САДЫ ИМПЕРАТОРСКИХ ВИЛЛ КИОТО
Е.В. ГОЛОСОВА, ландшафтный архитектор ГБС РФ
На важность Киото, как столицы и культурного центра Японии в течение более тысячи лет указывают сады и храмы, построенные в течение периода Хейян, которые сохранились до нашего времени. Хотя, следует понимать, что поистине огромное количество садов современного Киото, это всего лишь часть того, что существовало когда-то. Окрестности не менее красивы, чем сам город: с трех сторон его окружают горы, покрытые лесом, множество рек и горных потоков, обеспечивают постоянное обилие воды, чередование округлых холмов и ущелий дают интересный контур по горизонту, в нижней границе леса переходят в опрятные поля, соседствующие с чистыми водоемами. Богатая природа окрестностей, дала городу все необходимые материалы для создания садов - от идеи, до деревьев, мхов, камней, песка, гальки, воды, т.е. все разнообразие доступных компонентов, предоставляющие проектировщику сада прекрасные творческие возможности.
1 Сад императорского дворца в Киото.
Ранние исторические источники связывают начало строительства новой столицы с именем могущественного и влиятельного клана Хата, который владел землями, выбранными затем под строительство нового столичного города. Считается, что основатель клана прибыл в эти места из Китая через Корейское королевство примерно в третьем веке нашей эры. Он известен введением здесь новых методов ведения сельского хозяйства, шелководства, ткачества и других достижений континентальной культуры. На протяжении нескольких столетий, род Хата был ответственен также за строительство дамб и организацию рационального использования водных ресурсов протекающей рядом реки Кацура. После смерти одного видного патрона буддизма принца Сётоку, глава клана основал в 622 г. храм Кориу-дзи, известный вначале как «Ка-доно-но-Хата-дера» на восточном берегу реки Кацура, чтобы молиться за спасение души принца.
Могущество и власть этого клана было настолько велико, что повлияло на решение императора Камму начать строительство новой столицы в 793 г. именно в этом районе. Взамен на земли под новый город, клан Хата получил от императорского семейства обширные участки земли, богатые оловом. Кроме этого, многие члены семьи Хата (в том числе женщины), непосредственно руководили работами по планировке города, участвовали в разработках проекта нового императорского дворца и его садов, других резиденций.
Место, выбранное для города, представляло собой широкую плоскость - примерно семь километров с севера на юг и пять с половиной километров с востока на запад, с небольшим уклоном к югу, ограниченную с востока рекой Кама, а с запада рекой Ка-цура. Обе реки были су доходны. Город был обнесен земляным валом и внешним рвом. Естественные географические и климатические особенности на протяжении многих столетий являлись самыми важными преимуществами Киото. Однако основа планировки была не нова - Киото планировали по подобию города Хейдзё периода Нара, который в свою очередь был копией китайского столичного города Чанань, существовавшего во времена династии Суи. Для своего времени Киото явился несравненным образцом гармонии красоты естественной природы с ее изумрудными лесами, звонкими водопадами и чистейшими водоемами и элементов городской застройки с высокими пагодами храмов, ярко синими крышами дворцового комплекса и множеством удивительных садов.
Конечно, самые старые сады Киото сильно видоизменились и несут определенные черты современного вмешательства, но этот процесс неизбежен и в какой-то мере исторически обоснован. Поскольку большинство садов Киото приурочены к буддийским храмам, то за большой отрезок времени эти храмы перестраивались, восстанавливались после разрушений и пожаров, меняли принадлежность к разным сектам, и соответственно, видоизменялись и сады. Менялись
сады и при императорских резиденциях, которые часто реконструировались и перестраивались.
Много прекрасных садов было построено еще в начале периода Хейан, в которых были использованы естественные особенности рельефа местности. Например, сад Синсэн-эн, созданный как «сад удовольствий» императора Камму возле одной из его первых резиденций примерно в 800 г. Сад, расположенный с южной стороны дворца, занимал внушительную площадь -около 25 гектаров, естественные водные потоки с водопадами стекали с северо-восточных склонов, обеспечивая изобилие воды даже в самые засушливые времена, и заканчивались в большом водоеме с островом. Живописная береговая линия, выложенная камнями, с маленькими лагунами и специально оборудованными местами для ловли рыбы и группы камней, уложенных на мелководье, свидетельствуют о буддийском образе сада, пришедшего с континента. И в то же время, как свидетельствуют древние летописи, сад был местом действия частых синтоистских религиозный церемоний, совершаемых в течение всего периода Хейан, чтобы просить богов о дожде. В окрестностях этого сада водились многочисленные олени и дикие птицы, иногда на них устраивали охоту, и эго было одним из достаточно популярных форм отдыха.
Сад поддерживался в хорошем состоянии примерно до середины периода Хейан. Но впоследствии, когда императорское семейство практически потеряло свою политическую мощь, сад неизбежно пришел в упадок. Большая его часть была занята улицами развивающегося города, исчезло большинство прекрасных деревьев. Маленький водоем с прилегающей полоской земли на юге от замка Иидзё - это все, что, по мнению известного специалиста по садам К. Наконе, осталось сейчас от роскоши сада девятого столетия.
Другой сад, о красоте которого можно судить лишь по сохранившимся описаниям, был построен при дворце экс-императора Сага (809-823 гг.) в западной
части города, известной своей природной красотой. Резиденция была построена в 834 г. в стиле «синден», где император Сага жил до самой смерти. В 876 г. дворец был перестроен под буддийский храм, который получил название Дайкаку-джи. Высокие холмы, подступавшие к тыльной стороне дворца, служили естественным фоном для всего архитектурного комплекса, в общий вид которого древние архитекторы включили и доминирующую над всей этой местностью гору Аросияма и вид на долину реки Кацура. При создании сада был использован и существующий в то время естественный пруд Осава, занимающий территорию более чем в полгектара. Близко к северному берегу пруда, расположены два острова, в сотне метров севернее - группы при-топленных в воде камней, принимающих на себя всю мощь падающей воды водопада, питающего этот пруд. Многие валуны и камни разной формы и размера, использованные для композиций в саду в девятом веке, в настоящее время находятся ниже уровня земли и скрыты от обзора. Но даже то, что осталось от этого сада сейчас, свидетельствует о его былой красоте и величии.
Древние сады Японии в своем большинстве были имитацией естественных пейзажей, но со временем садовое искусство приобретало все более широкие возможности в использовании разнообразных элементов, составляющих эти сады, изменялись и эстетические каноны, основанные на подходе к расположению основных композиционных элементов. Уникальное сочетание местного климата и пейзажа окрестностей Киото, с камнями, деревьями и другими естественными элементами в самой значительной мере оказало влияние на формирование и развитие садоводства, как одного из важнейших видов искусства Японии от начала эпохи Хейан до наших дней.
Река Кацура спускается в долину с западных склонов окружающих Киото гор. На ее западном берегу видны постройки из темной древесины кипарисовика - это императорская вилла Кацура. Ее восточная сторона покрыта плотными зарослями бамбука, который образует уникальную преграду со
стороны реки. Естественные бамбуковые насаждения гармонично переходят в искусственное бамбуковое ограждение виллы, примыкающее к Первым воротам. Створки и крылья ворот выполнены уже из пластин толстого полированного бамбука, завершая плавный переход от величия и красоты природной к красоте рукотворной.
Императорская вилла Кацура была построена младшим братом императора Го-ёдзеи - принцем Тосихито в конце XVI в. и занимает площадь около 6 гектаров. В центре пространства находится обширный водоем с сильно изрезанной береговой линией и пятью островами. Идея сада основана на Культуре Чая; четыре чайных павильона расположены на берегах водоема, из них и галерей основного здания открываются виды на окрестные пейзажи - горы, реки, поля, входные ворота, берега пруда. Сад виллы Кацура считается первым садом, сформированным специально под осмотр во время движения, т.е. под прогулочный маршрут, в отличие от садов, создаваемых ранее и предназначенных для статического обзора. Как и многие другие известные резиденции и храмы, вилла Кацура имеет несколько чередующихся ворот, имеющих, как правило, чисто символическое значение, но часто используемых как планировочный элемент. Вероятно, в более ранние исторические периоды, особенно на протяжении почти четырехсот лет яростных междоусобных войн, стратегия безопасности требовала возведения многоступенчатых оборонительных укреплений, какими и являлись крепостные стены, а так же стены замков, храмов и монастырей. С прекращением войн их значение постепенно убывало, оставалась и поддерживалась в основном внешняя стена. Однако значение ворот было всегда многопланово: кроме основной функции входа, они всегда имели большое эстетическое значение, а также являлись пограничным символом двух миров (что характерно как для буддийских, так и для синтоистских сооружений), открывая путь в мир покоя, красоты или обители синтоистских божеств ками.
Вторые ворота виллы были построены приблизительно в 1633 г. специально для посещения экс-императора Гомидзуно-о. Несущие конструкции ворот (опоры и лучи) выполнены из пробкового дуба ((^иетсив уапаЬШз). Перед воротами установлен большой плоский квадратный камень, который, как предполагается, использовался для подачи паланкина императора. Пространство между первыми и вторыми воротами сформировано таким образом, что подчеркивает эффект перспективы, расширяясь от Первых ко Вторым. Имеются еще и Третьи ворота. Проход между Вторыми и Третьими, именуемый Переулком Миюки, выложен большими черными с голубым вкраплением выпуклыми булыжниками. Третьи ворота, крыша которых покрыта рисовой соломой, чуть смещены относительно оси Первых-Вторых ворот, что еще больше усиливает впечатление от глубины открывающейся перспективы. Главное здание виллы состоит из трех объемов (условно называемых Старый, Средний и Новый павильоны), располагающихся относительно друг друга в форме клина диких гусей. Каждых из них имеет остроконечную крышу, покрытую корой кипарисовика. Хотя крыши отличаются друг от друга по размеру и высоте, они сконструированы так, что вместе составляют определенную ритмическую последовательность. Старый павильон был сконструирован первым, и, чтобы избежать существующей в то время опасности затопления во время разлива реки Кацура, его пол приподнят относительно уровня земли. Средний и Новый павильоны имеют тоже приподнятый пол, но это уже сделано для того, чтобы проложить под ним бамбуковые вентиляционные трубы. Вход в виллу примыкает к комнате Копья. В интерьер этого помещения включена стойка для копий, развешены копья и мечи. Следующая - комната Очага. Над очагом, размером с татами, сооружен свод для отвода дыма. Чтобы по возможности обезопасить помещение от пожаров, в этой комнате на перегородках не используется традиционная рисовая бумага. Обе комнаты предназначены для приема гостей, из них открывается прекрасный вид на сад. Живший здесь некогда принц Тосихито, был
известен своим пристрастием любоваться луной. Для этого занятия он повелел построить специальную платформу (или веранду) Тсу-кими-дай, примыкающую к дому, пол которой сделан из толстых бамбуковых стволов. Тсу-кими - дай, является переходным элементом от здания к саду.
Третья по счету комната относится уже к Среднему павильону, где располагались гостиные комнаты Принца Тосихито, и смежена с комнатой Очага. Разность в уровнях образует ступеньку между Старым и Среднем павильонами. Мотивы росписей на ширмах и раздвижных перегородках фасуми являются продолжением таковых в предыдущем помещении. Из окон Среднего павильона в южную сторону открывается вид на лужайку сада, которая предназначалась для различных игр и мероприятий, таких как состязания по стрельбе из лука. Сложная по архитектуре веранда соединяет Средний и Новый павильоны, приводя посетителей в Музыкальную комнату, с музыкальными инструментами принца Тосихито - кото и арфой. Ниша в наружной стене -токонома - служит прекрасным местом для установки бонсай или композиции икебана. Росписи на четырех раздвижных дверях Музыкальной комнаты посвящены четырем временам года, на них изображены композиции из растений наиболее характерных для каждого из сезонов: весну олицетворяет цветущая вишня и глициния, лето - пампасская трава и гибискус, осень - хризантемы, образ зимы передают слива, камелия и нарцисс.
Из чайного дома под названием Геп-па-ро можно наслаждаться луной, отраженной в воде водоема, в отличие от бамбуковой платформы Старого павильона, где луну можно видеть лишь в период восхода.
Основная художественная тема этого чайного павильона - осень. Осенний цвет листьев, окружающих павильон растений, находит продолжение на ширмах, резные листья клёнов по замыслу художника проектируются на белую бумагу скользящих рам сёдзи на окнах. Потолка нет, бамбуковые стропила и покрытие из тростника - это все что видит над головой посетитель, но такое решение делает помещение просторным и светлым.
Сад императорской виллы Щугакуин. Ворота нижней виллы
Основная дорога по саду идет по часовой стрелке, разделяясь на две части примерно на середине пути от переулка Миюки до водоема. Одна тропа идет налево к каменной лестнице, другая - приводит прямо к краю водоема и выложена такими
же булыжниками, как и Переулок. Тропа, что ведет к каменной лестнице, приводит к Холму Саговников. Саговник появился в Японских садах примерно в период Мо-мояма (1568-1615 гг.). Вначале это был совершенно экзотический элемент сада и
имел в то время популярное и не менее экзотическое сравнение с музыкой - с «эффектом стаккато в начале симфонии». Возле холма, где растут саговники, есть специальное простое место для ожидания гостями начала чайной церемонии в павильоне Сёкин-тей (павильон Сосны и Арфы). Окружающий пейзаж должен был эмоционально подвести гостей к готовности пройти «Путь Чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, изъять из окружающей действительности, показать путь постижения истины, завершающим этапом которого и является Чайная церемония «Тя-но-ю».
Спускаясь с холма Саговников, нужно пройти по каменному трапу, проложенному через поток, который проведен от реки Кацура к водоему сада, образуя по пути маленький водопад.
Один из трех наиболее известных естественных прибрежных пейзажей Японии носит имя «Ама-но-хасидате». Принц Тосихито, когда ему было 33 года, посетил эти места и был настолько поражен их красотой, что в части сада виллы Кацура, примыкающей к водоему, велел создать имитацию морского пейзажа «Ама-но-хасидате», используя все приемы символического сада, популярные в середине XVII в.
В проекте традиционного сада наибольшее значение имеют два основных фактора: топография места, его природное разнообразие и возможность использования ландшафта дальнего плана таким образом, чтобы его можно было бы вовлечь и использовать в качестве одного из композиционных элементов создающегося сада. В понятие японского сада входит не только сформированное человеком пространство, но и все видимое вокруг - реки, склоны гор, покрытые лесами, облака над горами, солнце в момент его восхода или заката, луна или падающий снег. Мастерство создателя сада проявляется в большей степени именно в умении совместить искусственный и естественный ландшафт в одно визуально целое. Сады Киото достаточно полно демонстрируют реализацию данного
подхода, и самым лучшим примером работы с пространством является сад виллы Сюгакуин, который представляет собой совершенную интеграцию зачастую абстрактных элементов большого сада в природный ландшафтный комплекс, включающий часть горной системы Курама и пересеченную местность долины Охара. Сад виллы Сюгакуин - это кульминация человеческих усилий, направленных на согласование его собственных творческих и технических взглядов с самыми прекрасными проявлениями красоты окружающей его же среды.
Вилла Сюгакуин, площадью 54 га, расположена у подножья горы Хидин в северо-восточной части Киото. Как и большинство национальных достопримечательностей Японии, ее история создания тесно связана с историей страны, политической ситуацией того времени, борьбой за влияние между сёгунатом и Императорским семейством. Появление виллы Щюга-куин-бикю связано с именем экс-импера-тора Гомидзуно-о, который родился еще в конце XVI в. Он был третьим сыном императора Гоёдзэй и сменил его на троне в 1612 г. в возрасте 16 лет. Напомним, что автором проекта виллы Кацура, был его дядя принц Тосихито, что свидетельствует о том, что строительство садов не было исключением в списке дел, присущих членам императорского семейства. В тот период стратегия правящего сёгуната Токугава была направлена на усиление контроля за жизнью императора. В этой связи, в 1620 г. сёгунат решил, что дочь сёгуна Хидэтада Токугава должна была стать женой императора, что не входило, по видимому, в планы последнего и вызывало его негодование. Противостояние между сёгунатом и императорским домом продолжалось много лет, и разрешилось к 1629 г. лишь тем, что император отрекся от трона и обратился к буддизму, изучая Дзен, дабы не допустить членов клана Токугава в семью императора. Чтобы преодолеть трагедию своей жизни и политической карьеры, Гомидзуно-о принял монашество, получив
религиозное имя Энджо, и решил посвятить остаток своей жизни созданию отдаленной виллы-храма с прекрасными садами, где можно было бы в уединении предаваться размышлением, изучению искусств, медитации. Строительство виллы было начато экс-императором в 1655 г. (Верхняя вилла), затем в разные эпохи, вплоть до середины XIX в., достраивалась. Убранство павильонов Верхней виллы весьма изысканно и сохранилось до наших
дней. Внутренние раздвижные перегородки фасуми и ширмы расписаны известными художниками Ганку и Маруяма Окё. Один из смотровых павильонов не имеет никакой мебели и декора, кроме татами. Из него открывается вид на расположенный далеко внизу пруд с островами и окружающий ландшафт. В фундамент павильона вкраплены черные камни с горы Курама и красные - из реки Камо, символизирующие гармонию природных сил.
Сад императорской виллы Кацура
Водоем Верхней виллы, имеющий форму японского иероглифа «сердце», был создан путем устройства дамбы, перекрывающей естественные водные потоки, идущие с гор. Холм, попавший в зону затопления, был разделен на острова, один из которых похож на спину дракона, поэтому пруд получил еще и название «Купающийся Дракон». Другой источник, питающий водой водоем - часть вод реки Отова, использованных для устройства шестиметрового водопада. В XVII в. известный мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю подарил для виллы крытый мост через ручей, на крыше которого изображена священная птица Хоо (китайский феникс)
- символ долголетия. Сразу за мостом, на берегу водоема росла огромная сосна, которую поддерживали специальные опоры. Она имела собственное имя, как это часто встречается в садах, - «Сэнкан - но Мацу»
- «сосна, весом 1000 кан» (1 кан = 3,75 кг). В возрасте несколько сотен лет она усохла и в 1998 г. была спилена. Вдоль берегов проложены прогулочные дороги с легкими павильонами, по аналогии с виллой Кацу-ра. Часть склонов, спускающихся к водоему, плотно засажена разными видами кустарников (около 60 видов), которые стригут вместе, получая плотное попеременно цветущее покрытие.
Вторыми, в хронологическом порядке, были построены сад и Нижняя вилла - во второй половине XVII в. Нижний сад, самый маленький по площади, не имеет дорог и предназначен только для медитации. Обилие рододендронов и кленов образуют два особенно ярких в декоративном отношении временных периода - бело-розовое весеннее цветение рододендронов и темный пурпур осенних кленов. Характерной особенностью этого сада являются также каменные фонари разных стилей.
Средний сад был построен позже, для дочери экс-императора принцессы Акэ. Она жила в одном из павильонов, носившем название «Ранкуи - кэн» - павильон для веселья. Каждая комната в Ранкуи - кэн имеет свое название: комната вишни, клена и т.д.
Над входом одной их них висит каллиграфия руки императора Гомидзуно-о.
Впоследствии принцесса приняла монашество, павильон был преобразован в храм, одна из его частей до сих пор является действующим женским монастырем.
После смерти монаха-императора, сады неизбежно приходили в упадок, хотя правительство сёгуната Токугава предпринимало меры для их поддержания. Лишь в середине XIX в. император Когаку восстановил сады, и в 1884 г. дворец Сюгакуин-бикю перешел под официальное управление императорского двора.
Основной резиденцией, где до 1867 г. жили императоры - был Императорский дворец в Киото - Киото Госё. После Реставрации император Мейдзи переехал в Токио и уже токийский дворец стал официальной императорской резиденцией. Главное здание Киото Госё построено в 1331 г. В начале XVII в. сёгун Ёасу Токугава достроил к нему целый комплекс зданий. Нынешние постройки датируются серединой XIX в. Длина границ императорской резиденции составляет около 16 км. В состав дворцового комплекса за длительный период его существования входило несколько отдельных дворцов, построенных для разных членов императорского семейства. Императорский дворец пережил множество пожаров, и каждый раз перестраивался. До настоящего времени дошло далеко не все, и многие роскошные постройки и сады можно увидеть лишь на старых планах.
Второй дворец комплекса - Сенто Госё, был построен специально всё для того же монаха-императора Гомидзуно-о в 1628 г. Большой сад, созданный известным мастером Кабори Энщю, имеет специальный прогулочный маршрут, изобилующий сменой картин в разворачивающихся во время медленной прогулки перспективах. Сад имеет два пруда, соединенных каналами, мосты, множество растений и камней и «разделен» на три части - северную, среднюю и южную. «Северный» сад выполнен в технике сухого пейзажа, под влиянием идей Дзен и изобра-
жает божественный мир буддизма, где холм из белого песка олицетворяет, как и положено, гору Сумеру. Характерной особенностью этой части сада является использование особо крупных камней для создания композиций. «Средний» сад совсем небольшой. Главной его достопримечательностью является водопад. Композиция «южного» сада имитирует берег моря. Именно это сад называют «садом трех категорий» - «син» - «гё»
- «со». Он создан в середине XVII в., большой пруд площадью 4500 м2 получает воду по искусственному водопроводу из озера Бивако. Полоса суши вдоль воды выстлана круглыми, почти одинаковыми камнями (110 шт. на 1 м2).
Пруд имеет несколько островов, к некоторым из них ведут довольно высокие мостики, поскольку раньше эти пруды использовались для катания на лодках, необходимо было иметь достаточно пространства, для свободного их прохождения. На островах, к которым нет доступа, по поверьям обитают ками (местные божества, духи).
В саду императорского дворца произрастает 65 видов японских растений. Отдавая дань традиции, видовой состав никогда не меняется, современные, даже японские, сорта и виды не используются. Поражает большое количество глициний на пер-голах с длинными и короткими соцветиями, много магнолий, ирисов, камелий, рододендронов и слив.
Несколько в стороне от дворцового комплекса за бамбуковой оградой расположен чайный павильон, при котором есть еще два самостоятельных сада - внешний и внутренний.
В отличие от сада виллы Кацура, где значение сада второстепенно, поскольку он предназначен лишь для прохода к чайным павильонам, сад императорского дворца более динамичен, грандиозен. По своему художественному значению сад Киото Госё занимает среднее положение между садом виллы Кацура и виллы Сюгакуин. Несмотря на то, что император здесь давно не живет, дворцы и сады комплекса, являясь одной из главных культурных ценностей Японии, сохраняются в старинном стиле.
ЭФ ДИЗАЙН
АНО Образовательный центр «Элита-Флора-Дизайн» под патронажем Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Серия СЛОД № 005232 Код - Н ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА Обучение специальностям ФЛОРИСТ-ДИЗАЙНЕР, ФЛОРИСТ-ПРОДАВЕЦ, ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР
Преподавание ведется по специально разработанным методикам и программам. При интенсивной форме обучения, слушатели получают глубокие профессиональные знания и практические навыки. В школе преподают опытные педагоги, доценты и профессора ведущих профильных вузов. Очная и заочная формы обучения.
123056 Москва, Б. Грузинская, а/я 40,32,2 этаж тел.: (095) 254-44-16,254-10-94, факс: (095) 254-13-78 E-mail: [email protected]