Научная статья на тему 'Субъект и предмет мониторинга коммуникации в информационной среде вуза'

Субъект и предмет мониторинга коммуникации в информационной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНФОРМАЦИЯ / MONITORING / INFORMATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER SCHOOL / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Александр Владимирович, Никитина Анна Валерьевна

Представлены возможности информационной среды вуза как целостного механизма профессиональной социализации. Раскрываются понятия «субъект мониторинга» и «предмет мониторинга», описывается взаимодействие различных субъектов образовательной деятельности в информационной среде вуза, а также возможности мониторинга для повышения эффективности образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the potential of the informational environment of a higher school as an integrated mechanism of socialization. There are revealed the notions of subject and object of monitoring, described the interaction of various subjects of educational work in the informational environment of a higher school, as well as the potential of monitoring of increase of the educational work effectiveness.

Текст научной работы на тему «Субъект и предмет мониторинга коммуникации в информационной среде вуза»

инновации в общем и профессиональном образовании

А.в. НИКИТИНА, А.В. НИКИТИН (Волгоград)

субъект и предмет мониторинга коммуникации в информационной среде вуза

Представлены возможности информационной среды вуза как целостного механизма профессиональной социализации. Раскрываются понятия «субъект мониторинга» и «предмет мониторинга», описывается взаимодействие различных субъектов образовательной деятельности в информационной среде вуза, а также возможности мониторинга для повышения эффективности образовательной деятельности.

Ключевые слова: мониторинг, информационная среда вуза, информация.

Согласно коммуникационному подходу, информационная среда вуза (ИСВ) понимается как средство передачи, получения и использования информации, позволяющее участнику ИСВ осуществлять социокультурные функции. Специфическим признаком ИСВ является наличие информации, которая должна быть доступной (наличие у получателя необходимого оборудования или знаний для принятия и обработки информации), достоверной (точная, правильно понятая) и достаточно полной, но не избыточной [1]. Однако информация сама по себе не гарантирует результативного нахождения участника в ИСВ, поскольку большое значение имеют навыки работы с информацией, которые необходимо развивать в процессе обучения.

Таким образом, ИСВ - целостный механизм профессиональной социализации, обеспечивающий едиными технологическими средствами информационную поддержку, организацию учебного процесса, научные исследования, профессиональное консультирование, проектную деятельность и пр. Участниками ИСВ являются субъекты образовательного процесса (студенты, преподаватели, разработчики электронных образовательных продуктов т.д.) [3], которые находятся в постоянном взаимодействии и выполняют одну из важнейших функций общения — регулировку свое-

го поведения и поведения своего собеседника, что предполагает взаимное влияние участников коммуникации друг на друга для обеспечения успешного, эффективного общения с целью достижения определенного результата.

Для определения данного процесса мы используем понятие «мониторинг коммуникации» - сложный процесс регулирования как собственного коммуникативного поведения, так и поведения участников человеческого взаимодействия, включающий наблюдение, контроль за ходом общения, прогнозирование и анализ коммуникативных событий, а также управление конфликтами.

Целью данной статьи является выделение субъекта и предмета мониторинга на примере ИСВ.

субъект мониторинга. Субъектом мониторинга является модератор, личность, осуществляющая данный процесс. Модератор (от лат. moderator - удерживающий в повиновении) - арбитр, экзаменатор, председатель, ведущий. Модератор организует дискуссию, управляет ее процессом, регулирует конфликтные ситуации. Примерами модератора могут быть судья, председатель совещания, режиссер в театре и кино, ведущий ток-шоу, мероприятия. Функции модератора будут отличаться в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации и типа дискурса.

Рассмотрим роль модератора в ИСВ. ИСВ представляет собой обширное поле деятельности различных субъектов образовательной деятельности, взаимодействие которых требует организации, контроля и т.д. Модератором в данном контексте будет выступать преподаватель, основной задачей которого является организация коммуникативного взаимодействия таким образом, чтобы повысить его эффективность. Частными целевыми установками выступают: 1) создание условий для эффективного взаимодействия; 2) стимулирование активного участия коммуникантов; 3) распределение коммуникативных ролей участников общения; 4) обеспечение порядка и контроля содержания общения.

Таким образом, преподаватель выполняет следующие действия: 1) начинает занятие, т.е. обладает правом инициирующей фразы, открывает коммуникативный обмен; 2) выстраи-

© Никитина А.В., Никитин А.В., 2013

вает логику занятия и следит за ее соблюдением; 3) предоставляет слово студентам; 4) следит за соблюдением дисциплины в группе; 5) исправляет ошибки; 6) закрывает коммуникативный обмен, заканчивает занятие.

Личность, осуществляющая мониторинг, -модератор, обладает статусом выше, чем остальные участники коммуникативной ситуации. Очень часто у модераторов наблюдается использование артефактов как символа власти. Так, например, судья держит в руках молоток, учитель - указку, рефери использует свисток, дирижер - дирижерскую палочку. Е.И. Шейгал отмечает, что к категории артефактов, выступающих в качестве символов власти и сохранивших свое значение в настоящие дни, относятся здания, помещения. Как правило, они находятся на возвышении или отделены от других предметов [5]. Преподаватель занимает место, территориально обособленное от других участников коммуникативного события. Более того, необходимо отметить, что статусность подчеркивается и расположением модератора в пространстве. Место модератора, как правило, четко выделено и противопоставлено остальным коммуникантам. Личность, организующая общение, чаще всего будет располагаться впереди, посредине, лицом к другим участникам.

В виртуальном общении символом власти модератора будут являться его ник (имя, которое пользователь выбирает себе в сети и под которым его знают другие участники сообщества), аватар (картинка или фото, которое пользователь помещает у себя в профиле) или подпись.

Иредмет мониторинга. Анализ значения мониторинга в различных областях знаний и степень разработанности данного понятия в разных науках позволяют сделать вывод, что некоторые науки (естественные и гуманитарные) рассматривают мониторинг как метод сбора информации с последующим ее анализом. Таким образом, предметом мониторинга может являться состояние окружающего мира, экологии, животного мира, психологическое состояние личности и т.д.

В. Тишков, описывая этнологический мониторинг, предлагает предметом мониторинга считать не только состояние какого-либо объекта, но и состояние общественной среды, т.е. контекста, в который должны быть включены более широкие параметры [4, с. 7]. Данное понятие предмета мониторинга может быть экстраполировано в лингвистику и теорию коммуникации. Используемое нами значение мониторинга нацелено на людские сообщества, где возможны различные коммуникативные

взаимодействия: дискуссия, переговоры, конфликтная ситуация и др. Таким образом, предметом мониторинга с точки зрения лингвистики и теории коммуникации будет являться целостная коммуникативная ситуация с переменными (участники и контекст).

Участник общения как предмет мониторинга. Интерес представляют личность, характеристики, ценности коммуниканта. Прогнозируются и контролируются коммуникативное поведение, стиль, степень активности каждого участника коммуникативного события, которым могут быть отдельная личность, малая группа, большая группа или даже целая культура.

Взаимоотношения между участниками коммуникативного сообщества как предмет мониторинга. Мониторинг нацелен на анализ и контроль отношений участников коммуникации, степень их знакомства, статусно-ролевые отношения, соотношение культурных ценностей, совпадение/несовпадение мотивов и интенций, влияние участников группы друг на друга, их взаимодействие, недопущение и/или разрешение конфликтных ситуаций, поиск эффективных путей взаимодействия, целью которого является нахождение оптимальных решений для успешного течения коммуникации.

Контекст коммуникативной ситуации как предмет мониторинга. В мониторинг входят также факторы, влияющие на течение коммуникации. Под контекстом понимаются время, место, сфера общения и коммуникативные помехи. О.А. Леонтович выделяет внутренний и внешний контексты, где под внутренним контекстом понимаются прошлый опыт коммуниканта, «совокупность пресуппозиций и фоновых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности языковой личности» [2, с. 35]. Под внешним контекстом подразумеваются место, время, сфера коммуникативного взаимодействия.

Место и время обусловливают характер мониторинга. Так, например, коммуникация может быть одновременной и разновременной. Представим конференцию в реальном месте, так называемую face-to-face, и онлайн-конференцию. Задачи и способы мониторинга будут различны в двух этих случаях. В первом модератор присутствует в действительном месте протекания коммуникации, имеет возможность в реальном времени видеть и слышать участников дискуссии. В онлайн-конференции из-за специфики данного жанра общения модератор обладает меньшим набором средств для реализации своих функций. Кроме того, коммуникация уже не будет одно-

временной, сообщения будут поступать с различными по времени промежутками, что также накладывает свой отпечаток на характер мониторинга.

Информация как предмет мониторинга. Мониторинг направлен на контроль за тематикой общения. Модератор отслеживает количество и качество сообщаемой информации, соответствие сообщаемой информации заданной тематике.

Личностные характеристики субъекта мониторинга как предмет мониторинга. Принимая во внимание тот факт, что мониторинг также направлен и на личность говорящего, предметом мониторинга могут являться внутренний мир говорящего, его коммуникативные намерения, эмоции, манера поведения.

Необходимо отметить, что переменные выделяются нами с достаточной степенью условности, т.к. процесс мониторинга представляет собой сложную систему, в которой выделенные параметры действуют во взаимосвязи и взаимозависимости.

Литература

1. Коротков А.М., Никитин А.В. Информация и информационные процессы: методические особенности изучения базовых понятий школьного курса информатики // Педагогическая информатика. 2005. №5. С. 13-22.

2. Леонтович О.А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию : учеб. пособие. Волгоград, 2003.

3. Организация совместной учебно-исследовательской деятельности в открытом информационном пространстве : кол. моногр. / А.В. Штыров, А.М. Коротков, А.В. Никитин [и др.]. Волгоград: Перемена, 2012.

4. Тишков В. Опыт этнологического мониторинга. Deutsch-Russischer Austausch e. V. 2004.

5. Шейгал Е.И. Невербальные знаки политического дискурса // Основное высшее и дополнительное образование : сб. науч. тр. Волгоград, 2001.

С. 48-53.

* * *

1. Korotkov A.M., Nikitin A.V. Informatsiya i in-formatsionnyie protsessyi: metodicheskie osobennosti izu-cheniya bazovyih ponyatiy shkolnogo kursa informatiki // Pedagogicheskaya informatika. 2005. №5. S. 13-22.

2. Leontovich O.A. Rossiya i SShA: vvedenie v mezhkulturnuyu kommunikatsiyu : ucheb. posobie. Volgograd, 2003.

3. Organizatsiya sovmestnoy uchebno-issledova-telskoy deyatelnosti v otkryitom informatsionnom pros-transtve : kol. monogr. / A.V. Shtyirov, A.M. Korotkov, A.V. Nikitin [i dr.]. Volgograd: Peremena, 2012.

4. Tishkov V. Opyit etnologicheskogo monitorin-ga. Deutsch-Russischer Austausch e. V. 2004.

5. Sheygal E.I. Neverbalnyie znaki politicheskogo diskursa // Osnovnoe vyisshee i dopolnitelnoe obrazovanie : sb. nauch. tr. Volgograd, 2001. S. 48-53.

Subject and object of monitoring in the informational environment of a higher school

There is represented the potential of the informational environment of a higher school as an integrated mechanism of socialization. There are revealed the notions of subject and object of monitoring, described the interaction of various subjects of educational work in the informational environment of a higher school, as well as the potential of monitoring of increase of the educational work effectiveness.

Key words: monitoring, informational environment of a higher school, information.

М.в. Соколов (волгоград)

сетевой медиапроект как средство

формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога

Описывается структура медиапроекта как средства формирования готовности к профессиональному саморазвитию, сравниваются компонентный состав готовности к профессиональному саморазвитию и этапы организации медиапроектов, приводится пример сетевого медиапроекта.

Ключевые слова: медиапроект, проектная деятельность, готовность к деятельности, готовность к саморазвитию, структура медиапроекта, этапы медиапроекта.

В условиях развития информационных технологий, увеличения объема и интенсивности информационного потока возрастает темп жизни человека, внедрения в повседневную практику новых технических средств. Это оказывает значительное влияние на сферу образования, т.к. именно здесь востребованы са-

© Соколов М.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.