УДК 657.1
С. Е. Егорова, Л. А. Юданова
САМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
В статье рассмотрены основные положения Профессионального стандарта бухгалтера, показана его роль в самоиндентификации бухгалтера и его влияние на общеобразовательные стандарты.
Ключевые слова: бухгалтер, профессиональный стандарт, самоиндентифика-
Бухгалтер — одна из самых востребованных профессий сегодня. Хорошие бухгалтера нужны в любое время, при любой экономической ситуации, на любом предприятии. И пусть скептики твердят, что бухгалтерский учет — это не престижное, скучное и рутинное занятие. Мы ведь знаем, сколько интересных и удивительных вещей, «открытий чудных» таит в себе бухгалтерия.
У бухгалтеров есть девиз: «SCIENCE-CONSCIENCE — INDEPENDENCE». Этот девиз раскрывает три основных составляющих бухгалтерского учета:
1. Бухгалтерский учет — это наука о двойной записи и принципах исчисления прибыли. Бухгалтерский учет — это наука, которая существует не отдельно от остальных наук, а в тесной взаимосвязи с ними.
2. Доверие — это то доверие, которое оказывается бухгалтеру, когда перед ним раскрываются все факты хозяйственной жизни предприятия.
3. Независимость. Деятельность бухгалтера должна быть независимой, то есть не подвергаться никакому влиянию со стороны заинтересованных лиц. Бухгалтер независим в своих профессиональных суждениях и в своей профессиональной деятельности. Важное качество бухгалтера — принципиальная воля к справедливости, он поступает по совести, то есть все, что он делает, он делает согласно букве и духу Закона [3].
Для того, чтобы работать бухгалтером, нужно быть разносторонне развитым человеком. Если раньше бухгалтер-счетовод занимался тем, что заполнял формы документов по определенным правилам, то в настоящее время бухгалтер стал активно влиять на деятельность предприятия и, по сути, является вторым лицом организации после генерального директора. Услуги высококвалифицированного специалиста по бухгалтерии необходимы любому развивающемуся предприятию.
Бухгалтер — родоначальник большинства экономических специальностей. Из бухгалтеров вышли первые финансисты и экономисты предприятий, ревизоры и аудиторы. Для мастерского владения этими профессиями необходимо в совершенстве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализа.
Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства (бизнеса), гражданского права, банковского дела, налогового законодательства и др. Бухгалтер не только должен собрать, зарегистрировать, систематизировать и обобщить данные о фактах хозяйственной жизни
Серия «Экономика, право и управление». 3/2016
предприятия, составить на основе этой информации бухгалтерскую (финансовую) отчетность о финансовом положении предприятия, его финансовых результатах, но и провести анализ хозяйственной деятельности и сделать выводы о его развитии в будущем.
Бухгалтер в плановой экономике играл скромную роль счетовода, выполнял в основном техническую работу по ведению бухгалтерского учета, контролю за исполнением планов и сохранностью государственного имущества.
Современная экономическая ситуация изменила роль бухгалтера, возродила бухгалтерскую профессию. Главный бухгалтер в организации стал одним из ведущих специалистов. Это привело к изменению статуса бухгалтера как на законодательном уровне, так и на уровне отношений с акционерами, дирекцией и другими членами коллектива.
В настоящее время приобретает особое значение развитие бухгалтерской профессии, и основным направлением этого развития должна стать самоидентификация. Принятый профессиональный стандарт «Бухгалтер» является своего рода шагом на пути такой самоидентификации. Стандарт четко формулирует требования, предъявляемые к современному бухгалтеру, определяет его основные функции, тот объем и состав знаний и навыков, которыми он должен владеть. Иными словами, стандарт дает ответ на вопрос, какой специалист может считать себя квалифицированным бухгалтером.
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. Стандарт вступил в силу с 7 февраля 2015 года и продолжает действовать в 2016 году. По сути, профстандарт — это «дорожная карта» бухгалтерской профессии [2]. Он характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Составляющие квалификации — знания, умения, навыки и опыт работы (ст. 195.1 ТК РФ) [1].
Профстандарт «Бухгалтер» служит не только цели развития бухгалтерской профессии. Он также устанавливает основные ориентиры для образовательного процесса. Существующие образовательные стандарты не в полной степени отвечают требованиям, заложенным в профессиональном стандарте «Бухгалтер». Количество часов и перечень дисциплин, которые сейчас представлены в учебных планах, составленных в соответствии с образовательными стандартами, не всегда дают возможность выпускнику выполнять функции, предусмотренные профстандартом.
Принятие профессионального стандарта «Бухгалтер» имеет неоценимое значение для всей сферы бухгалтерского учета.
Основная цель профессиональной деятельности бухгалтера — формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Профессиональный стандарт ориентирован на применение коммерческими и некоммерческими организациями, государственными (муниципальными) учреждениями, а также индивидуальными предпринимателями. Он решает следующие задачи:
- определяет основу для унификации деятельности в области бухгалтерского учета вне зависимости от конкретных особенностей экономических субъектов;
- систематизирует трудовые функции и действия, выполняемые бухгалтером, а также соответствующие им уровни квалификации;
- раскрывает потенциальный вектор профессионального роста бухгалтера.
В таблице 1 приведена выдержка из профстандарта «Бухгалтер» о требованиях к образованию, обучению, опыту работы и особым условиям допуска к работе.
Таблица 1
Первый этап — Формирование фундаментальных основ инновационной теории
№ п/п Возможные наименования должностей Бухгалтер Главный бухгалтер
1. Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительное профессиональное образование по специальным программам Высшее образование, среднее профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
2. Требования к опыту практической работы При специальной подготовке по учету и контролю не менее трех лет Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет
3. Особые условия допуска к работе В отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования
Учитывая, что специальность определяет трудовую функцию, а квалификация отражает уровень мастерства в рамках специальности (ст. 15 ТК РФ) [1], из сказанного следует, что профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности. Причем этот документ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован официально.
Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.
В профстандарте «Бухгалтер» сформулированы две обобщенные трудовые функции, которые соответствуют цели стандарта и обеспечивают возможность карьерного роста бухгалтера:
1. Ведение бухгалтерского учета (код А). Эту функцию могут выполнять специалисты, обладающие 5-м уровнем квалификации, то есть бухгалтеры;
2. Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (код В), основу которой составляет функция В/01 составление бухгалтерской
Серия «Экономика, право и управление». 3/2016
(финансовой) отчетности. Владение этой функцией предполагает владение всеми предшествующими трудовыми функциями под кодом А. Функции под кодом В могут осуществлять специалисты, обладающие 6-м уровнем квалификации, то есть главные бухгалтеры.
Карьерный рост обеспечивается дополнительными трудовыми функциями под кодом В: составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний контроль, налоговое планирование, учет и отчетность, управления финансами.
Дополнительные трудовые функции не являются необходимыми для каждого главного бухгалтера, последовательность освоения дополнительных трудовых функций, в отличие от основных, не регламентируется.
На практике, в зависимости от отраслевых и иных особенностей деятельности экономического субъекта, перечень возможных должностей может быть расширен. Стандарт не ставит своей задачей перечисление всех возможных наименований должностей. Определение конкретного перечня должностей является прерогативой каждого субъекта.
Для каждой обобщенной трудовой функции в стандарте определены необходимые знания и умения, требования к уровню образования и обучения, а также к опыту практической работы. В то же время экономические субъекты, в зависимости от особенностей деятельности в конкретных условиях, вправе повысить перечисленные в стандарте минимальные требования к работникам, а также расширить перечень трудовых действий, умений и знаний.
Профстандарт «Бухгалтер» может использоваться работодателями не только при формировании кадровой политики и управлении персоналом, он также может быть полезен при решении вопроса о передаче всей или части бухгалтерских функций на аутсорсинг. Кроме того, профстандарт «Бухгалтер» может использоваться непосредственно в организациях, которые оказывают профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета.
Таким образом, принятый стандарт обобщает то, что делает современный среднестатистический российский бухгалтер. И при этом он содержит те черты, которые отражают возможные пути преобразования бухгалтерской профессии с учетом мировых тенденций.
Литература
1. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/12125268/
2. Профессиональный стандарт «Бухгалтер». Утвержден приказом Минтруда от 22.12 2014 № 1061н [Электронный ресурс]: URL: http://ivo.garant.ru/#/documenty70852774/ paragraph/1:1/
3. Мельник М. В., Егорова С. Е., Кулакова Н. Г., Юданова Л. А. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях. М.: Форум: Инфра-М, 2016. 480 с.
Об авторах
Егорова Светлана Евгеньевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учёта, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected].
Юданова Людмила Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры учёта, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected].
S. E. Egorova, L. A. Yudanova
THE ACCOUNTANT SELF-IDENTIFICATION AND PROFESSIONAL STANDARDS
The article describes the main provisions of the Professional standard of the accountant, shows his role in self-identification accountant and its influence on educational standards.
Key words: accountant, professional standard, self-identification.
About the authors
Egorova Svetlana Evgenyevna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected].
Yudanova Ludmila Anatolievna, PhD of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]