Научная статья на тему 'Искусство традиционного китайского сада'

Искусство традиционного китайского сада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2456
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голосова Е. В.

Рассматривается тесная взаимосвязь четырёх видов китайского искусства садоводства, литературы и поэзии, живописи и каллиграфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF A TRADITIONAL CHINESE GARDEN

Close interconnection between the four types of the Chinese art is examined gardening, literature, poetry, painting and calligraphy.

Текст научной работы на тему «Искусство традиционного китайского сада»

современное оборудование и техника для обработки растений на сельскохозяйственных полях и лесных насаждениях.

Участники конференции также посетили прекрасно оборудованную центральную лабораторию по систематике энтомофа-гов. Она имеет связи с научными учреждениями и лабораториями разных стран мира, с которыми обменивается систематическим материалом и проводит определение энто-мофагов. Участникам была предоставлена возможность ознакомиться с систематическими коллекциями, условиями сбора и хранения насекомых-энтомофагов.

Работа в Международной организации МОББ дает возможность получения информации по новейшим достижениям в области биометода. Контакты с учеными раз-

ных стран, посещение научных учреждений и лабораторий, обмен публикациями - все это не только обогащает наши знания, но и дает большой стимул для исследований в области биологической защиты леса. Информация используется в читаемых студентам курсах по биометоду и технологии лесозащиты, при методических разработках, при написании учебных пособий и учебников.

В последние годы деятельность Вос-точно-Палеарктической Секции расширяется. Многие ученые из Западной и других секций успешно сотрудничают с Восточно-Палеарк-тической Секцией. А в 2001 г. на УШ сессии Генеральной Ассамблеи ВПС МОББ в члены этой секции была принята Европейская и Средиземноморская организация по карантину и защите растений (ЕОЗР, Париж).

ИСКУССТВО ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО САДА

Е.В. ГОЛОСОВА, главный архитекторГБСРАН, к. с.-х. н.

Китай - одна из древнейших цивилизаций на планете, история культуры которой насчитывает около пяти тысяч лет и давшая человечеству больше, чем любая другая - от пороха и фарфора до шелка, бумаги и чая, -известна еще и не менее значимым, чем перечисленные достижения: созданием грандиозных по размерам, удивительных по наполнению и глубочайших по философскому смыслу, садов. Своеобразие китайской культуры отразилось и на традициях хронологии собственной истории. Периоды правления династий намного красноречивей говорят об основных вехах истории и культуры, чем сухие цифры григорианского календаря.

Истоки традиционного китайского садоводства, как вида искусства, лежат во временах Ханьской и Цзиньской династией (221 до н. э. - 220 г. н. э).

Однако некоторые китайские историки утверждают, что хронологию становления китайского сада можно проследить еще от XVI - XI веков до н. э., от одной из первых правящих династий в истории Китая - дина-

стии Шан. Археологи обнаружили гадальные кости, относящиеся к тому времени, на которых имелись многочисленные надписи, указывающие на существование особых природных зон, используемых для охоты, развлечений и отдыха.

В древней китайской Книге Песен (Ши-цзин), по свидетельству китайского исследователя садов Вен Дзюйюаня, можно найти названия этих зон отдыха и охоты -Лин Ю, Лин тай и Лин чи. Во времена Ханьской династии они объединяются под общим названием юань, в них появляются дворцы и павильоны для отдыха, а в последующие времена династии Чин к дворцам и павильонам прибавляются и храмы. Со времён правления династии Тан (618-907 гг. н. э.) о китайском садоводстве можно говорить как о признанном виде искусства.

В течение более чем двухтысячелетнего периода квалификация проектировщиков постоянно повышалась, а также усовер-шенЬтвовались сами методы и технологии исполнения в строительстве садов. В резуль-

тате международного культурного обмена китайские традиции декоративного садоводства в разной степени влияли на садовое искусство других стран. В отношении граничащих с Китаем стран Юго-восточной Азии прослеживается прямое и бесспорное влияние не только в плане садового искусства, но и по многим другим видам - литературе, живописи, архитектуре. Связано это не столько собственно с культурным обменом, сколько с активным шествием буддийского мировоззрения, вбирающего в себя культурные и религиозные традиции других стран, продвигая их дальше на восток и юго-восток. Этому свидетельствует схожесть, почти тождественность некоторых садовых приёмов и стилей архитектурных построек в Сучжоу, на юго-востоке Китая и на японском о. Кюсю -в Фукуоке, Дазайфу. Европа знакомилась с китайским искусством через экспедиционные трофеи английских и голландских мореплавателей: тончайший фарфор с изображёнными на нём жанровыми сценками, драконами, садовыми пейзажами, архитектурными постройками, через шёлк и бумагу.

К XVII веку в европейских парковых комплексах стали появляться особенно модные постройки в китайском стиле. Сегодня они прочно вошли в классику европейского ландшафтного искусства: китайская пагода в Шенонсо на юге Франции, китайский павильон в Ораниенбауме, в пригороде Санкт-Петербурга, и удивительный парк у подножья Эйфелевой башни в Париже.

Китайские сады разных периодов всегда отражали уровень китайской культуры в целом. Основные эстетические принципы были общими для литературы, живописи, архитектуры и для садов. Китайские исследователи утверждают, что процесс создания сада очень близок по своему смыслу и исполнению к традиционной ландшафтной живописи тушью. И то, что было так нехарактерно для Европы того времени - символизм, в ранних садах востока проявляется достаточно ярко.

В отличие от европейских садов, где ландшафтное садоводство и живопись существовали совершенно независимо друг от друга вплоть до ХУШ века, китайские сады

создавались, главным образом, поэтами и художниками. Они выражали свои эстетические взгляды и чувства не только через собственные произведения, но и через сады, где потом вновь черпали вдохновение для создания поэм и живописных работ. Высшим мастерством считалось изображение выразительных, по своему природному происхождению, миниатюрных гор. Природные пейзажи Китая изобилуют прекрасными живописными видами на многие известные горные ландшафты. Так же, как в природе, встречается огромное множество природных каменных образований, точно так же садовники, используя природные образы, устраивали в садах остроконечные горные пики, пещеры, гроты, каменные осыпи и объёмные, в отличие от плоских европейских, лабиринты. Таким же образом переносились в сады озёра и реки, участки морских побережий и острова.

Конструктивно классический китайский сад состоит из комплекса стилизованных природных объектов, логически скомпонованных мастером сада в едином пространстве. Огромное значение в китайских садах придаётся архитектуре, включённой непосредственно в ландшафт сада. Всевозможные дворцы и павильоны, прежде всего, являются наиболее выгодными точками обзора, а уже затем их художественная ценность рассматривается с точки зрения композиционного соответствия. Весьма популярны и каноничны в этом отношении беседки на вершине горы, откуда открывается панорамный вид сада, но и сама беседка служит ярким украшением горной вершины.

Поскольку архитектурные постройки всегда предназначались для включения их в существующий садовый ландшафт, использовались самые различные конструкции: обычные небольшие павильоны, павильоны или домики на террасированном склоне горы, навесы и галереи, мосты различной формы, каменные лодки, арочные или круглые проходы; маленькие и большие по площади залы, выходящие в сад; двухэтажные залы, двухэтажные павильоны и многое другое. Каждая архитектурная постройка в китайских садах обозначается определенным термином,

поэтому в специальной китайской литературе о садах не бывает разночтения в описании. Например, малый зал, выходящий в сад, - это тин, а большой - это тан; двухэтажный зал -лоу, а двухэтажный павильон - гэ.

Стили архитектурных построек в китайских садах определяются по плану постройки, по очертанию и форме крыши, по форме и расположению дверей и окон, материалу и конструкции стен и фактуре поверхности. Роспись стен и скульптура тоже обладают специальными характерными признаками каждого исторического периода и бесконечными вариациями. Несмотря на кажущиеся разнообразие, они никогда не противоречат друг другу и главной концепции сада.

Вода представляет ещё одну немаловажную особенность китайского сада, которую невозможно пропустить. От огромных рукотворных озер до изысканных маленьких прудиков, вода составляет главный тематический элемент садовой композиции. Водная поверхность и соединённая с нею береговая линия, созданные садовниками, должны максимально приближаться к естественным природным картинам. Водоёмы правильной геометрической формы редко можно увидеть в китайских садах - лишь там, где этого требует планировка сада. Если рассматривать китайский сад с позиций даосской философии, то камень во всех его проявлениях, архитектура, звук падающей воды - это символ ян, а сама вода в озере - спокойная и безмолвная -это инь.

Другая составляющая китайского сада

- единство в оформлении несущих колонн и опорных элементов павильонов и видимой части стропильной конструкции крыши. Именно они являются главным декоративным элементом здания. Роспись на них -особенно характерно это для павильонов императорских садов севера Китая - содержит, как правило, жанровые сценки, декоративный орнамент, включающий животных, пейзажи, религиозных персонажей. Зачастую он указывает на степень образованности и силу вдохновения мастера и, возможно, на выражение его собственного интереса и темперамента. Посетитель, проходя через сад, может

оценить профессиональную культуру живописцев, резчиков по дереву и поэтов.

Китайские сады можно подразделить на три главные категории: императорские сады; частные сады; сады, где использован естественный ландшафт.

В последнюю категорию входят сады при храмах, монастырях и сады родовых имений. Все они значительно отличаются по размерам, тематике и характеристикам. Поскольку наиболее известные императорские сады расположены на севере, их характерные особенности легли в основу понятия стиля Северных садов. Южные сады, в большинстве своём частные или принадлежащие мелким местным правителям, составили определённый стиль Южных садов, наибольшую известность из которых представляют сады Сучжоу, Ханчжоу и Нанкина. И если в садах использован естественный ландшафт, то это вовсе не означает, что они полностью нерукотворны. Они также созданы человеком, как и многие другие, лишь с незначительным изменением основных параметров окружающего пейзажа и внесением необходимых дополнений. Эти сады более просты и натуральны по композиции по сравнению с двумя другими типами. Поскольку главным строительным материалом в садах было дерево, множество китайских садов было разрушено со временем, в результате войны и стихийных бедствий. Те, что сохранились до сегодняшнего дня, были созданы в основном в периоды правлений династий Мин и Цин (1368-1911 гг.), но и они вполне полно могут продемонстрировать великое искусство традиционного китайского сада.

Императорские сады

Предпосылки создания шедевров садового искусства примерно одинаковы во всех странах мира, и китайские сады не являются исключением. Садовое искусство могло, как впрочем и другие его виды, развиваться в любой стране только после того, как экономический уровень развития общества достигал определённой высоты, и основные государственные ценности и власть были сконцентрированы в руках управленческой элиты. Только при определённом избытке

средств в государстве могли создаваться великолепные сады.

Как уже сказано ранее, первые сады, о которых упоминается в древних литературных и живописных источниках, были созданы в эпоху династий Цзинь и Хань. Первый император Цзиньской династии создал сад, названный Шанлиньюань, южнее реки Вэй, в котором был построен дворец Эпан. Это самый первый императорский сад, зафиксированный в хрониках. Первый император Хань-ской династии, Гао-цзу, построил дворец Вэй Ян рядом с известным озером Тай-и. Озеро имело три острова (история умалчивает, были ли они естественного происхождения или сооружены людьми). Острова эти назывались Пенлай, Фанчжоу и Инчжоу. Эти острова упоминаются в китайских мифах как даосский рай или «острова бессмертных», которые носит по волнам Северного моря, и, при приближении к ним людей, они уходят под воду. Многие китайские императоры снаряжали экспедиции на поиски этих островов.

Ханьский правитель У Ди реконструировал Шанлиньюань, добавив к ансамблю дворец Цзяньчжан, подобный тому, что был построен на озере Кунь Мин. Дворцовый комплекс вместе с садом занял площадь в несколько сотен квадратных ли (один ханьский ли равен приблизительно 400 метрам). В юане имелось 10 дворцовых комплексов. В саду содержались животные всех видов, необычные цветы и растения. Сад был необъятных размеров, периметр его составлял около 127 км. Периоды правления династий Вэй и Цзинь ознаменованы длительными войнами. Простой люд, как и полагается, бедствовал, а аристократия строила роскошные сады. Император Вэнь из династии Вей построил знаменитый «Сад Лесных Ароматов» в Лояне, тогдашней столице, где использованы камни с горы Тай-син. Композиционным центром сада являлась модель другой известной горы Цзин-ян.

В периоды Северных и Южных династий (420—581 гг.) садовое искусство становится всё более и более популярным. На Севере при строительстве императорских садов часто копировали сады Цзиньской и Хань-

ской династий; на Юге садовое искусство находилось под влиянием литературы, изящных искусств и философии Западной Цзинь (265-316 гг.). Интеллигенция того времени была охвачена идеями Даосизма, Буддизма, Конфуцианства и целого ряда оккультных наук. Каждый учёный развлекал себя беседами на философские темы разного толка. Древние китайские учёные и мыслители считали для себя идеальным проживание среди гор, в уединённом и далёком от мирских дел месте. Под влиянием подобных идей, садовое искусство Юга имело тенденцию к имитации природных сцен и созданию созерцательных ландшафтов. Сунский император Вэнь построил сад на озере Сан в области Цзянь-кан (в настоящее время озеро Сюань У в Нанкине). В нем было лишь несколько построек, и доминировали ненарушенные природные ландшафты.

В периоды династий Суй и Тан феодальная система управления государством достигла определённого прогресса и была достаточно динамичной. Это было то время, когда бурно развивались различные направления в китайском изобразительном искусстве и императорский сад испытывал с их стороны значительное влияние. Суйский император Вэн Ди построил Западный сад, примерные размеры которого составляли 200 квадратных ли (один суйский ли равнялся 500 м), то есть 50 квадратных километров. Озеро в саду имело около 10 ли в периметре с обязательными тремя «небесными» островами посередине. В этом саду (юане) имелось шестнадцать дворцовых комплексов, соединённых многочисленными каналами, через которые были перекинуты пешеходные мостики. Повсюду росли плакучие ивы и бамбук, чередовавшиеся с огромными полянами цветов. Лодка в форме дракона могла по каналам достичь любой части сада.

Период правления Танской династии считается одним из наиболее процветающих и благополучных в китайской истории. Путевой дворец императора Сюань-цзуна - Хуа-цин («Чистое Великолепие») - был широко известен. Естественные природные окрестности изобиловали непревзойдёнными по кра-

соте видами, поблизости находилось множество горячих источников, которые придавали этой области дворца весьма специфический вид. Наступило время, когда императорское семейство перестали удовлетворять сады и дворцы в пределах границ городских стен, что и побудило их расширять границы дворцового сада далеко за пределы городских стен.

Если посмотреть на план города Чанъ-ани - китайской столицы времён Танской династии, - то видно, что в процентном соотношении императорский сад превосходит общую площадь городской застройки почти в пять раз. Известный поэт того времени Ду Му так описывал дворец Хуацин: «Возвращаясь в столицу, вновь я входил в великолепие дворца Хуацин; подобно рисунку бесконечных кружев тысячи залов стоят гордо один за другим в своём великолепии» (Чао Юнь,1988). Это описание ясно указывает на размах и величие императорского путевого дворца.

В эпоху династии Сун особое место в дворцовых садах начинают играть камни. Повсеместно идёт поиск необычных по форме камней, их начинают размещать на специально выделенных для них площадках. Впервые появляется понятие «Сад камней». Император Хуэй-цзун потратил почти 10 лет, строя «Озеро Золотого Сияния» в Баньляне -новом столичном городе того времени, создавая там знаменитую Вечную Г ору (Сумеру) с хорошо известным пиком Гэнь-юэ на ней. Он, не колеблясь, разрушал мосты, дороги, каналы, чтобы добытые таким варварским способом камни отправить на строительство в Бяньлян. Это событие вошло в историю Китая как «Массовое перемещение цветов и камней».

Даже в наши дни можно иметь представление об этом событии, встречая разрозненные камни из Бянь-ляня в других садах, так как сам знаменитый сад императора Ху-эй-цзуна был разрушен вместе с его империей. «Вечная гора» занимала площадь около 10 квадратных ли. Самый высокий пик Гэнь-юэ достигал 150 м высоты. Горная цепь располагалась с востока на запад. Восточную часть сада занимал священный (заповедный) сливовый лес.

Ландшафт был сформирован по принципу максимального приближения к природе, ландшафт сада был весьма разнообразен: мягкие впадины и озера, извилистые водные потоки, из разбросанных по всему саду беседок открывались хорошо продуманные и сформированные пейзажные картины. Сама структура сада «Вечной горы» показала, что искусство проектирования сада, так же как и квалификация исполнителей этого проекта, достигала беспрецедентно высокого для этого уровня мастерства^ Процесс зашел настолько далеко, что император, всецело восхищённый и поглощенный литературой, садоводством и другими видами изящных искусств, полностью утратил контроль над государственными делами, что закончилось, в конце концов, захватом Китая варварами.

Последующие династии Ляо, Цзинь Юань и Мин не строили новых садов для своих императоров. Главным императорским садом был Западный сад в Пекине (в настоящее время парк Бэй Хай). В течение правления династии Цин (1644-1911 гг.), интерес к садам поднялся на новую высоту. Цинские императорские сады имели множество вариаций, в отличие от известных ранее довольно стандартных моделей. В пределах Запретного города - императорской резиденции Го Гун -существовали четыре небольших сада: «Королевский сад», «Сад поиска Удачи», «Сад спокойствия и благополучия» и «Сад памяти».

В западном пригороде Пекина в то время тоже существовали замечательные сады, такие, как Юаньминюань, Чанчунь, Цин-и, Цзинмин и Цзин-и. В 200 км севернее Пекина расположен город Чендэ, построенный как императорская летняя резиденция. Его можно назвать комплексом императорских садов, расположенных на большой территории. Сады строились с огромным разнообразием пейзажных картин, чтобы они были привлекательными для императорской семьи в разное время года. Императоры Кан-си и Цянь-лун много раз путешествовали на юг и постепенно внедряли в свои северные сады элементы южного садового дизайна.

Наиболее внушительный и самый большой среди Цинских императорских са-

дов был Юаньминюань, известный как «Сад садов». Он находился в северо-восточном пригороде Пекина и был построен в 48-й год царствования Кан-си ( конец ХУП в.), при котором китайская империя достигла вершины своего материального благополучия, и это был главный пейзажный сад, созданный полностью на ровном рельефе, включающий бесконечное множество и разнообразие пейзажных картин. Каждая пейзажная картина имела свой комплекс построек. Количество видовых точек и открывающихся из них неповторимых видов было, практически, бесконечно. Этот великолепный сад был разрушен в 1860 году французскими и британскими армиями, что стало невосполнимой потерей для садового искусства Китая.

Композиция императорских садов ясно отражала специализацию функций. В пределах сада находились управленческая администрация, жилые помещения и зоны отдыха. Каждое здание отвечало определённым целям. Храмы также были включены в императорские сады во времена Цзинской династии, внося в них религиозно-мистический дух. Первой основной отличительной чертой императорских садов была их грандиозность. Да как же иначе могло быть? Император - сын Неба, властелин Поднебесной. Его обитель также должна быть бескрайне велика, как и само небо.

Всё, что произрастает и существует на поверхности земли, - это результат соприкосновения двух божественных начал - Земли (Камня) и Неба. Поэтому моделью природной красоты мог стать только сад императора, имеющего прямое отношение к божественному небесному началу. Эстетика императорского сада постепенно вышла вперед по сравнению с другими видами искусства и науками, в силу сложившихся социально-экономических условий и под влиянием достижений в других сферах.

Особое значение при создании сада имела его планировка. В императорских садах, а впоследствии и в других, а также в храмовых комплексах, основой построения стали планировочные оси юг-север, на них нанизывались здания с внутренними двора-

ми. На оси юг-север располагались все главные дворцы и павильоны. На вторичных осях располагались меньшие по размеру и менее значимые строения; хозяйственные постройки относили к периферии. Обзорные беседки располагали в центре природного ландшафта, ища сбалансированности и гармонии между архитектурой дворцов и храмов и окружающей средой.

В каждом комплексе здания ориентировались таким образом, что формировали независимый объект в пределах отведенного пространства. Императорские сады не были столь формальны и официальны, как императорские дворцы. И в плане, и в форме они были свободнее и, главное, здесь не было никакой иерархической организации. В каждом отдельно взятом участке дворцового сада (а их могло быть множество), формировался якобы не зависимый от других, самостоятельный ландшафтный объект.

Для павильонов, расположенных в императорских садах, жёлтая черепица применялась лишь для наиболее важных зданий. В большинстве случаев использовалась черепица серо-коричневого цвета на двух ярусных крышах. Колористическая гамма сада состояла из зелени растений, красных колонн построек и серой черепицы крыш. Одной из главных особенностей императорского сада было наличие росписей. Чтобы создать своеобразную оживлённую атмосферу (стиль хэ-си), избегали в росписях изображения драконов и тяжёлых насыщенных цветов, напротив

- приветствовалось изображение спокойных ландшафтов со сценами из аллегорических басен, с цветами (стиль- сучжи) и деревьями. Поскольку императорские сады были огромны, размеры «миниатюрных» гор и водоёмов были тоже значительны, чтобы вертикальные и горизонтальные параметры сада не противоречили друг другу и составляли единое целое.

Гора (камень, земля) и вода - вечная основа сада, их баланс - самое главное при проектировании. В основе всего лежит даосское представление о гармонии - баланс сил и символы равновесия в природе - инь и ян, что и олицетворяют собой в садах вода и камень. Безусловно, кроме этого, сад включает

и другие элементы. По своей эстетической и философской сути они могут иметь и меньшее значение, чем камни и вода, но без них не существует и не складывается образ китайского классического сада. Среди этих объектов - пагоды, мемориальные стелы, арочные и круглые проходы, балюстрады, скульптуры животных, фрагменты стен, каменные мосты и др. Они участвуют в формировании точек обзора во внутренних дворах (внутренних садах), с их помощью мастер расставляет главные акценты, они просто делают сад более интересным.

Несмотря на целый ряд политических и культурных катаклизмов в Китае, многие императорские сады сохранились и до наших дней - это парк Бэй Хай, Летний дворец и Запретный Город в Пекине, императорский курорт в Ченде, Чистое озеро в провинции Шанси и др.

Частные сады

Частные сады в Китае возникли позже, чем те, которыми владели императоры. Самые ранние упоминания о частных садах относятся к концу правления Ханьской династии. С того времени не только императорские, но и частные, и храмовые сады развивались и совершенствовали свою художественную форму.

В периоды династий Мин и Цин бурное развитие частного садоводства достигло пика своей популярности. Так же, как и в случае с императорскими садами, прослеживается непосредственная связь частных садов с живописью и литературой, и она становится тем более важной и тесной, чем большего мастерства достигают садовники.

Широкую известность получили, благодаря своей элегантности и сложности, сады Сучжоу - в то время столицы небольшого княжества У. Получив мировую известность, эти сады по праву носят название жемчужин китайского садового искусства. Наиболее известный частный сад Ханьского времени был построен в Лояне богатым человеком по имени Юань Гуанхань. Территория сада равнялась приблизительно трем гектарам. Через сад проходили извилистые галереи, которые в

удобных местах соединялись с павильонами. В саду также были разнообразные водоёмы с прозрачной водой, сады камней, собственный зоопарк и множество необычных растений.

В периоды династий Вэй и Цзинь дома мандаринов (чиновников) имели сады, примыкающие к жилым помещениям. Там также создавались миниатюрные горы, водоёмы с островами, беседки и павильоны на разных уровнях рельефа. Наиболее известные сады той эры были: Сад Роскошного Леса, Сад Чжана Луня и Сад Восточный Сян в Лояне. Это было время, когда создание искусственных гор становится почти самостоятельным видом искусства. Горы моделируются с натуры, с огромными камнями, взятыми часто именно из тех мест, которые копируются, с возведением необычных пиков и замысловатых утёсов, к которым вели каменные лестницы и дорожки.

Многие аристократы и учёные посвящали природе поэмы, написанные изысканным языком, не стесняясь выражений о страстной любви к своей природе и своим садам. Именно по этим хронологическим литературным источникам можно судить о высокой эстетической оценке, даваемой современниками произведениям садового искусства того времени. В течение правления династий Суй и Тан (581-907 гг.) богатые аристократы неуклонно следовали традициям создания сада, сложившимся ранее в периоды Северных и Южных династий. С изменением политической и экономической обстановки в стране, всё большие материальные богатства сосредотачивались в руках отдельных семей. В соответствии с этим частные сады увеличивались как числом, так и размером.

Поэзия времён Танской династии известна своим романтизмом. В произведениях того времени можно найти много восторженных стихов, посвящённых любви к природе. Среди поэтов стало модно жить в сельской местности, в окружении собственных садов, воспевая красоту окружающего мира не со стороны, а как бы изнутри.

Вилла Ванчуань, построенная известным поэтом Ван-вэем, - наиболее известный сад того времени, расположена на вершине

горы Чжуннань. Ван-вэй использовал естественный ландшафт, лишь незначительно изменив его. Сад получился изысканным и элегантным. Для специально созданных пейзажных сцен использовались поэтические названия: «Волны ивы», «Озеро мелодии», «Изящество абрикосовой рощи». Интеллигенция и учёные Древнего Китая оказывали ощутимое влияние на дизайн сада, становились новаторами нового искусства соединения натурального и искусственного ландшафта, не нарушая естественной гармонии.

Во времена династии Сун (960-1279 гг.) торговля и ремёсла бурно развивались. Плотность населения быстро увеличивалась, что влекло за собой быстрый рост городов. Аристократы и многочисленные члены императорских семей, так же как и богатые торговцы и ремесленники, максимально пытались использовать все свои привилегии, и в том числе привилегию иметь собственный сад. Поэтому они ускоренными темпами продолжали развивать садовое наполнение своих резиденций, создавая особенно популярные горные ландшафты. Это течение в древней китайской садовой культуре получило название «городской горный лес».

Согласно историческим данным, в западной столице империи - в Лояне - имелось более тысячи резиденций с частными садами, двадцать из которых были повсеместно известны как непревзойдённые садовые шедевры. В Кайфене, восточной столице, также было чуть менее полутора десятков очень известных садов. На Юге наиболее известные частные сады были расположены в окрестностях Пинцзяна (нынешнего Сучжоу), Усина и Линъана (современного Ханчжоу). Размеры частных садов в то время были очень велики. Рыли водоёмы, грунт из которых шёл на устройство холмов; бамбуковые рощи, беседки и высокие дворцы, и павильоны среди диковинных цветов и деревьев. Число пейзажных картин в саду со временем постоянно увеличивалось, чтобы различные, не похожие друг на друга, виды и открывающиеся композиции развлекали владельцев и их гостей.

В ландшафт сада стали включать объекты дальнего плана, территориально ему не

принадлежащие. В теорию композиции были введены понятия «собственный вид» и «заимствованный вид». Это было необходимо для того, чтобы создать впечатление бесконечных просторов сада, не отделимых от естественного природного ландшафта. Стало очень популярным устраивать необычные горные лабиринты, с гротами и тупиками, с открытым небом над головой на некоторых участках, где в ночное время в композицию включались и звёзды, видимые из каменных колодцев и подземных полуоткрытых галерей. Там же могли протекать ручьи и неожиданно открываться пещеры.

С особой тщательностью подбирались камни: их разнообразие, вид и история происхождения часто составляли великую гордость владельцев. Размещённые в необычных композициях группами или поодиночке, они должны были представлять собой законченные произведения искусства. Великим мастерством считалось умение создать гармоничную композицию, уменьшая или увеличивая визуально размер и значимость камня в композиции путём установки его на возвышенное место или, наоборот, углубляя в землю. В результате получались оригинальные композиции, возведшие многие китайские сады в разряд мировых шедевров ландшафтной архитектуры.

Пекином, как своей столицей, пользовались многие династии - Ляо, Цзань, Юань, Мин и Цин. Поэтому близкая к императору знать и чиновники тоже имели свои резиденции в Пекине, сделав его городом многих известных садов. В период Минской династии в Пекине и окрестностях было более 20 известных садов. Наиболее известным из них был сад Шао Юань, или сад Ми Ваньчжуна («Сад погружения»).

В период династии Цин было не менее 50 садов. Сохранились до наших дней лишь 7 из них, главные из которых - Сад при дворце принца Гуна, Ке Соу, Сад Но в резиденции Туна и сад Лю в резиденции Юна. С тех давних пор эти сады часто меняли владельцев, многие годы в них отсутствовал надлежащий уход, впоследствии они часто восстанавливались для других целей. В результате ориги-

нальные первоначальные проекты были практически утрачены.

В то же время Южные сады, концентрирующиеся вокруг крупных преуспевающих городов - Янчжоу, Нанкин, Сучжоу, Цзяцин и Ханчжоу, - с хорошими путями сообщения, процветали в более благоприятных погодных условиях, используя все достижения культуры того времени. В период ранней Цин город Янчжоу, расположенный на перекрёстке Великого канала и реки Янтцзе, монополизировал соляную торговлю и через это стал очень преуспевающим и богатым. Здесь было много богатых торговцев, знатных людей и учёных. Каждый Цинский император в своих поездках на юг много раз проезжал через Янчжоу. В результате в городе появлялись все новые и новые сады, соперничающие в праве приветствовать императора именно в нём, или стать главным императорским садом. Если император останавливался в том или ином саду, то хозяин тут же повышался в звании, рейтинг сада неимоверно возрастал.

Большинство садов было построено в лесной зоне, примыкающей к изящному Западному озеру. Эти сады не только заимствовали виды лесного озера и ближайших лесов, они также использовали виды друг друга, создавая удивительные картины, никогда не существовавшие в природе. В целом эти сады не предназначались непосредственно для резиденций, они, скорее, использовались для общественных приёмов, для встреч с друзьями за чашкой вина, как уединённые места для написания поэм и других развлечений, для пения, и танцев. Они часто открывались для публики утром и закрывались вечером и играли в современном понимании роль городских парков - возможно, коммерческих. Из сотни известных садов такого типа наиболее известными были: «Сад теней», «Сад Бяня», «Круглый сад», «Восточный сад», «Сад очарования весны», «Южный сад» и «Сад молодого бамбука».

Сады в Янчжоу были известны ещё и древней методикой формирования искусственных гор послойной укладкой специальных камней. На пике этой моды почти каждая се-

мья в Янчжоу устраивала свой собственный садик среди искусственных скал с романтическими, одиноко стоящими павильонами на склоне горы или в туманной расселине. Но когда на трон Цинской династии взошёл император Дао-гуан, процветающий город Янчжоу быстро стал приходить в упадок , как и вся китайская культура в тот период.

Частные сады Сучжоу имеют другую и довольно длинную историю и, в некоторой степени, более удачную судьбу. Со времен Пяти Династий (907-960 гг.) до середины правления династии Цин сады Сучжоу постоянно развивались и совершенствовались в плане проектирования. В городе неуклонно развивались ремесла, и процветала торговля. Постепенно он стал самым большим и самым богатым городом на юге реки Янтцзе. Кроме того, Сучжоу имел уникальные естественные особенности рельефа, способствующие созданию разнообразных садов. Каналы и небольшие реки в пределах города обильно снабжали водой сады, создавали красивый городской ландшафт и были просто удобным средством передвижения по городу.

Все эти благоприятные факторы сделали Сучжоу привлекательным местом для торговцев, художников и поэтов, вносивших свой вклад в разработку новых направлений в искусство сада. Мандарины и богатые торговцы соперничали за владения землями в центре города для создания на них новых садов. Сады становились центрами досуга, в них пели и слагали поэмы, живописцы писали картины. Другие сады создавались как места уединения - для философских размышлений в тишине и одиночестве, как подобие рая, куда на склоне лет стремились их владельцы.

В Сучжоу сохранились традиционные сады в большей степени и лучшем виде, чем во всех других областях Китая. Эти сады отличаются тонким своеобразием и высокохудожественным исполнением. Наиболее известные из них - «Сад Промедления», «Сад Мастера сетей», «Сад Львиной рощи», «Сад Поднимающейся Волны», «Сад неумелого правителя» (иногда называют «Сад Скромного администратора»). Как видно даже из их на-

звания, особенность садов Сучжоу заключалась в умении мастеров наполнить сад непредсказуемыми вариациями открывающихся картин, создавая непостижимо таинственную атмосферу. Поэтическая элегантность и живописность садов Сучжоу являются признанными шедеврами Южного стиля в китайском садовом искусстве, вершиной артистизма и мастерства.

Стиль Южных садов оказал влияние и на сады других областей Китая. Они существенно отличаются от северных - в основном императорских - и планировочной структурой, и формами крыш павильонов, и декоративными резными элементами, и отсутствием ярких росписей на несущих конструкциях строения и колоннах. Им присущ своеобразный баланс составляющих элементов - камня, воды, цветов (их много) и деревьев. Считается, что на этой основе возникло целое направление в садовом искусстве Китая, которое трактуется как «Устройство горы и леса у её подножия».

Частные сады Юга часто расположены или сзади, или сбоку от основного жилого здания. В то время как другие части жилого комплекса сгруппированы вместе, относительно центральной оси, создающей формальный порядок залов и отсеков, сады в плане свободны и асимметричны. В этом проявляется знаменитый даосский закон гармонии - равновесия инь-ян, то есть хаоса и порядка.

В композиции сада выделяется обычно одна большая открытая площадь, к которой примыкают все наиболее значимые пейзажные картины и главные виды на основные павильоны. Пространства разделялись галереями, стенками, условными границами, группами деревьев и кустарников, невысокими холмами и были соединены с центральной площадью через арочные и круглые проходы, пещеры, окна, чтобы создать иллюзию бесконечных лабиринтов, наполнив их духом таинственности.

В больших садах центральное открытое пространство - ядро сада - часто украшалось солитерными или групповыми посадками деревьев, садами камней. Главная площадь в саду предназначалась для большого

количества гостей и проведения приёмов. Весьма значительными были и павильоны в этой части, часто уходящие одной стороной фундамента прямо в воду озера. Они были открыты со всех сторон, чтобы гости могли наслаждаться разнообразными видами, открывающимися со всех сторон света.

Большие земляные горы и небольшие каменистые холмы имели множество пиков и утёсов. К вершинам вели каменные дорожки, проложенные спирально вокруг холма или серпантином - по одному склону. Небольшие каменистые холмы состояли исключительно из камней, к ним не вели дорожки, так как они были предназначены исключительно для обзора. Водная поверхность - ровная; форма водоёмов - свободная. Каменные отмели или укреплённые камнем берега имели естественный вид. Здесь вновь прослеживается параллель с китайской пейзажной живописью: попытка создать пейзажные картины натуральными материалами. В том месте, где павильоны спускались непосредственно в воду, прямая линия создавала изящный контраст естественному берегу. Вода, впуская в себя архитектуру, выделяла ей роль переходного элемента между камнем (ян) и мягкой податливостью воды (инь).

Водоём в китайском саду часто ассоциируется с бесконечностью и неопознанно-стью космического пространства - с небольшими мостами через реки, «впадающие» в «небо», «плавающими» павильонами, каменными композициями, установленными в воде. Всего несколько растений опускаются к кромке воды в озере. Водная гладь, как правило, чистая, и лишь водный гиацинт или водяная лилия островками свободно плавают на поверхности. Вода в водоёмы поступает извне сада очень спокойными, изящными потоками. Она проходит медленно через разные пространства сада, нанизывая на себя, как на нить, разнообразные пейзажные картины. В большинстве китайских садов, особенно южных, нет стремительных звонких потоков с перекатами и водопадами. Вода течёт тихо, располагая к покою в уединении, не мешая сосредоточиться на красоте открывающихся ландшафтов.

Постройки в частных садах Юга занимают больше пространства, чем в садах Севера. Часто здания соединяются извилистыми галереями. Портики и веранды, ведущие к входным дверям в помещения, защищают вход от палящего летнего солнца. Все части сада, скомпонованные в различных вариантах (имеются в виду, и здания, и растения, и элементы рельефа - камни, вода, скульптура), вместе составляют богатейшую палитру пейзажных картин, позволяющих выделить сады Юга в отдельное направление в китайском классическом садоводстве. Кроме того, различные формы и дизайн окон со свинцовыми переплетами, имитирующими растения и животных, включения мозаики и витражей, а также дощечек с каллиграфией, устанавливаемых под козырьком крыш или на опорах, различная высокохудожественная мебель с инкрустацией и резьбой и другие архитектурные элементы - всё это сформировало в конечном итоге понятие Южный китайский садовый стиль.

Естественные природные парки и сады храмов

Китайцы исторически умели и любили наслаждаться красотой естественной природы. Множество природных парков исторически использовалось как места отдыха. Эти природные парки существенно отличаются от вышеупомянутых садов, где вмешательство человека доминирует. Хотя, надо сказать, грань эта слишком тонка, и не всегда можно с уверенностью сказать, где проходит та незримая грань, отделяющая природное от рукотворного.

Так называемые природные парки в то же время не могут рассматриваться как абсолютно ненарушенная среда, поскольку определённое благоустройство в них все-таки проведено прежде всего для удобства пользования, но лишь в том минимуме, который был крайне необходимым. Китайские исследователи находят уникальность частных садов именно в этом. Они отводились для общественных гуляний. В период Танской династии один из них был расположен к юго-востоку от столичного города Чаньань. Ме-

сто было известно своей невероятной красотой в долине излучистой реки Цюй-Цзянь. В границах национального парка, для лучшего обзора и любования пейзажами, было поставлено множество беседок, домиков для отдыха, галерей и пагод.

В те времена и простой народ, и знать, и члены императорских семей шли в парк, чтобы отдохнуть и насладиться красотами его естественных пейзажей. Особенно выдающимся пейзажам, называемым фен, было принято давать поэтические названия, например: «Восемь пейзажей Озера великого блеска» в Дзиньане, «Десять цветных пейзажей Западного озера» в Ханчжоу или «Двадцать четыре картины Изящного озера» в Ян-чжоу. Одно время упоминалось о «Шестидесяти картинах Глупого старика» в долине Уси. Эти пейзажи всегда красивы, необычны, в них присутствуют и звёзды в ночное время, и естественные гроты, звонкие весенние ручьи, небольшие бухточки и водопады - вообще всё, чем может быть богата щедрая природа Китая, и всё то красивое, что может оценить человек в силу своего развития и образования.

В отличие от императорских и частных садов, при благоустройстве природных парков не существовало каких-либо правил, кроме лишь нескольких - не нарушать существенную гармонию (не навреди!) и в то же время сделать его удобным для отдыха.

Многие старые китайские храмы поминовения предков тоже традиционно располагались в живописных местах, что влекло за собой некоторое преобразование окружающего ландшафта. Храмы, находившиеся в пределах границ городов, не часто имели сады на своей территории, но расположенные за пределами города, в окружении красоты природы, они изменяли структуру ландшафта, включая природные картины в храмовый комплекс. Сады при храмах (или храмы в садах) постепенно становились местами отдыха и осмотра достопримечательностей.

Почти все древние природные парки сохранили большое количество исторических реликвий, что является ещё одной их характерной и отличительной особенностью Например, в парке «Глупого старика» в долине

Уси, собственноручная надпись известного каллиграфа Ван-сичжи украшает фронтон Орхидного павильона. Другим национальным сокровищем является каллиграфия, выполненная Танским императором Тай-цзуном в поминальном храме его предков. В парке «Западного Озера» расположена могила героя Южный Сун полководца Юэ Фэй и т. д.

Легенды и невероятные истории сопровождают историю природных парков уже не одно тысячелетие. И это только поддерживает и так неослабевающий интерес к этим загадочным местам. Очень популярна легенда о Белом Змее, живущем в пещере на Золотой горе Чженьцзян, где стоит храм монаха Фа Хай (героя легенды). Люди до сих пор приходят в парк и ищут следы и свидетельства пребывания здесь и Белого Змея, и жившего когда-то монаха. В Наньцзине озеро Мо-чоу получило своё название после того, как тысяча четыреста лет назад сюда пришла одна женщина и принесла историю своей любви; эту легенду люди рассказывают и в наши дни. На Западном озере в Ханчжоу есть композиции, называемые «Сломанный мост» и «Прыгающий тигр», они тоже связаны с древними легендами, так же как и «Холм белого тигра» в Сучжоу и «Пруд черного дракона» в древнем городе Лицзянь.

Природные парки, кроме всего прочего, были местом отправления религиозных культов. Во время религиозных праздников в них проходили весёлые ярмарки и театрализованные представления. Природные парки никогда не строились по генеральному про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

екту: они возникали стихийно и развивались очень долгий период. Использовались лишь те материалы, которые находились непосредственно на месте; постройки были просты и лаконичны, красота естественна и изящна. Парки процветали и приходили в упадок вместе с рассветом и упадком династий. Многие из них уже не существуют, другие пережили своё падение и восстановлены. Большинство сохранившихся до наших дней природных парков относится к временам правления Династии Цин.

Рассматривая тесную взаимосвязь четырёх видов китайского искусства - садоводства, литературы и поэзии, живописи и каллиграфии, - можно видеть, что они развивались и совершенствовались в тесной взаимосвязи друг с другом: стоило поэту или художнику описать красоту увиденного им пейзажа, туда сразу же стекались любители и ценители этих искусств и поклонники мастеров. Справедливо и обратное - поэты писали о прекрасных садах, вдохновляющих их и художников на творчество, каллиграфы оставляли свои произведения в храмах и украшали ими павильоны. И всё это не происходило одно без другого. Известны случаи, когда сады строились по произведениям поэтов. Наиболее известный пример - Сад в Пекине - по поэме ХУШ века «Сон в красном тереме» -был лишь иллюстрацией к поэтическому произведению. Тот, кто хоть немного знаком с богатством китайской культуры, может оценить её в полной мере, бывая в садах и природных парках этой удивительной страны.

ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

экономики и организации лес. хоз. и лес. пром. МГУЛа, экономики и организации лес. хоз. и лес. пром. МГУЛа

В.И. СИРОТОВ, профессор каф.

Т.А. БОНДАРЕВА, асп. каф.

Размежевание лесоохранных и лесопользовательских функций в лесах России, произошедшее в конце прошлого века, разрушило сложившиеся годами производственные связи между лесным хозяйством, ле-

созаготовительной и деревообрабатывающей отраслями промышленности. Многочисленные частные коммерческие фирмы и фирмочки, ища максимальную, сиюминутную выгоду, начали по клочкам растаски-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.