ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ществующего дисбаланса в лечении «климактерических» расстройств у мужчин и женщин кроется не только в биологическом различии полов, но и в отношении мужчин к данной проблеме.
Таким образом, проблемы мужчин значительно отличаются от женских и характеризуются, прежде всего, внутриличностными,
социально-статусными и семейно-брачными тендерными конфликтами. Они нуждаются в научном осмыслении и системном подходе. Пора понять, что мужские кризисы и стрессы более динамичны, чем женские, так как объединяют в себе сразу несколько стрессоген-ных факторов: личностные, профессиональные и семейные.
Литература
1. Урланис Б. Берегите мужчин! // Литературная газета. — 1968. — 26 июля.
2. Кон И.С. Социальные факторы мужского здоровья // Доклад на 2-й Всероссийской конференции «Мужское здоровье» 19 октября 2005 г. — М., 2005. - С. 46.
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦОННЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Н.Н. ПЕСЦОВА
соискатель кафедры математики Тюменской государственной
сельскохозяйственной академии
Аннотация. Самообразование — приоритетное направление профессиональной подготовки будущих специалистов; инновационный ресурс здесь предстает как источник деятельности, направленной на порождение нового образовательного опыта будущих специалистов.
Ключевые слова: самообразование личности, инновационный ресурс, образовательное пространство.
SELFDEDUCATION AS AN INNOVATION RESOURCE IN PROFESSIONALDPERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST IN
ENGINEERING SPHERE
N. PESTSOVA
an applicant for the department of mathematics of Tyumen State Agricultural Academy
Annotation. Self-education is presented as priority trend of professional training of future specialists. The author considers innovation resource as source of activity, leading to the generation of new educational experience of future specialists.
Key words: self-education of a person, innovation resource, educational area.
В настоящее время приоритеты государственной образовательной политики связаны с развитием непрерывного образования, в котором особую роль играет самообразование будущего специалиста.
Результаты теоретического исследования и педагогической практики позволяют рассматривать самообразование как инновационный ресурс профессионально-личностного развития студента. При этом инновационный ресурс, по нашему мнению, выступает как источник деятельности, направленной на порождение нового образовательного опыта, проблемного видения педа-
гогической реальности, как стимул к «участию человека в своем образовании» (Г.Н. Прозументова).
Самообразовательная деятельность представляет собой открытое образовательное пространство: она открыта фундаментальным перестроечным процессам, инновационному типу мышления, новому отношению к педагогической действительности. В нашем опыте реализация дополнительных профессиональных образовательных программ достигалась использованием многообразных текстов, их содержательной разноречивостью; реализацией межнаучных связей,
раздвигающих границы научного знания и открывающих возможности слушателям для расширения своего профессионального образа мира, готовности к его трансформации; открытостью взаимодействия и творческого сотрудничества ученых академии и других вузов региона со слушателями, особым психологическим климатом, который «обогащает пространство этого взаимодействия для всех других участников и представляет другим возможность обратного влияния» (Э.Н. Гусинский).
В открытом образовательном пространстве системы повыше-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ния квалификации формировалась и открытая позиция будущего специалиста как субъекта вопро-шания: он формулировал вопрос через призму своего восприятия, личного профессионального опыта, выражал свое отношение и тем самым раскрывал себя другим. Вместе с тем, отвечая себе на этот вопрос, обучаемый открывался сам себе.
В этой связи важным условием инновационности самообразования выступала проблематизация его содержания, когда будущие специалисты оказывались перед необходимостью самостоятельно обнаруживать имеющиеся противоречия, видеть проблему. Это создавало благоприятные предпосылки для возникновения у участников программы различного рода вопросов, проявления активности в их постановке. В процессе обучения мы использовали многообразные способы проблематизации содержания образовательного материала: сообщение информации в неполном виде; антитезный способ изложения материала; представление существа проблемы с позиций различных научных подходов, противоречивых взглядов и др.
В условиях открытого образовательного пространства происходило достраивание содержания образования за счет обнаружения студентами значимых для них проблем и их включение в программу обсуждения.
Особое внимание было уделено возрастающей роли преподавателей, осуществляющих повышение квалификации, как непосредственных носителей новаторских идей, проводников нового знания, инновационных технологий. «Прикосновение к Мастеру» в данном случае вызывало у слушателей стремление понять и реконструировать свой личный профессиональный опыт, свою практику изменений в профессии, «понимающее преображение самого себя» (Ф.Т. Михайлов).
Диалоговый режим обучения, атмосфера сотворчества создавали благоприятные условия для взаимообучения, взаимораскрытия всех участников образовательного процесса, обнажения перспектив развития существующей практики. В ходе совместного бытия, споров, дискуссий, диалога «здесь и сейчас» рождались новый опыт, новое знание, новый образовательный продукт.
Выполняемые слушателями по итогам обучения проекты обретали характер микроисследования, помогали преподавателям по-новому оценить деятельность студентов, а также эффективность используемых технологий.
Итоговые работы, как правило, содержат новое (чаще для самого обучающегося) научное знание, исследуя и реализуя которое, будущий специалист приходит к собственным выводам и оценкам как на технологическом, так и на аскиологическом уровне, обнаруживая их значимость для своей профессиональной деятельности.
Система дополнительного самообразования дает общий импульс дальнейшему развитию взаимодействия науки и опыта практической деятельности. Ценность для науки, а следовательно, и для организаторов повышения квалификации как полпредов той или иной области научного знания, специалистов, представляет не только (и даже не столько) положительный опыт слушателей, но и их отрицательный опыт. Ошибки, неудачи, противоречия, несоответствия, факты резкого расхождения между целью и результатами и т.д. изучаются и дают материал ученым для выводов и теоретических обобщений.
Включая в структуру процесса обучения в рамках повышения квалификации личностный опыт специалистов, мы, с одной стороны, корректировали имеющийся у них опыт, а с другой — учили их делать «биографические открытия» (Л.И. Анцыферова), переосмысливать
значимость событий прошлого для актуально-действующей сферы личности и тем самым создавать новую мотивацию, обретать новые смыслы своей профессиональной деятельности.
В процессе самообучения будущие инженеры получали также возможность выйти за пределы своего прошлого опыта, обрести новый взгляд на различные явления профессиональной действительности, утвердиться в правильности своей точки зрения, обнаружить идентичность научных и собственных позиций. Они также могли найти объяснение многим явлениям, встречающимся в их образовательной практике, осознав ценность теории самообразования в условиях ее взаимодействия с практическим опытом.
Совершенно очевидно, что система самообразования запускает внутренние личностные механизмы саморазвития слушателей, активизирует проявление ими различного рода инициатив в образовательном процессе. Мы убеждены, что именно в этом в первую очередь проявляется ее инновационный характер, когда она стимулирует «личное и личностное действие, инициируемое человеком и направленное на образование им мест и форм своего личного присутствия в образовании». Солидаризуясь с данной позицией, мы намерены и в дальнейшем развивать полученные теоретические и практические выводы.
Литература
1. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. — М.: Индрик, 2003. - 272 с.
2. Переход к Открытому образовательному пространству. — Ч. I. Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография / Под. ред. Г.Н. Прозументовой. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 484 с.