Научная статья на тему 'Риторическое мастерство преподавателя как инструмент развития личности будущих инженеров для инновационной экономики'

Риторическое мастерство преподавателя как инструмент развития личности будущих инженеров для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / РИТОРИКА / RHETORIC / КУЛЬТУРА РЕЧИ / SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Мария Леонидовна, Шагеева Фарида Тагировна

Статья посвящена определению роли риторической подготовки преподавателя вуза в процессе формирования высококвалифицированных инженерных кадров. На примере собственной речевой культуры педагог должен воспитывать коммуникативные навыки будущего специалиста. Для достижения этой цели на базе научно-исследовательских университетов необходимо разработать и ввести программу курсов повышения риторического мастерства педагогов. В статье приведены основные тезисы данной программы. Также представлены примеры упражнений по совершенствованию навыков публичной речи, основанные на тренировке сценической речи по системе Станиславского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL SKILLS OF THE TEACHER AS A TOOL OF THE FUTURE ENGINEER’S PERSONALITY DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE ECONOMY

The article is devoted to the role of the university teacher’s rhetorical training in the process of the highly qualified engineering personnel formation. The teacher should educate the future specialist's communication skills by his own speech culture example. To achieve this aim, it is necessary to develop and introduce a program of rhetorical skills improvement courses for educators in research universities. The article contains the main theses of this program. Here presented some exercises to improve the skills of public speech, based on the technique of scenic speech in the Stanislavsky system.

Текст научной работы на тему «Риторическое мастерство преподавателя как инструмент развития личности будущих инженеров для инновационной экономики»

Вестник КГЭУ, 2017, № 4 (36) УДК 378.147

Педагогические науки

РИТОРИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ

М.Л. Смирнова, Ф.Т. Шагеева

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

Резюме: Статья посвящена определению роли риторической подготовки преподавателя вуза в процессе формирования высококвалифицированных инженерных кадров. На примере собственной речевой культуры педагог должен воспитывать коммуникативные навыки будущего специалиста. Для достижения этой цели на базе научно -исследовательских университетов необходимо разработать и ввести программу курсов повышения риторического мастерства педагогов. В статье приведены основные тезисы данной программы. Также представлены примеры упражнений по совершенствованию навыков публичной речи, основанные на тренировке сценической речи по системе Станиславского.

Ключевые слова: Инженерное образование, инновация, педагогика, риторика, культура речи.

RHORORICAL SKILLS OF THE TEACHER AS A TOOL OF THE FUTURE ENGINEER'S PERSONALITY DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE ECONOMY

M.L. Smirnova, F.T. Shageeva

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia

Abstract: The article is devoted to the role of the university teacher's rhetorical training in the process of the highly qualified engineering personnel formation. The teacher should educate the future specialist's communication skills by his own speech culture example. To achieve this aim, it is necessary to develop and introduce a program of rhetorical skills improvement courses for educators in research universities. The article contains the main theses of this program. Here presented some exercises to improve the skills ofpublic speech, based on the technique of scenic speech in the Stanislavsky system.

Keywords: Engineering education, innovation, pedagogy, rhetoric, speech culture.

Сегодня профессиональное инженерное образование ставит перед собой грандиозную цель, а именно - подготовку квалифицированных кадров, которые станут основой общества новой экономики и расцвета науки и промышленности. В особенности это доказывает создание национально-исследовательских университетов, которые:

- представляют собой развитую систему профессиональной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов;

- включают в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей и других специалистов;

- отличаются интегрированным процессом обучения (научные исследования проводятся в университетских лабораториях и научных центрах);

- практикуют международное сотрудничество.

92

Перед профессиональным образованием стоят новые задачи, важнейшей из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста [1]. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, которое будет обеспечивать эффективность решения профессиональных задач.

Речевая культура в современном понимании - это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность, нормы речевого поведения, которые обеспечивающие результативность и деятельность как целенаправленную и целесообразную, а также этически корректную. Язык является важнейшим инструментом социализации индивида. Именно полноценное владение языком обеспечивает включенность индивида в тот или иной пласт социокультурного пространства [2; 3].

Современные социально-экономические отношения предполагают расстановку определённых ролей, которые формируются в соответствии с умением индивида выстраивать коммуникацию. Речевое поведение человека непосредственным образом влияет на эффективность сотрудничества в различных общественных сферах, а также на ведение активной научной и предпринимательской деятельности. Понятия речевой культуры и речевой этики сложно переоценить в контексте инновационных экономических и дипломатических отношений.

Одним из наиболее ценных факторов общения в прогрессивном обществе является умение предупреждать и исключать ситуации развития негативного коммуникативного сценария в процессе взаимодействия сторон [4]. Основные тезисы коммуникации, сформулированные Аристотелем ещё в Античности, абсолютно актуальны в реалиях инновационно -развивающего ся общества:

- внутренние обстоятельства эффективного общения - это мотивация деятельности и понимание цели как коммуникативного намерения (интенции) участников общения;

- коммуникативной стратегией делового общения должна стать магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели творческого взаимодействия;

- коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы (предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения», чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу [5].

Совершенствование речевого мастерства учащихся - это непосредственная обязанность педагога вне зависимости от преподаваемой им дисциплины. Особенно остро этот вопрос встаёт в рамках образовательного процесса в инженерных вузах, поскольку ввиду технической и технологической направленности преподаваемых предметов студенты не получают специфических гуманитарных знаний, умений и навыков, которые, как отмечается выше, наравне с инженерными могут считаться профессионально значимыми [6; 7].

Таким образом, сфера обучения является сферой повышенной речевой ответственности, ведь педагог на собственном примере прививает лексические, акцентологические, а также стилистические нормы языка. Наравне с этим в процессе грамотной подачи учебного материала преподаватель передаёт умение выстраивать систему аргументации, задаёт основы успешной композиции текста и его выразительной, эффективной репрезентации (вербальной и невербальной). Также риторика в педагогике имеет ярко выраженную социальную направленность. Грамотная и хорошо поставленная речь преподавателя формирует не только риторические навыки учащихся, но также эстетическое восприятие языка и представление о культурологических и этических ценностях [8].

Соответственно, преподаватель должен сам в совершенстве владеть вышеперечисленными навыками, совокупность которых можно назвать «риторическим мастерством» педагога. Педагогическая риторика должна осознаваться как компетенция и

стать одним из основных направлений развития в процессе педагогического самосовершенствования, работы, которую ведёт над собой каждый преподаватель [9; 10].

Педагогическое мастерство преподавателя характеризуется не только тем, что он говорит, но и как эта информация преподносится. Синтез теоретических знаний, специальных и педагогических навыков и умений, а также творческой активности педагога выступает в качестве важнейшего средства для достижения целей подготовки студентов, их всестороннего развития [11^13].

Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал о том, что самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать. Он говорил, что речь - есть нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека [14].

Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач [15]. Грамотная и выразительная речь помогает педагогу создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. Таким образом, риторика в преподавании помогает не только преподнести предмет, но и сформировать познавательный интерес, а значит развить творческую мотивацию к учению.

Работая над перцептивными, вокально-физиологическими, пластическими, стилистическими, композиционными, этико-психологическими и культурологическими о собенно стями своей речи, а также над своим профессиональным имиджем в целом, преподаватель сформирует или усовершенствует собственный педагогический «идиостиль». Результатом такой кропотливой и креативной работы над собой станет активная обратная связь с аудиторией [16].

Важность риторической подготовки квалифицированного специалиста, а именно влияние её на результаты образовательного процесса, является очевидной и неоспоримой. В связи с этим возникает актуальность разработки педагогического проекта, который будет нацелен на методичное развитие и совершенствование умений и навыков ораторского искусства преподавателя вуза.

Данный проект предполагает быть представленным в виде отдельного модуля, включённого в состав профессиональной программы повышения квалификации, разрабатываемой преподавателями института дополнительного профессионального образования Казанского национального исследовательского технологического университета [17].

В рамках учебного материала по программе модуля будут определены основные принципы и приёмы риторики как главного инструмента преподавателя в процессе его профессиональной деятельности.

I. Теоретические данные о науке и искусстве риторики.

1) История науки. Истоки и предпосылки её возникновения и развития в античности. История русского красноречия, деятельность видных представителей отечественной классической и педагогической риторики.

2) Коммуникативные качества речи преподавателя. Изучение стилистики педагогического общения и учебно-речевых ситуаций в частности.

3) Риторические приёмы убедительности. Характеристика и изучение канонических модусов убедительности: логос (логическое выстраивание доводов), этос (апелляция к общепризнанным моральным принципам), пафос (возбуждение в аудитории эмоций, обратной связи).

4) Композиционные аспекты в педагогической риторике. Грамотное расположение учебного материала - блочная структура текста и речи.

5) Место и значение культуры речи преподавателя в образовательном процессе вуза. Понятие педагогического речевого этикета.

6) Вербальные и невербальные средства выразительности речи преподавателя.

7) Имидж преподавателя. Комплексные требования к внешнему виду и поведению педагога.

II. Практическое использование навыков риторико-педагогического мастерства с применением нестандартных и креативных подходов к тренировке ораторского мастерства (тренировка речи по системе Станиславского, вокальная методика развития речевого аппарата оратора) [18].

1) Дыхание как основа правильного речепроизводства. Развитие дыхания посредством выполнения упражнений.

• Дыхание на опоре и звучание «тянущихся нот».

Пример упражнения: участникам эксперимента раздаются полоски бумаги размером 3x10 см. На полоску требуется дуть с расстояния 20 см, равномерно используя воздух. Как результат - она должна непрерывно и плавно отклоняться. Во время выполнения упражнения левая (свободная) рука должна находиться на солнечном сплетении, погружаясь по мере расходования воздуха. Участникам предлагается обратить внимание на движение мышц диафрагмы - как ощущение «дыхания на опоре».

• Вдох через нос (вместо привычного «хватания» воздуха ртом).

Пример упражнения: с открытым ртом выполняется 10 вдохов и выдохов, однако дыхание должно осуществляться исключительно через нос.

2) Интонация как важный компонент успешного выступления. Пример упражнения: чтение одного и того же предложения со сменой интонации (от вопросительной до восклицательной, от восторженной, до саркастичной и т.д.).

3) Дикция как неотъемлемый компонент чёткости речи.

Примеры упражнений:

• артикуляционная зарядка - активная, гипертрофированная работа лицевыми мышцами (гримасничество);

• устное чтение скороговорок с акцентом на тренируемых согласных:

- «От топота копыт пыль по полю летит».

- «О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?»

- «В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии».

- «Интервьюер интервента интервьюировал».

- «По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел».

- «Тщетно тщится щука ущемить леща».

- «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, ща».

- «Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла».

- «Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов».

Результатом кропотливой преподавательской работы по совершенствованию педагогического мастерства станет подготовка разносторонне развитых, квалифицированных кадров, готовых к жизни и продуктивному творчеству в мире инновационных возможностей.

Литература

1. Шагеева Ф.Т., Богоудинова Р.З. Профессионально-педагогическая подготовка аспирантов в исследовательском университете // Казанская наука. 2016, № 10. С. 181-183.

2. Зарецкая Е.Н Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М.: Дело, 2002. 480 с.

3. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации» // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Проспект, 1987. С. 227-280.

4. Леонтьев А.А. Лекция как общение. М.: Знание, 1974. 40 с.

5. Аристотель, Трохачев С, Поэтика. Риторика. М.: Азбука Классика, 2007. 352 с.

6. Медведская Т.М., Соболева Е.Л. Пути совершенствования педагогического мастерства преподавателей технологического университета // Актуальные вопросы образования. 2015, № 1. С. 136-139.

7. Любаева Г.В. Формирование педагогического мастерства преподавателя технического вуза // Альманах современной науки и образования. 2008, № 4. С.132-136.

8. Горобец Л.Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя -нефилолога // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-nefilologa (дата обращения: 30.05.2016).

9. Иванова Е.К, Чемерилова И.А О саморазвитии и формировании профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 17. С. 225-228.

10. Тарасова О.А., Образцова Л.В. Самообразование как важнейший фактор личностного и профессионального роста современного вузовского преподавателя // Международный научно -исследовательский журнал. 2013. № 7. С. 93-94.

11. Сергиевич А.А., Бацевич А.Э. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза // Вестник Омского университета. 2014, № 2. С. 191-193.

12. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015, № 1. С. 127-132.

13. Хидоятова М.А. Сущность и содержание педагогического мастерства преподавателей вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013, № 7-2. С. 157-158.

14. Целуйко В.М Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007. 296 с.

15. Lesley Erin Bartlett Pedagogy in action: teaching and writing as rhetorical performance. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska-Lincoln, 2014. 89 с.

16. Журавлев Д. Имидж учителя - необходимость или дань моде? // Народное образование. 2003. № 7. С. 213-218.

17. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя: пути совершенствования// Высшее образование в России. 2017, № 10. С.88-93.

18. Станиславский К.С. Материалы из неопубликованной книги «Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика» // Ежегодник МХТ за 1946 г. М.: Государственное изд-во «Искусство» и МХАТ СССР им. М. Горького, 1948.

Авторы публикации

Смирнова Мария Леонидовна - аспирант кафедры «Инженерная педагогика и психология» Казанского национального исследовательского технологического университета. E-mail: mariasmirnova88@bk.ru.

Шагеева Фарида Тагировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Инженерная педагогика и психология» Казанского национального исследовательского технологического университета. E-mail: faridash@bk.ru.

References

1. Shageeva F.T., Bogoudinova R.Z. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka aspirantov v issledovatel'skom universitete // Kazanskaya nauka. 2016, No. 10. P. 181-183.

2. Zaretskaya E.N Ritorika. Teoriya i praktika yazykovoi kommunikatsii. M.: Delo, 2002. 480 p.

3. Perel'man Kh., Ol'brekht-Tyteka L. Iz knigi «Novaya ritorika: traktat ob argumentatsii» // Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeistviya. M.: Prospekt, 1987. P. 227-280.

4. Leont'ev A.A. Lektsiya kak obshchenie. M.: Znanie, 1974. 40 p.

5. Aristotel', Trokhachev S, Poetika. Ritorika. M.: Azbuka Klassika, 2007. 352 p.

6. Medvedskaya T.M., Soboleva E.L. Puti sovershenstvovaniya pedagogicheskogo masterstva prepodavatelei tekhnologicheskogo universiteta // Aktual'nye voprosy obrazovaniya. 2015, No. 1. P. 136-139.

7. Lyubaeva G.V. Formirovanie pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya tekhnicheskogo vuza //Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2008, No. 4. P. 132-136.

8. Gorobets L.N. Pedagogicheskaya ritorika v sisteme professional'noi podgotovki uchitelya-nefilologa //Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-nefilologa (data obrashcheniya: 30.05.2016).

9. Ivanova E.K, Chemerilova I.A O samorazvitii i formirovanii professional'noi kompetentnosti prepodavatelya vysshei shkoly // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta 2014. No. 17. P. 225-228.

10. Tarasova O.A., Obraztsova L.V. Samoobrazovanie kak vazhneishii faktor lichnostnogo i professional'nogo rosta sovremennogo vuzovskogo prepodavatelya // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2013. No. 7. P. 93-94.

11. Sergievich A.A., Batsevich A.E. Problema formirovaniya pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya vuza // Vestnik Omskogo universiteta. 2014, No. 2. P. 191-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dremova N.B., Konoplya A.I. Formirovanie pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015, No. 1. P. 127-132.

13. Khidoyatova M.A. Sushchnost' i soderzhanie pedagogicheskogo masterstva prepodavatelei vuzov // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk. 2013, No. 7-2. P. 157-158.

14. Tseluiko V.M Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskogo obshcheniya. M.: Vlados, 2007. 296 p.

15. Lesley Erin Bartlett Pedagogy in action: teaching and writing as rhetorical performance. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska-Lincoln, 2014. 89 p.

16. Zhuravlev D. Imidzh uchitelya - neobkhodimost' ili dan' mode? // Narodnoe obrazovanie. 2003. No. 7. P. 213-218.

17. Shageeva F.T. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya: puti sovershenstvovaniya// Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017, № 10. P. 88-93.

18. Stanislavskii K.S. Materialy iz neopublikovannoi knigi «Rabota nad soboi v tvorcheskom protsesse voploshcheniya. Dnevnik uchenika» // Ezhegodnik MKhT za 1946 g. M.: Gosudarstvennoe izd-vo «Iskusstvo» i MKhAT SSSR im. M. Gor'kogo, 1948.

Authors of the publication

Smirnova Maria Leonidovna - postgraduatestudent of the Chair of Engineering Pedagogy and Psychology of Kazan National Research Technological University. E-mail: mariasmirnova88@bk.ru.

Shageeva Farida Tagirovna - Dr. Sci. (Pedagogy), Professor of the Department of Engineering Pedagogy and Psychology, Kazan National Research Technological University. E-mail: faridash@bk.ru.

Поступила в редакцию 06.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.