Научная статья на тему 'Сакральный дискурс'

Сакральный дискурс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
577
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сакральный дискурс»

шщрс*Пи

Энциклопедия «Дискурсология»

Т.Н. Астафурова, А. В. Олянич

САКРАЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Сакрализация (от лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие сакральный выражает представление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, эзотерический). Соотношение этих двух миров характеризуется некоторыми особенностями: 1) сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; 2) общение с сакральным требует особого ритуала, церемонии, придающих человеческому действию священный смысл. Сакральность представляет собой комплексный феномен, значение которого актуализируется различными лингво-семиотическими способами - вербальным (тексты, языковые формулы), акциональ-ным (действия, обряды, ритуалы), предметным (вещи, здания), персональным (существа, персонажи, лица) и т. д. Основной сферой се-миозиса сакрального выступает вера, которая манифестируется в религиозном дискурсе - его жанрах, ритуалах и обрядах. Религия в силу своего наднационального характера обычно не является специфической национальной системой воззрений; язык, напротив, может восприниматься как фактор этнической самобытности, посредством которого осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению.

Сакральность неразрывно связана с магией, которая обладает ярко выраженным мистическим (суггестивным) потенциалом, реализуя базовые стратегии предостережения, коррекции и протекции. Предостережение направлено на предупреждение о возможных опасностях, отраженных в этноспецифических приметах. Коррекция (очищающая магия) связана с исцелением недугов и нормализацией девиантного психосоматического состояния через алгоритмизированные, семиотически насыщенные обряды и заговоры. Протекция (отгонная магия) выступает в качестве защиты от враждебных

внешних воздействий через заклинания и символически насыщенные ритуалы.

Познание и когнитивное освоение человеком мира неизбежно связаны с семиозисом, т. е. использованием знаков во всех сферах жизни человека. Самым древним примером такого процесса является семиозис предрассудков, который представляет собой способ борьбы человека с силами природы и его страхом перед ними, обеспечивающий выживание человека как вида. Иррациональный страх, закрепленный в этноспецифической системе знаков-примет, способствовал получению информации об источниках опасности эзотерического, природного, межплеменного характера, и, соответственно, формированию особого типа коммуникации, нейтрализующей эти страхи.

Природа предупреждает человека об опасности знаками разного свойства и предназначения, и человек, декодируя эти знаки, выстраивает свое коммуникативное поведение в соответствии с полученной семиотической информацией. Знаки опасности формируют алгоритм противодействия предрассудку и становятся частью иррациональной картины мира этноса, которая находит отражение в сакральном дискурсе.

Когнитивно освоенные фобии чрезвычайно разнообразны и репрезентированы феноменологической триадой суеверий, предрассудков и предубеждений. Их разграничение связано с разными типами когнитивных и психосоматических представлений о страхе - благоговейном ужасе, бытовой боязни и социальных опасениях, каждое из которых вербализуется в английском языке лексико-семантическими группами с доминантными лексемами Awe, Fear и Angst.

Природа этих представлений различна: мифолого-теологические страхи формируют суеверия (awe = holy horror), порождаемые нарушением религиозных заповедей, нравственных норм христианской морали и неизбежно влекущие за собой наказание «в жизни после смерти»; бытовая боязнь (fear = self-defense mechanism) формирует предрассудки, т. е. представления этноса о прогностической системе

158

Энциклопедия «Дискурсология»

примет не/удачи, сопровождающих обыденное существование человека, а также способы защиты от злых сил средствами бытовой (народной) магии.

Семиотический аспект суеверий и предрассудков дифференцирован по качеству знака: религиозная лингвосемиотика вовлекает сакральные мифы и символы, магическая лингвосемиотика - сакрализованные знаки отгонной и очищающей магий. Алгоритмы противодействия греху также представлены в мифологемах и рефлектируются преимущественно в знаках-прохибитивах и знаках-директивах нравственно-этического характера, закрепленных в универсальных христианских догмах (absolutes) добра и зла: You shall have по other Gods before me. You shall not make for yourself an idol. You shall not take the name of the Lord your God in vain. Remember the Sabbath Day to keep it holy, etc. Сакральный дискурс основан на про-тотипном убеждении в том, что будущее или исход определенных важных событий зависят от добродетельного поведения христианина.

Сакральный дискурс также актуализируется в прогностических знаках-приметах, отражающих приобретенный этносом опыт существования в природном хабитате. Проекция этого опыта представлена в знаках-дидактемах как дескриптивах освоенной ситуации и ритуальных действий, направленных на нейтрализацию знаков неудачи и «снятие» боязни перед властью эзотерического Зла. Так, знаком-предупреждением возможных враждебных внешних воздействий воспринималась метла, оставленная у кровати, через которую злые силы могли навести порчу на ее хозяина (do not lean a broom against a bed because the evil spirits in the broom will cast a spell on the bed). Рекомендовалось также следить за тем, чтобы выметая мусор, не задеть свою обувь, иначе никогда не женишься или не выйдешь замуж (if someone is sweeping the floor and sweeps over your feet, you ’ll never get married).

Наряду со знаками-предупреждениями или опасности существует система знаков удачи: встреча с трубочистом (It’s very lucky to meet a chimney sweep by chance). сулившая исполнение желания (Make a wish when sighting one, and the wish will come true): Для сохранения удачи или

защиты от злых сил предписывалось трижды постучать по дереву (knock three times on wood after mentioning good fortune so evil spirits won i ruin it); при вселении в новый дом - насыпать соли на порог как оберег от нечистой силы (put salt on the doorstep of a new house and no evil can enter). Наиболее значимыми в национальной англоязычной лингвокультуре являются морские профессиональные артефактные знаки-протективы (signs of good luckf- татуировки, серьга в левом ухе, кусочек угля, выброшенная за борт монетка в момент отчаливания.

Знаками опасности - signs of ill luck - являлись: встреча моряка со свиньей, священником, женщиной по дороге к судну; присутствие женщины или священника на борту корабля; произнесение слов свинья, священник, кролик на борту корабля; падение ведра за борт; отплытие в пятницу, плевок в море, свист на корабле (meeting a pig, a priest on the way to one’s ship, having a priest or a woman aboard, saying the words «pig, priest, rabbit», dropping a bucket overboard, leaving a hatch cover upside down, leaving a broom, a mop or a squeegee with the head upwards, spitting in the sea, whistling).

В сакральном дискурсе реализуется аксиологическая система магической лингвосемио-тики, в основе которой лежит диада «добродетель - злодеяние». В нее включены позитивные ценностные константы (человеколюбие, трудолюбие, честность, целомудрие, щедрость, здоровье ит. д.), противопоставленные антицен-ностным (ненависть, обман, клевета, болезнь, порча, сглаз, алчность, прелюбодеяние и т. и.). Аксиологическая значимость выделенных констант рефлектирована в этноспецифической системе магических знаков, символов, ритуалов.

Магическая лингвосемиотика вовлекает в сакрализованную коммуникацию знаки отгонной и очищающей магии и направлена на снятие бытовых страхов болезни, неудач, негативного влияния окружающих на судьбу человека. Она представлена:

- магическими артефактами (обереги, амулеты, талисманы, инструменты и т. д.);

- магическими текстами (заговоры, заклинания, приметы, описывающие механизм воздействия человека на окружающий мир с целью защиты от его негативного влияния);

159

Энциклопедия «Дискурсология»

- магическим ритуалом (формализованная последовательность действий, сопровождающих магические тексты).

Магические знаки защищают от болезней и порчи {amulet= an object worn, especially around the neck, as protection against illness or injury)', неудачи и дурного глаза {charmn = an item worn for its supposed magical benefit, as in warding off evil) и обеспечивают покровительство добрых сил (talismanп = an object believed to confer on its bearer magical powers ofprotection).

Магическим артефактам (dummies, wax figure, bell, candle, magic recipe, brew, broth, needle, thread, philter, magic ring, mirror) приписывается суггестивная сила в рамках протективного ритуала. Особой суггестивной силой наделяются магические травы (magic herbs), которые:

- охраняют от нечистой силы, колдовства: anise (анис) - leaves are usedfor protection against wicked supernatural entities and the evil eye;

- защищают от стихий и людских пороков: hawthorn (боярышник) - a tree of protection against lightning, evil eye, and malevolent entities; thistle (чертополох) - used in protection against thieves, healing spells and hex breaking;

- снимают порчу, сглаз: juniper (можжевельник) - used to guard against black magic. supernatural entities, enemies, disease and accidents;

- очищают от болезней, депрессии и ночных кошмаров: cowslip (калужница) - heals sickness, guards houses against unwanted intruders. increase physical charm and beauty;

- освобождают от дурного воздействия недоброжелателей: elder (бузина) - used to break the power of curses, evil entities, and protects against negative forces and sorcery; used in healing rituals and spells to attract good luck, love, and prosperity;

- приносят благополучие, удачу, любовь, физическое здоровье, исполнение желаний: acacia (акация) - used to attract money, inspire love, ward off evil, and enhance psychic powers: daisy (маргаритка) - used to attract good luck, and return lost loves.

Разное сочетание прогностики, суггестии и акциональности актуализируется в сакральных текстах, обеспечивающих:

- предугадывание, предупреждение об опасности, предвосхищение события в виде совета (omen = prognostic sign for a person to be aware of his good / bad luck - прогностические приметы);

- исполнение отгонной и очищающей магии (chant = a suggestive monotonous rhythmic and rhymedprotection verse or formula - заговор);

- исполнение магических ритуалов, поддерживающих магические тексты (spell с его латинским этимологическим дублетом charm = an action and a magic word, verse or formula thought to have magical power - заклинание).

В текстах-приметах реализуются прагматические установки, связанные с разной экспликацией категории хроноса: предугадывание - на длительный срок, предупреждение -на неопределенный срок, предвосхищение -на короткий срок.

Базовыми жанрами сакрального дискурса являются: прогностический жанр, в котором предостережение направлено на предупреждение возможных опасностей, отраженных в этно-специфической системе примет; суггестивный жанр, ориентированный на коррекцию / исцеление недугов и нормализацию девиантного психосоматического состояния через алгоритмизированные обряды и заговоры; акциональный жанр, в котором

протекция / защита от враждебных внешних воздействий осуществляется через заклинания и символически насыщенные ритуалы.

Таким образом, сакральный дискурс реализует протективную функцию, нейтрализуя эзотерические фобии и бытовые страхи при помощи религиозных символов и магических знаков; религиозных и магических текстов; ритуалов, сопровождающих эти тексты.

Литература:

1. Астафурова, Т.Н. Лингвосемиотика власти: знак, слово, текст: монография / Т.А. Астафурова, А.В. Олянич. -Волгоград: Нива, 2008. - 244 с.

2. Астафурова Т.Н., Олянич А.В. Лингвосемиотика са-кральности: знак, слово, текст // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2009. № 1 (9). С. 80-87.

160

Энциклопедия «Дискурсология»

Т.Н. Астафурова

МАГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Историко-культурная ценность феномена магия (лат. magia, от греч. paysia/mageia) формировалась на протяжении многих тысячелетий и остается в числе ценностных доминант всех современных культур. Данный феномен, появившийся как зачаток духовной жизни древних цивилизаций, означает колдовские обряды и ритуалы, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов (БСЭ). Магия неразрывно связана с такими понятиями как мистика, вымысел, волшебство, которые восходят к наивной картине мира и категоризируются в магических текстах, позволяющих психологически противодействовать негативному влиянию окружающей среды. Такие тексты и связанные с ними ритуальные действия относятся к магическому дискурсу и актуализируются в жанрах заклинания, заклятия, заговора, приворота / отворота, снятия порчи и т. д. Магический текст обладает ярко выраженным суггестивным потенциалом, символически насыщен и реализует базовые стратегии предостережения, коррекции и протекции. На заре человечества люди пытались найти идеальные слова, породить лечебные тексты - заговоры, молитвы, формулы гипноза. Самые удачные из них запоминались, переписывались, передавались из поколения в поколение, и человек, профессионально владеющий ими, считался чародеем, магом, ведуном.

Для магического дискурса характерно внушение (суггестия), обращенное к логосу, пафосу и этосу, которое определяется такими ситуативными факторами как низкий уровень осведомленности и компетентности сугге-стантов, девиантное психические состояния, поскольку конечной целью любого суггестора является изменение поведения суггестанта через воздействие на его подсознание, а внушаемость возрастает в состоянии сильного эмоционального возбуждения, стресса, утомления, болезни.

Магический дискурс как суггестивный тип коммуникации функционирует в рамках статусно-ролевого общения, реализующего про-

тективную функцию нейтрализации бытовых фобий (боязнь болезни, неудач, мистического негативного влияния окружающих на судьбу человека и т. д.) при помощи: магической семиотики (обереги, амулеты, талисманы, инструменты - dummies, wax figure, bell, candle, magic recipe, brew, broth, needle, thread, philter, potion, jar, moly, wand, magic ring, magic mirror.); магической вербалики (тексты - заговоры, заклинания, приметы и т. д., используемые с целью защиты от негативного влияния); мистических ритуалов с суггестивной силой.

Магический дискурс выделяется на основании системообразующих признаков: его целей и участников; общение происходит в рамках статусно-ролевых отношений. Целью магического дискурса является реализация базовых стратегий предостережения, коррекции и протекции. В качестве участников выступают: клиент - лицо, которое обращается за помощью, и агент - носитель тайного знания, посредник, осуществляющий общение между клиентом и сверхъестественными силами. Принципиальное неравенство участников коммуникации специально демонстрируется агентом его внешним видом, поведением, наличием знаковых атрибутов магического процесса, специфическим способом произнесения магических текстов. Представление о более высоком статусе агента, его необычных способностях и возможностях отражено в языке самим количеством наименований для агентов магического дискурса: маг, волшебник, чародей, колдун, чудотворец. Представления о колдунах и ведьмах связаны с негативной оценкой и фиксируется в ценностных доминантах вредоносность, страх. С большим уважением относились к ведунам (от слав, ведать), которые обладали даром предвидения будущего.

Ключевыми концептами магического дискурса выступают чудо и тайна, которые отражают ценность сверхъестественного как силы, обладающей неограниченными возможностями. Магический семиозис англоязычной лингво-культуры представлен вербальными, невер-

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.