Научная статья на тему 'С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / TRAINING OF THE FOREIGN MILITARY SPECIALISTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING TECHNOLOGY / TRAINING TECHNOLOGY / FORM OF TEACHING / METHODICAL MODES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Владимир Федорович, Александр Николаевич Романенко

В статье приведено содержание понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», раскрыты особенности выбора и применения технологий обучения при подготовке иностранных военнослужащих в военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, даны рекомендации по их выбору и применению с учетом требований к подготовке иностранных специалистов в образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Владимир Федорович, Александр Николаевич Романенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT PREPARATIONS ASPECTS OF CHOICE AND APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR TRAINING FOREIGN MILITARY MEN

The article outlines some peculiarities of choosing educational technologies when teaching and training foreign military men in of the Russian Federation. Notional content of the terms "educational technology", "teaching technology", "educating technology" are provided in the work, as well as some recommendations of choosing the proper ones and their application considering the requests to the training of foreign specialists in the educational institutions of the higher professional education of the Defense Ministry of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

В.Ф. САВЧЕНКО, V.F. SAVCHENKO,

А.Н. РОМАНЕНКО A.N. ROMANENKO

СУЧЕГОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ

TAKING INTO ACCOUNT PREPARATIONS

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ASPECTS OF CHOICE AND APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHEN PREPARING THE SPECIALISTS AT MILITARY EDUCATION INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIAN FEDERATION DEFENCE MINISTERY

Сведения об авторах: Савченко Владимир Федорович - заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по учебной работе, генерал-лейтенант, кандидат военных наук, доцент (г. Москва);

Романенко Александр Николаевич - доцент кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат военных наук, доцент (г. Москва).

Аннотация. Также в статье рассмотрены особенности, касающиеся нормативно-правовых аспектов, организации образовательного процесса (выбор и реализация общепедагогических, частномето-дических и локальных технологий обучения, установления уровня их применения; определение организационных форм обучения, ведущих концепций усвоения знаний; модернизация или реформирование его основных компонент - дидактического процесса, условий его реализации и средств осуществления) и его реализации на практике. Особенности детализированы применительно к подготовке иностранных специалистов в военно-образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: обучение иностранных военных специалистов, технология обучения, педагогическая технология, форма обучения.

Information about the authors: Vladimir Savchenko - Deputy Chief for Academic Affairs of General Staff Military Academy of Russian Federation's Armed Forces, Lieutenant -General, Candidate of Military Sciences, Docent (Moscow);

Alexander Romanenko - Docent of the Subdepartmen of Operational Art of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Candidate of Military Science, Docent (Moscow).

Summary. The article also describes the features of the regulative aspects of the educational process (selection and implementation of General pedagogical, customactions and local technology training, establishing the level of their use; definition of the organizational forms of education, leading concepts of learning; the modernisation or reform of its major components -didactic process, the conditions of implementation and means of implementation) and its implementation in practice. Features are detailed in relation to the training of foreign specialists in military educational institutions of higher education of the Ministry of defense of the Russian Federation.

Keywords: training of the foreign military specialists, educational technology, teaching technology, training technology, form of teaching.

r \

I ** «

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) ^ ^"Jj

МРМУ НАУКА И МЕТОДИКА

Одним из аспектов военного

сотрудничества Российской Федерации является подготовка иностранных специалистов в военно-образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Разноплановость и разноуров-невость обучения иностранных военных специалистов предполагает наличие особенностей их подготовки в военных образовательных учреждениях высшего образования. Эти особенности регламентируются нормативными правовыми актами Российской Федерации и заинтересованных сторон.

Двухстороннее межгосударственное +соглашение о подготовке представителей иностранного государства определяет количество, сроки, направленность, цель и результаты обучения в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Эти договоренности сопоставимы с положениями Федерального государственного образовательного стандарта.

Приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 г. № 670 определены меры по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона 2012 г. № 273-Ф3 и регламентируются возможность и особенности подготовки представителей иностранных государств в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

Методические рекомендации по организации подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств в воинских частях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны РФ раскрывают и регламентируют особенности организации подготовки и обучения иностранных представителей.

Рассмотрим основные из них.

При организации образовательной деятельности высшего военного

учебного заведения в интересах подготовки иностранных специалистов важно определиться с выбором технологий - образовательной, педагогической, обучения.

Существуют различные подходы к пониманию содержания образовательных технологий (см. схему 1):

отечественный - дидактика, триада основных проблем (зачем учить? чему учить? как учить?);

зарубежный - философия образования (зачем учить?), образовательная политика (чему учить?) и образовательная технология (как учить?).

Основные категории дидактики следует сводить в группы: формируемые компетенции; процессы обучения; технологии обучения (см. схему 2).

Ее объектами являются организация процесса обучения и содержание образования, а предметом - связь преподавания (деятельности преподавателя) и учения

(познавательной деятельности обучаемого), их взаимодействие.

Следовательно, с точки зрения соподчиненности технологий их ранжируют от общего к частному, а именно «образовательная технология» (на уровне организации образовательной деятельности учебного заведения) - «педагогическая технология» (на уровне организации учебного процесса) - «технология обучения» (на уровне работы преподавателя - организация и проведение конкретного учебного занятия).

Термин «образовательная технология» является самым широким и рассматривается в связи с необходимостью конструирования образовательного процесса и его реализацией в конкретном образовательном учреждении. По своей сути она предопределяет организацию и ведение образовательного процесса, детализированного образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) деятельностью и воспитательной

Схема 1. Отечественный и зарубежный подходы к пониманию содержания образовательных технологий

^ 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

работой. Именно образовательная технология в полном объеме гарантирует достижение поставленных образовательных целей - формирование у обучаемого требуемых компетенций с возможностью их последующего воспроизведения.

Из всего множества известных образовательных технологий наибольший интерес для применения в системе высшего образования представляют технологии развивающего обучения, базирующиеся на теориях (поэтапного формирования умственных действий и понятий, ассоциативно-рефлекторного, проблемно-деятельностного обучения и др.) и концепциях обучения (суггестопедическая, программированного обучения и др).

При реализации избранной для каждой категории обучаемых образовательной технологии целесообразно применять наиболее приемлемые педагогические технологии.

При этом следует учитывать, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки (исследует наиболее рациональные пути обучения), и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве рационального процесса обучения.

По мнению ведущих специалистов в области технологий обучения (Н.В. Бордовская, А.А. Вербицкий, В.Я. Виленский, В.В. Волкова, П.И. Образцов., А.П. Панфилова,

Схема 2. Основные категории дидактики

А.И. Уман) педагогическая технология представляет собой системную категорию, структурными элементами которой являются: цели и содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация); организация учебного процесса; объект и субъект обучения; результаты деятельности (в т.ч. и уровень профессиональной подготовки участников дидактического процесса).

Изучение применяемых в системе высшего образования современных педагогических технологий позволяет представить их в виде системы: личностно-ориентиро-ванные (позволяют спроектировать и совершенствовать знания, умения и навыки обучаемых) - информационно-коммуникационные, игровые, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве и дру-

Схема 3. Основные виды (концепции, теории) обучения

гие; развивающего обучения (направлены на совершенствование знаний, умений и навыков обучаемых) - модульного (блочного), проблемного и разноуровневого обучения, проектные и решения изобретательских задач, коллективного обучения и другие.

Например, для иностранных специалистов (курсантов), обучающихся по программе «бакалавриат», в основном применяются личностно-ориентированные педагогические технологии, тогда как на уровне «магистратура» они реализуются только для восстановления утраченных знаний, умений и навыков. В то же же время при освоении учебных программ на уровне «специалитет» должны рационально сочетаться педагогические технологии развития критического мышления, модульного и проблемно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве и другие.

Однако необходимо однозначно понимать, что при подготовке иностранных военнослужащих ведущая образовательная технология и набор педагогических технологий (обучения, проведения исследований, воспитательных и других) в основном выполняют функцию организации образовательного процесса, в то время, как технологии обучения непосредственно направлены на реализацию конкретно поставленных учебных целей. Именно в них последовательно взаимно увя-

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

и<нт НАУКА И МЕТОДИКА

Схема 4. Отличительные черты (характеристики) технологии обучения

€Ш1

зываются и раскрываются концепции обучения: от «принципа» к «методу (методам)» обучения; от «метода» к «формам» обучения; от «формы» к «средству (средствам)» обучения.

Изучение опыта реализуемых в военных образовательных учреждениях высшего образования технологий обучения иностранных специалистов позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемыми из них следует считать следующие (см. схему 3).

традиционная (репродуктивная) - направлена на воспроизведение приобретенных в процессе обучения умственных и практических действий;

ассоциативно-рефлекторная - направлена на активизацию познавательной деятельности, умственное развитие обучаемых и формирование у них самостоятельного творческого мышления;

полного усвоения - предполагает способность полного воспроизведения приобретенных в процессе обучения умственных и практических действий;

коллективного взаимодействия - направлена на социализацию личности и формирование (развитие) функций руководителя;

программированного обучения -предполагает предпочтительность самообучения (самообразования) под руководством педагога-наставника;

разноуровневого обучения -направлена на формирование (развитие) в процессе обучения умственных и практических действий специалистов различного уровня подчиненности (соподчиненности), реализуемых в одной из сфер деятельности;

концентрированного обучения -направлена на расширение диапазона приобретаемых в процессе обучения умственных и практических действий по мере повышения уровня и расширения функций руководителя;

развивающего обучения -предполагает сопряженное и не-

прерывное развитие (повышение, совершенствование) умственных и практических действий специалиста;

компьютерного обучения -предполагает удаленное руководство развитием умственных действий по предложенной преподавателем программе;

проблемного обучения - направлена на саморазвитие руководителя путем разрешения сформулированных педагогом-наставником проблем;

авторские - основаны на реализации индивидуального (персонализированного) подхода к обучению или сочетают несколько технологий обучения.

Отличительными чертами (характеристиками) технологии обучения предлагается считать (см. схему 4): уровень применимости технологии; организационная форма обучения; философская основа образования; характер содержания образования; категория обучаемых; преобладающий метод обучения; ведущая концепция усвоения знаний.

По значимости и уровню реализации современные технологии обучения следует классифицировать на ведущие общепедагогические, частные методические и локальные (авторские).

На общепедагогическом (общедидактическом) уровне технология обучения характеризует целост-

ный образовательный процесс в конкретном учебном заведении, процесс обучения определенной категории специалистов (направление подготовки, специальность) или процесс их обучения на определенной ступени (базовая подготовка, специализация). Она включает концептуальную, содержательную и процессуальную части. По своему масштабу общепедагогическая технология обучения соизмерима с педагогической системой и, в некотором роде является ее синонимом.

Технологии обучения частноме-тодического (предметного) уровня выступают как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета (учебной дисциплины). Поэтому технологии обучения, как правило, употребляется в значении «частная методика преподавания учебной дисциплины».

Локальная (авторская) технология обучения реализуется на локальном (модульном) уровне и представляет собой совокупность отдельных частей неразрывного учебно-воспитательного процесса или решения частных дидактических и воспитательных задач.

Для разных уровней подготовки иностранных военных специалистов применяются различные по виду и содержанию технологии

^ Д 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

Схема 5. Структура дидактической системы

обучения. Например, общепедагогической технологией обучения на уровне «бакалавриат» может быть «технология развивающего обучения»; на уровне «магистратура» - «ассоциативно-рефлекторной деятельности». В качестве частнометодических технологий обучения могут применяться: для курсантов - «поэтапного формирования умственных и практических действий»; для слушателей магистратуры - «концентрированного» и «проблемного» обучения. Применение локальных технологий обучения должно быть направлено на: формирование базовых понятий и навыков, усвоение новых знаний и применение их на практике, приобретение и развитие умений и навыков, контроль уровня овладения и степени устойчивости требуемых компетенций у курсантов; восстановление утраченных и приобретение новых знаний, развитие навыков и умений в решении сложных управленческих задач, разрешении проблемных (кризисных) ситуаций в условиях неопределенности и дефицита основных ресурсов у слушателей.

В обучении следует выделять преподавание (деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечению информирования, осознания и применения знаний) и учение (деятельность обучаемого по освоению знаний, приобретению умений и навыков, накоплению опыта, проявлению творчества и эмоционально-творческих отношений).

Рассмотрим основное содержание организации образовательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА представляет собой деятельность участников образовательного процесса и заключается в последовательном выборе (формировании) образовательной технологии, набора педагогических технологий и технологий обучения, создании условий для

их реализации при подготовке иностранных военных специалистов с последующей модернизацией и реформированием применительно к изменившимся условиям (среде реализации).

Из определения вытекают основные мероприятия организации:

• выбор и реализация общепедагогических, частнометодических и локальных технологий обучения, установления уровня их применения;

• определение организационных форм обучения и ведущих концепций усвоения знаний;

• модернизация или реформирование основных компонент образовательного процесса, условий его реализации и средств осуществления.

1. Выбор и реализация технологий обучения. Следует учитывать особенности их построения и обеспечения эффективного функционирования.

Первая особенность. Вопросы «кого и чему учить?» лежат за рамками компетенции образовательного учреждения. Она ограничивается функциями «статиста» (при определении цели образования, контингента обучаемых и сроков обучения иностранных специалистов), «дефрагментатора» (при детализации квалификационных требований к отдельным компетенциям и выпускнику в целом).

В формировании частных целей обучения (компонент образовательного учреждения и учебных дисциплин), общекультурных и профессиональных компетенций (в организационно-управленческой, научно-исследовательской, военно-педагогической и воспитательной сферах деятельности) военно-учебное заведение принимает непосредственное участие.

Оно (участие) заключается в выборе (формировании) специфической дидактики и определении ведущих компонент образовательного процесса - образовательной технологии (как достичь цели обучения? зачем учить?), преобладающих педагогических технологий (каким образом достичь требуемых результатов? как учить?) и ведущей технологии обучения (как сформировать требуемые компетенции? чему учить?) для каждого контингента обучаемых и для каждой учебной группы иностранных специалистов.

Выбор образовательной технологии для подготовки иностранных военных специалистов должен обеспечить создание и эффективное функционирование дидактической системы (см. схему 5).

Вторая. При выборе и реализации образовательных технологий также имеется ряд особенностей, которые целесообразно объединять в группы:

«общие», связанные с разнообразием контингента обучаемых - на-

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $

МР?МУ НАУКА И МЕТОДИКА

<аш

бор и состав национальных групп; неоднородный уровень профессиональной подготовки представителей национальности и внутри национальной группы; различия в степени владения русским языком и тому подобные;

«частные», характеризующие способность индивидуума к обучению - особенности овладения учебным материалом; степень владения теоретическим материалом; уровень и специфика проявления практических навыков; соотношение акцентов «важность» и «полезность»; личная мотивация и др.;

«модульные», влияющие на выбор педагогической технологии - специфика преподавания учебной дисциплины (раздела, темы); необходимые индивидуальные способности и практика в выполнении типовых (аналогичных) задач (уровень теоретической подготовки, набор умений и навыков) и т.д.

Знания этих особенностей позволяют организаторам процесса образования провести: выбор реализуемых в образовательном процессе технологий обучения, как результат анализа отличительных характеристик каждой из них; их корректировку или реформирование по уровням применения и ориентации на личностные структуры обучаемых (информационные, операционные, эвристические, прикладные).

В качестве ведущей образовательной технологии для иностранных военных специалистов следует принять технологию ассоциативно-рефлекторных действий, которая позволяет на основе приобретенных знаний, умений и навыков сформировать устойчивые алгоритмы действий, проявлять творчество. В прикладной сфере способствует построению аналоговых моделей деятельности, пригодных для применения в своем государстве.

Третья. При выборе педагогических технологий следует руководствоваться основными правилами (требованиями), согласно которым предпочтительная техно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логия должна: легко вписываться в учебный процесс; способствовать достижению образовательных целей; обеспечить внедрение основных педагогических стратегий; быть ориентированной на развитие творческой личности; обеспечить интеллектуальное развитие обучаемых; привлекать внимание к индивидуальности человека; обеспечить доброжелательность.

Педагогическая технология должна быть направлена на поэтапное формирование профессионально-ориентированных компетенций:

индивидуальных качеств - овладение необходимой базой знаний (накопление и систематизация), их воспроизведение и реализация на практике (репродуктивность) с последующим развитием и совершенствованием (творчество, мастерство);

организаторских способностей - социальная адаптация (становление), коллективное творчество (сотрудничество), управление коллективным творчеством (руководство);

методических способностей -овладение методиками и методическими приемами саморазвития, личностно-ориентированного развивающего обучения, а также создания альтернативных технологий.

Четвертая. При выборе предпочтительных технологий

обучения и оценке эффективности их реализации необходимо провести декомпозицию технологии на компоненты, основными из которых являются дидактические процессы, условия реализации и средства осуществления (см. схему 6).

В ходе их анализа и синтеза проектируемой дидактической системы предлагается руководствоваться критериями оценивания ее сущности:

«однозначность и строгость определения целей обучения» -почему и для чего нужно учить?

«отбор и структура содержания обучения» - что преподавать?

«оптимальная организация учебного процесса» - как преподавать?

«методы, приемы и средства обучения» - с помощью чего учить?

«уровень квалификации педагога» - кому учить?

«объективность методик оценки результатов обучения» - так ли это?

При обучении иностранных военных специалистов в военных образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в качестве ведущей общепедагогической технологии целесообразно реализовать технологию интенсивного проблемно-дея-тельностного обучения.

Схема 6. Основные компоненты технологии обучения

$ М 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

В качестве частнометоди-ческих технологий обучения

предпочтительно применять репродуктивную технологию, технологии ассоциативно-рефлекторной деятельности и разноуровневого обучения.

Среди локальных технологий следует выделять авторские, сочетающие в различной степени развивающее обучение, коллективное взаимодействие и проблемно-деятельностное обучение с различными методами преподавания учебных дисциплин и активизации познавательной деятельности слушателей.

2. Установление уровня применения различных технологий в образовательном процессе (создание условий реализации) предполагает:

распределение образовательных технологий по формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) и уровням подготовки (среднее или высшее профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации);

ранжирование технологий обучения по степени реализации целей обучения (ведущие или главные, частные, локальные), условиям и средствам их достижения;

регламентация применения педагогических технологий по учебным дисциплинам, формам и методам обучения, видам учебных занятий.

Установлено, что наиболее приемлемой формой обучения иностранных слушателей является деятельностная. Она предполагает наличие сформированных знаний, позволяющих реализовать такие методы обучения, как «анализ ситуаций и решение ситуационных задач», «моделирование профессиональной деятельности» и «деловые игры».

Инновации во всех рассмотренных группах технологий достигаются путем их модернизации или реформирования.

3. Модернизация основных компонент образовательного процесса,

условий его реализации и средств осуществления.

Модернизация реализуемых технологий осуществляется: образовательных - в основном путем совершенствования образовательной деятельности учебного заведения и технологий обучения; педагогических - за счет улучшения содержания образования, применения новых форм и методов обучения, развития средств обучения; обучения - за счет обновления таких элементов дидактической системы, как мотивация, целеполагание и содержание, совершенствование педагогических технологий.

Что касается реформирования инновационных технологий, то следует понимать, что оно сводится в основном к изменению существующих дидактических процессов.

Введение в образовательный процесс реформирующих инновационных технологий предполагает научное проектирование, при котором образовательные цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки полученных результатов. Это предполагает изменение всех компонент и характеристик известных технологий обучения.

Анализ возможности модернизации применяемых технологий обучения представителей иностранных государств позволил:

• оценить влияние на результаты обучения (вклад) различных компонент технологии обучения - дидактического процесса (не менее 73%), условий его реализации (не более 20%) и средств осуществления (около 5%);

• выявить взаимосвязь между организационной формой обучения, ведущей концепцией усвоения знаний и преобладающим методом обучения;

• определить оптимальные формы и методы обучения для реализации приемлемых дидактических процессов.

Таким образом, современные технологии обучения направлены на «повышение качества образования», опираются на принципы «научности», «личностной деятельности» и «системности», достигаются через средства обучения - «очное обучение в вузе», «повышение квалификации», «самообразование» и «мониторинг качества преподавания».

В статье рассмотрены особенности, касающиеся нормативно-правовых аспектов, организации образовательного процесса (выбор и реализация общепедагогических, частнометодических и локальных технологий обучения, установления уровня их применения; определение организационных форм обучения, ведущих концепций усвоения знаний; модернизация или реформирование его основных компонент - дидактического процесса, условий его реализации и средств осуществления) и его реализации на практике. Особенности детализированы применительно к подготовке иностранных специалистов в военно-образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3.

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» от 15 сентября 2014 года № 670.

3. Методические рекомендации по организации подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств в воинских частях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны РФ. - М.: ГУК МО РФ, 2018.

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.