Научная статья на тему 'С. С. Орищенко "Потребность молитвы в современном кинематографе"'

С. С. Орищенко "Потребность молитвы в современном кинематографе" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ионесов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. С. Орищенко "Потребность молитвы в современном кинематографе"»

Рецензия Review

легкости внешнего конфликта драматург отстаивает право на все жанры музыки и доказывает необходимость взаимодействия традиционного и новаторского подходов при создании произведений музыкального и - шире - любого вида искусств. Уровень понимания текста свидетельствует о филологической зрелости автора рецензируемой статьи.

Статья М.А. Шеленка представляет несомненный научный интерес для специалистов по творчеству И. Ильфа и Е. Петрова, а также для исследователей русской драматургии ХХ века; рекомендуется к печати в издании ВАК.

Рецензия на статью Т.А. Парамонова «Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования»

Г.А. Доброзракова

Доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Статья Т.А.Парамоновой (с. 33-38) посвящена реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования, что обусловлено медиаобразователь-ным потенциалом средств массовой информации. Направление исследования является актуальным, однако эта проблема в данной формулировке, как нам известно, не становилась ранее предметом научного осмысления. Отмечая важное значение технологического аспекта медиа-проектирования в системе высшего профессионального журналистского образования, автор обращается к аксиологическому, или ценностному, аспекту медиапроектирования, который оставался ранее за пределами внимания исследователей, что обусловливает научную новизну работы и одновременно ее актуальность, в том числе и в связи с гуманизацией образования.

В работе рассматриваются теоретические основы изучения аксиологии медиаобразователь-ных проектов в высшей школе, причем выбранное автором направление может быть экстраполировано и на другие ступени образования. Аксиологический аспект медиапроектирования, как верно указано в рецензируемой статье, правомерно рассматривать на стыке педагогической аксиологии и формирующейся аксиологии журналистики. Теоретическая база работы опирается на исследования по медиаобразованию и ме-

диапроектированию, на работы, посвященные аксиологии, аксиологии образования, аксиологии журналистики массмедиа. Опираясь на межпредметную методологическую базу, автор совершает научное открытие, обозначая контуры формирующегося научного направления -аксиологии медиаобразования.

Аксиологический аспект медиапроектиро-вания автор статьи связывает с ценностным наполнением медиаобразовательной деятельности, проблемой формирования духовно-нравственных ориентиров и изучением воспитательного потенциала медиаобразователь-ных проектов.

В силу постановки научной проблемы работа носит, скорее, обзорный характер, однако это не влияет на высокую оценку представленного научного труда в связи с новизной формулируемых положений и доказательными примерами.

Научная статья Т.А. Парамоновой «Аксиологический аспект реализации медиаобразо-вательных проектов в системе профессионального журналистского образования» соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и, на наш взгляд, может быть рекомендована к публикации в «Известиях Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе»

© 2017 В.И. Ионесов

Доктор культурологии, заведующий кафедрой

культурологии Самарского государственного института культуры.

Статья С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе» (с.72-75) исследует отечественный киноматериал начала XXI века с точки зрения устойчивого обращение к риторике православных молитв. Для анализа взяты работы Николая Досталя «Монах и бес» (2016 г.), Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012 г.), Павла Лунгина «Остров» (2006 г.).

Исследование С.С. Орищенко прослеживает связь кино начала XXI века с веком ХХ. Три имени: Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе, являются предтечами в обращении к православному дискурсу. Эта связь тонко пролеживается автором в других работах о современном кино. «Потребность молитвы в со-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

временном кинематографе» обусловлена распадом страны в 1991 году, когда стало возможным верующим выйти из подполья, начать движение по дороге к храму, свободно говорить о Боге. Утрата фундамента, утрата направления в построении коммунистического светлого будущего переориентировало общество в поиске нравственных основ. Кинематограф чутко реагирует на подобные поиски человека. Отсюда такой интерес к православию и его месту в жизни русского народа. Осознания себя и своего места в пространстве страны, общества, семьи приводит к пониманию важности молитвы в жизни человека.

Автора интересует проблема осознания себя свободной личностью, имеющей право выбора. Важность культурологического исследования основана на уверенности автора в том, что молитвенное слово, подобно чуду. В статье С.С. Орищенко, делает выводы, что кинематографические молитвы, основаны на канонических православных молитвах, именно поэтому они имеют такое эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей, что несут в себе корневое, исконное, риторически опробованное, усиленное многократным повторением. Кроме феномена личности, возвращающейся через молитвенное слово к Богу, автора интересуют истоки, традиция этого пути. Здесь интересны наблюдения, связанные со скрещением дорог: философии, филологии и культурологии. Молитва в литературе XIX века - естественна. В ХХ веке это, скорее художественный приём, который может в себя вмещать многое, иногда прямо противоположное, антиклерикальное, атеистическое. XXI век возвращается к традиции. Молитвы звучат из уст разных писателей и поэтов, желающих подчеркнуть своё отношение к слову, обращённому к Богу. Актуальность проблематики статьи заключается в повторяемости молитвы в современном кинематографе с завидным постоянством. Автор зафиксировал этот феномен. Названы три автора и три кинокартины, на самом деле, это поле гораздо шире. Автор пытается скрупулёзно его исследовать, не упуская из виду ни одной детали.

Статья исследует кинематографические молитвы и доказывает, что они возникли не на пустом месте. Они принадлежат отцам церкви, зафиксированы тексты в православных книгах, у многих молитв есть авторы. Другое информационное поле - русская литература, как классическая, так и современная. Исследуя образ киноге-

роя, автор выдвигает гипотезу, что в современной Росси не выжить без молитвы. Анализ слова, обращенного к Богу, позволяет автору сделать вывод о важности молитвы в жизни современного человека. Православный дискурс не был бы целостным, если бы в нём отсутствовало молитвенное слово. Тем и ценно культурологическое исследование С.С. Орищенко, что этот материал может быть полезен всем, кого интересует отражение православия в современном кинопространстве. Работу считаем перспективной. Рекомендуем к опубликованию статью С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе» в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные медико-биологические науки».

Рецензия на статью Н.Н. Ярушкин, Н.Н. Сатонина «Отношение студентов к миграции и мигрантам»

© 2017 А.В. Капцов

Кандидат технических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии управления Самарской гуманитарной академии

Представленная на рецензию статья (с.45-48) «Отношение студентов к миграции и мигрантам» объемом 3 страницы посвящена острой современной проблеме внешней и внутренней миграции населения и отношения к ней со стороны представителей местного населения в лице студенчества.

Содержание статьи имеет прикладную направленность, так как в ней раскрывается ряд важных психологических и социально-экономических аспектов проблемы современной миграции: факторы, вызывающие это социальное явление; трудности и различные стратегии адаптации мигрантов к новой социальной среде; отношение местного населения к мигрантам и самому процессу миграции; причины обострения межэтнических отношений при массовой миграции.

Несомненна актуальность статьи, которая затрагивает одну из острых проблем современности - миграцию населения. Авторы выдвигают научно обоснованные положения относительно источников, позитивных и негативных сторон внутренней и внешней миграции, особенностей восприятия этого явления со стороны студенчества и путей его оптимизации. Полученные авторами статьи результаты опроса студентов по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.