Научная статья на тему 'Самодетерминация коррупционной преступности в сфере местного самоуправления'

Самодетерминация коррупционной преступности в сфере местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
612
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аглямова Гульназ Махияновна

Показана актуальность проблем, связанных с определением признаков процесса самодетерминации и их влияние на состояние коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. Рассматривается взаимосвязь форм самодетерминации с причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Determination of Corruption in Local Government

The paper dwells upon topical problems, connected with the process of self-determination and its impact on corruption in local government. The author analyzes interrelation of various forms of self-determination and reasons and conditions of corruption in local government.

Текст научной работы на тему «Самодетерминация коррупционной преступности в сфере местного самоуправления»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2, Право

^-Казань

УДК 343.97.024

Самодетерминация коррупционной преступности в сфере местного самоуправления

Аглямова Г.М.

Старший преподаватель кафедры уголовного права Набережночелнинского института (филиала)

Казанского (Приволжского) федерального университета

Показана актуальность проблем, связанных с определением признаков процесса самодетерминации и их влияние на состояние коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. Рассматривается взаимосвязь форм самодетерминации с причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Ключевые слова: самодетерминация, преступность, детерминанты преступности, коррупционная преступность, причины и условия коррупционной преступности, местное самоуправление.

При анализе вопроса о самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, на наш взгляд, необходимо сначала рассмотреть понятие причин и условий преступности, понятие причин и условий коррупционной преступности.

Для того, чтобы эффективно предупредить преступность, необходимо знать ее причины и условия, т.е. детерминанты. Процесс детерминации (обуслав-ливания, определения) преступности - сложное, многоаспектное явление. Причина преступности -это то, что порождает преступность. Условие - это то, что само по себе не порождает преступность, а способствует, влияет на процессы возникновения, существования. Мы исходим из той позиции, что причины и условия преступности разные, но в то же время взаимосвязанные понятия.

На процессы обуславливания преступности влияют не только причинные связи, но и статистические, функциональные, связи состояний и иные. Например:

1. Статистическая связь: взаимосвязь численности населения и количества преступлений.

2. Функциональная связь: влияние мирового экономического кризиса на состояние преступности.

3. Связь состояний: низкая эффективность мер борьбы с преступностью в настоящий момент может привести к увеличению рецидивной преступности в будущем.

К иным связям, на наш взгляд, относится:

- причина всегда порождает следствие, и это следствие является причиной другого следствия: П^С(ПМС(ПМ...

- причина и следствие - взаимосвязанные явления: П-^-С

- для того, чтобы причина могла породить следствие, необходимы условия, которые могли бы способствовать появлению следствия: П Y* С.

Причины и условия коррупционной преступности, вообще, во многом предопределяются общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, психологическими, идеологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны: кризис и нестабильность развития экономики, существование криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение морали и нравственности, невысокий уровень правосознания населения и т.п.

В то же время для анализируемой преступности присущи и особенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития, связанные преимущественно с государственной, муниципальной службой и управленческими функциями. Среди этих факторов следует выделить те из них, которые связаны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием общественного контроля за их служебной деятельностью.

107

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Право

Существование недостатков социального контроля - результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих.

В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

Существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.

Следует также выделить размер оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Иногда оплата бывает настолько ничтожной, что как бы подразумевается, что служащий перейдет на «кормление клиентами».

При рассмотрении вопроса о причинах и условиях коррупционной преступности в сфере местного самоуправления необходимо, на наш взгляд, обратиться к проблеме самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. Из общей теории и практики криминологии понятно, что преступность и сама может порождать новые формы проявления девиантного поведения, т.е. происходит так называемый процесс самодетерминации. По нашему мнению, данный процесс присущ и коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Процесс самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления взаимосвязан с причинами и условиями общей преступности, коррупционной преступности вообще, а также специфическими причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Исходя из этого, предлагаем следующую классификацию форм самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления:

Первая форма взаимосвязана с причинами и условиями общей преступности;

Вторая форма взаимосвязана с причинами и условиями коррупционной преступности;

Третья форма взаимосвязана с специфическими причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Каждую форму процесса самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления необходимо рассмотреть в отдельности.

Первая форма взаимосвязана с причинами и условиями общей преступности. К причинам преступности относятся: экономические, социальные, 108

правовые, политические, идеологические явления. К условиям относятся, например, природные, организационно-технические и иные явления.

Причины преступности на социологическом уровне необходимо, прежде всего, искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономической политики, а также в системе распределительных отношений [1]. Проанализировав историю государства и права России и зарубежных стран, видно, что любые социально-экономические формации порождают преступность и, на наш взгляд, задача государства состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальные пути решения социально-экономических разногласий и действовать по принципу: «все - во благо человека и для человека».

Правовые причины преступности состоят в том, что на сегодняшний день в российском уголовном законодательстве имеется достаточное количество коллизий и пробелов, и они требуют доработки, т.е. максимального приближения норм права к реалиям нашей жизни.

Политические и идеологические причины заключаются в том, что в российском политическом пространстве нередки случаи возникновения конфликтов в регулировании политических и идеологических отношений, которые и приводят к совершению преступлений. Отсутствие единой идеологии, падение нравственности, этики и эстетики тоже приводит к различным социальным конфликтам.

По нашему мнению, представляется необходимым рассмотрение некоторых условий преступности. К природным условиям относятся природные катаклизмы, такие как наводнения, землетрясения и другие. Они создают экстремальные ситуации, когда для преступников создаются благоприятные условия для совершения, например, преступлений против собственности. К организационно-техническим условиям относятся недоработки в организационнотехнической сфере - учет материальных ценностей, отсутствие современной наблюдательной техники.

Все вышеперечисленные причины и условия преступности являются «крышей» для формирования и существования процесса самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Вторая форма взаимосвязана с причинами и условиями коррупционной преступности.

На наш взгляд, причинами коррупционной преступности являются: экономическая нестабильность, низкий уровень институционализации правительства; разрыв между нормами права и их применением, низкая конкурентоспособность, невысокий уровень участия граждан в решении задач государства, отсутствие реально действующих элементов гражданского общества, слабая защита прав и свобод граждан, низкий образовательный уровень

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Право

населения, медленная адаптация российского общества к изменившимся социально-экономическим условиям. Соглашаясь с мнением А.А. Швыркина [2], констатируем, что другая причина существования и масштабности исследуемого явления видится в национальном менталитете российского общества, исторически-обусловленных доминантах общественного сознания в связи с отношением к власти, что нашло отражение в различных фольклорных формах. Эти причины и условия коррупционной преступности положительно влияют на процесс самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Третья форма процесса самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления взаимосвязана со специфическими причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. Предлагаем рассмотреть их по видам.

1. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в области регулирования права собственности на землю. Как отмечает Р.А. Гребенюк, сегодня вместо прав собственности действует сложная система взаимоотношений с губернаторами, правоохранительными органами, судами, местными чиновниками. Эта система не предусмотрена законами, но она вплетена в социальную ткань общества, которая формировалась несколько десятилетий и сегодня неимоверно разрослась. То есть произошел переход «в частную собственность» прав распоряжения властью, государственными ресурсами, что самым негативным образом отражается на состоянии правопорядка в этой сфере [3].

На наш взгляд, наличие в самих органах местного самоуправления нескольких структурных подразделений по вопросам регулирования земельных отношений само по себе создает коррупционную схему. В свете подорожания цен на земельные участки, желания граждан получить в собственность плодородные, с хорошей инфраструктурой земельные участки для личного подсобного хозяйства, для строительства дома, для занятия предпринимательством являются основанием для совершения муниципальными служащими преступлений коррупционного характера. На сегодняшний день весьма затруднительным оказался вопрос предоставления земельных участков для строительства дома многодетным семьям. Муниципальные органы были не готовы в кратчайшие сроки реализовать рекомендации Президента и Правительства Российской Федерации по предоставлению земельных участков. Были выявлены факты недоработки генеральных планов муниципальных образований, а в некоторых случаях отсутствие земельных участков или факты оформления одного земельного участка двум и более лицам, использование участков не по

назначению. По нашему мнению, непоэтапное регулирование земельных отношений в муниципальных образованиях является причиной возникновения коррупционных проявлений в этой области.

2. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Анализ нормативно-правовых актов показывает, что органам местного самоуправления предоставляется возможность проводить тендеры, конкурсы среди коммерческих организаций для осуществления капитального, текущего ремонта, благоустройства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства. В юридической практике выявляются случаи незаконного проведения тендеров, совершения муниципальными заказчиками преступлений коррупционной направленности.

3. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в области образования. В свете реформирования образования, внедрения новых технологий и технических средств на всех уровнях образовательного пространства актуальным становится и вопрос противодействия коррупционным преступлениям в сфере местного самоуправления в области образования. На практике нередки случаи совершения коррупционных преступлений руководителями, педагогами в образовательных учреждениях дошкольного школьного образования. Причинами и условиями являются: низкая заработная плата педагогов, снижение авторитета учителя в обществе, низкий уровень социальной защищенности и государственных гарантий педагогических работников.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, предусматривающие меры, рекомендации по предупреждению коррупционных преступлений в области образования. Например, на основании Приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.03.2011 г. № 1244/11 «О недопущении незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан» [4] на уровне муниципального уровня города Набережные Челны был издан Приказ руководителя Управления образования и по делам молодежи Исполнительного комитета города Набережные Челны с соответствующим наименованием [5].

4. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в области здравоохранения. В связи с проведением реформ в системе здравоохранения вопросы приобретения новых технических средств и разработка новых методов диагностики требуют немалых денежных вложений, которые поступают из федеральных, региональных и местных муниципальных бюджетов. В юридической практике были и есть случаи совер-

109

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Право

шения коррупционных преступлений в этой области путем указания неправильных, недостоверных сумм затрат на приобретение дорогостоящей медицинской техники, нереальной вакцинации населения, а указанной только в документах и др.

5. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, связанные с низкой заработной платой муниципальных служащих. По нашему мнению, к ним относятся: неконкурентоспособная заработная плата, необеспеченность муниципальных служащих жильем и иными социальными благами, т.е. финансовая, материальная, социальная необеспеченность со стороны государства.

Предлагаем следующую классификацию форм самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления:

1 форма: для коррупционной преступности в сфере местного самоуправления присущ такой фактор как латентность, который сам создает основу для совершения повторных, новых коррупционных преступлений. Отмечаем, что проблеме проведения криминологических исследований по вопросам латентной преступности в научных трудах отечественных криминологов стали уделять определенное внимание лишь в последние двадцать лет. Это можно объяснить рядом объективных и субъективных причин, одним из которых является причина идеологического характера, когда даже официальные данные уголовной статистики имели закрытый характер, и в силу социальной невостребованности осложнялась работа по проведению криминологических исследований по проблеме латентной преступности. На наш взгляд, уровень латентности коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления является высоким. Об этом свидетельствуют официальные открытые статистические данные.

2 форма: коррупционные преступления в сфере местного самоуправления порождают и иные новые преступления, т.е. появляется постпреступная деятельность муниципального служащего. Например, преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ, может привести к совершению и других преступлений. В юридической практике есть ситуации когда для того, чтобы скрыть коррупционные преступления в сфере местного самоуправления, были подделаны документы, совершены заказные убийства и др.

3 форма: взаимосвязана с правосознанием, правовой культурой, правовой психологией муниципальных служащих и населения муниципального образования. Если коррупционные преступления в сфере местного самоуправления остаются невыявленными, незаявленными, нераскрытыми и безнаказанными, то это создает особое психологическое состояние самих муниципальных служащих и населения. Граждане, увидев, что жизненные задачи можно решать и путем совершения коррупционных преступлений, сами не заявляют о совершенных 110

ими или муниципальными служащими преступлений, т.е. возникает состояние бесконтрольности в обществе, которое расширяет, приводит к росту коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

4 форма: анализ правоприменительной практики и научной литературы показывает взаимосвязь коррупционной преступности и организованной преступности. Немало научных трудов посвящены этому вопросу. Например, С.А. Балеев рассматривает вопросы соучастия в преступлении [6, с. 17-20;

7]. Коррупционная преступность в сфере местного самоуправления приобрела и организованные формы, которые порождают и различные преступления. Например, подделка документов, подкуп вышестоящих государственных служащих и др. На наш взгляд, данная форма является самой опасной, которая представляет пирамиду преступных отношений не только в самой структуре местного самоуправления, но и в самой иерархии органов государственной власти и органов местного самоуправлении, которые в ходе осуществления своих полномочий должны взаимодействовать и с другими институтами общества.

Таким образом, процесс самодетерминации коррупционной преступности в сфере местного самоуправления взаимосвязан с причинами и условиями коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, с вопросом о личности преступника и представляет собой сложный детерминационный механизм.

Литература:

1. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 678 с.

2. Швыркин А.А. Предупреждение коррупционных правонарушений // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Российская криминологическая ассоциация, Вашингтонский университет, ИГП РАН, г. Москва 1999 год) / Под ред. В.В. Лунеева. - М.: Юристъ, 1999. - С. 224-228.

3. Гребенюк Р.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества : дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2004. - 171 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Право

4. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.03.11 № 1244/11 «О недопущении незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан» // Электронная правовая система Консультант Плюс.

5. Официальный сайт города Набережные Челны. -URL: www. nabchelny. rn

6. Балеев С.А. О понятии соучастия в преступлении в действующем уголовном законе // Российский следователь. - 2010. - № 13. - С. 17-20.

7. Балеев С.А. К вопросу об определении исполнителя как вида соучастника преступления в уголовном праве // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т 154. - № 4. - С. 182-186.

Self-Determination of Corruption in Local Government G.M. Aglyamova

Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny

The paper dwells upon topical problems, connected with the process of self-determination and its impact on corruption in local government. The author analyzes interrelation of various forms of selfdetermination and reasons and conditions of corruption in local government.

Key words: self-determination, criminality, determiners of criminality, corruption, reasons and conditions of corruption, local government. 111

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.