Научная статья на тему 'Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние'

Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
917
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / ИНДИЯ / ИНДИЙСКАЯ ДИАСПОРА / НАРЕНДРА МОДИ / 3-Й САММИТ "ИНДИЯ АФРИКА" / AFRICA / INDIA / INDIAN DIASPORA IN AFRICA / NARENDRA MODI / 3 INDIA-AFRICA FORUM SUMMIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Усов Вячеслав Александрович

С момента получения независимости Индией и африканскими странами наличие крупных индийских общин в странах континента служило постоянным источником беспокойства для индийских властей, видящих в этих общинах скорее препятствие для развития дружественных отношений со странами Африки, чем дополнительные возможности. Новая политика в отношении диаспоры начала реализовываться в начале 2000-х гг., но именно правительство во главе с Нарендрой Моди, пришедшее к власти в 2014 г., сделало отношения с диаспорой одним их своих приоритетов. Н. Моди на новом, значительно более масштабном уровне провел 3-й Индийско-африканский форум-саммит в октябре 2015 г., но пока его энергичный стиль не принес желаемых результатов. Этой цели может послужить запланированный на июль 2016 г. визит Н. Моди в несколько африканских стран, в рамках которого предусмотрены встречи индийского премьер-министра с представителями индийских общин. Между тем новая политика Индии в отношении диаспоры, направленная на превращение ее в «послов Индии», может вызвать противодействие среди, например, южноафриканских индийцев, многие из которых воспринимают себя в качестве именно южноафриканцев и никого более. Еще одним вопросом, требующим от Н. Моди скорейшего решения, является принятие мер по предотвращению расистских атак против проживающих в Индии африканцев, которые наносят очевидный ущерб имиджу Индии в странах Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African policy of Delhi and Indian community in Africa: current status

The article is devoted to a changing nature of India-Africa relations and a role of Indian Diaspora in Africa. Indian Diaspora in African countries for many years was regarded by the Indian government more as a stumbling block for development India-Africa relations than as a source of opportunities. New policy to Diaspora was elaborated in the very beginning of 2000s but it was Narendra Modi, Indian prime-minister from 2014, who started promoting Diaspora as one of the priority in his international agenda. Indian government initiated in October 2015 third India-Africa Forum-Summit which happened to be much larger event than two previous forum summits in 2008 and 2011. However energetic policy of N. Modi has not brought India-Africa relations to a new level yet. While planned visit of N. Modi to a number of African countries in July 2016 is seen as a step to achieve this goal, his meetings with representatives of Indian communities in these African countries could be regarded as a sign of a new approach to the Indian Diaspora as “Ambassadors of India”. That could bring some controversy as many South African Indians consider themselves only citizens of their country and no more. Besides, the Indian government should take all necessary measures to prevent racist attacks against Africans in India which greatly tarnish the Indian image in the eyes of Africans.

Текст научной работы на тему «Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние»

АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА ДЕЛИ И ИНДИЙСКИЕ ОБЩИНЫ В СТРАНАХ АФРИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В.А. Усов

Институт Африки РАН, Москва, Россия

С момента получения независимости Индией и африканскими странами наличие крупных индийских общин в странах континента служило постоянным источником беспокойства для индийских властей, видящих в этих общинах скорее препятствие для развития дружественных отношений со странами Африки, чем дополнительные возможности. Новая политика в отношении диаспоры начала реализовываться в начале 2000-х гг., но именно правительство во главе с Нарендрой Моди, пришедшее к власти в 2014 г., сделало отношения с диаспорой одним их своих приоритетов. Н. Моди на новом, значительно более масштабном уровне провел 3-й Индийско-африканский форум-саммит в октябре 2015 г., но пока его энергичный стиль не принес желаемых результатов. Этой цели может послужить запланированный на июль 2016 г. визит Н. Моди в несколько африканских стран, в рамках которого предусмотрены встречи индийского премьер-министра с представителями индийских общин. Между тем новая политика Индии в отношении диаспоры, направленная на превращение ее в «послов Индии», может вызвать противодействие среди, например, южноафриканских индийцев, многие из которых воспринимают себя в качестве именно южноафриканцев и никого более. Еще одним вопросом, требующим от Н. Моди скорейшего решения, является принятие мер по предотвращению расистских атак против проживающих в Индии африканцев, которые наносят очевидный ущерб имиджу Индии в странах Африки.

Ключевые слова: Африка, Индия, индийская диаспора, Нарендра Моди, 3-й саммит «Индия—Африка»

Наличие крупных общин выходцев с Индийского субконтинента в Африке так или иначе всегда влияло на отношения независимых Индии и африканских стран. Высылка Иди Амином «азиатов» из Уганды в 1972 г. стала лишь наиболее известным эпизодом, касающимся пребывания индийцев в Африке, их непростых взаимоотношений с африканцами и тех противоречий, с которыми регулярно сталкиваются официальные власти Дели в развитии отношений Индии с африканскими странами.

Долгое время наличие диаспоры рассматривалось индийскими правящими кругами, скорее, как помеха строительству добрососедских отношений со странами Африки. Еще до деколонизации Африки один из основателей современной Индии, лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и первый премьер-министр страны Дж. Неру прямо советовал индийцам, оказавшимся за границей, стать лояльными гражданами стран их пребывания и понимать, что именно интересы коренного населения должны быть преобладающими после получения бывшими колониями независимости. Руководство ИНК, кажется, полагало, что поддержка Индией борьбы африканцев за независимость является лучшей гарантией прав индийского меньшинства в Африке, и были весьма разочарованы, когда это оказалось не так [Dubey 1990: 25].

Надо сказать, что и сами представители диаспоры не питали особых надежд на помощь со стороны независимой Индии. В массе своей они предпочли получить британское гражданство после получения независимости государствами Восточной Африки на рубеже 1950—1960-х гг. И когда индийское правительство предложило всем изгнанникам из Уганды вернуться на родину предков, лишь незначительная часть из почти 80 тысяч беженцев выбрала Индию своим новым домом.

Реальная политика в отношении диаспоры стала проводиться Индией только с момента прихода к власти правительства Бхарата Джаната Парти (Индийской народной партией, или БДП) во главе с А.Б. Ваджпаи в 1998 г.1

В отличие от ИНК, отягощенной историческим наследием курса Неру и весьма осторожной в вопросах привлечения диаспоры, БДП исторически поддерживала тесные связи с индийскими общинами за рубежом [Dubey 2003:166]. Кульминацией нового курса стало образование в сентябре 2000 г. Комитета по вопросам индийской диаспоры при правительстве Индии2. Главным итогом почти двухлетней работы Комитета явилась подготовка 600-страничного доклада, включающего анализ состояния диаспоры в различных районах мира и рекомендации правительству Индии по формированию политики в отношении диаспоры.

Стоит отметить, что в официальных индийских документах выделяются три основные категории индийцев, проживающих за границей. Самая большая категория — ПИО (People of Indian Origin), или «старая» иммиграция, представленная третьим, а то и четвертым-пятым поколением индийцев, проживающими в основном в бывших британских и других европейских колониях в Азии, Африке, Океании и Карибском бассейне. Эти люди в массе своей растеряли родственные связи с Индией и практически никак с ней не связаны. ПИО составляют основную массу зарубежных индийцев. Их насчитывается не менее 10 млн3.

Другой крупной категорией зарубежных индийцев являются НРИ (NRI — Non-Resident Indians)4. НРИ — «новая» иммиграция, преимущественно проживающая в западных странах. Юридически — это в основном индийские граждане, чей статус имеет прежде всего налоговое значение, определяемое длительностью их пребывания вне пределов Индии. В массе своей НРИ сохранили крепкие родственные и иные связи со страной происхождения. Однако в эту категорию включают не только лиц, сохранивших индийское гражданство, но и вообще всю недавнюю иммиграцию, что создает некоторую терминологическую путаницу.

1 Media Briefing by Dr. L.M. Singhvi, Chairman, High Level Committee on Indian Diaspora; and Shri J.C. Sharma, Secretary in the Ministry of External Affairs and Member-Secretary of High Level Committee. 1 November, 2002. — P. 1.

2 High Level Committee on Indian Diaspora. Mandate of the Committee. Available at: www.indiandiapora.nic.in (date of access: 03.04.2016).

3 High Level Committee on Indian Diaspora. Part I. The Size of Diaspora. Available at: www.indiandiapora.nic.in (date of access: 03.04.2016).

4 Foreign Exchange Management (Deposit) Regulations, 2000; FEMA (Investment in Firm or Proprietary Concern in India) Regulations, 2000; Income Tax Act, 1961. Available at: www.indiaday.org/nri-policy/definition.htm (date of access: 03.04.2016).

Численность данной группы постоянно растет и в настоящее время, вероятно, сравнялась по численности со «старой диаспорой»1.

Четкой грани между НРИ и ПИО нет, и термин ПИО часто используется для обозначения всей индийской диаспоры, как собственно ПИО, так и НРИ.

Отдельная категория диаспоры — индийцы, работающие по контракту в богатых нефтедобывающих странах Персидского залива. Все они индийские граждане, и по действующему законодательству арабских стран не имеют шансов на получение их гражданства, сколько бы лет они в них не проработали. Указанная группа составляет по разным оценкам от трех до шести миллионов человек2.

Основное внимание в докладе Комитета было уделено интересам НРИ, проживающим в развитых странах Запада. Наиболее же острые споры среди всех рекомендаций Комитета правительству Индии вызвал вопрос о двойном гражданстве. Двойное гражданство прямо запрещено конституцией Индии, но именно этого хотели многие индийцы, проживающие в развитых западных странах. НРИ не раз отмечали, что такое решение позволит создать более крепкую связь диаспоры с Индией, и приводили в пример Китай, использующий похожую схему, получившую название «бамбуковой»3.

Однако реализация этой спорной идеи была отложена пришедшим к власти в 2004 г. новым правительством Индии во главе с ИНК, которым было создано новое Министерство по делам зарубежных индийцев. В ведение даного министерства передали почти все вопросы, касающиеся интересов диаспоры4. Без излишнего шума новые индийские власти вместо «двойного гражданства» предложили зарубежным индийцам приобрести сертификат «заграничного индийского гражданства», по сути предоставлявшего им лишь некоторые экономические, но не политические права5.

Несмотря на некоторую активизацию усилий правительства Индии по отношению к диаспоре после мирового экономического кризиса в 2008—2009 гг. в целом, как в Индии, так и среди индийской диаспоры в отношении к решениям правительства ИНК преобладал скепсис. Многочисленные индийские и иностранные эксперты не раз указывали, что политика официального Дели в отношении диаспоры страдает от непоследовательности и плохого исполнения, а многие важные рекомендации доклада по индийской диаспоре, предложенные еще в 2001 г., например создание базы данных всех членов индийской диаспоры и фонда по ее изучению, так и не были выполнены.

1 High Level Committee on Indian Diaspora. Part I. The Size of Diaspora. Available at: www.indiandiapora.nic.in (date of access: 03.04.2016).

2 Ibid.

3 India to grant dual citizenship to PlOs. 9 January, 2000. Available at: www.NDTV.com (date of access: 03.04.2016).

4 "We will listen to Indians abroad". Interview with the Minister for Overseas Indians Jagdish Tytler. 3 December, 2004. Available at: http://specials.rediff.com/news/2004/dec/03inter.htm; GOPIO Memorandum to PM. Available at: http://www.gopio.net/gopio_pm2003.htm (date of access: 03.04.2016).

5 Singh, Shubha. Taking India to overseas Indians. Available at: http://www.dailypioneer.com/ columnist1.asp (date of access: 03.04.2016).

Общее разочарование индийского общества в неспособности ИНК решить многочисленные проблемы страны, а также личность Нарендры Моди, много лет руководившего одним из наиболее успешно развивающихся индийских штатов — Гуджаратом, способствовали приходу к власти в Индии в мае 2014 г. нового правительства во главе с БДП, обещавшего ускорить проведение экономических реформ, повысить роль и значение Индии в мировых делах.

Н. Моди был активно поддержан почти всеми кругами индийской диаспоры, особенно НРИ. Его многочисленные выступления перед зарубежными индийцами в западных странах пользуются неизменным успехом.

В первый же год своего премьерства Н. Моди обеспечил упрощение бюрократических процедур пребывания зарубежных индийцев в Индии и пообещал ввести пожизненную визу для лиц, имеющих сертификат «заграничного индийского гражданства»1. Также он упразднил Министерство по делам зарубежных индийцев, вновь передав его функции в ведение индийского МИДа.

Как результат, не просто успех, но и «обожание» Н. Моди в среде НРИ приняло невиданные по индийским меркам масштабы. Эксперты отмечают, что Н. Моди обращается не только к экономическим интересам диаспоры, но и пытается эмоционально воздействовать на национальные и религиозные чувства приверженцев индуизма, утверждая, что тесные связи Матери-Индии с зарубежной диаспорой — неотъемлемая часть великой индийской цивилизации2. «Мы, — утверждает близкий соратник Н. Моди, генеральный секретарь БДП Рам Мадхав, — меняем контуры дипломатии и ищем новые пути укрепления интересов Индии за рубежом». «Они [диаспора] могут быть голосом Индии, даже будучи лояльными гражданами тех стран, где живут. Это долгосрочная цель в отношении диаспоры. Это подобно тому, как еврейская община США заботится об интересах Израиля» [Ивашенцов].

Два года назад Н. Моди был активно поддержан как индийскими деловыми кругами, ориентированными на сотрудничество с Африкой, так и индийским научным сообществом. Новому правительству было предложено не просто разработать меры по более эффективному сотрудничеству индийского бизнеса и властей с Африкой и следить, чтобы все обещания, которые прежнее правительство дало африканским странам, выполнялись без сбоев, но и учиться этому на опыте Китая3.

Символами активного двустороннего индийско-африканского сотрудничества с 2008 г. стали скопированные с успешно проходивших китайско-африканских саммитов саммиты «Индия—Африка», состоявшиеся в апреле 2008 г. в Дели и в мае 2011 г. в Аддис-Абебе. Третий саммит «Индия—Африка» состоялся в Дели

1 Narendra Modi opens doors to India with Diaspora 'goodies bag'. Available at: http://www.coastweek.com/3739-kul-bhushan-Modi-opens-goodies-bag-and-doors-to-India-for-Dispora.htm (date of access: 03.04.2016).

2 Ibid.

3 Modi in Power with new Approach to Africa. 19 May, 2014. The Times of India. Available at: http://www.thetimesofafrica.com/content/modi-power-new-approach-africa (date of access: 03.04.2016).

26—30 октября 2015 г. В противоположность двум предыдущим мероприятиям в саммите приняли участие представители почти всех стран Африки, в том числе 41 африканское государство представляли первые лица, а общее количество африканских представителей составило не менее 2 тыс. человек1 [Vines 2015].

Интерес африканских лидеров к участию в данном мероприятии во многом определялся достигнутыми ранее результатами индийско-африканских отношений. За последние пятнадцать лет индийско-африканский товарооборот вырос с $ 3 млрд до $ 70 млрд2. Индия выдала льготные кредиты африканским странам на сумму $ 9 млрд3 и предоставила африканцам 40 тыс. стипендий на обучение по 300 различным программам и курсам4, в том числе 25 тыс. только за три последних года5.

Учитывая достигнутые ранее успехи и амбиции Н. Моди, перед началом 3-го саммита не было недостатка в прогнозах о том, как данное мероприятие сможет активизировать и вывести на новый уровень экономические и политические связи Индии с Африкой и, по сути, откроет новую страницу в индийско-африканских отношениях. И действительно, в рамках проведения саммита индийским руководством был объявлен ряд новых инициатив, предусматривающих, в частности, увеличение до $10 млрд размера льготных кредитов, представляемых Индией африканским странам в течение следующих 5 лет в дополнение к $7,2 млрд, ранее предоставленных странам Африки по итогам индийско-африканских саммитов 2008 и 2011 г.6

В то же время анализ принятых решений и выступлений участников 3 саммита дает основания считать, что ничего принципиально нового по сравнению с предыдущими саммитами на нем не произошло. Некоторое количественное увеличение объемов помощи, объявленное индийскими властями, не выглядело зна-

1 Africa major focus of BRICS Bank: Indian Premier. The BRICS Post. 24 October, 2015. Available at: http://thebricspost.com/africa-major-focus-of-brics-bank-indian-premier/#.VlnKOuPH SSo (date of access: 03.04.2016).

2 Vanham Peter. Big dreams of India-Africa trade at Delhi forum. 5 November, 2015. Available at: http://blogs.ft.com/beyond-brics/2014/11/05/big-dreams-of-india-africa-trade-at-delhi-forum/; Naidu, Sanusha, Rwigi, Edwin. India's Africa trade policy under the Modi Government: Business as usual or the makings of a strategic reorientation? 4 March, 2015. Available at: http://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/news/india%E2%80%99s-africa-trade-policy-under-the-modi-government-business-as (date of access: 03.04.2016).

3 Statement by External Affairs Minister Smt. Sushma Swaraj at Ministerial Meeting of Third India-Africa Forum Summit. New Delhi. 27 October, 2015. Available at: http://www.iafs.in/ speeches-detail.php?speeches_id=229 (date of access: 03.04.2016).

4 Ibid.

5 The India-Africa Relationship Beyond Strategic Considerations. The Wire. 24 October, 2015. Available at: http://thewire.in/2015/10/24/the-india-africa-relationship-is-beyond-strategic-considerations-13932/ (date of access: 03.04.2016).

6 India pledges million in aid, low-cost loans for Africa. 29 October, 2015. Available at: http://www.news24.com/World/News/India-pledges-millions-in-aid-low-cost-loans-for-Africa-20151029; Singhal Rajrishi. Modi resets India's Africa strategy. The Hindu. 17 November, 2015. Available at: http://www.thehindubusinessline.com/opinion/modi-resets-indias-africa-strategy/article 7888689.ece (date of access: 03.04.2016).

чительным уже через месяц на фоне заявлений китайского руководства на китайско-африканском саммите в Йоханнесбурге в начале декабря 2015 г. об увеличении помощи странам Африки до $60 млрд.

В целом прошедший 3-й саммит «Индия—Африка» оставил двойственное впечатление. Основным его отличием от двух предыдущих стал, пожалуй, сам масштаб этого мероприятия. При этом стало понятно, что разработанные ранее формы и подходы к осуществлению индийско-африканского сотрудничества не устраивают нынешние власти Дели, а также не особенно интересны африканским странам, общественное мнение и СМИ которых, а также их экспертное и деловое сообщество забыли о прошедшем в Дели форуме уже через несколько дней, полностью сосредоточившись на последующем китайско-африканском мероприятии.

Еще одной яркой особенностью прошедшего 3-го саммита «Индия—Африка» стало красноречивое умалчивание Н. Моди в своих выступлениях имени Джавахарлала Неру, автора политического курса Индии в ее отношениях с Африкой и другими развивающимися странами, при том что целый ряд африканских лидеров тепло вспоминали первого премьер-министра Индии в своих речах1.

Видимая неудовлетворенность нынешних властей Дели сложившимся положением дел в индийско-африканских отношениях, а также стремление отмежеваться от наследия исторического курса Неру—Ганди, вероятно, потребует от правительства Н. Моди каких-то новых инициатив или других неординарных шагов, которыми весьма богат политический арсенал любящего эффектные жесты и броские лозунги индийского премьер-министра. Самый удобный повод для того — запланированный на лето 2016 г. визит Н. Моди в ряд африканских стран, в том числе в Южную Африку, исторически обладающую самой большой в Африке общиной выходцев из Индии, насчитывающей до 1,5 млн человек, достаточно компактно проживающих в провинции Наталь.

Возможность установления более прочных культурных, образовательных связей и иных гуманитарных связей с Индией горячо приветствовалось индийцами ЮАР после демонтажа системы апартеида и установления дипломатических отношений между Южной Африкой и Индией в начале 1990-х гг.

В то же время представители индийской общины ЮАР с самого начала были весьма критически настроены к инициативам индийским властей вовлечь их во внешнеполитическую стратегию Индии и особенно негативно восприняли идею о «двойном гражданстве».

Объяснение критической позиции южноафриканской индийской общины к этой идее дал член АНК и парламента ЮАР, бывший борец против режима апартеида Мева Рамгобин, индиец по происхождению. «Принятие двойного гражданства, — сказал он, — будет препятствием национальному строительству в Южной

1 McCann, Gerard. Modi may be dressing up India's Africa policy differently, but little has changed. 10 November 2015. The Conversation. Available at: http://theconversation.com/ modi-may-be-dressing-up-Indias-Africa-policy-differently-but-little-has-changed-50043 (date of access: 03.04.2016).

Африке и даже самому мирному сосуществованию в моей стране»1. «Мы помним ужасные вещи, которые делал в Уганде Иди Амин, — добавил М. Рамгобин. Большинство экономически преуспевающих индийцев предпочли британские паспорта. Они оскорбили не только Уганду, но и Индию, продемонстрировав лояльность своим банковским счетам». «Я бы рассматривал это не только как анахронизм, — указал южноафриканский парламентарий далее, — но и как предательство, если бы я принял индийское гражданство, независимо от того, насколько экономически выгодным это могло бы быть»2.

В своем отношении к идее двойного гражданства М. Рамгобин был поддержан южноафриканским профессором индийского происхождения Фатимой Мир, которая в числе первых десяти представителей индийской диаспоры получила специально учрежденную для диаспоры награду правительства Индии Праваси Бхаратия Самман в 2003 г. Выступая на церемонии вручения награды, Фатима Мир отклонила сам термин «диаспора» в отношении индийцев Южной Африки, оценив его как слишком жесткий, и так же как М. Рамгобин, подчеркнула, что индийцы Южной Африки являются именно южноафриканцами и никем более3.

Правившее в Индии с 2004 по 2014 гг. правительство во главе с ИНК явно учло эти настроения южноафриканских индийцев, более не пытаясь сделать их «послами Индии». В 2010 г. во время проведения в Дурбане Праваси Бхаратия Дивас — фестиваля индийской диаспоры — министр по делам зарубежных индийцев в правительстве Индии Ваялар Рави призывал индийцев ЮАР усилить экономические связи с Индией, но одновременно отметил, что «для африканцев индийского происхождения узы, связывающие их со страной происхождения, являются культурными и социальными» [Dickinson 2015: 83].

С момента прихода к власти в Индии в 2014 г. правительства Н. Моди риторика индийских властей существенно поменялась. Речи Н. Моди и предпринимаемые им действия указывают, что его цель состоит в трансформации роли индийской диаспоры из группы лиц, имеющих заграничное гражданство и ряд ограниченных, в основном экономических прав в Индии, в по сути дела граждан Индии, проживающих в других странах [Dickinson 2015: 81]. С этой целью используются как политические меры, вроде введения пожизненной визы, так и предпринимаются эмоционально и символически насыщенные действия, в том числе активное продвижение индийской (индусской) культуры, подчеркивание величия древней индийской цивилизации, ее всемирного характера, воплощенного в «индусском мире». Инструментами этого подхода являются поддержка культурных ассоциаций, языковых курсов, организация паломнических туров и другие меры, нацеленные на укрепление духовных связей зарубежных индийцев с прародиной.

1 Jha, Nilanjana Bahaduri. South Africa's Indians rejected dual citizenship. The Times of India. 17 July, 2003.

2 Ibid.

3 Ibid.

Конечно, отчасти указанные действия по созданию лояльной Индии диаспоры предпринимались индийскими властями и до прихода Н. Моди к власти, но именно с его именем связывается значительная активизация этих усилий. Оппозиционная правительству БДП индийская пресса уже предупреждает власти Индии о том, что такого рода игры с диаспорой могут вызвать сомнения властей африканских стран в лояльности диаспоры, что принесет как ей, так и индийским интересам в Африке только вред.

Вместе с тем нельзя отрицать энергию и харизму нынешнего индийского лидера, его политическое и деловое чутье, а также способность быстро решать поставленные задачи. В запланированном визите в Африку, как отмечается, значительное внимание индийская сторона планирует уделить расширению индийско-африканских связей путем их перевода на региональный уровень1. Учитывая, что почти каждый из индийских штатов имеет свою специализацию, а индийские общины в африканских странах внутренне неоднородны и делятся на касты, землячества и т.д., подобный подход может оказаться весьма удачным и продуктивным решением. При этом очевидно, что проблема выработки сбалансированного подхода по взаимодействию с индийскими общинами в Африке будет сложным вопросом и для нынешнего, и для любого будущего индийского правительства. Для достижения взаимоприемлемого результата, только и способного обеспечить Индии преимущества в Африке и добрую волю африканских стран и индийских общин в африканских странах, индийским властям придется научиться учитывать не только собственные интересы, но и интересы всех своих партнеров.

Необходимо также хотя бы начать решать давно назревшую проблему борьбы с расизмом и агрессией в Индии по отношению к африканцам, которая уже омрачила празднование в Индии Дня Африки 25 мая 2016 года и вызвала после убийства в Дели конголезского студента серию вполне реальных угроз в отношении индийских бизнесменов в Демократической Республике Конго, которым вла-

" 2 сти страны даже рекомендовали пару дней не выходить из дома2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ивашенцов Г. Моди: ставка на зарубежную индийскую диаспору. Российский совет по международным делам. 17 марта 2016 г. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7399#top-content (дата обращения: 24.05.2016).

Africa major focus of BRICS Bank: Indian Premier. The BRICS Post. 24 October, 2015.

Dickinson Jen Articulating an Indian diaspora in South Africa: The Consulate General of India, diaspora associations and practices of collaboration // Geoforum. 2015. № 61. pp. 78—79. URL: www.elsevier.com/locate/geoforum (date of access: 24.05.2016).

1 Bhattacherjee, Kallol. Africa reaches out to Indian States. The Hindu. 7 June, 2016. Available at: http://www.thehindu.com/news/national/africa-reaches-out-to-states/article8697523.ece (date of access: 10.06.2016).

2 Bhattacherjee, Kallol. Reprisals in Congo; India plans outreach. The Hindu. 27 May, 2016. Available at: http://www.thehindu.com/news/national/congolese-student-killing-india-plans-outreach-amid-reprisals-in-сongo/ article8651748.ece?utm_source=InternalRef&utm_medium= relatedNews&utm _campaign=RelatedNews (date of access: 01.06.2016).

Dubey Ajay Kumar Indo-African Relations in the Post-Nehru Era (1965—1985). Delhi, Kalinga Publications. 1990.

Dubey Ajay Kumar Indian Diaspora in Africa and Changing Policies of India // Indians Abroad. Ed. S.D. Singh, M. Singh. Kolkata: MAKAIAS, 2003.

McCann G. Modi may be dressing up India's Africa policy differently, but little has changed. 10 November 2015. The Conversation

Vanham P. Big dreams of India-Africa trade at Delhi forum. 5 November, 2015. Vines Alex India's Interests at the Africa Forum Summit: From Deals to Delivery? // Chatham House. 26 October, 2015. URL: https://www.chathamhouse. org/expert/comment/india-s-interests-africa-forum-summit-deals-delivery (date of access: 24.05.2016).

Дата поступления статьи: 10.02.2016

Для цитирования: Усов В.А. Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». — 2016. — № 2. — С. 226—235.

AFRICAN POLICY OF DELHI AND INDIAN COMMUNITY IN AFRICA: CURRENT STATUS

V.A. Usov

Institute of African Studies of RAS, Moscow, Russia

The article is devoted to a changing nature of India-Africa relations and a role of Indian Diaspora in Africa. Indian Diaspora in African countries for many years was regarded by the Indian government more as a stumbling block for development India-Africa relations than as a source of opportunities. New policy to Diaspora was elaborated in the very beginning of 2000s but it was Narendra Modi, Indian prime-minister from 2014, who started promoting Diaspora as one of the priority in his international agenda. Indian government initiated in October 2015 third India-Africa Forum-Summit which happened to be much larger event than two previous forum summits in 2008 and 2011. However energetic policy of N. Modi has not brought India-Africa relations to a new level yet. While planned visit of N. Modi to a number of African countries in July 2016 is seen as a step to achieve this goal, his meetings with representatives of Indian communities in these African countries could be regarded as a sign of a new approach to the Indian Diaspora as "Ambassadors of India". That could bring some controversy as many South African Indians consider themselves only citizens of their country and no more. Besides, the Indian government should take all necessary measures to prevent racist attacks against Africans in India which greatly tarnish the Indian image in the eyes of Africans.

Key words: Africa, India, Indian Diaspora in Africa, Narendra Modi, 3 India-Africa Forum Summit

REFERENCES

Africa major focus of BRICS Bank: Indian Premier. 2015. The BRICS Post.

Ivashentsov G. Modi: stavka na zarubezhnuyu indiiskuyu diasporu. Rossiiskii sovet po mezh-dunarodnym delam. [Modi: the bet on overseas Indian diaspora. Russian Council on International Affairs.]. March 17, 2016. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7399#top-content (date of access: 24.05.2016).

Dickinson Jen, 2015. Articulating an Indian diaspora in South Africa: The Consulate General of India, diaspora associations and practices of collaboration. Geoforum, no. 61, pp. 78—79. Availbale at: www.elsevier.com/locate/geoforum (date of access: 24.05.2016).

Dubey Ajay Kumar, 1990. Indo-African Relations in the Post-Nehru Era (1965—1985). Delhi, Kalinga Publications.

Dubey Ajay Kumar, 2003. Indian Diaspora in Africa and Changing Policies of India. Indians Abroad. Ed. S.D. Singh, M. Singh. Kolkata: MAKAIAS.

McCann G., 2015. Modi may be dressing up India's Africa policy differently, but little has changed. The Conversation.

Vanham P., 2015. Big dreams of India-Africa trade at Delhi forum. 5 November, 2015. Vines Alex, 2015. India's Interests at the Africa Forum Summit: From Deals to Delivery? Chatham House. Available at: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/india-s-interests-africa-forum-summit-deals-delivery (date of access: 24.05.2016).

For citations: Usov V.A. African policy of Delhi and Indian community in Africa: current status. Vestnik RUDN. International Relations, Vol. 16, No. 2 (June 2016), pp. 226—235.

© Усов В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.