Научная статья на тему 'Интровертивные формы социально-личностной рефлексии'

Интровертивные формы социально-личностной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
SELF-MONITORING / SELF-DETERMINATION / SELF-REFERENCE / SELF-REGULATION / SELF-REFLECTION / COMMUNICATIVE MECHANISM FOR SOCIAL REFLECTION / COMMUNICATIVE REFLECTION / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / САМОМОНИТОРИНГ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / САМОРЕФЕРЕНЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович, Анистратенко Татьяна Григорьевна

В статье рассматривается внутриличностный интровертивный «селфи-рефлекторный» уровнь социально-личностной рефлексивности, выражающийся в форме индивидуально-личностного самомониторинга, самодетерминации, самореференции, саморегуляции и саморефлексии. Отмечается, что саморефлексивность и есть то общее метапонятие, которое формулируется на основе различных конкретных дисциплинарных подходов и характеризуется как суть социальной рефлексивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTROVERTIVE FORMS OF SOCIAL AND PERSONAL REFLECTION

The article deals with intrapersonal intravertivny «selfie-reflex» level of social and personal reflexivity, is expressed in the following forms: in the form of individual and personal self-monitoring, in the form of self-determination, in the form of self-reference, in the form of self-regulation in the form of self-reflection. Self-reflective and have something in common meta-concept that is formulated on the basis of various specific disciplinary approaches and is described as the essence of social reflexivity.

Текст научной работы на тему «Интровертивные формы социально-личностной рефлексии»

УДК 316.6 ББК 87

Нарыков Николай Владимирович Narykov Nikolai Vladimirovich

профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России доктор философских наук, профессор.

Professor, Department of Philosophy and Sociology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor. E-mail: [email protected]

Анистратенко Татьяна Григорьевна Anistratenko Tatyana Grigorievna

доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат политических наук.

Assistant Professor, Department of Regional Science and Eurasian Research, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, PhD in Politics. E-mail: [email protected]

ИНТРОВЕРТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Introvertive forms of social and personal reflection

В статье рассматривается внутриличностный интровертивный «селфи-рефлекторный» уровнь социально-личностной рефлексивности, выражающийся в форме индивидуально-личностного самомониторинга, самодетерминации, самореференции, саморегуляции и саморефлексии. Отмечается, что саморефлексивность и есть то общее метапоня-тие, которое формулируется на основе различных конкретных дисциплинарных подходов и характеризуется как суть социальной рефлексивности.

Ключевые слова: социально-личностная рефлексия, самомониторинг, самодетерминация, самореференция, саморегуляция, саморефлексия, коммуникативный механизм, социальная рефлексия, коммуникативная рефлексия.

Социально-личностная рефлексия представляет собой совокупность различных «сел-фи-рефлексивных» форм и является многомерной личностной системой, одним из элементов которой выступает рефлексивный самомониторинг. Учитывая, что мониторинг - это непрерывный процесс наблюдения и регистрации состояний и свойств какого-либо объекта, самомониторинг следует понимать как постоянный процесс самонаблюдения и саморегистрации своих собственных состояний и свойств.

Отметим, что впервые понятие «самомониторинг» использовал американский психолог М. Снайдер. Этим термином он обозна-

The article deals with intrapersonal intravertivny «selfie-reflex» level ofsocial and personal reflexivity, is expressed in the following forms: in the form of individual and personal self-monitoring, in the form of self-determination, in the form of self-reference, in the form of self-regulation in the form of self-reflection. Self-reflective and have something in common meta-concept that is formulated on the basis of various specific disciplinary approaches and is described as the essence of social reflexivity.

Keywords: self-monitoring, self-determination, self-reference, self-regulation, self-reflection, communicative mechanism for social reflection, communicative reflection.

чил способность индивида демонстрировать такой собственный образ, который является наиболее подходящим для окружающих [1]. Самомониторинг, как нам представляется, выражает способность индивида видеть себя со стороны, оценивать свои действия, регулировать собственное поведение, в зависимости от сложившейся ситуации форматировать свой образ наиболее подходящим способом. Как отмечают в своей коллективной монографии О. И. Матьяш, В. М. Погольша и Н. В. Каза-ринова, чаще всего самомониторинг является конструированием собственного образа в общении [2]. Это означает, что в процессе коммуникации индивид выстраивает свое поведе-

ние таким образом, чтобы иметь возможность непрерывно оценивать себя, контролировать себя, корректировать и форматировать свой собственный образ. Самомониторинг есть коммуникативная рефлексия, которая реализуется как на эмоциональном, так и на рациональном уровнях; он может выражаться как в контроле над собственными эмоциями, так и в выборе и неуклонном следовании некоторой мысленной модели или стратегии. Как способность рефлексивный самомониторинг является частью коммуникативной компетентности. Итак, самомониторинг - это, прежде всего, самоконтроль.

А. В. Никитина полагает, что самомониторинг - это особая форма самоконтроля, связанная с тем, что это самоконтроль говорящего и проявляется он в осмыслении высказываний, их логическом построении, выборе языковых средств, соответствующем эмоциональном окрашивании, форматировании дискурса [3]. Это, следуя М. Снайдеру, современные исследователи называют коммуникативным самоконтролем.

Итак, самомониторинг характеризуется коммуникативным самоконтролем и формирует устойчивое, осмысленное поведение, ориентированное на учет всех обстоятельств сложившейся коммуникативной ситуации, в том числе таких параметров, как пол, профессия, возраст, этническая и религиозная принадлежность партнера по коммуникации, его статус, конкретная социальная роль, а также другие идивидуально-лично-стные особенности.

Представляется, что перечень данных параметров должен быть расширен и включать в себя приоритетные ценности, конкретные нормы и правила, ролевые ожидания, коммуникативную дистанцию, конкретные цели и задачи общения, тактику коммуникативного контакта и стратегию коммуникативного поведения. Это то, что касается конкретной коммуникативной ситуации и реального коммуникативного контакта. Новые задачи самомониторинга возникают при виртуальном коммуникативном контакте. В этом случае в самомониторинг должны входить все основные параметры, характеризующие специфику виртуальной коммуникации, особенности общения в глобальной информационной сети, онлайн-языковые средства, сетевая принадлеж-

ность акторов информационного взаимодействия и другие.

Самомониторинг как форма социальной рефлексии, как нам представляется, должен также характеризоваться контролем как коммуникативных ресурсов партнера по коммуникации, так и самомониторингом собственных. Ресурсная база коммуникации, включающая в себя резервное знание, дополнительную информацию, коммуникативный проект, прогнозные ресурсы, должна постоянно осмысливаться, оцениваться и контролироваться. Социальная и личностная экспоненты самомониторинга, выступая формами социальной рефлексии, предполагают способность индивида играть сразу несколько социальный ролей (роль коммуникативного актора, аналитика, исследователя, агента действия, наблюдателя и контролера). Объединение всех этих ролей под общим знаменателем субъекта социальной коммуникации дает тот необходимый синтез, который и определяет самомониторинг как важную форму социальной рефлексии.

Кроме того, что на внутриличностном ин-тровертивном «селфи-рефлекторном» уровне социально-личностная рефлексивность является саморегуляцией, но в то же время выступает в виде самореференции. Данное понятие ввел Н. Луман, отмечавший, что самореференция есть отсылка на себя [4]. Это операция, посредством которой Я (внутреннее) отличает себя от Нечто (внешнего). При этом Н. Луман ссылается на Х. Матурана [5] и его разработку, связанную с кодом, который позволяет мозгу отличать сигналы, поступающие из внешней среды, от сигналов, продуцируемых самим мозгом.

Таким образом, самореференция как ин-травертивная форма рефлексии есть, прежде всего, процедура различения внешних и внутренних сигналов, обеспечивающая единство, устойчивость и автономность системы. Это, как отмечает М. Д. Дерябин, код системы, или аутопейсис [6]. Утопейсические системы, полагает он, - это такие системы, которые порождают не только свои структуры и функции, но и элементы в сети этих элементов. Последние постоянно регенерируют систему процессов и отношений, которыми они производятся. И в этом случае, по словам Н. Лу-мана, произведенные элементы конституируют систему в целом [4]. Главное качество

утопейсические системы - ее автономность, которая, в свою очередь, является, как отмечает Н. Луман, главным признаком самоорганизации. Самоорганизация предполагает, что система сама определяет себя и порождает свои структуры посредством собственных процессов и операций. Такой автономной системой Н. Луман называет коммуникацию [4]. Коммуникация одновременно должна сообщать о том, что она есть коммуникация, то есть утопейсическая система, а значит, в своих внутренних качествах отличает себя от всех внешних [4].

Референция также является своеобразной коммуникацией личности, основанной на самонаблюдении и операциях, с помощью которых тот, кто их производит, отличает себя и от этих операций и их результата, вместе с тем выступая целостной системой. Самореференция - это высказывание о себе и по поводу самого себя, одновременно операция вовне (кломмуникативное действие, направленное во внешнюю среду) и операция для себя, во внутрь, поскольку является порождением собственного образа. Самореференция, базирующаяся на равенстве самому себе и формальном принципе типа А = А, по существу, содержит в себе опровержение этого принципа, поскольку высказывание вовне и конструирование собственного образа - это не одно и то же, то есть в данном случае А не равно А. В этом противоречии и заключается суть самореференции: в задуманном самотождествлении равенство имманентно сохраняется, в реализованном - с неизбежностью нарушается. Это также истинно в своей противоречивости, как и то, что «слово изреченное отличается от слова задуманного».

Как видно, наличие тождества самому себе, то есть самореференции, имманентно предполагает его отрицание в виде инореференции. Это, на наш взгляд, важное обстоятельство, говорящее о том, что в каждом единстве содержится различие. Без этого человек просто превратился бы в некий автомат, генерирующий высказывания и действия, тождественные ему самому. Указанное различие предполагает возможность заблуждения, иллюзии, ошибки, ложности, что вполне естественно, поскольку никто не отменял знаменитого латинского принципа «Errare humanum est» - человеку свойственно ошибаться. Социальная реф-

лексия является важным компонентом личностной саморегуляции. Одним из первых среди отечественных исследователей социально-личностной рефлексии проблему изучения процессов саморегуляции поднял Ю. Н. Ку-люткин [7; 9], продолжив ее разработку в том числе вместе с В. П. Бездуховым [8].

Саморегуляция как важнейший рефлексивный механизм, подчеркивает А. С. Шаров, является регулятором, определяющим границы организации и дезорганизации, оценки и самооценки действий личности [10]. Рефлексивная самоорегуляция представляет собой многоуровневую и многомерную систему различных рефлексий. Разрабатывая данную проблему, А. В. Карпов квалифицирует рефлексивную саморегуляцию как личностное индивидуальное свойство, проявляющееся в кванти-фикации действий и оценок, диагностике ситуаций и результатов действий [11]. Рефлексивный саморегуляционный механизм, как показывает практика личностного онтогенеза, формируется на вторичной стадии социализации личности. Известно, что если на первичной стадии происходит усвоение социальных норм и ценностей, моделей поведения и вхождение в социум и его культуру, то на вторичной стадии индивид примеряет на себя различные социальные роли, корректирует личностные качества, производит рефлексивную самооценку.

На уровне вторичной социализации имеет место процесс личностного развития, формирования субъективной способности к социальному познанию, осмысления и переосмысления личностью своего места в обществе, оценки окружающего мира, в том числе ответных реакций и действий других людей, самооценки, то есть служит необходимым этапом в формировании социальной субъект-ности. Самодетерминация как форма социальной рефлексии представляет собой разновидность осмысленной мотивации индивида, причем индивида зрелого, состоявшегося как субъект социальных отношений, и характеризует один из важнейших элементов личностного потенциала.

С точки зрения О. Е. Деркачевой, самодетерминация есть социально-психическая способность иметь возможность выбирать мотивы своих действий [12]. По мнению Е. Ю. Ман-дриковой, данное понятие является разновид-

ностью саморегуляции [13]. Самодетерминация индивида мыслится из базовых социально-психических потребностей, проявляющихся в процессе выбора и принятия решений. В поведенческих паттернах она автономна и выражается в чувстве личностной аутентичности, в личностной свободе выбора линии поведения. Следует отметить, что, по данным современных исследований, индивиды с высоким уровнем автономии самодерминации, как правило, являются зрелыми в отношении личного и социального опыта, независимыми в суждениях и оценках, творческими и волевыми. Это означает, что самодетерминация как форма социальной рефлексии есть автономный процесс, в котором личность проявляет и развивает свой творческий потенциал, организует окружающий социальный мир, конструирует и совершенствует его порядок, имплантирует в него новые ценности, цели и идеалы.

Механизм личностной рефлексивной саморегуляции включает в себя следующие рефлексивные компоненты: во-первых, ментальное осмысление разных (а зачастую всех) возможностей реализации задуманного действия, которое мы назовем в рабочем порядке виртуально-альтернативный проект действия; во-вторых, интеллектуальную игру с самим собой, в которой воссоздаются альтернативные варианты действия, - игровая реализация действия; в-третьих, оценку сопоставления различных альтернатив разыгранной ситуации и предпочтение одной из них - аксиологическая экспертиза реализации действия; в-четвертых, выработку и принятие окончательного решения, которую мы назовем рефлексивной фазой принятия решения; в-пятых, исполнение решения и реализация выбранного действия.

Следует отметить, что процедура рефлексивной саморегуляции может быть продолжена в виде оценки полученного результата, сопоставления его с поставленной целью, анализа возможных последствий, исправления неудачных «ходов» и реализуется в так назы-

Литература

1. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш, В. М. Поголь-ша, Н. В. Казаринова и другие / под науч. ред. О. И. Матьяша. СПб., 2011.

ваемой «работе над ошибками», в которой указанные выше пять рефлексивных ходов повторяются, но уже на новом уровне. Рефлексивная саморегуляция позволяет темпо-рально диагностировать действия и их результаты, оценивать внутренний мир окружающих людей и их ответные реакции, прогнозировать и корректировать собственные действия. Проведенный анализ рефлексивной саморегуляции в рамках различных дисциплинарных подходов показывает, что она как выражение интровертивной «селфи-рефлек-сивной» деятельности личности является многоуровневой и многомерной системой различных рефлексий. В этом плане механизмы рефлексивной саморегуляции представляются как амбивалентные, с одной стороны, позволяющие человеку оценивать самого себя, свои собственные действия, с другой стороны, дающие возможность осмысливать последствия собственного поведения, полученные результаты и ответные действия окружающих, имеют внутренне диалогический характер.

Таким образом, рефлексивность как форма интровертивной «селфи-рефлексивной» деятельности характеризуется самореферент-ностью - тождественностью самому себе. При этом важно помнить о том, что самореференция не является выражением формального тождества, она имманентно предполагает отрицание этого тождества в виде ино-референции, которая обусловливает реальную «человечность» этого качества в виде сомнений, заблуждений, иллюзий. Социальная и личностная экспоненты самомониторинга как формы социальной рефлексии предполагают способность индивида играть сразу несколько социальный ролей. Объединение всех ролей под общим знаменателем в виде субъекта социальной коммуникации характеризует самомониторинг как важную форму социальной рефлексии.

Bibliography

1. Interpersonal Communication: theory and life / O. I. Matyash, V. M. Pogolsha, N. V. Ka-zarinova, ect. / under the scientific. ed. O. I. Matyash. St. Petersburg, 2011.

2. Никитина А. В. Самомониторинг как одна из форм мониторинга общения. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/79/18-22.pdf.

3. Луман Н. Невероятные коммуникации // Проблемы теоретической социологии. СПб., 2000.

4. Матуран Х. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1995.

5. Дерябин М. Д. Самореференция социальной реальности в социальном дискурсе // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 3.

6. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.

7. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

8. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002.

9. Шаров А. С. Система ценностных ори-ентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.

10. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М., 2005.

11. Деркачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. URL: http://www.psycholo-gos.ru/articles/view/avtonomiya_i_samo determi-

naciya_v_psihologii_motivacii_dvoe_zn__teo-

riya_e._desi_i_r._rayana/-1.

12. Мандрикова Е. Ю. Теория самодетерминации в организационном контексте: обзор зарубежных исследований. URL: https://yandex.ru/ search/?text=%D0%BC%D0B8%D1%8F&lr=39.

13. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of personality and social psychology. 1974. Vol. 30.

2. Nikitin A. V. Self-monitoring as a form of monitoring of communication. URL: http://izves-tia.vspu.ru/iiles/publics/79/18-22.pdf.

3. Luhmann N. Great communication // Problems of theoretical sociology. St. Petersburg, 2000.

4. Maturana H. Biology // Language knowledge and intelligence. Moscow, 1995.

5. Deryabin M. D. Self-reference of social reality in the social discourse // Bulletin of Udmurt university. 2006. № 3.

6. Kulyutkin Yu. N. Reflective regulation of mental actions// Psychological studies of intellectual activity. Moscow, 1979.

7. Kulyutkin Yu. N. Psychology courses adult. Moscow, 1985.

8. Kulyutkin Yu. N. Values and cognitive structures in the teacher's activities. Samara, 2002.

9. Sharov A. S. The system of valuable orientations as the psychological mechanism of regulation of human life: abstract dis. ... PhD in psi-hology. Novosibirsk, 2000.

10. Karpov A. V. Psychology of management: textbook. Moscow, 2005.

11. Derkacheva O. E. Autonomy and self-determination in the psychology of motivation theory E. Desi and R. Rayana. URL: http://www. psychologos.ru/articles/view/avtonomiya_i_ samodeterminaciya_v_ psihologii_motivacii_ dvoe_zn_teoriya_e._desi_i_r._ rayana/-1.

1 2. Mandrikova E. Yu. Self-determination theory in the organizational context: a review of foreign studies. URL: https://yandex.ru/search/ ?text=%D0%BC%D0B8%D1%8F&lr=39.

13. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of personality and social psychology. 1974. Vol. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.