Научная статья на тему 'САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ И МЕСТА ХРАНЕНИЯ РОДОВЫХ ШАМАНСКИХ ВЕЩЕЙ'

САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ И МЕСТА ХРАНЕНИЯ РОДОВЫХ ШАМАНСКИХ ВЕЩЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ / ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / МЕСТА ХРАНЕНИЯ РОДОВЫХ ШАМАНСКИХ ВЕЩЕЙ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NORTHERN SELKUPS / SACRED LANDSCAPE / SHAMANIC BURIALS / STORAGE PLACES OF FAMILY SHAMANIC THINGS / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются шаманские захоронения и места хранения родовых шаманских вещей - элементы сакрального ландшафта северных селькупов. Изучение мест скопления в ландшафте шаманских духов селькупов проводилось на полевых материалах автора. Основными методами исследования были описание и полевая работа. В результате исследования было установлено, что сакральными данные объекты сделала селькупская вера в духов. Эта вера поныне сохраняет свою силу и является характерной чертой современной этничности селькупов. Живучесть этого фрагмента селькупской традиции препятствует трансформации традиционной культуры селькупов в новые, актуальные сегодня для народов Севера формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED LANDSCAPE OF THE NORTHERN SELKUP: SHAMANIC BURIALS AND STORAGE PLACES OF FAMILY SHAMAN THINGS

In the article considers shamanic burials and storage places of ancestral shamanic things - elements of the sacred landscape of the northern Selkups. The study of the places of accumulation of Selkup shaman spirits in the landscape was carried out on the field materials of the author, the main research methods were description and field work. As a result of the research, it was found that the Selkup faith in spirits made these objects sacred. This belief still retains its strength and is a characteristic feature of the modern ethnicity of the Selkups. The persistence of this fragment of the Selkup tradition prevents the transformation of the traditional culture of the Selkups into new forms that are relevant today for the peoples of the North.

Текст научной работы на тему «САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ И МЕСТА ХРАНЕНИЯ РОДОВЫХ ШАМАНСКИХ ВЕЩЕЙ»

3. Kosicyn D.F. Pervye izvestiya o russkih v Kul'dzhe i prisoedinenie k Rossii Kirgizskoj stepi: Rukopis' inoka Parfeniya, soobshchennaya D.F. Kosicynym // Russkij vestnik. - 1878. - № 9. - S. 9-10.

4. Barmin V.A., Petyakshina E.A. Stanovlenie i razvitie pravoslavnoj zhizni v zapadnom Kitae (XX-nachalo XXI vv.) // Makar'evskie chteniya: materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016. - S.18-19.

5. ^Stt^^A^^E^. t^X^. 2012. W>11M. ^204M. [Ilisyati-Ajsha. Kitajskie russkie i pravoslavie // Severnaya literatura. - 2012. - №.11].

6. 2015.^3». ^258M. [Hu Fan YAn', Vu Cyan'. Pravoslavie v Kul'dzhe vo vremya dinastii Cin i Kitajskoj Respubliki // Religioznoe issledovanie. - 2015. - №.3].

7. KESffi^SlJS^ffl^W. 2008. ^17M. [Go Ven' Czin. Pravoslavie v Sin'czyane: istoriya i sovremennosti. 2008].

8. Petyakshina E.A. Povsednevnyj byt soldat i oficerov internirovannyh chastej beloj armii v Sin'czyane (1920-1921 gg.) // Vostokovednye issledovaniya na Altae. - 2015. - №.9.

9. mm. 2008. m1M. ^68M. [Czyan YUn. Pravoslavie v CHuguchake: istoriya i sovremennost' // Vestnik Sin'czyanskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2008. - №.1].

10. Sofronova E.I. Gde ty moya Rodina? Nachalo shkol'nyh dnej. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1197366&uri=6.html

(data obrashcheniya: 10.08.2020)

11. Komissarova E.N. Problemy izucheniya pamyatnika kul'tury russkoj emigracii v provincii Sin'czyan v Zapadnom Kitae // Izobrazitel'noe iskusstvo, arhitektura i iskusstvovedenie Russkogo Zarubezh'ya. - SPb., 2008.

12. Benson L. The Russians in Xinjiang: From immigrants to national minority // Central Asian Survey. - 1989. - №8 (2).

13. StAP. 2006. ^60M. [Li Fen Bo. Demograficheskie izmeneniya i zaselenie russkogo naseleniya v Sin'czyane // Severo-zapadnoe naselenie. - 2006. - №.1].

14. [Elektronnyj resurs]. [Vseobshchaya perepis' naseleniya v 2010 goda v Kitae].- URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/pcsj/rkpc/6rp/indexch.htm. (data obrashcheniya: 11.08.2020).

15. Pozdnyaev D., protoierej. Kitajskoe pravoslavie: russkaya perspektiva // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. - 2011. - № 3.

16. Ryabova M.S. Process priznaniya russkoj etnicheskoj gruppy kak odnogo iz nacional'nyh men'shinstv Kitaya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - №»406. - S.136-140.

ЛЮ ЛЭЙ - аспирант кафедры исторического регионоведения, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета (liulej@yandex.ru)

LIU, LEI - Ph.D. Student, Department of Historical Regional Studies, Institute of History, St. Petersburg State University (liulej@yandex.ru)

ЭТНОГРАФИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭТНОИСТОРИИ

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-154-160

СТЕПАНОВА О.Б. САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ И МЕСТА ХРАНЕНИЯ РОДОВЫХ ШАМАНСКИХ ВЕЩЕЙ

Ключевые слова: северные селькупы, сакральный ландшафт, шаманские захоронения, места хранения родовых шаманских вещей, этническое самосознание.

В статье рассматриваются шаманские захоронения и места хранения родовых шаманских вещей - элементы сакрального ландшафта северных селькупов. Изучение мест скопления в ландшафте шаманских духов селькупов проводилось на полевых материалах автора. Основными методами исследования были описание и полевая работа. В результате исследования было установлено, что сакральными данные объекты сделала селькупская вера в духов. Эта вера поныне сохраняет свою силу и является характерной чертой современной этничности селькупов. Живучесть этого фрагмента селькупской традиции препятствует трансформации традиционной культуры селькупов в новые, актуальные сегодня для народов Севера формы.

STEPANOVA, O.B. SACRED LANDSCAPE OF THE NORTHERN SELKUP: SHAMANIC BURIALS AND STORAGE PLACES OF FAMILY SHAMAN THINGS

Key words: northern Selkups, sacred landscape, shamanic burials, storage places of family shamanic things, ethnic identity.

In the article considers shamanic burials and storage places of ancestral shamanic things - elements of the sacred landscape of the northern Selkups. The study of the places of accumulation of Selkup shaman spirits in the landscape was carried out on the field materials of the author, the main research methods were description and field work. As a result of the research, it was found that the Selkup faith in spirits made these objects sacred. This belief still retains its strength and is a characteristic feature of the modern ethnicity of the Selkups. The persistence of this fragment of the Selkup tradition prevents the transformation of the traditional culture of the Selkups into new forms that are relevant today for the peoples of the North.

Сакральный ландшафт северных селькупов, т.е. объекты географического ландшафта, которые по народным представлениям населены духами, включает родовые святилища, общие кладбища, шаманские захоронения, места хранения шаманских вещей, памятные места, связанные с какими-то историческими событиями и впоследствии «одухотворенные», а также места, которые селькупы «заселили» духами недавно. Данная статья посвящена объектам сакрального ландшафта, объединенным шаманской тематикой, - шаманским могилам и местам хранения шаманских вещей.

Шаманские захоронения у селькупов были воздушными и грунтовыми. Однако в фокус изучения поставлены не типовые особенности шаманских могил, а шаманские могилы, как места обитания духов в географическом ландшафте района, поскольку каким бы ни был тип могилы, вместе с шаманом осуществлялось захоронение части его регалий, представлявших собой его духов-помощников. Атрибуты укладывались в или на гроб шамана, на могильную насыпь или оставлялись рядом с могилой. Бессмертным духом считались и останки умершего шамана. Вера селькупов в обитание на шаманских могилах сонма сильных шаманских духов делала шаманские захоронения сакральным местом географического ландшафта.

Аналогичную позицию занимают и места хранения шаманских вещей - той половины вещей, которая прежде не помещалась в захоронения вместе с умершими шаманами, а находилась в семье до передачи в пользование следующим шаманам рода. Когда шаманская традиция прекращалась, хранители (старшие мужчины в семье) уносили/увозили вещи в глухие леса и там оставляли. Таким способом места хранения шаманских вещей, населенных духами, а потому отмеченных особым отношением местного населения, превращались в сакральные объекты географического ландшафта.

Первой задачей исследования было определено выявление местоположения наибольшего количества шаманских захоронений и мест хранения шаманских инсигний в ландшафте района проживания селькупов. Второй целью стало изучение современного отношения селькупов к этим объектам, так как с первых экспедиций автора выяснилось, что селькупская вера в сохранение старыми шаманскими духами магических способностей со временем не ослабла, и этой верой сегодня во многом определяется состояние селькупского этнического самосознания.

Изучение мест средоточия шаманских духов опиралось главным образом на полевые материалы, собранные автором данной статьи во время нескольких экспедиций к северным селькупам и частично вошедшие в ряд ее публикаций [1, 2, 3 и др.].

В качестве основного метода исследования был выбран метод описания - упорядоченного изложения собранного по данной теме нарратива. Для выполнения задач исследования применялись системный анализ, метод полевой работы, сравнительный и типологический методы, системный комплексный подход и т.д. В текст статьи осознанно был включен большой объем цитат из полевых источников: как считает автор, это позволило в полной мере отразить состояние современного этнического сознания селькупов и сделало исследование более достоверным.

Места средоточия шаманских духов, в отличие от других сакральных объектов района, селькупами не почитаются. По старым и современным представлениям селькупов, от духов, населяющих шаманские регалии, исходит опасность для живых людей, поэтому женщинам, детям и чужим людям, всем, кто не относятся к семье, владеющей вещами, строго запрещается подходить к шаманским могилам и местам хранения шаманских вещей. Тем, кто нарушает этот запрет или, еще хуже, присваивает что-то из шаманских атрибутов, грозит наказание духов. Кара духов, как считают в народе, должна настигнуть и тех селькупов, которые провожают к местам нахождения шаманских вещей чужих людей. С одной стороны, это представление свидетельствует о сохранении селькупами части своей архаической традиции, с другой - мешает сделать самобытную культуру селькупов всеобщим достоянием и создает помехи для ее изучения.

В ходе экспедиционной работы в планах автора было съездить хотя бы на одну могилу шамана, но, по названным причинам, эти планы потерпели крах, и исследование пришлось проводить лишь методом бесед с информантами. В общении с информантами автор собирала сведения об известных шаманских захоронениях и попутно пополняла свой архив материалами о последних поколениях селькупских шаманов:

• Кэрай Мач, где два шамана, Пынаира и другой, поругались, они прокляли эту землю, никто не может там жить, хотя красивое, сухое место. Кэрай мачи - Березовый Бор - проклятое место. Пынаира похоронен на Ватыльке, на Сыромач (Информант С.Т. К., с. Ратта, запись 2005 г.).

• Шамана похоронили на Ватыльке в 30-х, перед войной: помост на двух соснах -нагробница - гроб (получается «двойной гроб»). Рядом блюдца красивые были, ручной росписи. Один шаман еще до войны, история была, заряд из переносицы у одного селькупа вытащил. Тот пальнул в себя нечаянно из ружья двенадцатимиллиметровым зарядом. Дыра осталась, а человек много еще лет прожил. Шаман тот старый был, до войны умер, или тоже поймали. Он тут у нас похоронен на Ватыльке. Я финнам показал, так у нас в роду по два молодых умирало. Дурак, взял, показал, нельзя такие места показывать (Информант В.Ю.К., с.Толька Красноселькупская, запись 2012 г.).

• Наши вещи шаманские принадлежат Андрею... забыл. Он на озере Тюмель-то похоронен на поры. Мимо проезжать будете. Там изба есть слева от дороги (Информант А.П.К., Белый Яр, запись 2015 г.).

• У Ириковых раньше были стойбища и земли по Ширте, сейчас из них никто там не живет. У них до сих пор есть шаманская нарта. Ёмбта - шаман с верховьев Таза, дед А. Он с братом на могиле шамана как-то лазили, потом А. жаловался, что у брата стало с головой не в порядке, голова болит (Информант В.Г.З., с. Ратта, запись 2018 г.).

• Наш шаман Парталь лечил, как врачи. Плюнет кровь, червяка как проволоку изнутри вытаскивал. Я не видел, мне дедушка рассказывал. Как хирург был. Похоронен он вверху. К могилам родственники не ходят. Шаманскую могилу нельзя навещать (Информант П.П.И., с. Ратта, запись 2018 г.).

• У нас самый старший Парталь, шаман, у него куклы, там, в верховьях, рядом с ним похоронены, вверху Таза. Он вон такой фитюшка, он под моим домиком, там узкие места, там похоронены его. Там я не был, как вырос. Парталь жил на Кэи Мач (Информант П.П.И. с. Ратта, запись 2019 г.).

• А. тоже знает, где могила деда Парталя, шаманская, находится. Снимать могилу можно. Старшее поколение снимало раньше могилы на память. Сейчас не знаю, чего они хотят. Кыльдяг - вверху похоронен. Я позабывал все. Раньше хорошо знал, в час ночи (Информант П.П.И., с. Ратта, запись 2019 г.)

• Ученых я возил. Калин Яков на Ратте речке жил, давно, заповедника еще не было. Поехали на захоронение, хозяин сам повел нас на захоронение, я не знаю, какой шаман там был. Ну, как захоронение, колода с дерева, и она стояла раньше на столбах, а тут упала. Год., это я еще пацаном был, 1970-е, давно. Потом там пожары были, следов не найти, не могло до наших дней сохраниться (Информант К.Г.З., с. Ратта, запись 2019 г.).

• Шаман Ёмбыда ко мне близко не относится, это ириковский шаман. У нас в роду шаманов не было. У Калиных был шаман, но это не наш. Кто такой Гаврила Калин, не знаю. У Калиных на Ратте был шаман какой-то. Захоронений шаманов в округе не знаю. У Калиных на Ратте гроб упал и сгорел, череп валялся, но потом тоже пропал. По Тазу я не знаю. Я из тех Калиных, которые по Ратте жили, но мы с теми, у которых шаман, однофамильцы. Этого шамана Калина там, на Ратте, после войны и пристрелили. Захоронение было, но оно сгорело, упало (Информант О.Н.К., с. Ратта, запись 2019 г.).

• Тут выше, по р. Ратта, район Язевых, есть стойбище Баякиных, у них дед был шаманом. Там стойбище есть, где он захоронен, эта сторона заповедная получается сейчас. Мы редко на эту тему говорим. Так, А. иной раз обмолвится, что был дед, а как его звали. Я общаюсь с людьми, мне это не сильно интересно, их шаманы. Что где-то когда-то услышал, только то и знаю, а так оно мне зачем надо, не очень интересуют эти все традиции. Я, считай, всю жизнь, конечно, с ними бок-о-бок, что со С., что с А., ну, и вообще много-много кто здесь из парней. Вместе всегда, с детства, прям с рождения. Но знаю это все, конечно, поверхностно. Вот у А. именно там дед похоронен, шаман. Вот по Ратте-речке, заповедная сторона. С ним интересно будет съездить. Вы ж там ничего такого делать не будете, просто поисследуете, посмотрите. 65 километров от поселка плюс-минус. Мы за 3-4 часа до кордона доезжаем, до Пюльков. Он только как, Ратта-речка уходит, и по Пюлькам, по речке Пюлькы вверх до него километр ехать. Большой кордон. И еще у нас переходные избы идут.

Родственники разрешат, не разрешат, не знаю, тоже могут сказать - зачем, нет и все. Я только с их позволения могу показать. Можно будет А. взять, если они разрешат. Это их владения, я туда не имею права. Э., говорю, таскал там людей так, что просто. Печку оттуда утащил. Я ему

- нафиг ты чужое трогаешь, что печку нельзя дома сварить. Чтобы туда съездить нужно литров 70 бензина, если округлить, литров 100, туда и обратно. Как выглядит эта шаманская могила, как колода на столбах или по-другому, не знаю, не видел, я только лабаз видел. То, что он там похоронен, точно знаю. Опять же только если они разрешат. Могут и сказать нет, потому что Ж.

- она такая, серьезная, не шалтай-болтай, ни за бутылку не продадутся ни за что, ни за деньги, точно, они достаточные, у них деньги есть. Если правильно подойти, как вы сказали, что охранять. Но могила и так в заповеднике, ей и так ничего не угрожает. Просто вы им объясните, что нужно это занести в охраняемые территории. Чтобы они знали, что вы туда едете не что-то утащить-украсть, чтобы понятно было им. Если уж нет, то нет, ничего не попишешь (Информант В.А.Ж., с. Ратта, запись 2019 г.)

В данных выдержках из интервью содержится информация о пяти могилах старых шаманов. К характеристике шаманских могил записи добавляют следующие сведения: за нанесение оскорбления духам будет расплачиваться не только виновник, но и вся его семья/род -духам неведома жалость. Чем «сильнее» был шаман при жизни, тем большую известность имеет его могила, и тем большая опасность от нее исходит. Память о шаманских могилах и их сохранность зависят от авторитета в обществе семьи, которой они принадлежат. Память о могилах слабых шаманов или шаманов, происходящих из семьи, которая сегодня «слаба», истончается и исчезает.

В полевом архиве автора имеется еще одна показательная история, связанная с шаманским захоронением. В 2005 г. директор Красноселькупского краеведческого музея - селькупка по национальности, изъяла и отвезла в музей вещи с могилы своего предка шамана Кумынка с родового стойбища на р. Поколька. Два молодых парня-родственника, которые помогали ей выкапывать вещи, рассыпавшиеся из давно упавшей со столбов колоды, впоследствии через какое-то время умерли в результате несчастных случаев. Все население верховьев Таза уверено, что так их покарали духи за святотатство. Из этой истории можно сделать вывод, что если основная масса селькупов проявляет свою этничность, пряча свою сакральную культуру от глаз посторонних, как тому учит традиция, то представители селькупской интеллигенции готовы открыто демонстрировать духовные достижения своего народа. Их не смущает нарушение еще живой традиции и не пугает наказание духов, в которое они не верят.

К семейным комплексам шаманских вещей, которые перестали наследоваться новыми шаманами, у селькупов фиксируется то же отношение, что к шаманским захоронениям. Как уже говорилось, когда не стало шаманов (последние селькупские шаманы умерли в конце 1990-х гг.), родовые шаманские вещи были спрятаны их хранителями на дальних родовых угодьях - на чердаках лесных избушек и в лабазах, или еще дальше, в диком лесу - в священных нартах, на поры (помостах, укрепленных на деревьях), под корнями деревьев - в тайных и недосягаемых ни для своих, ни для чужих людей местах. Селькупы относятся к этим местам как к сакральным объектам - опасаются их, обходят стороной. В некоторых семьях хранители каждую весну достают семейных духов из тайников и «меняют на них одежки», т.е. почитают, однако почитание это приватное, и семьи такие очень редки. В то же время есть и другие семьи, где последний шаман или какой-то из хранителей принял решение унести тайну местонахождения родовых шаманских вещей с собой в могилу, чтобы не подвергать опасности следующие семейные поколения. Известны случаи, когда хранители, усомнившись в надежности тайника, перевозят шаманские вещи на другое место, что не отменяет их присутствия в сакральном ландшафте селькупов.

Собирать материал о родовых комплексах шаманских вещей так же сложно, как и о шаманских могилах, однако единожды автору повезло осмотреть (за денежную плату) такой комплекс на стойбище Белый Яр в верховьях р. Толька. Ящик с шаманскими вещами хозяин хранил на расстоянии около 1,5 км от стойбища. Он был подвешен к ветвям кедра, часть вещей (изображения духов из металла) висела рядом на березе, к ним были привязаны белые приклады. Симптоматично, что спустя полтора года хозяин вещей умер от инсульта, а его брат назвал причиной смерти ящик с шаманскими вещами, хранимый ненадлежащим образом.

По записям бесед с информантами хорошо видно, насколько болезненна до сих пор для селькупов тема шаманских вещей. Интересно, что многие местные русские верят в сверхъестественную силу шаманских вещей не меньше селькупов.

• Ребята нашли на дереве на цепях сундучок, его не взяли, взяли пешню резную. Я ее в лодке забыл. Отдали парню из бригады сплавщиков. Того потом утопили свои же. Дети корону шаманскую нашли, их родители так напугали, что они даже в то место перестали ходить. Рудольф для музея вещи брал - умер (Информант В.Ю.К., с. Толька Красноселькупская, запись 2012 г.).

• Шаманы вещи свои в отдельных лабазах хранят. У нас тоже шаманские вещи есть, только не надо их показывать, это грех. Я даже не знаю, где они. Говорили, но я не знаю уже. Старый умер, так и не показал. У нас вещи не в лабазе лежат, а на рогатине. В вываренную бересту, как в брезент, все хозяйство заворачивают, дерево вот так рушится, как бы тройное, чтобы держало. Так веками лежать будет, дождь не страшен. И колокольчик там у нас рода нашего. Если с чистой душой человек подойдет, подпустит. Если с х.вой душой - нет. Один шел, колокольчик ему телогрейку порвал. Он улетает куда-то вверх, в небеса, если плохой человек пришел. А так нет, лежит на том же месте. Если лежит - люди нормальные пришли. Камлали, видно, много над этим колокольчиком. Но это уже не моя история (Информант В.Г.М., пос. Кики-Акки, запись 2012 г.).

• Один человек - Г. показал ему шаманские вещи - прямо в вертолете взял и умер. Рудольф у нас из сундука одно чучело (бабушку) оттуда украл - умер (Информант А.П.К., Белый Яр, запись 2015 г.).

• Шаманов видел, один старик был здесь, Игнатий Чекурмин. Хороший шаман был. Шаманили, когда водку выпивали. Тогда керосина не было, лучинами освещали. Этот старик шаманил. Пил со стариками. Встает и песенку поет. Ложку селькупскую держит так. На меня начал шаманить: «Этот ребенок большой вырастет. Мы, старики, все умрем, сын вырастет, оленей много будет». Этот старик с отцом моим рыбачил. Да-а-авно был у нас шаманский ящик. Вместе с отцом ходили. Под корни упавшего дерева спрятали, корнями укрыли. Говорят, хороший шаман был. Как звали, не помню. Домашних духов не было. Ящик шаманский ни к кому не идет. Когда на ветке везли, у меня голова сильно болела, он так открывался-закрывался, лозы открывали. Потом перестала. Туда на березу белый материал надо вешать. С тех пор стоит, знаю где. Платок надо вешать новый, свежий (Информант И.Г.А., 1933 г.р., с. Толька Красноселькупская, запись 2016 г.).

• На тарелках, что я сдал в Селькуп, стояло три клейма. Интересно определить, кто производитель. Это тарелки шамана Гаврилы Калина. Я ж читал, мне И. давала статью, Пелих, кажется, там было написано, что он унес их на северо-восток от поселка Ратта и повесил на дерево. Я там и нашел, не на дереве нашел, а в земле, я ж копнул-то. Что меня потянуло туда, я не знаю, там написано, что тарелки найдут своего хозяина. Они упали и заросло. Что меня потянуло, я не знаю, что-то блеснуло в земле, то ли камень, то ли металл. Попинал, попинал, потом распиналось, вытащил эти две тарелки. Верь-не верь, хозяина нашли они. Я отдал скорее их. Как в музей захожу, когда к ним подходишь, у меня контакт какой-то с ними, у меня аж мурашки сразу. Я не думаю об этом. Мы ходили тогда, когда губернатор приезжал, зашли в шаманский зал, другая атрибутика пофиг, подошел к тарелкам, тут. Он меня караулит, видать, мол, зачем отдал. Обрадовался, что хозяин приехал (Информант В.Г.З., русский, с. Ратта, запись 2018 г.).

• Калин Яков на Ратте-речке, заповедника еще не было. Год., это я еще пацаном был, 1970-е, давно. Потом там пожары были, следов не найти, не могло до наших дней сохраниться. Я помню, он достал чемоданчик и показывал шаманские вещи - колокольчики, какие-то журавлики и т.д. Мы пошли в землянку, или это лабаз был какой-то. Они хотели их купить, он сперва отказался, потом они подвыпили маленько, и, я помню, они забирали что-то. Из какого города они были, что за экспедиция была, я не помню. Попросили туда свозить, я свозил. Наконечники стрел были какие-то, ножи, бубен был. Мне интересно было, я посмотрел. Куда что девалось. Хозяев нет уже, всей семьи нет. Его - Якова Калина - сперва посадили, он, вроде бы жену свою зарезал, что ли. Он так, по-моему, кажется, и не вернулся из тех мест. Семья.. Старший сын под лед провалился, переохлаждение было, умер после этого. Дочь у них в Тарко-Сале в больнице работала. Младшая дочь у них, одна, наверное, живая еще, в Тарко-Сале тоже живет. Два сына умерли давно уже. Может быть, и связаны несчастья семьи с теми отданными вещами. Произошло все намного позже. Может быть, совпало это все, но семейство было и нет. Последнее время они сидели здесь, где кордон первый, Шестаковский. А так они раньше были на Язевых. От устья Ратты-речки недалеко, километров 30 вверх. Не знаю, питерская, не питерская экспедиция была. Я помню, чемодан они как увидели, сразу загорелись, потом договорились как-то. Ну, если брат

говорит, что это питерская экспедиция была, значит питерская (Информант К.Г.З., русский, с. Ратта, запись 2019 г.).

• У нас на Каральке тоже есть вещи шаманские. Я когда маленькая была, вот они лежат прямо на земле, лежат в лесу, мы за ягодой идем, маленькая была, трогала, а потом взрослые их не трогают. И вот недавно была, они как лежали там, так и лежат. Если дети шаманские вещи трогают, им особого вреда от этого не будет. Все здесь верят в силу шаманских вещей (Информант В.М., с. Толька Красноселькупская, запись 2019 г.).

• Тут выше, по р. Ратта, район Язевых, есть стойбище Баякиных, у них дед был шаманом. Там стойбище есть, где он захоронен, эта сторона заповедная получается сейчас. Туда раз я сходил. Как бы тоже, нежилая... там ... сейчас. Лабаз старый стоит. Это в заповеднике, они оттуда съехали давно. Это было очень давно. Они потом каслали, мигрировали, на одном месте долго не сидят. Может, лет 10-15 посидели, потом переехали в другую сторону. Старые землянки, это все там уже попадало, обвалилось, а лабаз стоит, я к нему не ходил, мне Э.З. рассказывал про него. Он туда ходил, он же тоже там работает, он мне рассказывал, что этот лабаз шаманский красиво сделанный. Я ему - что шаритесь по всяким стойбищам. Печку взял еще свистнул, оттуда утащил - Э., типа добрая печь. Я говорю: не тобой положено, зачем ты берешь чужое вообще? Это другие Баякины, не покольские (Информант В.А.Ж., русский, с. Ратта, запись 2019 г.).

• Короче, вот такое дело, народу много везде жило, кто сейчас, где что найдешь. Здесь вот есть Тэорикики, там тоже есть лабаз какой-то, чуть ни шамана, к нему никто не подходит, он уже развалился. Там даже карабин какой-то лежал. Курья такая Тэорикики есть. Там Сохатые раньше жили. Я так дорогу-то знаю, но надо спрашивать разрешения у родных, так туда ходить нехорошо (Информант В.А.Ж., русский, с. Ратта, запись 2019 г.)

• Вот покольские И.Р. из Красноселькупа, из музея, начали продавать вещи шаманские, чатинские, стрелы, все, давать-продавать, кто-что теперь тебе скажет. Только у них с лабаза, и все, и как пошло-пошло, в один год, в следующий год прямо один за одним. Один утонул, другого убили и дальше еще. Как пошла эта околесица, они потребовали прям все обратно. Когда обратно все положили, только тогда все успокоилось. Хочешь, верь, хочешь не верь (Информант В.А.Ж., русский, с. Ратта, запись 2019 г.).

• Нарту спрятали далеко в лесу после всех событий. Мало кто знает, где она находится. Хожу туда раз в году, в новую материю одеваю. Ходил туда весной. В этом году нарта сгнила -копылья сгнили и подломились, и все на земле теперь стоит. Будем ли делать новую, еще не решили. Хотел бы зарыть все эти вещи в землю, но нельзя. Могу отвезти вас на наше стойбище на Покольке, все там посмотрите, но показывать и фотографировать вещи - никогда и никому, ни за деньги, ни за что (Информант Ю.Ю.Б. - хранитель шаманских вещей рода; дед и отец выбрали его для этой роли в детстве и готовили к ней; с. Ратта, запись 2019 г.).

В приведенном блоке выдержек из бесед с информантами содержатся сведения, подтверждающие сказанное выше: вещи, оставшиеся от шаманов, спрятаны в лесу, к месту их хранения нельзя подходить, водить к ним чужих запрещается. Селькупы верят, что нарушивший эти правила, а также его семья, будут наказаны духами. К деталям темы осталось добавить, что, если селькуп в лесу случайно набредает на забытое шаманское захоронение или тайник с шаманскими вещами, он быстро покидает это место во избежание неприятностей.

Итак, в результате исследования были сделаны следующие выводы. Шаманские могилы и хранилища родовых шаманских принадлежностей северных селькупов, расположенные в ландшафте района их проживания, входят в число объектов селькупского сакрального ландшафта, поскольку по народным представлениям населены духами. Сохранение веры в духов у нынешних селькупов - живая часть отмирающей традиции. Она характеризует современное селькупское этническое сознание и объясняет неготовность селькупов целиком открыть свою традиционную культуру для публичного обозрения.

Литература и источники

1. Степанова О.Б. Мир мертвых и погребальный обряд селькупов // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. - СПб.: МАЭ РАН, 2007. - С.182-198.

2. Степанова О.Б. Селькупы села Совречка // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2015. - №3. - С. 126-134.

3. Степанова О.Б. Фольклор северных селькупов (полевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Ч. II. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып.17. - СПб.: МАЭ РАН, 2017. - С. 37-67.

References and Sources

1. Stepanova O.B. Mir mertvyh i pogrebal'nyj obryad sel'kupov // Mifologiya smerti. Struktura, frnkciya i semantika pogrebal'nogo obryada narodov

Sibiri. - SPb.: MAE RAN, 2007. - S.182-198.

2. Stepanova O.B. Sel'kupy sela Sovrechka // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2015. - №3. - S. 126-134.

3. Stepanova O.B. Fol'klor severnyh sel'kupov (polevye sbory 2004, 2005, 2008 gg.). Ch. II. // Materialy polevyh issledovanij MAE RAN. Vyp.17. -SPb.: MAE RAN, 2017. - S. 37-67.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) the Russian Academy of Sciences (stepanova67@mail.ru).

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-160-165

СТЕПАНОВА О.Б., СЮЗЮМОВ А.А. САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: СВЯТИЛИЩЕ ДУХА ЛОЗ-ИМА-

КОТА БЛИЗ ПОСЕЛКА СИДОРОВСК НА Р. ТАЗ

Ключевые слова: северные селькупы, этнография, традиционная культура, святилища, фольклор, традиционное мировоззрение.

Исследование посвящено третьему по степени известности объекту сакрального ландшафта северных селькупов - святилищу духа Лоз-има-кота, расположенному в нижнем течении р. Таз близ поселка Сидоровск. На основе анализа сведений о святилище, найденных в научной литературе и полученных в ходе полевых исследований, сделан ряд важных выводов. Фольклорные тексты, связанные с этим и другими святилищами, не являются, как в них утверждается, историческими преданиями, а представляют собой мифологические биографии/характеристики духов, где объясняется, откуда появился дух, чем прославился, и что входит в его обязанности. По своей сути, все духи, почитаемые в святилищах, - это родовые духи-предки, родоначальники и одновременно хозяева родовых земель, отвечающие за промысловую сферу жизни рода и его пропитание.

STEPANOVA, O.B., SYUZYUMOV, A.A.

SACRED LANDSCAPE OF NORTHERN SELKUP: THE SANCTUARY OF THE SPIRIT OF LOZ-IMA-KOTA NEAR THE VILLAGE OF SIDOROVSK ON THE R. TAZ

Key words: Northern Selkups, ethnography, traditional culture, sanctuaries, folklore, traditional worldview.

The research is devoted to the third most famous object of the sacred landscape of the northern Selkups - the sanctuary of the spirit of Loz-ima-kota, located in the lower reaches of the river Taz near the village of Sidorovsk. Based on the analysis of information about the sanctuary found in the scientific literature and obtained in the course of field research, a number of important conclusions were drawn. The folklore texts associated with this and other sanctuaries are not, as they claim, historical legends, but are mythological biographies of spirits, which explains where the spirit came from, what it was famous for and what it is responsible for. All the spirits worshiped at the sanctuaries are ancestral spirits, ancestors and at the same time the owners of the ancestral lands, they were in charge of the fishing sphere of the life of the clan, as well as its food.

Немалую долю всех объектов исторического сакрального ландшафта северных селькупов составляют святилища - места, где селькупы приносили жертвы духам-хозяевам окрестной земли, просили у них пропитания, удачи в охотничьем и рыболовном промысле, здоровья и прочих благ. На святилищах устанавливались порге - деревянные изображения почитаемых духов. В наши дни ни одно из святилищ не выполняет своих былых функций, большая часть их забыта. Память о некоторых святилищах сохранилась в топонимике района и в виде скудных сведений в трудах этнографов. Лишь два святилища, две Шаман-горы - Лозыль-лакка на озере Лозыль-то в системе Чертовых озер и Порге Мач на р. Таз близ устья р. Малая Ширта - сохраняют известность среди всего населения района и более-менее этнографически описаны. Избежать забвения им помогло расположение. Место, где находится святилище Лозыль-лакка, очень примечательно в природном плане. Оно представляет собой конической формы высокий мыс, выдающийся в озеро Лозыль-то, в котором зимой не бывает замора; весной в половодье его обступает со всех сторон вода, и он становится островом. Святилище Порге-мач расположено на высоком красивом яру, через который проходит оживленная по местным меркам транспортная магистраль, связывающая села Толька и Ратта - летом по воде Таза, зимой по зимнику, проходящему прямо по горе. В 1980-е гг. у подножия горы были установлены памятные знаки «Центр Российского государства» и «Геологам-первопроходцам». Сочетание в одном месте природной, сакральной и исторической составляющих, каждый раз напоминающих о себе проезжающим мимо людям, поддерживает живую память о святилище.

Статья посвящена месту культа духа Лоз-има-кота, расположенному на берегу среднего Таза в районе поселка Сидоровск - третьему и последнему святилищу, которое подходит под категорию известных. Известность его относится к прошедшему времени и носит локальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.