных изменениях личностного развития обучающихся.
Самообразование творческого педагога направлено на «выращивание» таких личностно-профессиональных качеств, которые обеспечат ему эффективность и качество профессиональной деятельности, удовлетворение от самого процессе творческого роста и результатов своего труда.
В педагогической теории выделяют четыре уровня самообразования и если педагог знает характерные особенности каждого из них он сможет определить свой уровень, то есть оценить себя как профессионала.
Первый уровень - низкий. Педагог, который находится на данном уровне, характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием.
* Доцент кафедры Методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук.
* Учитель английского языка МОУ СОШ N° 2.
100
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Второй уровень - средний, где характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации.
Третий уровень - высокий. У педагогов данного уровня систематическое целенаправленное самообразование, которое осуществляется на основе овладения технологией данного вида деятельности.
Наивысший уровень - этот уровень характерен для педагогов, которым данный вид деятельности представляется постоянной жизненной потребностью.
Источником самообразования педагога образовательной организации являются: нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, средства массовой информации, интернет, повышение квалификации, опыт коллег, участие в инновационной деятельности и т.д.
Чтобы самообразование носило системный характер, педагогу необходимо разработать свой индивидуальный образовательный маршрут, в котором должен быть представлен анализ профессиональной деятельности педагога, и уровень его развития на данный период времени. На основании индивидуального маршрута определяется тема самообразования на конкретный период времени. Из практического опыта можно сказать, что сложность вызывает у педагогов формулирование темы по самообразованию. На выбор темы окажут влияние результаты самодиагностики профессиональной успешности педагога, его педагогические интересы и потребности, а также рекомендации администрации образовательной организации. Участие администрации является очень важным как в процедуре анализа и самоанализа педагогической деятельности, так и в разработке индивидуального маршрута педагога. Организационно-педагогические мероприятия на уровне администрации будут направлены на создание оптимальных условий для личностно-профессионального развития педагога. С февраля 2013 года мы все обсуждали профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации педагога и к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей при переходе к новым стандартам второго поколения [4]. В настоящее время школе нужен учитель с установкой на развитие личности ученика, который стремится к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Значит, главными качествами педагога являются компетентность, развитое методическое мышление, профессиональное самообразование.
Как нам, педагогам, изменить свое сознание, чтобы детей учить по новым образовательным стандартам? Эти вопросы сегодня задают многие учителя Российских школ. Поэтому современному педагогу недостаточно
Роль учителя в современном обществе
101
однажды приобрести определенные профессиональные компетенции, ему необходимо постоянно их совершенствовать и развивать, формировать новые. Это требует немало времени, больших усилий.
Список литературы:
1. Глинский А.А. самообразование педагогов в период освоения новых технологий учебного процесса // Инновации в системе повышения квалификации педагогических кадров: теория и практика: материалы науч. практ. конф., 18-20 дек. 2000 г. Минск: в 2 ч. / Министерство образования Республики Беларусь, Академия последипломного образования. - Минск, 2000. -
Ч. 1.
2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКТ «МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Лизинский М.В. Работа администрации школы с учителем / В.М. Ли-зинский. - М.: Педагогический поиск, 2000.
4. Шр://минобрнауки.рф/документы/3071.