ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ
001: 10.15838^.2019.5.50.1 УДК 332.1 (470.12) | ББК 65.050.23
© Ворошилов Н.В.
САМООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ1
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВОРОШИЛОВ
Вологодский научный центр Российской академии наук Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-5565-1906; ResearcherlD: I-8233-2016
В настоящее время актуальными научными и практическими задачами являются поиск внутренних источников и финансовых ресурсов для развития локальных территорий (муниципальных образований), а также обеспечение необходимого уровня участия населения в решении вопросов и проблем местного значения. Как показывает мировая и российская практика, одним из эффективных механизмов решения данных задач можно назвать самообложение граждан. В связи с этим целью статьи является определение роли самообложения граждан как инструмента участия населения в развитии территорий в современных условиях и оптимального порядка организации данной процедуры. Для достижения поставленной цели использованы такие научные методы, как экономический, статистический и компаративный анализ, методы обобщения и экспертного опроса, монографический метод. Показано, что с 2013 по 2018 год объем собранных средств самообложения в муниципалитетах России вырос в 10 раз. Признанными лидерами в развитии данной управленческой технологии являются Республика Татарстан, Пермский край и Кировская область. Обосновано, что условие успешного развития данной практики в этих регионах - софинанси-рование проектов, мероприятий в рамках самообложения со стороны бюджета субъекта РФ. В статье подробно раскрыты нормативно-правовые и организационные требования и условия, обеспечивающие реализацию процедуры самообложения граждан. Представлены результаты расчетов возможных собранных средств самообложения населения на примере города Вологды, Вологодского муниципального района, Кубенского и Верхневарженского сельских поселений Вологодской области (в рамках различных вариантов и с учетом со-финансирования из областного бюджета). Результаты проведенного исследования могут
1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».
быть использованы в деятельности региональных и местных органов власти, а также служить базой для дальнейших научных исследований, касающихся совершенствования механизмов развития института местного самоуправления в России.
Самообложение граждан, местное самоуправление, местный референдум, муниципальные образования, субъект РФ, Вологодская область.
Одними из ключевых задач управления развитием локальных территорий являются необходимость поиска финансовых и иных ресурсов для решения вопросов и проблем местного значения, а также максимально широкое вовлечение населения в данные процессы. Вместе с тем, в России пока сохраняется сильная зависимость бюджетов муниципальных образований от поступлений из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субвенций и субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Так, по итогам 2017 года доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов всех местных бюджетов России составила лишь 36,2% от общего объема доходов (в среднем по муниципалитетам субъектов Северо-Западного федерального округа данное значение составило 41,3%).
В рамках ежегодно проводимого сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН анкетного опроса глав муниципальных образований Вологодской области в течение 2006-2017 гг. фиксируется сохранение одних и тех же проблем функционирования института местного самоуправления: недостаточность финансовых ресурсов (дефицит собственных доходных источников, недостаточность финансовой поддержки со стороны государства); несовершенство законодательства в целом, касающегося вопросов функционирования и развития муниципальной власти; пассивность местного населения и отсутствие механизма учета интересов бизнеса, власти и населения в процессе развития территории; недостаточно эффективное взаимодействие с органами государственной власти (зависимость от региональных органов управления, бюрократические препятствия, отсутствие согласованности программных документов, направленных на развитие территорий); ограниченность полномочий в сфере эконо-
мического развития муниципалитета. Кроме того, по мнению большинства глав муниципалитетов, не наблюдается активного участия населения в осуществлении местного самоуправления (преобладают варианты ответа «активность населения осталась без изменений»). Основными формами социальной активности и непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения являются голосование на выборах в органы власти разных уровней (на это указали 75% глав районов, 60% - городских и 75% - сельских поселений); участие в субботниках, спортивно-массовых и культурных мероприятиях (60, 80 и 68% соответственно); обращение в администрацию по интересующим вопросам (75, 70 и 52%); участие в собраниях, общественных слушаниях (21, 30 и 41%); оказание помощи в организации мероприятий (25, 20 и 34%) [1; 2].
Эти обстоятельства актуализируют необходимость поиска различных источников финансирования проектов, мероприятий по развитию локальных территорий при активном вовлечении населения в процессы управления на местном уровне. Как показывает мировая и российская практика, эффективным механизмом решения таких задач является партисипаторное бюджетирование, современный этап которого в России можно определить как инициативное бюджетирование - совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе, практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проек-тов2. Модель партисипаторного бюджетирования (от англ. participative - участвующий) органично переняла основные принципы
2 Инициативное бюджетирование в России. Вып. 2017 / Комитет гражданских инициатив. URL: http:// budget4me.ru/materials/dc98902e-9f6b-11e7-bcdS-0242ac10f406 (дата обращения 28.07.2019).
современных постбюрократических моделей государственного управления: Good Governance (достойного, хорошего управления) и New Public Management (нового государственного менеджмента). При реализации проектов партисипаторного бюджетирования население выступает в качестве не только потребителя государственных услуг, но и их сопроизводителя, принимающего активное участие в управленческом процессе [3]. Руководитель Центра инициативного бюджетирования В.В. Вагин называет пять критериев, присущих проектам парти-сипаторного бюджетирования: обязательный учет мнения граждан, участие местной администрации, институциональный диалог между властью и гражданским обществом, обратная связь и постоянный характер реализации [4]. Партисипаторные инструменты выступают в качестве форм непосредственной демократии, которые укрепляют связи управленческого аппарата с населением, стимулируют его гражданскую инициативу [3]. В России наиболее распространенными технологиями данного бюджетирования являются самообложение граждан и инициативное бюджетирование. Опыт многих стран мира уже доказал эффективность процедуры самообложения, но условия государственного софинансирования делают референдумы о самообложении в России действительно уникальными. Мировая практика показывает, насколько самообложение эффективно. Например, в Бразилии аналогичная программа началась с одного города и в итоге охватила всю страну. Но нигде в мире еще не было такого, чтобы государство софинансировало подобные инициативы3.
Зарубежными [5-10] и отечественными [11-21] учеными однозначно обоснована эффективность и необходимость дальнейшего развития самообложения граждан и иных форм участия населения в управлении развитием локальных территорий.
Идея самообложения граждан широко использовалась в России в конце IX - начале XX века. В советский период оно ста-
ло регулироваться общесоюзным законом от 29 августа 1924 года «О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд», в котором были обозначены принципы самообложения (добровольность, уравнительный расклад сборов, полновластие земельных обществ в распоряжении средствами) и его целевая направленность - удовлетворение хозяйственных и культурных нужд деревни. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «О самообложении населения» 1927 года все распоряжение денежными средствами перешло в ведение местных советов, и официально самообложение было разделено на две группы: добровольное (практически не использовалось) и обязательное (исполнительные комитеты волостей и районов разрабатывали планы в разрезе сел на основании контрольных цифр, спущенных вышестоящими партийными органами, определяли суммы обязательного взноса, цель, срок его уплаты). Распределение сборов осуществлялось сельским советом с учетом экономического состояния хозяйств. Самообложение стало частью местного бюджета, причем государство законом определяло его целевое назначение и порядок использования, пытаясь, таким образом, переложить на население содержание местных учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения и даже частичное финансирование развития самого сельского хозяйства. Таким образом, во второй половине 1920-х гг. происходит превращение самообложения из традиционного самодеятельного добровольного сбора в рамках земельного общества в разновидность прямого налогового [19].
В соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 12 января 1984 года «О самообложении сельского населения» и Постановлением Совмина РСФСР от 7 марта 1984 года № 86 «Об установлении Примерного перечня мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения сельского населения» было установлено, что самообложение может проводиться в сельской мест-
3 Эксперт: Референдум о самообложении даст бесценный опыт муниципалитетам Татарстана. URL: https:// www.tatar-inform.ru/news/2018/11/18/633S90 (дата обращения 28.07.2019).
ности в целях привлечения дополнительных средств населения для осуществления мероприятий по благоустройству и социально-культурному развитию сельских населенных пунктов. Платежи по самообложению ограничивались суммой в 4 руб. с каждого хозяйства, но отличались по регионам. Деньги расходовались на ремонт колодцев, уборку мусора, благоустройство территории и др. По сути, средства самообложения в этот период были практически приравнены к налогам, поскольку в случае невнесения их в установленный срок взыскивались исполнительным комитетом сельского совета [19].
Самообложение граждан получило закрепление уже и в российском законодательстве. В Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывалось, что население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал, что население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования; собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения разрешалось использовать исключительно по целевому назначению; органы местного самоуправления должны информировать население муниципального образования об использовании средств самообложения [19].
В связи с этим актуальной научной задачей является определение роли самообложения граждан как инструмента участия населения в развитии территорий в современных условиях и оптимального порядка организации данной процедуры. В этом состоит цель данной статьи.
С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ) и вступлением его в силу на всей территории страны с 1 января 2009 года самообложение граждан получило распространение во многих субъектах РФ. В данном законе под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселен-ной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен (инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, одинокие престарелые граждане, студенты, обучающиеся по очной форме, многодетные семьи). Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, когда в муниципальном образовании проживает менее 100 человек, - на сходе граждан.
Средства самообложения граждан - это целевые платежи, расходуемые на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми или иными целями. Средства самообложения граждан - это разовые платежи. Налоги, в свою очередь, взимаются регулярно, по правилам, закрепленным в законодательстве.
Организация самообложения граждан в муниципальных образованиях требует проведения ряда обязательных процедур. В связи с этим далее рассмотрим основные этапы введения самообложения граждан (табл. 1).
Таблица 1. Этапы введения самообложения граждан
Наименование этапа Краткое содержание этапа
1. Утверждение представительным органом муниципального образования Положения о самообложении граждан муниципального образования В Положении закрепляются порядок введения, сбора и расходования средств самообложения граждан и сбора средств самообложения, направления расходования средств, порядок контроля за соблюдением всех процедур
2. Определение мероприятий по решению вопроса местного значения, реализация которых планируется за счет средств самообложения граждан Органами местного самоуправления совместно с жителями (на сходах, собраниях граждан, при помощи опросов) определяются мероприятия, проекты, которые могут быть реализованы с помощью средств самообложения граждан
3. Подготовка экономического обоснования самообложения граждан Проведение расчетов возможной суммы собранных средств самообложения, возможных источников привлечения дополнительных средств (средства бюджета субъекта РФ или местного бюджета в рамках соответствующих государственных программ), составление сметы расходов на реализацию мероприятия, проекта в рамках средств самообложения
4. Выдвижение инициативы о проведении местного референдума и принятие представительным органом муниципального образования решения о назначении местного референдума Оформление выдвижения соответствующим субъектом инициативы, утверждение в решении о назначении референдума даты его проведения и вопроса, выносимого на референдум
5. Подготовка и проведение референдума Организация органами местного самоуправления и соответствующей избирательной комиссией всех процедур проведения референдума согласно законодательству, информирование и агитация населения по вопросам проведения референдума
6. Сбор средств самообложения граждан; получение средств из регионального или местного бюджетов (в случае софинансирования проектов самообложения) Организация оперативного сбора средств самообложения граждан в соответствии с Положением о самообложении граждан в муниципальном образовании, подготовка необходимых документов для получения субсидии из бюджета субъекта РФ на софинансирование расходов в рамках самообложения
7. Реализация мероприятий в соответствии с решением референдума Заключение необходимых договоров с подрядчиками, закупка оборудования, материалов для реализации мероприятия, проекта в рамках самообложения, привлечение жителей, желающих принять участие в решении данных задач
8. Отчет перед населением о выполнении решения референдума Информирование населения муниципалитета о реализации мероприятия, проекта и расходовании средств самообложения граждан в местных СМИ или во время публичного отчета главы муниципалитета по итогам года
Можно выделить следующие требования к вопросам референдума:
- на референдум выносятся только вопросы местного значения;
- вопрос референдума не должен противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъекта РФ;
- вопрос референдума формулируется таким образом, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ.
Органы местного самоуправления могут проводить предварительные опросы жителей и консультации для выявления мероприятий, в реализацию которых они готовы вложить свои средства, разъясняют порядок сбора денежных средств и контроля за их расходованием.
При определении мероприятий, реализация которых может быть осуществлена из средств самообложения, рекомендуется учитывать: устные и письменные обращения граждан; финансовые возможности граждан, которые будут являться плательщиками разовых платежей; планируемый объем поступлений средств самообложения граждан в бюджет муниципального образования; объем средств бюджета региона, который может быть предоставлен бюджету муниципального образования; социальную значимость мероприятия для жителей муниципального образования [22].
В примерный перечень мероприятий, на которые могут расходоваться средства са-
мообложения жителей поселения, входят следующие (исходя из опыта введения самообложения в муниципалитетах различных субъектов РФ):
- благоустройство населенных пунктов муниципального образования;
- ремонт и реконструкция дорог, мостов, бань, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, библиотек, клубов и других культурно-просветительных и лечебно-профилактических учреждений в населенных пунктах;
- строительство и реконструкция памятников, мест отдыха, колодцев, мест купания, источников в границах поселения;
- прочие мероприятия по развитию социально-культурной и инженерной инфраструктуры поселения.
Решение о назначении местного референдума на территории муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования:
- по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, зарегистрированными на территории муниципального образования и имеющими право на участие в местном референдуме;
- по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в местном референдуме на территории муниципального образования и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
- по инициативе представительного органа местного самоуправления и главы администрации муниципального образования, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Избирательная
комиссия муниципального образования признает референдум состоявшимся, если проголосовали более половины участников референдума, внесенных в списки. Избирательная комиссия муниципального образования признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовали более половины участников.
Порядок уплаты гражданами платежей по самообложению утверждается постановлением администрации (муниципального образования). Доходы от разовых платежей по решению, принятому на местном референдуме, зачисляются в бюджет муниципального образования по коду доходов «Прочие неналоговые доходы». Оплата платежей гражданами производится на основании извещения администрации муниципального образования, включающего банковские реквизиты администрации муниципального образования, а также информацию о порядке уплаты платежа. Извещения размещаются на сайте муниципального образования и/или в каком-либо общедоступном месте на территории муниципалитета (здание администрации, социального учреждения, информационный стенд и т. д.) и/или рассылаются жителям по почте. Граждане производят платежи по самообложению (через банк, почту) в сроки, указанные в извещении. Они имеют право обратиться в администрацию муниципального образования за получением разъяснений по вопросам учета и сбора средств самообложения.
Администрация муниципального образования ведет учет поступлений в бюджет муниципального образования средств самообложения граждан в соответствии с принятым на местном референдуме решением. Разовые платежи, не внесенные в установленный срок, подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством. Администрация муниципального образования вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неуплаченных платежей в отношении граждан.
Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет муниципального образования, расходуются только на выполнение
мероприятий по решению вопроса местного значения муниципального образования, определенного решением местного референдума. Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет (муниципального образования) и не израсходованные в текущем финансовом году, сохраняют свое целевое назначение и расходуются в следующем финансовом году.
Администрация муниципального образования за счет средств самообложения обеспечивает реализацию мероприятий по решению вопроса местного значения, определенного на местном референдуме. Глава муниципального образования ежегодно отчитывается перед жителями муниципального образования об исполнении решения о введении самообложения граждан, принятого на местном референдуме. Контроль за правильностью введения, а также использованием средств самообложения граждан на территории муниципального образования возлагается на контрольный орган муниципального образования (а в случае его отсутствия / передачи полномочий на районный уровень - представительный орган муниципалитета). Жалобы на неправильное исчисление самообложения подаются в администрацию муниципального образования, которая рассматривает их в пятидневный срок и принимает по ним необходимые меры.
В табл. 2 представлена динамика проведения местных референдумов за последние 5 лет, которая свидетельствует, что подавляющее большинство референдумов проводилось для введения самообложения граждан и общее число референдумов выросло за 2014-2018 гг. в 2 раза.
Об активном развитии самообложения граждан в ряде субъектов РФ свидетельству-
ет динамика собранных с населения средств самообложения за 2013-2018 гг.: рост за данный период составил 10,4 раза (рис.).
25.6
2013
114.3
I
2014
156.2
2015
2016
! 240.1
213.6
I I
2017
266.5
2018
Рис. Динамика собранных средств самообложения граждан в целом по России за 2013-2018 гг.
Источник: Результаты мониторинга местных бюджетов / Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ regions/momtoring_results/MomtoringJocal/results
Таким образом, отмечается продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2018 году объем указанных средств вырос на 11,0% относительно показателя 2017 года и составил 266,5 млн руб. География введения самообложения включает в себя 38 регионов. На основании представленной регионами информации самообложение граждан вводилось в 2018 году на территориях 1854 муниципальных образований, что составляет 9,9% от их общего количества (в 2017 году 36 регионов, 1687 муниципальных образований). Наибольший объем поступлений от самообложения в 2018 году (96,4%) приходится на следующие десять субъектов РФ:
1) Республика Татарстан (223,0 млн руб., 83,7% от общего объема собранных средств самообложения в целом по стране);
2) Пермский край (11,7 млн руб., 4,4%);
Таблица 2. Количество проведенных местных референдумов в России в 2014-2018 гг.
Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Число проведенных референдумов 792 955 (991 инициатива) 1555 1187 около 1600
из них число референдумов о самообложении нет данных 955 1554 1093 около 1600
Источник: Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 год - начало 2019 года) / Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.ru/ sites/default/files/inf_0.docx
| ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ • ВЫП. 5 (50) • 2019 7
3) Кировская область (11,4 млн руб., 4,3%);
4) Липецкая область (2,5 млн руб., 0,9%);
5) Калужская область (2,3 млн руб., 0,9%);
6) Забайкальский край (1,3 млн руб., 0,5%);
7) Республика Северная Осетия - Алания (1,2 млн руб., 0,5%);
8) Самарская область (1,2 млн руб., 0,4%);
9) Ростовская область (1,2 млн руб., 0,4%);
10) Республика Башкортостан (1,1 млн руб., 0,4%)4.
Согласно данным Министерства финансов РФ, весь объем поступлений средств самообложения в 2018 году приходится на поселения, из общего объема средств самообложения 87,7% поступило в бюджеты сельских поселений и 12,3% в бюджеты городских поселений, что связано со сложностью реализации механизма на «крупных» территориях, таких как муниципальный район или городской округ, и потребовало его совершенствования. Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 389-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона № 131-ФЗ» предусмотрена возможность введения самообложения не только во всем муниципальном образовании, но и на территории отдельного населенного пункта на сходе граждан.
Таким образом, в последние годы в отдельных субъектах РФ наблюдается активное развитие самообложения граждан, повышение их роли в решении большого числа разнообразных вопросов и проблем местного значения. Далее рассмотрим успешный опыт ряда регионов. Следует отметить, что лидерами среди субъектов Российской Федерации по развитию самообложения являются Республика Татарстан и Пермский край.
Так, только за период 2011-2014 гг. в Пермском крае удалось реализовать более 100 проектов, направленных на благоустройство территории населенных пунктов (организация уличного освещения, озеленение, вырубка старых деревьев, обустройство и ре-
конструкция пляжей, парков, скверов, мест отдыха, очистка рек, установка контейнеров, организация и оборудование площадок для сбора мусора, полигонов ТБО, пожарных водоемов, установка указателей, благоустройство и реконструкция кладбищ, приобретение оборудования для благоустройства); строительство, ремонт, реконструкцию и содержание местных дорог, мостов, тротуаров, объектов водоснабжения и канализации; строительство и реконструкцию детских площадок, спортивных площадок и сооружений, автобусных остановок5.
В ряде регионов России применяется механизм стимулирования органов местного самоуправления и населения к введению самообложения путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на решение вопросов местного значения, осуществляемых с участием средств самообложения граждан. Так, в Пензенской, Владимирской, Ульяновской областях на каждый рубль граждан предоставляется 1 руб. из областного бюджета; в Кировской области на каждый рубль, привлеченный в порядке самообложения граждан, предоставляется 1,5 руб. из областного бюджета; в Томской области на каждый рубль средств самообложения граждан из регионального бюджета выделяется 3 руб.; в Пермском крае -5 руб., в Республике Татарстан - 4 руб.
Лидером среди субъектов РФ по объему собранных средств самообложения граждан и реализованных на данные средства проектов в последние годы является Республика Татарстан. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что данное обстоятельство обусловлено, на наш взгляд, следующими факторами.
1. Из бюджета Республики Татарстан осуществляется значительная финансовая поддержка проектов, реализуемых в рамках самообложения. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Рес-
4 Результаты мониторинга местных бюджетов / Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results (дата обращения 28.07.2019).
5 О результатах применения самообложения граждан на территории Пермского края в 2011— 2014 гг.: бр. // Официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края. URL: http://minter.permkrai.ru/index/getfile/id/2S0 (дата обращения 28.07.2019).
публики Татарстан от 22 ноября 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан» на 1 руб. собранных средств самообложения граждан выделяется 4 руб. из бюджета Республики Татарстан на софинансирование соответствующих проектов.
В соответствии с законами Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 гг.» из республиканского бюджета предоставлялись межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на решение вопросов местного значения, осуществляемых с привлечением средств самообложения граждан: в 2015 году - 449,5 млн руб., в 2016 году - 720,1 млн руб., в 2017 году -835,6 млн руб., в 2018 году - 899,7 млн руб.; в 2019 году - 1000 млн руб. Данные расходы проходят по «Непрограммным направлениям расходов» бюджета Республики Татарстан.
2. Созданы необходимые организационные основы (условия) для развития самообложения. В республике разработан типовой нормативно-правовой акт представительного органа муниципального образования «Об утверждении Положения о самообложении граждан и порядке сбора и использования средств самообложения граждан на территории __ поселения __ муниципального района Республики Татарстан». Данные нормативно-правовые акты приняты во всех поселениях и/или муниципальных районах Республики Татарстан, где проводились соответствующие референдумы о самообложении.
3. Согласно информации, представленной в Государственной автоматизированной системе «Выборы» по Республике Татарстан (http://www.tatarstan.vybory.izbirkom.ru/ region/tatarstan), в 2016 году в Татарстане было проведено 1429 местных референдумов о введении и использовании средств самообложения (25 референдумов в городских
поселениях, 1404 - в сельских); в 2017 году -850 местных референдумов (21 референдум в городских поселениях, 829 - в сельских); в 2018 году - 846 местных референдумов (20 референдумов в городских поселениях, 826 - в сельских). Размер средств самообложения (разового платежа) составил в эти годы от 200 до 500 рублей с каждого жителя муниципального образования, достигшего возраста 18 лет. В ходе изучения информации из ГАС «Выборы» о значительном числе (более 50) проведенных в Татарстане референдумов нами установлено, что все рассмотренные референдумы состоялись (в голосовании приняло участие более половины жителей муниципального образования, внесенных в списки для голосования на референдуме) и положительное решение было принято (за введение самообложения проголосовало не менее 50% от числа принявших участие в референдуме). Это свидетельствует об активной жизненной позиции жителей городских и сельских поселений Татарстана и их готовности принять личное финансовое участие в решении отдельных вопросов и проблем местного значения с помощью механизма самообложения. Этот факт отчасти может быть обусловлен и особым менталитетом жителей национальной республики.
4. Масштабы развития самообложения в республике обусловлены также большой численностью сельского населения (904 тыс. чел.), значительным числом муниципальных образований (956, в том числе 872 сельских поселения - это наибольшие значения среди всех субъектов РФ), благоприятной ситуацией с региональным бюджетом (общая бюджетная обеспеченность доходами и обеспеченность собственными доходами в республике находится на среднероссийской уровне). Среднедушевые денежные доходы, заработная плата в Татарстане выше, чем, например, в Вологодской области, при более низкой стоимости жизни (стоимость фиксированного набора товаров и услуг в Республике Татарстан 12,9 тыс. руб., в Вологодской области - 15,1 тыс. руб., в среднем по РФ - 14,8 тыс. руб.). Это сви-
детельствует о наличии определенного потенциала у жителей поселений Республики Татарстан для финансирования проектов в рамках самообложения.
Самообложение граждан в муниципальных образованиях является более эффективным способом получения необходимого объема средств. В первую очередь это объясняется его гибкостью и прозрачностью: средства собирают на конкретные цели. Кроме того, в данном случае обеспечивается повышение ответственности муниципальной власти. Самообложение граждан предполагает установление общественного контроля. Внедрять механизмы самообложения на уровне всего района или городского округа достаточно сложно и затратно, так как нет такой проблемы, которая напрямую затрагивала бы всех жителей района (округа) и результатом решения которой могло бы воспользоваться большинство из них. Поэтому приоритетное развитие данный механизм получил на уровне сельских поселений.
Важной практической задачей является оценка возможного объема собранных средств населения в рамках процедуры самообложения, что позволит определить пере-
чень мероприятий, проектов, которые могут быть реализованы с их помощью (учитывая и возможное софинансирование расходов за счет средств бюджета субъекта РФ), а также значимость в целом данного механизма участия населения в решении вопросов и проблем местного значения.
Далее представим расчет возможной суммы финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в г. Вологде (самое крупное по числу жителей муниципальное образование Вологодской области), Вологодском муниципальном районе (один из самых крупных по численности населения район области), Кубенском сельском поселении Вологодского района (одно из крупнейших поселений области по численности населения) и Верх-неварженском сельском поселении Велико-устюгского района (самое малочисленное поселение Вологодской области).
Исходные условия и требования к участию населения в местном референдуме о самообложении представлены в табл. 3.
Следует отметить, что сложнее всего провести такой референдум в городском округе, т. к. обеспечить явку населения
Таблица 3. Исходные условия для введения самообложения в ряде муниципальных образований Вологодской области
Наименование показателя Город Вологда Вологодский муниципальный район Кубенское сельское поселение Воло- Верхневарженское сельское поселение Велико-
годского района устюгского района
Численность населения муниципального образования на конец 2017 года, чел. 319780 52589 5961 177
Число жителей в возрасте 18 лет и старше, чел. 250733 41914 4751 138
Число избирателей на конец 2017 года, чел. 243015 40689 4612 147
Число участников референдума для признания его состоявшимся (не менее 50% 121508 20345 2306 74
от числа зарегистрированных участников референдума), чел.
Необходимое число голосов для принятия решения на референдуме (не менее 50% от числа участников референдума для признания его состоявшимся), ед. 60754 10172 1153 37
Рассчитано по: База данных показателей муниципальных образований / Росстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/bd_munst/munst.htm; Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Вологодской области по состоянию на 01.01.2018 / Официальный сайт Избирательной комиссии Вологодской области. URL: http://www.vologod.izbirkom.ru/docs/5261 Примечание: число жителей в возрасте 18 лет и старше и число избирателей на конец 2017 года по двум сельским поселениям определялось расчетным путем исходя из средней по соответствующему муниципальному району доле данных возрастных групп в общей численности населения.
в 50% жителей, обладающих избирательным правом, достаточно проблематично. При этом и определить такой вопрос (объект), на который согласится собрать финансовые средства большинство жителей города, также затруднительно. В России пока еще не вводилось самообложение на территории крупных городских округов. Одним из возможных вариантов развития ситуации может быть в дальнейшем преобразование городского округа город Вологда в городской округ с внутригородским делением, то есть формирование на территории города самостоятельных муниципальных образований -внутригородских районов, в каждом из которых возможно проведение референдумов о самообложении.
Возможный объем собранных средств самообложения граждан определялся путем умножения числа жителей муниципалитета в возрасте 18 лет и старше на коэффициент участия (1 - доля совершеннолетних граждан, которые могут быть освобождены от уплаты средств самообложения/100%) и на размер платежа с 1 жителя в рублях. Исходя из объема собранных средств самообложения граждан определялся размер возможной субсидии из областного бюджета на реализацию проекта (проектов) в рамках самообложения (из расчета на каждый рубль собранных средств с населения - 1, 4 или 5 руб. субсидии). Далее определялся общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в соответствующем муниципальном образовании путем сложения средств населения и объема субсидий из областного бюджета (табл. 4-7).
Согласно данным таблицы 4, при минимальном размере платежа в 200 руб. с жителей города может быть собрано от 35 до 45 млн руб. (это составляет от 0,5 до 0,7% от доходов бюджета города); с учетом максимального объема софинансирования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить до 270,8 млн руб. При максимальном размере платежа в 500 руб. с жителей города мо-
жет быть собрано от 87,8 до 112,8 млн руб.; с учетом максимального объема софинанси-рования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить от 526,5 до 677,0 млн руб. (от 8,1 до 10,4% от доходов бюджета города).
Согласно данным таблицы 5, при минимальном размере платежа в 200 руб. с жителей Вологодского района может быть собрано от 5,9 до 7,5 млн руб. (от 0,6 до 0,8% от доходов бюджета района); с учетом максимального объема софинансирования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить до 45,3 млн руб. При максимальном размере платежа в 500 руб. с жителей района может быть собрано от 14,7 до 18,9 млн руб.; с учетом максимального объема софинансирова-ния из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить от 88,0 до 113,2 млн руб. (от 9,4 до 12,1% от доходов бюджета района).
Согласно данным таблицы 6, при минимальном размере платежа в 200 руб. с жителей Кубенского поселения может быть собрано от 665 до 855 тыс. руб. (от 3,0 до 3,8% от доходов бюджета поселения); с учетом максимального объема софинансирования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить до 5,1 млн руб. При максимальном размере платежа в 500 руб. с жителей поселения может быть собрано от 1,7 до 2,1 млн руб.; с учетом максимального объема софинанси-рования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить от 10,0 до 12,8 млн руб. (от 44,5 до 57,2% от доходов бюджета поселения).
Согласно данным таблицы 7, при минимальном размере платежа в 200 руб. с жителей Верхневарженского поселения может быть собрано от 20,6 до 26,5 тыс. руб. (от 0,7 до 0,9% от доходов бюджета поселения); с учетом максимального объема софинанси-
Таблица 4. Расчет возможной суммы финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в г. Вологде (по данным на конец 2017 года), тыс. руб.
Условие софинансирования Источник финансирования Доля совершеннолетних граждан, которые могут быть освобождены от уплаты средств самообложения
10% 20% 30%
Размер платежа с 1 жителя 200 руб.
Без софинансирования общий объем средств 45131,9 40117,3 35102,6
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 0,7 0,6 0,5
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 45131,9 40117,3 35102,6
общий объем средств 90263,9 80234,6 70205,2
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 180527,8 160469,1 140410,5
общий объем средств 225659,7 200586,4 175513,1
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 225659,7 200586,4 175513,1
общий объем средств 270791,6 240703,7 210615,7
Размер платежа с 1 жителя 300 руб.
Без софинансирования общий объем средств 67697,9 60175,9 52653,9
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 67697,9 60175,9 52653,9
общий объем средств 135395,8 120351,8 105307,9
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 270791,6 240703,7 210615,7
общий объем средств 338489,6 300879,6 263269,7
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 338489,6 300879,6 263269,7
общий объем средств 406187,5 361055,5 315923,6
Размер платежа с 1 жителя 400 руб.
Без софинансирования общий объем средств 90263,9 80234,6 70205,2
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 90263,9 80234,6 70205,2
общий объем средств 180527,8 160469,1 140410,5
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 361055,5 320938,2 280821,0
общий объем средств 451319,4 401172,8 351026,2
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 451319,4 401172,8 351026,2
общий объем средств 541583,3 481407,4 421231,4
Размер платежа с 1 жителя 500 руб.
Без софинансирования общий объем средств 112829,9 100293,2 87756,6
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 112829,9 100293,2 87756,6
общий объем средств 225659,7 200586,4 175513,1
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 451319,4 401172,8 351026,2
общий объем средств 564149,3 501466,0 438782,8
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 564149,3 501466,0 438782,8
общий объем средств 676979,1 601759,2 526539,3
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 10,4 9,3 8,1
Таблица 5. Расчет возможной суммы финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в Вологодском муниципальном районе (по данным на конец 2017 года), тыс. руб.
Условие софинансирования Источник финансирования Доля совершеннолетних граждан, которые могут быть освобождены от уплаты средств самообложения
10% 20% 30%
Размер платежа с 1 жителя 200 руб.
Без софинансирования общий объем средств 7544,5 6706,2 5868,0
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 0,8 0,7 0,6
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 7544,5 6706,2 5868,0
общий объем средств 15089,0 13412,5 11735,9
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 30178,1 26825,0 23471,8
общий объем средств 37722,6 33531,2 29339,8
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 37722,6 33531,2 29339,8
общий объем средств 45267,1 40237,4 35207,8
Размер платежа с 1 жителя 500 руб.
Без софинансирования общий объем средств 18861,3 16765,6 14669,9
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 18861,3 16765,6 14669,9
общий объем средств 37722,6 33531,2 29339,8
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 75445,2 67062,4 58679,6
общий объем средств 94306,5 83828,0 73349,5
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 94306,5 83828,0 73349,5
общий объем средств 113167,8 100593,6 88019,4
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 12,1 10,7 9,4
Таблица 6. Расчет возможной суммы финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в Кубенском сельском поселении Вологодского района
(по данным на конец 2017 года), тыс. руб.
Условие софинансирования Источник финансирования Доля совершеннолетних граждан, которые могут быть освобождены от уплаты средств самообложения
10% 20% 30%
Размер платежа с 1 жителя 200 рублей
Без софинансирования общий объем средств 855,2 760,2 665,1
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 3,8 3,4 3,0
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 855,2 760,2 665,1
общий объем средств 1710,4 1520,3 1330,3
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 3420,7 3040,6 2660,5
общий объем средств 4275,9 3800,8 3325,7
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 4275,9 3800,8 3325,7
общий объем средств 5131,1 4560,9 3990,8
Размер платежа с 1 жителя 500 рублей
Без софинансирования общий объем средств 2137,9 1900,4 1662,8
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 2137,9 1900,4 1662,8
общий объем средств 4275,9 3800,8 3325,7
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 8551,8 7601,6 6651,4
общий объем средств 10689,7 9502,0 8314,2
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 10689,7 9502,0 8314,2
общий объем средств 12827,6 11402,4 9977,1
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 57,2 50,8 44,5
Таблица 7. Расчет возможной суммы финансовых средств на реализацию мероприятий в рамках самообложения граждан в Верхневарженском сельском поселении Великоустюгского района (по данным на конец 2017 года), тыс. руб.
Условие софинансирования Источник финансирования Доля совершеннолетних граждан, которые могут быть освобождены от уплаты средств самообложения
10% 20% 30%
Размер платежа с 1 жителя 200 рублей
Без софинансирования общий объем средств 26,5 23,6 20,6
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 0,9 0,82 0,7
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 26,5 23,6 20,6
общий объем средств 53,0 47,1 41,2
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 106,0 94,3 82,5
общий объем средств 132,6 117,8 103,1
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 132,6 117,8 103,1
общий объем средств 159,1 141,4 123,7
Размер платежа с 1 жителя 500 рублей
Без софинансирования общий объем средств 66,3 58,9 51,5
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 1 руб. из областного бюджета размер субсидии 66,3 58,9 51,5
общий объем средств 132,6 117,8 103,1
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 4 руб. из областного бюджета размер субсидии 265,1 235,7 206,2
общий объем средств 331,4 294,6 257,7
Софинансирование на 1 руб. средств самообложения 5 руб. из областного бюджета размер субсидии 331,4 294,6 257,7
общий объем средств 397,7 353,5 309,3
- в % к доходам местного бюджета в 2017 году - 13,8 12,25 10,7
рования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может составить до 159 тыс. руб. При максимальном размере платежа в 500 руб. с жителей города
может быть собрано от 51,5 до 66,3 тыс. руб.; с учетом максимального объема софинанси-рования из регионального бюджета общий объем средств на реализацию проектов, мероприятий в рамках самообложения может
составить от 309 до 398 тыс. руб. (от 10,7 до 13,8% от доходов бюджета поселения).
Таким образом, введение самообложения на территории рассматриваемых муниципальных образований Вологодской области позволит привлечь значительные средства населения для решения ключевых проблем развития территорий, приоритетность которых должна быть определена непосредственно жителями. Масштабность решения проблем, задач местного развития с помощью средств самообложения зависит от величины (численности населения) муниципалитета: в городских округах за счет собранных средств потенциально могут быть реализованы крупные проекты по благоустройству города (парки, скверы, площади, памятники, дворовые территории, парковки и т. д.), модернизации инфраструктуры (дороги, ЖКХ) и даже созданию, капитальному ремонту или строительству новых учреждений социальной сферы (например, детского сада) и т. д.; в сельских поселениях могут быть профинансированы более мелкие проекты, связанные с модернизацией и строительством отдельных объектов водоснабжения, канализации, ремонтом местных дорог, благоустройством территории, оснащения объектов культуры оборудованием и т. д.
Также следует отметить, что для повышения масштабности и эффективности самообложения необходимо софинансиро-вание мероприятий, проектов, программ, инициированных жителями, со стороны бюджета субъекта Российской Федерации в рамках специальной государственной программы по развитию местного само-
управления или со стороны бюджета соответствующего муниципального образования в рамках муниципальной программы по поддержке общественных, гражданских инициатив.
Таким образом, самообложение позволяет жителям выявлять отдельные проблемы местного значения и самим участвовать в их решении. Этот механизм служит формой реального участия населения в местном самоуправлении, решении проблем местного развития посредством выражения консолидированного мнения в виде референдума. В то же время это форма взаимодействия населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления для поиска наиболее оптимального решения общих проблем. Кроме того, необходимо более детально регламентировать в федеральном законодательстве возможность проведения референдума на части территории муниципального образования (микрорайон города, населенный пункт, несколько населенных пунктов).
Вклад исследования, результаты которого представлены в данной статье, в развитие теоретической науки заключается в определении роли самообложения граждан как эффективного инструмента участия населения в управлении на местном уровне, а также научного подхода к анализу данных процессов; вклад в развитие прикладной науки -в разработке конкретных практических рекомендаций органам власти по повышению эффективности развития самообложения в муниципальных образованиях Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожевников С.А., Ворошилов Н.В., Секушина И.А. Методология и практика управления развитием локальных территорий: закл. отчет о НИР. Вологда, 2018. 598 с.
2. Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 1. С. 132-147. DOI: 10.15838/esc/2018.1.55.9
3. Сивинцева О.В., Будник К.В. Партисипаторные инструменты в субъектах РФ: самообложение граждан и инициативное бюджетирование // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Т. 10. № 1. С. 96-127. DOI: 10.17072/2218-9173-2018-1-96-127
4. Вагин В.В. К вопросу о теории развития и регулирования инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации // Муниципальная власть. 2016. № 1. С. 16-23.
5. Coleman S., Sampalo R.C. Sustaining a Democratic Innovation: a Study of Three E-participatory Budgets in Belo Horizonte. Information, Communication & Society, 2017, vol. 20, no. 5, pp. 754-769.
6. Sintomer Y., Herzberg C., Röcke A. Participatory Budgeting in Europe: Potentials and Challenges. International Journal of Urban and Regional Research, 2008, vol. 32, no. 1, pp. 164-178. DOI: 10.1111/j.1468-2427.2008.00777.x
7. Zhang Yahong, Liao Yuguo. Participatory Budgeting in Local Government. Public Performance & Management Review, 2011, vol. 35, no. 2, pp. 281-302.
8. Grundwissen Kommunalpolitik. Bonn: FES, 2011. 482 p. Available at: http://library.fes.de/pdf-fi les/ akademie/kommunal/08975
9. Lockner A.O. Steps to Local Government Reform: A Guide to Tailoring Local Government Reforms to Fit Regional Governance Communities in Democracies. USA, Bloomington: iUniverse, 2013. 621 p.
10. Andrews R., Van de Walle S. New Public Management and Citizens' Perceptions of Local Service Efficiency, Responsiveness, Equity and Effectiveness. Public Management Review, 2013, vol. 15, iss. 5, pp. 762-783.
11. Дегтярь А.Ю. Финансовое стимулирование самообложения граждан // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/45/Degtyar.pdf (дата обращения 28.07.2019).
12. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Т.В. Ускова [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 196 c.
13. Гаврилова Н.В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118-125.
14. Гузь Н.А., Царева Л.М. Партисипаторное бюджетирование: обзор зарубежного опыта // European Journal of Economics and Management Sciences. 2016. № 3. С. 53-55.
15. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Современные западные управленческие модели: синтез New Public Management и Good Governance // Ars Administrandi (Искусство управления). 2014. № 2. С. 45-62.
16. Красницкий Б.Р. К вопросу о самообложении // Путеводитель предпринимателя. 2014. № 22. С. 79-85.
17. Миронова С.М. Зарубежный опыт участия граждан в финансовой деятельности муниципальных образований // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2017. № 2. С. 275-280.
18. Русанов А.А. Опыт применения самообложения в Пермском крае // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 1. С. 24-26.
19. Черкасова Ю.И. Самообложение граждан: проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та МВД России.2013. № 10.С.221-230.
20. Черкасова Ю.И. Средства самообложения граждан в доходах бюджетов сельских поселений // Вестн. Краснояр. гос. агр. ун-та. 2013. № 12. С. 54-59.
21. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Региональная политика территориального развития: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 156 c.
22. О результатах применения самообложения граждан на территории Пермского края в 20112014 гг.: бр. / Официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края. URL: http://minter.permkrai.ru/index/getfile/id/250
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Николай Владимирович Ворошилов - кандидат экономических наук, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected]
Voroshilov N.V.
CITIZENS' SELF-TAXATION AS AN EFFECTIVE TOOL FOR PUBLIC PARTICIPATION IN TERRITORIES' DEVELOPMENT
Currently, the actual scientific and practical tasks are to find internal sources and financial resources for the development of local territories (municipalities), as well as ensuring the necessary level of public participation in solving the issues and problems of local importance. As the world and Russian practice shows, citizens' self-taxation can be one of the effective mechanisms for solving these problems. In this regard, the purpose of the article is to determine the role of citizens' self-taxation as an instrument of public participation in territories' development in modern conditions and the optimal order of this procedure organization. To achieve this goal, we used such scientific methods as economic, statistical and comparative analysis, methods of generalization and expert survey, monographic method. It is shown that from 2013 to 2018 the volume of collected funds of self-taxation in the municipalities of Russia increased by 10 times. Recognized leaders in the development of this management technology are the Republic of Tatarstan, the Perm and Kirov oblasts. It is proved that the condition for the successful development of this practice in the mentioned regions is co-financing of projects and activities within the framework of self-taxation by the budget of the Russian Federation subject. The article describes in detail the regulatory and organizational requirements and conditions ensuring the implementation of citizens' self-taxation procedure. The results of calculations of the possible collected funds of the population's self-taxation in the case of the city of Vologda, the Vologda municipal district, Kubensky and Verkhnevarzhensky rural settlements of the Vologda region (within different options and taking into account co-financing from the regional budget) are presented. The results of the study can be used by regional and local authorities, as well as serve as a basis for further research on improving the mechanisms of development of the institute of local self-government in Russia.
Citizens' self-taxation, local self-government, local referendum, municipalities, subject of the Russian Federation, the Vologda Oblast.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nikolay V. Voroshilov - Ph.D. in Economics, Research Associate, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected]