Научная статья на тему 'САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В АВТОМОБИЛЬНОЙ СФЕРЕ В СССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.): НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. С. КУЛЫГИНА'

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В АВТОМОБИЛЬНОЙ СФЕРЕ В СССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.): НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. С. КУЛЫГИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ СССР / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / А. С. КУЛЫГИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цибульский Даниил Валентинович

В статье проанализирована проблема самодеятельного технического творчества в СССР в области самодельного автомобилестроения. В частности, рассматривается вклад в эту область «энтузиаста-самодельщика» - А. С. Кулыгина. Охарактеризованы оригинальные технические и дизайнерские решения построенных автомобилей. Сделан вывод о недооценённости потенциала энтузиастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMATEUR TECHNICAL CREATIVITY IN THE AUTOMOBILE SPHERE IN THE USSR (LATE 1970S - EARLY 1990S): ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF A. S. KULYGIN

The article analyzes the problem of amateur technical creativity in the USSR in the field of self-made automobile industry. In particular, the contribution of the «Do-it-yourself enthusiast» A. S. Kulygin to this field is considered. The original technical and design solutions of the built cars are characterized. The conclusion about the underestimation of the potential of enthusiasts of that time in general is made.

Текст научной работы на тему «САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В АВТОМОБИЛЬНОЙ СФЕРЕ В СССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.): НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. С. КУЛЫГИНА»

3. Глусская З. К., Груш Д. Б. Документы героической борьбы. Красноярск, 1959. 566 с.

4. Попов Г. Н. Партизаны Заманья. Красноярск, 1974. 208 с.

5. Андрюсев Б. Е. Кизирская республика: из истории Гражданской войны в Приенисейской Сибири (август 1919-январь 1920 гг.). Красноярск, 2020. С. 11.

© Кривошеин Д. С., 2022

УДК 94(571.513)

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В АВТОМОБИЛЬНОЙ СФЕРЕ В СССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.): НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. С. КУЛЫГИНА

Цибульский Даниил Валентинович,

студент

Научный руководитель — М. Г. Степанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье проанализирована проблема самодеятельного технического творчества в СССР в области самодельного автомобилестроения. В частности, рассматривается вклад в эту область «энтузиаста-самодельщика» — А. С. Кулыгина. Охарактеризованы оригинальные технические и дизайнерские решения построенных автомобилей. Сделан вывод о недооценённости потенциала энтузиастов.

Ключевые слова: альтернативное автомобилестроение СССР, самодеятельное техническое творчество, А. С. Кулыгин.

AMATEUR TECHNICAL CREATIVITY IN THE AUTOMOBILE SPHERE IN THE USSR

(LATE 1970S - EARLY 1990S): ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF A. S. KULYGIN

Tsybulsky Daniil Valentinovich,

student

Scientific supervisor—M. G. Stepanov, Ph.D. in History, Associate Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the problem of amateur technical creativity in the USSR in the field of self-made automobile industry. In particular, the contribution of the «Do-it-yourself enthusiast» A. S. Kulygin to this field is considered. The original technical and design solutions of the built cars are characterized. The conclusion about the underestimation of the potential of enthusiasts of that time in general is made.

Key words: alternative automotive industry of the USSR, amateur technical creativity, A. S. Kulygin.

В Советском Союзе сформировалась уникальная автомобильная культура, которая возникла в начале 1920-х г. с появлением первых автомобилей советского производства. Это были штучные автомобили, которые не имели массового распространения. В 1920-1930-х гг. автомобильная промышленность в СССР также находилась на стадии начального своего становления и имела характер заимствующей с иностранных государств технологий. Это было связано с тем,

что разработки бывшей Российской Империи в области автомобилестроения в большинстве своём были отвергнуты или утрачены по разным причинам. В начале 1930-х гг. из-за отсутствия автомобилей для гражданского пользования возникают единичные эпизоды самодеятельного автомобилестроения. Отдельные энтузиасты создавали и строили автомобили. Одним из таких примеров является автомобиль «ОКТА» («Опытная конструкция трёхколёсного авто-

мобиля») [1], который в 1933 г. был разработан и построен инженером Е. В. Киршевским в г. Новочеркасске. Но также стоит сказать, что это явление возникло не впервые в отечественной истории. В Российской Империи также были примеры строительства транспортных средств отдельными энтузиастами собственной конструкции.

Апогея это явление достигает с новой волной самодеятельного автомобильного строительства в начале 1960-х гг. Строительство самодельных автомобилей набирает принципиально новые обороты. Косвенным подтверждением этому является поддержка этого движения государством. На регулярной основе ежегодно стал проводиться парад-конкурс любительских авто-мотоконструкций на приз журнала ЦК ВЛКСМ «Техника молодёжи». Но мотивы строительства автомобилей в это время отличаются от тех, которые были ранее. Довольно много любительских автомобильных конструкций новой волны - это продукт своего рода творческой и инженерной рефлексии. У довольно большого количества самых разных людей с разными профессиями, которые имели какие-то задумки появилось желание их воплотить в реальную материю. Тем более по разным каналам в СССР поступала информация об иностранном автомобилестроении и о его разнообразии. Поскольку темп жизни после Великой Отечественной войны постепенно менялся в сторону восстановления и развития, то, конечно же, люди не отошли от необходимости в утилитарных автомобилях, например, грузовых или повышенной проходимости. Также гражданам были необходимы автомобили для личного пользования по причинам растущего темпа жизни в целом и растущей рождаемости, в частности.

В итоге, складывается условно две категории самодеятельного автомобильного строительства: утилитарное - из необходимости в средстве передвижения, творческо-

рефлексивное - из необходимости воплотить свои задумки в реальной материи.

Попытки создать серийный автомобиль с интересным и прогрессивным дизайном и технологиями у официальной автомобильной промышленности СССР были разовыми, и говорить о том, что они были успешные, не приходится. Все эти автомобили так и остались прототипами либо «концепт-карами» без какого-либо развития или воплощения в серийном продукте. Также велась работа над перспективными автомобилями для нужд населения, например, над автомобилем такси. Такими разработками занимались и автомобильные заводы, такие как, например, ВАЗ, ГАЗ, ИЖ-МАШ и профильные научно-технические организации, например, НАМИ, ВНИИТЭ. Но опять же большинство таких проектов не получили развития по причине отсутствия поддержки этих проектов профильным союзным министерством и КПСС, а также непоследовательности их решений. Эти структуры зачастую и были заказчиками этих разработок.

В то же время большое количество «само-дельщиков» создавали довольно много прогрессивных разработок. Одним из таких конструкторов-любителей был Александр Сергеевич Кулыгин, создавший несколько автомобилей, некоторые из которых стали известны не только всему СССР, но и миру.

Александр Сергеевич Кулыгин (1953-2004) по образованию - инженер [2].

На момент 1979 г. работал во Дворце пионеров электриком и по совместительству руководителем кружка технического творчества [2].

В 1979 г. А. С. Кулыгин совместно С. Габо-вичем построил уникальный шестиколёсный вездеход «Ухта» [3]. О нём рассказали по центральному советскому телевидению в научно-популярной программе «Это вы можете» [3].

Этот автомобиль имел возможность плавать, т.е. это автомобиль-амфибия.

На суше этот автомобиль мог передвигаться с максимальной скоростью 65 км/ч (По словам А. С. Кулыгина удавалось разогнать до 70 км/ч

[4]), а по воде «Ухта» могла ходить с максимальной скоростью 10-12 км/ч [11, с. 28-29] (по другим данным до 20 км/ч [4]).

В качестве силовой установки, по разным данным, выступал двигатель от автомобиля ЗАЗ 966 - МеМЗ 966 или ЗАЗ 968 - МеМЗ 968. Трансмиссия так от этого же автомобиля. Привод 6 х 6 сделан по средствам приводных цепей. Кузов автомобиля был изготовлен из стеклопластика [11, с. 28-29].

Уже в 1980 г. А. С. Кулыгин построил свой новый автомобиль под названием «Панголина» [5]. На нём стоит заострить внимание, так как с точки зрения дизайна этот автомобиль был сравним с лучшими европейскими спорт-карами. В Советском Союзе серийных автомобилей подобного класса не выпускалось. Спортивные автомобили были, но это были единичные экземпляры, которые строили для соревнований. Автомобилей класса «Гран ту-ризмо» также в СССР серийно не производилось. Именно к классу «Гран туризмо» А.С. Кулыгин относил свой автомобиль «Панголина». Чаще всего «Панголину» сравнивали по внешности с Lamborghini Countach дизайнера Д. Бертоне. «Панголина» имела необычную конструкцию кузова, где крыша и двери представляли собой единое целое - некий «колпак», при нажатии электрической кнопки поднимавшийся вверх при помощи гидроприводов для доступа в автомобиль [8]. Это является уникальной особенностью этого автомобиля. С точки зрения техники, так же, как и в случае с вездеходом «Ухта», были использованы отечественные комплектующие, поскольку доступа к иностранным не было. Большинство комплектующих ходовой части, а именно двигатель объёмом 1.2. литра и трансмиссия, были использованы от автомобиля ВАЗ 2101 [5]. Автомобиль развивал скорость до 180 км/час

[5]. Автомобиль оснащался литыми колёсными

дисками, дизайн которых А. С. Кулыгин разработал самостоятельно. До настоящего времени они не сохранились.

В автомобиле были оригинальные технические решения, аналогов которым не было в серийных автомобилях, как в СССР, так и в мире. Например, в автомобиле отсутствовали классические зеркала заднего вида, как салонное, так и боковые, которые уже в тот момент времени было принято устанавливать в автомобилях всех классов по умолчанию. Вместо них А. С. Кулыгин установил на автомобиль перископ на крыше автомобиля, в районе водительского места [5], который по своей функциональности заменял традиционные зеркала заднего вида. Данный элемент автомобиля утрачен вместе с частью крыши и до настоящего времени не сохранился. Также был некий самодельный «бортовой компьютер», который также утрачен, он устанавливался на передней панели в салоне автомобиля [5]. О его устройстве на данный момент достаточно мало информации, но по изображениям салона автомобиля [10], а также по видеоматериалам [5, 8] можно сделать вывод о том, что у данного компьютера были устройства ввода и вывода, т.е. клавиатура с цифрами и дисплей. По кнопкам клавиатуры, на которых нанесены знаки «+», «-», «=», можно сделать предположение, что составной частью данного компьютера был калькулятор либо его части. Похожие самодельные устройства или «бортовые компьютеры» встречались в других самодельных автомобилях, например, в автомобилях «Лаура» Геннадия Хаинова и Дмитрия Парфёнова, которые были построены примерно к 1984 г. Дмитрий Парфёнов рассказывал, что в его автомобиле также был бортовой компьютер, в котором были использованы микросхемы от калькулятора «Электроника». Их использование было обусловлено тем, что «это было единственной возможностью приобрести микросхему, которая делала умножение», и «показывался расход топлива, скорость» [12]. В до-

кументальном фильме А. Учителя «Секрет "Лауры"» Д. Парфёнов о бортовом компьютере автомобиля «Лаура» рассказывал следующее: «В дальних поездках помогают некоторые электронные устройства. Бортовой компьютер может помочь Вам правильно выбрать оптимальный режим движения» [14]. Следовательно, можно сделать предположение о том, что в автомобиле Панголина Александра Кулыгина могло быть что-то сопоставимое, тем более, что Дмитрий Парфёнов, Геннадий Хаинов были знакомы с Александром Кулы-гиным [12], и, возможно, они использовали некоторые наработки Кулыгина в этой области, так как их автомобили построены позже, чем это сделал непосредственно сам Кулыгин. Также у автомобиля в разное время был головной свет разной конструкции. На автомобиле «Панголина» головной свет представлял собой выезжающий блок, состоящий из четырёх секций и установленный в центральной части капота посередине. Ниже, в районе бампера, располагались противотуманные фары и указатели поворотов. Позже данному блоку в дополнение были установлены две выезжающие фары по бокам, смещённые относительно центра капота к нижней его части [14]. В дальнейшем четырёхсекционный блок фар был убран и оставлены только две блок-фары по бокам [13]. Именно с такими передними фарами автомобиль «Панголина» сохранился до наших дней.

Автомобиль участвовал в большом количестве автопробегов и выставок самодельных автомобилей Советского Союза и стран «социалистического лагеря». Самая престижная выставка, где была представлена «Панголина», -это выставка Expo 1985 в г. Пловдив в Болгарии [6]. Там Александр Кулыгин вместе с другими энтузиастами-самодельщиками представляли СССР. Стоит также отметить мотивы, цели и задачи, которые побудили построить автомобиль «Панголина». В своём интервью он говорил следующее: «Я делал

этот автомобиль, разумеется, не как прототип для серийного производства, это просто дизайнерская разработка. Мне интересно попробовать свои силы в области дизайна на разных типах автомобилей «...» для меня, прежде всего, интересно создать новый облик автомобиля» [8]. Автомобиль «Панголина» соответствовал не всем техническим требованиям к легковым автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке [11, а 255-256], которые были утверждены Минсельхозмашем и ГАИ МВД СССР. Например, были отличия в мощности двигателя: мощность двигателя автомобиля «Панголина» составляла 62 л. с. при весе около 950 кг [5], в то время как регламенту она не должна была превышать 50 л.с. на тонну полной массы [11, а 255-256].

После успеха автомобиля «Панголина» А. С. Кулыгина пригласили на «Автомобильный завод ленинского комсомола» (АЗЛК) на работу [7]. Там он работал над созданием универсала повышенной проходимости - УПВ [8].

На базе платформы автомобиля АЗЛК Москвич 2141 при участии А. С. Кулыгина был разработан автомобиль под индексом «2131» и названием «Круиз» [9]. Разработка автомобиля началась в 1986 г. и уже в первом номере 1987 г. журнала «За рулём» на обложке был изображён макет этого автомобиля.

Но проект не получил развития, после чего А. С. Кулыгин покинул АЗЛК [9]. Существует некая неясность в том, сколько именно автомобилей построил А. С. Кулыгин. На момент постройки «Панголины» он говорил по этому поводу следующее: «Это моя пятая самоделка. Но было до неё ещё примерно двадцать машин поменьше» [14].

В начале 1990-х г. А. С. Кулыгин иммигрировал в США и там продолжил свою деятельность по конструированию автомобилей [10]. Он погиб в аварии в 2004 г. [2] [10].

Таким образом, самодеятельное техническое творчество способствовало развитию науки и техники в СССР, но по разным причи-

нам (объективным, субъективным, экономическим, политическим, конъюктурным, социальным) этот потенциал был потерян и люди, которые находились в самодеятельном движении так и не реализовали свои возможности в полной мере для проектов, которые могли вылиться в какой-либо продукт для массового

пользования. Вклад Александра Сергеевича Кулыгина в автомобильную культуру и историю СССР неоспоримый. Он строил автомобили, в которых реализовывал свои дизайнерские идеи и внедрял инновационные технические решения, аналогам которым не было на тот момент времени.

Библиографический список

1. Кочнев Е. Карапет и Михлеон: неизвестные советские экспереметальные автомобили. // Kolesa.ru: сетевое издание. 2019. 27 янв. URL: https://www.kolesa.ru/artide/karapet-i-mihleon-zima-i-vasilyok-neizvestnye-sovetskie-samodelnye-i-eksperimentalnye-legkovushkivk.com/wall-121647037_1219 (дата обращения: 10.02.2022).

2. Шедевры на колесах, человек и автомобиль VI (часть 1) / С севера СССР в USA, или история проектов Александра Кулыгина + историческое видео / Avtostarevchik (имя пользователя на сетевом форуме DRIVE2.RU). // Сетевой форум DRIVE2.RU. 2017. 12 сен. URL: https://www.drive2.ru/b/482860977772036680/ (дата обращения: 20.02.2022).

3. Это вы можете. Автомобили амфибии (1981) / ведущий В. Соловьёв; Главная редакция программ для молодёжи. Москва: Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v= Z6EkWhWOuEo&ab_channel=Советскоетелевидение.ГОСТЕЛЕРА,ДИОФОНД (дата обращения: 19.02.2022).

4. Карташов В. Lamborghini из СССР: самодельный спорткар «Панголина» // Редакция Российской газеты. 2020. 28 сен. URL: rg.ru/2020/09/28/lamborghini-iz-sssr-samodelnyj-sportkar-pangolina.html (дата обращения: 20.02.2022).

5. Это Панголина - Lamborghini из СССР / ведущий К. Коршунов; 808.media. Москва: 808, 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_-iK76Grf1U (дата обращения: 19.02.2022).

6. Последний самодельщик // Коммерсантъ Автопилот. 2019. № 9. URL: www.kommersant.ru/doc/4150375 (дата обращения: 21.02.2022).

7. Страницы истории. Москвич 2131 «Круиз» и А. Кулыгин / Maksim Trofimov (имя пользователя на сетевом форуме DRIVE2.RU) // Сетевой форум DRIVE2.RU. 2015. 27 янв. URL: www.drive2.ru/b/1610938/ (дата обращения: 21.02.2022).

8. Это вы можете. Лимоны для Кубы, музыкальные колонки, «Панголина» (1992) / режиссёр В. Шкурко, автор сценария А. Глазков; ТПО ЭВМ, ТО Эксперемент. Москва: Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DglFuG8KFs4 (дата обращения: 19.02.2022).

9. Кишкурно И Москвич мог стать минивэном! Секретный проект «Арбат» // Интернет издание «За рулём»: электронное издание. 2021. 15 сен. URL: https://www.zr.ru/content/articles/930978-moskvich-mog-stat-minivehnom/ (дата обращения: 25.02.2022).

10. Легендарная самоделка Александра Кулыгина «Панголина». 1982 г. / ymorno_ru (имя пользователя на сетевом форуме livejournal.com) // сетевой форум livejournal.com. 2017. 22 мар. URL: https://picturehistory.livejournal.com/2032020.html (дата обращения: 17.03.2022).

11. Захарченко В. Д., Туревский С. И. Я строю автомобиль: научно-популярное издание. М.: Ордена Трудового Красного Знамени «Машиностроение», 1990. 264 с.

12. Истории из 80, 90-х. Изобретатель Дмитрий Парфёнов. Большое интервью с Константином Академик Заруцким / ведущий К. Заруцкий; Супротек Рейсинг. Автомобили и Люди. Санкт-Петербург: Супротек Рейсинг. Автомобили и Люди, 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TLEB8CdjTbA (дата обращения: 19.02.2022).

13. Exposition Mondiale des réalisations des Jeunes inventeurs 1985 Plovdiv: сайт / Bureau International des Expositions. Paris: Bureau International des Expositions. URL: www.bie-paris.org/site/fr/1985-plovdiv (дата обращения: 19.03.2022).

14. Секрет «Лауры» / режиссёр А. Учитель. Ленинград: Ленинградская студия документальных фильмов, 1985. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ALs7jJDv93Q (дата обращения: 19.02.2022).

© Цибульский Д. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.