Научная статья на тему 'САМАРКАНДСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 600 ЛЕТ'

САМАРКАНДСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 600 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / МАДРАСАИ ОЛИЯ / ТОЧНЫЕ И ЕСТЕСТВЕНННЫЕ НАУКИ / ОБСЕРВАТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY / MADRASAI OLIA / EXACT AND NATURAL SCIENCES / OBSERVATORY / EDUCATION AND SCIENCE / CONTINUITY / TRADITION AND INNOVATION / MISSION OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халмурадов Рустам Ибрагимович

На основе изучения письменных источников и результатов научных исследований характеризуется история Медресе Мирзо Улугбека. Приведены исторические свидетельства, раскрывающие особенности его становления как средневекового университета. Показано, что развитие системы обучения и научных исследований в этом университете представляло единый перманентный процесс, который в современных условиях продолжен преемником Медресе Улугбека - Самаркандским государственным университетом имени Алишера Навои. Представлена миссия Самаркандского государственного университета в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARKAND STATE UNIVERSITY TURNS 600

Based on the study of written sources and the results of scientific research, the history of Mirzo Ulugbek Madrasah is characterized. Historical evidence is presented that reveals the features of its formation as a medieval university. It is shown that the development of the system of education and scientific research at this university represented a single permanent process, which in modern conditions is continued by the successor of Ulugbek Madrasah, Samarkand State University named after Alisher Navoi. The mission of the Samarkand state University in our days is presented.

Текст научной работы на тему «САМАРКАНДСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 600 ЛЕТ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.11.P.10 УДК 378

Р.И. Халмурадов,

Самаркандский государственный университет

Самаркандскому государственному университету - 600 лет

Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои

В развитие науки и высшего образования неоценимый вклад вносят университеты.

Истоки университетского образования таятся в глубине веков. В числе наиболее известных университетов прошлого принято называть Афинскую академию, возникшую в Древней Греции, древнекитайскую Академию Цзися и древнеиндийский монастырский комплекс Налада.

Современные высшие учебные заведения ведут свою родословную от университетов, возникших в хронологически близкое время в Западной Европе и на арабском Востоке, где они назывались мадрасаи алия (от арабск. Мадраса - место учения

и алия - великая, большая) или, в переводе на русский язык, высшее учебное заведение.

Одним из самых авторитетных и уважаемых мадрасаи олия в истории Узбекистана считается медресе, основанное в 1420 году в Самарканде великим узбекским астрономом и математиком, покровителем наук, внуком знаменитого среднеазиатского полководца и завоевателя Амиром Темуром Мирзо Улуг-беком (1394-1449) и названное его именем. Медресе Улугбека с первых лет своего существования функционировало как полноценный университет. Это учебное заведение внесло значительный вклад в разви-

тие науки и образования Маверан-нахра (Заречье, историческая область Центральной Азии) не только того времени, но и последующих периодов.

В научной литературе широко обсуждается вопрос о преемственности Самаркандского государственного университета и Медресе Мирзо Улугбека [8, с. 177]. В настоящей статье мы попытамся дать ответ на этот вопрос на основе конкретных исторических фактов, включая сведения о деятельности Медресе после периода Шейбанидов (15001601 годы) и в период вхождения Узбекистана в состав Российской империи.

Создание Медресе Мирзо Улугбека явилось результатом развития экономики, ремесел, торговли, расцвета культуры и науки. Эти же факторы играли ведущую роль и в становлении университетов в Западной Европе.

Уместно вспомнить, что первые европейские университеты также были основаны в крупных высокоразвитых центрах торговли, культуры и науки, таких как Болонья (XI век) в Италии, Париж (1215 год) во Франции, Кембридж (1209 год) и Оксфорд (вторая половина XII века) в Великобритании, Уппсала (1477 год) в Швеции. В этих университетах, как и в медресе мусульманского Востока, не было четких границ и в сроках обучения, и в возрасте обучаемых. Занятия проводились в форме вопросов и ответов - диспутов (см.: [4, с. 80-84]). Из-за отсутствия специальных по-

© Халмурадов Р.И., 2020

рустам ибрагимович халмурадов

Республика Узбекистан, г. Самарканд

доктор технических наук, профессор, ректор Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои. Сфера научных интересов: строительная механика, строительные конструкции, здания и сооружения, педагогика высшего образования, менеджмент инноваций. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: rustami@list.ru

rustam 1. halmuradov

Samarkand, Republic of uzbekistan

Doctor of Technical Sciences, Professor, rector of Alisher Navoi Samarkand state University. Research interests: construction mechanics, building structures, buildings and structures, higher education pedagogy, innovation management. Author of more than 150 published scientific papers. Email address: rustami@list.ru

На основе изучения письменных источников и результатов научных исследований характеризуется история Медресе Мирзо Улугбека. Приведены исторические свидетельства, раскрывающие особенности его становления как средневекового университета. Показано, что развитие системы обучения и научных исследований в этом университете представляло единый перманентный процесс, который в современных условиях продолжен преемником Медресе Улугбека - Самаркандским государственным университетом имени Алишера Навои. Представлена миссия Самаркандского государственного университета в наши дни.

Ключевые слова: университет, мадрасаи олия, точные и естественнные науки, обсерватория, образование и наука, преемственность, традиции и инноваци, миссия университета.

Based on the study of written sources and the results of scientific research, the history of Mirzo Ulugbek Madrasah is characterized. Historical evidence is presented that reveals the features of its formation as a medieval university. It is shown that the development of the system of education and scientific research at this university represented a single permanent process, which in modern conditions is continued by the successor of Ulugbek Madrasah, Samarkand State University named after Alisher Navoi. The mission of the Samarkand state University in our days is presented.

Key words: university, madrasai olia, exact and natural sciences, observatory, education and science, continuity, tradition and innovation, mission of the University.

мещений для занятий обучение осуществлялось или в местах, где было более-менее удобно, или в домах преподавателей. Только начиная с конца XIV века городские власти стали выделять университетам специальные здания.

Медресе Мирзо Улугбека являлось одним из самых крупных высших учебных заведений Мавераннахра и Хорасана (Восточный Иран). Оно имело два этажа, где были расположены 48 специальных помещений - худжр. Каждая худжра была рассчитана на проживание от двух до четырех обучающихся и состояла из трех частей: спальня, учебная комната, комната для хранения продуктов.

В Медресе обучались около ста человек. Им преподавали точные науки самые известные ученые своего времени: Козизода Руми, Мир-

зо Улугбек, Шамсиддин Мухаммад Хавафи, Гиёсиддин Жамшид Коши, Алавуддин Али Кушчи и другие. Одновременно они проводили научные исследования в обсерватории, созданной при Медресе и тесно с ним связанной. Кроме этих выдающихся ученых в медресе преподавали крупнейшие деятели и мыслители Фазлуллах Абулайси, Абул-касим Самарканди, Абдурахман Джами. Они читали лекции по логике (мантик), мусульманскому праву (фикх), литературоведению, ха-дисоведению, толкованию Корана (тафсир), истории и другим дисциплинам.

В Медресе был налажен сложный учебный процесс, большое внимание уделялось преподаванию точных и естественных наук. Изучение одного только произведения Махмуда Замахшари «Аль-Кашшаф»

(от арабск. «раскрывающий»)

осуществлялось в течение нескольких лет. Это говорит о том, что в центре внимания учеников находилось также и усвоение арабской грамматики (см.: [8, с. 43-54]). Лица, успешно окончившие медресе и сдавшие специальные экзамены, получали удостоверение (диплом), которое называлось «санад».

Первым мударрисом (от арабск. Н-^Г преподаватель, аналог современного профессора) Медресе Улугбека являлся крупный мыслитель своего времени Мавлоно Мухаммад Хавафи. Среди ученых и преподавателей Медресе Улугбека особо выделялся Казизада Руми. Он являлся автором ряда научных трактатов, учебных пособий по астрономии, математике, геометрии, ставших настольными книгами учащихся. Его дело впоследствии продолжили его ученики Али Кушчи, Фатхуллах Ширвани [16, с. 47]. Функционирование Медресе Улугбека основывалось на научных традициях, заложенных выдающимися среднеазиатскими учеными, внесшими большой вклад в развитие мировой науки: Мухамма-дом Харезми, Ахмадом ал-Фергани, Ахмадом ал-Марвазий, Абу Наср Фа-раби, Абу Райхон Беруни (см.: [11, с. 77-84]).

В Медресе, созданном Улугбеком, исследованиями занимались более 200 ученых. Поэтому оно считалось не только образовательным учреждением, но и организационным центром по координации ис-следователских работ, направленных на изучение Земли, местоположения и движения звезд. Медресе Улугбека также руководило работой по использованию результатов исследований в процессе обучения в образовательных учреждениях. В организации всей этой работы особо важное место занимала Ра-садхона (обсерватория), ставшая в этот период крупным центром науки и координации научной и учебно-воспитательной работы [8, с. 73], что было редким научным событием для того времени.

Научная школа в области астрономии, созданная при Медресе Улугбека, внесла большой вклад в развитие науки и не утратила своего значения в последующие эпохи. Под влиянием этой школы в странах Востока, в частности в Индии, были построены новые обсерватории, а на основе проводимых ими наблюдений был подготовлен ряд научных трактатов. Созданные в XVII и XVIII веках «Зичи Шохиджахани» Шахабуддина, «Зичи Мухаммад шахи» Савой Джой-Сингха по своей структуре, поставленной цели и подходам к решению рассматриваемых в них вопросов явно написаны под влиянием книги Мирзо Улугбека «Зичи Курагоний» (см.: [5, с. 80-81]).

Уникальным творением этой научной школы по праву считается построенный Улугбеком астрономический инструмент, при помощи которого с большой точностью измеряли местоположение звезд. Остатки этого инструмента были обнаружены и изучены русским ученым В.Л. Вяткиным недалеко от древного Афрасиаба в Самарканде в 1908 году.

Примечательно, что созданные в научной школе учебные пособия использовались в процессе обучения около пятисот лет. Учащиеся Медресе Улугбека в начале ХХ века изучали астрономию на основе таблицы звезд, разработанной Улугбеком еще в 1437 году [5, с. 39].

Исторические источники свидетельствуют о преемственной деятельности Медресе Улугбека в XV-XVI веках. Согласно произведению «Тазкират уш-шуаро» Давлатшоха Самарканди, в 1465-1469 годах там изучались такие науки, как история, литература, астрономия, медицина, алгебра, математика, хандаса (геометрия), география (см.: [12, с. 34-35]).

При решении астрономических задач Птолемея и связанных с ними математических задач использовались такие учебники, как «Ат-тазкира фи-ль-хаят» Носиридди-на Туси (1201-1274) или «Ат-тухфат уш-шохий» Кутбиддина Махмуда ибн Масуда Ширази. Комментарий Кази-заде ар-Руми к «Шархи Ашколит-тафсис» также был включен в список важных учебников по преподаванию геометрии в медресе Улугбека (см. [8, с. 89, 96]). Успеш-

Медресе Улугбека

но сдавшие экзамены после завершения учебы во втором отделении могли продолжить учебу в следующем отделении, называвшемся аъла.

Медресе Мирзо Улугбека продолжало свою деятельность и в период Захириддина Мухаммада Бабура. Зайниддин Восифи, побывавший в Самарканде в середине XVI века, в своей книге «Бадоеъ ул-вакоеъ» отмечает, что в этот период в медресе Мирзо Улугбека преподавали и вели научные исследования по различным научным направлениям видные деятели своего времени: Мав-лоно Ходжи Табризи, Мирзойи Хо-разми, Мавлоно Амири Калон (см.: [9, с. 25, 27]). В своей книге «Тари-хи Касира» Роким Самарканди, исследовавший историю Самарканда конца XVI и начала XVII веков, сообщает о том, что Медресе Улугбека и в этот период продолжало свою деятельность (см.: [1, с. 110-111]).

Подъему науки и культуры в регионе, благотворно сказавшемуся на деятельности Медресе Улугбека, способствовало строительство самаркандским хокимом (правителем) периода Аштарханидов Баха-диром Ялангтушбием (1576-1656)

в 1619-1636 годах медресе Шердор и в 1646-1660 годах медресе Тилла-кори. В период правления старшего сына Бухарского эмира Дониялбия (1758-1785) Шахмурада были проведены реформы, благодаря которым в Самарканде оживает деятельность практически всех медресе [2, с. 265].

Основным источником средств, пополнявших бюджет Медресе Улугбека, служила прибыль от деятельности вакуфов, то есть от принадлежащих Медресе земли и недвижимости. Большая часть этого своего рода эндаумент-фонда, аккумулировавшего прибыль от вакуфов, использовалась для содержания и ремонта здания, а остальные средства распределялись между му-даррисами, другими участниками деятельности медресе, а также выделялись слушателям в виде стипендий [12, с. 44]. Эндаумент-фонд Медресе регулярно пополнялся целевыми пожертвованиями. К примеру, в период династии мангытов (1756-1920) Мухаммад Давлатбий передал вакуфному учреждению Медресе Улугбека более ста принадлежавших ему торговых ларьков.

В 60-е годы XIX века Центральная Азия вошла в состав Российской империи. Возникла совершенно новая система управления, что стало причиной внесения изменений в существующую систему образования, включавшую свыше 200 медресе. В период Туркестанского генерал-губернаторства в деятельности Медресе Улугбека наблюдается некоторый спад, на заведение накладывались отдельные ограничения. Так, губернатор Зерафшанского округа генерал-майор А.К. Абрамов (18361886) под предлогом упорядочения деятельности медресе взял под полный контроль все вакуфные учреждения. Начиная с 1873 года вакуфная собственность самого крупного медресе Самарканда - Медресе Улугбека - отдавалась в аренду не мутавал-лиями (управляющие вакуфов - руководителям медресе) как прежде, а представителями администрации.

Тем не менее Медресе Улугбека успешно продолжало свою рабо-

ту. Постановка учебных занятий в нем в конце XIX - начале XX века практически ничем не отличалась от учебного процесса в предедущие эпохи. На всех трех образовательных ступенях медресе (адно, ав-сат, аъло) преподавание дисциплин, как и прежде, шло от простого к сложному. Это говорит о том , что в медресе сохранилось системное обучение, направленное на глубокое усвоение учебного материала (см.: [13]).

В Медресе Улугбека учащиеся первого отделения вкратце изучали законы ислама, грамматику арабского языка и хикмат (философию) на арабском языке и фарси. Сначала они усваивали общий курс с помощью книги «Аввали илм», написанной на фарси. Далее приступали к изучению грамматики и морфологии арабского языка по книге «Бидон», написанной также на фарси. Второй год обучения посвящался изучению морфологии арабского языка по книгам, написанным по-арабски («Занжоний») и по-фарси («Муиззий»). На третьем году обучения глубоко изучалась грамматика арабского языка [7, с. 51].

Из-за сложности усвоения грамматики арабского языка учащиеся изучали ее в течение 2-4-х лет. После ее усвоения учащиеся, находясь на ступени адно, продолжали за-

нятия и изучали такие дисциплины, как фикхи-кадими (исламское право), мухтасарул-викоя (основы ислама). Это отделение состояло из двух независимых друг от друга частей: фикх (исламское право) и мушкилот (разные религиозные молитвы, отрывки из произведений древнегреческих и древнеримских мыслителей, логика). На этой ступени учащиеся осваивали произведения ряда средневековых ученых.

В отделе общих знаний одновременно с основными науками изучались метафизика, космография и астрология, написанные арабскими учеными в золотой век развития ислама. Эти книги также содержали сведения о древнегреческой философии. Одним из предметов, изучаемых в медресе, была математика. Освоив четыре основные операции математики, слушатели переходили к геометрии и учились измерять размеры треугольников, прямоугольников. Эти знания были необходимы для измерения площади земли на момент покупки и распределения наследства. В конце XIX века геометрию преподавали также в Медресе Улугбека (см.: [1, с. 54-55]). В последующие годы слушатели медресе изучали также основы средневековой медицины, физику, химию и биологию (см.: [14, с. 62-65]).

Обсерватория Медресе Улугбека

Чертеж угломера, применявшегося в обсерватории Улугбека

В этот период, как и прежде, мудар-рисами Медресе Улугбека являлись выдающиеся ученые своего времени. К примеру, с 1909 года мударрисом в нем работал Саидахмад Васлий Са-маркандий (1870-1925) осуществивший ряд реформ системы образования. Примечательно, что Саидахмад

Васлий и после 1917 года продолжил свою плодотворную педагогическую деятельность. До конца своего жизненного пути он преподавал на курсах подготовки преподавателей при Медресе Улугбека [10, с. 46].

События 1917 года первоначально не оказали серьезного влияния на сложившуюся в Узбекистане систему образования. Требовалось осмыслить новые реалии общественной жизни, потребности развития экономики, науки и культуры. Предпосылки для этого были созданы джадидами - представителями движения исламского обновления, в число которых вошли Махмудход-жа Бехбудий, Абдулла Авлани, Му-хаммад Кори, Абдурауф Фитрат, Са-идризо Ализаде, выступившие за реформы в сфере просвещения.

Учитывая научный и культурный потенциал Самарканда и прислушиваясь к предложениям просветителей, Советское правительство приняло решение об открытии в Самарканде в 1920 году двухлетнего высшего учебного заведения - Института просвещения. Новое образовательное учреждение охватило учащихся Медре-

се Улугбека и других самаркандских медресе. Через несколько лет, в сентябре 1926 года, на бульваре, который сегодня называется Университетским, состоялся массовый митинг городского населения. Собравшиеся приняли резолюцию об открытии в городе Самарканде высшего учебного заведения нового типа -университета, и строительстве для него современного учебного здания. Участники митинга торжественно заложили первый кирпич в фундамент здания будущего университета.

Еще раньше вопрос о создании в Самарканде высшего педагогического учебного заведения был рассмотрен на правительственном уровне. Впервые он был обсужден 3 марта 1925 года на специальном заседании коллегии Народного комиссариата просвещения Узбекской ССР [15, с. 5-6]. А процесс приема в это высшее учебное заведение развернулся уже со 2 января 1927 года. Примечательно, что первый экзамен у поступавших по узбекскому языку принимал видный представитель движения просветителей-джадидов Абдурауф Фитрат. Наконец, 22 января 1927 года было торжественно объявлено о создании в Самарканде высшего педагогического института.

В 1930 году это высшее учебное заведение, наследовавшее медресе Улугбека, было переименовано в Высшую педагогическую академию Узбекистана, а в 1933 году преобразовано в Узбекский государственный университет. В 1960 году университет стал называться Самаркандским государственным университетом, ему было присвоено имя Алишера Навои.

Наш по необходимости краткий обзор позволяет сделать два основополагающих вывода. Первый из них состоит в том, что реальные исторические факты неоспоримо доказывают реальную историческую преемственность между созданным в 1420 году Медресе Улугбека и ныне действующим Самаркандским государственным университетом имени Алишера Навои. Второй вывод заключается в признании того, что

Студенты медресе Улугбека в начале XX века. Фотография С.М. Прокудина-Горского

на протяжении шести веков этот университет вносил и вносит свой уникальный вклад в развитие образования, науки, культуры, общественной жизни и экономики Узбекистана, Центральной Азии, сопредельных стран и народов.

Эти выводы разделяют с нами участники международных научных конференций «Историческое наследие ученых, мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» (Самарканд, 14-15 мая 2014 года), «Цен-тральноазиатский Ренессанс в истории мировой цивилизации» (Самарканд, 28-30 августа 2017 года), «Роль средневековых медресе в развитии исламской цивилизации и системы образования» (Самарканд, 1415 октября 2017 года), а также различных международных семинаров, конференций и форумов, прошедших в последние годы в Самаркандском государственном университете. К представленным в настоящей статье выводам присоединилась и международная конференция, посвященная истории Самаркандского университета, прошедшая 1617 июля 2020 года в онлайн-режи-ме, в которой приняли участие более тридцати представителей ведущих зарубежных университетов и международных организаций, а также свыше ста представителей научно-педагогических коллективов высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, государственных, общественных организаций Республики Узбекистан.

Лучшим подтверждением шести столетий преемственного развития нашего университета служит пло-

дотворная деятельность сложившихся в его стенах научных школ, действующих в области узбекского литературоведения и языкознания, философии, истории и археологии, молекулярной оптики, физики ядерных и космических лучей, дифференциальных уравнений и математики в целом, физики, ботаники, зоологии, биохимии и аналитической химии и, конечно же, астрономии. Многие из этих школ восприняли традиции научного мышления, идущие к нам от Мирзо Улугбека.

Медресе Мирзо Улугбека возникло и развивалось на перекрестке культур. Здесь взаимодействовали арабская и персидская культуры, ощущалось согдийское и античное наследие, чувствовалось влияние культур Китая и Индии, а с XIX века и России. Ныне Самаркандский государственный университет уверенно и энергично продолжает традицию культурного многообразия, принимает участие в международных образовательных и исследовательских программах, принимает на обучение студентов из зарубежных стран.

Шестисотую годовшину со дня основания Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои встретил на высшей точке своего развития. Он занимает лидирующие позиции среди высших учебных заведений Узбекистана и Центральной Азии, приобретает растущий авторитет в мире. Университет подготовил десятки тысяч высококвалифицированных специалистов и ученых. Многие его выпускники занимают ключевые позиции в сфере образования, на-

уки и культуры, в экономике и системе государственного управления.

Профессорско-преподавательский коллектив и студенчество университета, обращаясь к прошлому, черпают из него энергию для будущих достижений. Долгосрочная программа развития университета ориентирована на существенное повышение качества подготовки кадров и эффективности научных исследований. Университет призван стать активным центром инноваций Республики Узбекистан и Самаркандского региона, движущей силой научно-технологической революции в своей сфере. И опорой в этой работе служит наше шестисотлетнее наследие.

Подготовка и проведение юбилея помогли нам глубже осознать миссию Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои.

Она заключается, во-первых, в сбережении и приумножении наших исторических традиций, представляющих собой неисчерпаемое духовное богатство.

Во-вторых, это подготовка и воспитание молодых специалистов и ученых, способных и стремящихся вносить достойный вклад в развитие страны.

В-третьих, университет призван вносить растущий вклад в развитие самобытной культуры Узбекистана, утверждение нашей национальной идентичности.

Наконец, на современном этапе, как никогда прежде, университет должен выступать своего рода генератором новых научных идей и прикладных инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1917). М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.

2. История Самарканда: в 2 т. Т. 1. Ташкент: Фан, 1969.

3. Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1950.

4. Ладыжец Н.С. Университеты Европы // Вестник высшей школы. 1991. № 9. С. 80-84.

5. Маликов А. Преподаватели медресе Самарканда в начале XX века: дискуссии о реформах // Урта асрлардаги Самарканд мадрасаи олияларининг ислом цивилизацияси ва таълим тизимининг тараккиётидаги роли. Халкаро илмий конференция материаллари. Самарканд шах,ри, 2017 йил 13-14 октябрь. Самарканд: Т1КА, 2017.

6. Самаркандский государственный университет. Краткий исторический очерк (1927-1977). Ташкент: Фан, 1976.

7 Бобожонова Ф. Бухоро амирлигида таълим тизими XIX аср охири XX аср бошлари. Ташкент, 2014.

8. Валихужаев Б. Самаркандда олий таълим - мадрасайи олия - университет тарихидан лавх,алар. Самарканд: Абдулла Кодирий номидаги халк мероси нашриёти, 2001.

9. Восифий Зайниддин Махмуд. Бадоеъул вакоеъ (Нодир вокеалар) / Форсийдан Наим Норкулов таржимаси. Тошкент: Fофур Fулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1979.

10. Долимое У. Саидах,мад Васлий Самаркандий // Тил ва адабиёт таълими. 2010. № 10.

11. Ирисов А., Носиров А., Низомитдинов И. Урта осиёлик кирк олим. Тошкент: УзССР ФА, 1961.

12. Каттаев К. Самарканд мадрасалари ва илму фан ривожи. Самарканд: Зарафшон, 2007.

13. Каттаев К. Самарканд мадрасалари тарихи. Мерос. 1996./11

14. Мухитдинов С. XIX аср иккинчи ярми XX аср бошларида Самарканд вилояти маорифи: тарих фанлари буйича фалса-фа доктори (PhD) диссертацияси. Самарканд, 2020.

15. Туракулов Б. Самарканд давлат университети тарихидан лавх,алар. Самарканд: 2017. С. 5-6 /17 цияси. Самарканд, 2020.

16. ХайреттинИвгин. Улурбек мадрасасининг мударриси бурсалик Козизода Румийнинг аник фанларни ривожлантиришдаги хиз-матлари // Урта асрлардаги Самарканд мадрасаи олияларининг ислом цивилизацияси ва таълим тизимининг тараккиётидаги роли. Халкаро илмий конференция материаллари. Самарканд шах,ри, 2017 йил 13-14 октябрь. Самарканд: TIKA, 2017.

REFERENCES

1. Bendrikov K.E. (1960) Ocherki po istorii narodnogo obrazovaniya v Turkestane (1865-1917) [Essays on the history of public education in Turkestan (1865-1917)]. Moscow: Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences RSFSR. (In Russian).

2. Istoriya Samarkanda. (1969) [History of Samarkand]. T. 1. Tashkent: Fan. (In Russian).

3. Kary'-Niyazov T.N. (1950) Astronomicheskaya shkola Ulugbeka [Astronomical school of Ulugbek]. Moscow; Leningrad: Publishing house. Academy of Sciences of the USSR. (In Russian).

4. Lady'zhecz N. (1991) Universitety' Evropy' [Universities of Europe]. Bulletin of the higher school. No. 9. P. 80-84. (In Russian).

5. Malikov A. (2017) Prepodavateli medrese Samarkanda v nachale XX veka: diskussii o reformax [Teachers of Samarkand madrassas at the beginning of the XX century: discussions about reforms]. The role of medieval Samarkand madrasah scholars in the development of Islamic civilization and the education system. Proceedings of the International Scientific Conference. Samarkand, October 13-14, 2017. Samarkand: TIKA. (In Russian).

6. Samarkandskij gosudarstvenny'j universitet. Kratkij istoricheskij ocherk. (1927-1977). (1976) [Samarkand State University. A brief Historical sketch. (1927-1977)]. Tashkent: Fan. (In Russian).

7. Bobozhonova F. (2014) Buxoro amirligida ta'lim tizimi XIX asr oxiri XX asr boshlari [The education system in the Emirate of Bukhara in the late XIX and early XX centuries]. Tashkent. (In Uzbek).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Valixyzhaev B. (2001) SamarKandda olij ta'lim - madrasaji oliya - universitet tarixidan lav^alar [Excerpts from the history of higher education in Samarkand -madrasah oliya - university]. Samarkand: Abdulla Oodiri National Heritage Publishing House. (In Uzbek).

9. Vosifij Zajniddin Maxmud. (1979) Badoe"ul vaKoe" (Nodir voKealar) /Forsijdan Naim NorKulov tarzhimasi [Badoe'ul vaqoe' (Rare events). Translated by Naim Norkulov from Persia]. Tashkent: Gafur Gulom Publishing House of Literature and Art. (In Uzbek).

10. Dolimov U. (2010) Saidaxmad Vaslij SamarKandij [Saidahmad Vasli Samarkandiy]. Language and literature education. № 10. P. 46. (In Uzbek).

11. Irisov A., Nosirov A., Nizomitdinov I. (1961) 9rta osiyolik KirK olim. Toshkent: YzSSR [ Forty Central Asian scholars]. Tashkent: Academy of Sciences of the Uzbek SSR. Pp. 77-84. (In Uzbek).

12. Kattaev K. (2007) SamarKand madrasalari va ilmufan rivozhi [Samarkand madrassas and development of science]. Samarkand: Zarafshon. (In Uzbek).

13. Kattaev K. (1996) SamarKand madrasalari tarixi [History of Samarkand madrasas]. Meros. (In Uzbek).

14. Muxitdinov S. (2020) XIX asr ikkinchi yarmi XX asr boshlarida SamarKand viloyati maorif [Education of Samarkand region in the second half of the XIX century and the beginning of the XX century]. Doctor of Philosophy (PhD) dissertation on Historical sciences. (In Uzbek).

15. TyraKulov B. (2020) SamarKand davlat universiteti tarixidan lav^alar [Excerpts from the history of Samarkand State University]. Samarkand. (In Uzbek).

16. Xajrettin Ivgin. (2017) Ulufbek madrasasining mudarrisi bursalik Kozizoda Rumijning aniK fanlarni rivozhlantirishdagi xizmatlari [The services of the teacher of Ulugbek madrasah Oazizoda Rumi from Bursa in the development of exact sciences]. The role of medieval Samarkand madrasah scholars in the development of Islamic civilization and the education system. Proceedings of the International Scientific Conference. Samarkand, October 13-14, Samarkand: TIKA. (In Uzbek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.