Научная статья на тему 'Самоконтроль: новый правовой феномен или хорошо забытая форма контроля?'

Самоконтроль: новый правовой феномен или хорошо забытая форма контроля? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
контроль / законность / самоконтроль / формы контроля / самообследование / общественный контроль / принципы контроля / трудовые отношения / control / legality / self-control / forms of control / self-examination / public control / principles of control / labor relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-фролова М. Н.

контроль – одна из важнейших функций органов публичной власти, которая направлена на обеспечение законности и исполнительской дисциплины в различных областях и сферах общественной жизни. Его виды и формы разнообразны. В условиях активного распространения вирусов, влияния специальной военной операции на общественную жизнь в регионах ее проведения и в ближайших к ним населенных пунктах, переход на удаленный режим работы и вопросы контроля в трудовых отношениях весьма актуальны. Как удалось установить, самоконтроль – явление не новое, а скорее, хорошо забытое старое. С советских времен до настоящих дней он активно применяется в отдельных отраслях и сферах. Данный вид организации контроля соблюдения законности в трудовых отношениях активно поддерживает Роструд. При этом, как выяснилось, эта форма контроля закреплена лишь в подзаконных актах и не названа напрямую в законодательстве РФ. Анализируя сущность самоконтроля и его эффективность, автор рассматривает его как одну из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата и приходит к выводу о том, что он отвечает требованиям соблюдения баланса публичных и частных интересов. В связи с этим предлагается закрепить и узаконить самоконтроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-control: a new legal phenomenon or a well forgotten form of control?

Control is one of the most important functions of public authorities, which is aimed at ensuring the rule of law and executive discipline in various areas and spheres of public life. The types and forms of control are varied. In the context of the active spread of viruses, the impact of a special military operation on public life in the regions where it is carried out and in the settlements closest to them, the transition to a remote mode of work and issues of control in labor relations have become very relevant. As it was possible to establish, self-control, or internal (economic) control, is not a new phenomenon, but rather a well-forgotten old one. Self-control from Soviet times to the present day is actively used in certain industries and areas. This type of organization of control over compliance with the law in labor relations is actively supported by Rostrud. At the same time, as it turned out, this form of control is enshrined only in by-laws and is not directly named in the legislation of the Russian Federation. Analyzing the essence and beneficial effect of selfcontrol, the author considers self-control as one of the forms of self-organization, personal responsibility, diligence and interest in achieving results and comes to the conclusion that this form of control meets the requirements of maintaining a balance of public and private interests. In this regard, it is necessary to consolidate and legitimize this form of control.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль: новый правовой феномен или хорошо забытая форма контроля?»

М.Н. Кобзарь-Фролова, M.N. Kobzar-Frolova,

главный научный сотрудник Chief Researcher of the Administrative

сектора административного права Sector law and administrative process

и административного процесса FGBUNInstitute of State andLaw

Института государства и права Russian Academy of Sciences

Российской академии наук, Doctor of Law, Professor

доктор юридических наук, профессор adminlaw@igpran.ru

DOI:

САМОКОНТРОЛЬ: НОВЫЙ ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН g

ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ? g

Аннотация: контроль - одна из важнейших функций органов публичной власти, о

которая направлена на обеспечение законности и исполнительской дисциплины в раз- £

личных областях и сферах общественной жизни. Его виды и формы разнообразны. о

В условиях активного распространения вирусов, влияния специальной военной опера- S

ции на общественную жизнь в регионах ее проведения и в ближайших к ним населен- j

ных пунктах, переход на удаленный режим работы и вопросы контроля в трудовых о

отношениях весьма актуальны. Как удалось установить, самоконтроль - явление О

не новое, а скорее, хорошо забытое старое. С советских времен до настоящих дней е

он активно применяется в отдельных отраслях и сферах. Данный вид организации О

контроля соблюдения законности в трудовых отношениях активно поддерживает | Роструд. При этом, как выяснилось, эта форма контроля закреплена лишь в подзаконных актах и не названа напрямую в законодательстве РФ. Анализируя сущность самоконтроля и его эффективность, автор рассматривает его как одну из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата и приходит к выводу о том, что он отвечает требованиям

соблюдения баланса публичных и частных интересов. В связи с этим предлагается &

о*

закрепить и узаконить самоконтроль. jjj

Ключевые слова: контроль, законность, самоконтроль, формы контроля, само- -е-обследование, общественный контроль, принципы контроля, трудовые отношения. "g

SELF-CONTROL: A NEW LEGAL PHENOMENON |

OR A WELL FORGOTTEN FORM OF CONTROL? I

Abstract: Control is one of the most important functions ofpublic authorities, which jyg

is aimed at ensuring the rule of law and executive discipline in various areas and spheres _

ofpublic life. The types and forms of control are varied. In the context of the active spread ^

of viruses, the impact of a special military operation on public life in the regions where it i

is carried out and in the settlements closest to them, the transition to a remote mode of work g

and issues of control in labor relations have become very relevant. As it was possible g

to establish, self-control, or internal (economic) control, is not a new phenomenon, but g rather a well-forgotten old one. Self-control from Soviet times to the present day is actively

used in certain industries and areas. This type of organization of control over compliance §

with the law in labor relations is actively supported by Rostrud At the same time, as it g turned out, this form of control is enshrined only in by-laws and is not directly named

in the legislation of the Russian Federation. Analyzing the essence and beneficial effect of self-control, the author considers .self-control as one of the forms of.self-organization, personal responsibility, diligence and interest in achieving results and comes to the conclusion that this form of control meets the requirements of maintaining a balance ofpublic and private interests. In this regard, it is necessary to consolidate and legitimize this form of control.

Keywords: control, legality, self-control, forms of control, self-examination, public control, principles of control, labor relations

Контроль - одна из основных функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение контроля - обеспечить законность и исполнительскую дисциплину в различных областях и сферах общественной жизни. Его задачи разнообразны: это и выявление незаконно вынесенных актов и решений, проверка законности и обеспечение законности испол-„о нения нормативных правовых актов, профилактика и предупреждение правонарушений, обеспечение конкурентоспособности субъектов, соблюдение прав и свобод граждан и их объединений и проч. а [1; 2, с. 15-21]. Отсюда и различные формы и виды контроля, ко-§ торый осуществляется на всех трех уровнях: федеральном, регио-§ нальном, местном. В РФ создана система нормативных правовых 2 актов, регулирующих отношения в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Основным из них является относительно недавно принятый Федеральный закон № 248-ФЗ § «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3], который содержит соответствующее понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» (ст. 1).

В современный период развития государственности существенен ную роль в вопросах обеспечения законности играет общественный ^ контроль, призванный способствовать согласованию общественно С значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления 174 для решения наиболее важных вопросов экономического и социаль-^ ного развития, обеспечения национальной безопасности, защиты СЧ прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и проч. [4; 5, ® с. 138-142; 6]. Возрастает роль контроля, осуществляемого негосударственными корпоративными образованиями (внутренний контроль хозяйствующих субъектов) [7, с. 139-148]. В условиях, когда развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса выступает в качестве одной из стратегических задач, которые поставил Президент РФ перед государством и обществом, преграды, которые

I

С

о

возникают в ходе проведения мероприятий контроля, перевешивают стимулы и иные меры поддержки предпринимателей [8; 9, с. 21-26].

Предприниматели на свой страх и риск осуществляют полезные для общества виды деятельности, тем самым участвуя в создании валового общественного продукта, создают дополнительные рабочие места, платят налоги, которые идут в доход государства и органов местного самоуправления. От качества и объема предпринимательской деятельности зависит рост реальных располагаемых денежных доходов населения, развитие системы пенсионного и социального страхования, социальные проекты и многое другое [7, с. 139-141]. 1 Президент РФ своим Указом от 7 мая 2018 г. N° 204 перед органами § исполнительной власти РФ поставил задачу сократить административные барьеры, препятствующие осуществлению предпринимательской | деятельности. Он определил также ориентиры, создающие наиболее г комфортные условия и возможности самореализации граждан в бизне- | се [10]. В 2018 г. в Послании Федеральному Собранию РФ Президент д особо отметил, что проверки предпринимателей, осуществляемые § контролирующими органами, могут быть оправданными только | на объектах с повышенным риском, «в остальных случаях должны ^ использоваться дистанционные методы контроля» [11]. В июле 2019 г. | вступил в силу запрет на проведение видов контроля (надзора) и форм * проверок, предписанных требованиями нормативных актов СССР * и РСФСР. §

В 2020 г. был принят широко и долговременно обсуждаемый I российской общественностью Федеральный закон «О ном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской 1 Федерации» [12], которым определена основная цель государственно- § го контроля - его направленность, прежде всего, на предупреждение, 1 выявление и пресечение нарушений обязательных требований посред- § ством профилактики; оценки соблюдения обязательных требований д (обеспечение законности); устранения последствий нарушений и проч. § (п. 1, ст. 1). Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль призваны обеспечить достижение общественно значимых 175 результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда ^ (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушения- ^ ми обязательных требований (п. 2, ст. 1). Основными принципами § государственного контроля (надзора), муниципального контроля Ц выступают законность и обоснованность (ст. 7), стимулирование ^ добросовестного соблюдения обязательных требований (ст. 8) и др. ^ Анализируя нормы данного закона и вышеупомянутых актов 1 Президента РФ, полагаем, что основное сущностное предназначение

контроля (надзора) заключается в обеспечении законности и безопасности человека, общества, государства. Если бизнес готов отвечать перед государством, обществом и потребителем работ (услуг) словом чести, словом бизнесмена и гарантировать качество и безопасность продукции (выполнения работ, услуг), то нужно оказать бизнесу доверие и предоставить возможность быть самостоятельным.

Ни в одном федеральном законе самоконтроль не определяется как форма государственного контроля (надзора), муниципального контроля или общественного контроля. Однако, осмелюсь утверждать, что это одна из разновидностей контроля.

Преимущественно самоконтроль рассматривают как культурно-нравственный феномен, который имел определенную долю поддержки и широко использовался в советский период развития государственности. В обычной жизни под самоконтролем понимается способность „о человека контролировать себя, свои эмоции, поведение, желания, возможно и даже мысли. Психологи утверждают, что самоконтроль - это навык успешных людей. Человек, который может контролировать себя, а способен стать успешным, достигать поставленных целей, успешно § решать поставленные задачи.

со Название «самоконтроль» произошло от английского слова Self-2 control, которое дословно можно перевести как «контроль себя» или J,, «я себя контролирую» [13]. Самоконтроль человека связан с само— сознанием и проявлением воли. Это отражение степени культуры § отдельно взятого человека и общества в целом. С другой стороны, самоконтроль есть мнимая свобода от внешнего контроля [14, с. 31-36], но его присутствие в настоящее время стало общественной потребностью.

Уместно заметить, что самоконтроль явление не новое, а ско-о рее, хорошо забытое старое. В дореволюционной (царской) России, g в 1882 г., величайшим Указом императора Александра III был принят С закон о фабричных инспекциях [15, с. 242-247], которые создавались из числа работников предприятия. Их основными задачами инспек-176 ций были контроль, связанный с организацией труда, профилактика ^ и предупреждение нарушений трудовых прав работников, защита CV их прав и здоровья, страхование на случай нетрудоспособности. ® По мнению А.А. Сапфировой, само наличие инспекции позволяло ^ сдерживать произвол работодателей и служило для работников определенной гарантией защиты их трудовых прав [16, с. 89]. В Казанской губернии на 1 января 1913 г. насчитывалось 177 предприятий (с 16 236 рабочими), подчиненных контролю (надзору) фабричной инспекции [17, с. 83].

§ С

Самоконтроль с советских времен эффективно применяется как форма обеспечения безопасности на транспорте. Так, водители осуществляют самоконтроль за техническим состоянием автомобиля, на котором перевозятся грузы. При этом под самоконтролем понимается право водителя осуществлять проверку технического состояния закрепленного за ним автомобиля перед выездом на линию и после возвращении в гараж без участия механика гаража. В этом случае водитель принимает на себя также ответственность за последствия, связанные с неисправностью автомобиля при работе

на линии. Порядок и право проведения самоконтроля автомобиля 1

регулируется Инструкцией, разработанной еще в советское время § (1986) и действующей до сих пор [18]. При передаче автомобиля

водителю на самоконтроль техническая исправность автомобиля |

удостоверяется в путевом листе не подписью механика, а подписью §

водителя, кроме того, на путевом листе ставится штамп «Автомобиль |

на самоконтроле» [18]. д

В условиях активного распространения вирусов, влияния спе- §

циальной военной операции на общественную жизнь в регионах |

ее проведения и в ближайших к ним населенных пунктах, переход ^

на удаленный режим работы, и вопросы контроля в трудовых отноше- |

ниях стали весьма актуальными [19, с. 123-130]. Как известно, после ^

отмены локдауна на свои рабочие места вернулись не все работники, *

некоторые из них предпочли работать дома. В этом есть свои плюсы §

для работодателей. Например, в том, что не надо арендовать большие I

помещения под офисы, обеспечивать работников офисной техникой &

»_» и и О*

и прочее. Однако в этой ситуации у руководителей порой возникают 1 сомнения в продуктивности исполнения трудовых обязанностей со- § трудниками, осуществляющими трудовую деятельность удаленно, 1 и необходимости контролировать их занятость. § Российское законодательство не содержит запрета на осуществле- д ние контроля за работниками, исполняющими трудовые обязанности § удаленно, в том числе не запрещает использовать технические средства контроля за действиями сотрудников. Чтобы соблюсти юриди- 177 ческие формальности, важно уведомить работника об использовании ^ на его рабочем месте индивидуальных средств контроля. ^ Дистанционных работников, которые несут трудовую повинность, § используя персональный компьютер вне рабочего места, было пред- Ц ложено контролировать посредством использования тайм-трекеров ? или программ, применяемых для контроля за рабочей дисциплиной ^ и эффективностью использования рабочего времени. С помощью 1 ручного тайм-трекера работник ведет учет собственно затраченного

времени. Однако подобная мера привела работодателей к выводу об их неэффективности, поскольку в бизнес-среде важен результат, а не время, затраченное на выполнение работы (задания) [20, с. 67-80].

Нормы о самоконтроле (внутренний контроль) или самообследование закреплены в трудовом законодательстве, и их активно используют работодатели для того, чтобы оценить, насколько соблюдаются локальные акты, выполняются требования, исполняются условия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поведение самообследования (внутреннего контроля) на рабочих местах не обязанность работодателя, а его право, которое закреплено в абз. 11 ч. 1 ст. 22 ТК РФ [21].

Самоконтроль (внутренний контроль) в отношениях работодатель-работник так же, как и государственный контроль специально „о уполномоченных органов исполнительной власти и органов местного го самоуправления, и судебный контроль, выступает важной формой контроля за соблюдением законности принимаемых внутренних (локальных) нормативных актов организациями, обеспечением прав и гарантий работников. Бесконтрольное издание локальных нормативных актов, непродуманные, необоснованные решения представителя 2 работодателя, могут привести к нарушению прав и свобод работников. ^ Данный вид организации контроля соблюдения законности в тру— довых отношениях активно поддерживает Роструд. Минтруд России § разработал Методические рекомендации для работодателей по до-5 бровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения § трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с содержащих нормы трудового права, где детализирован Порядок организации и проведения самообследования [22]. Уместно заметить, о что имеют место некоторые разночтения в терминах: в ТК данный ^ вид контроля носит название «самообследование», а в указанных С Методических рекомендациях - «внутренний контроль (самоконтроль)». Представляется, что самообследование есть одна из разновидностей самоконтроля, суть которого состоит в самостоятельной ^ оценке степени соблюдения требований трудового законодательства (V и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового ® права, в том числе если речь идет об охране труда, соблюдении усло-^ вий и режима рабочего времени, ведении учета расходов на охрану труда и прочее.

Для проведения самоконтроля работодатель издает локальный (внутренний) нормативный акт, где уточняет порядок проведения самоконтроля, назначает членов комиссии, ответственных за его про-

178

ведение, и порядок подведения итогов. Такой контроль проводится ежегодно и организуется двумя способами:

■ созданием службы внутреннего контроля и (или) назначением контролера;

■ использованием сервиса «Электронный инспектор» на сайте Роструда.

Минтруд России рекомендует создавать службу внутреннего контроля, если численность работников в организации свыше 250 человек [22].

Проведение самоконтроля в трудовых коллективах - это экс- 1 перимент Роструда, представленный в виде программы (системы § добровольного внутреннего контроля (самоконтроля). В настоящее ^ время он проходит апробацию. Для участия в этой программе Роструд | приглашает организации. Любой работодатель может принять в ней § участие по собственной инициативе. г

По мнению экспертов, внедрение данной программы (системы д добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) в рамках § общего внутреннего контроля в деятельность экономического | субъекта (отдельно взятого структурного подразделения) подразумевает своего рода профилактическое мероприятие, которое никак |

не относится к мерам административного давления со стороны ® государства и тем более работодателя. Рассматриваемый контроль * основывается на принципах добровольности, профессиональной § компетентности, соблюдении законности и выступает действенной I формой (способом) предотвращения негативных последствий, свя- & занных с несоблюдением обязательных требований действующего 1 законодательства [23, с. 90-102]. §

Самоконтроль имеет место и во многих иных общественных 1

I

отношениях, однако он не назван прямо в нормативных правовых §

актах. Примером тому могут послужить нормы Федерального закона д

2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях § и пикетированиях» [23], в частности ст. 5. Данная норма закрепляет

права и обязанности организатора публичного мероприятия (акции) 179

(п.п. 3-4). Так, организатор публичной акции, получив от органа ис- ^

полнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправле- ^

ния разрешение на проведение заявленной формы публичной акции, §

принимает на себя обязанность: Ц

■ провести акцию в согласованном месте; ^

■ провести акцию в согласованное время (не выходя за согласо- ^ ванные временные пределы); 1

■ не превышать заявленную численность участников;

■ удостовериться, что в акции не участвуют несовершеннолетние граждане;

■ обеспечить безопасность проведения формы публичной акции;

■ обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;

■ удостовериться, что согласованная форма акции не переходит в иную форму (например, собрание не переходит в митинг, митинг не переходит в демонстрацию и проч.);

■ контролировать выполнение участниками требований организатора, согласованного порядка проведения акции и соблюдения общественного порядка. В случае невыполнения участниками требований организатора публичного мероприятия последний вправе требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих

.а законных требований организатора (п.п. 2, 6), и мн. др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По своей сути все обозначенное выше есть принятые на себя обязательства о соблюдении режима законности при организации и проведении формы публичной акции. В случае, если организатор публичного мероприятия не контролирует выше указанное, он нарушает обязательные требования Закона N° 54-ФЗ и несет персонально 2 ответственность, например, административную по ст. 20.2 КоАП РФ ^ за нарушение установленного порядка организации либо проведения — собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования [24]. § Таким образом, можно считать, что действия организатора пу-^ бличной акции подразумевают под собой активную форму контроля § за законностью лично принятых (вынесенных) решений, выполнением ^ собственных требований и требований законодательства, которые должны соблюдать как организатор, так и участники. И было бы о правильным закрепить это в нормах Закона 54-ФЗ в качестве обяза-^ тельного полномочия организатора.

С Самоконтроль есть обязательное условие начала осуществления вида предпринимательской деятельности. Так, в соответствии 180 с нормами ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ [25] юридические ^ лица и индивидуальные предприниматели после государственной СЧ регистрации и постановки на учет в налоговом органе и до начала ® фактического выполнения работ или предоставления услуг обязаны ^ уведомить уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) о начале осуществления вида (видов) предпринимательской деятельности. Истинная цель предоставления в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля

(надзора) указанного уведомления состоит в том, что предприниматель (его представитель) заявляет и тем самым гарантирует, что им соблюдены обязательные требования для начала вида деятельности (см. п. 4 ст. 8). Следовательно, обязанность предпринимателя (его представителя) состоит в том, чтобы ознакомиться самому и ознакомить нанятых работников с действующими в соответствующей сфере обязательными требованиями и обеспечить их исполнение. При этом неознакомление предпринимателя с нормативными правовыми актами, устанавливающими такие обязательные требования,

и неисполнение их, равно как и неосведомленность (незнание), что 1

такие требования существует, не освобождает должностное лицо § предпринимателя от административной ответственности. И предпри-

ниматель не вправе ссылаться на незнание закона и неосведомлен- |

ность при начале вида предпринимательской деятельности. Таким § образом, предприниматель, приступая к виду предпринимательской |

деятельности, обязан провести самообследование на предмет со- д блюдения обязательных требований. Он заявляет в уполномоченный §

в соответствующей сфере деятельности орган (органы) о соответ- |,

ствии уровня квалификации нанятых работников заявленному виду г

предпринимательской деятельности. Уведомлением предпринима- |

тель также гарантирует, что предназначенные для использования ®

в предпринимательской деятельности здания, помещения, оборудо- *

вание, транспортные средства и иное соответствуют обязательным § требованиям вида деятельности, установленным в действующих I нормативных правовых актах. Уведомление о начале осуществления & отдельных вида (-ов) предпринимательской деятельности подается 1

I

предпринимателем в уполномоченный орган государственного кон- §

троля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный 1

0}

центр предоставления государственных и муниципальных услуг, §

г

который имеет полномочия направлять поданное предпринимателем д уведомление в соответствующие уполномоченные органы. Форма § предоставления уведомления (бумажный носитель, электронный

документ, иное) не имеет значения [7, с. 141-144]. 181

Суть предоставления в уполномоченный орган государственного ^

контроля (надзора) уведомления состоит в получении государством ^

гарантии от предпринимателя о соблюдении обязательных требований, §

безопасности планируемого вида деятельности, выполнения работ (ус- Ц

луг) и законности этой деятельности. Предприниматель подачей уве- ^ домления принимает на себя обязательства соблюдения обязательных ^ требований, обеспечения безопасности для общества и потребителей 1 и законности деятельности. Таким образом, является абсолютно оче-

предпринимательской деятельности содержит недостоверные сведения, должностное лицо хозяйствующего субъекта понесет админи-

видным (но незримым) первоначальный контроль, который проходит предприниматель - это самоконтроль [7, с. 143-144]. Его назначение - предупредить правонарушение. Он имеет предупредительно-профилактическую направленность. Де-факто это давно сложившийся вид контроля деятельности хозяйствующего субъекта, сложившийся в результате неоднократного изменения норм Федерального закона № 294-ФЗ и поиска путей усиления ответственности предпринимателя. А следовательно, нужно лишь признать и закрепить де-юре очевидное [25, с. 143-144].

Законодательно установлена административная ответственность за нарушение предпринимателем требования об уведомлении. Так, ст. 19.7.5-1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений „о о начале осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1). го В случае, если представленное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомление о начале осуществления

1 8

со стративную ответственность в виде наложения административного

2 штрафа (ч. 2) [25; 7, с. 143-146].

Между тем, предоставление в уполномоченный государственный — орган уведомления о начале предпринимательской деятельности - это § лишь малая часть контроля, проводимого хозяйствующим субъектом 25 (самоконтроля). Предлагается распространить такой вид контроля § на текущую предпринимательскую деятельность всего сетевого ^ бизнеса, головных предприятий с сетью филиалов и иные корпоративные образования и предложить руководителям корпоративных о образований включить в штат сотрудников внутреннего контролера. ^ Справедливости ради нужно отметить, что многие сетевые компании С имеют в своем штате таких лиц.

Для усиления эффекта от подобного контроля необходимо на уров-182 не федерального закона закрепить нормы (порядок) об обязательном ^ представлении хозяйствующим субъектом в уполномоченный в соот-(V ветствующей сфере деятельности орган (органы) государственного ® контроля (надзора)/многофункциональный центр отчета о результатах ^ проведения мероприятий контроля на предприятиях корпоративного образования на предмет соблюдения обязательных требований, установленных подзаконными нормативными правовыми актами, в соответствующем регионе деятельности. Руководитель (должностное лицо) предпринимателя подписывает (заверяет) отчет, тем самым

принимая на себя ответственность за правильность и достоверность данных, содержащихся в отчете. Периодичность проведения мероприятий хозяйственного контроля (самоконтроля) предприниматель устанавливает самостоятельно [7, с. 143-146].

Положительный результат (плодотворность) от введения рассматриваемого вида контроля нельзя переоценить. С одной стороны, снижается необходимость проведения мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с другой стороны, предприниматель освобождается от излишней административной (контролирующей) опеки государства, но при этом несет ответствен- 2 ность за предоставление недостоверных сведений уполномоченному § по контролю (надзору) органу. Ц

Предлагается также законодательно закрепить виды мероприятий | самоконтроля: г

■ самообследование, г

■ проверки, д

ш

■ инвентаризация, §

„ ю

■ осмотр здании, территории, помещении для извлечения доходов |, (прибыли),

■ наблюдение, мониторинг,

■ экспертиза; лабораторные исследования и т.п.; ®

■е-

яз

I

о

г

■о

I §

I

3

■ анализ жалоб потребителей и другие [7, с. 143-146]. * Право выбора мероприятий самоконтроля нужно предоставить §

предпринимателю. Не вызывает сомнения достижение экономиче- I

ского эффекта от введения такой формы контроля, который может &

О"

выразиться в следующем: 2

I

■ существенно сократится штат должностных лиц уполномочен- §§ ных органов государственного контроля (надзора) и их количество;

■ отпадет необходимость планирования проведения мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

■ внеплановые мероприятия государственного контроля (над- § зора), муниципального контроля будет нужным проводить преимущественно в случае поступления жалоб потребителей, негативной 183 информации в прессе, телекоммуникационных сетях и т.п.; ^

■ приблизится цель достижения баланса публичного и частного ^ интереса, интереса государства и бизнеса; &

■ система взаимоотношений власти, граждан и бизнеса станет Ц более доверительной и действенной;

■ существенно сократится уровень затрат на финансирование мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального 2 контроля и содержание аппарата контролеров;

§ §

■ произойдет снижение избыточного давления на бизнес;

■ и мн. др. [7, с. 144-147].

Самообследование эффективно применяется образовательными организациями для целей аккредитации. Цель - обеспечить государственные гарантии граждан РФ на образование. Организации системы образования проводят самообследование в соответствии с Порядком, утвержденным Министерством образования и науки РФ [26], составляют отчет о проведенном самообследовании и размещают его итоги в информационно-телекоммуникационных сетях и на официальном сайте организации в сети «Интернет».

Таким образом, самоконтроль - это основанная на принципах и нормах административного права, организованная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на обеспечение законности, соблюдение требований российского законодательства в сфере деятельности, профилактику и предупреждение нарушений обязательных § требований.

Предлагается поддержать данный вид контроля и способствовать ^ его повсеместному распространению. Государственный контроль § (надзор), муниципальный контроль представляется возможным ® переориентировать на защиту и обеспечение безопасности граждан, С общества и государства, анализ отчетов предпринимателей о про-5 ведении форм и мероприятий внутреннего хозяйственного контроля § (самоконтроля). Следовательно, самоконтроль - это одна из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата.

о С

с^ Список литературы:

оа 1. Стахов, А. И., Кобзарь-Фролова М. Н. и др. Административное право.

со Практикум. Сер. 73 Бакалавр и специалист. (1-е изд.). - М.: Юрайт, 2019. 2 - 439 с.

2. Кобзарь-Фролова М.Н. Государственное управление: генезис понятия и сути / М. Н. Кобзарь-Фролова // Актуальные проблемы админи-184 стративного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Международная научно-практическая конференция. Под общей (у редакцией А.И. Каплунова. - СПб., 2021. - С. 15-21.

О 3. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

¡^ в Российской Федерации : федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ Р5 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11 января 2023 г.) (в ред. от 5 декабря 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 31, ч. 1, ст. 5007

4. Об Общественной палате Российской Федерации : федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 15, ст. 1277.

5. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Административное и муниципальное право. 2013. - № 2 (62). - С. 138-142.

6. Щукина, Т.В. Правовое регулирование новых стратегий публичного управления в РФ : учебник для магистратуры / Т.В. Щукина. - Воронеж : Научная книга, 2018. - 261 с.

7. Кобзарь-Фролова, М.Н. Внутренний контроль (самоконтроль) как основной вид контроля деятельности хозяйствующих субъектов / М.Н. Кобзарь-Фролова // Вестник Нижегородского университета. - 2020.

- № 2. - С. 139-148.

8. Доклад Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного ? Совета. Бизнес без страха // Рос. газ. - 2015. - 7 апр. URL: https:// § rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html (дата обращения: 25.07.2023). *

9. Редкоус, В.М. Влияние конституционного развития на современные § формы и методы административного регулирования экономической дея- I тельности / В.М. Редкоус // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 1. §

- С. 21-26. I

10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Ю Федерации на период до 2024 г. : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 Ю // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 20, ст. 2817. ®

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (Москва, I 1 марта 2018 г.) // Документ опубликован не был. URL: http://www.kremlin. | ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 25.07.2023). ^

12. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле *

X

■е-ä

в Российской Федерации : федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2020. - № 31, ч. 1, ст. 5007. URL: https://Hfemotivation.onlme/razvitie-lichnosti/ samopoznanie/samokontrol (дата обращения: 25.07.2023).

13. Расторгуева, Е.В. Самоконтроль - мнимая свобода от внешнего кон- а троля и культурологический аспект самоидентификации / Е.В. Расторгуева // Вопросы культурологи и философии. - 2013. - № 1. - С. 31-36.

14. Смоленская, О. А. История становления фабричной инспекции | в Российской империи во второй половине XIX века / О. А. Смоленская // -3 Вестник БГТУ им. В.Г. Шукова. - 2014. - № 4. - С. 242-247. |

15. Сапфирова, А. А. Предупреждение нарушений трудовых прав работников федеральной инспекцией труда - основа профилактики трудовых раз- 185 ногласий / А.А. Сапфирова // Современное право. - 2016. - № 8. - С. 80-85.

16. Морозов, А. В. Медико-социальное страхование в Казанской губер- ^ нии: Исторический опыт начала XX века / А.В. Морозов, В.М. Телишев, ^ С.Н. Красильников ; под ред. А.В. Морозова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. f

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Инструкция по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте Министерства связи СССР (утв. Минсвязи СССР 28 ноября 1986 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Сморчкова, Л.Н. Административно-правовое регулирование отношений в условиях эпидемий и распространения вирусных инфекций: проблемы и перспективы развития / Л.Н. Сморчкова, М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. - 2022. - № 11. - С. 123-130.

19. Игнатьева, Е. Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров / Е. Игнатьева // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2022. - № 5. - С. 67-80.

20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 3.

21. О добровольном внутреннем контроле (самоконтроле) работодателями соблюдения требований трудового законодательства : письмо Роструда от 7 марта 2018 г. № 837-ТЗ (вместе с «Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Минтрудом России 28 декабря

„О 2016 г.) // Официальные документы в образовании». - 2018. - № 15. - Май.

22. Кобзарь-Фролова, М.Н. Административное правоотношение: по-§ нятие, эволюция взглядов / М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. ^ - 2022. -№ 4.- С. 90-102.

^ 23. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

§ : федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2022 г.) ® // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 25, ст. 2485.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правона-^ рушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос.

Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1. « 25. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-

I— телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ О - -

I

(в ред. от 4 ноября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52, ч. 1, ст. 6249

26. Об утверждении Порядка проведения самообследования образо-

О вательной организацией : приказ Министерства образования и науки РФ ® от 14 июня 2013 г. N° 462 // Документ опубликован не был. URL: https://base. garant.ru/70405358/ (дата обращения: 25.07.2023).

186

о

«V о «V

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.