Научная статья на тему 'Самоактуализация и становление высших потребностей личности'

Самоактуализация и становление высших потребностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1277
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская Милена Александровна

Рассматриваются социальные условия и факторы становления потребности в самоактуализации личности. Утверждается, что перманентный переход личности из потенциального бытия в актуальное, появление в ее духовном пространстве более сложных структур есть функция творческого отношения ее к жизни. Самоактуализация предстает как путь прогрессирующей индивидуализации личности, формирования своеобразной структуры ее духовного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-actualization and formation of the highest personal necessities

The article discusses social conditions and factors of necessity formation in self-actualization. It maintains the permanent transition of a person from potential into actual being, the appearance of more complicated structures in his spiritual space is function of his creative attitude to life. Self-actualization is viewed as a way of progressive personal individualization, formation of peculiar structure of his spiritual world.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация и становление высших потребностей личности»

методики развития толерантности подростков в рамках образовательного процесса на основе терапевтической дидактики. Экспериментально было доказано, что организация и проведение целенаправленной психолого-педагогической работы по преодолению интолерантности и развитию толерантности подростков эффективна в процессе непосредственной образовательной деятельности на коммуникативно-ориентированных уроках русского языка.

Библиографический список

2. Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход. Новосибирск: НГПУ, 2006.

3. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII / Под ред. В.С. Собкина. М., 2003.

МОЖЕЙКИНА Людмила Борисовна, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии.

1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. Вып. 7., М., 2004. С. 4 — 7.

Статья поступила в редакцию 11.12.06 г. © Можейкина Л. Б.

УДК 101:3163 М. А. ПЕТРОВСКАЯ

Байкальский государственный университет экономики и права

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ_

Рассматриваются социальные условия и факторы становления потребности в самоактуализации личности. Утверждается, что перманентный переход личности из потенциального бытия в актуальное, появление в ее духовном пространстве более сложных структур есть функция творческого отношения ее к жизни. Самоактуализация предстает как путь прогрессирующей индивидуализации личности, формирования своеобразной структуры ее духовного мира.

Система потребностей выступает основополагающей характеристикой личности. По словам П. В. Симонова, «личность есть индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных, идеальных) потребностей данного человека» [1, с. 33]. Развитая, структурно дифференцированная система потребностей аккумулирует в себе подлинное богатство человека — его жизненные силы, его динамический потенциал, его созидательную энергию. В высших, главным образом духовно-творческих, потребностях заключается внутренний источник социально направленной созидательной ориентации всех многообразных проявлений человеческой природы. Поэтому структурирование потребностей, их «возвышение» представляет собой глубинную основу личностного развития человека. Здесь происходит развертывание сущностных сил человека, которое обозначается в деятельностной философии как самореализация личности (К. Маркс, А. Маслоу, Э. Фромм).

Однако самореализация личности далеко не всегда становится плацдармом ее дальнейшего развития, она может даже препятствовать ему — в том случае, когда ее осуществление не требует от субъекта личностного самосовершенствования. «Гуманистическая

психология» в лице ее основоположников выдвинула мысль о том, что развитие личности имеет характер самоактуализации. Это понятие было введено А. Маслоу для обозначения «полноценного развития человека». Он понимал самоактуализацию как процесс движения по пути личностного роста [2, с. 57], поясняя, что имеется в виду идеал, к которому стремятся немногие. Но он был убежден, что именно самоактуализирующиеся личности реализуют природную сущность человека. В своей последней книге «Высшие устремления человеческой природы» (вышедшей в 1971 г. — уже после его смерти) он постулировал существование потребностей «сверхличностных», «трансперсональных», наиболее глубоко выражающих эту сущность. Их появление связывалось автором с самоактуализацией личности.

Основываясь на своих наблюдениях, проводившихся в клинической практике, А. Маслоу подробно описывает широчайший спектр человеческих достоинств, которыми обладает «самоактуализированный» человек. Это и высота творческого потенциала, и направленность на самореализацию, и ощущение «призванности», и стремление к совершенству [3, с. 224-237, 243-253]. Но это всего лишь наиболее значимые черты «самоактуализированной»

личности, — следуя за автором, мы увидим, что достоинствам ее поистине нет предела: общительность и простота, естественность и сдержанность, благородство и гордость, а кроме того — ответственность, мужество, свобода воли, независимость в суждениях, способность радоваться жизни, удивление, восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными ее проявлениями, оригинальность, изобретательность и многое другое.

Между тем А. Маслоу, наделяя «самоактуализированного» человека всеми ценнейшими чертами, оставляет открытым вопрос о том, каким образом формируются такие замечательные личностные качества. Это, конечно, объясняется тем, что автор основывал свои суждения на постулате о врожденном характере всех потребностей индивида. Но сегодня известно, что этот постулат не находит подтверждения ни в жизни, ни в эксперименте, а теоретические представления, складывающиеся на основе деятельностного подхода, заставляют думать, что такие потребности порождаются лишь определенным типом деятельности субъекта и вне его участия в такой деятельности попросту не возникают

[4].

Если мы хотим выявить содержание и характер самоактуализации как процесса (а не только как впечатляющего результата, описанного А. Маслоу) и раскрыть его внутреннюю обусловленность, то нам целесообразно обратиться к одному из ключевых положений синергетики, согласно которому все самоорганизующиеся системы обладают способностью к самопроизвольному (т. е. «свободному») «достраиванию» своей структуры. Когда такая система, открытая и нелинейная, приходит в сильно неравновесное состояние, ее устойчивость нарушается, что ведет либо к деструкции и гибели системы, либо к переструктурированию и повышению степени ее сложности [5, с. 127].

Переход личности на новые уровни структурной организации и образование у нее новой духовной структуры происходит в нестационарных состояниях, которые становятся наиболее вероятными и даже необходимыми в ситуациях необычных, «нестандартных» взаимодействий, выводящих личность за пределы ранее принятой жизненной программы. Подобные взаимодействия характерны для процессов творческой деятельности, в которые на протяжении жизни включается личность. Творчество всегда предполагает создание новой предметной среды, т. е. изменение условий жизни субъекта. Однако помимо «внешнего» результата оно влечет за собой существенные перемены в субъекте — возникновение у него новых духовных структур, новых способностей и потребностей. Результатом творческой самореализации становится не только преобразование внешней среды, но и перестройка всей личностной структуры индивида. Так, соответствующие исследования показывают, что самореализация в сфере художественного творчества обеспечивает слияние в едином процессе рационального и эмоционального, мысли и действия, что способствует многомерному развитию личности [6, с. 108].

Существенно, однако, что творческая деятельность не может «состояться» помимо соответствующих субъективных предпосылок. Без их выявления остается неясным, почему далеко не все люди стремятся к личностному самосовершенствованию и от чего зависит успех этого стремления, если оно проявляется. Творческий акт всегда предполагает сознательно-волевое усилие субъекта, реализуемое

посредством самоограничения, т. е. посредством «насилия» над своей природой. «...Всякое великое творчество вызывает нарушение равновесия; зарождение, по закону природы, — состояние насильственное» [7, с. 280], — утверждал Э. Ренан. Самоограничение, канализирующее творческий порыв, и последующая духовная перестройка субъекта как раз и выступают проявлениями такого «насилия», совершаемого субъектом над самим собой.

Своеобразно выражает эту мысль современный исследователь семантики цвета Н. В. Серов: «Что же может быть болезненного в фиолетовом цвете?.. Творчество. Рождение того, что еще не знал человек. Рождение нового. Нормально ли это? Нет. Нормально все то, что существует в реальном мире. Творец же своим подсознанием входит в мир виртуальный. В мир непознанного сознанием. В мир неосознанного. Архетипического. Божественного» [8, с. 259]. Творчество «болезненно» и «ненормально», ибо оно — «экстремум» жизни, — оно устремлено к неведомому, к несуществующему, к идеальному. Включаясь в акт творчества, субъект каждый раз по своей доброй воле совершает «насилие» над собой, выражающееся в самоопределении (самоограничении).

Человек, свободно творящий себя и свою судьбу, — величайшая сила бытия. Он — порождение свободы и ее создатель. В реальном жизненном процессе свобода осуществляется посредством творческого выбора, который с необходимостью становится фактором самоактуализации личности, — участие в творчестве как бы «заставляет» личность перестраиваться, нарушая ее внутреннее равновесие. И чем основательнее и глубже вовлечен субъект в процесс творчества, тем более «неравновесным» оказывается состояние его духа, тем интенсивнее он в этом процессе «переделывается».

Жизненный выбор в каждом отдельном случае и во всей совокупности принимаемых при этом решений оказывается определенным образом организованным посредством структуры-аттрактора. Подобные структуры в процессе эволюции динамической системы играют роль «созидателей порядка», «центров притяжения» в процессе самоорганизации. Что же выступает в качестве аттрактора, притягивающего все жизненные траектории индивида к такому пути, как самоактуализация, каковы исходные внутренние предпосылки возникновения потребности в самоактуализации?

Всякий индивид, совершая жизненный выбор, оказывается перед одной и той же альтернативой, которую образно выразил Сократ: карабкаться вверх или катиться вниз. Что побуждает человека «карабкаться вверх», идя по пути самоактуализации? Ответ может быть найден, по-видимому, только на путях рассмотрения творчества в контексте мировоззренческого переструктурирования субъекта. Творчество всегда есть созидание нового в себе, в пространстве индивидуального бытия, — это творчество собственной жизни. Оно и является полем, в котором происходит трансформация мировоззрения личности.

Самоактуализация — не «самопроизвольный» переход на новый уровень развития личности, а результат выбора такого способа самореализации, который создает необходимые факторы переструктурирования ее потребностей. Базовые принципы обоснования совершаемого выбора как раз и содержит в себе мировоззрение личности, выражающее комплекс внутренних объективных оснований и движущих сил ее активности.

Мировоззрение ориентирует индивидуального субъекта, придавая его социальной активности определенный вектор и обеспечивая тем самым определенный уровень самореализации личности. Однако мировоззрение выступает также и важнейшей предпосылкой его саморазвития и самосовершенствования. Мировоззренческое, «образно-концептуальное представление человека о себе во внешнем мире и о внешнем мире в себе» служит ему «мостом, целью и средством для динамического развития и воспроизведения» [9, с. 348]. Такая зависимость «достраивания» личностных структур от интенций сознания индивида как раз и фиксируется понятием самоактуализации.

В процессах самоактуализации интенциональ-ность личности, направленность и динамика ее самореализации выявляются как нацеленность ее на будущее. И в этой нацеленности глубинная сущность человека выражается наиболее ярко и определенно: человек — существо трансцендирующее, т. е. постоянно стремящееся за границы своих возможностей, в сферу невозможного, неизвестного, скрытого, потенциального. «Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы» [10, с. 343].

Анализ проблемы самоактуализации личности позволяет считать, что проективность, «футуристич-ность» присущи прежде всего мировоззренческим структурам индивида. Целостное мировоззренческое восприятие и понимание действительности, включающее в себя собственно идеальное — представления о том, чего нет в реальности, — побуждает личность перейти из бытия потенциального в бытие актуальное, т. е. самоактуализироваться. Мировоззренческие формы отношения человека к миру (ценностные ориентации, жизненные позиции, убеждения) становятся питательной почвой для созревания долгосрочных целей-идеалов, которые и выступают в роли аттракторов, — они ведут человека по жизни и способны сделать его творцом, ибо быть творцом можно только исповедуя высокие, праведные идеалы, которые тревожат воображение.

Так, чувство любви к Родине, обращенное на ее прошлое, настоящее и будущее, всегда порождало тот исторический оптимизм, те нравственные силы, без которых человек не выдержал бы тяжелых физических и нравственных испытаний. Одухотворенный этим чувством человек оказывается способным на нравственно значимые действия — поступки, подчиненные особой логике, недоступной жрецам «пачки зеленых». Нас созидает поступок (М. М. Бахтин), он несет в себе потенциал духовно-нравственного совершенствования человека. Поступки, будучи актами нравственного творчества, как раз и делают человека существом трансцендирующим, сознательно стремящимся «превзойти себя», делают его свободной, самоактуализирующейся личностью.

В реальном мире много мусора и пены, но всеохватная правда жизни заключается не только в том, что есть, но и в том, что должно быть, что вытекает из глубинной сути происходящего и фиксируется в сознании как идеал. Как полагал Л. Витгенштейн, проблемы жизни не решаемы на поверхности, их решение — лишь в глубине; в поверхностных

размерностях они неразрешимы [11, с. 480]. Свободен лишь тот, кто сумел постичь эту глубину, самоопределиться в направлении к ней и стремиться к содержащемуся в ней идеалу. Субъективное стремление и реальное движение к идеалу и есть в то же время творчество индивидом самого себя.

Индивид стремится, пишет К. Роджерс, к развитию в направлении все большей сложности, а вместе с ней — к самодостаточности, независимости от внешних факторов, полноценности функционирования, его спонтанности, индивидуальности. Если самореализация — это активность личности, направленная вовне, то самоактуализация направлена на активизацию внутренних процессов структурирования личности и перестройку ее духовной структуры. Субъективной предпосылкой и — одновременно — закономерным следствием самоактуализации как раз и выступает переструктурирование мировоззрения личности.

Таким образом, самоактуализация немыслима вне свободного выбора тернистого пути творческой самореализации. С позиций синергетики, выбор — это флуктуация в открытом пространстве бытия. Осуществленный же выбор становится аттрактором — центром активности. Самоактуализация — это не результат, а процесс перехода личности на новые уровни самоорганизации, и переход этот совершается посредством творческой деятельности, выводящей личность за пределы ранее принятой жизненной программы, интегрированной и фиксированной в ее мировоззрении. Поэтому творческий выбор субъекта всегда есть шаг в направлении самоактуализации. Творчество создает возможности формирования уникального внутреннего мира личности и развития ее индивидуальности. Путем самоактуализации личность обретает независимый от случайных воздействий среды внутренний источник активности, направленной на реализацию общественных интересов.

Но, чтобы творческая деятельность стала «постоянным жизненным фактом», в мировоззрении личности должно сформироваться особое системное качество, которое способно выступить предпосылкой соответствующего выбора. Аттрактором фазового пространства, в котором совершается выбор, выступает такая специфическая черта мировоззрения личности, как творческое отношение субъекта к миру, к социальной действительности и к собственной деятельности. В благоприятных жизненных условиях подобное отношение выдвигается в личностной системе мировоззрения в качестве доминанты, ведущей интенции, характеризующей процесс самореализации. На определенном уровне структурирования мировоззрения творческое отношение личности к важнейшим проявлениям своей активности — фактор «принципиально» субъективный — становится определяющим жизненным основанием, ведущим личность по пути самоактуализации.

Чтобы проиллюстрировать чрезвычайную важность этого «качества» мировоззрения для развития личности, приведем старую притчу о строителях шартрского собора. Самым трудоемким делом там была доставка основного строительного материала — камня, который подвозили на тачках. Некий путник, увидев тачечников, решил узнать, чем они занимаются. Один, не разгибаясь, сердито ответил: видишь, тяжеленную тачку качу, будь она проклята. Другой сказал с угрюмым видом: работаю — семью кормить надо. Третий выпрямился, отирая пот со лба,

и с гордой улыбкой произнес: «Строю шартрский собор».

«Мораль» этой притчи совершенно ясна: люди по-разному относятся к одному и тому же делу и, соответственно, по-разному воспринимают его, поэтому личностный результат дела оказывается далеко не одинаковым. Самоактуализирующийся человек — это не «сумевший реализовать» свои творческие потенции, таившиеся в глубинах его природной сущности, как это представлялось А. Маслоу, а, напротив, сознательно созидающий такие потенции. При этом творческая самореализация возможна и в деле нетворческом, рутинном, если это дело одухотворено направленностью на общее благо. Э. Фромм вслед за дзэн-буддистами утверждает, что творчеством может быть сама жизнь. Простой землепашец может быть куда более творческой личностью, нежели посредственный литератор.

Творческое самовыражение личности происходит при этом не только в профессиональной деятельности (пусть и «нетворческой») или в «любительском» творчестве. Нет, творческое отношение к жизни позволяет человеку совершать также и повседневный моральный выбор — в межличностных отношениях, в отношении к обществу и его интересам. Иными словами, — в любой ситуации, где требуется совершить поступок, т. е. нравственно значимое действие. «Моральный выбор, — пишет Ж.— П. Сартр, — можно сравнить скорее с созданием произведения искусства» [12, с. 338]. Он поясняет: «Здесь мы тоже оказываемся в ситуации творчества» [13, с. 339].

С этой точки зрения, переструктурирование личности как постоянный жизненный факт, т. е. творчество в ее духовном пространстве все новых и новых структур, есть функция творческого отношения к делу. Такое отношение делает любое социально ценное действие поступком, созидающим ценности духовные, в том числе и в самом субъекте. Возникновение подобного отношения резко расширяет возможности творческого деяния, которое как раз и ведет к формированию соответствующей потребности, а именно — потребности в самоактуализации.

Мы приходим к выводу, что потребность в самоактуализации, которая по справедливости рассматривается в «гуманистической психологии» как высшая из всех человеческих потребностей, возникает лишь в системе мировоззрения, основывающейся на творческом отношении к действительности, проецируемом и на внешний мир, и на собственное «я» человека. Именно оно, т. е. творческое отношение к миру, выступает субъективной предпосылкой возникновения этой потребности и, следовательно, становления индивида творческой личностью. Здесь происходит слияние внешне-предметной активности человека и активности, направленной на самотворчество. Творчество нового, порождая не только новую социальную предметность, но и новые духовные структуры личности, создает ситуацию внутренней нестабильности и неравновесности. В результате человек постоянно стремится к «преодолению себя», к выходу на более высокий уровень развития.

В этом свете представляется несомненным, что самоактуализация по сути своей не только не совпадает с самоутверждением, но и противоположна ему. К подобному выводу на основе самопознания был близок Н. А. Бердяев: «Я стремился не к изоляции своей личности, не к ее замыканию в себе

и не к самоутверждению, а к размыканию в универсум, к наполнению универсальным содержанием, к общению со всем. Я хотел быть микрокосмом, каким и является человек по своей идее. Весь мир должен быть моей собственностью и ничто не должно быть внешним, внеположенным для меня, экстерио-ризированным, все должно быть во мне» [14, с. 322]. Именно так: не я во всем, а все во мне, т. е. не утверждение «Я», а выход за его пределы, «строительство», обогащение себя, индивидуализация.

С точки зрения теории самоорганизации, по мере усложнения систем происходит снижение степени их внутренней устойчивости. Поэтому замещение структур в процессе саморазвития системы происходит непрерывно. Но чем выше уровень структурного разнообразия, тем более эффективно реагирует система на внешние дестабилизирующие воздействия. И наоборот, при узкой специализации функций самые незначительные изменения условий ведут к гибели таких форм [15, с. 127, 163].

Творчество становится способом порождения высших потребностей субъекта прежде всего в силу объективной логики вещей: возникающие в творческом процессе духовно-личностные структуры требуют для своего сохранения новых проявлений творческой деятельности. Вместе с тем, каждый акт этой деятельности снова и снова порождает «творческие» структуры, а с ними и воспроизводство потребности в самоактуализации. Если творческая интенция сознания выступает субъективной предпосылкой ориентации на творческую самореализацию, то «выход» субъекта на подобный тип самореализации уже с неизбежностью становится предпосылкой возникновения духовных структур, обусловливающих появление потребности в самоактуализации.

Возникнув посредством удовлетворения потребности в творческой самореализации, новая структура становится доминантой поведения личности, внутренним фактором не только ее дальнейшей самореализации, но и фактором прогрессивной эволюции личности, нелинейного интегративного процесса «перманентного» переструктурирования ее духовного мира. Это процесс системогенеза, в котором духовные новообразования вновь и вновь включаются в более сложные структурные объединения. За счет новой систематизации путем соединения существующих духовных образований в некоторые комплексы («гнезда») образуются новые «ансамбли» личностных свойств, складывается новая целостная духовная структура. В свою очередь, самоактуализация вновь ведет к самореализации — на новом уровне творческой активности.

Наличие мировоззренческого центра творческой активности, творческое отношение к миру, сформировавшееся в сознании субъекта, становится конституирующим фактором, обеспечивающим целевое перепрограммирование деятельности субъекта, постановку новых ее целей, а вместе с этим — дальнейшее повышение уровня структурной организации субъекта. Таким образом, самоактуализация — путь прогрессирующей индивидуализации личности, путь формирования все более сложной и своеобразной структуры ее духовного мира.

Понятие самоактуализации характеризует движение личности по пути повышения уровня ее духовной организации и роста разнообразия ее духовных структур. Самоактуализация — это постоянный выход за пределы равновесного состояния и стремление к новой самореализации — на

более высоком уровне. При этом системы, включающие в себя самопорождающиеся структуры, становятся чрезвычайно нестабильными, способными к дальнейшей эволюции посредством самоактуализации новых состояний, структур, способностей и потребностей. Здесь процесс эволюции становится все менее предсказуемым, индивидуальным, стохастичным. Фактором стабилизации таких сложных систем, как личность, становится разум. Именно поэтому самоактуализация личности предполагает все более интенсивную пульсацию мировоззренческих и иных духовных структур.

Библиографический список

1. Симонов П. В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1993. — 112 с.

2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 530 с.

4. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории) / В. А. Туев. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 1998. — 264 с.

5. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. — М.: Аграф, 1998. — 480 с.

6. Суртаева В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Суртаева. — СПб.: Евразия, 2000. — 208 с.

7. Ренан Э. Жизнь Иисуса / Э. Ренан. — М.: Политиздат, 1991. — 398 с.

8. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2004. — 672 с.

9. Там же.

10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

11. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн. — М.: Гнозис, 1994. — 430 с.

12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. — М: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

13. Там же.

14. Бердяев Н. Самопознание / Н. Бердяев. — М.: Правда, 1991. — 432 с.

15. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. — М.: Аграф, 1998. — 480 с.

ПЕТРОВСКАЯ Милена Александровна, аспирант кафедры философии.

Статья поступила в редакцию 11.01.07 г. © Петровская М.А.

Книжная полка

Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие: — 2-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия; Изд-во «Смысл», 2007. " 544 с.

Учебное пособие знакомит с современной психологией эмоциональной сферы и освещает все основные направления изучения эмоций и чувств человека.

Для студентов-психологов, профессионалов в области психологии и смежных наук. Может быть полезно также всем тем, кто хочет познакомиться с серьезными научными исследованиями эмоциональной жизни человека. Допущено Минобразованием России.

Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки:

учеб. пособие:— М.: ИЦ «Академия», 2007. — 352 с.

В учебном пособии впервые в отечественной учебной литературе здоровье рассматривается как сложный, многомерный социокультурный феномен, отражающий наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные стороны бытия человека в мире. Исследуются устойчивые социокультурные эталоны здоровья, социальные представления об этом явлении, внутриличностные регуляторы здоровья — валеоустановки. Дан анализ наиболее распространенных в западной культуре концепций и моделей здоровья человека.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Рекомендовано УМО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.