А.в. НИКИТИНА (Волгоград)
САМОМОНИТОРИНГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МОНИТОРИНГА ОБЩЕНИЯ
Рассматривается понятие «самомониторинг общения», выделяются уровни самомониторинга, выявляются и систематизируются параметры его осуществления.
Ключевые слова: мониторинг, самомониторинг, модератор, уровень самомониторинга.
Находясь в непрерывном процессе коммуникации, человек выполняет одну из важнейших функций общения - регулирует как свое поведение, так и поведение своего собеседника. При этом коммуниканты влияют друг на друга для обеспечения успешного и эффективного общения. В нашем исследовании для определения данного процесса мы используем понятие «мониторинг общения» и выделяем две формы его существования: 1) самомониторинг; 2) мониторинг со стороны других коммуникантов.
В данной статье мы ставим перед собой следующие задачи: 1) дать определение понятия «самомониторинг»; 2) выделить уровни самомониторинга; 3) определить факторы, влияющие на характер самомониторинга; 4) выявить и систематизировать параметры его осуществления. Анализ процесса самомо-ниторинга в нашем исследовании осуществляется на примере виртуального общения; материалом являются тексты форумов различной тематики, такие как forum-volgograd.ru, vif2ne.ru, volgo-mama.ru, forum.morsvinki.ru, bolshoyvopros.ru.
Впервые термин «самомониторинг» использовал американский психолог М. Снайдер для обозначения способности человека демонстрировать такой образ, который был бы приятен окружающим [5]. Самомониторинг тесно связан с понятием «рефлексия» и предполагает умение видеть себя и свои действия со стороны, оценивать, как эти действия видят другие участники общения и, соответственно, регулировать свои поступки согласно ситуации общения [4, с. 127]. Другими словами, человек, осуществляя самомониторинг, отдает себе отчет в том, что он говорит, как говорит, кому говорит и к каким это приведет последствиям.
Человек контролирует свое общение в различных коммуникативных ситуациях. Говорящий оценивает свое эмоциональное состояние и отдает себе отчет в том, каких тем лучше не касаться в обсуждении. Чувствуя, что разговор заходит в неприятное русло, говорящий мысленно принимает решение, как ему действовать дальше: ответить грубо и тем самым спровоцировать конфликт или сдержаться и избежать острой ситуации. О.И. Матьяш называет способность осознавать и контролировать свои действия по ходу разговора важной составляющей коммуникативной компетентности [4, с. 128]. В нашем исследовании под процессом самомониторинга мы подразумеваем самоконтроль говорящего - те операции, которые говорящий производит мысленно до самого момента произнесения фразы, а именно: осмысление высказывания, его логическое построение, выбор языковых средств, эмоциональное окрашивание высказывания.
М. Снайдер, разработавший методику оценки самоконтроля в общении, выделяет людей с высоким, средним и низким коммуникативным контролем. Низкий коммуникативный контроль характеризуется устойчивым поведением, нежеланием изменяться в зависимости от ситуации, излишней прямолинейностью; средний - искренностью и несдержанностью в эмоциональных проявлениях; однако люди со средним коммуникативным контролем считаются в своем поведении с окружающими людьми; человек с высоким коммуникативным контролем легко входит в любую роль, гибко реагирует на изменение ситуации, чувствует и предвидит впечатление, которое он производит на других людей [5]. Мы также придерживаемся данной классификации и согласно выделенным уровням опишем параметры осуществления самомониторинга.
На уровень самомониторинга влияют следующие факторы: возраст, пол, социальное положение, религиозные взгляды, этническая принадлежность, статус говорящего. Этим и будет объясняться разный уровень самомо-ниторинга у представителей различных слоев населения. В основе самомониторинга лежат ценности, нормы, обычаи, ролевые ожидания, которые человек усваивает в процессе социализации. Согласно нормам, принятым в определенном сообществе, говорящий будет оценивать и регулировать свое поведение. Уровень самомониторинга также зависит от собеседника. Человек меньше контролирует свое
© Никитина А.В., 2013
поведение в общении с близкими людьми или с родственниками, тогда как в общении с малознакомыми или незнакомыми людьми уровень самомониторинга возрастает. Не всегда по внешности можно предсказать статус собеседника и предугадать, на что он способен в следующий момент. Высокий уровень само-мониторинга наблюдается в общении с представителями другой культуры. Здесь, кроме собственной репутации, важна ответственность за «лицо» страны, представителем которой является говорящий. В таком случае необдуманное слово или грубое поведение могут породить в сознании собеседника неправильный образ о целой культуре.
В виртуальной коммуникации самомони-торинг осуществляется 1) модератором, 2) самим пользователем. Необходимо отметить, что в нашем исследовании под модератором мы понимаем не только человека, технически выполняющего функции модератора, но и равноправного участника дискуссии. Таким образом, модератор является одновременно и пользователем с более расширенными возможностями и правами.
Модератор, контролируя других пользователей, параллельно осуществляет и самомони-торинг. В обязанности модератора входит непрерывное отслеживание нарушений правил форума, грубого и неэффективного поведения пользователей, незаконного распространения рекламы, конфликтов между участниками дискуссии. За любое несоблюдение правил форума модератор назначает наказание (от словесного предупреждения до исключения из форума (бан)), поэтому в своем решении он должен быть беспристрастным. Однако модератор -это человек, он не может всегда чисто механически исполнять свои функции: Как модератор стараюсь быть непредвзятой и беспристрастной. Как участник - предвзята, люблю тех, кого люблю, и люблю, когда они со мной соглашаются, есть те, кто мне неприятен и все их сообщения кажутся мне неприятными (о ужас!).
В приведенном примере модератор форума сама признается, что не всегда способна отключить свои функции как участника форума и действовать согласно инструкциям. Из-за личной неприязни к некоторым участникам она уже заведомо негативно настроена и в случае конфликта быстрее применит к ним наказание.
Кроме того, каждый пользователь сам осуществляет самомониторинг. Особенностями интернет-общения являются анонимность и
при этом кажущаяся безнаказанность. Пользователям представляется возможным выбрать для себя любую самоидентичность и способы ее проявления, любое поведение и отношение к другим участникам.
Рассмотрим некоторые параметры осуществления самомониторинга пользователями виртуального пространства.
границы самораскрытия как параметр самомониторинга
I. Количество сообщаемой о себе информации
• Высокий уровень самомониторинга Пользователь, регистрируясь на форуме, выбирает себе никнейм, т.е. имя, под которым его будут знать другие участники сообщества. Дополнительную информацию указывать на простых форумах для общения не обязательно. Таким образом, люди с высоким уровнем самомониторинга, общаясь в Сети, контролируют количество личной информации и остаются лишь виртуальной языковой личностью, не разглашая свой социальный статус, возраст, семейное положение.
Обозначим причины такого поведения.
1. Нежелание пользователя быть узнанным: ...нечего свое сокровенное, которое не хотите, чтобы было доступно третьим лицам, выносить в просторы виртуального пространства. Т.к. все, что является тайным, все-равно когда-нибудь становится явным. И если нет желания быть побыстрее «рассекреченным» - делитесь тайнами только в привате. А еще лучше - лично, с глазу на глаз. А еще лучше - не делитесь совсем ни с кем. Тайна перестает быть тайной, если о ней знает больше одного человека. В данном примере пользователь указывает на то, что необходимо обдумывать и регулировать свои сообщения перед тем, как помещать их на форум, т.к. форум -это публичное место, где любой может прочитать написанные сообщения и узнать реального человека, стоящего за ними, «рассекретить» его.
2. Выложенная на всеобщее обозрение информация может обернуться неприятностями в реальной жизни. На форуме, посвященном проблемам усыновления, пользователь выложил интимную информацию, рассказал историю своей семьи, предполагая полную анонимность, однако каким-то образом себя выдал. С ним связались средства массовой информации, предлагая напечатать данную историю, хотя все родственники, и ребенок в том числе, не знали о самом факте усыновления.
таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для сохранения анонимности на форуме необходимо строго контролировать сообщаемую о себе информацию, т.к. любое неосторожное слово может выдать реальную личность человека.
• Низкий уровень самомониторинга
обратная ситуация - это излишняя откровенность, обсуждение на форуме интимной информации.
Рассмотрим причины, которые предписывают данное поведение.
1. «Подмена реальности». В виртуальном пространстве происходит «подмена реальности»: участник сетевого сообщества, предполагая свою полную анонимность, делится с собеседниками частной жизнью, личными переживаниями: - В реале я гораздо более скрытный человек, чем в сети. По мне - глупо скрывать что-то в откровенных темах. Зачем вообще писать, если не от души? Вот так и получается - между делом я тут всю свою жизнь вывалила, чего бы в реале всем подряд ни в жизнь бы не рассказала.
Пользователь осознает, что в Сети уровень самомониторинга понижается. В реальности она более тщательно относится к своей личной жизни, в виртуальном пространстве степень открытости растет.
2. Поведение в виртуальном пространстве идентично реальному поведению пользователя. Человек, обладающий в реальности низким уровнем самоконтроля, ведет себя открыто в виртуальном мире, поэтому презентация личной информации на форуме не является для него предосудительным: Можно вопрос?) - Что такого есть в вашей жизни, что стоит скрывать и разоблачать? Я понимаю, член Мирового правительства. Главный террорист. Публичный человек. Алла Пугачева... Не гордыня ли это?
данный пример показывает, что пользователю непонятна причина, по которой необходима конфиденциальность, для него желание других пользователей засекретить свою реальную личность, наоборот, является признаком высокомерия, желанием заинтриговать и привлечь тем самым большее внимание к своей персоне.
3. Сознательный отказ от самомониторинга. Следующая причина излишней откровенности в интернет-пространстве - это желание быть собой, возможность отказаться от постоянного самоконтроля. В реальной жизни социальная среда накладывает определенный уро-
вень ответственности, таким образом, ожидая от человека соответствия нормам данного сообщества. В виртуальном пространстве можно сбросить с себя наложенные социальные статусы и роли, не стесняться, расслабиться и не беспокоиться о том, что подумают окружающие. В Сети можно быть самим собой или придумать себе новую идентичность.
II. Качество сообщаемой ин-ф о р м а ц ии о с е б е
В Интернете уровень самомониторинга имеет два полюса. Можно полностью скрывать о себе информацию, а можно придумать абсолютно другую, отличную от реальности личность. Человек, общаясь посредством Интернета, не видит и не слышит своих собеседников, равно как и они его. Пользователю кажется допустимым придумать любую информацию о себе, не имеющую никакого отношения к правде. Ю.Д. Бабаева отмечает: «Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает <.. .> немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме» [1]. Подмена собственной идентичности делает уровень са-момониторинга слабее по некоторым составляющим. Например, можно не беспокоиться о достоверности, правдивости сообщаемой информации, можно придумать высокий социальный статус, более солидный или наоборот юный возраст, при желании изменить пол и внешность своей виртуальной личности. В то же время такая подмена требует постоянного контроля за манерой поведения, выбором языковых средств, т.к. пользователь должен всегда соответствовать выдуманному им персонажу. Соответственно, скрывая свое настоящее лицо за маской, пользователь все равно так или иначе осуществляет самомониторинг, но для того, чтобы не быть уличенным во лжи.
соответствие языковым и коммуникативным нормам, принятым в сообществе как параметр самомониторинга
В виртуальном пространстве наблюдаются свои, отличные от реальной коммуникации нормы. В статье «Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире» О.А. Ле-
онтович приводит ряд примеров, подтверждающих данный факт. Прежде всего, происходит упрощение характера общения. Об этом свидетельствуют использование разговорной лексики, близкий к телеграфному синтаксис, использование сокращений и иконических знаков. Все это приводит к ухудшению языковых знаний, а значит, и грамотности пользователей сети. Развивается одномерный подход к дискурсу, неумение различать жанровую и стилистическую уместность языковых средств. Из-за высокой степени анонимности, а также низких требований к соблюдению норм этикета снижается уровень вежливости и уважения к собеседнику [2, с. 194-196].
• Высокий уровень самомониторинга
Пользователи с высоким уровнем самомо-
ниторинга соблюдают грамматические нормы языка, осознанно подходят к выбору языковых средств, используют знаки препинания, не употребляют дерогативную лексику.
• Средний уровень самомониторинга
Сообщение, написанное пользователем со
средним уровнем самомониторинга, будет отличаться относительной грамотностью, допускается наличие сетевого жаргона, опечаток. Такой пользователь более терпимо относится к сообщениям, написанным с полным пренебрежением к нормам языка: - Пишу обычно быстро, поэтому конечно бывают и ошибки и опИски. но когда время чуть больше, то пользуюсь опять же грамотой.ру или в маил. ру есть функция проверки. быстро и удобно. а вообще ко всему этому отношусь спокойно это же интернет, тут свой язык.
• Низкий уровень самомониторинга
Пользователи с низким уровнем самомо-
ниторинга характеризуются несоблюдением грамматических норм, обильным использованием сетевого жаргона, иконических знаков и сокращений, полным отсутствием знаков препинания. Здесь можно выделить два типа отсутствия самомониторинга:
1) неосознанное отсутствие самоконтроля, ( в Сети общается ребенок, который не знаком еще со всеми сложными правилами языка, или иностранец, для которого язык форума является неродным);
2) осознанное отсутствие самоконтроля грамотности как следствие желания быть частью виртуальной субкультуры («Языковая личность, попавшая в виртуальное пространство, несомненно, будет приобщаться к тем ценностям, к той субкультуре, которые существуют в виртуальном мире, поскольку в нем
она вступает в процесс коммуникации с себе подобными» [3, с. 38]).
Еще одной причиной отсутствия самоконтроля является демонстративное отключение пользователем самомониторинга, желание «расслабиться»: Я хочу расслабиться, приходя в театр, ресторан или на концерт. И хочу приходить туда в домашнем халате, потому что, я хочу расслабиться, и расслаблено чувствую себя с немытой головой, в тапках и во фланельке. И еще, что бы совсем уж расслабиться, я хочу, вместо длинных постов, с пояснениями и запятыми, просто написать матное, нецензурное, но всеми понятное слово, которое охарактеризует мое отношение к возникшей теме. Это удобно и я чувствую себя расслаблено.
Эмоциональное поведение в конфликтной ситуации как параметр самомониторинга
Каждый день в интернет-пространстве общается множество человек, разных по своему социальному статусу, воспитанию, опыту, моральным и этическим ценностям. Столкновение интересов, а соответственно, и возникновение конфликтов неизбежно.
• Высокий уровень самомониторинга
Пользователь не будет поддерживать конфликтную ситуацию, предпочтет сменить тему, отшутиться или просто покинет коммуникативное пространство (в нашем случае -тему) собеседника:
А: Видно, что вы в очередной раз агрессивно высказали неадекватную точку зрения.
Б: Я дал резюме в 5 строк, из которого видно любому человеку, способному сложить 2 и 2, что из приведенных Мартиросяном фактов никак не следует делаемый им вывод, вы же вместо того чтобы ответить по существу, начали кидаться банановыми шкурками и привели в качестве доказательства какую-то не относящуюся к делу ахинею с «заговором генералов». Не-хо-ро-шо.
А: Я ни в коем случае не могу быть другом такого человека, как вы, и в чем заключается ваш самопиар, я написал выше. На этом разговор по существу можно и закончить.
В приведенном примере пользователь (А) указывает пользователю (Б) на некорректный, агрессивный тон его высказываний, однако (Б) продолжает провоцировать своего собеседника, используя обидные фразы в его адрес. Пользователь (А), не желая продолжать конфликт, отказывается от общения, заканчивает разговор.
• Низкий уровень самомониторинга
для пользователя характерны агрессивный характер сообщений, реагирование на любой выпад в его сторону, самостоятельное разжигание конфликта, подначивание других участников сообщества, неумение остановиться без помощи третьего лица. третьим лицом, как правило, выступает модератор.
таким образом, в данной статье дана характеристика процесса самомониторинга, под которым мы понимаем операции, производящиеся мысленно говорящим до самого момента произнесения фразы, а именно: осмысление высказывания, его логическое построение, выбор языковых средств, эмоциональное окрашивание высказывания. Кроме того, выявлены параметры осуществления самомо-ниторинга и описаны согласно выделяемым уровням самомониторинга. Выделенные параметры выглядят следующим образом: 1) границы самораскрытия (количество сообщаемой о себе информации, качество сообщаемой о себе информации); 2) соответствие языковым и коммуникативным нормам конкретного сообщества; 3) эмоциональное поведение в конфликтной ситуации.
Способность к самомониторингу - важная составляющая коммуникативного поведения, от которой зависит успешность коммуникации в целом. Перспективой дальнейшего исследования является рассмотрение используемых средств, стратегий и тактик для осуществления мониторинга и самомониторинга в виртуальном пространстве.
Литература
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет-воздействие на личность. URL : http://www.relam.ru/human/pers.html.
2. Леонтович О.А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. Волгоград : Перемена, 2000. С. 191-200.
3. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009.
4. Матьяш О.И., Погольша В.М. [и др.]. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб. : Речь, 2011.
5. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30. P. 526-537. URL : http://www.psychwi-ki.com/wiki/Snyder,_M._(1974).
Self-monitoring as one of the forms of monitoring of communication
There is considered the notion "self-monitoring of communication", found out the levels of selfmonitoring, revealed and systematized the parameters of its implementation.
Key words: monitoring, self-monitoring, moderator, level of self-monitoring.
м.и. киосе
(Жуковский)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФОКУСА В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НЕПРЯМЫХ НОМИНАЦИЙ
Анализируются семантические особенности фокусирования двух типов концептуальных элементов (идентифицирующих и характеризующих) в текстовых непрямых номинациях. Описаны способы распределения фокуса в структуре непрямой номинативной единицы и конструкции.
Ключевые слова: непрямая номинация в тексте, фокусирование, когнитивная модель, распределение и тип фокуса, расщепленный фокус.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей реализации когнитивного механизма фокусирования в непрямых номинативных единицах и конструкциях. Гипотеза исследования заключается в следующем. Выявление двух типов фокуса в непрямых номинациях и изучение способов их распределения в текстовых непрямых номинативных манифестациях позволяют разграничить метафорические и метонимические универсальные когнитивные модели реноминации. Интеграция фокусов в структуре непрямой номинации обеспечивает формирование сложных концептуальных структур (метафто-нимические модели), которые могут быть реализованы в структуре как непрямой номинативной единицы, так и непрямой номинативной конструкции.
Универсальность когнитивных моделей метафоры, метонимии и метафтонимии получила детальное научное освещение как в семи-
© Киосе М.И., 2013