Позднякова С.В.
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Какушкина М. А. кандидат экономических наук, доцент, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Россия
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Аннотация: Самоидентификация социального предпринимателя обычно стимулируется извне, когда он получает определенные льготы за соблюдение некоторых регламентов. Катализаторами самоидентификации могут быть проекты властей, ориентированные на развитие социальной сферы, либо концепт грантодателя.
Самоидентифицировать себя социальным предпринимателем своевременно важно, это не упущенная возможность получить льготный кредит, субсидию, гранты для НКО. Так человек вступает на путь рефлексии: он конструирует практики, соответствующие внешним критериям, и формулирует собственные критерии, дополняющие и развивающие те, что заданы извне.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, два варианта самоидентификации социального предпринимателя, сертификация, Фонд «Наше будущее».
Pozdnyakova S.V.
Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Kakushkina M. A.
candidate of economic Sciences, associate Professor, Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia
SELF-IDENTIFICATION OF THE SOCIAL BUSINESSMAN Abstract: Self-identification of the social businessman is usually stimulated from the outside when he receives certain privileges for observance of some regulations. The projects of the authorities focused on development of the social sphere, or the grantor's concept can be catalysts of self-identification.
Self-identified themselves social entrepreneur in a timely manner is important, it is not missed opportunity to obtain a soft loan, a subsidy, grants for NPO. So the person takes reflections a way: it designs the practicians corresponding to external criteria and formulates own criteria supplementing and developing that are set from the outside.
Keywords: social business, two options of self-identification of the social businessman, certification, Our Future Fund.
Социальное предпринимательство для Российской Федерации относительно новая сфера деятельности, получившая нормативное закрепление в 2015 году. Законодательно необходимо было выделить такой бизнес, поскольку предпринимателей, работающих в социальной сфере в стране достаточно, а вопрос с финансированием данного направления не был решаем ввиду того, что законодательно понятие социального предпринимательства не существовало. В некоторых регионах социальным предпринимателям власти пытаются оказывать поддержку, в том числе, финансовую, но не могут этого сделать. Большинство социальных предпринимателей нигде не зарегистрированы или вынуждены регистрироваться как малые предприятия или индивидуальные предприниматели, вести весь учет и платить налоги. Существует проблема их самоидентификации и особенностей функционирования в среде бизнеса. Важно осознавать микс социального и экономического эффекта такой деятельности, которая уже не благотворительность и ещё не бизнес.
Более того, опыт Великобритании показывает, что целесообразна сертификация, дающая социальным предпринимателям ряд существенных
преимуществ. Это позволяет идентифицировать социальный бизнес, а продукция такой компании получает специальную маркировку, благодаря чему товар становится легко узнаваемым и приобретает дополнительную ценность в глазах многих покупателей.
В апреле 2015 года Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» запускает национальную систему сертификации социальных предпринимателей в России. В конце марта 2015 года при поддержке Фонда «Наше будущее» в рамках мероприятий по продвижению социального предпринимательства в России в Общественной палате Российской Федерации состоялась встреча с Ником Вуйчичем, одним из самых известных мотивационных ораторов в мире.
«Я хочу поделиться с вами своей историей, поделиться тем, что вдохновляет меня и помогает мне жить», - начал Ник свое выступление. С этой целью он и ездит по миру. Россия стала 55-й по счету страной, которую посетил Ник Вуйчич. Он встречался с 18 президентами, с 13 главами правительств. Посетил Москву и Петербург. По сути дела, этот человек, у которого нет ни ног, ни рук, постоянно находится в движении и в действии. «Откуда вы черпаете силы?» - спросил кто-то из журналистов в зале Общественной Палаты.
«Все просто», - отшутился Ник, - если очень быстро бежать против вращения Земли, время останавливается. Вуйчич много говорит о страхе. Именно его он считает главным проявлением этой «инвалидности души».
Ник закончил среднюю школу, получил два высших образования - в области экономического планирования и финансов. Он основал благотворительную организацию «Мир без границ». «Мои мечты -сумасшедшие, - признается Вуйчич. - Они огромные. Даже если отрезать от них маленький кусочек, они все равно останутся большими».
«Если кто-то из вас до сих пор еще не знает, что такое социальное предпринимательство, - ответил Вуйчич, - я рекомендую ему поскорее начать изучать этот вопрос». Он рассказал о своих друзьях - социальных
предпринимателях из в Сингапура, которые предоставляют работу людям с инвалидностью. Они занимаются ткачеством, другими ремеслами и создают настоящие шедевры. А фирма организует рынок сбыта для них [5].
«Есть подобные компании и на Филиппинах, - продолжил Вуйчич, -которые принимают на работу только людей на инвалидных колясках. Есть такая фабрика, есть гостиница, все что угодно - и это на самом деле круто! Ведь это - помощь тем, у кого нет никаких других возможностей. Это является источником вдохновения для других людей. Помогать другим может каждый из нас. Смотрите, как вы можете помочь людям, окружающим вас, проявляйте здесь творчество и фантазию» [5].
Поясняя смысл любой категории, чаще всего цитируют классиков, в случае социальным предпринимательством чаще всего цитируют директора Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка США Грегори Диза: оно «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью». Именно так идентифицируется социальное предпринимательство в настоящее время в России: инициативная деятельность с социальными целями в качестве вектора развития бизнеса плюс реинвестирование прибыли на решение общественных проблем.
Согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение» существует пять критериев определения социального предпринимателя [3]:
- создает компанию с целью изменения жизни лучшему, основываясь на долгосрочную перспективу, решает социальные проблемы;
- создает новые правила жизни социума (регламенты, декларации, уставы), выбрасывая все, что мешает его развитию, по аналогии с экосистемой;
- имеет статус юридического лица или официально зарегистрирован как предприниматель без образования юридического лица;
- получает прибыль от собственного производства, не ставя приоритетом помощь спонсоров или государства. Прибыль распределяется между участниками, идет на социальные проекты и благотворительность;
- создает социальные сети вокруг бизнеса, приумножающие невольно социальные блага.
Критерии можно расширять и дополнять, однако базовым остается новаторство, в данном случае социальное, поскольку даже при обращении к этимологии слова предприниматель имеем следующее: Entrepreneurship -английское понятие, entre - старофранцузское - входящий, в, между. Prendre -pre латинские истоки - до, перед, впереди. Ghend - возможная индоевропейская база - занимать, хватать, захватывать (отсюда английское get- получать). Поэтому если исходить из первичного значения слова, то предпринимательство - способность начинать, охватывать первым. Термин был введен в оборот в 18 веке французом Кантилоном.
Французский след остался и в русском языке, прежде всего в искусстве. Антрепренер - тот, кто занимается предпринимательством в данной сфере, содержатель зрелищного предприятия, устроитель концертов.
Русское «предпринимательство» - от «предприятие». Это слово является книжной калькой немецкого Unternehmung с помощью церковнославянизмов "пред" и "приять".
Современное значение слова. Предпринимательство - один из четырех базовых экономических ресурсов, наряду с трудом, землей и капиталом. Цена этого ресурса - прибыль. Предпринимательство и есть деятельность на рынке с целью получения прибыли. Предпринимательство отличается от менеджмента формой ответственности (неограниченная), степенью риска (самая рискованная деятельность), другим отношением к власти (более критическое), меньшей необходимостью иметь узкоспециализированные знания и большим соответствием мужскому началу. Кроме того, менеджмент - это разновидность наемного труда, а предпринимательство -самостоятельный экономический ресурс.
Понятие «предпринимательство» сопрягается с
понятием инновационная деятельность, так как предполагает поиск и осуществление новых комбинаций экономических ресурсов.
А для успешной комбинации ресурсов социальному предпринимателю, как и среднестатистическому, необходима социальная сеть, поскольку преобразования им реализуемые меняют регламенты социума. Возникает вопрос о том, в чем разница реализации бизнес стратегии классического предпринимателя и социального, ведь у второго приоритетом социальная цель и доведение продукта до широкого сообщества. Разница присутствует, поскольку речь идет о совершенно разной инфраструктуре, и как правило о том, что социальная инфраструктура малых и средних городов России слабо развита, но именно там находится потенциал, основанный на солидарных практиках, нацеленных на развитие своей территории инновационными формами бизнеса в лице социальных предпринимателей, не подозревающих, что именно они являются носителями этой гражданской инициативы [1]. По сути, вещей инициативность должна быть выше отталкиваясь от уровня образованности и логично, что в городах она выше, стало быть должна процветать в наукоградах. Но проект, реализованный Фондом «Общественное мнение» в 2013 - 2014 гг. при поддержке Фонда ИСЭПИ в сотрудничестве с приглашенными исследователями показал, что в моногородах проживает самое активное население, обладающее развитой сетью контактов: родственные узы, работа, соседство. В качестве примера приводятся города, где все взрослое население работает на одном из двух заводов, например Нижнекамск в Республике Татарстан - ОАО «Нижнекамскнефтехим», либо ОАО «Нижнекамскшина». Отработанные навыки кооперации в моногородах позволяют справляться с материальными проблемами и осуществлять необходимые социальные изменения [3].
В этом году отбор субъектов Федерации, претендующих на субсидии Министерства экономического развития РФ, начался в марте. Среди приоритетных направлений финансирования - социальное
предпринимательство. В этом году конкурс проводится на основании Приказа от 25.03.2015 N167: это основной документ, отражающий политику государства в отношении социального предпринимательства и мер по его поддержке. Он дает возможность субъектам РФ стать территориями развития социального предпринимательства и получить на это федеральное бюджетное финансирование.
Человеку важно осознавать себя членом сообщества или некой коммуникации, это потребность в социализации, невольно рождающей профессиональный рост, неформальные связи. Ввиду чего можно констатировать, что социальное предпринимательство - специфический стиль жизни. Осознание себя как социального предпринимателя разнопланово: например, функционирование компании вдруг в качестве вектора сводится к социальной миссии и позже приходит осознание человеком того, что он занимался социальным предпринимательством, либо сначала изучается нормативная база, правила и стандарты социальной деятельности, а потом уже начинается работа. И первый, и второй вариант приемлемы, но риск во втором случае очевиден. Важно знать все варианты социального бизнеса, поскольку «социальность» позволяет экономить. Так, например, в мае 2015 года появилась отличная новость для социальных предпринимателей, чьи проекты относятся к сфере дошкольного образования. Работающие с детьми организации освобождены в России от налога на прибыль. По данным INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин 3 мая 2015 года подписал федеральный закон, дающий право организациям, осуществляющим деятельность по присмотру и уходу за детьми, применять нулевую ставку по налогу на прибыль.
Интервьюирование многих предпринимателей показывает, что они не знают о том, что занимаются социальным предпринимательством и имеют право на льготы, стало быть, стратегии ведения бизнеса выбираются интуитивно [2]. Люди придумывают новый способ решения проблем, реагируя на внешние вызовы, однако работа бывает лишней, ведь
оптимальный способ устранить затруднение уже найден другими. Интуитивная стратегия бизнеса, метод «проб и ошибок» подчас приводит к материальным потерям и репутационным издержкам. Но стоит отметить, что предприниматели быстро осознают выгоду своего положения.
«Самоидентификация социального предпринимателя первого типа обычно стимулируется извне, когда он получает определенные льготы за соблюдение некоторых регламентов. Катализаторами самоидентификации могут быть проекты властей, ориентированные на развитие социальной сферы, либо концепт грантодателя» [3].
Самоидентифицировать себя социальным предпринимателем своевременно важно, это не упущенная возможность получить льготный кредит, субсидию, гранты для НКО. «Такой человек вступает на путь рефлексии: он конструирует практики, соответствующие внешним критериям, и формулирует собственные критерии, дополняющие и развивающие те, что заданы извне» [3].
Успешные предприниматели инициируют экономические, организационные, социальные новшества, знакомясь с успешными и провальными вариантами подобной деятельности. Создают пробные проекты социального бизнеса, оттачивая стратегию. Такие сферы деятельности как образование, воспитание строго регламентированы действующим законодательством и стандартами, стало быть, их невозможно освоить «в процессе», незнание грозит отсутствием лицензии. Поэтому предприниматели, работающие в этих сферах, как правило, имеют большой опыт работы и репутацию профессионалов.
Возможно, само понятие «социальное предприятие» однажды станет товарным знаком, но произойдёт это, когда и в среде самих предпринимателей, и у потребителей сформируются критерии различения социальных предприятий и предприятий, работающих в социальной сфере.
Свое выступление в Общественной палате Ник Вуйчич завершил словами о социальном предпринимательстве. «Сдается мне, в следующие лет
пять вы узнаете много нового о нем, - улыбнулся он. - Для России это будет великая вещь, я думаю» [5].
Список литературы
1. Позднякова С.В. Интеграционные связи субъектов предпринимательства на мезоуровне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103).
2. Какушкина М.А. Реализация социально-экономических интересов общества через систему социального партнерства // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011.
3. Социальное предпринимательство как форма гражданского участия. По данным исследований Фонда "Общественное мнение" 2014.
4. Экономическая этимология. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/word/.
5. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Общественная палата, выступление Ника Вуйчича. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/news/v-obschestvennoy-palate-vystupil-nik-vuychich.html
6. Беспалов М.В. Роль государства в формировании программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4. С. 212-215
7. Беспалов М.В. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности - современный подход / М. В. Беспалов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 113-120.