Косарева К.И.
Тамбовский филиал РАНХиГС студент 3 курса направления обучения 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Позднякова С.В. старший преподаватель кафедры экономики Тамбовский филиал РАНХиГС,
г. Тамбов
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА Аннотация: социальное предпринимательство рассмотрено как важное и относительно новое направление деятельности третьего сектора, вызывающее неподдельный интерес представителей некоммерческих организаций.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, некоммерческая организация, третий сектор.
Kosareva K.I.
Tambov branch of Ranepa 3rd year student study areas 38.03.04 State and municipal management
Pozdnyakova S.V.
senior lecturer of the Department of Economics
Tambov branch of Ranepa Tambov
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF ACTIVITY THE THIRD SECTOR Abstract: social entrepreneurship is considered as an important and relatively new direction for the third sector, causing genuine interest of representatives of non-profit organizations.
Keywords: social entrepreneurship, non-profit organization, the third sector.
От социального проекта к бизнесу, звучит как лозунг, а между тем, это реалии современного устройства экономики не только на макроуровне, но и
на региональном уровне, где планомерно сосуществуют классический бизнес, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство.
Измерить экономический эффект классического бизнеса несложно, равно как проанализировать социальную составляющую в некоммерческом секторе, куда сложнее сделать это у социального бизнеса. А по своей сути социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на решение острых социальных проблем, либо на их смягчение [7]. Но это не тривиальный бизнес в социальной сфере. Для решения социальных проблем используется доход социального предпринимателя, который не является его самоцелью. Если нет острой социальной проблемы, то нет и социального предпринимателя с индивидуальным подходом решения проблемы, со своей прибылью, облаченной в красивую историю проекта. Искусственно созданная проблема как мыльный пузырь. Жизненный цикл продукта социального предпринимателя, взращенного из придуманной проблемы, недолговечен. Ненатуральность считывается потребителем достаточно быстро.
Прибыль перманентна, ряд экспертов полагают, что ее вообще нецелесообразно извлекать социальному предпринимателю. В корне ошибочное суждение, тем более что 60-70% прибыли социального бизнеса реинвестируется, а не распределяется.
Социальный предприниматель призван решать проблемы инновационно, масштабировать свой опыт, комбинировать различные ресурсы и методики. Если эффект есть, он материализуется в виде прибыли. Такая новая и в тоже же время старая форма бизнеса нацелена на общественные перемены, на смену самосознания. Вопрос в готовности социума к подобным переменам. Соблазн трансформироваться в чисто бизнесовую составляющую у любого социального предпринимателя высок, но моральная сторона вопроса превыше, ведь можно зарабатывать, решая проблемы социума.
Создавая частные пансионаты для пожилых людей, детские сады, развивающие центры, трудоустраивая инвалидов, социальные предприниматели обеспечивают психологическое здоровье социума.
Дом инвалидов при Людовике IV во Франции прославился не как приют для престарелых военнослужащих, и не как шедевр архитектуры (несмотря на то, что он такой же огромный как Лувр; одних коридоров насчитывается на 16 километров), это в первую очередь попытка не уронить престиж армии, устранить некогда востребованных солдат как попрошаек с улиц города, попытка показать человечность.
К XVIII веку Дом инвалидов насчитывал уже 4 тысячи ветеранов армии, жизнь которых была строго регламентирована военно-монастырским распорядком дня, трудоспособные работали в мастерских, занимались строевыми упражнениями. Желающих обрести крышу, питание и медицинскую помощь было много. Впечатленный данным социальным примером, английский король Карл II в 1681 году основал для своих ветеранов Королевский госпиталь в Челси, а Петр I, посетив Дом инвалидов в 1717 году, ввел в Российской армии пенсионную систему.
В российской практике «дом инвалидов» до сих пор рождает нерадостную ассоциацию, у французов совершенно иное - величественное сооружение, увенчанное позолоченным куполом, высотой в 107 метров -одна из главных достопримечательностей Парижа, считавшаяся доминантой вплоть до постройки Эйфелевой башни.
Таким образом, особенность работы социальных предпринимателей нацелена в первую очередь на социальный эффект, решение проблем местных сообществ, востребованности и удовлетворенности со стороны получателей продукта, услуги. И пусть социальных предпринимателей всего несколько тысяч в масштабах Российской Федерации по состоянию на 2017 год, их роль в кризис возрастает, поскольку нестандартных решений для устранения актуальных общественных проблем государство и классический бизнес к сожалению, не генерируют. Данный вид деятельности в тандеме с
некоммерческим сектором претендует на значимое место с точки зрения развития экономики страны.
Существенный интерес к вопросам социального бизнеса со стороны российского государства проявляется лишь в последние 4 года. В частности, Президент Путин В.В. поддержал социальное предпринимательство: Послание Президента Федеральному собранию от 12.12.2013: «.. .необходимо развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса»; Бюджетное послание Президента РФ на 2014-2016 годы: «.важно снятие барьеров для негосударственных организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг».
В декабре 2016 года директором Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития главными задачами для регионов обозначено выявление и устранение различных барьеров, с которыми сталкиваются негосударственные организации, а также определение услуг, которые каждый регион считает приоритетными для предоставления возможности их оказания негосударственными организациями [1].
Кроме того, все регионы должны утвердить комплексные планы по обеспечению поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам. Ключевой целью является повышение качества и доступности услуг в социальной сфере через расширение участия негосударственных организаций [1].
Министерство экономического развития РФ представило методические материалы по дополнению государственных программ субъектов РФ мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций (в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций), оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства. В связи с чем, можно полагать, что у социального бизнеса в РФ перспективное будущее.
Список литературы
1. Минэкономразвития представило рекомендации по поддержке СО НКО: - Режим доступа URL: https: //www.asi. org.ru/news/2017/01/10/mmekonomrazvitiya-predstaviïo-rekomendatsii-po-podderzhke-so-nko/.
2. Позднякова, С.В. Обзор реализации инвестиционных проектов в социальной сфере с использованием механизмов ГЧП в регионах Российской Федерации [Текст] / С.В. Позднякова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. Изд-во: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка.- Москва. (ОАО «ИТКОР») 2016. №2. С.141-144.
3. Позднякова, С.В. Реализация инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнёрства в регионах РФ [Текст] / С.В. Позднякова, Н.В. Дементьев // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Управление и общество: современная модель взаимодействия»: Тамбов, 2016.
4. Какушкина, М.А. Краудфандинг - эффективный инструмент социального предпринимательства [Текст] / М.А. Какушкина, С.В. Позднякова // Материалы V Международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы модернизации национальной экономики»: Тамбов, 2016.
5. Дементьев, Н.В. Социально-демографические аспекты улучшения демографической ситуации в регионе [Текст] / Н.В. Дементьев, С.В. Позднякова // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Управление и общество: современная модель взаимодействия»: -Тамбов, 2016.
6. Какушкина, М.А., Позднякова, С.В. Институциональные и экономические преобразования в социально-трудовой сфере как факторы стабилизации [Текст] / М.А. Какушкина, С.В. Позднякова // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы IV Международной научно-практической конференции (заочной). Главный редактор В.М. Юрьев, ответственный редактор А.А. Бурмистрова. 2015. С. 130-135.
7. Позднякова, С.В., Какушкина, М.А. Самоидентификация социального предпринимателя [Текст] / С.В. Позднякова, М.А. Какушкина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ 2015, №4. С. 210-217.
8. Позднякова, С.В. Интеграционные связи субъектов предпринимательства на мезоуровне [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 43-48.
9. Беспалов, М.В. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности - современный подход / М.В. Беспалов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 113-120.