Научная статья на тему 'Значение норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления'

Значение норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
957
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / НОРМЫ МОРАЛИ / СФЕРА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / CORRUPTION CRIME / CORRUPTION / CRIME / FIGHTING / PREVENTION / MORALITY / SPHERE OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аглямова Гульназ Махияновна

Раскрывается значение норм морали при исследовании отношений в области предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Основной акцент делается на методологических аспектах сравнительно-правового анализа норм морали и норм права как мер борьбы с коррупционной преступностью. Делаются выводы о необходимости разработки этической модели предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления для современной криминологии и уголовного законодательства. Рассматриваются основные функции норм морали в борьбе с коррупционной преступностью. Анализируются труды ведущих ученых-правоведов, внесших существенный вклад в развитие современной криминологии, уголовного права, теории государства и права. Акцент делается на предупреждении коррупционной преступности среди муниципальных служащих, к которым относится гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы, Предлагается выработать целостную теоретико-правовую концепцию обеспечения государственной безопасности в сфере борьбы с коррупционной преступностью на муниципальном уровне, направленную на применение норм морали и разработанных на их основе нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MORALITY IN PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article reveals the importance of morality while studying the relations in the field of prevention of corruption crimes in the sphere of local self-government in the Russian Federation. The main focus is on the methodological aspects of comparative legal analysis of norms of morality and law as measures to combat corruption. The author makes conclusions on the necessity of developing ethical models of the corruption crime prevention in the sphere of local government for modern criminology and criminal law. The basic functions of moral standards in the fight against corruption are described. The author analyzes the writings of leading legal scholars who have made significant contributions to the development of modern criminology, criminal law, theory of state and law. The emphasis is on preventing crimes of corruption among municipal officials, including citizens performing in the order specified by municipal legal acts in accordance with the Federal laws and laws of subjects of the Russian Federation, the duties of municipal service.It is proposed to develop a comprehensive theoretical-legal concept of national security in the fight against corruption at the municipal level, aimed at the application of moral standards and developed on their basis normative legal acts.

Текст научной работы на тему «Значение норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления»

Правоведение

УДК 343.97:328.185:352.075 Г.М. Аглямова

ЗНАЧЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Раскрывается значение норм морали при исследовании отношений в области предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Основной акцент делается на методологических аспектах сравнительно-правового анализа норм морали и норм права как мер борьбы с коррупционной преступностью. Делаются выводы о необходимости разработки этической модели предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления для современной криминологии и уголовного законодательства. Рассматриваются основные функции норм морали в борьбе с коррупционной преступностью. Анализируются труды ведущих ученых-правоведов, внесших существенный вклад в развитие современной криминологии, уголовного права, теории государства и права. Акцент делается на предупреждении коррупционной преступности среди муниципальных служащих, к которым относится гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы,

Предлагается выработать целостную теоретико-правовую концепцию обеспечения государственной безопасности в сфере борьбы с коррупционной преступностью на муниципальном уровне, направленную на применение норм морали и разработанных на их основе нормативных правовых актов.

Ключевые слова: коррупционная преступность, коррупция, преступность, борьба, предупреждение, нормы морали, сфера местного самоуправления.

Коррупционная преступность является основной угрозой политической, экономической и социальной безопасности в Российской Федерации. На сегодняшний день статистические данные говорят об увеличении коррупционных проявлений. Например, за январь-ноябрь 2016 г. сотрудниками органов внутренних дел в отчётном периоде выявлено более 20 тысяч преступлений коррупционной направленности, из них около 6 тысяч, совершённых в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб [1]. В январе - ноябре 2016 г. выявлено 28 425 преступлений коррупционной направленности [2].

С точки зрения современной криминологии коррупционная преступность подразделяется на несколько видов: в сфере здравоохранения, в сфере образования, в правоохранительных органах и др. На наш взгляд, изучение коррупционной преступности в сфере местного самоуправления является одним из актуальных вопросов криминологических исследований. Одна из задач криминологии - это предупреждение преступности. Мы остановимся на важных аспектах борьбы с коррупционной преступностью в сфере местного самоуправления, в частности, обратим внимание на нормы морали, которые являются социальными регуляторами общественных отношений, возникающих в предупреждении данного вида коррупционной преступности. По нашему мнению, на сегодняшний день в науке криминологии назрела необходимость провести исследование о значении норм морали в предупреждении коррупционной преступности, в частности, в сфере местного самоуправления и ввести понятие «этическая модель предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления».

Необходимо разграничивать такие понятия, как «сфера местного самоуправления» и «органы местного самоуправления». «Сфера местного самоуправления»- более широкое по своему содержанию, чем «органы местного самоуправления» понятие, они являются лишь институтом сферы местного самоуправления, которые имеют полномочия организационно-распорядительного характера. Во-вторых, понятие «борьба с преступностью» более широкое понятие, чем «противодействие преступности», которое охватывает понятие «предупреждение преступности». На наш взгляд, предупреждение преступности - это система мер, которые направлены на предотвращение, пресечение и профилактику преступных деяний, осуществляемых специализированными и неспециализированными субъектами [3. С. 98].

2017. Т. 27, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Меры по предупреждению преступности осуществляются на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном. Важно отметить, что на всех уровнях предупреждения коррупционной преступности, в частности, в сфере местного самоуправления, наряду с нормами права важную роль играют и нормы морали. В современном обществе в повседневной жизни люди руководствуются различными нормами. Являясь моделью поведения, они необходимы в развивающемся гражданском обществе, которое характеризуется многообразием и сложностью социальных отношений. Мы согласны с мнением Л.А. Морозовой, которая пишет: «В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения» [4. С. 197].

Согласно общей теории государства и права принята следующая классификация норм: технические нормы и социальные нормы. Нас интересуют социальные нормы, которые являются регуляторами отношений между людьми, коллективами. Социальные нормы возникают и получают свое развитие на протяжении истории человечества и характеризуют уровень цивилизованности того или иного общества. Общественные отношения многообразны, поэтому социальные нормы многоаспектны.

А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев отмечают: «Юридическая наука подразделяет социальные нормы, исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: обычаи, традиции и деловые обыкновения; религиозные, политические нормы, нормы общественных отношений (корпоративные), моральные и правовые» [5. С. 400].

Мораль постоянно развивается, показывая степень развития общества. Выработанные нормы морали являются руководящим фундаментом поведения людей, их взаимоотношений.

Мораль - это взгляды, представления людей о добре и зле, о совести, справедливости. Одновременно - это и социальные нормы, принципы поведения, исходящие из взглядов, эмоций, чувств, оценивающие поведение свое и чужое с точки зрения таких категорий, как добро, порядочность и справедливость.

М.И. Еникеев пишет: «Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением. Преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое - социально должное» [6. С. 272-273].Следует отметить, что совершение коррупционных преступлений подлежит социальной и правовой оценке через категорию справедливости, а в сфере местного самоуправления - социальной оценке населения муниципального образования, используя нормы морали, и правовой оценке правоохранительных органов, судов, применяя нормы права.

Необходимо отметить, что признаком норм морали является гуманистическая направленность, которая показывает взаимосвязь этих норм с нормами права, в основе которых лежит принцип гуманизма.

В предупреждении коррупционной преступности и коррупционной преступности в сфере местного самоуправления исполнение норм уголовного законодательства обеспечивается государственным принуждением, исполнение норм морали - социально-психологическими механизмами. Возникает так называемая моральная санкция. На наш взгляд, она реализуется духовным воздействием.

Большая часть отношений, возникающих для предупреждения коррупционной преступности и коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, регулируется нормами права и нормами морали. Здесь может возникнуть ситуация, называемая конфликтом норм. Реалии жизни показывают, что данная ситуация имеет результат - возобладание норм морали. Однако это не говорит о том, что нормы морали выше норм права. Нормы права для адаптированной к социальным условиям личности должны быть моральной (нравственной) ценностью. Например, при возникновении соблазна совершить коррупционное преступление, должностное лицо государственного органа, муниципальный служащий местного самоуправления может контролировать свое поведение нормами морали. Поведение лица, основанное на нормах морали, - высший уровень человеческого поведения, оно является основой для исполнения норм права.

Изучая выполнение норм морали в отношении личности преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере местного самоуправления, можем сказать, что оно контролируется обществом, то есть населением муниципального образования. Например, это отражается в сообщениях граждан по системе «Народный контроль».

Проведенное нами исследование образа жизни личностей, совершающих коррупционные преступления в сфере местного самоуправления, до совершения коррупционного преступления показало, что они систематически совершали аморальные поступки. Такие преступления совершают дезадаптированные лица, которые формируются вследствие труднопреодолимых для них жизненных ситуаций, то есть любые задачи жизни они называют проблемой и не знают элементарное жизненное правило: «Безвыходных ситуаций не бывает и выход надо искать, используя нормы морали».

Люди стараются быть хорошими, однако у каждого свое понимание хорошего. Об этом написал Л.Н. Толстой: «Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют о себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем месте в ней понятие» [7].

Коррупционная преступность в сфере местного самоуправления - понятие криминологическое, взаимосвязанное с уголовным правом. Коррупционные преступления отражены в Уголовном кодексе Российской Федерации [8]. Анализ уголовно-правовой литературы показывает, что ученые нередко обращаются к нормам морали при раскрытии понятий, принципов уголовного права и принципов уголовной ответственности. Например, представители Казанской школы уголовного права и криминологии Б.В. Сидоров, Ф.Р. Сундуров, М.В. Талан, И.А. Тарханов и др. пишут: «Справедливость -категория этико-правовая. При этом этические начала являются доминирующими, определяющими, а право лишь фиксирует их устойчивые качества, проявляющиеся в тот или иной исторический период развития общества. Это означает, что справедливость - категория исторический изменчивая. Меняется и ее отражение в праве. То, что было справедливо в одну эпоху, уже не является таковым в другую. Однако общая тенденция развития этого принципа такова, что в нем все больше и полнее отражаются идеи уважительного отношения субъектов действительности друг другу, проявляются общечеловеческие ценности» [9. С. 53].

Обратим внимание на труды А.С. Пиголкина, А.Н. Головистиковой, Ю.А. Дмитриева, которые пишут о соотношении права и морали: «Право и мораль - фундаментальные исторические ценности, показатели цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса. В то же время, наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия» [10. С. 285].

Интересные аспекты выявляются при раскрытии значения норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. По нашему мнению, они заключаются в следующем.

С возникновением человеческого общества возникли нормы морали. В любой социально-экономической формации существовали определенные формы сплочения людей для жизнедеятельности, в современности - это муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения).

Нормы морали санкционируются населением муниципального образования. Не имея официально выраженных письменных форм, некоторые из них могут быть сформулированы в уставе муниципального образования, в произведениях литературы и искусства, летописях и др.

Нормы морали имеют свои оценочные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, благородно-подло и др. Эти критерии могут быть использованы населением муниципального образования при оценке противоправных действий личности преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере местного самоуправления. Свое отношение население также может выразить и при оценке норм уголовного законодательства, обвинительных или оправдательных приговоров судов, вынесенных в отношении коррупционных преступников.

Если сравнивать соотношение значений норм морали и норм права в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, то выявляется более глубокий и широкий уровень воздействия норм морали. В жизни людей не существует областей, где нет моральной оценки, а

2017. Т. 27, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

нормы права регулирует только наиболее важные сферы общественных отношений. Например, личные, бытовые и иные отношения (дружба, любовь и т. п.) в сферу регулирования права не входят, однако коррупционные преступления могут быть совершены и на основе этих отношений. Особенно это проявляется в муниципальных образованиях, расположенных на небольших территориях, где все друг друга знают и, по словам лиц, совершающих коррупционные преступления: «У нас дружба и решили друг другу помочь». В предупреждении коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления важным является момент понимания различия между дружбой и совершением преступления.

Соблюдение норм морали основывается на мощном социальном воздействии, авторитете населения муниципального образования, в котором живет, работает муниципальный служащий.

Нормы морали и нормы права по содержанию требований совпадают. Те нормативные предписания, которые направлены на предупреждение коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, отражаются и нормах морали, то есть преступление осуждается и моралью. Некоторые нормы права основаны и на религиозных нормах: не убий, не укради и др. Здесь необходимо отметить взаимосвязь норм морали с религиозными нормами, которые в свою очередь являются социальными.

Следует отметить еще одно значение норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. То, что на сегодняшний день поощряет и разрешает норма права, мораль тоже приветствует. Например, в Уголовный кодекс Российской Федерации 3 июля 2016 г. введена ст. 2912, в примечании которой указывается: «Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки» [8]. В этих примерах можно отметить проявление таких оценочных критериев норм морали, как совесть, справедливость, осознание своей ошибки.

Поведение преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере местного самоуправления, определяется его представлениями о выгодах и невыгодах своих поступков. Он оправдывает то, что считает выгодным, при этом используя механизм оправдательной мотивации. У него снижается способность критического отношения к себе и его меньше или вообще не беспокоит моральная сторона средств, используемых им для достижения цели. При рассмотрении значения норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления необходимо, на наш взгляд, обратить внимание и на самодетерминацию данного вида преступности. Одним из форм её проявления является чувство безнаказанности. К сожалению, в юридической практике немало случаев, когда за совершение коррупционных преступлений муниципальные служащие должной меры уголовного наказания не получают. Это порождает определенное психологическое состояние у населения муниципального образования, которое может подтолкнуть к совершению таких коррупционных преступлений, как по ст. 291, 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации (Дача взятки и посредничество во взяточничестве). Может проявиться и другая сторона данного процесса, если, конечно, на территории муниципального образования существует «здоровое общество», которое, используя такой способ снижения уровня коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, как общественное воздействие будет применять нормы морали, например, указав их в уставе муниципального образования, в решениях сходов граждан и др.

По нашему мнению, в криминологии при рассмотрении значения норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления важным является внедрение понятия нравственной (моральной) социализации личности, проявляющееся в осознании и способности применить нормы морали в жизненных ситуациях. Это осознание и способность применить нормы морали в случаях возникновения отношений, которые могут способствовать совершению коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления. Все, что противостоит нормальной моральной социализации, приводит к отклонениям в правовой социализации. Особенно опасны для муниципального служащего влияние негативных сторон поведения вышестоящих лиц. Деморализуется та личность, которая не охватывается средствами или способами положительного воздействия. Может так получиться, что девиантность поведения муниципального служащего становится способом самоутверждения. На наш взгляд, нравственная (моральная) дезадаптация личности преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере местного самоуправления, взаимосвязана не только с ценностной дезорганизацией, но и с несформированностью положительных способов самоутверждения.

Осознание муниципальным служащим своего несоответствия требованиям «атмосферы» муниципального образования (если, например, будет действовать «правило»: «все крадут, берут взятки и ты тоже должен») может вызвать изменение личности. Данное явление имеет две основных стороны и еще дополнительную третью. Во-первых, он тоже будет придерживаться этого правила, совершать коррупционные преступления, во-вторых, у него может появиться стремление противостоять враждебной для него среде, в-третьих, он может выбрать так называемую золотую середину, используя обходные пути.

Нравственная (моральная) социальная адаптация муниципального служащего приводит к дезадаптации правовой: делинквентности и совершению коррупционного преступления.

Важно отметить, что переход к асоциальности усиливается, как было сказано выше, механизмом защитной мотивации: «все так живут», «все воруют» и др.

Для того чтобы муниципальный служащий вел себя правомерно, он должен понимать, применять базовые моральные ценности, усвоить нормы и способы нравственного поведения. Получается, что моральная социализация муниципального служащего связана с формированием нравственно-исполнительного поведения и с формированием осознания нравственности.

Осознание нравственности муниципальным служащим - это сфера индивидуального сознания, связанная с отражением нравственно-значимых явлений и регуляцией нравственно-значимого поведения. Можно сказать, что - это совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение муниципального служащего к нормам морали, его представления о должной нравственности, о моральном и аморальном. На наш взгляд, данная сфера индивидуального сознания имеет различные уровни развития. Рассмотрим их.

Во-первых, элементарный уровень, который выражается в согласовании своей деятельности на территории муниципального образования с эмпирическим представлением муниципального служащего о нормах морали.

Во-вторых, высокий уровень, который проявляется при осознании муниципальным служащим сложных рабочих ситуаций и др.

В-третьих, высший уровень, который характеризуется совокупностью взглядов муниципального служащего на нравственную (моральную) систему с оценкой ее сущности. При рассмотрении данного уровня важно отметить еще одно обстоятельство: провозглашении государством идеологии о нравственной личности. На сегодняшний день в Российской Федерации назрела необходимость усилить данный вид идеологии. На наш взгляд, идеология о нравственной личности - это проявление духовной сферы жизни общества и личности, определение престижа норм морали, их ценность и эффективность в гражданском обществе. Такая усиленная идеология во взаимосвязи с нормами права о противодействии коррупционной преступности послужила бы мерой по предупреждению коррупционной преступности и, в частности, коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Осознание нравственности муниципальным служащим - субъективное явление, в котором можно отметить три стороны: познавательную, оценочную и регулятивную.

Познавательная сторона связана с адекватным отражением моральных ценностей в сознании муниципального служащего. Оценочная сторона выражается в отношении муниципального служащего к нормам морали, в определении их значения. Регулятивная функция связана с контролированием действия норм морали и оценкой результатов, то есть проявление норм морали в правомерном поведении.

Поведение муниципального служащего, основанное на морали, - это поведение, когда способы, цели и результаты не противоречат нормам морали. Согласимся с А.В. Малько, который отмечает: «Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п. мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же - есть наука о морали (нравственности) [11. С. 114]. Обратим внимание на «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [12], где гл. 3 содержаться рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих. На наш взгляд, данный Типовой кодекс может послужить быть основой для принятия Концепции предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.

Наряду с понятиями «мораль», «нормы морали», «этика» применяется и еще одно понятие -«этикет». И.В. Гусев пишет: «Обычно под этикетом понимается совокупность правил поведения, в которых выражается внешняя сторона отношений с другими людьми: приветствия, обращения, пове-

дение в общественных местах, манеры и одежда» [13. С. 3]. Рассмотрим одну из сторон проявления этикета - общение. Общение муниципального служащего - совокупность приемов поведения, с их помощью выявляется, поддерживается статус самого муниципального служащего и другой стороны общения (другие муниципальные служащие, население муниципального образования и иные лица).

Предлагаем следующее определение понятия «этическая модель предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления» - это система мер предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления, основанных на нормах морали (нравственности), применяемых муниципальными служащими, населением муниципального образования, государством для снижения уровня коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Таким образом, значение норм морали в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления обусловлено теми нравственными нормами, которые приняты и применяются в нашем обществе. Назрела необходимость разработки этической модели предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления для современной криминологиии, уголовного законодательства. Поэтому мы считаем, что в криминологических вопросах необходимо обращать особое внимание на роль норм морали для снижения уровня общей преступности, коррупционной преступности и коррупционной преступности в сфере местного самоуправления, учитывая их взаимосвязь с нормами уголовного законодательства. Нормы морали для сферы местного самоуправления - основа нравственной культуры общества муниципального образования. Они определяют уровень развития морали в данном обществе. От того, насколько муниципальные служащие, население муниципального образования будут соблюдать нормы морали, нормы права, зависит уровень коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны располагать информацией о состоянии нравственности на территории муниципального образования в целом и отдельных групп населения в частности. Самое важное: сами муниципальные служащие должны быть высоконравственными людьми, примером для населения муниципального образования и не совершать коррупционные преступления. Только тогда мы сможем говорить о снижении уровня коррупционной преступности, коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и о том, что Российская Федерация может избежать аномию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Состояния преступности за январь-ноябрь 2016 года. URL: ШрБ^/мвд.рф/героПз/йет^ 116063/

2. Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2016 года. URL: http://genproc.gov.ru/.

3. Аглямова Г.М. Криминологическая характеристика коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2015. 177 с.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб., доп. М.: Эксмо, 2007. 448 с.

5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

6. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 640 с.

7. Толстой Л.Н. Воскресение. URL: http://ilibrary.ru/text/1462/index.html.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ [ред. от 19.12.2016] // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2959.

9. Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. 751 с.

10. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 5-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во АТП, 2016. 516 с.

11. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стереотип. М.: КНОРУС, 2011. 400 с.

12. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21). URL: http://www.consultant.ru.

13. Этикет от А до Я / авт.-сост. И.Е.Гусев. Минск: Харвест, 2004. 464 с.

Поступила в редакцию 02.01.17

G.M. Agliamova

THE IMPORTANCE OF MORALITY IN PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article reveals the importance of morality while studying the relations in the field of prevention of corruption crimes in the sphere of local self-government in the Russian Federation. The main focus is on the methodological aspects of comparative legal analysis of norms of morality and law as measures to combat corruption. The author makes conclusions on the necessity of developing ethical models of the corruption crime prevention in the sphere of local government for modern criminology and criminal law. The basic functions of moral standards in the fight against corruption are described. The author analyzes the writings of leading legal scholars who have made significant contributions to the development of modern criminology, criminal law, theory of state and law. The emphasis is on preventing crimes of corruption among municipal officials, including citizens performing in the order specified by municipal legal acts in accordance with the Federal laws and laws of subjects of the Russian Federation, the duties of municipal service. It is proposed to develop a comprehensive theoretical-legal concept of national security in the fight against corruption at the municipal level, aimed at the application of moral standards and developed on their basis normative legal acts.

Keywords: corruption crime, corruption, crime, fighting, prevention, morality, sphere of local government.

Аглямова Гульназ Махияновна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Набережночелнинский институт ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 423812, Россия, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, 10А E-mail: [email protected]

Agliamova G.M.,

Candidate of Law, Senior Lecturer

Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal State (Volga region) Federal University

prosp. Syuyumbike, 10A, Naberezhnye Chelny,

Russia, 423812

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.