Научная статья на тему 'С.Л. ЛУНЬИИГО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В УГАНДЕ. Рец. на кн.: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897–1972. – Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. – 224 p.'

С.Л. ЛУНЬИИГО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В УГАНДЕ. Рец. на кн.: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897–1972. – Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. – 224 p. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уганда / индийская диаспора / Британская империя / колониализм / экономическое развитие / политика Иди Амина / Uganda / Indian diaspora / British Empire / colonialism / economic development / Idi Amin's policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бережнов Андрей Игоревич

Книга профессора из Уганды Луньииго Самвири Лванга является прекрасным примером проявления африканского национализма и афроцентризма в науке. В своей книге он показывает, как изменялось положение индийцев в Уганде с конца XIX в. до настоящего времени и какую роль они играли в экономической и политической жизни страны. На момент независимости Уганды индийцы занимали доминирующие позиции в экономике страны, контролировали большую часть торговли и эксплуатировали местное население, поэтому автор приходит к выводу, что до прихода к власти Иди Амина Уганда оставалась индийской колонией. В духе афроцентризма профессор Луньииго критикует современную политику властей и верит, что Африка сама сможет справиться со своими проблемами, поэтому нет никакой нужды в привлечении иностранного капитала, а также в возращении индийцев в Уганду после их изгнания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.L. Lunyiigo on Activities of The Indian Diaspora in Uganda. Book Review: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897–1972. Kampala: The African Studies Bookstore, 2021. – 224 p.

Lunyiigo Samwiri Lwanga's book is an excellent example of the manifestations of African nationalism and Afrocentrism in science. The book examines how the position of Indians in Uganda has changed from the end of the 19th century to the present, and what role they have played in the economic and political life of the country. When Uganda became independent, Indians occupied a dominant position in the country's economy, controlled most of the trade and exploited the local population. Therefore, the author comes to the conclusion that, until Idi Amin came to power, Uganda remained an Indian colony. Professor Lunyigo, in the spirit of Afrocentrism, criticizes the current policies of the authorities and believes that Africa itself can cope with its problems, so there is no need to attract foreign capital, as well as to return Indians to Uganda after their expulsion.

Текст научной работы на тему «С.Л. ЛУНЬИИГО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В УГАНДЕ. Рец. на кн.: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897–1972. – Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. – 224 p.»

БЕРЕЖНОВ А.И.* С Л. ЛУНЬИИГО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В УГАНДЕ. Рец. на кн.: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897-1972. - Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. - 224 p.1

Аннотация. Книга профессора из Уганды Луньииго Самвири Лванга является прекрасным примером проявления африканского национализма и афроцентризма в науке. В своей книге он показывает, как изменялось положение индийцев в Уганде с конца XIX в. до настоящего времени и какую роль они играли в экономической и политической жизни страны. На момент независимости Уганды индийцы занимали доминирующие позиции в экономике страны, контролировали большую часть торговли и эксплуатировали местное население, поэтому автор приходит к выводу, что до прихода к власти Иди Амина Уганда оставалась индийской колонией. В духе афроцентризма профессор Луньииго критикует современную политику властей и верит, что Африка сама сможет справиться со своими проблемами, поэтому нет никакой нужды в привлечении иностранного капитала, а также в возращении индийцев в Уганду после их изгнания.

Ключевые слова: Уганда; индийская диаспора; Британская империя; колониализм; экономическое развитие; политика Иди Амина.

BEREZHNOV A.I. S.L. Lunyiigo on Activities of The Indian Diaspora in Uganda. Book Review: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897-1972. Kampala: The African Studies Bookstore, 2021. - 224 p.

*

© Бережнов Андрей Игоревич - младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН.

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01829 «Индия и Китай в последние полвека: сопоставление путей социально-исторической эволюции»).

95

Abstract. Lunyiigo Samwiri Lwanga's book is an excellent example of the manifestations of African nationalism and Afrocentrism in science. The book examines how the position of Indians in Uganda has changed from the end of the 19th century to the present, and what role they have played in the economic and political life of the country. When Uganda became independent, Indians occupied a dominant position in the country's economy, controlled most of the trade and exploited the local population. Therefore, the author comes to the conclusion that, until Idi Amin came to power, Uganda remained an Indian colony. Professor Lunyigo, in the spirit of Afrocentrism, criticizes the current policies of the authorities and believes that Africa itself can cope with its problems, so there is no need to attract foreign capital, as well as to return Indians to Uganda after their expulsion.

Keywords: Uganda; Indian diaspora; British Empire; colonialism; economic development; Idi Amin's policy.

Для цитирования: Бережнов А.И. С.Л. Луньииго о деятельности индийской диаспоры в Уганде // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2024. - № 2. - С. 95-103. - Рец. на кн.: Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897-1972. - Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. - 224 p. - DOI: 10.31249/rva/2024.02.06

С 1980-х годов активно начинают развиваться идеи афро-центризма, который является ответной реакцией на униженное и угнетенное положение африканцев, европейское высокомерие и расизм [2, c. 63]. Африканские ученые и общественные деятели пересматривают не только европейские ценности, но влияние Востока на свои страны, что особенно актуально в связи с активизацией деятельности азиатских держав в Африке. Прекрасным примером этого может служить книга «Уганда: индийская колония 1897-1972», в которой не только рассказывается история взаимодействия Уганды с индийцами, но и делается попытка перенести опыт прошлого на настоящее.

Автором книги является профессор Луньииго Самвири Лванга, который читает курсы по истории в Университете Маке-рере и археологии в Университете Ганы. Большинство работ автора посвящены анализу колониальных практик в Уганде и борьбе с ними: «The Struggle for Land in Buganda 1884-2005» и «Mwanga II:

96

Resistance to Imposition of British Colonial Rule in Buganda 1884— 1889».

Данная книга рассказывает о доминирующем положении индийцев в экономике Уганды на протяжении более 75 лет. Автор рассматривает любую экономическую деятельность индийцев преимущественно в негативном свете. Для профессора Луньииго индийцы - это чужеродный элемент, который занимается эксплуатацией местного населения и ресурсов страны. Автор даже посвящает свою книгу всем тем, кто боролся c господством индийцев в экономике в период с 1897 по 1972 г. Основные выводы автора основываются, прежде всего, на качественных и субъективных оценках; не хватает комплексного анализа экономических процессов. Например, заявления о том, что сейчас Африка становится колонией Азии, что индийцы снова «захватывают» Уганду, поскольку для них созданы самые благоприятные условия, имеют националистический характер и нуждаются в более тщательной проработке с большим привлечением статистических материалов, различных документов и оценок других исследователей. Автор не останавливается только на анализе колониальной экономики Уганды и положения индийской диаспоры при колониальном управлении, а стремится распространить свои выводы на настоящее, хотя он не является в этом специалистом. Это приводит к тому, что работа начинает терять научную составляющую и переходит в публицистический жанр с яркими оценками и лично выраженным мнением. Но это не менее ценно для российских исследователей, поскольку позволяет понять, какие взгляды, стереотипы и предубеждения существуют в современном угандийском обществе.

Отдельный вопрос вызывает название работы, поскольку автор в своей книге не дает чёткого определения понятия колонии. Называя Уганду индийской колонией, профессор Луньииго делает акцент на доминировании индийской диаспоры в экономике страны. Но тогда следовало бы назвать книгу «Уганда - колония индийцев 1897-1972», поскольку Индия не имеет никакого отношения к деятельности индийцев в Уганде. Британские колониальные власти в Индии способствовали миграции трудовой силы в Африку, но после получения Индией независимости правительство Дж. Неру взяло курс на поддержку национально-освободительных

97

движений и призывало индийцев идти на сотрудничество с новыми властями. Наличие диаспоры в странах Африки рассматривалось Индией скорее как помеха для развития отношений [4, с. 226]. Хотя с приходом к власти БДП был сделан акцент на поддержание более тесных связей с диаспорой, до сих пор влияние Индии на диаспору в Африке носит ограниченный характер [6, р. 166], поскольку только у 174 тыс. из более 2,5 млн индийцев, проживающих в Африке, есть гражданство Индии [1]. Спорное отождествление колониальной Индии с независимой Индией позволяет автору сделать вывод о том, что новый приток индийских инвестиций и мигрантов снова подорвет экономический суверенитет Уганды.

В чем же обвиняет автор индийцев? Ответ на этот вопрос профессор Луньииго дает во введении. Во-первых, они эксплуатировали местное население, поскольку завышали цены на продажу товаров и занижали на их покупку, тем самым способствовали обеднению населения, у которого даже не хватало денег, чтобы отправлять детей получать образование, которое было необходимо для службы в колониальной администрации. Во-вторых, индийцы всячески принижали африканцев, называли их «тупыми обезьянами», держались обособленно и не позволяли им пользоваться своей посудой и туалетами. Возмущение автора справедливо, поскольку индийцы продолжали жить общинами и следовать своим традициям, включая соблюдение кастовой системы. В начале XX в. расистские настроения существовали не только среди белого населения, но среди индийцев. Ярким примером этого является деятельность и взгляды молодого М. Ганди, о чем и упоминает автор в своей работе. В-третьих, профессор Луньииго подробно разбирает экономическую деятельность индийцев в Уганде и упрекает их в том, что они не давали африканцам заниматься торговлей и производством хлопка. В заслугу автору можно поставить то, что он приводит большое количество исторических материалов, анализирует деятельность британских колониальных властей и миграционные потоки индийцев.

Глава 1 «Проникновение» посвящена приходу индийцев в Уганду. В ней анализируются причины миграции индийцев в Африку, их положение и деятельность на территории колониальной Уганды. Автор рассказывает об участии индийских солдат в по-

98

давлении восстаний африканцев против колониальных властей, а также о строительстве железной дороги на территории Уганды, которая «вбила индийский клин в сердце Африки» [7, р. 7]. Описывая страдания индийцев в процессе строительства дороги, автор говорит, что взамен они получили возможность создавать свои торговые посты. Положение простых индийских рабочих было тяжелым, многие умерли или были вынуждены вернуться на родину, поэтому виновниками в установлении «гегемонии» в Уганде являются богатые купцы с Занзибара. Автор подчеркивает, что богатые индийцы осуществляли реальную власть на местах и неофициально управляли делами колониальных властей в Уганде. Помимо этого, в данной книге описывается привлечение индийцев к работе в колониальной администрации, создание отдельных индийских школ, а также экономическая деятельность азиатов. Из всех индийцев автор выделяет исмаилитов, которые с большей человечностью относились к африканцам [7, р. 21].

В главе 2 «Торговля до индийцев» автор пытается доказать, что торговля и промышленность в Уганде были развиты до прихода европейцев. В работе подробно рассказывается о производстве соли в Кибиро, Катве и Бвераньянге и Карагве. На территории Уганды до европейцев и индийцев производили керамические изделия, ткани и железные инструменты. В регионе активно велась торговля слоновой костью, которую меняли на ружья и другие европейские товары. С приходом колонизаторов начались процессы деиндустриализации и деурбанизации, закрепилась монополия британцев в торговле слоновой костью. Данный экономический анализ основан на качественных данных и оценках автора, поэтому, например, восхищения автора диким хлопком в Уганде и возможностями его промышленной переработки могут вызвать определенные сомнения у читателя.

В главе 3 «Индийское доминирование в колониальной экономике» описывается состояние угандийской экономики в колониальный период. Автор анализирует экономическую политику колониальных властей, которая привела к усилению позиций индийцев. Например, британское законодательство позволяло индийцам «доить» местных жителей, поскольку африканцы платили налог в 29% от дохода, а неафриканцы - 5,4%. Отдельно рассматривается проникновение японских компаний в хлопковую про-

99

мышленность в 1920-е годы, которые тоже активно занимались эксплуатацией местного населения. Производство хлопка было важнейшей составляющей экономики Уганды. В 1925 г. доля хлопка в общем экспорте Уганды составляла 94%, а в 1950 г. -64% [7, р. 47]. У большинства африканцев не было ресурсов для создания хлопковых плантаций, более того, существовали различные законодательные ограничения на ведение экономической деятельности, поэтому угандийцы были фактически исключены из большей части сфер экономической жизни страны.

В главе 4 «Сопротивление эксплуатации I» и главе 5 «Сопротивление эксплуатации II» автор исследует борьбу угандийцев за свои права в колониальный период. В Уганде сложилось несправедливое распределение труда и оплаты за него. Местное население производило большую часть всех товаров, по низким ценам продавало их англичанам и индийцам, которые получали с этого огромные прибыли. Особое внимание уделяется кооперативному движению и реформам английского губернатора Эндрю Бенджамина Коэна в 1950-х годах. В книге подробно исследуется британское колониальное законодательство в области регулирования деятельности кооперативов в 1940-50-х годах, оценивается его вклад в африканизацию экономики Уганды [7, р. 84]. В целом профессор Луньииго положительно оценивает деятельность британского правительства в 1950-х годах. Понимая основные проблемы, с которыми сталкивается зарождающаяся буржуазия в Уганде, правительство Э.Б. Коэна пыталось предоставлять африканцам технологии, доступ к капиталам и кредитам, возможности оптовой продажи, способствовало решению земельного вопроса и логистических проблем [7, р. 108].

В главе 6 «Индийцы дают отпор» проводится анализ деятельности индийского каптала в Уганде в первые годы независимости до прихода к власти Иди Амина в 1971 г. Автор считает, что 50 индийских семей продолжили контролировать экономику Уганды и после независимости. Для аргументации своей точки зрения профессор Луньииго исследует связи индийских олигархов, в частности представителей семьи Мадхвани и клана Мехты, с угандийскими политиками. Например, Джайант Мадхвани, «друг» президента М. Оботе, был назначен главой Экспортно-импортной корпорации, что позволяло ему и дальше контролировать эконо-

100

мику Уганды [7, р. 127]. Автор приводит фотографии, на которых показаны деловые встречи данных олигархов, а также ссылается на их мемуары, в которых они пишут про свою экономическую деятельность в Уганде, уход от налогов через офшоры и высокую прибыльность их плантаций. Новому правительству Уганды нужны были средства на проведение реформ, которые оно заимствовало у индийских магнатов. В связи с этим политика президента страны Милтона Оботе подвергается жесткой критике в данной книге. Автор считает, что первоначальная конституция нарушалась и была даже переписана в интересах индийцев, а демократии вообще не было, потому что продолжали существовать рабские практики на плантациях [7, р. 136]. Меры правительства частично или вообще не затрагивали крупных индийских магнатов, индийцы продолжали эксплуатировать африканцев, даже банки преимущественно давали кредиты представителям индийской диаспоры.

В главе 7 «К независимости» автор исследует политику Иди Амина в отношении индийцев. В данной работе в целом поддерживаются действия Иди Амина, приводятся цитаты из его речей, в которых индийская диаспора обвиняется в различных экономических преступлениях и несправедливости [7, р. 159]. Профессор Луньииго оправдывает высылку индийцев из страны, поскольку индийцы были готовы к изгнанию и пытались «нахапать» как можно больше, а также не проявляли патриотизма, имели несколько гражданств, плохо относились к африканцам и эксплуатировали их. Стоит отметить, что большинство высланных индийцев уехало в Великобританию и только малая часть вернулась на родину. Придерживаясь курса Дж. Неру, Индия не могла оказать им значительную поддержу, поэтому она ограничилась лишь резкими заявлениями в рамках международных организаций и дала ряд невыполнимых обещаний [5, с. 39].

По мнению автора, главное достижение Иди Амина - это то, что он дал угандийцам надежду и уверенность в себя, научил их жить без подачек со стороны индийцев. Автор не отрицает экономические неудачи Иди Амина, но считает, что изгнание индийцев того стоило, поскольку он «смог порадовать африканских фермеров» тем, что они «избавились от эксплуататоров». Профессор Луньииго считает, что жителям Уганды не нужна индийская экономика. Даже причины массовых репрессий при Иди Амине автор

101

видит в том, что президент участвовал в подавлении восстания Мау-Мау в Кении, а значит, именно британцы научили его всем этим зверствам [7, р. 170]. Таким образом, после прочтения этой главы перед читателем Иди Амин предстает в образе национального героя Уганды, который спас страну от индийского экономического ига.

В главе 8 «Повторение?» автор коротко описывает социально-экономические и политические процессы в Уганде в 1980-х и 1990-х годах, дает обзор политики Индии в Африке и размышляет о будущем развитии страны. В главе анализируются последствия от принятия Угандой Вашингтонского консенсуса, а также возвращение индийского капитала в страну. Подробно рассматривается политика М. Оботе по отношению к высланным индийцам, а также участие Великобритании в восстановлении его во власти [7, р. 177]. Автор возмущается тем, что индийские корпорации забирают землю у крестьян, эксплуатируют африканцев на плантациях, а им за это возвращают отобранную при Иди Амине собственность и выплачивают компенсации. В духе африканского национализма профессор Луньииго считает, что у Африки есть собственные ресурсы для развития, поэтому угандийцам не надо полагаться на помощь извне [7, р. 182]. Он сравнивает индийцев с китайцами и обвиняет всех в том, что они не соблюдают экологические стандарты, контролируют логические цепочки и не создают новых рабочих мест. Автор пишет об империализме Востока, который не требует наличия демократического режима и не беспокоится о правах человека, но хочет получать сырье, землю и выплаты по кредитам. Это более коварный способ, чем у западного империализма в Х1Х-ХХ вв. Критикуя политику, направленную на возращение индийцев в страну, профессор Луньииго не учитывает, что, по некоторым оценкам, 27 тыс. индийцев, проживающих в Уганде, платят до 60% прямых налогов в бюджет страны [3, с. 87]. Призывы автора к своим согражданам изменить свои представления, преодолеть синдром зависимости, перестать надеяться на кого-то и поверить в себя, чтобы полностью стать хозяевами своей страны [7, р. 196], могут привести к бегству капитала и экономическому кризису.

Трудно согласиться с многими выводами автора в данной книге. Некоторые из них требуют большего анализа и научной

102

обоснованности. Распространение радикальных националистических идей вызвало серьезный экономический кризис в Уганде и привело к гражданской войне. Попытки оправдать политику Иди Амина могут иметь опасные последствия и снова ввергнуть страну в хаос и нестабильность. Также стоит отметить, что в данной книге преимущественно исследуются экономические процессы, а автор по своей профессии является больше историком, чем экономистом, поэтому некоторые выводы выглядят очень неубедительно. Но тем не менее данная работа заслуживает внимания, потому что она показывает особый африканский взгляд на исторические события в Уганде в XIX-XX вв., а также на проблемы современного экономического развития страны.

Список литературы

1. Гулевич В.А. Африканская политика Индии // Международная жизнь. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/22544 (дата обращения: 02.01.2024).

2. Давидсон А.Б., Филатова И.И. Исторические пласты афроцентризма // Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя : сборник научных статей / отв. ред. А.Б. Давидсон. - Москва : Изд. дом гос. ун-та - ВШЭ, 2009. - 437 с.

3. Прокопенко Л.Я. Стратегия Дели в странах Восточной Африки // Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. Поворот Африки на «восток» и интересы России. - Москва : ИАфр РАН, 2018. - C. 79-89.

4. Усов В.А. Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Международные отношения. - 2016. - № 2. - С. 226-235.

5. Усов В.А. Индия и Африка на рубеже тысячелетий. Прошлое, настоящее, будущее / ИАфр РАН. - Москва, 2010. - 192 с.

6. Dubey A.K. Indian Diaspora in Africa and Changing Policies of India // Indians Abroad / Ed. S.D. Singh, M. Singh. - Kolkata : MAKAIAS, 2003. - P. 153-171.

7. Lunyiigo S.L. Uganda: an Indian Colony 1897-1972. - Kampala : The African Studies Bookstore, 2021. - 224 p.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.