Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 5. C. 9-19 Lomonosov Philology Journal. Series 9. Philology, 2024, no. 5, pp. 9-19
К 270-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
С.П. ШЕВЫРЕВ — ИСТОРИК ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.Л. Коровин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; [email protected]
Аннотация: С.П. Шевырев, первый профессор истории российской словесности в Московском университете (и декан историко-филологического отделения философского факультета в 1847-1855 гг.), с середины 1830-х гг. читал курсы истории всеобщей, а затем и русской литературы, стал основоположником истории русской литературы как научной дисциплины и, в частности, первооткрывателем древнерусской литературы как самостоятельного объекта изучения. В статье речь идет о его лекционных курсах, касающихся не только древней, но и «новой» русской литературы (XVIII и начала XIX в.), которую он с весны 1846 г. стал преподавать особо, выделяя для этого один семестр. О содержании этих лекций (оставшихся неизданными, в отличие от посвященных «древней» литературе) можно судить по некоторым его статьям в «Москвитянине», по его брошюре о В.А. Жуковском (1853), по его вышедшей на итальянском языке в 1862 г. «Истории русской литературы» (формально — в соавторстве с Дж. Рубини, которому в действительности принадлежал только перевод) и посмертно изданной книге «Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году» (1884).
Ключевые слова: Шевырев; Московский университет; история русской литературы; древнерусская литература; Ломоносов; Фонвизин; Жуковский
doi: 10.55959/MSU0130-0075-9-2024-47-05-1
Для цитирования: Коровин В.Л. С.П. Шевырев — историк древней и новой русской литературы // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2024. № 5. С. 9-19.
S.P. SHEVYREV AS A HISTORIAN
OF ANCIENT AND MODERN RUSSIAN LITERATURE
Vladimir L. Korovin
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract: S.P. Shevyrev, the first professor of the history of Russian literature at Moscow University (and dean of the Historical and Philological Department of the
© Коровин В.Л., 2024
Faculty of Philosophy in 1847-1855), from the mid-1830s taught courses on the history of world and then Russian literature, became the founder of the history of Russian literature as an academic discipline and, in particular, the discoverer of ancient Russian literature as an independent object of study. The article deals with his lecture courses concerning not only ancient, but also 'new' Russian literature (18th and early 19th centuries), which he had been teaching since the spring of 1846 separately, allocating one semester for this. The content of these lectures (which remained unpublished, unlike those devoted to 'ancient' literature) can be judged by some of his articles in the magazine Moskvityanin, by his book on V.A. Zhukovsky (1853), by his History of Russian Literature published in Italian in 1862 (formally co-authored with J. Rubini, who actually only translated it), and the posthumously published book Lectures on Russian Literature Given in Paris in 1862 (1884).
Keywords: Shevyrev; Moscow University; history of Russian literature; ancient Russian literature; Lomonosov; Fonvizin; Zhukovsky
For citation: Korovin V.L. (2024) S.P. Shevyrev as a Historian of Ancient and Modern Russian Literature. Lomonosov Philology Journal. Series 9. Philology, no. 5, pp. 9-19.
Степан Петрович Шевырев (1806-1864) — первый профессор истории российской словесности в Московском университете , создатель первых университетских курсов по истории русской литературы, один из основоположников этой филологической дисциплины в отечественной науке. Среди продолжателей его дела были его непосредственные ученики, ставшие ведущими учеными в области русского языка, литературы и фольклора: Ф.И. Буслаев и Н.С. Тихонравов, профессора Московского университета (второй из них станет ректором), П.А. Бессонов, А.Ф. Гильфердинг и др.
В литературе своего времени Шевырев также один из самых значимых деятелей: поэт, переводчик, литературный критик, входивший в пушкинский круг писателей (и Пушкиным часто поддерживаемый и ободряемый), друг Гоголя, благодаря которому были сохранены, прочитаны и впервые опубликованы его поздние рукописи, в том числе главы второго тома «Мертвых душ»2. Разрозненное литературное наследие Шевырева в настоящее время собирается — вышли первые пять томов собрания его литературно-критических трудов [Шевырев 2019-2022] (кроме первого, все тома в этом издании в двух книгах) и полное собрание его стихотворений [Шевырев 2022].
1 Так и озаглавлена одна специальная работа о деятельности Шевырева в Московском университете [Петров 1999]. См. также в кн.: Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России: [В 4 т.]. Т. 4: Российские университеты и люди 1840-х годов. Ч. 1: Профессура. М., 2003.
2 См. об этом, напр., в новейшей обобщающей работе: [Дмитриева 2023].
В истории Московского университета Шевыреву принадлежит особое место: он один из организаторов его столетнего юбилея в 1855 г., автор написанной к этой дате «Истории Императорского Московского университета» (М.: Унив. тип., 1855. XII, 582 с.)3, составитель и редактор «Биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского Московского университета» (М.: Унив. тип., 1855. Ч. 1. XX, 485, [10] с.; Ч. 2. [4], 673, [6] с.), а также начатого по его инициативе, но потом остановившегося издания «Биографической летописи питомцев Московского университета»4.
Статью о самом себе Шевырев тогда завершил перечислением этих трудов, после чего добавил: «Эти срочные труды отвлекли его от продолжения Истории Русской Словесности, труда, которому намерен он посвятить первые досуги жизни по окончании Университетского праздника» [Шевырев 1855: 621].
Речь шла о его главном научном труде, к тому времени частично уже изданном. В 1846 г. вышли первые две части его «Истории русской словесности, преимущественно древней» [Шевырев 1846-1860], написанной на основе публичного курса из 33-х лекций, прочитанного им в Московском университете в 1844-1845 учебном году. Здесь Шевырев выступил фактическим первооткрывателем древнерусской литературы как самостоятельного объекта изучения, имеющего не только историческое, но и эстетическое, и нравственное значение, интересного не только для историков, но и для всякого читателя, умеющего ценить произведения словесности5. Эти лекции имели большой успех в обществе, но в то же время многими были расценены как акция, предпринятая в ответ на курс публичных лекций Т.Н. Грановского о европейском Средневековье, прочитанных в 1843-1844 гг. Казалось, что Шевырев затеял свой курс, во-первых, из ревности к успеху коллеги, а во-вторых, с намерением противопоставить проникнутым идеями «западничества» и прогресса лекциям Грановского свою апологию русской древности, сделанную
3 Об политическом и идеологическом контексте этой книги см.: [Парсамов 2013].
4 О работе над этим несостоявшимся изд.: [Алексеева 2006: 213-225]. Первый том, частично отпечатанный (под загл. «Биографический словарь питомцев Московского университета, 1756-1759 годы», 240 с.), но так и не вышедший в свет, открывался биографией Д.И. Фонвизина, написанной молодым Н.С. Тихонравовым в 1854 г. (издана по рукописи после его смерти — в 1894 г.); Шевырев, как теперь стало известно, прилагал усилия для ограждения труда своего ученика от «сомнений» цензора, см.: [Падерина 2022].
5 По ироничному замечанию А.М. Пескова, этот курс — «гордость» его автора, «дело, равновеликое в глазах Шевырева "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина» [Песков 2007: 57]. Сам Шевырев, однако, высказывался так: «Не смеем сравнивать своего труда с бессмертным подвигом Карамзина...» [Шевырев 1846-1860, 3: VIII].
со «славянофильских» позиций и в духе официальной идеологии «православия, самодержавия и народности» (эта формула принадлежала министру просвещения графу С.С. Уварову, который покровительствовал Шевыреву). Подобные побудительные мотивы у него, вероятно, могли быть, но лишь для решения сделать свои лекции публичными. Курс Шевырева не отклик на споры 1840-х гг., а «своеобразное обобщение десятилетнего опыта... по преподаванию новых университетских дисциплин» [Петров 1999: 27].
Свой первый курс лекций в Московском университете Шевырев начал читать в январе 1834 г., после утверждения его в должности адъюнкта6. Курс был посвящен «истории всеобщей словесности», продолжался три семестра (до осени 1835 г.) и включал поэтапное изложение истории древнееврейской (библейской), древнеиндийской, древнегреческой, древнеримской, а затем средневековой и итальянской поэзии, доходя до Данте, Петрарки и Боккаччо. Позднее курс был дополнен «Историей словесности других народов Запада» [Петров 1999: 9-11]. На основе этих курсов написаны два тома «Истории поэзии» Шевырева (первый том вышел в 1836 г. и заслужил одобрение Пушкина, второй — только в 1892 г.). Среди его слушателей были К.С. Аксаков, И.А. Гончаров, Н.В. Станкевич и др., оценившие и искусство лектора, и новизну избранного им «исторического метода».
Уже с осени 1834 г. Шевырев приступил и к построению курса истории русской литературы, сначала — в рамках преподавания студентам первых курсов всех факультетов правил риторики и приемов слога [Петров 1999: 21], а после введения нового университетского Устава 1835 г., в соответствии с которым на I отделении философского факультета (историко-филологическом) создавались кафедры истории российской словесности и истории российской литературы (вместо кафедры красноречия, стихотворства и языка российского), с осени 1836 г. стал читать «историю русского языка и слога по памятникам и <...> представил на этом основании изучение языка и слога Славянской Библии, Несторовой Летописи, Сло-
6 О перипетиях, предшествовавших приему Шевырева в университет в качестве преподавателя, см.: [Петров 1999: 6-9; Алексеева 2006: 90-100]. Шевырев, будучи выпускником университетского Благородного пансиона, не имел ученой степени, хотя с момента его окончания в 1822 г. мечтал об университетской карьере. Вопрос о его приеме встал сразу после смерти А.Ф. Мерзлякова (1830), занимавшего кафедру «красноречия, стихотворства и языка российского», но состоялось это только после защиты Шевыревым диссертации «Дант и его век» (1833). Вторую диссертацию, необходимую для получения профессорской должности, он защитил в январе 1837 г. («Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов», изд. в 1836 г.).
ва о полку Игореве и Слова о Мамаевом побоище, Древних русских стихотворений в сборнике Кирши Данилова» [Шевырев 1855: 614].
Ф.И. Буслаев позднее вспоминал: «До Шевырева в нашем университете читалась только теория словесности... <...> Степан Петрович обновил кафедру этого предмета историей литературы, сначала только иностранной, а потом уже при нас и русской. <... > Готовясь к своим лекциям, он сам постепенно разрабатывал источники русской старины и народности по рукописям, старопечатным книгам, народным песням и преданиям. <...> Этот курс истории русской литературы он впоследствии внес в свои публичные лекции с разными изменениями и дополнениями...» [Буслаев 1897: 126].
В 1838 г. Шевырев выступил с программной лекцией «Общее обозрение развития русской словесности», напечатанной в газете «Московские ведомости» (1838. № 15-16) и в виде отдельной брошюры. Среди прочего это был своего рода анонс задуманного им общего курса истории русской литературы. К исполнению этого замысла он приступил после двухгодичного пребывания в Европе (1838-1840).
В 1840-1841 учебном году Шевырев среди прочего уже преподавал студентам 3-го курса «...Историю древней Русской Словесности, начиная от основания России до XVII века включительно», однако «при изложении XVI и XVII принужден был ограничиться одним общим обозрением, по недостатку времени», поэтому просил «распространить их преподавание и на 4 год» обучения [Отчеты 18401841: 9-10]. В 1841-1842, 1842-1843 и 1843-1844 гг. он вновь преподает «...Историю Русской Словесности, начиная от основания России до XVII века включительно», все более подробно описывая свой курс в отчетах и повторяя требование увеличить число семестров, ему отводимых (с двух до четырех) [Отчеты 1841-1842: 8; Отчеты 18421843: 8].
Как видно, публичный курс Шевырева по древнерусской литературе в 1844-1845 гг. не был реакцией на текущие университетские и общественные события, а вырастал постепенно и действительно стал «обобщением» и итогом сделанного им за 10 лет. Характерно, что изданную в итоге «Историю русской словесности, преимущественно древней» [Шевырев 1846-1860] он разделил на 4 части — в соответствии с числом семестров, которое виделось ему необходимым для его курса начиная с 1841 г. Первые две части, вышедшие в 1846 г., были переизданы в 1859 и 1860 гг. Третья и четвертая части вышли в 1858 и 1860 гг., изложение в них доводилось до начала XVI в. (заключительные лекции посвящены Иосифу Волоцкому и Нилу Сорскому).
Сильные и слабые стороны этого труда, во многом эвристического для своего времени, неоднократно обсуждались российскими
медиевистами, причем такие особенности лекций Шевырева, как смешение собственно литературного анализа с культурно-историческими экскурсами или, например, склонность отыскивать в агиографических памятниках не литературные приемы, а свидетельства о святости исторического лица и т. п., ученые сейчас оценивают скорее положительно — как в чем-то предвосхитившие определенные тенденции и направления в современной науке7.
К сожалению, следующие разделы шевыревского курса, посвященные XVII веку и «новой» русской литературе, остались неизданными. Поэтому естественно, что Шевырев как историк литературы этих периодов почти не обсуждался (в отличие от Шевырева как литературного критика и консервативного идеолога, склонного к историософской рефлексии8). Однако эта сторона его деятельности, кажется, поддается реконструкции (по крайней мере частичной).
Основными печатными источниками, где, как можно предполагать, отразилось содержание университетских лекций Шевырева о новой русской литературе, являются некоторые его статьи в «Москвитянине», посвященные литературе XVIII в. ([Шевырев 1844; Шевырев 1848] и др.), концептуально значимая для него брошюра о В.А. Жуковском [Шевырев 1853], а более всего — изданная на итальянском языке во Флоренции «История русской литературы» [8Ьеуугеу 1862] и его «Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году», изданные уже посмертно [Шевырев 1884].
Две последние книги наполовину посвящены именно «новой» литературе. В первой из них, написанной при участии Джузеппе Рубини (1793 — после 1862), профессора итальянского языка и словесности в Московском университете (скорее всего, его участие ограничивалось переводом текста Шевырева на итальянский язык9), первые пять глав (из 11-ти) посвящены древней, а последние пять
7 См. напр.: Молодик Д.Д. Жанр жития и его интерпретация в историко-литературных курсах С.П. Шевырева. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пенза, 2008. А.М. Ранчин в обзорной статье «С.П. Шевырев: у истоков русского литературоведения» [Шевырев 2019-2022, 1: 10-62] также отмечает ряд глубоких и верных, с современной точки зрения, наблюдений Шевырева над отдельными памятниками древнерусской литературы.
8 Об этих сторонах деятельности Шевырева есть уже большая литература; из новейших работ см., напр.: [Маркович 2004; Песков 2007; Ратников 2008; Цветко-ва 2008]. См. также: Манн Ю.В. Молодой Шевырев // Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1998. С. 200-250; Мартынов В.А. У истоков «Русской идеи»: Жизнь и судьба С.П. Шевырева. М., 2013.
9 По словам А.П. Лободанова, изучавшего этот вопрос, Шевырев еще в Москве (т. е. до выезда за границу в сент. 1860 г.) продиктовал эту книгу Рубини, а подготовкой ее к печати стал заниматься в Италии в ноябре 1861 г. (см.: Лобода-нов А.П. Избр. труды: [В 3 т.] Т. 3: Очерки из истории отечественной итальянисти-ки. М., 2020. С. 60-62).
(7-11) — новой русской литературе, причем изложение доводится до произведений И.А. Гончарова, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого и исторических трудов С.М. Соловьева и Н.И. Костомарова. Шестая глава, разделяющая книгу строго на две половины ^Ьеуугеу 1862: 74-89], посвящена почти исключительно Петру Великому и Ломоносову (есть также фрагмент о «Тилемахиде» В.К. Тредиаковского, которая, на взгляд Шевырева, могла заинтересовать итальянцев как опыт перевода популярных в Европе «Приключений Телемака» Ф. Фенелона). Вторая книга [Шевырев 1884] состоит из 10 лекций, но изложение здесь доведено только до времени Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева (при этом допетровской литературе посвящены только 4 лекции).
Если сравнить все названные выше источники, легко обнаружить, что между ними есть не только переклички, но и полные текстуальные соответствия, причем иногда на протяжении многих страниц. Не имея здесь места для их разбора, ограничимся указаниями на некоторые примеры.
В 1844 г. Шевырев впервые побывал в Поречье у графа С.С. Уварова, который иногда собирал у себя профессоров Московского университета для «академических бесед» (см.: [Ратников 2006]). Отчет о данной встрече был напечатан в «Москвитянине» под заглавием «Академические беседы. В 135 верстах от Москвы» (1844. Ч. 5. № 10. С. 324-361; без подписи, с датой в конце: «26-го Сентября 1844»). Интересующий нас фрагмент начинается так: «Профессор С.П.Ш. принимал также участие в Академических беседах и представил параллель между Петром Великим и Ломоносовым. Здесь передается чтение его в сокращении, т. е. в главных мыслях и очерках, потому что трудно было удержать все особенности выражения» [Шевырев 1844: 346]. Далее следуют рассуждения о Петре и Ломоносове как посредниках между древней и новой русской словесностью, причем это отдельные рассуждения, между которыми вставлена в целом надуманная «параллель» («Оба имели несчастия семейные... <... > Оба провели горькую юность ... <... > Оба любили отвагу морскую — и оба узнали ее на одном и томе же море. Оба в воспитании соединили древнее образование с новым» [Шевырев 1844: 353]). Этот текст уже анализировался [Ратников 2006: 39-51], но пока, кажется, не отмечалось, что он практически полностью и почти дословно воспроизводится в «парижском» курсе лекций Шевырева, где Петру и Ломоносову посвящены отдельные лекции — 5-я и 7-я [Шевырев 1884: 111-124, 145-172] (не находит в них соответствия только упомянутая «параллель»).
Не столь очевидные и большие, но тоже бросающиеся в глаза совпадения находятся и между брошюрой о Жуковском [Шевырев 1853]
(см. о ней: [Логвинова, Николюкин 2023]) и посвященными ему страницами в "БШпа della ЬеИегаШга гшза" [8Ьеуугеу 1862: 157-171].
Очевидно, что первоисточником для этих текстов были университетские лекции Шевырева, которые он обычно именно «писал», в особенности когда приступал к новой для себя теме (см.: [Шевырев 1855: 612, 614; Буслаев 1897: 127]).
Следуя хронологическому порядку не только в своем преподавании, но и в изучении русской литературы, Шевырев после 1846 г. все больше внимания в своих лекциях начинает уделять новой русской литературе, причем все более близким к своему времени писателям. Так, в его отчете за 1850-1851 гг. читаем: «Во втором полугодии пройдено было XVII столетие и заключен древний период общим обозрением, из которого ясно можно было увидеть связь древнего периода с новым. Затем, раскрыв перед слушателями влияние преобразования Петрова на новое развитие Словесности, Профессор прошел весть новый период от Петра до нашего времени, обращая главное внимание как на отношение между Словесностью и государственно-общественною жизнью, так и на художественный характер ее произведений. Сюда входило отчасти и частное изучение писателей Русских, из которых с особенностью изучаемы были: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Кантемир, Ломоносов, Державин». В отчете за следующий 1851-1852 гг. список имен в конце существенно сдвинулся в сторону современности: «Профессор предложил Студентам особенно подробное изучение Ломоносова, Петрова, Сумарокова, Державина, Фон-Визина, Карамзина, и не столь подробное Крылова, Жуковского и Пушкина» (цит. по: [Гав-рилов, Калитин 2018: 113-114].
Подготовка к «университетскому празднику» 1855 г., по выражению Шевырева, «отвлекла» его от дальнейшей разработки курса истории русской литературы, а в 1857 г. его служба в Московском университете закончилась — в общем-то, из-за внешнего и случайного обстоятельства (он был уволен из-за окончившегося потасовкой публичного конфликта с графом В.А. Бобринским, внуком Екатерины II и графа Г.Г. Орлова, т. е. с кровным родственником царствующей фамилии). Тем больший интерес представляет сохранившийся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ конспект лекций Шевырева по истории русской литературы в 1855-1856 гг., который, по словам Е.Д. Алексеевой, был сделан «студентом 3 курса историко-филологического факультета Московского университета Иваном Лукомским» и «...содержит любопытные, ранее не учтенные характеристики творчества Н.М. Карамзина, В.А Жуковского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, лишь частично совпадающие с соответствующим "парижским" курсом 1862 г.» [Алексеева 2006: 8 (сноска)]. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е.Д. С.П. Шевырев в общественной жизни дореформенной России. Дис.....канд. ист. наук. М., 2006. 287 с.
2. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897.
3. Гаврилов И.Б., Калитин В.А. А.Ф. Гильфердинг и С.П. Шевырёв: малоизвестные страницы из истории Московского университета (по архивным материалам) // Христианское чтение. 2018. № 6. С. 108-129.
4. Дмитриева Е.Е. Второй том «Мертвых душ»: Замыслы и домыслы. М., 2023.
5. Логвинова И.В., Николюкин А.Н. С.П. Шевырёв и М.П. Погодин о творчестве
B.А. Жуковского // Литературоведческий журнал. 2023. № 2 (60). С. 86-97.
6. Маркович В.М. Уроки Шевырева // Шевырев С.П. Об отечественной словесности. СПб., 2004. С. 8-56.
7. Отчет и состоянии действиях Императорского Московского университета за 1840-1841 академический и 1841 гражданский годы. [М., 1842]; ...за 1841-1842... [М., 1843]; ...за 1842-1843... [М., 1844].
8. Падерина Е. Г. К биографии С.П. Шевырева — профессора Московского университета: атрибуция, датировка и публикация письма «К неизвестному адресату» (РГАЛИ) // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 134-138.
9. ПарсамовВ.С. «История императорского Московского университета» С.П. Ше-вырёва: исторический нарратив в политическом контексте: препринт. М., 2013. 36 с.
10. Песков А.М. Русская идея русской словесности. С.П. Шевырев // Песков А.М. «Русская идея» и «русская душа»: Очерки русской историософии. М., 2007.
C. 56-70.
11. Петров Ф.А. С.П. Шевырев — первый профессор истории российской словесности в Московском университете. М., 1999.
12. Ратников К.В. Холопы или собеседники? Профессорские вояжи в Поречье: (Идеологическая стратегия графа С.С. Уварова и его единомышленников). Челябинск, 2006.
13. Ратников К.В. Роль С.П. Шевырева в развитии русской науки, литературы и журналистики. Челябинск, 2008.
14. Цветкова Н.В. С. П. Шевырёв — критик, историк, теоретик литературы (1830-е годы). Псков, 2008.
15. Шевырев С.П. [О Петре Великом и Ломоносове] // Москвитянин. 1844. Ч. 5. № 10. С. 346-358.
16. Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней. Ч. 1-4. М., 1846-1860.
17. Шевырёв С.П. Фон-Визин. Сочинение Князя Петра Вяземского // Москвитянин. 1848. Ч. 3. № 5. С. 40-52; Ч. 4. № 7. С. 1-22
18. Шевырев С.П. О значении Жуковского в русской жизни и поэзии. [Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета ординарным профессором русской словесности Степаном Шевыревым. 12-го января 1853 года]. М., 1853.
19. Шевырев С.П. [Автобиография] // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета...: [В 2 ч.]. Ч. 2. М., 1855. С. 602-622.
20. Шевырев С.П. Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году / [Предисл. Я.К. Грота]. СПб., 1884.
21. Шевырев С.П. Полн. собр. литературно-критических трудов: В 7 т. Т. 1-5 / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. СПб., 2019-2022 (изд. продолжается).
22. Шевырев С.П. Стихотворения. Драматические произведения. Переводы. Поэма / Вступ. статья, сост., подгот. текста и примеч. С.В. Березкиной. СПб., 2022. (Новая Библиотека поэта).
23. [Shevyrev S.P.] Storia della Letteratura russa per Stefano Sceviref e Giuseppe Rubini. Firenze, 1862.
REFERENCES
1. Alekseeva E.D. S.P. Shevyrev v obshchestvennoy zhizni doreformennoy Rossii [S.P. Shevyrev in the Public Life of Pre-reform Russia]. Diss. ... Cand. Sci. (Hist.). Moscow, 2006. 287 p. (In Russ.)
2. Buslaev F.I. Moi vospominaniya [My Memoirs]. Moscow, 1897. VIII, 387 p. (In Russ.)
3. Gavrilov I.B., Kalitin V.A. A.F. Gil'ferding i S.P. Shevyrev: maloizvestnyye stranitsy iz istorii Moskovskogo universiteta (po arkhivnym materialam) [Alexander Hilferding and Stepan Shevyryov: Little-Known Pages from the History of Moscow University (Based on the Archival Materials)]. Khristianskoye Chteniye, 2017, No. 4, pp. 307—326. (In Russ.)
4. Dmitrieva E.E. Vtoroy tom «Mertvykh dush»: Zamysly i domysly [The Second Volume of the "Dead Souls": Plans and Conjectures]. Moscow, Novoye literaturnoye oboz-reniye Publ., 2023. 464 p. (In Russ.)
5. Logvinova I.V., Nikolyukin A.N. S.P. Shevyrov i M.P. Pogodin o tvorchestve V.A. Zhu-kovskogo [S.P. Shevyrev and M.P. Pogodin about the Works of V.A. Zhukovsky]. Literaturovedcheskii zhurnal, 2023, No. 2(60), pp. 86-97. (In Russ.)
6. Report on the state of operations of the Imperial Moscow University for 1840-1841 academic and 1841 civil years. [Moscow, 1842]; for ...1841-1842... [Moscow, 1843]; for ...1842-1843... [Moscow, 1844]. (In Russ.)
7. Paderina E.G. K biografii S.P. Shevyreva... [To the Biography of S. P. Shevyrev — Professor of Moscow University: Attribution, Dating and Publication of the Letter "To an Unknown Addressee" (RGALI)]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2022, vol. 64, pp. 134-138. (In Russ.)
8. Parsamov V.S. "Istoriya imperatorskogo Moskovskogo universiteta" S.P. Shevyreva: istoricheskii narrative v politicheskom kontekste [S.P. Shevyrev's "The History of the Imperial Moscow University": The Historical Narrative in the Political Context]. Moscow, Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ehkonomiki Publ., 2013, 36 p. (In Russ.)
9. Peskov A.M. Russkaya ideya russkoy slovesnosti. S.P. Shevyrev [Russian Idea of Russian Literature. S.P. Shevyrev]. Peskov, A.M. «Russkaya ideya» i «russkaya dusha»: Ocherki russkoy istoriosofii ["Russian Idea" and "Russian Soul": Essays on Russian Historiosophy]. Moscow, OGI Publ., 2007, pp. 56-70. (In Russ.)
10. Petrov F.A. S.P. Shevyrev — pervyy professor istorii rossiyskoy slovesnosti v Moskovs-kom universitete [S.P. Shevyrev as the First Professor of the History of Russian Literature at Moscow University]. Moscow, Altex Publ., 1999. 57 p. (In Russ.)
11. Pogodin M.P. Vospominaniye o Stepane Petroviche Shevyreve [Memories of Stepan Petrovich Shevyrev]. St. Petersburg, 1869. 60 p. (In Russ.)
12. Ratnikov K.V. Kholopy ilisobesedniki?Professorskiye voyazhi vPorech'ye (Ideologiches-kayastrategiyagrafa S.S.Uvarova iyegoyedinomyshlennikov) [Serfs or Interlocutors? Professorial Voyages in Porechye (Ideological Strategy of Count S.S. Uvarov and His Associates)]. Chelyabinsk, 2006. 236 p. (In Russ.)
13. Ratnikov K.V. Rol' S.P. Shevyreva v razvitii russkoy nauki, literatury i zhurnalistiki [The Role of S.P. Shevyrev in the Development of Russian Scholarship, Literature and Journalism]. Chelyabinsk, 2008. 384 p.
14. Tsvetkova N.V. S.P. Shevyrov — kritik, istorik, teoretik literatury (1830-ye gody) [S.P. Shevyrev as a Critic, Historian and Literary Theorist (1830s).]. Pskov, 2008. 203 p. (In Russ.)
15. Shevyrev S.P. O Petre Velikom i Lomonosove [About Peter the Great and Lomonosov]. Moskvityanin, 1844, part 5, No. 10, pp. 346-358. (In Russ.)
16. Shevyrev S.P. Istoriya russkoy slovesnosti, preimushchestvenno drevney [History of Russian Literature, Mainly Ancient]. Vol. 1-4. Moscow, 1846-1860. (In Russ.)
17. Shevyrov S.P. Fonvizin... [Fonvizin. Work by Prince Peter Vyazemsky]. Moskvityanin, 1848, part 3, No. 5, pp. 40-52; part 4, No. 7, pp. 1-22. (In Russ.)
18. Shevyrev S.P. O znacheniiZhukovskogo v russkoy zhizni ipoezii [On the Significance of Zhukovsky in Russian Life and Poetry]. Moscow, 1853. 83 p. (In Russ.)
19. Shevyrev S.P. [Autobiography]. Biograficheskiy slovar' professorov i prepodavateley ImperatorskogoMoskovskogo universiteta [Biographical Dictionary of Professors and Teachers of the Imperial Moscow University]. Moscow, 1855, Part 2, pp. 602-622.
20. Shevyrev S.P. Lektsii o russkoy literature, chitannyye v Parizhe v 1862godu [Lectures on Russian Literature, Given in Paris in 1862]. St. Petersburg, Imp. Akad. nauk Publ., 1884. IV, 280, 29 p. (In Russ.)
21. Shevyrev S.P. Polnoesobranie literaturno-kriticheskikh trudov [The Complete Collection of Literary and Critical Works]: in 7 vols. Vol. 1-5, ed. by A.N. Nikolyukin. St. Petersburg, Rostok Publ., 2019-2022. (In Russ.)
22. Shevyrev S.P. Stikhotvoreniya. Dramaticheskiye proizvedeniya. Perevody. Poema [Poems. Dramatic Works. Translations. Poem]. Intr. article, comp., prepared text and notes by S.V. Berezkina. St. Petersburg, Pushkin House Publishing House, Vita Nova Publ., 2022. 640 p. (In Russ.)
23. [Shevyrev S.P.] Storia della Letteratura russa per Stefano Sceviref e Giuseppe Rubini. Firenze, Felice Le Monnier, 1862. XI, 341 p. (In Ital.)
Поступила в редакцию 01.07.2024 Принята к публикации 27.08.2024 Отредактирована 09.09.2024
Received 01.07.2024 Accepted 27.08.2024 Revised 09.09.2024
ОБ АВТОРЕ
Коровин Владимир Леонидович — профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Vladimir Korovin — Prof. Dr., Department of Russian Literary History, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University; [email protected]