Научная статья на тему 'Роль государства в развитии социального предпринимательства: Европейский и американский опыт'

Роль государства в развитии социального предпринимательства: Европейский и американский опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЗА РУБЕЖОМ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTERPRISE / A SOCIAL ENTERPRISE ABROAD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джамалудинова Мадина Юнускадиевна, Расулова Рабият Асхабовна

Целью данного исследования является обобщение и углубление теоретических основ социального предпринимательства и анализ роли государства в социальном предпринимательстве на американском и европейском рынках. Метод или методология проведения работы. Исследование выполнено с использованием комплекса как общенаучных, так и специальных методов. Теоретические результаты получены с использованием системного подхода к исследованию сложных экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Результаты. Полученные в ходе исследования результаты в совокупности решают актуальную научно-практическую задачу, которая заключается в разработке и обосновании инструментов активизации развития социальных предприятий в России на примере американского и европейского опыта. Область применения результатов. Данное исследование позволит улучшить процесс формирования и реализации организационных механизмов развития социальных предприятий в России. Выводы. Социальное предприятие это принципиально новый тип субъектов хозяйствования, возникший в конце XX в. в ответ на неэффективность традиционных способов решения социальных проблем. Основное отличие социального предприятия от других субъектов хозяйствования заключается в превалировании социальной цели над его бизнес-целью, ограничении на распределение прибыли между его владельцами и обеспечении прозрачности его деятельности. Особенности социально-экономического развития США и стран Западной Европы обусловили формирование двух концепций социального предпринимательства. В американской концепции социальное предприятие рассматривается как бизнес-организация, ориентированная на решение социальных проблем. В европейской концепции ключевым результатом деятельности предприятия является социальный, а бизнес-результат рассматривается как дополняющий. Обобщение специальной литературы по данной проблематике свидетельствует, что общими характеристиками отечественных и иностранных социальных предприятий являются небольшие масштабы деятельности (это, как правило, малые и микропредприятия) и чрезвычайно широкий спектр видов деятельности по приоритетности сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: THE EUROPEAN AND AMERICAN EXPERIENCE

The goal of this study is a summarization and deepening of theoretical foundations of social entrepreneurship and an analysis of the role of the state in social entrepreneurship on the American and European markets. The study has been completed using a complex of both general scientific and special methods. The results obtained in the process of the study overall solve a scientific-practical task that is in developing and substantiating instruments of activation of development of social enterprises in Russia on an example of American and European experiences. This study will allow to improve the process of forming and implementing organizational mechanisms of development of social enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии социального предпринимательства: Европейский и американский опыт»

УДК 334.021.1 ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНА ЮНУСКАДИЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Дагестанский Государственный Университет»,

e-mail: [email protected]

РАСУЛОВА РАБИЯТАСХАБОВНА

студентка магистратуры 2 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Дагестанский Государственный Университет», e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-254-258 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Аннотация. Целью данного исследования является обобщение и углубление теоретических основ социального предпринимательства и анализ роли государства в социальном предпринимательстве на американском и европейском рынках. Метод или методология проведения работы. Исследование выполнено с использованием комплекса как общенаучных, так и специальных методов. Теоретические результаты получены с использованием системного подхода к исследованию сложных экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Результаты. Полученные в ходе исследования результаты в совокупности решают актуальную научно-практическую задачу, которая заключается в разработке и обосновании инструментов активизации развития социальных предприятий в России на примере американского и европейского опыта. Область применения результатов. Данное исследование позволит улучшить процесс формирования и реализации организационных механизмов развития социальных предприятий в России. Выводы. Социальное предприятие — это принципи-

u * u u VV

ально новый тип субъектов хозяйствования, возникший в конце XX в. в ответ на неэффективность традиционных способов решения социальных проблем. Основное отличие социального предприятия от других субъектов хозяйствования заключается в превалировании социальной цели над его бизнес-целью, ограничении на распределение прибыли между его владельцами и обеспечении прозрачности его деятельности. Особенности социально-экономического развития США и стран Западной Европы обусловили формирование двух концепций социального предпринимательства. В американской концепции социальное предприятие рассматривается как бизнес-организация, ориентированная на решение социальных проблем. В европейской концепции ключевым результатом деятельности предприятия является социальный, а бизнес-результат рассматривается как дополняющий. Обобщение специальной литературы по данной проблематике свидетельствует, что общими характеристиками отечественных и иностранных социальных предприятий являются небольшие масштабы деятельности (это, как правило, малые и микропредприятия) и чрезвычайно широкий спектр видов деятельности по приоритетности сферы услуг.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальное предприятие за рубежом.

JAMALUDINOVA MADINA YUNUSKADIEVNA

Ph. D., associate Professor of " State and municipal management»

IN fgbi "Dagestan State University», e-mail: [email protected]

RASULOVA RABIYATASHABOVNA

студентка ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»,

г. Орёл, e-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: THE EUROPEAN AND AMERICAN EXPERIENCE

Abstract. The goal of this study is a summarization and deepening of theoretical foundations of social entrepreneurship and an analysis of the role of the state in social entrepreneurship on the American and European markets. The study has been completed using a complex of both general scientific and special methods. The results obtained in the process of the study overall solve a scientific-practical task that is in developing and substantiating instruments of activation of development of social enterprises in Russia on an example of American and European experiences. This study will allow to improve the process of forming and implementing organizational mechanisms of development of social enterprises in Russia. Keywords: social entrepreneurship, a social enterprise, a social enterprise abroad.

Социально-экономическое развитие общества в XXI в. сопровождается обострением социальных и экологических проблем, ростом социальной асимметрии и увеличением рисков социальных конфликтов. Эти проблемы являются следствием несостоятельности существующих рыночных механизмов. Соответственно, претерпит существенные трансформации система социальных услуг, которая находит свое проявление в перераспределении социальных функций между государственным, частным и некоммерческим секторами экономики в пользу двух последних [1].

Как показывает мировая практика, несмотря на существенный рост поступлений в общественные фонды потребления подавляющего большинства стран, повышение уровня социальной ответственности бизнеса и активизации деятельности неприбыльных организаций, много острых социальных проблем остаются нерешенными. Это свидетельствует о недостаточной эффективности традиционных способов, которые используют частные и некоммерческие организации для преодоления социальных проблем, что способствовало возникновению социальных предприятий [5].

Многоаспектная проблематика социальных предприятий нашла широкое отражение в научных исследованиях преимущественно зарубежных ученых: К. Алтер, М. Баталин, Дж. Босчи, Г. Диза, М. Крамера, И. Марти, Дж. Мейра, А. Московский, И. Пагавы, Дж. Робинсона, Л. Тарадинои и др. [3].

Новизна социального предприятия как специфического типа организаций обусловила неоднозначность взглядов на его сущность, следовательно, и наличие различных концепций поддержания его развития. На сегодняшний день остаются дискуссионными, недостаточно обоснованными и требуют дальнейших исследований: проблема разграничения понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»; классификация социальных предприятий; определение факторов, влияющих на их развитие; оценивание социальных результатов деятельности этих предприятий; обоснование механизмов активизации их развития.

Социальное предприятие является относительно новым специфическим видом предприятий. Создание первых социальных предприятий приходится на 80-е гг. XX в., однако они успели зарекомендовать себя как достаточно эффективный и успешный механизм решения социальных проблем общества [11]. Кроме социального эффекта их деятельность имеет и положительный экономический эффект, поскольку их функционирование во многих случаях основано на принципе самофинансирования. То есть социальное предприятие - это такая организация, которая имеет двойную цель своей деятельности - получение прибыли и решение социальных проблем. Конечно, последнее является приоритетом их деятельности (рис.) [10].

Возникновение и развитие социального предпринимательства, в первую очередь, обусловлено обострением социальных проблем в обществе, в т. ч. и в развитых странах. Вместе с тем нельзя сказать, что потребность в решении социальных проблем является ключевым фактором, способствующим созданию социальных предприятий. Ведь, например, в странах Африки на сегодняшний день существует гораздо больше социальных проблем

(каждый 7 молодой человек из 10 живет менее чем на 2 доллара в день, около 60% безработных в Африке - это молодежь [17], около 10% населения Южной Африки ВИЧ-инфицированные [19]), однако количество созданных социальных предприятий на этом континенте значительно меньше, чем в странах Европы.

Предпринимательский подход V ^ Финансовая устойчивость

Рис. Структура социального предпринимательства

Результаты анализа среды функционирования социальных предприятий в европейских странах и в США свидетельствуют о том, что значительную роль в распространении социального предпринимательства сыграли экономические и нормативно-правовые факторы [4]. То есть наличие значительного количества социальных проблем является лишь основой для создания социальных предприятий, но их реальное развитие требует соответствующего экономического и законодательного обеспечения.

Проанализировав государственную политику в сфере социального предпринимательства, стоит отметить, что, в отличие от США, в Европе активно принимаются законы, которые закрепляют определенную организационную форму по социальным предприятиям, или определяют критерии и понятия социального предприятия, или же в соответствии с которыми государственные органы должны ориентироваться на первоочередное привлечение социальных предприятий при осуществлении закупок (Закон о социальных кооперативах (Италия, 1991 г.), Закон 4019 / 30-9-2011 о социальной экономике и социальных предприятиях (Греция), Закон о социальных кооперативах (Польша, 2006 г.), Закон о государственных услугах (социальные ценности) (Великобритания, 2012 г.) [18,20]).

Понятно, что для реализации вышеуказанных нормативных актов необходимы государственные исполнительные органы как на общегосударственном уровне, так и на местном. Конкретная информация о деятельности местных органов власти в направлении поддержки социальных предприятий почти отсутствует. Однако, например, в европейских странах она осуществляется, потому что таким предприятиям предоставляют в аренду помещения по льготным ценам, предоставляют консультацию по юридическим или финансовым вопросам. В то же время в данной части мира создаются центральные органы власти, на которые возлагаются задачи по стимулированию развития таких предприятий, или такие функции перекладываются на уже существующие органы в сфере экономики (Департамент социальных инноваций при Министерстве внутренних дел; отдел Министерства торговли и промышленности; Департамент третьего сектора при Кабинете министров Великобритании (Великобритания)).

В США государственная поддержка развития социального предпринимательства сводится к «устранение правовых административных барьеров, законодательного обеспечения льготных кредитов, развития социального партнерства между государственными организациями, бизнесом и некоммерческим сектором», предоставление преференций в сфере ли-

цензирования и сертификации социальных предприятий в таких сферах, как социальное обслуживание, образование, медицина. Также данным предприятиям гарантируется возможность получения социальных заказов от государственных агентств [12]. В США отсутствует практика активного привлечения органов власти к поддержке социальных предприятий, потому что на сегодняшний день вопросами в данной сфере занимается Администрация малого бизнеса, которая, кроме вопросов, связанных с социальными предприятиями, руководит вопросами по развитию малого бизнеса [13]. Кроме вышеуказанного, правительство США осуществляет финансовую поддержку социальных предприятий - был создан Департамент социальных инноваций, который ежегодно предоставляет около 2 млн долл. на поддержку наиболее перспективных инновационных проектов, в число которых попадают и социальные предприятия [14].

Основными инструментами реализации той или иной концепции государственной поддержки являются программы и стратегии. На сегодняшний день наиболее активная работа в этой сфере проводится в европейских странах, поскольку почти в каждой такой стране принимались или стратегии, или программы (на национальном уровне: empresasdeinser^äo в Португалии, enterprisesd'insertion и associationsintermediaires - Франция, программы социальной экономики в Ирландии и социальных предприятий в Финляндии) [7]. На региональном можно назвать такие государственные программы, как enterprisesd'insertion, enterpris-esdeformationparletravail и socialewerkplaatsen в Бельгии и empresasdeinsercion в Испании [16]), которые ориентированы на социальные предприятия. Удачными шагами Великобритании на пути развития социального предпринимательства можно считать принятие следующих государственных стратегий: «Социальное предпринимательство: стратегия успеха», «Лучший бизнес: стратегия и план действий для социальных предприятий Шотландии», в которых ставились такие цели, как повышение роли социального предприятия, открытие рынков для таких предприятий, создание интегрированной поддержки сектора и прочее

[15].

Выводы. Таким образом, за рубежом государство играет важную роль в создании и развитии социальных предприятий, а поэтому, согласно выше указанного, активизация развития социальных предприятий в России требует разработки соответствующей государственной стратегии, в частности, разработку специальной законодательной базы для функционирования социальных предприятий, соответствующей программы с определенными приоритетами их государственной финансовой поддержки, создания инструментов привлечения бизнеса и общественных организаций для развития социального предпринимательства, и создание благоприятных условий в области налогообложения малых предприятий, поскольку большинство социальных предприятий функционируют в форме малого предприятия.

Литература

1. Гришина, Я. С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы / Гришина Я.С. // Вестник Пермского университета. Юридические науки [Электронный ресурс]. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoe-issledovanie-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-stranah-ameriki-i-evropy.

2. Законопроект о социальном предпринимательстве вынесен на общественное обсуждение [Электронный ресурс]. - URL : http://csrjournal.com/18974-zakonoproekt-o-socialnompredprinimatelstve-vynesen-na-obshhestvennoe-obsuzhdenie.html.

3. Западнюк, Е. А. Институциональная среда развития социального предпринимательства / Е. А. За-паднюк, Н. Ф. Кадол // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8. С. 48-54.

4. Захарченко, О. А. От благотворительности к социальному предпринимательству / О. А. Захарченко // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 296-298.

5. Калугина, Т. Г. Социальное предпринимательство как фактор регионального развития : теория и практика / Т. Г. Калугина // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2012. № 2. С. 92-102.

6. Кикал, Дж., Лайонс, Т. Социальное предпринимательство : миссия - сделать мир лучше [Текст] /Дж. Кикал, Т. Лайонс ; пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2014.

7. Климов, И. А., Климова, С. Г. Модернизационные эффекты социального предпринимательства [Текст] / И. А. Климова, С. Г. Климов // Петербургская социология сегодня - 2015 : сб. научных трудов Социологического института РАН. - СПб. : Нестор-История, 2015. Вып. 6. С. 266-299.

8. Лескова, Ю. Г. Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства /Ю. Г. Лескова //Юрист. 2013. № 11. С. 13-17.

9. Мамонова, А. Становление социального предпринимательства в России [Электронный ресурс]. - URL : http://elar. urfu. ru/bitstream/10995/32441/1/klo_2015_284.pdf_

10. Меньшикова, М. В. Корпоративное гражданство и социальное предпринимательство в теории и практике управления [Текст] /М. В. Меньшикова // Управление науки в современной России. 2014. № 1. С. 71-74.

11. Михайлова, С. Галина Карелова : «Регионы должны поддерживать социальных предпринимателей» [Текст] / С. Михайлова // Парламентская газета. 2017. № 21 (2792). С. 19.

12. Петренко, Е. С. Социальное предпринимательство как форма гражданского участия [Электронный ресурс]. - URL : http://research.focus-nko.org/32.html.

13. Позднякова, С. В., Какушкина, М. А. Самоидентификация социального предпринимателя [Текст] / С. В. Позднякова, М. А. Какушкина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 210-216.

14. Сакоян, А. В. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. - URL : http://polit.ru/ article/2012/03/23/Kerlin/.

15. Stewart, A. Woodland related Social Enterprise : Enabling factor sand barriers to success// Forestry Commission [Электронный ресурс]. - URL : http://www.forestry.gov.uk/pdf/SE_Report_July_2011.pdf/$FILE/ SE_Report_July_201.

16. Borzaga, C., Galera, G., Nogales, R. Social enterprise : a new model for poverty reduction and employment generation // UNDP Regional Bureau [Электронный ресурс]. - URL : http://www.emes.net/uploads/media/ 11.08EMESUNDP_publication.pdf.

17. Akukwe, C. Africa's Challenges for 2013 [Электронный ресурс]. -URL : http://allafrica.com/ stories/201301100920. html?viewall=1.

18. Fostering Social Entrepreneurship : A Comparative Study of the Legal, Regulatory and Tax Issues in Brazil, Germany, India, Poland, UK and USA // Linklaters, Schwab Foundation [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.weforum.org/pdf/schwabfound/Linklaters_Schwab_Report.pdf.

19. The cost of aids. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.bbc.co.uk/scotland/education/ms/southafrica/ social_economic/health/.

20.The Public Services (Social Value) Act. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.cips.org/Documents/ Knowledge/social_value_guide .pdf.

References:

1. Grishina, Ya. S. Comparative legal research of social entrepreneurship in the countries of America and Europe / Grishina Ya.S. // Perm University Bulletin. Jurisprudence [Electronic resource]. - URL : http:// cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoe-issledovanie-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-stranah-ameriki-i-evropy.

2. The draft law on social entrepreneurship was submitted for public discussion [Electronic resource]. - URL : http://csrjournal.com/18974-zakonoproekt-o-socialnompredprinimatelstve-vynesen-na-obshhestvennoe-obsuzhdenie.html.

3. Zapadnyuk, E. A. Institutional environment for the development of social entrepreneurship / E. A. Zapadnyuk, N. F. Kadol // Bulletin of economic integration. 2013. No. 8. P. 48-54.

4. Zakharchenko, O. A. From charity to social entrepreneurship / O. A. Zakharchenko // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2012. No. 3. P. 296-298.

5. Kalugina? T. G. Social entrepreneurship as a factor of regional development : theory and practice / T. G. Ka-lugina // News of Irkutsk State University. Political Science Series. Religious studies. 2012. No. 2. P. 92-102.

6. Kikal, J., Lyons, T. Social entrepreneurship : the mission is to make the world better [Text] / J. Kikal, T. Lyons ; per. from English. - M. : Alpina Publisher, 2014.

7.Klimov, I. А., Klimova, S. G. Modernization effects of social entrepreneurship [Text] /1. A. Klimova, S. G. Klimov // Petersburg sociology today - 2015 : collection of scientific works of the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences. - SPb. : Nestor-History, 2015. Vol. 6. P. 266-299.

8. Leskova, Yu. G. Self-regulated organization as a legal model for the implementation and development of social entrepreneurship / Yu. G. Leskova // Lawyer. 2013. No. 11. P. 13-17.

9. Mamonova? A. Formation of social entrepreneurship in Russia [Electronic resource]. - URL : http:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/32441/1/klo_2015_284.pdf.

10. Menshikova, M. V. Corporate Citizenship and Social Entrepreneurship in Management Theory and Practice [Text] / M. V. Menshikova // Science Management in Modern Russia. 2014. No. 1. P. 71-74.

11. Mikhailova S. Galina Karelova: "Regions should support social entrepreneurs " [Text] / S. Mikhailova // Parliamentary Newspaper, 2017. No. 21 (2792). S. 19.

12. Petrenko Ye. S. Social entrepreneurship as a form of civic participation [Electronic resource] - Access mode: http://research.focus-nko.org/32.html

13. Pozdnyakova S. V., KakushkinaM. A. Self-identificationof a social entrepreneur [Text] /S. V. Pozdnyakova, M. A. Kakushkina // Scientific Notes of the Tambov Branch of RoSMU, 2015. No. 4. P. 210-216.

14. Sakoyan, A. V. Social entrepreneurship [Electronic resource]. - URL : http://polit.ru/article/2012/03/23/Kerlin/.

15. Stewart, A. Woodland related Social Enterprise : factor sand barriers to success // Forestry Commission [Electronic resource]. - URL : http://www.forestry.gov.uk/pdf/SE_Report_July_2011.pdf/$FILE/ SE_Report_July_201.

16. Borzaga, C., Galera, G., Nogales, R. Social enterprise : a new model for poverty reduction and employment generation // UNDP Regional Bureau [Electronic resource]. - URL : http://www.emes.net/uploads/media/ 11.08EMESUNDP_publication.pdf.

17. Akukwe, Ch. Africa's Challenges for 2013 [Electronic resource]. - URL : http://allafrica.com/ stories/201301100920. html? viewall = 1.

18. Fostering Social Development, Brazil, Germany, India, Poland, United Kingdom / USA / Linklaters, Schwab Foundation [Electronic resource]. - URL : http://www.weforum.org/pdf/schwabfound/ Linklaters_Schwab_Report.pdf.

19. The cost of aids. [Electronic resource]. - URL : http://www.bbc.co.uk/scotland/education/ms/southafrica/ socialeconomic/health/.

20. The Public Services (Social Value) Act. [Electronic resource]. - URL : https://www.cips.org/Documents/ Knowledge/social_value_guide .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.