эффективности использования оздоровительных программ в вузе для студентов специальной медицинской группы/Мат. конф. «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития». - СПб: 2014. - С.159-163.
5. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методики проведения оздоровительных занятий. - Учебно-мет. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.
Ключевые слова: ожирение, аэробная нагрузка, упражнения на фитболе. Key words: obesity, aerobic exercise, exercises on the fitball.
УДК 612.06
Л.М. Волкова, А.А. Голубев
САМОКОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ6
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, [email protected]
Введение. Целью физической подготовки специалистов гражданской авиации является формирование у них (наряду с психологической готовностью к полету и высокой психофизиологической надежностью организма) способности осуществлять контроль и самоконтроль за своим физическим состоянием, что может обеспечить летное долголетие. Современное развитие авиационной техники, внедрение автоматизированных систем, увеличение числа совершенных приборов на борту самолета и другие факторы не только приводят к улучшению условий труда летчиков, но и делают этот труд более сложным. Совершенствование техники предъявляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовке летного состава.
Пилот - одна из самых требовательных профессий с точки зрения физического состояния. Отсутствие страха высоты, быстрая реакция,
6 L. M. Volkova, A. A. Golubev Self-monitoring of physical condition future specialists of civil aviation.
устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, отличные показатели физической и функциональной подготовленности - вот лишь некоторые обязательные факторы пилота. Пилот должен иметь и безупречное здоровье, поэтому вопросы контроля, самоконтроля и коррекции показателей физического состояния пилота всегда будут актуальны.
Все это настоятельно требует улучшения качества подготовки летного состава, повышения физических и психофизиологических возможностей специалистов гражданской авиации. Немалая роль в решении этой проблемы отводится физической подготовке, ее контролю и самоконтролю. Высокий уровень функционирования всех систем организма в значительной степени определяет эффективность летной деятельности, обеспечивает надежность работы инженерно-технического состава.
Система физической подготовки в вузах призвана не только способствовать гармоничному развитию студентов, успешному освоению ими учебного материала, но и обеспечить адаптацию к определённой трудовой деятельности. Эту задачу в определённой мере решает профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
В университетах гражданской авиации ППФП является составной частью учебно-воспитательного процесса и направлена на развитие и совершенствование физических, психофизиологических качеств, формирование прикладных знаний, умений и навыков для применения их в трудовой деятельности летного и диспетчерского состава. В учебных программах по ППФП достаточно полно представлены средства и методы совершенствования вестибулярной устойчивости, координации движений, статической выносливости, волевых качеств, пространственной ориентации, ведения активного отдыха. Однако, что касается вопросов самоконтроля физического состояния у специалистов гражданской авиации, то этот материал представлен крайне слабо и не конкретизирован. Поэтому предметом наших исследований стали вопросы, связанные с контролем и самоконтролем физического состояния лётного и диспетчерского состава.
Объект исследования — ППФП студентов Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА).
Предмет исследования - специально разработанные методы и способы самоконтроля физического состояния студентов СПбГУ ГА.
Методологическая и теоретическая основа исследования базируется на современных взглядах ведущих специалистов в области теории физической культуры [1,2,3,4] и др. Физическая подготовка является органической частью профессиональной подготовки специалистов гражданской авиации. Каждый пилот несет личную ответственность за свою физическую подготовленность и обязан систематически повышать уровень своей физической тренированности и психологической подготовленности, а для этого он должен уметь контролировать свое физическое состояние. Таким образом, подготовка функционального состояния летчика - это своего рода оперативная форма поддержания его профессионального здоровья.
Методы: анализ научной и методической литературы, педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование и экспертный опрос, педагогический эксперимент, аппаратурные методы исследования, методы математической статистики. Контрольные упражнения подбирались на основе анализа научно-методической литературы. Составлен комплекс методов и тестов, который позволяет осуществлять самоконтроль будущих специалистов гражданской авиации.
Результаты. Нами составлена программа оценки физического состояния студента, включающая следующие показатели:
• Анкетные вопросы;
• Функциональные показатели (пульс покоя, давление покоя, восстановление пульса после стандартной нагрузки, проба Штанге, ортостатическая проба);
• Антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки - ОГК при максимальном вдохе, ОГК при глубоком выдохе, ОГК в спокойном состоянии, мышечная сила рук, ЖЕЛ, состояние опорно-двигательного аппарата, окружность запястья, степень жироотложения);
• Тест Люшера, проба Ромберга;
• Психоэмоциональный статус, анализ витаминной обеспеченности организма;
• Теппинг-тест, реакция на движущийся объект, время реакции;
• Показатели физической подготовленности (бег 100м, прыжок в длину с места, бег 3000 (2000) м, подтягивание, подъем туловища за 30 сек и за 1 мин., наклон вперед, тест Купера, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, плавание 100 м, приседание на одной ноге);
• Субъективные показатели физического состояния (самочувствие, сон,
аппетит, болевые ощущения, самооценка здоровья).
Распределение результатов на уровни позволяет перевести полученные результаты в баллы. Оценивая каждый параметр по пятибалльной системе, мы получаем суммарные уровни индивидуальной подготовленности каждого курсанта.
Заключение. Анализ физического состояния студентов, будущих специалистов гражданской авиации, показывает в целом ряде случаев неизбежность неблагоприятных изменений физического и функционального состояния организма будущего пилота, а, следовательно, и снижение надежности системы "человек-машина". Указанные изменения могут явиться причиной снижения качества летной деятельности, что выражается увеличением числа предпосылок летных происшествий и ошибочных действий, снижением психофизиологической устойчивости к неблагоприятным факторам полета, а также изменением настроенности на летную работу.
Практика и научные исследования подтверждают необходимость использования в процессе лётной подготовки методов и средств контроля и самоконтроля физического состояния пилота.
Литература:
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. - M.: Наука, 1973. - С. 575.
2. Горелов А.А., Макаров Р.Н., Марищук В.Л., Стрелец В.Г. Физическая подготовка летного состава военной авиации // Вестник МНАПЧАК № 1 (10). -2003. - С. 17 - 42.
3. Макаров Р.Н., Евдокимов В.И., Щербина Ю.В. и др. Психодиагностика и коррекция профессионального здоровья операторов особо сложных систем управления: Учебное пособие. - М.: МАКЧАК, 2000. - 237 с.
4. Толстов А.В. Средства и методы специальной физической подготовки летчиков истребительной авиации на основе модельных характеристик физического состояния с целью повышения устойчивости к пилотажным перегрузкам: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Толстов. - М., 2000. - 130 с.
Ключевые слова: физическое состояние, самоконтроль, студент, авиация. Keywords: physical condition, self-monitoring, student, aviation.