Научная статья на тему 'САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: СВЯТИЛИЩЕ ДУХА ЛОЗ-ИМА-КОТА БЛИЗ ПОСЕЛКА СИДОРОВСК НА Р. ТАЗ'

САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: СВЯТИЛИЩЕ ДУХА ЛОЗ-ИМА-КОТА БЛИЗ ПОСЕЛКА СИДОРОВСК НА Р. ТАЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / ЭТНОГРАФИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СВЯТИЛИЩА / ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / NORTHERN SELKUPS / ETHNOGRAPHY / TRADITIONAL CULTURE / SANCTUARIES / FOLKLORE / TRADITIONAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна, Сюзюмов Арсений Алексеевич

Исследование посвящено третьему по степени известности объекту сакрального ландшафта северных селькупов - святилищу духа Лоз-има-кота, расположенному в нижнем течении р. Таз близ поселка Сидоровск. На основе анализа сведений о святилище, найденных в научной литературе и полученных в ходе полевых исследований, сделан ряд важных выводов. Фольклорные тексты, связанные с этим и другими святилищами, не являются, как в них утверждается, историческими преданиями, а представляют собой мифологические биографии/характеристики духов, где объясняется, откуда появился дух, чем прославился, и что входит в его обязанности. По своей сути, все духи, почитаемые в святилищах, - это родовые духи-предки, родоначальники и одновременно хозяева родовых земель, отвечающие за промысловую сферу жизни рода и его пропитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED LANDSCAPE OF NORTHERN SELKUP: THE SANCTUARY OF THE SPIRIT OF LOZ-IMA-KOTA NEAR THE VILLAGE OF SIDOROVSK ON THE R. TAZ

The research is devoted to the third most famous object of the sacred landscape of the northern Selkups - the sanctuary of the spirit of Loz-ima-kota, located in the lower reaches of the river Taz near the village of Sidorovsk. Based on the analysis of information about the sanctuary found in the scientific literature and obtained in the course of field research, a number of important conclusions were drawn. The folklore texts associated with this and other sanctuaries are not, as they claim, historical legends, but are mythological biographies of spirits, which explains where the spirit came from, what it was famous for and what it is responsible for. All the spirits worshiped at the sanctuaries are ancestral spirits, ancestors and at the same time the owners of the ancestral lands, they were in charge of the fishing sphere of the life of the clan, as well as its food.

Текст научной работы на тему «САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: СВЯТИЛИЩЕ ДУХА ЛОЗ-ИМА-КОТА БЛИЗ ПОСЕЛКА СИДОРОВСК НА Р. ТАЗ»

Sibiri. - SPb.: MAE RAN, 2007. - S.182-198.

2. Stepanova O.B. Sel'kupy sela Sovrechka // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2015. - №3. - S. 126-134.

3. Stepanova O.B. Fol'klor severnyh sel'kupov (polevye sbory 2004, 2005, 2008 gg.). Ch. II. // Materialy polevyh issledovanij MAE RAN. Vyp.17. -SPb.: MAE RAN, 2017. - S. 37-67.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) the Russian Academy of Sciences (stepanova67@mail.ru).

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-160-165

СТЕПАНОВА О.Б., СЮЗЮМОВ А.А. САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ: СВЯТИЛИЩЕ ДУХА ЛОЗ-ИМА-

КОТА БЛИЗ ПОСЕЛКА СИДОРОВСК НА Р. ТАЗ

Ключевые слова: северные селькупы, этнография, традиционная культура, святилища, фольклор, традиционное мировоззрение.

Исследование посвящено третьему по степени известности объекту сакрального ландшафта северных селькупов - святилищу духа Лоз-има-кота, расположенному в нижнем течении р. Таз близ поселка Сидоровск. На основе анализа сведений о святилище, найденных в научной литературе и полученных в ходе полевых исследований, сделан ряд важных выводов. Фольклорные тексты, связанные с этим и другими святилищами, не являются, как в них утверждается, историческими преданиями, а представляют собой мифологические биографии/характеристики духов, где объясняется, откуда появился дух, чем прославился, и что входит в его обязанности. По своей сути, все духи, почитаемые в святилищах, - это родовые духи-предки, родоначальники и одновременно хозяева родовых земель, отвечающие за промысловую сферу жизни рода и его пропитание.

STEPANOVA, O.B., SYUZYUMOV, A.A.

SACRED LANDSCAPE OF NORTHERN SELKUP: THE SANCTUARY OF THE SPIRIT OF LOZ-IMA-KOTA NEAR THE VILLAGE OF SIDOROVSK ON THE R. TAZ

Key words: Northern Selkups, ethnography, traditional culture, sanctuaries, folklore, traditional worldview.

The research is devoted to the third most famous object of the sacred landscape of the northern Selkups - the sanctuary of the spirit of Loz-ima-kota, located in the lower reaches of the river Taz near the village of Sidorovsk. Based on the analysis of information about the sanctuary found in the scientific literature and obtained in the course of field research, a number of important conclusions were drawn. The folklore texts associated with this and other sanctuaries are not, as they claim, historical legends, but are mythological biographies of spirits, which explains where the spirit came from, what it was famous for and what it is responsible for. All the spirits worshiped at the sanctuaries are ancestral spirits, ancestors and at the same time the owners of the ancestral lands, they were in charge of the fishing sphere of the life of the clan, as well as its food.

Немалую долю всех объектов исторического сакрального ландшафта северных селькупов составляют святилища - места, где селькупы приносили жертвы духам-хозяевам окрестной земли, просили у них пропитания, удачи в охотничьем и рыболовном промысле, здоровья и прочих благ. На святилищах устанавливались порге - деревянные изображения почитаемых духов. В наши дни ни одно из святилищ не выполняет своих былых функций, большая часть их забыта. Память о некоторых святилищах сохранилась в топонимике района и в виде скудных сведений в трудах этнографов. Лишь два святилища, две Шаман-горы - Лозыль-лакка на озере Лозыль-то в системе Чертовых озер и Порге Мач на р. Таз близ устья р. Малая Ширта - сохраняют известность среди всего населения района и более-менее этнографически описаны. Избежать забвения им помогло расположение. Место, где находится святилище Лозыль-лакка, очень примечательно в природном плане. Оно представляет собой конической формы высокий мыс, выдающийся в озеро Лозыль-то, в котором зимой не бывает замора; весной в половодье его обступает со всех сторон вода, и он становится островом. Святилище Порге-мач расположено на высоком красивом яру, через который проходит оживленная по местным меркам транспортная магистраль, связывающая села Толька и Ратта - летом по воде Таза, зимой по зимнику, проходящему прямо по горе. В 1980-е гг. у подножия горы были установлены памятные знаки «Центр Российского государства» и «Геологам-первопроходцам». Сочетание в одном месте природной, сакральной и исторической составляющих, каждый раз напоминающих о себе проезжающим мимо людям, поддерживает живую память о святилище.

Статья посвящена месту культа духа Лоз-има-кота, расположенному на берегу среднего Таза в районе поселка Сидоровск - третьему и последнему святилищу, которое подходит под категорию известных. Известность его относится к прошедшему времени и носит локальный

характер: память об этом святилище сохранялась лишь у среднетазовских селькупов и только до начала первого десятилетия XXI в. В трудах этнографов оно представлено достаточным для его исторической реконструкции материалом. В задачи исследования входил анализ имеющихся сведений и дополнение общей характеристики североселькупских святилищ, а также осмысление их значения.

Исследование проводилось на основе публикаций О.Б. Степановой [1, 2, 3], Г.И. Пелих [4, 5], Е.Д. Прокофьевой [6], А.В. Головнева [7], Иг.В. и Ир.В. Беличей [8], содержащих сведения по святилищам северных селькупов и связанным с ними вопросам. Изучение святилища опиралось также на полевые материалы автора, собранные в ходе нескольких поездок к селькупам. Главными методами исследования были: описание, анализ, семантический анализ, сравнительно-типологический метод и обобщение.

Первая информация о старинном святилище селькупов в районе Сидоровска была записана автором в с. Красноселькуп в 2004 г.: «В лесу порге большие - по умершему. Там, где по легенде семь детей с голоду умерли и в ряд упали, у Сидоровска, семь порге по ним сделали» (ПМА 2004). Опрошенные тогда информанты не только сами видели эти порге, но и в прошлом проезжая мимо них, регулярно приносили им жертвы. Нужно заметить, что Сидоровск расположен на берегу р. Таз в той его части, где весной проводится лов проходной рыбы, в его округе есть несколько богатых рыбой промысловых озер. В прежние времена в том районе жило много селькупов. В 1994 г. жителей поселка Сидоровск переселили в пос. Красноселькуп, а рыболовная отрасль района вступила в полосу затяжного кризиса, отчего места, где находилось святилище, селькупы стали посещать значительно реже. Многие из информантов в последний раз были там лет десять назад.

В 2005 г. полевой архив автора пополнился «преданием» «Рыба вернулась», связанным с этим святилищем.

В давние времена, когда селькупы жили племенами, наступил такой год, когда не стало в реках рыбы, в лесу - дичи, а люди начали умирать от голода. Один из селькупских родов жил в те времена на Налимьем озере. Пришел голод и в эти места. Взрослые люди валились с ног, дети целыми днями ходили за женщинами по пятам, плакали и просили хоть что-нибудь поесть. Кто мог еще двигаться, ходили на охоту, но всякий раз возвращались из леса ни с чем. Пробовали ловить рыбу, но также приходили с пустыми руками. Люди искали в лесу птичьи гнезда и пытались накормить детей птичьими яйцами, но этого было мало для большого рода. Люди продолжали умирать, и почти весь род вымер.

В одном чуме недалеко от озера жила большая семья: муж с женой и семеро их детей. Дети умирали один за другим. Отец, обессилев от голода, совсем слег, а жена была беременна восьмым ребенком. И вот настал день, когда она должна была родить. Предчувствуя недоброе, она сказала мужу:

- Я, наверное, умру, чувствую это. Когда меня не станет, ты вырежи из дерева на месте нашего чума идола в моем облике и облике наших погибших детей.

Вскоре у женщины начались схватки. Собрав последние силы, муж поднялся, подошел к ней и остолбенел от удивления. Жена его родила рыбку. Рыбка заскользила по тропинке к озеру, а женщина тут же умерла.

Тогда стал он скликать оставшихся в живых людей, собрались они у озера и увидели в нем столько рыбы, сколько никогда не было раньше. Вместе с другими наловил этот человек рыбы, утолил голод и отправился исполнять просьбу своей жены.

До сих пор на месте стоянки племени возвышается идол, изображающий женщину и семь ее маленьких детей. Сейчас это заброшенное людьми место, но когда-то там рыбачили, приходили к этому идолу и приносили немудреные подарки. - Кто платок, кто полотенце, кто небольшой отрез ткани, кто бросит медные деньги. Такова мера человеческой благодарности [3, с. 56-57].

В кратком изложении предания героиня ценой своей жизни (и жизни ее семерых детей) спасла свой род от голодной смерти, после чего была воплощена в порге и стала почитаться как дух. Таким образом, текст представляет собой вовсе не предание, а мифологическую сказку, где рассказывается о появлении духа и «учреждении» его культа. Согласно тексту, от этого духа зависели пропитание и удача членов рода в рыбном промысле, следовательно, в его характеристику входят такие качества как дух-покровитель рода (родовой дух), покровитель промысловых занятий рода и дух-хозяин родовых угодий. Обманчивой оказывается и

жалостливая роль умерших от голода детей. Настоящая функция детей в этом тексте -характеризовать духа, быть частью его «биографии».

Сделанные выводы помогают интерпретировать легенды, связанные с другими культовыми местами района, например, легенду о святилище на озере Лэль кылыль то (озере Грудной кости) в Тазовской тундре, в которой рассказывается, как один из двух живших на озере шаманов упал мертвый, увидев вынырнувшую из озера лодку с сидящим в ней человеком, или легенду о святилище, находящемся в 30 км вверх по Тазу от с. Красноселькуп - близ того места «будто бы селькуп утопил в люльке ребенка» [6, с. 67-68]. Несмотря на разные, непохожие сюжеты, данные легенды одинаково рассказывают о появлении духа и его культа. Каждая легенда обязательно соотносится с какой-то местностью, поэтому дух в них будет иметь характеристику духа-хозяина местности. Местность принадлежит роду, устроившему святилище, поставившему на нем идолов-порге, поэтому почитаемый дух непременно будет родовым духом, а святилище - святилищем рода. Можно также утверждать, что все легенды и предания, связанные с духами-порге и духами-хозяевами местности, - это мифологические «биографии» духов. Сказанное в полной мере относится и к вышеупомянутому святилищу Лозыль-лакка на озере Лозыль-то - самому известному святилищу района. Легенду о его возникновении дополняет ряд текстов, которые расширяют и детализируют его характеристику [7, с. 497-498; 8, с. 99-112]. Симптоматично, что в легендах о Лозыль-то и святилище на Тазу в 30 километрах от Красноселькупска опять же фигурируют дети.

Г.И. Пелих в конце 1970-х - начале 1980-х гг. был записан другой вариант сказки о духе-хозяйке тазовских земель в районе Сидоровска. Сюжет его заметно отличается от приведенного выше, но имеет тот же смысл: в тексте рассказывается, как появился дух-хозяин окрестной земли. Г.И. Пелих приводит имя/название духа - Лоз-има-кота, что дословно переводится с селькупского как «Дух-женщина-старуха».

Лоз-има-кота - деревянная скульптура женщины, грубо вырубленная из высокого пня (около 2 м). Скульптура одета в белое платье, на голове и плечах висят платки, развеваясь при ветре. Скульптура стоит на правом берегу р. Таз, ниже поселка Сидоровск. Издали при ветре, развевающем одежду, кажется, что скульптура шевелится. У подножия пня стоят несколько железных (видимо, в этом месте допущена опечатка, так как ниже Г.И. Пелих пишет, что фигурки детей сделаны из дерева - О.С.) фигурок - это изображения детей, которые умерли здесь от голода. По преданию, на этом месте раньше стоял чум, в котором погибли маленькие ребятишки - дети этой женщины. Предание об умерших от голода ребятишках связано с рассказом о ленивом, глупом и злом мужике. У него была жена, много ребятишек и мало оленей. Он так злился на всех жителей своего поселка из-за того, что все они жили лучше него, что забрал свою жену, ребятишек, оленей и ушел жить один на речку, что впадала в дальнее озеро. Там он ловил рыбу и кормил рыбой семью. Тогда жена стала плакать, что они совсем не видят мяса. Мужик пошел к жертвенному месту, куда жители деревни унесли в подарок духам мясо убитого оленя, взял это мясо, и принес его жене. После этого в реке и озере исчезла рыба. Тогда мужик стал убивать своих оленей, так как его ребятишки стали умирать от голода. И вот у него остался только один олень и один (самый маленький) мальчишка. Мужик пошел к озеру и забросил удочку. Чувствует, кто-то попался. Стал тянуть леску. Из воды выходит маленький ребенок с крючком во рту и говорит ему: «Если хочешь остаться жив, убей своего последнего оленя и маленького сына и принеси их в жертву озеру». Мужик так и сделал. И сразу появилась рыба и в реке, и в озере. Но жена с горя утопилась. А мужик, оставшись один, повесился.

Эта история рассказывается селькупами как назидание о том, что никогда, ни при каких условиях нельзя брать жертвенную пищу. А в память о погибших детях вбивают в землю березовые колышки. Они вырезаются из ствола молодой березки (длиной в 45-50 см). Нижний конец заостряется, а на верхнем вырезается личина (глаза и рот). Такие колышки вбиваются в землю, чтобы дети не болели и не умирали. Недалеко от статуи воткнуты в землю такие колышки. Раньше их было семь, но они сгнили, и осталось два. Лоз-има-кота считается хозяйкой этой земли по правому берегу р. Таз от Сидоровска до Мангазеи [4, с. 59-60].

Сказка, записанная Г.И. Пелих, добавляет к общей характеристике североселькупских святилищ новые, до сих пор неизвестные черты: в жертву духам селькупы приносили мясо, и со святилищ строжайше запрещалось брать какие-либо пожертвования. Нельзя не отметить, что в

сказке опять присутствуют дети и уже не только в качестве жертвы духам за избавление людей от голода: условия спасения диктует дух-ребенок, вышедший из озера с крючком во рту. Образ ребенка в мифологии селькупов сложен, его предназначение - в общем смысле - объяснять селькупскую идею круговорота жизни во Вселенной [1, 2]. Однако в данной статье раскрывать образы детей подробно нет необходимости, так как для исследования достаточно заключения, что дети являются деталью образа духа, в честь которого устроено святилище.

Нужно подчеркнуть еще одно свойство духов, почитаемых на родовых святилищах - это духи-предки рода, родоначальники. В теории, качество предка у духа вытекает уже из того, что дух является родовым. В сказках оно объясняется через смерть обернувшегося духом человека данного рода. Эта характеристика духов со святилищ подтверждается и этнографическими материалами о порге. Этнографами были записаны сведения, согласно которым порге, во-первых, изготавливались только «по умершему», во-вторых, теряли силу, «превращались в простую деревяшку», как только умирал их последний потомок по мужской линии: «Шайтан сгорел, потому что его родства больше нет. Ну, он и сам пропал, сам сгорел» [5, с. 96]. В 1978 г. нам указали два культовых места по р. Шальной (приток Турухана). Одно из них принадлежало Чокуровым, другое - Мандаковым. Ни тех, ни других уже не было в живых. Во время недавнего пожара идолы порге обгорели. Поэтому старики уверились, что «их родство здесь кончилось» (т.е. Мандаковых и Чокуровых) [5, с. 97].

В экспедиции 2019 г. в с. Красноселькуп автором были собраны новые материалы о святилище духа Лоз-има-кота.

Вниз от Красноселькупа на угодье Смирновские пески (принадлежит агрофирме Приполярной) живет семья Смирнова Сергея Борисовича - русского, женатого на селькупке. Он рассказывал, что в своих окрестностях встречал два порге. Его жена сообщила: Видимо, какое-то место священное там было. Это когда было, кто его знает. В тех местах есть Мунгуй, на Мунгуе точно есть. У меня мама 20-го года рождения, и она родилась на Мунгуе, там, в лесу, и там у них землянки стояли. Она рассказывала, как они в землянке жили. У них тоже рядом были священные места. Там землянки, Василий Андреев рассказывал, там есть землянки ста-а-рые. Вот там, конечно, можно было бы что-нибудь поискать. Они, конечно, уже заросли, все уже провалились, как это все искать, кто знает, но хотя бы отметить место. Там наверняка есть какое-то кладбище. Это когда было, мама моя в 20-м году родилась. Зимой они там сидели, в землянках, летом рыбачили на песках. Смирновские пески от Мунгуя где-то в 40 км вниз по Тазу. Смирновские порге не на берегу Таза. Он видел их недавно, они там стоят. Я так думаю, это Сасаткы, название реки. Сначала мама моя родилась на Мунгуе, они в землянке жили, потом дед с женой переселился на Сасаткы. Порге принадлежат к той группе, кто на Мунгуе и на Сасаткы жил. А рядом там же Налимье озеро. Там вообще эти места... Там вообще было два тоже порге, семь, по сказке. По этой же Сасаткы ехать. Это не на берегу Таза. Ехать туда - к Налимьему озеру. Они были, семь порге, они реально существовали. Их видели, мы туда ездили. Я их видела. Ну, меня не допускали туда, конечно, но мать - мы, допустим, едем в Сидоровск, выезжаем на Налимье озеро, они всегда останавливались, я в лодке сидела, мать готовила полотенце там, платок, и несли туда, к этим порге. Обряд совершала, там же женщина была с семью детьми, по сказке, помнишь.

И вот, каждый раз ездили туда, я не видела, я совсем маленькая была. Мы из Сидоровска едем на Налимье по Сасаткы. По Сасаткы недалеко от Налимьего озера вот эти стояли. Они подъезжали туда, меня, конечно, туда не брали. Но мать брала платок и шла туда, там кормили или что-то делали, ходили, обратно приходили, и мы уже ехали в свое стойбище. Они туда уходили, и я не знаю, где они там были. Где-то там возле озера, там еще озерцо было, я помню, оно широкое такое было. Наверное, это все на этом озере происходило, если верить сказке. То ли это Налимье озеро, то ли нет, мы-то жили на Налимьем. И мы тут же доезжали до дома, это было совсем недалеко.

Платок и полотенце - подарок женщине, повязывают на нее обычно это все. И всегда это происходило. Когда выезжали, вроде нет, а когда возвращались, когда уже домой ехали, мы вот, я помню, заезжали к этой. Меня, конечно, не пускали, я не видела ничего. Но эти порге реально были. И сказка тут. Возможно, сказка появилась на основе какого-то реального события. Женщина и детки реально существовали. И порге им стояли на самом деле (ПМА, 2019 г.).

Рассказ содержит важные подробности о порге Лоз-има-кота и способах его почитания. Жертвоприношения духу Лоз-има-кота селькупы делали каждый раз, когда проезжали мимо - как правило, на пути домой, а не из дома. Взрослые шли к порге для совершения ритуала одни, оставляя детей в лодке, т.е. детям подходить к порге запрещалось. Жертвой женскому порге служили платки и полотенца.

Помимо этого, из рассказа выясняется, что в районе Сидоровска в прошлом было много святилищ, святилища имелись у каждого селения, каждой семьи. В частности, специальные места почитания духов были на Мунгуе, близ Смирновских песков/на р. Сасаткы. В последнем названном месте, очень вероятно, порге стоят до сих пор.

Порге Лоз-има-коты и ее семерых детей, если верить этому рассказу, стояли не на правом берегу Таза ниже Сидоровска, как написано у Г.И. Пелих, а на левом притоке Таза р. Сасаткы, близ Налимьего озера. Возможно, в каком-то из названных «адресов» святилища была сделана ошибка, однако не исключено, что могло быть два и больше порге, изображавших одного духа, что у каждой входящей в род семьи имелось свое такое изображение, поскольку Лоз-има-кота была общеродовым духом. Думается, что возможен и такой вариант, что сгнившие старые порге в какой-то момент прошлого (когда еще были шаманы, которые «оживляли» новые порге) обновлялись и устанавливались заново с небольшим территориальным смещением. Чтобы рассуждения о местоположении святилищ не были голословными, к исследованию прилагается карта, на которую нанесены названные в нем известные святилища. У святилища Лоз-има-коты, которое не имеет точных координат, обозначена зона допустимого расположения (Рис. 1).

Рис. 1. Карта известных старых святилищ северных селькупов. На карте-врезке обозначены зоны вероятного расположения святилища духа Лоз-има-кота в районе пос. Сидоровск. Карта выполнена авторами (картографическая основа - ГИС-атлас "Недра России" ФГБУ «ВСЕГЕИ»).

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Святилище духа Лоз-има-кота, расположенное в районе поселка Сидоровск и принадлежащее селькупам среднего Таза, дольше других святилищ района оставалось действующим. Оно перестало активно посещаться с закрытием поселка и переселением проживавших в нем селькупов в районный центр в 1994 г.

Память о святилище истончилась ко второму десятилетию XXI в. в связи с уходом старшего поколения селькупов, которое поддерживало культ духа Лоз-има-кота.

В прошлом рядом с каждым селением селькупов имелось свое святилище. Посещались святилища часто. Идолам-порге, установленным на святилищах, приносились жертвы. Если дух был женского рода, на его порге повязывали платки и полотенца. В далеком прошлом духам жертвовали мясо.

Духи, которых почитали на святилищах, представляли собой родовых духов-предков, родоначальников. Одновременно они выступали духами местности, были хозяевами родовых промысловых угодий, отвечали за пропитание рода и ведали промысловой удачей его рыбаков и охотников. Связанные со святилищами «предания» не имели ничего общего с реальными историческими событиями, в них рассказывалась мифологическая биография духа и давались его характеристики: в текстах объяснялось, при каких обстоятельствах он появился, за какой подвиг или благодеяние по отношению к людям рода стал почитаться, за что отвечал или чем заведовал.

Литература и источники

1. Степанова О.Б. Мир мертвых и погребальный обряд селькупов // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. - СПб.: МАЭ РАН, 2007. - С. 182-198.

2. Степанова О.Б. Селькупы села Совречка // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2015. - № 3. - С. 126-134.

3. Степанова О.Б. Фольклор северных селькупов (нолевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Ч. II. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. - Вып. 17. - СПб.: МАЭ РАН, 2017. - С. 37-67.

4. Пелих Г.И. Селькупская мифология. - Томск: ТГУ, 1998. - 79 с.

5. Пелих Г.И. Селькупы XVII в.: очерки социально-экономической истории. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1981. - 177 с.

6. Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Сб. МАЭ, Т. 33. - Л.: Наука, 1977. - С. 66-79.

7. ГоловневА.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 606 с.

8. Белич Иг.В., Белич Ир.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень, 1997. - Вып.1. - С. 99-112.

References and Sources

1. Stepanova O.B. Mir mertvyh i pogrebal'nyj obryad sel'kupov // Mifologiya smerti. Struktura, fimkciya i semantika pogrebal'nogo obryada narodov Sibiri. - SPb.: MAE RAN, 2007. - S. 182-198.

2. Stepanova O.B. Sel'kupy sela Sovrechka // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2015. - N° 3. - S. 126-134.

3. Stepanova O.B. Fol'klor severnyh sel'kupov (polevye sbory 2004, 2005, 2008 gg.). CH. II. // Materialy polevyh issledovanij MAE RAN. - Vyp. 17.

- SPb.: MAE RAN, 2017. - S. 37-67.

4. Pelih G.I. Sel'kupskaya mifologiya. - Tomsk: TGU, 1998. - 79 s.

5. Pelih G.I. Sel'kupy XVII v.: ocherki social'no-ekonomicheskoj istorii. - Novosibirsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie, 1981. - 177 s.

6. Prokofeva E.D. Nekotorye religioznye kul'ty tazovskih sel'kupov // Pamyatniki kul'tury narodov Sibiri i Severa (vtoraya polovina XIX - nachalo HKH v.). Sb. MAE, T. 33. - L.: Nauka, 1977. - S. 66-79.

7. Golovnev A.V. Govoryashchie kul'tury: tradicii samodijcev i ugrov. - Ekaterinburg: UrO RAN, 1995. - 606 s.

8. Belich Ig.V., Belich Ir.V. K voprosu o kul'tovyh mestah tazovskih sel'kupov // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - Tyumen', 1997. - Vyp.1.

- S. 99-112.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

СЮЗЮМОВ АРСЕНИИ АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт наук о Земле, кафедра картографии и геоинформатики (St049991@student.spb.ru)

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) the Russian Academy of Sciences (stepanova67@mail.ru).

SYUZYUMOV, ARSENIY A. - Master's Student, Saint Petersburg State University, Institute of Earth Sciences, Department of Cartography and Geoinformatics (St049991@student.spb.ru).

УДК 39 (571.651) DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-165-173

ОЖЕРЕДОВ Ю.И., ЯРЗУТКИНА А.А., ТИТУ В.С. КОМАРЫ В ЧУКОТСКОЙ МИФОЛОГИИ: К ВОПРОСУ СЕМАНТИКИ МИФОЛОГЕМЫ2

Ключевые слова: Чукотка, мифология, фольклор, мировоззрение, чукчи, женщина-демон, комар, волосы

Настоящее исследование инициировано публикацией и обсуждением в сети интернет чукотского мифа, повествующего о происхождении комаров из лобковых волос в результате магических действий потустороннего демонического существа, прижившегося среди людей в женском облике. Для выявления семантического содержания данной мифологемы авторами проведен анализ доступных текстов, посвященных происхождению комаров у соседствующих и отдаленных народов Сибири и Северной Америки, а также полевого этнографического материала, полученного у коренных жителей Чукотки. В результате расчленения корпуса мифологических текстов по половому признаку и способам, примененным демонами для выведения комаров, авторы пришли к выводу о главенствующей роли в чукотской мифологии женских демонических образов, как

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-09-00268 «Этноэнциклопедия чукотской культуры»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.