СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОЙ РЕПРЕССИИ
Жестеров П.В.
11.6. САКРАЛЬНОСТЬ И ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Жестеров Павел Валерьевич, канд. юрид. наук, соискатель. Место учебы: Всероссийский научноисследовательский институт МВД Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется сущность и содержание уголовной репрессии, ее проявление в уголовном наказании, рассматривается влияние глобализации и некоторых цивилизационных аспектов на разрешение конфликтов различного уровня в современном мире.
Ключевые слова: уголовная репрессия, сакрализация, рациональность, иррациональность, наказание, толерантность, глобализация, развитие, выбор, наказание.
THE SANCTITY AND IRRATIONALITY CRIMINAL PUNISHMENT
Zhesterov Pavel Valerievich, PhD at law, competitor. Place of study: Russian scientific research institute of MIA Russia. Email: [email protected]
Annotation: The article deals with the nature and content of criminal repression, its manifestation in criminal punishment, examines the impact of globalization and civilization aspects of the different levels of conflict resolution in the world today.
Keywords: criminal repression, sanctification, rationality, irrationality, punishment, tolerance, globalization, development, selection, punishment.
Изменение сущности уголовной репрессии в современном мире становится очевидным по мере развития экономических и политических систем западной цивилизации и столкновения с культурой Азии и Востока, Глобализация многих процессов в мировом сообществе, которая характеризуется взаимопроникновением культур, абсолютизирует религиозную составляющую как средство некоей стабилизации национальной идентичности, Обострение межличностных отношений в западных странах, их изменение в сторону индивидуализма всячески поддерживают западные ценности защиты прав и свобод человека и гражданина, что неизбежно приводит к сакрализации поиска «чужого»1. Такая ситуация, естественным образом оказывает влияние и на Россию,
К сожалению, несмотря на определенные надежды и романтические космические конструкции управления обществом, описанные в романах Айзека Азимова и Рея Бредбери, в форме разумного космического правления, основанного на рационализме, добре и спра-
1 По мнению А,И, Долговой, «история творит себя не только через изменение внешних для людей условий, но и путем социальной трансформации самих людей: их потребностей интересов, ценностно-нормативной системы, социально-ролевого пространства, деятельности, характерологических особенностей, традиций и стереотипов поведения и т,д, Сложившиеся в определенных условиях характеристики личности способны направлять ее активность в сторону обеспечения для себя наиболее комфортного существования с точки зрения данных характеристик, При этом деформированные с точки зрения закона потребности интересы, взгляды, определяют специфические состояния экономического, социального, духовного, политического, в том числе и правового пространства», (Долгова А, И, Экономика, преступность, организованная преступность // Преступность, экономика и организованная преступность, Под ред, А,И, Долговой, М, Российская криминологическая ассоциация, 2007, С, 3-4).
ведливости, мир скатывается к хаосу, вооруженным конфликтам и их провокациям, Противостояние между культурами, основанными на религиозном восприятии мира, становится вполне осознанным и получает свое отражение в позитивном праве, Вопрос о соотношении естественного и позитивного права в научных дискуссиях уже практически не обсуждается, Мировое сообщество лишь констатирует глобальное нарушение прав человека, демонстрируя свою позицию в разных формах, будучи не в состоянии остановить эти процессы, Международно-правовые механизмы в современной ситуации недостаточно эффективны, Дипломатические отношения стали больше похожи на ультиматумы, чем на рациональное разрешение конфликтов,
Представляется очевидной и бесспорной необходимость защиты прав и свобод человека в государстве, однако существующие национальные стандарты механизмов их обеспечения и реализации существенно различаются и обусловлены разнообразными субъективными факторами, отражающими степень развития экономики и права в государстве, уровень преступности, этнический состав населения, географическое расположение, культуру, традиции, обычаи2.
Продолжается практика усиления уголовной репрессии в уголовном законодательстве, обусловленная, по мнению ММ Бабаева и Ю,Е, Пудовочкина, дефектами криминологического мышления, к которым ими относится недостаток (отсутствие) криминологических знаний и репрессивность криминологического мышления3. В результате исчезает (или не возникает вовсе) криминологически выверенный уголовно-политический принцип криминализации деяний и преступными объявляются поступки, не обладающие надлежаще высокой степенью общественной опасности, но неудобные для власти и не соответствующие ее политическим интересам4, По мнению вышеназванных авторов, проявлениями репрессивности мышления выступает убежденность в том, что неудовлетворительное состояние правопорядка объясняется только недостаточностью существующих запретов, чересчур мягкими санкциями, противники же суровых уголовных наказаний объявляются людьми, заигрывающими с преступниками, защищающими порок5, Такое репрессивное мышление в результате и приводит к необоснованным изменениям в Уголовном кодексе,
Представляется вполне обычным формулирование различного рода угроз в нормативных документах современного периода, причем их перечень постоянно растет6, Мир все больше уходит в сторону от идеи всеобщей толерантности, как неспособной в условиях современных миграционных потоков предоставить рациональную и универсальную конструкцию сохранения национальной идентичности в условиях глобализации,
ЮМ Антонян считает, что очень многие беды и трагедии человечества исчезли бы, если люди перестали
2 Жестеров П,В, Некоторые проблемы применения уголовной репрессии в современном мире / Общество и право, 2010. № 5, с, 86.
3 Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Криминологическое мышление в контексте интеллектуального обеспечения уголовной политики / Журнал российского права, 2013. № 8, С, 55 - 65.
4 Там же,
5 Там же,
6 См,: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г, № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», // СЗ РФ, 2009. № 20. Ст. 2444,; Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации № Пр-2б85 от 14 ноября 2013 года,
271
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
бы так остро и непримиримо воспринимать других людей как чужих, которых следует опасаться, ненавидеть, презирать и т.д. По его мнению, толерантность -это высшая культура, это не только понимание различий в мире, но и придание этим различиям ценности7.
В реальной жизни поиску внешнего «Чужого» корреспондирует «Чужой» внутренний и к этому приводит продолжающаяся сакрализация процесса борьбы с преступностью, придание этому процессу всяческих форм массовидности, применение современных технологий в виде «Безопасного города» и прочих защитных систем, значительным образом расширяющих контроль частной жизни граждан. Причем этот контроль часто становится самоцелью, и в редких случаях - средством достижения безопасности.
Процесс самоограничения прав и свобод граждан с целью обеспечения безопасности личности в западном мире становится необратимым и уже вносит существенные коррективы в правовой и социальный статус гражданина8. Это очевидно на примере образования и развития Евросоюза. До сих пор продолжается мучительный поиск объединяющей идеи, которая была бы способна объединить страны с разным уровнем западной культуры, экономики, демократии и других, знаковых цивилизационных аспектов. Часто принятие решения о вступлении в ЕС продиктовано преимущественно лишь политическими соображениями (Грузия, Молдавия, Украина), что в конечном итоге создает серьезную напряженность, в том числе и военного характера, в странах Западной Европы и России. В определенной степени это минипроцесс столкновения рациональности и иррациональности в повседневной жизни9. Общество потребления, построенное преимущественно на поиске успеха в ущерб моральнонравственным ценностям, которые отражены в традиционных религиях, которые нашли свое воплощение в культуре, искусстве, музыке уже своим существованием стремится к упадку и дальнейшему исчезновению.
Весьма интересно, с точки зрения научного знания как изменяется уголовная репрессия в странах западной демократии и в России (оказавшейся включенной практически во все мировые процессы). Каков возможный компромисс между рациональным и иррациональным в уголовном наказании? Скандинавская модель наказания за преступление в некоторой степени абсолютизирует идею рациональности, но вместе с тем дает свою национальную трактовку, обусловленную неспешным течением времени, постоянным анализом, тех процессов, которые происходят вокруг на-
7 Антонян Ю.М. Архетип и преступность / Ю.М. Антонян. - М.: Вече. 2009. С. 380.
8 «...в демократическом государстве, несмотря на провозглашение приоритета личности, предполагается определенное самоограничение прав и свобод личности на добровольной основе в целях ее же безопасности, которую обеспечивает государство совместно с другими элементами гражданского общества, Вместе с тем, оно не должно носить характера тотального контроля с постепенной девальвацией уже достигнутых демократических завоеваний». (Лесников Г.Ю. Проблемы соотношения уголовной политики и уголовного права. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2008. № 8 (48). Выпуск 4. С. 73).
9 Экономическое поведение индивида может строиться как на принципах рациональности, так и иррациональности, а сама рациональность может обосновываться соображениями как целерациональности, так и ценностнорациональности (наглядный пример - введение по политическим соображениям экономических санкций в отношении к другого государства, хотя это может нанести удар по экономике своей страны). / Орлова И.Ю. Рациональность как черта экономического поведения индивида. Социально-политические науки. 2014. № 3. С. 61.
казания, включая последствия его применения, ресоциализацию и последующую социальную адаптацию. В опасных случаях компромисс находит свое отражение в пожизненном заключении, своеобразной форме конечной изоляции человека, совершившего крайне опасные для общества преступления.
В России в условиях современного развития уголовное наказание играет в первую очередь демонстрационную роль. Пытаясь угадать настроения и надежды большей части населения, показать видимость борьбы с преступностью, власть политизирует уголовную репрессию, используя ее для регулирования экономических, и некоторых политических процессов10. Причем расширению процесса криминализации соответствует процесс дальнейшего расширения пенализации, причем в сторону все большего и разнообразного применения штрафных санкций за коррупционные преступления, которые сакрально представляют собой попытку возврата конфискации имущества, путем изменения юридической природы штрафа в уголовном наказании. Этот процесс использования кратных штрафов в Уголовном кодексе, несколько опережает процессуальные возможности обеспечения исполнения данного вида уголовного наказания в рамках существующих легальных процедур. В формулировании санкций с кратными штрафами, по нашему мнению, просматривается гражданско-правовая восстановительная, компенсационная природа. В этом проявляется и определенный компромисс между рациональностью и иррациональностью в уголовном наказании за коррупционные преступления. Сравнительно небольшая практика вынесения судебных приговоров с кратными штрафами по коррупционным и экономическим преступлениям лишь подтверждает демонстрационный характер борьбы с преступностью.
Что происходит в этой сфере? Изменяется сущность уголовного наказания? Это проявление приоритета уголовно-процессуальных мер над уголовноправовыми? Может быть, это отражение так называемой профилактической линии в борьбе с преступностью, обусловленной применением поощрительных норм уголовного права вкупе с возможностью досудебного соглашения, направленной на возврат средств, полученных преступным путем?
Отвечая на эти и другие вопросы, касающиеся уголовной репрессии, нельзя не учитывать уголовнополитическую составляющую, которая определяет приоритеты в борьбе с преступностью на каждом этапе развития общества. Однако, аналогичные процессы, происходящие в странах Запада, привели к совершенно другим результатам. Наличие развитых демократических институтов, реального научного обеспечения процессов формирования уголовной политики во взаимосвязи с другими процессами, происходящими в современном мире, существенным образом оказало влияние на практику применения уголовного законодательства в рамках его дальнейшей либерализации и гуманизации. Приоритетными стали механизмы, направленные на создание атмосферы невыгодности криминального поведения. Например,
10 Имеет значение и тот факт, что реформируемая Россия на протяжении целого десятилетия (начиная со старта реформ) шла по пути превращения в криминальное (криминальноолигархическое) государство. Этот злокачественный вектор развития, к счастью преодолен, но не следует забывать о большой инерционности социальных процессов и явлений. (Алексеев А.И. Пробелы в законодательстве о борьбе с преступностью / Черные дыры в Российском законодательстве. 2009. № 2. С. 107).
272
СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОЙ РЕПРЕССИИ
Жестеров П.В.
последующего поражения в правах для лица, совершившего преступление в отличие от процесса ограничения прав граждан в целях дальнейшего обеспечения общественной безопасности. По мнению Г.Ю. Лесникова, изменение современного мироустройства, когда информация и реакция на нее оказались существенно сжаты во времени, требует и современных концепций по противодействию преступности и соответственно определению новых границ, рамок, пределов государственного принуждения в отношении человека, совершившего преступление, начиная с этапа формирования криминального поведения, совершения конкретного преступления, расследования, назначения
уголовного наказания, его исполнения, а также последующей социальной адаптации и ресоциализации11.
Размышляя о месте уголовной репрессии в современном мире, можно надеяться на всеобъемлющий характер морально-нравственных регуляторов и неиспользованные возможности ненасильственного регулирования общественных отношений. Определенную победу иррациональности над рациональностью или хотя бы разумного баланса между ними. Однако, мир часто меняется не в соответствии с нашими ожиданиями, а вопреки им.
Рецензия
на научную статью соискателя ФГКУ «ВНИИ МВД России» кандидата юридических наук Жестерова Павла Валерьевича «Сакральность и иррациональность уголовного наказания»
На современном этапе представляется актуальной и интересной проблема исследования уголовной репрессии и уголовного наказания, в частности. Причем, обозначенная в названии статьи, тема актуальна как для России, так и для всего мира. Изменение индивида в условиях становления рыночной экономики происходит достаточно динамично, однако не всегда позитивно. Особенно с учетом того, что первоначальное накопление капитала осуществляется практически во всех странах полукриминальным путем.
Автор анализирует обострение межличностных отношений в западных странах, их изменение в сторону индивидуализма, а также влияние этих процессов на Россию. Рассматривает проблемы преступности, уголовной репрессии, уголовного наказания через призму противостояния культур, основанных на религиозном восприятии мира.
В последнее время к институту уголовного наказания проявляют пристальное внимание, как практики, так и теоретики уголовного права.
В настоящей работе автором достаточно подробно анализируется содержание понятия «уголовное наказание» и «уголовная репрессия», рассматриваются различные научные точки зрения, относительно содержания этих терминов, их сакральности с одной стороны и иррациональности с другой.
В статье также излагается целый ряд положений и выводов, отличающихся научной новизной и имеющих важное значение для анализа содержания и сущности уголовной репрессии в современном мире.
С учетом всего изложенного, считаю возможным научную статью Жестерова Павла Валерьевича на тему:
«Сакральность и иррациональность уголовного наказания» рекомендовать к опубликованию.
Научный консультант:
главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор юридических наук, профессор Г.Ю. Лесников
11 Лесников Г.Ю. Актуализация уголовной политики; причины и перспективы // Развитие наук криминального цикла в Республике Башкортостан. Материалы международной научно-практической конференции 12-13 апреля 20l2 года. Часть 3. Уфа; РИЦ БашГУ. 2012. С. 99-100.
273