Научная статья на тему 'Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ'

Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
SELFIE-REFLEXIVE FORMS / SELF-EXPRESSION / SOCIAL REFLECTION / REFLEXIVE OBJECTIFICATION / REFLEXIVE CULTURE / CREATIVITY / OBJECTIVE WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анистратенко Татьяна Григорьевна

В статье представлена социальная рефлексия в виде объективированной формы самовыражения, субъектного креативно-творческого процесса, характеризующего форму освоения внутреннего мира личности и окружающего социального мира. Проводится социально-философский анализ самовыражения как рефлексивной индивидуально-личностной формы и как процесса само-организации субъекта и саморегулируемой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social reflection in the form of self-expression: social-philosophical analysis

The article presents a social reflection in the form of objectified forms of expression, creative and subjective creative process characterizing the shape and development of the inner world of the individual and the surrounding social world. It conducts social-philosophical analysis of expression as a reflective individual personal forms of self-organization and as the process of the subject and the self-regulatory activities.

Текст научной работы на тему «Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ»

Анистратенко Татьяна Григорьевна

кандидат политических наук, Южный федеральный университет (e-mail: tanis63@list.ru)

Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ

В статье представлена социальная рефлексия в виде объективированной формы самовыражения, субъектного креативно-творческого процесса, характеризующего форму освоения внутреннего мира личности и окружающего социального мира. Проводится социально-философский анализ самовыражения как рефлексивной индивидуально-личностной формы и как процесса самоорганизации субъекта и саморегулируемой деятельности.

Ключевые слова: селфи-рефлексивные формы, самовыражение, социальная рефлексия, объективация рефлексивности, рефлексивная культура, творчество, объективный мир.

T.G. Anistratenko, Candidate of Political Sciences, Southern Federal University; e-mail: tanis63@ list.ru

Social reflection in the form of self-expression: social-philosophical analysis

The article presents a social reflection in the form of objectified forms of expression, creative and subjective creative process characterizing the shape and development of the inner world of the individual and the surrounding social world. It conducts social-philosophical analysis of expression as a reflective individual personal forms of self-organization and as the process of the subject and the self-regulatory activities.

Key words: selfie-reflexive forms, self-expression, social reflection, reflexive objectification, reflexive culture, creativity, objective world.

«Селфи-рефлексивные» формы могут трактоваться как субъектно-центрированные рефлексивные формы или как рефлексивные «формы для-себя». Кроме них должны быть рефлексивные формы, которые могут быть названы рефлексивными «формами для-дру-гих», рефлексивными предметно ориентированными формами или объективированными, предметными формами. К ним относится, на наш взгляд, такая форма объективированной рефлексивности, как самовыражение.

Социально-философский анализ самовыражения как объективированной рефлексивной формы является актуальной исследовательской задачей, распадающейся на ряд частных исследовательских задач, в число которых входят: осмысление самовыражения с точки зрения основных характеристик, критериев, уровней, форм и функций; анализ самовыражения как процесса самоорганизации субъекта и саморегулируемой деятельности.

Самовыражение как рефлексивная индивидуально-личностная форма является объективацией рефлексивности «для-себя». Прежде всего, отдадим себе отчет в самом характере объективации и интроспективных «селфи-реф-

лексивных» форм. Объективация, как известно, есть процесс приобретения чем-либо некой внешней, объективной формы осуществления, реализации, существования.

Естественно, нет и не может быть прямой корреляции между субъективной реальностью и формами ее объективации. И, конечно, прав был Федор Иванович Тютчев, утверждая в своем стихотворении «Silentium», что мысль изреченная всегда отличается от мысли задуманной, более того, что мысль изреченная есть ложь.

Г. Зиммель видел в этом противоречии субъективного и объективного «трагедию культуры», отраженную в проблеме согласованности материальной и духовной культуры. По его мнению, культура как некоторый внутренний дух, будучи выражена в традиционных формах, закостеневает, утрачивает свою сущность, свой дух. И это неизбежно приводит к противопоставлению ее внутреннего содержания и внешнего проявления. По сути, это противопоставление культуры в ее имманентном внутреннем понимании и жизни, противопоставление субъективного и способов его объективации [1].

275

Такой же конфликт между субъективным творчеством и объективацией констатировал в своей философии Н.А. Бердяев, ибо объективный мир - это то, что противостоит свободе и творчеству [2].

Нужно иметь в виду и другие грани процесса объективации как акта проецирования вовне внутренних ощущений и представлений; опредмечивания, превращения субъективной реальности в некую предметную, объективную реальность; мыслительного процесса осознания субъективных состояний (интроспекция); выхода индивида вовне (экстериоризация); процесса подчинения объективным условиям пространства, времени, причинности, рациональности; объективация - это, кроме опредмечивания, также еще и форма отчуждения.

Применительно к объективации внутренних интравертивных «селфи-рефлексивных» форм мы придерживаемся концепции Н. Бердяева, который писал, что мир объективных, предметных реальностей есть мир вторичный, а не первичный, мир явлений. Соответственно этому, объективация субъектно центрированных форм рефлексии есть проявление внутренней сущности вовне. Таким именно образом мы и намерены рассматривать объективацию разных «селфи-рефлексивных» форм. Одной из них является самовыражение.

Как пишет К.А. Абульханова-Славская, самовыражение есть одна из базисных форм объективации своих собственных представлений, связанная с тем, что для кого-то это желание повысить или утвердить свои собственные ценности, для другого выстоять перед трудностями, для третьего выражение стремления к самоутверждению [3, с. 21].

Под самовыражением понимается большой круг различных вербальных и невербальных поведенческих актов, которые индивид использует для трансляции психической, индивидуально-личностной и социальной информации о себе другим индивидам. Эти акты могут быть осознанными и неосознанными, рациональными и иррациональными, целенаправленными и нецеленаправленными. Самовыражение как объективация «селфи-рефлексивных» форм различается по критериям осознанности, целенаправленности, соответствия внутренних состояний индивида формам их внешнего проявления.

Целью самовыражения в самом общем случае является потребность индивида представить самого себя окружающим, сформулировать свой собственный образ, выразить свое отношение к миру, заявить о своих жизненных

ценностях, намерениях и предпочтениях и получить ответную реакцию на это заявление. Формы такого заявления могут варьироваться в зависимости от форм рефлексивности «для-себя», степени их интенсивности, внутренних движущих сил психических процессов, способов личностной саморегуляции, адекватности внутренних процессов и способов их внешнего проявления, соответствия внутренних ценностей и ценностей окружающего мира, индивидуально-личностной реакции на ценности окружающего мира, в зависимости от традиций, стереотипов и сложившихся правил, действующих в обществе, и, как пишет Д.Н. Узнадзе, от личностных установок, определяющих форму самовыражения, характеризующих экспансивность самовыражения, волевые усилия для внешнего самовыражения и приспособление к сложившимся обстоятельствам [4; 5].

Самовыражение как рефлексивное действие индивида вовне может проявляться по-разному. С точки зрения К.А. Абульхано-вой-Славской, наиболее оптимально самовыражение проявляется в выборе профессии, в развертывании, развитии и совершенствовании индивидуально-личностных качеств через освоение профессии и в самосовершенствовании при движении по ступеням профессионального мастерства [3].

С точки зрения более широкого подхода, который представляет А.Ф. Яфальян, самовыражение человека бывает эмоциональным (чувственным), интеллектуальным (ментальным) и действенным (соматическим) [6].

Самовыражение изучается с точки зрения различных исследовательских подходов. Так, Е.В. Белякова формулирует антропологический подход к изучению самовыражения [7]. Т.С. Мексичева рассматривает самовыражение как ценностное позиционирование индивида [8].

С точки зрения Н. Роджерса, самовыражение - это, прежде всего, творческий процесс саморазвития [9].

И.П. Шкуратова рассматривает самовыражение, прежде всего, как проявление индивида в общении, в процессе коммуникативного взаимодействия [10].

Шире трактуют самовыражение личности В. Франкл и Э. Фромм. Первый рассматривает самовыражение личности как такую ее активность, как поиски смысла [11], второй - как проявление души человека[12].

Современные зарубежные исследователи также широко трактуют самовыражение личности. Так, Дж.В. Гоез вообще характеризует

276

самовыражение личности как максимум проявления рефлексивности [13]. М. Рокич характеризует самовыражение личности как проявление природы человеческих ценностей [14].

Изучение основных исследовательских подходов в анализе самовыражения как объективации внутренних рефлексивных форм показывает, что самовыражение является сложным и многоуровневым процессом, для изучения которого требуется синтез различных познавательных методов.

Из характеристики самовыражения можно сделать выводы, что это: внешнее проявление внутреннего мира личности; демонстрация и позиционирование личностью своих ценностей, намерений и предпочтений; трансляция информации о личностном мире вовне, во внешний мир, заявление о себе как о личности с претензией занять определенное место в этом мире. Следует также резюмировать, что формы самовыражения детерминированы не только внутренним миром личности, ее внутренними ценностями, но и ценностями внешнего мира, его правилами, традициями и устоями, а спецификой личностного самовыражения выступает не только и не столько внутренняя самость, но и личностные ценностные установки, представляющие собой проекцию ценностей окружающего мира в личностном мире ценностей. Соответственно, самовыражение есть специфический рефлексивный способ воплощения личности в мире, самоорганизованный процесс и самоорганизованная деятельность, направленная на познание индивидом самого себя и окружающего мира, а также демонстрация индивидом своего внутреннего мира, своих чувств, эмоций, возможностей, способностей, намерений и устремлений.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что самовыражение индивида есть специфический способ, посредством которого он контролирует и регулирует свою активность в процессе объективации, т.е. представления своих собственных внутренних качеств во внешнем мире.

Как индивидуально-личностный способ объективации внутренних качеств, самовыражение должно обладать специфическими признаками, которые мы подразделяем на интенциональные, целевые, позиционные, признаки потребности самораскрытия и саморазвития, ценностные признаки и признаки смысловые. К интенциональным признакам самовыражения следует отнести стремление индивида представить себя во внешнем мире, выразить в нем свои собственные внутренние

качества и намерение сделать это определенным образом. К целевым признакам самовыражения нужно отнести потребность индивида представит себя окружающим, построить и оформить свой собственный образ, чем выразить свое отношение к окружающим и к внешнему миру, заявив, таким образом, о себе, о своих индивидуально-личностных качествах, ценностях, предпочтениях и намерениях занять в этом мире определенное место. Все их мы относим к первой группе целевых признаков самовыражения.

Вторая группа целевых признаков самовыражения является производной от первой и выражается в том, что целью самовыражения является потребность получить ответную реакцию на подобное представление своих внутренних качеств.

Позиционные признаки самовыражения характеризуют такой способ действий индивида, такую форму представления вовне своих внутренних качеств, которая характеризует его позицию, претензию на определенное место в этом мире, т.е. является позиционированием как формой самовыражения.

Признаки самораскрытия характеризуют такие поведенческие (деятельностные и речевые) акты, которые раскрывают содержание перечисленных выше признаков, в частности раскрывают для «прочтения» окружающими интенциональные признаки, целевые признаки и позиционные признаки таким образом, что означивание их делает возможным взаимодействие индивида с другими индивидами на основе полного или частичного принятия их как основы социального взаимодействия и построения социального порядка.

Впрочем, социальное взаимодействие возникает и на основе частичного или даже полного неприятия (отрицания) данных признаков. Просто такое взаимодействие будет иметь деструктивный характер и выражаться в той или иной форме агоны, противоборства.

Признаки самораскрытия тесно связаны с творческим процессом саморазвития, трансляции вовне личностных ценностей и самовыражением как поисками смысла.

Первые характеризуются не только выражением вовне своих личностных свойств, но и обретением новых качеств в этом социальном взаимодействии.

Вторые характеризуют то, что индивид в своем контакте с внешним миром транслирует в него свои собственные ценности, в соответствии с чем, данный вид социального взаимодействия квалифицируется как ценностный обмен.

277

К признакам самовыражения, как пишет Е.Л. Яковлева, надо отнести и те из них, что характеризуют временные и пространственные параметры этого процесса [15].

Это дает возможность эксплицировать процесс самовыражения как действие в социальном времени и социальном пространстве.

Е.А. Омельченко указывает, что экспликация признаков самовыражения позволяет выделить несколько основных характеристик данной формы социальной рефлексии [16, с. 42].

1. Степень осознанности и целенаправленности процесса самовыражения. Эта характеристика дает возможность подразделять агентов самовыражения по способностям контроля над тем впечатлением, которое они производят на окружающих. М. Снайдер считает, что индивиды, имеющие или развившие в себе способность к самомониторингу, больше, лучше, продуктивнее и адекватнее следуют социальным нормам, лучше осуществляют контроль своего собственного самовыражения, им более свойственна эмпатия, они более склонны к компромиссам, могут корректировать свою собственную позицию в зависимости от складывающихся социальных обстоятельств [17].

2. Естественность или искусственность создаваемого самовыражением образа. Упрощенно говоря, естественность создаваемого самовыражением образа, его адекватность и искренность - это такая характеристика, которая способствует естественности самораскрытия и самопрезентации. Концептуально говоря, естественность создаваемого образа - это посыл вовне правильной, адекватной информации о себе, о своих способностях и о своих намерениях. Именно на таком информационном обмене и информационном взаимодействии строится тот социальный порядок, посредством которого реализуется возможность самораскрытия индивида, его саморазвития, равно как и развития соответствующих социальных отношений.

3. Самовыражение, которое проявляется через активность индивида и может описываться в терминах глубины и объема самовыражения, его частоты и длительности. Само-предъявляясь, индивид как бы вводит себя в круг социальных отношений, заявляет о себе, демонстрирует себя окружающим, продвигает себя в системе уже сложившихся социальных отношений, позиционирует свое место в этих отношениях. Здесь, на наш взгляд, весьма ценным является замечание А.В. Петровского о том, что данная характеристика самовыра-

жения является характеристикой субъектной персонализации, которая состоит не столько в персональном самовыражении как адекватном процессе личностного позиционирования, сколько в позиционировании себя как субъекта, активно влияющего на социальные процессы, в частности на процессы позиционирования других людей, на их формы самовыражения, на процессы их социализации и социальной адаптации [18; 19].

4. Широта самовыражения, которая, по мнению Е.А. Омельченко, квалифицируется в зависимости от широты сфер общения, в которых происходит процесс самовыражения [16, с. 63].

Сферами самовыражения могут быть: индивидуально-личностное, интимное позиционирование, а также повседневная, клубная, профессиональная сферы, сферы национально-этнических, конфессиональных, партийных, социальных, государственных и межгосударственных отношений. По широте сфер самовыражения можно судить о степени публичности индивида и его встроенности в системы социальных отношений.

5. Вариативность презентируемых образов. Эта характеристика дает оценочные критерии способности индивида представлять и предъявлять самые разные образы самого себя в различных социальных ситуациях. Это характеристика многогранности, поскольку чем вариативней предъявляемые им образы, представляемые в зависимости от той или иной социальной ситуации, тем шире и объемнее личностный ролевой репертуар.

6. Нормативность или окультуренность индивида. Это, по мнению Е.А. Омельченко, означает, что индивид в своем самовыражении реализует определенную социально-ролевую позицию. А соответственно, каждая социальная роль включает себя систему предписаний. Они существуют в культуре в виде определенных традиций. И индивид, относя себя к данной культуре, идентифицируя себя с системой культурных ценностей, самовыражаясь, следует указанным предписаниям [16].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что самовыражение как процесс объективации «селфи-рефлексивных» форм является амбивалентным: с одной стороны, это следование культурным нормам и предписаниям в обретении социальной идентичности, а с другой - процесс объективации субъективных качеств, присущих личности в обретении ею индивидуально-личностной идентичности.

278

1. Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. М., 1996.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е.В. Широхова. М., 1987.

4. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. М.; СПб., 2004.

5. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.

6. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. М., 2011.

7. Белякова Е.В. Антропологический подход как условие самовыражения школьников на комплексных занятиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.

8. Мексичева Т. С. Позиционирование ценностей в субкультуре потребителей: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

9. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.

10. Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / под ред. П.Н. Ермакова и В.А. Лабунской. М., 2007.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

12. Фромм Э. Душа человека. М., 2010.

13. Goethe J.W. Maximen und Reflexionen. Leipzig.

14. Rokeach M. The nature of human valúes. N.Y., 1973.

15. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.

16. Омельченко Е.А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект). Новосибирск, 2013.

17. Снайдер М. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести: [пер. с англ.] / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-младший; под ред. и с предисл. В. Кагана. М.; СПб., 1994.

18. Петровский А.В. Общая психология. М., 1976.

19. Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2006.

1. Simmel G. Sel. works. Vol. 1: Philosophy of culture. Moscow, 1996.

2. Berdyaev N.A. The destiny of man. Moscow, 1993.

3. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Typology of activity of the person in social psychology // Psychology of personality and lifestyle / resp. ed. E.V. Shirohova. Moscow, 1987.

4. Uznadze D.N. General psychology / transl. from Georgian by E.Sh. Chomakhidze; ed. by I.V. Imedadze. Moscow; St. Petersburg, 2004.

5. Uznadze D.N. Installation psychology. St. Petersburg, 2001.

6. Yafalyan A.F. Expressions school: book for teachers and parents on the development, improvement and maturation of children. Moscow, 2011.

7. Belyakova E.V Anthropological approach as a condition of self-expression in the school complex training: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Yekaterinburg, 2007.

8. Meksicheva T.S. Positioning values in the subculture of consumers: auth. abstr. . Candidate of Psychology. Moscow, 2006.

9. Rogers N. Creativity as self-strengthening // Questions of psychology. 1990. № 1.

10. Shkuratova I.P. Self-expression of personality in communication // Personality psychology / ed. by P.N. Ermakov and V.A. Labunskaya. Moscow, 2007.

11. Frankl V. Man in search of sence. Moscow, 1990.

12. Fromm E. Human soul. Moscow, 2010.

13. Goethe J.W. Maximen und Reflexionen. Leipzig.

14. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.

15. Yakovleva E.L. Emotional mechanisms of personal and creative development // Questions of psychology. 1997. № 4. P. 20-27.

16. Omelchenko E.A. Self-expression and culture of the individual self-expression (pedagogical aspect). Novosibirsk, 2013.

17. Snyder M. Child as a person: a Culture of justice and education of conscience: [transl. from English] / M. Snyder, R. Snyder, R. Snyder, Jr.; ed. and forew. by V. Kagan. Moscow; St. Petersburg, 1994.

18. Petrovsky A.V. General psychology. Moscow, 1976.

19. Petrovsky A. V. Psychology and time. St. Petersburg, 2006.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.