Научная статья на тему 'Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии'

Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / КОНТРОЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / SOCIAL REFLEXIVITY / LEVEL OF SOCIAL REFLECTION / COMMUNICATIVE REFLECTION / RETROSPECTIVE REFLECTION / SELECTIVE REFLECTION / CONSTRUCTIVE REFLECTION / CONTROL REFLECTION / PROFESSIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович, Анистратенко Татьяна Григорьевна

В статье рассматривается социальная рефлексия как многогранное и многоуровневое индивидуально-личностное и социальное явление, обусловленное сложностью и многогранностью индивидуального и массового сознания, многоуровневостью групповых, социетальных и социальных отношений, в которых реализуется социальная рефлексивность, уровнями ее индивидуального, социально-группового и массового проявления, социальными функциями и ее присущностью социальным процессам. Исследование социальной рефлексивности и ее субъектно-личностного качества проведено под углом зрения практически-деятельностного характера и творческой социально-познавательной целостности. Авторами обозначено, что как личностное и социальное качество она предстает выражением соответствия личностных ценностей социальным ценностям, в этом плане она становится маркером отношения к социальной действительности и критерием социальной осмысленности любого действия. Социальная рефлексия служит основой для выработки стратегий как индивидуального, так и группового поведения, становится мерилом самовыражения и саморазвития, базой присвоения индивидами общих социальных смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович, Анистратенко Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel Character of Social and Personal Refleсtion

The article considers social reflection as a multifaceted and multilevel individual-personality and social phenomenon determined by the complexity and multi-facet character of individual and mass consciousness, the multilevel character of group, societal and social relations in which social reflexivity is realized, by the levels of its individual, social group and mass manifestation, social functions and its belonging to social processes. The study of social reflexivity and its subject-personality quality was conducted from the point of view of practical activity and creative social-cognitive integrity. The authors stress that as a personal and social quality, it is an expression of the correspondence of personal values to social values and in this respect it indicates the attitude to social reality and a criterion of social reasoning of any action. Social reflection serves as the basis for developing strategies for both individual and group behaviour; it measures self-expression and self-development, and is the basis for acquiring general social meanings by individuals.

Текст научной работы на тему «Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии»

психокоррекция и регуляция состояний

УДК 130.132 © Н. В. Нарыков, Т. Г. Анистратенко, 2017

Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии

Николай Владимирович Нарыков,

доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

Краснодар, Россия. е-mail:nikkuban@mail.ru

Татьяна Григорьевна Анистратенко,

кандидат политических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и

регионоведения Южного федерального университета Ростов-на-Дону, Россия. е-mail:tanis63@list.ru

В статье рассматривается социальная рефлексия как многогранное и многоуровневое индивидуально-личностное и социальное явление, обусловленное сложностью и многогранностью индивидуального и массового сознания, многоуровневостью групповых, социетальных и социальных отношений, в которых реализуется социальная рефлексивность, уровнями ее индивидуального, социально-группового и массового проявления, социальными функциями и ее присущностью социальным процессам. Исследование социальной рефлексивности и ее субъектно-личностного качества проведено под углом зрения практически-деятельностного характера и творческой социально-познавательной целостности. Авторами обозначено, что как личностное и социальное качество она предстает выражением соответствия личностных ценностей социальным ценностям, в этом плане она становится маркером отношения к социальной действительности и критерием социальной осмысленности любого действия. Социальная рефлексия служит основой для выработки стратегий как индивидуального, так и группового поведения, становится мерилом самовыражения и саморазвития, базой присвоения индивидами общих социальных смыслов.

Ключевые слова: социальная рефлексивность, уровень социальной рефлексии, коммуникативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, избирательная рефлексия, конструктивная рефлексия, контрольная рефлексия, профессиональная рефлексия.

Для цитирования: Нарыков Н. В., Анистратенко Т. Г. Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 36-39.

Понятие уровня рефлексии ввел в психологическую теорию В. А. Лефевр, обосновав это тем, что у личности должно быть столько уровней рефлексии, сколько самопознавательных и познавательных действий (этапов познания и самопознания) ему требуется совершить, чтобы полностью выразить ресурсный потенциал самопознания себя и предмета приложения своих познавательных действий [1; 2; 3].

В современной психологии формулируются и описываются пять таких уровней социально-личностной рефлексии. На первом уровне рефлексия зарождается в форме первичного выделения себя как субъекта самопознания и самооценки, на втором уровне осуществляется фиксация ситуации в виде некоторого действия (речедей-ствия, мыследействия), на третьем уровне — осознание или так называемая объективация на основе установки, которую ввел еще Д . Н . Узнадзе [4]. Она реализуется как некая субъективная норма объективного правила (моя норма, мой прием, правило моего действия и т п ), на четвертом уровне осуществляется субъективное обобщение

объективированного содержания, а на пятом — осмысление всех предыдущих уровней

К пониманию того, как реализуется рефлексия на разных уровнях, в современной исследовательской литературе нет единого общепринятого подхода, а представлено много разных точек зрения. Так, С. Ю . Степанов и И . Н . Семенов, характеризуя социальную рефлексию, считают необходимым выделить следующие уровни и формы рефлексии: личностную рефлексию, коммуникативную рефлексию, кооперативную рефлексию и интеллектуальную рефлексию [5]. При этом личностная рефлексия связана с поведением человека, основана на оценке и самооценке индивидом своих слов, мыслей, намерений и поступков, в целом ее анализ укладывается в рамки психологической теории Я-образа. Указанные авторы акцентируют внимание на нескольких этапах осуществления и реализации личностной рефлексии: это переживание психологического тупика и осмысление эвристической задачи как нерешаемой ситуации; апробирование собственных личностных стереотипов (шаблонов действия) и их фальсификация, опровер-

жение или дискредитация; переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и себя в ней заново .

Соответственно, процесс переосмысления, опровержения и переоценки выражается в изменении отношения не только к проблемной ситуации в трудной эвристической задаче, но и к себе самому Процесс переосмысления и переоценки выражается в виде определенных решений, действий и поступков, а также в изменении отношения к своим знаниям, поведенческим шаблонам, стереотипам действий, к своим умениям и к своему личному, психологическому и социальному опыту. Он выражает создание конфликта, оценку причин конфликта и мобилизацию собственных ресурсов для его разрешения .

С точки зрения отечественного исследователя Ю . М . Орлова, личностный тип рефлексии характеризует самоопределение личности, а это всегда связано с личностным развитием и ростом, с формированием и развитием индивидуальности Ю М Орлов называет это «сверхличностным образованием» [6, с. 44-46]. Коммуникативная рефлексия выделяется как особый феномен, имеющий отношение к общению в широком смысле. Коммуникативная рефлексия — это необходимая самооценка субъекта в любом виде коммуникативного взаимодействия, связана с проблемами социальной перцепции и социальной эмпатии в общении

Коммуникативную перцепцию А. А. Бодалев характеризует как специфический метод познания в теории и практике коммуникации и в коммуникативистике вообще [7, с. 134-136]. Г. И. Давыдова выделяет два вида (уровня) интеллектуальной рефлексии: формальную и содержательную Первая характеризует выяснение и оценки того, как, каким способом производится то или иное действие, вторая выражает обобщенное представление о собственном действии [8]. Ю . М. Орлов предлагает выделять такие разновидности рефлексии, как экзистенциальная, культуральная и саногенная [7, с 44-46] С экзистенциальной рефлексией связаны глубинные, экзистенциальные смыслы жизни личности Социально-личностная рефлексия, характеризующая экзистенциальные механизмы адаптации, как пишет автор, возникает в виде реализации воздействия «эмоциогенных ситуаций», которые ведут к психическому переживанию стресса, страха, чувств вины, стыда, обиды и т. п. Экзистенциальная рефлексия способствует снижению уровня негативных эмоций, порожденных указанными чувствами. Значит, экзистенциальная рефлексия — выражение социально-психического механизма регулирования и саморегулирования различных эмоциональных состояний человека

Культуральная и саногенная рефлексии касаются глубинных основ человеческого существования, переплетаются с достижением эмоционального благополучия, эмоционального комфорта и удовольствия Как отмечает Л . И. Адамян, саногенная рефлексия также характеризует различные деструктивные и угрожающие личности тенденции развития событий, связана с выработкой, оценкой различных стратегий противостояния неблагополучному положению дел [9, с. 16].

Свою лепту в различении разных уровней социально-личностной рефлексии внесла и экспериментальная психология. Так, Н . И . Гуткина экспериментально установила, что есть смысл выделять самостоятельные уровни рефлексии (логическая рефлексия, личностная рефлексия, межличностная рефлексия) [10, с. 34-36]. При этом логическая рефлексия трактуется как рефлексия рациональная, ориентированная на осмысление рациональных действий человека Личностная рефлексия характеризует социально-психические феномены в аффектативно-потребностной сфере, связана с проблемами мотивации действий и с осознанием последствий действий человека Она характеризует, по мнению автора, процессы функционирования самосознания индивида Межличностная рефлексия направлена на понимание и оценку своего места и роли по отношению к другому человеку или к другим людям. Раскрытие механизмов межличностной рефлексии показывает, что она применима в межличностной коммуникации

Такие исследователи, как Б . П . Ковалев, С . В . Кондратьева, Л . А. Семчук, в анализе разновидностей социально-личностной рефлексии упор делают на рефлексию, которая реализуется в процессе обучающего общения [11, с. 23-25]. Они выделяют различные уровни социально-личностной рефлексии: социально-перцептивный, коммуникативный и личностный Социально-перцептивная рефлексия выражается, по их мнению, в процессах переосмысления, переоценки, перепроверки и переформатирования собственных представлений, знаний и мнений, которые уже у индивида сформировались до возникновения обучающей ситуации. Коммуникативная рефлексия выражает осознание индивидом того, как в процессе коммуникации и межличностного общения он воспринимается другими Личностная рефлексия заключается в осмыслении себя, своего сознания и мира своей психики. Ее характерной направленностью является самопознание

Применительно к коммуникативной рефлексии имеют место различные ее уточнения и дополнения Е В Лушпаева характеризует такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который, по ее мнению, есть система рефлексивных отношений, возникающих лишь в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия Автор выделяет несколько компонентов в структуре коммуникативной рефлексии: так называемую личностную коммуникативную рефлексию своего «Я», социально-перцептивную коммуникативную рефлексию (рефлексия другого «Я»), рефлексию коммуникативной ситуации, рефлексию коммуникативного взаимодействия [12, с. 14]. Есть смысл различать различные уровни социально-личностной рефлексии с точки зрения темпоральных параметров, тогда явным образом нужно выделять ретроспективную, ситуативную и перспективную рефлексию

Ретроспективная рефлексия — это осознание, оценка, осмысление и переосмысление своих поступков в прошлом, которые производятся в соответствии с тем, что субъект данной переоценки смотрит на свой собствен-

ный прошлый мир другими глазами, с учетом другого опыта и багажа знаний . Шкала оценок и самооценок личности во многом зависит от того, какие мерила оценок и самооценок сложились у человека и прошли практическую апробацию во множестве ситуаций. В этом плане ситуативная рефлексия — форма социально-личностной психической адаптации к множеству возникших наличных ситуаций Ситуативная рефлексия выражается в различных формах мотивации и обоснований такой мотивации, что дает возможность обеспечивать адекватную включенность человека в возникающие ситуации, осмысливать их, давать оценку себе, самой ситуации, рассматривать применительно к данной ситуации свой опыт. Ретроспективная и ситуативная рефлексии форматируют перспективную рефлексию как перенесение опыта социально-личностной психической адаптации из прошлого и настоящего в будущее

При характеристике различных уровней социально-личностной рефлексии необходимо учитывать, что субъектом оценки и самооценки может быть не только отдельный индивид, но и социальная группа В исследованиях этой проблемы можно проводить разграничение данных уровней рефлексии И С Ладенко предлагает выделять внутрисубъектные и межсубъектные уровни рефлексии Согласно такому подходу, на внутрисубъ-ектном уровне он различает корректирующую, избирательную, дополняющую, кооперативную, состязательную и противодействующую рефлексии [13, с. 67-69]. В этом плане корректирующая рефлексия — метод адаптации избранного способа действия применительно к конкретным условиям или ситуации Избирательная рефлексия, по мнению автора, дает возможность выбора определенного способа разрешения возникшей проблемы Дополняющая рефлексия характеризует такую форму адаптации, которая свойственна для решения сложных, многофакторных задач Тогда для разрешения возникшей ситуации требуются дополнительные средства, ресурсы и способности

Кооперативная рефлексия дает возможность соединить несколько агентов действия для разрешения той или иной проблемы В этом случае действует коллективный субъект, который может ориентироваться на корректирующую, избирательную или дополнительную рефлексии Состязательная рефлексия — это особая форма рефлексивной групповой (коллективной) адаптации и самоорганизации Она используется для увеличения эффективного действия рефлексивных механизмов посредством соревнования, конкуренции или соперничества При этом выбирается лучшая стратегия — стратегия победителя Противодействующая рефлексия является формой существования состязательной рефлексии и выражается в виде противоборства или борьбы двух или более агентов за доминирование собственной стратегии адаптации к сложной ситуации

Осмысление различных форм социально-личностной рефлексии дает возможность условно выделить два основных вида рефлексии как первичные мета-понятия, связанные с синтезом конкретных дисциплинарных под-

ходов: внутрисубъектную рефлексию и предметную Первая характеризует внутрисубъектные механизмы саморегуляции и самооценки: личностную, интеллектуальную, сверличностную, экзистенциальную, логическую, самообучающую и социально-перцептивную рефлексии Указанные уровни внутриличностной рефлексии имеют интравертивную направленность Предметная рефлексия характеризует экстравертивную направленность социально-личностной психической саморегуляции и адаптации, направленность на предмет и объект, связана с направленностью на необходимость ситуационного анализа, на предметные составляющие собственной деятельности Она включает в себя ретроспективную, ситуативную, перспективную, коммуникативную, межличностную, межсубъектную, дополнительную, кооперативную, состязательную и противоборствующую рефлексии . Обе основные формы социально-личностной рефлексии могут быть реализованы на двух уровнях: на уровне повседневной научной рефлексии

Повседневная рефлексия основывается на обыденном личном опыте, она не проверена социальными практиками, не связана с теоретическими обобщениями и лишена четкого понятийного аппарата Научная рефлексия, в отличие от повседневной, — теоретическое обоснование социальных практик рефлексии, теория социальной рефлексии Она основывается на системном подходе и эксплицируется в системе понятий и принципов . Как подчеркивает И . Н . Болдырева, научная рефлексия может реализовываться на социально-личностном уровне при условии научного подхода к анализу субъектного поведения и объективной научной оценки предметных ситуаций, а также быть формой самосознания той или иной формы общественного сознания, например, науки в виде науковедения [14; 15, с. 10].

Формы и уровни социально-личностной рефлексии можно множить в зависимости от конкретного авторского подхода. Необходимо перейти к смысловому подходу в характеристике различных уровней социально-личностной рефлексии В этом направлении тоже существует много различных дисциплинарных методов. М. К. Тутушкина, характеризуя смысл социально-личностной рефлексии, считает необходимым отталкиваться от осмысления функций рефлексии. Она выделяет две основные функции социально-личностной рефлексии: конструктивную и контрольную [16, с. 10].

Конструктивная функция рефлексии — это процесс эвристического поиска, выявления, установления и осмысления связей между существующей или возникшей ситуацией и мировоззренческим и интеллектуальным багажом личности, который применим к данной ситуации Конструктивная рефлексия (как способ эффективной адаптации) — форма активизации рефлексивных механизмов саморегуляции в деятельности, общении и поведении Контрольная рефлексия характеризует процесс отладки, экспликации, проверки и использования обнаруженных связей, которые имеют место между существующей (или возникшей) ситуацией и интеллектуальным багажом личности

И. С. Ладенко, И. Н . Семенов и С. Ю . Степанов выделяют три формы социально-личностной рефлексии: рефлексию в области самосознания, рефлексию образа действия и рефлексию профессиональной деятельности [17, с. 98-99]. Первые две формы социально-личностной рефлексии являются основой для развития и формирования третьей формы социально-личностной рефлексии. Рефлексия в области самосознания — это такой социально-личностный психический феномен, который является основой формирования сензитивных способностей человека Рефлексия в области самосознания реализуется на трех уровнях:

— отражения с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

— осознания себя как отдельной, самостоятельной и автономной личности, которая отличается от других;

— осознания себя как актора, агента и субъекта коммуникативных взаимоотношений . На этом уровне осуществляется анализ собственного влияния на окружающих

Таким образом, социальная рефлексия — это многогранное и многоуровневое индивидуально-личностное и социальное явление. Это обусловлено сложностью и многогранностью индивидуального и массового сознания, многоуровневостью тех групповых, социеталь-ных и социальных отношений, в которых реализуется социальная рефлексивность

Список литературы

1. Лефевр В. А . Формула человека. М. , 1991. 108 с.

2 . Лефевр В. А. Алгебра совести . М. , 2003. 426 с .

3 . Лефевр В. А . Рефлексия : сб . М . , 2003. 490 с .

4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования . М. , 1966. 381 с.

5 . Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. № 1. С 100-101.

6. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности : кн . для учителя . М. , 1991. 287 с.

7 . Бодалев А. А. Психология общения . Воронеж, 1996. 256 с.

8 . Давыдова Г. И. Методы рефлексивно-диалогического развития мышления и личности // Рефлексивные процессы и управление (7-9 окт. 2003 г. ) : тезисы 4-го междунар . симпозиума М , 2003 С 33-36

9 . Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психической устойчивости личности : автореф . дис . . . . канд . психол. наук. М. , 2012. 29 с.

10 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе . М. ,2000. 184 с .

11. Ковалев Б. П., Кондратьева С. В., Семчук Л. А. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты. Гродно, 2001. 171 с.

12 . Лушпаева Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга : автореф. дис .... канд. психол. наук. М. , 1989. 31с.

13 . Ладенко И. С Социализация идей генетической логики и становление интеллектики. Новосибирск, 1993. 83 с .

14 Болдырева И. Н Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности. URL: http://www.teoria-practica. ru/-6-2011/sociology/boldyreva.pdf (дата обращения: 10 . 01 . 2017) .

15 . Болдырева И. Н. Философский анализ рефлексии в социальных процессах : автореф дис . канд филос наук М. , 2013. 27 с.

16. Тутушкина М. К. Практическая психология : учебник. СПб . , 2001.368 с.

17. Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989. 147 с.

Multilevel Character of Social and Personal Refleotion

Narykov Nikolay V.,

Doctor of Philosophy, Professor at the Department of Philosophy and Sociology, the Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Krasnodar, Russia. e-mail: nikkuban@mail.ru

Anistratenko Tatyana G.,

Candidate of Sciences (Politics), Professor at the Department of Regional Science and Eurasian Research,

Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia. e-mail:tanis63@list.ru

The article considers social reflection as a multifaceted and multilevel individual-personality and social phenomenon determined by the complexity and multi-facet character of individual and mass consciousness, the multilevel character of group, societal and social relations in which social reflexivity is realized, by the levels of its individual, social group and mass manifestation, social functions and its belonging to social processes. The study of social reflexivity and its subject-personality quality was conducted from the point of view of practical activity and creative social-cognitive integrity. The authors stress that as a personal and social quality, it is an expression of the correspondence of personal values to social values and in this respect it indicates the attitude to social reality and a criterion of social reasoning of any action. Social reflection serves as the basis for developing strategies for both individual and group behaviour; it measures self-expression and self-development, and is the basis for acquiring general social meanings by individuals.

Keywords: social reflexivity, level of social reflection, communicative reflection, retrospective reflection, selective reflection, constructive reflection, control reflection, professional reflection.

Citation: Narykov N. V, Anistratenko T. G. Multilevel Character of Social and Personal Reflection. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70). 2017. P. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.