Научная статья на тему 'Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки'

Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЭВТАГОГИКА / АНДРАГОГИКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ADULT EDUCATION / HEUTAGOGY / ANDRAGOGY / SELFEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саргсян Аревик Сергеевна

В статье представлены методологические особенности новейшей из педагогических наук эвтагогики. Сравниваются педагогика, андрагогика и эвтагогика в свете развития современного мира. Сформулированы теоретические принципы эвтагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological peculiarities of Heutagogy the newest pedagogical science

This paper presents peculiarities of Heutagogy the newest science among pedagogical theories. The comparative analysis of pedagogy, andragogy and heutagogy is presented. Theoretical principles of heutagogy are formulated

Текст научной работы на тему «Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки»

ЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А. С. Саргсян

(Ереван, Армения)

Принципы и особенности развития эвтагогики

как области педагогической науки

В статье представлены методологические особенности новейшей из педагогических наук - эвтагогики. Сравниваются педагогика, андрагогика и эвтагогика в свете развития современного мира. Сформулированы теоретические принципы эвтагогики.

Развитие педагогической науки не прерывается. Вслед за андрагогической моделью организации обучения в теории педагогики появилось сравнительно новое понятие: эвтагогика. Этот термин сформулирован австралийскими специалистами Хазеном и Кеньо-ном [1]. Эвтагогика - наука об организации самообразования. Идея представляет собой воспроизведение и развитие андрагогическо-го подхода, но очень часто эти два понятия по ошибке отождествляются. Необходимо различать эти два вида методики образования взрослых. Так, например, если андрагогика фокусируется на определении лучших путей и стилей обучения для учащегося, то эвтаго-гика в дополнение к этому предполагает самостоятельность учащегося в вопросе развития способности учиться, в обучении тому, как надо учиться, или просто в самостоятельном изучении данного предмета. Таким образом, андрагогика основывается на пусть и неформально реализуемом, но все же структурированном содержании, а эвтагогика охватывает все образовательные контексты: от формального до информального. Термин эв-тагогика образовался от греческих слов: eupextKoq (euretikos) - эвристический, или служащий выявлению, нахождению, £ф£ир£Т1ко$ (epheuretikos) - находчивый, етЗртща (eurema) - изобретающий, обнаруживающий и ауш (ago) - тренировка, ведение; он означает «ведение к изобретению, выявлению». Теория эвтагогики и соответствующая практика основаны на конструктивизме Дейва [2], исследованиях Монтессори и Колба

[3...6]. Это новое направление описывается, как основанное на проблеме, адаптивное обучение, которое идет вразрез с ошибочными схемами, вписывает новое знание в рамки старого, что позволяет выполнять своеобразную и инновационную работу. Учащийся сам анализирует, осознает и на основе предыдущего знания синтезирует уникальный (для себя] креативный процесс обучения, применяя инновационные методы формирования нового знания.

Итак, эвтагогика - это наука о самообразовании, которую можно рассматривать как естественное развитие сформировавшейся ранее классической педагогической методологии (в частности с точки зрения развития способностей человека], способная обеспечить оптимальную эффективность подходов к обучению в XXI веке [1]. По нашему мнению, применение технологий эвтагогики будет способствовать достижению воистину сту-дентоориентированного стиля в обучении. Более того, это позволит углубить и усилить креативный аспект в обучении вне зависимости от содержательного контекста.

Специалист по образованию из США Дж. Герстейн год назад поместила в своем блоге [7] статью, в которой сравнивает процесс развития образования с развитием Интернет-веб технологий (Web 1.0 - Web 2.0 - Web 3.0]. По ее мнению большинство учебных заведений все еще действуют по модели Образование 1.0, где в основе всего лежит учебная программа, согласно которой определяется выбор соответствующих подходов в обучении и

Таблица 1

Образование в развитии

Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

Содержание- Продиктовано Определяется совместно Определяется совместно и изменяется, корректируется исходя из контекста

Технология... В закрытой аудитории Соответственно ситуации Везде и повсюду

Обучение происходит... От учителя -к ученику От учителя - к ученику и от ученика к ученику (прогрессивизм) От учителя - к ученику и от ученика к ученику, от ученика к учителю, человек-технология-человек (интерконструктивизм)

Учебные заведения находятся... В зданиях В здании или в сети Интернет Повсюду - кафе, парки, офисы, дома в семье и т.п.

Учителя... Дипломированные специалисты Дипломированные специалисты Любой желающий и повсюду

Компьютерная техника в обучении. Приобретена за высокую плату и мало используется Дешевая и находится в пользовании Доступна по низким ценам и целенаправленно используется

Работодатели на рынке рассматривают выпускников как... Рабочих для конвейера Недоучившихся рабочих для конвейера в условиях экономики, основанной на знаниях Партнеров и предпринимателей

видов оценки. Модель Образование 2.0, соответствующая уровню Web 2.0, предполагает высокую интерактивность каналов учитель-ученик и ученик-ученик. Некоторые преподаватели, использующие техники коллективного обучения, образовательные технологии глобального проектирования, Вики-энцикло-педию, блоги и социальные сети с их всевозможными технологиями в своих аудиториях, фактически, движутся к высотам креативной и инновационной модели Образование 2.0. Модель Образование 3.0 основывается на применении эвтагогики в образовательном процессе. Учителя, ученики, сети, связи, медиа-ресурсы и другие инструменты создают абсолютно свободную и удобную с точки зрения пользователя обстановку и возможности для обучения (см. табл. 1). Рассматривая сказанное с другой точки зрения, заметим аналогию перехода от Образования 1.0 к Образованию 3.0 с последовательным развитием теоретических и практических образовательных тенденций от педагогики, через андраго-гику - к эвтагогике.

В табл. 2 объяснена разница между этими тремя подходами, показана преемственность

идей эсеншиализма (философский фундамент педагогики], конструктивизма (философский фундамент андрагогики] и коннективизма (философский фундамент эвтагогики].

В опубликованном недавно на форуме спе-циалистов-андрагогов известной профессиональной социальной сети Линкд-ин (LinkedIn] дискурсе [8] были развернуты идеи вокруг понятий андрагогики и эвтагогики. Представим здесь положения, по которым мы пришли к общему согласию с коллегами из США, Канады и Австралии. «Если анд-рагогика является наукой о том, как обучать взрослых или как фасилитировать, направлять их в обучении, то теория и практика эв-тагогики складываются в науку и искусство мотивирования человека в любом возрасте на холистическое, всеобъемлющее обучение». «Эвтагогика - методологический стиль непрерывного образования, "в чистом виде" она проявляется в самообразовательных процессах, сопутствующих информальному типу обучения. Но мы можем использовать технологические подходы эвтагогики параллельно с педагогическими и андрагогическими технологиями, применяемыми при обучении,

Таблица 2

Сравнительный анализ

Педагогика Обучение детей Андрагогика Образование взрослых Эвтагогика Самообразование

Зависимость Учащийся -зависимое лицо, учитель решает, что, как и когда ему учить Взрослые независимы, стремятся к участию в управлении процессом Учащиеся независимы, они способны самостоятельно управлять процессом своего самообучения

Обучающие ресурсы Ресурсы учащегося ограничены тем, что выбрал учитель для лучшего усвоения материала Взрослые используют свой опыт и опыт других участников Учитель обеспечивает определенный ресурс, но ученик определяет процесс обучения на основе переговоров с учителем

Причина обучения Обучившись, достичь следующей образовательной ступени Взрослые учатся тогда, когда осознают недостаток в знаниях, практических навыках в реальной жизни или хотят быть в чем-то более эффективными Обучение не запланировано, нелинейно, не всегда основано на необходимости, но определяется осознанной необходимости учиться на новых ситуациях

Сфокусированность обучения Предметно ориентировано, заранее запланировано и имеет четкую логически последовательную структуру Взрослые учатся на проблемных заданиях и упражнениях, проблемно ориентировано Учащиеся проактивны, забегают вперед при решении задач, используют свой опыт и опыт других, рефлексируют, наблюдают среду, обмениваются опытом, общаются

Мотивация Мотивация идет от внешних источников - родители, учителя, ощущение конкуренции Источники мотивации внутренние -повышение самооценки, признание и уважение со стороны других, которое будет достигнуто при условии хорошей работы Самомотивированность, учащийся знает, как учиться, креативен, умеет использовать этот подход в инновациях, умеет работать с другими людьми

Роль учителя Разрабатывает учебный процесс, используя материал, который считает необходимым Фасилитатор, умеет заставить людей работать, создает атмосферу сотрудничества, открытости и уважительности Формирует у учащегося следующие способности: знать, как учиться, креативность, самостоятельно достигать высокой эффективности, применять компетенции в знакомых и новых ситуациях, хорошо работать с другими людьми

Таблица 3

Аналогии

Виды непрерывного образования Формальное Неформальное Информальное

Ориентация образовательного процесса Обучение, движимое преподавателем Ориентация на студента Самообразование

Методология Педагогика Андрагогика Эвтагогика

Ступень развития Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

движимом преподавателем, и обучении, ориентированном на студента, которые соответственно относятся к формальному и неформальному видам непрерывного образования». «Наиболее важный вывод: эвтагогика является единственной теорией, которая способствует учащимся в понимании и дальнейшем управлении собственным образовательным пространством личности (ОПЛ - PLE)». «Технологии и техники педагогики, андраго-гики и эвтагогики могут быть использованы как отдельно и независимо друг от друга, так и одновременно и параллельно друг другу в образовании и детей, и взрослых» (табл. 3).

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики: приоритетности самостоятельного обучения; совместной деятельности обучающегося с одно-группниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения; использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний; корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний; индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей; элективности обучения; рефлективности; востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося; системности обучения; актуализации результатов обучения; развития обучающегося [9]. В настоящей статье сформулированы основные принципы эвтагогики:

- эвристического подхода как альтернативы проблемному подходу в эвристическом обучении (один из исследователей - А. Хуторской [10, 11]), как основы в теории решения

изобретательских задач - ТРИЗ (автор -Г. Альтшуллер [12]) и дидактической эвристики и майевтики (один из исследователей -Ю. Кулюткин [13]) служит методом извлечения скрытых в человеке навыков. Предполагается, что учащийся ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, содержание образования для него оказывается вариативным и, развиваясь, изменяется в ходе деятельности самого ученика;

- метакогнитивизма - предполагает интеграцию аналитико-когнитивной парадигмы (когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные процессы) и регулятивно-синтетической парадигмы (целеобразование, антиципация - предвосхищение, предугадывание, - принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль, самоконтроль и др.) [14, 15]. Учащийся анализирует, концептуализирует и синтезирует опыт предыдущего знания, творчески генерируя оригинальную деятельность и инновационные методы как результат формирования нового знания;

- креативности. Образование строится на основе творческой самореализации учащихся (и педагогов) в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности. Принцип допускает отвлечение ученика от процесса обучения на хобби и сторонние проекты;

- уникальности индивидуальной образовательной траектории так же, как и принцип элективности в андрагогике, утверждает, что учащийся сам выбирает основные компоненты своего образования: смысл, цели, задачи, темп, время, форму и методы обучения, личностное содержание образования, системы контроля и оценки результатов, но не согласует их с учителем;

Рис. Двойное кольцо обучения.

- «учитьсяучиться». Ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, обеспечивающим возможность субъективного личностного познания, а содержание образования создается в процессе его образовательной деятельности на основе собственных ощущений, на основе обучения принятию и осознанию собственных ощущений в качестве непосредственной формы знания, а затем обучения предполагаемой форме знания, которое обгоняет его, систематически уменьшая непосредственное знание, которое накопил учащийся на протяжении своего жизненного опыта осознания предметов, событий и процессов;

- продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из конкретных продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.], а также понимания и дальнейшего управления собственным образовательным пространством личности (ОПЛ);

- личностного целеполагания - предполагает, что образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных (и не только учебных] целей;

- двойного кольца обучения (проиллюстрирован схемой на рисунке [16]] подразумевает, что если при достижении какой-либо цели учащийся столкнулся с ситуационной неудачей, то он в состоянии переформулировать цель на основе этого опыта или даже отказаться от нее;

- универсальности возможностей обучения и невозможности не учиться. Современные средства телекоммуникационных технологий расширяют возможности учащегося в плане доступа ко всевозможным образовательным ресурсам, при помощи которых можно идентифицировать свое текущее состояние и найти все необходимые интересующие материалы практически без временных затрат. Обучение превращается в жизненную потребность, как дыхание, и это внутренний процесс, контролируемый учащимся [1];

- нелинейности образовательных процессов - предполагает необязательность соответствия целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Отсутствие линейной непрерывности или регулярности обучения, учитывающей результаты предыдущей учебы и новые потребности в обучении, однако не нарушает его систематичность;

- первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области;

- самостоятельной ориентации обучающегося в образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает самостоятельное осознание учеником собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения;

- ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель может сопровождать ученика в его образовательном движении;

- футуродизайна социотехнических систем - означает, что компетенции учащегося направляются на проектирование решений, адекватных Будущему, таким образом, чтобы их эффективность и ценностно-гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

Эвтагогика является образовательной наукой высшего уровня. Будучи самой молодой из педагогических наук, эвтагогика нуждается в глубоких исследованиях - необходимо четко определиться с понятийным и терминологическим аппаратом и т.п.

Литература

1. Hase, S., & Kenyon, Ch. (2001). From Andragogy to Heutagogy. Lismore, Australia: Southern Cross University.

2. Dave, R. (1975). On Learning Strategies for Lifelong Education. In Reflections on Lifelong Education And the School. Hamburg

3. Kolb, D. A., & Fry, R. (1975). Towards an applied theory of experiential learning. In C. Cooper (Ed.), Theories of Group Process. London: John Wiley.

4. Kolb, D. (1976). Learning style inventory technical manual. Boston, MA: McBer.

5. Kolb, D. (1984). Experiential learning: Experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

6. Montessori, M. (1946). Education for a New World. Madras, India: Kalakshetra Publication.

7. User Generated Education (2013, May 13). Education 3.0 and the Pedagogy (Andragogy, Heutagogy) of Mobile Learning. Retrieved from http://usergeneratededucation.wordpress.com...

8 LinkedIn forum (2104). Heutagogy in practice. Retrieved from http://www.linkedin.com/groups/...

9. Саргсян А. С. Непрерывное образование и образование взрослых: действие и методика. - Ереван: ОВОПВЖ, 2009. - 98 с.

10. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

12. Cайт официального фонда Г.С. Альшуулера. URL: http://www.altshuller.ru/

13. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л.: ЛГУ, 1977.

14. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма. [15 марта 2011 г.] // Психология-психодиагностика-психотерапия : [сайт]. URL: http://psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1630-prob-lema-emoczionalnogo-intellekta-v-paradigme-sovremennogo-meta-kognitivizma.html (дата обращения 28.08.2014).

15. Карпов А. В. Рефлексия как интегратор системы психических процессов // Ярослав. гос. пед. ин-т : [сайт]. - URL: http://yspu.org/images/archive/. (дата обращения 28.08.2014).

16. Argyris, C. (1991). Teaching smart people how to learn. Harward Business Review, May-June.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.