А. С. Саргсян
(Ереван, Армения)
Самообразование как ведущая форма
непрерывного образования
В статье рассмотрена структурная модель непрерывного образования в свете развития современного мира. Определено самообразование личности (отличное от самостоятельной работы учащегося), как ведущей формы непрерывного образования. Доказано, что и в условиях быстрого развития ИКТ, основным направлением в управлении системы непрерывного образования являются вопросы поддержки самообразовательной деятельности, формирования и управления личным образовательным пространством каждого гражданина.
Наиболее всеобъемлющей с точки зрения отражения целей и задач непрерывного образования (НО) является следующая схема (рис. 1):
Можно выделить четыре основные цели НО и взаимосвязанные с ними задачи:
1. Воспитание личности - развитие личности;
2. Повышение профессионального мастерства с целью трудоустройства - интеграция в рынок труда.
3. Воспитание гражданственности - развитие демократического гражданского общества.
4. Образование в сфере культуры - повышение уровня культуры населения.
Если представить себе структуру всей системы непрерывного образования, как это иногда делается в работах по социологии образования [1], в виде концентрических кругов, то в самом центре следует, разумеется,
поместить формальное образование. Следующий непосредственно за ним круг будет символизировать, неформальное образование. Наконец, самый внешний, обширный круг представляет информальное образование и самообразование (рис. 2). Чем дальше от центра, чем ближе к периферии, тем ниже степень формализации и институционализации, систематичности и организованности, тем слабее координация и тем больше спонтанности и стихийности, вариативности и автономности. И, соответственно, увеличивается число «свободных» форм, свободы выбора, степень добровольности участия.
В общепринятой модели системы непрерывного образования выделяют следующие четыре составные части: общее образование, профессиональное образование и обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и образование взрослых (рис. 3). По этой популярной моде-
Развитие личности
Интеграция в рынок труда
м—►
Развитие гражданского общества
Уровень цивилизованности общества
Рис. 1. Цели и задачи непрерывного образования.
ли так называемые четыре столпа системы НО являются звеньями единого целого, и предполагается, что их реализация происходит при соответствующих условиях, например: среднее образование - в школе, профессиональное образование - в колледже, высшее - в университете. Где же происходит сегодня получение дополнительного профессионального образования и в каких учебных заведениях обучаются взрослые? Это вузы или центры образования взрослых, тренинг-компании, целью которых является заполне-
ние пробелов и недостатков в знании, полученном в предыдущих трех уровнях образования (борьба с неграмотностью, вечерние школы и т.д.).
Центры ОВ сегодня создаются на базах разного рода учреждений, таких, как общественные организации, частные тренинг-компании, производственные предприятия, колледжи, школы, центры повышения квалификации при университетах (см. рис. 4, с. 98). Фактически, образование взрослых как самостоятельная сфера деятельности в общей об-
1. Общее образование
General Education
3. Высшее профессиональное образование
Tertiary Education
2. Начальное и среднее профессиональное образование
УЕТ
4. Дополнительное профессиональное образование, или
образование взрослых
Adult Education
Рис. 3. Структурная модель системы непрерывного образования. ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015 -
Общее образование
Школы
Профессиональное образование и тренинги
Колледжи, училища, тренинг-компании
Высшее образование
Вузы
Образование взрослых
Колледжи, училища, тренинг-компании, вузы, дистанционное обучение
Самообразование детей и взрослых
Семья, различные сообщества людей, трудовые и другие коллективы, Интернет, дистанционное самообразование
Рис. 4. Где происходит непрерывное образование?
разовательной системе «экспансировало», если так можно выразиться, во все три другие сферы системы НО. Причем, принимая различные формы организации, образование взрослых продолжает сохранять свои собственные требования. Более того, методология и методика ОВ сливается с методологией и методами педагогики в школе, профессиональном учебном заведении и в вузе, в некоторых случаях (семинары и практические занятия) она даже превалирует. В современном мире, как совершенно справедливо в свое время указывал И. Кнолль, «образование взрослых - это инструмент (выделено мною - А.С.) для осуществления упущенных возможностей получения образования и одновременно шанс новой перспективы в изменяющейся окружающей жизни» [2].
Наряду с этим, необходимо отметить все возрастающую волну самостоятельного обучения людей, причем, не только взрослых. Самообразование и самообучение человека сегодня, как и раньше, происходит по ходу взаимодействий в семье, в разного рода коллективах и сообществах людей, (причем это взаимодействие не ограничено ни в геграфи-ческой-пространственной области, ни во временном аспекте), где индивид исполняет оп-
ределенную роль и имеет определенный статус. Процесс самообразования благодаря обмену мнениями и опытом между участниками, (а не ведущим и аудиторией) сопутствует и любому мероприятию ОВ (тренинг, семинар, и др., даже мастер-класс). Но к вышеперечисленным прежним прибавилась мощная новая возможность - самообразование посредством компьютерных технологий и Интернета. В наши времена наблюдается расширение возможностей, увеличение эффективности самообразования благодаря общению людей (в том числе и через Интернет), созданию Сетей (Networking), смене обстановки, смене окружения посредством новых знакомств и общения благодаря расширению возможностей мобильности. Особую роль играют сегодня в образовании различные формы дистанционного образования. На сегодняшний день можно утверждать, что дистанционное образование является одним из проявлений самообразования, поскольку находится в полной зависимости от воли обучающегося, несмотря на все «ухищрения» андра-гогов, организующих этот процесс.
Самообразование - важная часть системы непрерывного образования, в которой в отличие от других частей системы, не менее
Рис. 5. Современная структурная модель непрерывного образования.
1. Общее образование
General Education
2. Начальное и среднее профессиональное образование
УЕТ
3. Высшее профессиональное образование
Tertiary Education
4. Дополнительное профессиональное образование, или
образование взрослых
Adult Education
5. Самостоятельное
образование (самообразование)
БеИ^исайол
важные, чем обучение (а может и более важные) вопросы воспитания, сопутствующего процессу обучения, проявляются очень явственно. Ярким тому примером могут служить восточные единоборства, мастерству которых обучали тысячелетиями избранные учителя, которые постулировали для учащегося определенную философию и опирались в своей работе на элемент самовоспитания обучающегося [3].
Самообразование сегодня следует отнести не только к образовательным формам в качестве одной из форм информального образования в общей структуре непрерывного образования, но и к видам образования - в качестве пятого составляющего звена в структурной модели непрерывного образования.
Итак, последний, пятый компонент модели системы непрерывного образования-са-мообразование. Конечно, во всех других компонентах-блоках модели этой системы элементы самообразования в той или иной степени обязательно присутствуют, если под самообразованием понимать индивидуальные самостоятельные занятия. Понятно, однако, что в разных формах степень автономности учащегося различна и относительна.
Говоря же о данном компоненте системы непрерывного образования, мы имеем в виду прежде всего самообразование в «чистом виде». Теоретически это можно представить в виде «абсолютной» автономии учащегося. То есть, когда он самостоятельно, без посторонней помощи и подсказки выбирает предмет изучения, программу, пути и средства, темпы и траекторию учебно-познавательной деятельности.
Такая абсолютная «независимость» и до недавнего прошлого имела место, но только в тех случаях, когда человек продвинулся далеко за рамки даже высшего образования, и когда уже трудно бывает определить грань, за которой его самообразовательная деятельность и любительские занятия перерастают в профессиональную творческую или научную деятельность. Но обычно самообразование играло в большинстве случаев вспомогательную роль, дополняя учебу в каких-либо видах формального, неформального или инфор-мального образования. При любой организации непрерывного образования на долю самообразования выпадала важная обязанность заполнять промежутки между участием в образовательных институциях и объединять все звенья между собой [7]. В современном мире, особенно для поколения милле-ниалов, или, как их называют иначе, для поколений У и Z, картина изменяется. Возможность учиться и развиваться в профессиональном плане, а также сохранять баланс между рабочим и свободным временем для них важнее денежного вознаграждения [4]. Постепенно удовлетворение духовных запросов людей становится если не главной функцией, то хотя бы формально равноценной другим функциям, в первую очередь высшему образованию.
Феномен неформального образования и сопутствующего ему самообразования переходят в разряд понятий, ценностно-значимых для нашего общества сегодня [5, 6].
В любом случае самообразование очень важно, так как любая образовательная дея-
тельность в рамках системы непрерывного образования предполагает сочетание групп новых и индивидуальных, самостоятельных занятий и, соответственно, овладение навыками и умениями самостоятельного пополнения знаний и т. д. В большинстве случаев, как было указано, самообразование выступает необходимым связующим звеном между разными звеньями системы НО, обеспечивая тем самым ее связность и непрерывность [1]. Но было бы принципиально неверно толковать его исключительно как «десерт» к традиционно сложившейся государственной системе общего и профессионального образования, поскольку оно значимо и само по себе как действенное средство повышения личностью уровня собственных знаний, самостоятельного планирования, управления этим процессом и его реализации. Самообразование пора рассматривать в качестве отдельной самостоятельной единицы в системе НО, как его ведущую форму (рис. 5, с. 99).
Нейрология и обучение - вот какой необычной теме посвятили свои совместные исследования ученые из Франции, Мексики, Германии, Китая и Японии. Мозг человека, оказывается, не может не «самообразовывать» его [8]. Действительно, человек не может не думать, не искать причину явлений и событий, не прогнозировать и оценивать их последствия, иначе для чего, «зачем мы на свете этом живем?», говоря словами из известной песни...
Самообразование оказалось чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляло государство или работодатель в период 1990-ых и начала 2000-ых годов. Особенно ярко это явление во всех странах СНГ вырисовывалось при рассмотрении сферы бизнес-образования и образования в области ИКТ.
На рис. 6 приведена схема, отражающая сегодняшний взгляд на эволюцию развития образовательных подходов в производственной организации [9]. На смену иерархическим ограничениям приходит организационная культура открытости и доверия.
Подобное не может родиться в один день, полностью сформировать эту культуру не могут и институты формального образования. Проблема развития образовательных подходов должна всегда находиться в фокусе государственной политики в образовании, долж-
на решаться планомерно и целенаправленно. Необходимы существенные изменения в общественной психологии, в сознании людей должны быть преодолены устаревшие стереотипы о роли и месте образования и, особенно, самообразования в жизни каждого человека. Очень важно, например, чтобы каждый человек осознал, что полная реализация его личностного потенциала не может произойти только в сфере профессиональной деятельности. Последняя должна быть дополнена его участием в общественной деятельности, бытовой, семейной сфере и воспитании детей, деятельности в сфере культуры и искусства. Такая всесторонняя деятельность должна получить социальное признание, поддержку и поощряться обществом, служить эталоном.
Интегрируя общее, среднее и высшее профессиональное, и самообразование в единую систему, адекватно удовлетворяя образовательные потребности и интересы всех своих граждан, общество тем самым по сути превращается в «постоянно обучающееся общество», в котором учатся все и всегда. Вместе с тем следует указать и еще на одну особенность такого общества: оно становится одновременно и «постоянно обучающим обществом». Иначе говоря, общество рассматривается как безграничный образовательный арсенал: все его ресурсы должны быть полностью задействованы. Это предполагает, как справедливо замечает Р. Дейв, выход за рамки одностороннего представления об идее «учить учиться», означает добровольное принятие человеком обязанности делиться своими знаниями, навыками. опытом и т. п. с другими людьми [10].
Следует отметить, что организационно очень сложно наладить совершенную и целостную по сути и форме деятельность в области самообразования. При самообразовании основная нагрузка неизбежно падает на самого человека, а внешняя, посторонняя помощь может быть лишь эпизодической и не всегда эффективной. Для успешной организации самообразования необходимы усилия не только всех остальных элементов системы непрерывного образования, но и внеобразователь-ных организаций, основным направлением в управлении системы НО должны стать вопросы поддержки самообразовательной деятельности, формирования и управления личным образовательным пространством (ЛОП) каждого гражданина.
Формальное образование в производственном социальном пространстве:
- диалоги и контекст ведутся вокруг формальных курсов;
- участникам предоставлена свобода перехода вперед-назад в рамках периода обучения.
Увеличение
производительности
посредством:
- развития мыслительных навыков;
- поощрения распространения опыта;
- фасилитации и фиксирования рабочих процессов и их автоматизации.
Построение
практического
сотрудничества:
- работники учатся друг у друга;
- поощряются диалог и критическое мышление;
- организация избавляется от балласта.
Возможность построения личного профессионального пространства и управления личным образовательным пространством:
- развитие самостоятельных навыков обучения;
- построение обучающейся организации.
Рис. 6. Эволюция развития образовательных подходов.
Многое в системе непрерывного образова- ванной системы, как-то упорядочить крите-
ния еще требует осмысления, нуждается в рии оценки деятельности, добиться сопоста-
анализе и систематизации. Отнюдь не легко вимости «дипломов», оценки уровня образо-
совместить многообразие и множество инте- ванности (Valuing Learning), валидации и при-
ресов, запросов, потребностей, а также уров- знания результатов неформального и инфор-
ней, видов и форм и сроков получения обра- мального образования (Validation and Recog-
зования с необходимостью все это ввести в nition of Prior Learning). организационное русло, в рамки формализо-
Литература
1. Осипов В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван, Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1989. - 218 с.
2. Международные и региональные документы по вопросам образования взрослых : Сборник текстов с комментариями // Вопросы образования взрослых в странах СНГ. - Тбилиси, 2003.
3. Саргсян А. С. Непрерывное образование и образование взрослых: действие и методика. - Ереван : Ассоц. «Образование взрослых и обучение на протяжении всей жизни», 2009. - 98 с.
4. PwC (2011). Millennials at work. Resharing the workplace. A survey. Retrieved from http://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/publications/mil-lenials-survey.html
5. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. -С. 37-46.
6. Соколова И. И., Якушкина М. С. Тренды развития современного педагогического образования и образования взрослых // Материалы международной конференции, посвященной научной школе А. И. Жука, Минск, 1 марта 2013 г. - Минск Изд-во Акад. последип-лом. образования, 2013.
7. Мусакулов К. Т. Построение системы экономического образования учителя технологии труда и предпринимательства // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 7. - С. 71-73.
8. della Chiesa, B. (2008). Long Live Lifelong Brain Plasticity! Lifelong Learning in Europe (LLinE), 2008, 13(2), 78-85.
9. Chattopadhyay, Sahana (2015). Crystal Balling With Learnnovators [a blogl. Retrieved from http://learnnovators.com/wp-content/uploads/ 2015/04
10. Dave, R. Н. (1975). On Learning Strategies for Lifelong Education. In R. H. Dave (Ed.). Reflections on Lifelong Education in the School, Hamburg, 1975. pp 43-54.