УДК 712 ББК 85.118
Коляда Екатерина Михайловна
кандидат искусствоведения, доцент
кафедра художественного образования и музейной педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербург Kolyada Ekaterina Mikhailovna Candidate of Art History,
Assistant Professor Department of Art Education and Museum Pedagogy The Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg
Сады и парки в европейском изобразительном искусстве Parks and Gardens in the European Art
Во все времена сады и парки были источником вдохновения для художников, поэтов, ученых. Произведения живописи, графики, литературы сохраняют облик садов, которые на сегодняшний день либо не существуют, либо сильно изменились с течением времени. В свою очередь композиции многих парков создавались под влиянием литературных и живописных творений. Статья посвящена образам садов и парков в европейском изобразительном искусстве.
Gardens and parks have been a source of inspiration for artists, poets, scientists both now and always. Paintings, drawings, literary works preserve the image of gardens, which either do not exist anymore today or have changed over the time. The compositions of many parks in their turn were created under the influence of literary and art works. The article is devoted to images of gardens and parks in the European art.
Ключевые слова: искусство, парк, пейзаж
Key words: art, park, landscape.
Сады и парки во все времена являлись источником вдохновения для художников и писателей. В свою очередь паркостроители нередко воспроизводили в ландшафте уголки, созданные литературным или живописным гением своих современников.
Изображения садов впервые появились еще в искусстве Древнего мира. Примером тому могут служить изображения египетских садов из древних гробниц, фрески вилл римской знати и описания древнегреческих и древнеримских историков.
В европейской живописи произведения, посвященные садам и паркам, в большом количестве стали появляться в XV столетии. Среди основных тем того
времени выделяются изображения, так называемого «Сада Марии» и многочисленные сцены гуляний, праздников и работы в саду. Одним из самых пленительных произведений того времени стала миниатюра «Апрель» из Великолепного часослова герцога Берийского. Братья Лимбурги изобразили в ней расцветающую природу и зарождающуюся новую жизнь, ведь сцена на переднем плане представляет бракосочетание двух влюбленных в прекрасном фруктовом саду. Эта миниатюра - настоящий праздник весны, праздник рыцаря и прекрасной девы.
В Европе тема садов и парков в изобразительном искусстве продолжает стремительно развиваться в эпоху Возрождения. На картине С.Боттичелли «Весна», действие разворачивается на фоне красивого сада, в котором правит вечная весна. В своем произведении «Поклонение младенцу Христу» флорентийский мастер Филиппино Липпи представляет возвышеннопрекрасное действие, происходящее на фоне великолепного пейзажа. Интересно, что фигуры Марии, младенца Христа и ангелов, составляющие первый план окружены небольшим, но изящным садом - райским «Садом Марии», а вдалеке холмы и долины, подернутые легкой дымкой.
Эпоха Возрождения подарила миру множество прекрасных садов и не меньшее количество их графических и живописных изображений. Многие итальянские парки стали источником вдохновения на многие столетия. Среди них сады Тиволи, история появления которых относится к античным временам. Тогда красоту Тиволи воспевали в своих поэмах Гораций и Виргилий. Позже ландшафты виллы вдохновляли французских художников Н.Пуссена, К.Лоррена, О.Фрагонара и Г.Робера на создание героико-романтических пейзажей.
Парк в произведениях Н.Пуссена - это место философских размышлений о гармонии человека и природы, о бренности всего сущего и вечности идеалов [5]. В своих размышлениях художник постоянно обращается к литературным шедеврам и образам парков Античности и Возрождения. Так, сюжет картины «Царство Флоры» разворачивается на фоне паркового пейзажа со статуей и фонтаном, характерными для итальянского паркостроения. Постепенно в картинах Пуссена пейзаж перестает быть лишь фоном, созвучным сюжету и
становится самостоятельным объектом изображения. Таковы, например, две его работы «Пейзаж с Полифемом» и «Пейзаж с Геркулесом и Какусом».
Другой французский художник XVII в. К.Лоррен представляет в
классическом пейзаже лирическую линию, что выражено в колорите и
характере построения композиций его работ. Картины Лоррена, как правило, представляют равнинную местность, замкнутую у далекого горизонта горной цепью и чередой холмов. Непременным атрибутом его полотен являются античные руины и расположенные в виде кулис деревья. Значительную часть творчества К.Лоррена составляют изображения итальянских вилл [8].
Творчество Н.Пуссена и К.Лоррена способствовало сложению основ пейзажного жанра в европейской живописи. Созданные этими художниками произведения являлись образцом для многих поколений живописцев и
паркостроителей Европы и России.
Парки, особенно итальянские нашли отражение в творчестве великого испанского художника XVII в. Д.Веласкеса. Среди созданных Веласкесом полотен значительный интерес представляет «Вид виллы Медичи», в котором композиционное решение, колорит, виртуозная передача света, скользящего по листьям деревьев, высоким каменным стенам и одеждам присутствующих, предвосхитила пленэрные искания художников будущего.
Тема садов и парков в европейском изобразительном искусстве зазвучала по-новому на рубеже XVII - XVIII вв. благодаря творчеству А.Ватто [10]. В пейзажах Ватто, на фоне которых прелестные дамы и галантные кавалеры «играют в любовь» уже нет тех глубоких размышлений, что свойственны произведениям Пуссена и Лоррена, это вечный светский праздник времен Людовика XIV. Следует отметить, что действие картин А.Ватто происходит не среди грандиозных картин регулярных французских парков, а в тенистых поэтических уголках, возможно на участке где «регулярный» парк переходит в «пейзажный». Большое внимание художник уделял не только растительным группам, но и парковой скульптуре, которая привносит еще больший элемент игры и подчеркивает связь между красотой природы и изысканно жизнью французской аристократии. Есть в его работах легкая ирония, мечтательность и поэтичность.
Продолжил тему развития паркового пейзажа во французской живописи XVIII в. Ф.Буше. Его картинам было присуще декоративно-театрализованное представление природы, чему немало способствовало композиционное решение с включением руин и парковой скульптуры, продиктованное тем, что полотна являлись неотъемлемой частью дворцового интерьера. В пейзажах Буше чаще всего воплощается тема парка, пришедшего в запустение. Образовавшиеся густые заросли, затянутые тиной поверхности прудов, покрытые мхом постаменты статуй, придают элегическое настроение пейзажам.
В XVIII в. под влиянием идеалов Просвещения начнет меняться концепция устройства садов и парков, и художники и паркостроители будут стремиться в своих работах подражать природе. Размышления о французских и итальянских парках, об искусственности и естественности представит в своих работах другой французских живописец XVIII в. Ж.О.Фрагонар. Значительную часть своих полотен Фрагонар посвятил «галантным празднествам», являясь в этом продолжателем художественных исканий Ватто и Буше. Нельзя не отметить, что несмотря на кажущуюся незамысловатость сюжетов картин Фрагонара, изображающих развлечения французской аристократии XVIII в., эти полотна дают представление об организации парков того времени как в характере планировочного решения, так и смысле организации растительных групп, размещении скульптуры и архитектурных объектов в парке и даже о символической нагрузке отдельных элементов объемно-пространственной композиции. Однако среди полотен Фрагонара есть не только галантные сцены на природе. Находясь в Италии, художник со всей тщательностью изучает Рим и его окрестности. Особенно его интересуют пейзажи итальянских вилл. Так среди работ Фрагонара появляется ряд живописных и графических произведений, изображающих виды виллы д’Эсте. Художника привлекают «регулярные» участки виллы, старинные аллеи стройных кипарисов, красивые силуэты пиний, террасы, соединенные изящными лестницами. Но художник отмечает, что все это пришло в запустение и торжественность и величие сменились грустными и поэтическими настроениями.
Другим прекрасным пейзажистом того времени, запечатлевшим множество парковых видов, явился французский художник К.Ж.Верне. Одной
из лучших его работ стала картина «Вилла Памфили», в которой с большой точностью воспроизводится участок «регулярного» парка, с густо посаженными деревьями с одной стороны и кустами, стриженными в виде сплошной зеленой стены с другой. Пейзаж Верне не пустынен, композицию оживляют фигурки, прогуливающихся вдоль дорожек парка посетителей и работников.
Сады и парки с руинами, наполненными воспоминаниями о величии далеких эпох, представил в своих полотнах Гюбер Робер [8]. Среди созданных художником образов есть пришедшая в запустение вилла Мадама, разрушенный Колизей и др. Но среди руин продолжается жизнь, прошлое переплетается с будущим, великое искусство пересекается с повседневностью. Руководя перестройкой парковой части в Версале в 70-х гг. XVIII в. Г.Робер запечатлевает «последние» дни существования отдельных элементов «регулярного» парка в картине «Вырубка Версальского парка». К тому же периоду относится картина «Терраса в Марли», представляющая величественные развалины террасы со скульптурной группой «Укротитель коней». Творчество Робера имело большое значение для развития садовопаркового искусства. Многие паркостроители, вдохновленные его картинами создавали парковые пейзажи романтического характера.
Большое значение для развития пейзажа и формирования архитектуры классицизма имело творчество французского рисовальщика и зодчего XVIII столетия Ш.-Л.Клериссо. В своих архитектурных проектах он часто обращается к теме садов виллы Адриана в Тиволи. Многочисленные зарисовки тиволийских пейзажей оказали значительное влияние на формирование в русском и европейском искусстве интереса к античным памятникам и воплощению их образов в парковых картинах. В XVIII в. как и раньше Тиволи продолжает манить зрителей своим масштабом и романтичностью пейзажей. Здесь памятники Античности и Возрождения пробуждали желание творить высокое искусство. Большую известность имели работы Я. ван Блумена. Многие из них посвящены паркам Италии. В пейзажах Блумена элегическое настроение задают руины античных памятников, живописные группы пиний, растущих по берегам рек.
Для русской культуры большое значение имели работы иностранных художников, изображавших эту местность. Так, немецкий пейзажист Я.Ф.Хаккерт [6] по просьбе Павла I исполнил серию картин с видами Тиволи и его окрестностей. Хаккертом было написано три полотна — «Большой каскад в Тиволи», «Вилла Мецената и водопады в Тиволи» и «Грот Нептуна в Тиволи», украсивших интерьеры Павловского дворца.
Многие русские архитекторы тщательно исследовали руины отдельных районов Тиволи, результатом чего явились не только графические реконструкции виллы Адриана выполненные А.М.Горностаевым, М.А.Томаринским, Д.Е.Ефимовым [7], но и архитектурные проекты, прототипами которых были постройки этой виллы. Образ Тиволи создали на своих полотнах Ф.М.Матвеев, С.Ф.Щедрин, А.А.Иванов и другие русские художники XVIII - XIX вв. Позже неоднократно изображали живописные уголки Тиволи А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский. Следует отметить, что русскими и европейскими мастерами чаще всего изображались виды каскадов Тиволи [4], живописные пещеры и гроты. Именно эти уголки, запечатленные живописцами и графиками, становились потом источником вдохновения для паркостроителей Европы и России. Несомненно, что пейзажи Павловского парка под Санкт-Петербургом были созданы Ч.Камероном под влиянием «тиволийских пейзажей» конца XVIII в. [2].
Однако не только иностранные сады и парки явились источником вдохновения для русских и иностранных художников. Со второй половины XIX столетия главное место в работах пейзажистов начинают занимать сады Санкт-Петербурга и его пригородов. Набережным, каналам и паркам Санкт-Петербурга посвятили свое искусство М.Н.Воробьев, С.Ф.Галактионов,
А.Е.Мартынов. Романтическое мироощущение сказалось на произведениях С.М.Щедрина, М.М.Иванова, Ф.Я.Алексеева, Л.Бонштедта и др. Сады и парки двух столиц стали темой работ многих неизвестных художников русской провинции. Особое место среди пейзажистов занимает С.Ф.Щедрин. Среди его работ, посвященных теме русских садов и парков, наиболее известными являются серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды
Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Санкт-Петербурге. Щедрин запечатлевал конкретные виды архитектурных сооружений, однако главную роль все же отводил не им, а окружающей природе.
Произведения русских живописцев первой половины XIX в. наполнены поэзией садов. Это время, когда архитекторы и паркостроители создают великолепные дворцово-парковые ансамбли романтической направленности. Сады той эпохи являют собой удивительный синтез архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, музыки. Художники принимают активное участие как в создании парков, так и в «фиксации» садов и парков в своих произведениях. Они воспевают необъятность парковых территорий и таинственность маленьких уголков.
Во второй половине XIX в. живописцы запечатлевают уже закат дворянской культуры и разрушение прекрасных садов прошлого. Типичный московский особняк XIX столетия возникает на картине В.Д.Поленова «Бабушкин сад». Изящество и простота архитектурных форм вместе с разросшимся старинным парком рождают ностальгию по невозвратно ушедшим годам. Грезами о прекрасном и возвышенном можно назвать полотна
В.Э.Борисова-Мусатова созданные под впечатлением пейзажей русских усадеб. Необходимо отметить, что в русском изобразительном искусстве конца XIX -начала ХХ в. садово-парковая тематика была особенно популярной. Эта тема отчетливо звучит в графике Константина Сомова, особенно в тех его работах, которые развивают романтическую тему «парка прошлого». Многие произведения Сомова на тему старинных парков сочетают в себе такие качества как реалистичность и фантазийность. Ощущение последнего усиливается еще и названиями работ, например, картина «Остров любви» уже одним только названием отсылает зрителя к Франции времен рококо. Несомненно, что фантазию художника питали не только сами старинные русские парки, но и литературные произведения и впечатления от увиденного в разных странах. Конечно, это скорее парковые фантазии, далекие от изображений реальных объектов садово-паркового искусства, но в этом есть особая парковая поэзия, которая является составной частью творчества любого паркостроителя.
Тему парков невозможно себе представить в искусстве живописи без импрессионистов, открывших многим поколениям зрителей красоту садов в новом свете. Одной из первых работ на эту тему стала картина К.Моне «Дама в саду», написанная в 1867 г. Для Моне парк был неисчерпаемым источником вдохновения и поводом к эксперименту [9]. К парковой теме часто обращался О.Ренуар, в полотнах которого жизнь человека и природы неразрывны. Одна из его картин «Лягушатник» 1869 г. хорошее тому подтверждение. Это полотно трудно определить в жанровом смысле - это и пейзаж и жанровая композиция. Новый мир старых парков открывает зрителям К.Писсарро, умело сочетающий в своих полотнах статику и динамику. Художника интересовала бесконечная изменчивость состояний в природе, фигуры же людей позволяли создать ощущение наполненности пространства звуками, ощущениями [1]. Источником вдохновения для Писсарро явился Понтуаз, который он видит глазами горожанина, умеющего как никто ценить время, проведенное на природе. В 1890-х гг. Писсарро увлекся видами английского парка Кью, поражавшего посетителей яркостью клумб, зеленью лужаек, изяществом водоемов, экзотикой оранжерейных растений. В 1892 г. он написал картину «Сад в Кью», ошеломляющий зрителя буйством красок и правильностью аккуратно стриженных клумб, величием растительных групп на дальнем плане. Трепетное отношение к французским паркам сообщил своим полотнам А.Сислей. Уже в ранней своей работе «Каштановая аллея в Сен-Клу» (1867) незатейливому мотиву художник придает ощущение загадочности и трепетности.
Мотивы многих произведений импрессионистов восходят еще к эпохе рококо, к образам, созданным А.Ватто, а именно «общество в парке». Подобные парафразы есть у Буальи в «Политиканах в Тюильрийском саду» и Э. Мане «Музыка в Тюильри». Париж, окруженный садами и парками, стал для импрессионистов мастерской под открытым небом. Природа наполнила их полотна светом, изменила отношение к колориту и композиции.
Тема садов и парков вдохновляла и представителей самых противоречивых направлений в искусстве начала ХХ столетия А.Матисса и Ф.Марка. Каждый из них по-своему представил парковую тему.
В ХХ - начале XXI в. европейская живопись все чаще отражает противоречия современности, однако сады и парки продолжают волновать фантазию художников. Правда, их произведения не могут оказать на развитие современного паркостроения столь сильное влияние как в прежние времена.
Вклад мастеров изобразительного искусства в историю садов и парков огромен. Графика и живопись русских и европейских художников разных исторических эпох является бесценным источником информации о развитии садово-паркового искусства в целом, характере отдельных парковых композиций в частности. Кроме того, произведения графики и живописи позволяют оценить отношение людей того или иного периода к природе и вопросам ее преобразования. В то же время, творения мастеров изобразительного искусства во все времена вдохновляли паркостроителей на создание садово-парковых произведений.
Библиографический список
1. Богемская К.Г. К.Писсарро. письма. Критика. Воспоминания современников. [Текст]/ К.Г. Богемская. - М.: Искусство, 1974. - 151 с.
2. Борисова Е.А. Некоторые особенности предромантических тенденций в русской архитектуре конца XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. [Текст]/ Е.А. Борисова. - М.: Искусство, 1994. - С.175 - 183.
3. Герман М. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. [Текст]/ М.Герман.-М.:СЛОВО, 2004. - 296 с.
4. Дерябина Е.В. Картины Жозефа Верне в Эрмитаже. К истории коллекции //
Западноевропейское искусство XVIII века. Публикации и исследования. [Текст]/
Е.В.Дерябина. - Л: Изд-во Эрмитажа, 1987. - 128 с.
5. Золотов Ю. Н.Пуссен. [Текст]/ Ю.Золотов.- М.: Искусство, 1988. - 376 с.
6. Илатовская Т.А. Я.-Ф. Хаккерт и его рисунки в собрании Эрмитажа // Западноевропейское искусство XVIII века. [Текст]/ Т.А.Илатовская. - Л.: Изд-во Эрмитажа, 1987. - 213 с.
7. Нащокина М.В. Античность в русской архитектурной теории 30 — 50 годов XIX века. //Архитектурное наследство. Вып. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. [Текст]/ М.В .Нащокина. - М.: Стройиздат, 1988.- C. 119-129.
8. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII - XVIII вв. [Текст]/ Е.Н.Рославец.- Киев: Мистецтво, 1990. - 200 с.
9. Тайандье И. Клод Моне. [Текст]/ И.Тайандье. - М.: СЛОВО, 1995. - 139 с.
10. Чегодаев А. Д. Художественная культура XVIII в. // Западноевропейская
художественная культура XVIII в. [Текст]/ А.Д.Чегодаев. - М.: Искусство, 1980. - 340 с.
Bibliography
1. Bogemskaya, K.G. K. Pissarro. Letters. Criticism. Contemporaries’ Memoirs [Text] / K.G. Bogemskaya. - Moscow: Art, 1974. - 151 p.
2. Borisova, E.A. Some Features of Pre-Romantic Trends in the Russian Architecture of XVIII Century [Text] / E.A. Borisova // The Russian Classicism of the Second Half of XVIII -Beginning of XIX Centuries. - Moscow: Art, 1994. - P.175 - 183.
3. Chegodaev, A.D. Artistic Culture of the XVIII Century [Text] / A.D. Chegodaev // Western European Artistic Culture of the XVIII Century. - Moscow: Art, 1980. - 340 p.
4. Deryabina, E.V. Joseph Vernet’s Paintings in the Hermitage. On the History of the Collection [Text] / E.V. Deryabina // Western European Art of the XVIII Century. Publications and Research.. - L.: Hermitage Publishing House, 1987. - 128 p.
5. German, M. Impressionists: Fates, Art, Time [Text] / M. German. - M.: Word, 2004. -
296 p.
6. Ilatovskaya, T.A. Ya. F. Hakkert and His Drawings in Hermitage Collection [Text] / T.A. Ilatovskaya // Western European Art of XVIII Century. - L.: Hermitage Hermitage Publishing House, 1987. - 213 p.
7. Nashchokina, M.V. Antiquity in the Russian Architectural Theory of 30s - 50s of XIX Century [Text] / M.V. Nashchokina // Architectural Heritage. Iss. 36. The Russian Architecture / The Research Institute of the Theory of Architecture and Urban Planning; Ed. by N.F. Gulyanitsky. - M.: Stroyizdat, 1988 . - P. 119-129.
8. Roslavets, E.N. French Paintings of XVII - XVIII Centuries [Text] / E.N. Roslavets. -Kiev: Mistetsttvo, 1990. - 200 p.
9. Tayande, I. Claude Monet [Text] / I. Tayande. - M.: Word, 1995. - 139 p.
10. Zolotov, Yu, N. Poussin [Text] / Yu. Zolotov. - M.: Art, 1988. - 376 p.