Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. C. 197-204 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 197-204 (In Russ.)
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-4-15
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА СКВОЗЬ ВЕКА И ПОКОЛЕНИЯ
С.А. Кириллина, В.Е. Смирнов, Т.Д. Черкасова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; [email protected], [email protected], [email protected]
Ключевые слова: Ацамбовские чтения, научная конференция, школы Московского университета, ИСАА МГУ, Ацамба Ферида Мустафовна
Для цитирования: Кириллина С.А., Смирнов В.Е., Черкасова Т.Д. Сакральная география Ближнего и Среднего Востока сквозь века и поколения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. С. 197-204. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-4-15.
THE SACRED GEOGRAPHY OF THE NEAR AND MIDDLE EAST THROUGH THE AGES AND GENERATIONS
Svetlana A. Kirillina, Valery E. Smirnov, Tatiana D. Cherkasova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; kirillina@iaas. msu. ru, smirnov@iaas. msu. ru, cherkasova@iaas. msu. ru
Key words: Atsambov readings, scientific conference, Moscow University schools, ISAA MSU, Atsamba Ferida Mustafovna
For citation: Kirillina S.A., Smirnov V.E., Cherkasova T.D. The Sacred Geography of the Near and Middle East Through the Ages and Generations. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 197-204. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-4-15 (In Russ.)
В рамках реализации проектов Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» (направление «Социокультурные истоки современности и прогнозирование будущего»)
© Кириллина С.А., Смирнов В.Е., Черкасова Т.Д., 2023
© ое
кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова подготовила и провела научную конференцию с международным участием «III Ацамбовские чтения». Приуроченный к сто первой годовщине со дня рождения Заслуженного профессора Московского университета Фериды Мустафовны Ацамбы (1922-2016), масштабный и представительный форум стал данью памяти и уважения незаурядному ученому и замечательному педагогу, отдавшему более 60 лет своей жизни продвижению отечественной востоковедной науки, совершенствованию системы университетского образования. Из года в год, и при жизни учителя, и после ее кончины в 2016 г. день рождения Ф.М. Ацамбы — 28 июня — был и остается для всего кафедрального коллектива «сакральной» датой, моментом общего сбора, когда подводятся итоги прошедшего учебного года. В этой связи выбор организаторами конференции темы очередных, уже третьих по счету «Ацамбовских чтений», озаглавленных «Сакральная география Ближнего и Среднего Востока сквозь века и поколения», абсолютно неслучаен, поскольку эта проблематика напрямую завязана на круг исследовательских интересов Ф.М. Ацамбы. На протяжении десятилетий пребывания в стенах Московского университета фокус ее научных ориентаций постепенно, но неуклонно смещался с проблем социально-экономического и политического характера, характерных для современного арабского мира, в сторону анализа эволюции традиционной жизни восточного общества и в том числе перемен в религиозной жизни. Целый комплекс сюжетов, вписывающихся в понятие сакральной географии, нашел достойное отражение в ее научных трудах, посвященных развитию исламских институтов арабо-османского мира.
В работе конференции, которая прошла в смешанном формате с 30 июня по 1 июля 2023 г., приняли участие специалисты из ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений и научных центров с докладами, отражающими проблематику сакральной географии ближневосточного историко-культурного массива в широчайшем временном диапазоне — от эпохи поздней Античности вплоть до сегодняшних дней. Открыл пленарное заседание директор ИСАА МГУ профессор А.А. Маслов, по достоинству оценивший вклад Ф.М. Ацамбы как автора многочисленных учебников, по которым выучилось несколько поколений российских востоковедов, в организационную работу по созданию Института, постановку учебного процесса в его стенах и в конечном итоге в становление и укрепление связей нашей страны с государствами Азии и Африки. Со вступительным словом к участникам форума об-
ратилась заведующая кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока, профессор С.А. Кириллина, которая обозначила ключевое место, занятое блистательным педагогом и наставником в живом, неформальном и продуктивном обсуждении исторических вех и современного бытия кафедрального сообщества, и охарактеризовала масштаб «духовного измерения» ее личности, позволявший в полной мере реализовывать присущий ей особенный дар распознавать творческую индивидуальность своих учеников. Завершил пленарное заседание программный доклад профессора кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока К.А. Панченко «Сакральная география как объект научного познания в истории авраамических религий Востока», в котором перед участниками и гостями мероприятия была развернута грандиозная панорама волнообразного развития сакральной географии в ближневосточных религиозных системах, включавшая в себя широкий спектр сюжетов: от объектов поклонения, календарных циклов праздников до паломничества и сопутствующих ему ритуалов в религиозных традициях ислама, восточного христианства и иудаизма. Призывы спикера отказаться от описательных, нарративных сюжетов, фиксации застывшей картины святых мест и религиозных обрядов той или иной этноконфессио-нальной группы в пользу изучения сакральной географии как процесса постоянного изменения системы культовых объектов задали главный вектор выступлений и последующей дискуссии участников «III Ацамбовских чтений».
В ходе первого дня конференции, проходившего под названием «Сакральная география в христианской традиции Ближнего Востока», выступавшие сосредоточились главным образом на вопросах организации и эволюционного развития сакральных объектов, культовых сооружений и мест поклонения на просторах восточно-христианского цивилизационного ландшафта в эпохи поздней Античности, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В программе были представлены доклады, знакомившие слушателей с типологией сакральных пространств в общинах христианского Востока (А.А. Войтенко, М.В. Грацианский), а также с проблемами построения сакрального метапространства с опорой на новейшие технологии на примере крымского сегмента (П.В. Кузенков). Часть сообщений были посвящены анализу малоизученных процессов выстраивания системы святилищ, культовых мест и центров паломничества у язычников, зороастрийцев, иудеев и христиан в доисламский период (Д.Е. Мишин, И.Н. Попов), а также реконструированию сакральных пространств религиозных общин, обитавших в рамках иной религиозной культуры (И.И. Варьяш, А.А. Рогожина). Кроме
того, вниманию участников конференции были предложены выступления на тему сложных и запутанных взаимоотношений различных христианских общин, которые складывались в Иерусалиме вокруг храма Гроба Господня в конце XIX — начале XX в., включая потенциальную возможность присутствия Русской православной церкви в этом сакральном месте (Е.М. Копоть, Е.Ю. Ковальская). Наконец, последний из заслушанных в рамках первой сессии докладов затрагивал специфику художественного воплощения и способы актуализации библейских мотивов, образов и аллюзий в творчестве итальянского кинорежиссера, поэта и прозаика П.П. Пазолини на примере его незаконченного произведения «Порно-Тео-Колоссаль» (А.Б. Ковельман).
Как отмечали выступавшие, каждая из рассмотренных христианских, иудейских, зороастрийских и языческих общин, населявшая те или иные области Ближнего Востока и сопредельных территорий, выстраивала особую сеть сакральных топосов, свои собственные центры религиозной социализации и социальной коммуникации, посредством которых им удавалось определять и сохранять свою идентичность. Культ «своих» пророков, святых и мучеников образует своеобразную «кристаллическую» решетку этномаркеров, поддерживающих самобытность любого человеческого сообщества. Подобное отношение к сакральной географии свойственно в той или иной степени всем культурам. Однако если у большинства из них истоки становления сакральных объектов теряются в дописьменной праистории, то на примере авраамических религиозно-философских вероучений историк может детально восстанавливать процесс зарождения и эволюции знаково-символической системы новой религии, где в роли реперных точек выступают места поклонения и другие знаковые сакральные элементы культурно-исторического ландшафта.
Весьма обширен был перечень приоритетных тем, поднятых в ходе второй сессии, проходившей на второй день конференции под рубрикой «Сакральная география в представлениях мусульманской цивилизации». Среди них особое место было отведено ключевым проблемам корановедения, а также арабистическим и иранистическим литературоведческим штудиям, составляющим одну из фундаментальных основ научной работы кафедр арабской филологии и иранской филологии. Символическая география пророческой истории в Коране (Д.В. Фролов), коранические аллюзии, осмысление общего и локального религиозно-мифологического географического пространства в творчестве таких арабских авторов как прославленный египетский романист Нагиб Махфуз и сирийский писатель —
маронит Ханна Дийаб (Т.С. Налич, К.Т. Осипова), а также геософские аспекты в «Сафар-наме» и поэтических произведениях классика персидской литературы Насир-и Хосрова (М.Л. Рейснер) — вся эта тематика нашла отражение в выступлениях сотрудников этих двух кафедральных коллективов.
Учитывая значимость паломничества в исламской традиции, докладчики не обошли стороной вопросы, касающиеся посещения святых для мусульман мест и развития системы культурно-интеллектуального обмена в арабском мире (рихла фи талаб ал- 'илм — «путешествие в поисках знаний»). В поле зрения выступавших находились сюжеты, связанные с одним из пяти «столпов» ислама — хаджем: детально рассматривались два основных маршрута паломнических караванов в Аравию — египетский (дарб ал-хадж ал-мисри) и сирийский (дарб ал-хадж аш-шами), игравшие знаковую роль в сакральной топографии мира ислама (С.А. Кириллина, Д.Р. Жантиев). Наряду с общими для всех мусульман пунктами остановок на пути к святыням Мекки и Медины вниманию участников и гостей форума были представлены города Сахеля, выступавшие в XVI-XIX вв. в качестве мест сбора паломников в священные города Хиджаза и одновременно в роли региональных центров сакрального знания (В.В. Орлов). Были также рассмотрены самостоятельные виды паломнических практик шиитов (зийарат) с их сакрально-мемориальными центрами (Неджеф, Кербела, Самарра, Казимейн, Мешхед), где творилась «сакральная» история шиизма (А.Н. Ардашникова, Т.А. Коняшкина, В.Н. Зайцев).
Несколько докладов на этой секции были посвящены сакральной топографии Египта — страны, игравшей существенную роль в историческом развитии Ближнего Востока и Северной Африки. Были подробно освещены стратегия и практика репрезентации власти в Мамлюкском султанате (1250-1517) посредством сооружения мавзолеев мамлюкских правителей, как символов фиксации властвующей иноэтнической верхушки в сакральной системе координат Долины Нила и мест символического соприкосновения элиты и автохтонного населения (М.Ю. Илюшина); представлен процесс формирования религиозно-мемориального комплекса в городе Танта, превратившегося со временем в один из популярнейших объектов поклонения и второй по значимости египетский центр исламского образования после каирского университета ал-Азхар (В.Е. Смирнов); раскрыты разные уровни восприятия египтянами факта оккупации французскими войсками в ходе восточной экспедиции Наполеона Бонапарта (1798-1801) сакрального пространства Египта, которое
рассматривалось многими мусульманами как символические «врата» в священные города ислама — Мекку и Медину (Т.Ю. Кобищанов).
В Новейшее время на Ближнем и Среднем Востоке нередко создавались новые сакральные точки притяжения, а старые почитаемые «очаги силы» исчезали или меняли свое назначение. На конференции был заслушан доклад о кувейтском городе эль-Джахра, битва при котором в октябре 1920 г. считается ключевым сражением вооруженного конфликта между Недждом и Кувейтом и в настоящее время позиционируется кувейтскими официальными властями как символ национальной воинской доблести (Е.С. Мелкумян). Авторы двух других сходных по тематике выступлений сконцентрировались на проблемах политической жизни Турецкой Республики, напрямую связанных с переменами в культурно-религиозных аспектах ее общественной жизни. Первое из них было посвящено политике секуляризации в кемалистской Турции 1920-1930-х годов, которая определялась соотношением сил внутри «сакрального треугольника» «религия-власть-общество» и была самым тесным образом связана с борьбой за национальную независимость страны (М. Перинчек). Главным рефреном следующего сообщения стала проводимая в последние годы руководством Турции политика десекуляризации и (де)сакрализации, включающая борьбу вокруг изменения статуса Святой Софии и инициативы по созданию новых культовых символов религиозной и секулярной идентичности турецкого государства (В.И. Шлыков, П.В. Шлыков).
Географическая карта презентованных на «Ацамбовских чтениях» докладов отнюдь не ограничивалась рамками Ближнего и Среднего Востока. В ходе второго дня заседаний ряд выступавших представили результаты своих научных изысканий в области сакральной географии иных областей и регионов. Анализировалась специфика сакрального пространства в современном Казахстане, завязанная на национальную идею возрождения этнической культуры и попытки конструирования своей независимой истории (Ж.С. Сыздыкова); на материале Африки южнее Сахары были продемонстрированы распространенные в этих местах региональные формы ислама, вобравшие в себя местные домусульманские религиозно-обрядовые традиции и культы, с присущими им объектами поклонения (Э.С. Львова); вниманию слушателей была предложена история создания и перспективы развития Булгарского историко-архитектурного заповедника — крупного религиозного и научного центра, включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Р.М. Валеев).
В общем и целом, совокупность отраженных в выступлениях тем и сюжетов вобрала в себя значительную часть проблематики сакральной географии Ближнего и Среднего Востока и даже некоторых других территорий как сложного культурного феномена, многослойного явления, где присутствует духовный диалог и связь между людьми и божественной силой. Рассмотренные на примерах разных ареалов, эпох и религиозных систем, они позволяют выявить общие закономерности развития сакрального пространства и его роли в исторических судьбах того или иного народа.
Завершающей частью конференции стала общая дискуссия об актуальных проблемах, стоящих перед научным сообществом при изучении сакральных элементов культурно-исторического ландшафта. Участники форума пришли к единому мнению о том, что динамика сакральной географии выступает индикатором жизненной энергии любого местного сообщества. Именно поэтому ее следует изучать как процесс постоянного изменения, усложнения или упрощения системы культовых объектов, разрастания или упадка вдохновленного ими литературного творчества, которое порождает паломнические «хождения», итинерарии и циклы религиозно-мифологических преданий, тесно связанных с местами поклонения. В заключение гости конференции признали актуальным формат и практическую значимость проведенного мероприятия и выразили общую уверенность в успехе следующих «Ацамбовских чтений», запланированных на 270-летнюю годовщину со дня основания Московского университета (1755-2025). Была проявлена готовность к будущему сотрудничеству на подобного рода академических площадках с целью обмена опытом, приобретения новых связей и апробации результатов своих научных исследований.
Статья поступила в редакцию 29.07.2023; принята к публикации
19.12.2023.
The article was submitted 29.07.2023; accepted for publication 19.12.2023.
ОБ АВТОРАХ
Кириллина Светлана Алексеевна — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Смирнов Валерий Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Черкасова Татьяна Дмитриевна — ученый секретарь Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Svetlana A. Kirillina — DSc in history, Professor-and-Head, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; kirillina@iaas .msu.ru
Valery E. Smirnov — PhD in history, Senior Researcher, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected]
TatianaD. Cherkasova — Academic Secretary, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected]