Научная статья на тему 'С батырами в новый век'

С батырами в новый век Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С батырами в новый век»

<яжи

Татарская борьба курэш, как и конные скачки, является главным традиционным видом спорта на празднике Сабантуй. По мнению историков, они, как и сам праздник, первоначально носили культовый характер. В последние десятилетия по этим видам спорта на основе устных народных правил разработаны правила, организованы секции, проводятся районные и республиканские соревнования.

Курэш дал миру немало прославленных чемпионов, в том числе и олимпийского уровня по классической, вольной борьбе, борьбе самбо и дзюдо. И в этом немалая заслуга Федерации татаро-башкирской спортивной борьбы курэш Республики Татарстан, созданной более 30 лет назад. Ныне ее возглавляет заместитель Премьер-министра РТ, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ М. Г. Ахметов, вносящий большой вклад в пропаганду любимого народом вида спорта. По существу, можно говорить о качественно новом этапе его развития в городах и селах республики. Об этом и интервью с председателем Федерации татаро-башкирской спортивной борьбы М. Г. Ахметовым.

Д. Ш. - Марат Готович! Не прошло и года, как Вас избрали председателем республиканской Федерации татаро-башкирской спортивной борьбы курэш. Но и за столь ко-

роткое время Вам удалось заметно оживить ее деятельность. К курэшу обращены сегодня взоры широкой общественности, и что немаловажно - глав администраций городов и районов республики...

М. А. - Ничто не возникает вдруг, на пустом месте. Ведь у нашего любимого вида спорта многовековая история и богатые традиции. Хвала батырам возносится в татарском фольклоре — песнях, баитах, сказках и поговорках. Так, в сказке "Турай батыр" говорится, что с ним не мог тягаться ни один батыр, не осталось никого, кого бы он не победил в схватках. Имя Турай батыра не сходило с уст. Таким же непобедимым батыром остался в народной памяти Идегей, запечатленный в бессмертном татарском эпосе. Даже на склоне лет, в споре со своим сыном Нурадыном, Идегей говорит о себе: Я, как молния, полон огня... Если я с тобой поборюсь, Одолею тебя в борьбе... Если вернуться к нашим дням, то можно вспомнить баиты и песни о Хафизе Бара-зе - непобедимом "батыре в лаптях" Сабантуев Заказанья и Приуралья конца XIX — начала XX вв. На Сабантуях не раз становились победителями видные историки Ш. Марджани и Х. Атласи, рекордсмен СССР по штанге 1928 года, известный артист цирка Н. Жеребцов и первый заслуженный тре-

Г291

нер СССР из Татарстана Н. Моряшичев, знаменитый Карахмет, отмеченный в известной поэме Г. Тукая как "очень высокий, очень сильный и очень отважный джигит", Нур Алимов, прозванный Кара-Малаем — первый абсолютный чемпион России по боксу в 1915 году, и многие другие. А разве не заслуживает внимания журналистов, да и писателей имя батыра казанского Сабантуя начала 20-х годов А. Хабибуллина - чемпиона по национальной борьбе I Всесоюзной спартакиады, проведенной в 1928 году в Москве? Обратите внимание, курэш уже в начале 20-х годов был возведен в ранг всесоюзных соревнований. К сожалению, об этой спортивной звезде - Хабибуллине — подзабыла даже спортивная общественность. Полагаю, что со временем нашей федерации надо будет подумать о создании музея спортивной славы батыров курэша. В нем на самом почетном месте можно было бы поместить фотографии и реликвии выдающихся сынов татарского народа, которые, закалившись на майданах Сабантуя, стали чемпионами России, СССР, Европы, мира и Олимпийских игр. Назову имена некоторых из них. Это - Ш. Сафин, ставший из татар первым олимпийским чемпионом по классической борьбе, олимпийский чемпион Ш. Хисаметдинов, чемпионы мира и Европы М. Тазетдинов, Х. Бикташев, Р. Насыбу-лов и многие другие.

Д. Ш. - Раз уж мы начали с традиций ку-рэша и назвали именитых чемпионов, выросших на майданах, наверное, уместно будет вспомнить и тех, кто становился абсолютным батыром Сабантуя и чемпионатов Татарстана и России.

М. А. - Боюсь, что если перечислять всех, то наша беседа излишне затянется. Остановлюсь лишь на некоторых из них, завоевавших своими победами особую любовь у нашего народа. Я с детства знал имена непобедимых батыров послевоенных сабантуев

A. Закирова, 3. Ханова и Л. Салимуллина, ставшего в конце 50-х годов чемпионом СССР и вторым призером Кубка мира по вольной борьбе.

В 50-80-е годы на смену им пришли Р. Сафин — неоднократный чемпион России по самбо, Р. Сайфуллин, А. Мингалимов,

B. Кузнецов, который стал многократным чемпионом Европы и мира по самбо, серебряным призером Олимпийских игр по дзюдо, Р. Шарипов-Гайфуллин, В. Канашев, В. Николаев, И. Баширов, И. Мингазов, возглавивший ныне апелляционную судейскую

комиссию ветеранов нашей федерации, Н. Галиев, А. Гайфуллин, Д. Галиев, М. Ги-лаев, Н. Хамидуллин, Ф. Шакиров, В. Гари-фуллин, Ф. Ахметов, Я. Ибрагимов, А. Му-хамадиев, братья Фарит, Фаниль и Марат Ах-мадиевы, Э. Губайдуллин... Герои Сабантуев последних лет — это, несомненно, Р. Хамитов, Р. Самигуллин, к слову, народный депутат Татарстана и член нашей федерации, В. Усманов, сын Раббани - Ришат Шарипов, Р. Мухамов.

И, конечно же, не могу не назвать имена победителей "Конкурса - 2001", организованного нашей федерацией. Лучшими батырами года признаны мастера спорта А. Хай-рутдинов (Балтаси), А. Гилаев (Н. Челны) и Р. Шафиков (Советский район г. Казани).

Хочу заметить, что подрастает и достойная смена.

Д. Ш. - Тут, наверное, самый раз перейти к работе федерации по подготовке новых борцов, развитию курэша вообще.

М. А. - Прежде чем высказаться по некоторым направлениям деятельности федерации, хочу предоставить вам документ -одно из первых постановлений федерации, подписанных мною. В нем в какой-то мере дан анализ состояния развития борьбы ку-рэш, высвечены основные проблемы и намечены пути их решения.

Федерация татаро-башкирской спортивной борьбы "курэш" Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Казань 26.12.2001 г.

В 2001 году Федерацией татаро-башкирской спортивной борьбы "курэш" Республики Татарстан и ее президиумом проделана определенная работа по совершенствованию и дальнейшему развитию национальной борьбы "курэш" в городах, районах республики. Как положительное можно отметить возросшее мастерство взрослых борцов, о чем свидетельствуют результаты чемпионатов Татарстана и России. Более организованно и торжественно стали проводиться соревнования по борьбе "ку-рэш" первенства Минсельхоза и чемпионата Республики Татарстан. Руководители городов и районов со всей серьезностью стали относиться к развитию национальных видов спорта.

.292:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Проблемы дальнейшего развития национальной борьбы "курэш" сегодня таковы: низок охват молодежи республики в секциях по борьбе "курэш", не все желающие могут тренироваться в городах, селах и других населенных пунктах; мало борцовских ковров; недостаточны штаты тренерских кадров. Назрело время определиться со старшими тренерами среди юношей и взрослых.

Следует внести уточнение и в календарь спортивных мероприятий по национальной борьбе "курэш". Финальные соревнования чемпионата республики среди юношей необходимо проводить параллельно со взрослыми перед чемпионатом России.

Имеются определенные недостатки в работе членов президиума Федерации национальной борьбы "курэш", не все активно включились в работу.

Подводя итоги работы за 2001 год, президиум Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Приоритетными задачами в развитии национальной борьбы "курэш " в Республике Татарстан в 2002 году считать:

- обеспечение имеющихся спортивных залов республики борцовскими коврами и тренерскими штатами;

- материальное стимулирование добивающихся хороших результатов тренеров, создание им условий для более плодотворной работы;

- проведение спортивных соревнований по борьбе "курэш" всех рангов на высоком уровне организованности, в атмосфере праздничности;

- комплектование сборных команд республики среди юношей и взрослых, отбор кандидатов в течение всего года, привлечение к курэшу борцов из других видов борьбы.

Д. Ш. — Расскажите, пожалуйста, что делает федерация по реализации задач, намеченных в этом документе.

М. А. — Их выполнение легло на плечи всех членов федерации, прежде всего ее исполнительного директора Наиля Хамидулли-на, в прошлом известного батыра республики по курэшу, самбо и гиревому спорту, бывшего руководителя Татсовета ДСО "Динамо", моего заместителя Марата Ахмадиева -кандидата наук, также известного батыра республики.

А начали мы свою работу с обеспечения курэшистов борцовскими коврами. Ведь у нас в республике насчитывается 47 детско-юношеских спортивных школ с отделения-

ми татаро-башкирской борьбы, где постоянно тренируется более 6,5 тысячи детей, а вот занимаются некоторые из них только на гимнастических матах. Сначала федерация приобрела для этих целей 20 ковров, затем - 33, причем последнюю партию привезли из Финляндии. Принцип такой: ковры выделяются районам при условии долевого участия в их приобретении. Поясню конкретнее: если федерация для района покупает один ковер, то и район обязан выделить деньги на еще один такой же ковер. Таким образом, думаем в ближайшие годы все села, где культивируется курэш, обеспечить современными коврами.

Также конкретно подошли мы и к вопросам комплектование тренерских кадров, выделив для отдельных районов 0,5 ставки тренера по курэшу через управление сельского хозяйства.

Радует то, что в деле оказания материальной помощи тренерам нас все больше поддерживают главы администраций районов. Приведу лишь один пример. Глава администрации Актанышского района Э. Фаттахов из фонда администрации выделил для поддержки тренеров по борьбе дополнительную оплату. И результаты налицо: районная команда в последние годы стала одной из лучших в республике. В этой связи особо хотелось отметить успех юных акта-нышцев в 2002 году, среди 40 команд они выиграли в Мензелинске кубок газеты "Татарстан яшьлэре".

Такие конкретные меры, несомненно, будут способствовать в первую очередь привлечению к работе в секциях курэша тренеров прежде всего из числа школьных преподавателей физкультуры. Ведь школа - исток всего. В целом не могу не высказать своего восхищения поистине титаническим трудом наших тренеров, внесших большой вклад в подготовку батыров. Десятки мастеров ковра воспитали И. Димеев (Альметьевск), Р. Га-тин (К.Устье), Ф. Хузин (Сабы), И. Имамов (Мамадыш), С. Юсупов (Альметьевск), Г. Мухамадиев (Казань), Р. Назмиев (Мин-зелинск), Ш. Саляхов (Арск) и другие. По итогам 2001 года лучшими тренерами курэ-ша федерация признала Р. Ахметханова (Советский р-н г. Казани), В. Давлетшина (Ва-хитовский р-н г. Казани), Р. Шагиева (Кук-морский р-н), Д. Халилова (Авиастроительный р-н г. Казани), И. Анварова (Актанышс-кий р-н).

В деле подготовки и переподготовки тренерских и судейских кадров свою роль дол-

«

Выступление М. Г. Ахметова на закрытии республиканских соревнований по курэшу на приз Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Фото из личного архива М. Г. Ахметова.

жна сыграть установка на более полное использование потенциала факультета физвос-питания КГПУ, деканом которого является член нашей федерации, доктор биологических наук, профессор Р. Абзалов, кафедры физвоспитания Казанской ветеринарной академии, которую возглавляет известный тренер и теоретик курэша, профессор М. Саха-бутдинов - также член нашей федерации. Базовыми научными и учебными центрами федерации становятся также Набережно-Челнинский филиал Волгоградского института физической культуры, где создана специальная кафедра по единоборствам (зав. кафедрой - профессор А. Кузнецов, преподаватель по курэшу, член федерации Р. Фай-зуллин) и кафедра физвоспитания Казанской сельскохозяйственной академии (доцент С. Чинкин) и другие вузы. Уже подготовлены плакаты по технике курэша, а также методические пособия для секций и спортивных школ. Прорабатывается вопрос обязательного введения в программу физической подготовки учащихся - мальчиков старших классов татарской гимназии программы "Та-тарча керэш". Кстати, именно в секциях ку-рэша прошла первую обкатку, или, скажем, испытание разработанная по заказу федерации художником Дифаком Рахматуллиным спортивная форма борцов-курэшистов.

Д. Ш. - В среде спортивной общественности немало разговоров об этой форме, эмблемах, вымпелах и значках, выпуска-

емых федерацией. Не могли бы рассказать об этом подробнее?

М. А. - Да, нами рассмотрены три варианта единой спортивной формы курэшис-тов, которые, по нашему мнению, должны отвечать, как у самбистов и дзюдоистов, требованиям мировых стандартов. В настоящее время фирмой "Данлы" изготовлены их образцы, которые, как я уже отметил, проходят обкатку в вузах республики. Мы уже приступили к разработке обязательной единой формы и для судей соревнований по курэшу. Вошло в практику изготовление для секций видеокассет со съемкой хода соревнований, издание к различным соревнованиям красочных афиш и приглашений. Изготовлены вымпелы, бланки грамот, эскизы нескольких видов значков и другие сувениры, главным символом которых является эмблема нашей федерации. Она решена в форме круглого борцовского ковра. В центре композиции, конечно же, борцы-соперники, в одном варианте дружественно пожимающие друг другу руки, в другом - обхватившие друг друга кушаками. В композицию вплетены -силуэт зеленого дерева с татарским орнаментом на фоне голубого неба, золотой колос, тюльпан и абрис барана - главного приза для батыров, имевшего в древности сакральную значимость. Эмблему окаймляет золотисто-оранжевая полоса - символ солнца, золотой нивы и благополучия. Ведь правда — впечатляет! В настоящее время готовим мате-

.294:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

риалы для утверждения эмблемы федерации в Геральдическом совете при Президенте Республики Татарстан.

Д. Ш. - У меня в руках два номера газеты "Курэш", изданной вашей федерацией, где напечатаны рисунки символов курэ-ша, а также результаты состязаний 2001 года.

М. А. - Сегодня ее можно, видимо, еще упрекнуть за неудачную верстку и погрешности в оформлении и подаче материалов. Но, на мой взгляд, выпуск федерацией своей газеты - это заметное явление в спортивной жизни республики в целом.

Что касается календаря спортивных мероприятий, то мы сохранили все традиционно сложившиеся чемпионаты и турниры. Но стали уделять большое внимание содержательности каждого состязания, его привлекательности, усилили контроль за районами, которые из года в год не выставляют свои команды. К примеру, в республиканских первенствах по курэшу как среди взрослых, так и среди юношей не участвовали команды Спасского, Тетюшского, Дрожжановского, Ютазинского, Алексеевского районов. Сейчас в этих районах дела пошли на поправку. Спасский район, например, уже приобрел 4 ковра и на соревнования 2002 года среди юношей младшего возраста на приз газеты "Сабантуй" в Мамадыше, где, к слову, приняли участие более 400 борцов, выставил полную команду.

У нас в плане - изучение возможности проведения международных состязаний и даже чемпионата мира по борьбе на кушаках, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению мастерства наших атлетов - с одной стороны и, что особенно важно, установлению дружеских связей наших спортсменов с борцами других стран мира, в первую очередь - Евразии. Хотя, хочу подчеркнуть, это не самоцель. Главная же прикладная задача - подготовка с помощью курэша сильных, выносливых и отважных парней, готовых к труду, а если понадобится, и к обороне страны.

Д. Ш. - Что касается уровня газеты, то это дело наживное. Тем более в составе федерации есть известный спортивный журналист, курэшист А. Гиниятов, который на конкурсе 2001 года, проведенном федерацией, вместе с И. Ильдархановым был признан лучшим журналистом года, освещающим курэш. К тому же материалы по истории ку-рэша и других национальных видов спорта и игр мы уже начали публиковать и в журнале "Гасырлар авазы - Эхо веков". В этой свя-

зи у меня к Вам еще один вопрос. Каково Ваше мнение об относительно частом появлении на республиканских чемпионатах "схваток ветеранов"?

М. А. — Здесь я бы внес небольшую ясность в сам вопрос. Борьба аксакалов, как и юнцов, — это давняя традиция праздников Сабантуй. Она символизирует, как отмечаете и Вы в своих исследованиях, космологическую народную идею, говорит об оптимистическом духе наших предков, о преемственности поколений, о продолжении рода, нации, если хотите, человечества в целом. С учетом этого, наша федерация предполагает организовать даже коммерческие турниры среди батыров-ветеранов. Но речь здесь идет только об известных алыпах профессионального уровня, т.е. мастерах ковра, таких, к примеру, как Хамитов, Канашев, Баширов, имена которых известны всему народу.

В то же время я хотел бы сказать организаторам соревнований среди ветеранов по курэшу: погоня за массовостью не нужна. Татарская борьба - очень тяжелый вид спорта. Рисковать здоровьем пожилых граждан неуместно, да и просто опасно. Поэтому каждая схватка ветеранов должна проходить при пристальном наблюдении врачей и судей высокой квалификации.

Д. Ш. — А сейчас, думается, уместно затронуть тему правил соревнований. Тем более что в последнее время и на страницах республиканских изданий много разговоров о правилах курэша, предлагаются различные варианты их совершенствования.

М. А. — Да, развитие любого вида спорта неразрывно связано с правилами проведения соревнований. И здесь следует подчеркнуть, что у курэша, имеющего многовековую историю и богатые традиции, издревле имелись традиционные народные формы проведения схваток борцов на различных состязаниях и праздниках, повсеместно принятые устные, да и письменные правила. Так, в 20-е годы прошлого века первые правила соревнований по борьбе курэш были разработаны Н. А. Семеновым, были введены три весовые категории. По этим правилам проводились соревнования по борьбе около тридцати лет. В правилах, изданных в 1958 и 1961 годах, были введены уже четыре весовые категории. В правилах соревнований по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе, разработанных Р. А. Ази-зовым и Д. Р. Шарафутдиновым в 1971 году и изданных на татарском и русском языках, введены пять весовых категорий. Примеча-

«

тельно, что в классификационные нормативы здесь было включено звание мастера по национальным видам спорта РСФСР. В 1985 году М. М. Сахабутдинов создал свой вариант правил соревнований по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе. Весовые категории он расширил до девяти. Было введено завязывание кушаков при отсутствии технических баллов у соперников по истечении 6 минут борьбы.

Затем продолжительность схватки была изменена на 7 минут, и вторая половина схватки проходила на завязанных кушаках. Введена весовая категория 90-100 кг.

В 1997 году М. Г. Ахмадиевым и М. К. Кадыровым были разработаны и изданы "Правила судейства, соревнований по татаро-башкирской спортивной борьбе" и "Правила соревнований по татаро-башкирской спортивной борьбе" на татарском и русском языках. В этих правилах соревнований

— десять весовых категорий. Цвет кушаков

- красный и зеленый. Борьба продолжительностью 6 минут без перерыва и без завязывания кушаков. Результаты схватки: чистая победа, победа с явным преимуществом (преимущество в 5 баллов), победа по баллам, победа с незначительным преимуществом. Приемы, не приводящие к чистой победе, оцениваются в 1 балл, 2 балла или активностью.

На основе правил соревнований разработан программный комплекс для ведения работы секретариата с использованием персональных компьютеров.

Д. Ш. — Говоря о правилах, я не могу обойти резолюцию VII курултая ВТОЦ "О развитии татарской национальной борьбы", принятую 15 апреля 2002 года. Каково Ваше мнение о поднятых в ней вопросах, в частности, о создании единых правил по курэ-шу?

М. А. — Все предложения, направленные на развитие татарской борьбы — организация секций, проведение соревнований различного уровня в местах компактного проживания татар в России и т.д., естественно, нашей федерацией поддерживаются. Однако поднимаемый ВТОЦем вопрос о создании для всех татар России единых правил по курэшу говорит о том, что составители резолюции не знают специфики любимого нашим народом вида спорта. Ибо издревле ку-рэш, как, впрочем, и другие классические и национальные виды борьбы, развивается в двух направлениях. Борьба с кушаком без захвата ног и подножки (татаро-башкирская)

и борьба с кушаком, где разрешается проводить указанные приемы (мишарская). Поэтому считаю, что объединять эти два самобытных вида спорта в единые правила и не реально, и не целесообразно. И вообще, коль уже ВТОЦ решил проявить интерес к этому вопросу, то его следовало бы поднять шире, обратив внимание татарской общественности на необходимость развития национальных видов спорта и игр. Причем с привлечением к этой актуальной проблеме специалистов. А дилетантски поднимаемые вопросы могут только помешать их дальнейшему развитию.

Д. Ш. - Может, и в республике следует воссоздать федерацию национальных и народных видов спорта и игр, которая просуществовала лет десять?

М. А. — Речь сегодня может идти об образовании Ассоциации по национальным видам спорта и играм, и мы туда охотно войдем. Думаю, что не откажутся объединиться в Ассоциацию федерации по гиревому спорту, конному спорту, армреслингу, имеющие уже опыт участия и побед своих спортсменов в соревнованиях международного уровня, даже чемпионатах Европы и мира.

А потом опыт лучших батыров праздников Сабантуй свидетельствует: курэшисты, при соответствующей подготовке, без особого труда добиваются высоких результатов в самбо и греко-римской, да и вольной борьбе. Имена выдающихся чемпионов я уже назвал в начале нашей беседы.

Д. Ш — Марат Готович, а Вы верите в то, что наш курэш может выйти на международную арену соревнований? Станем ли мы когда-либо свидетелями чемпионатов мира по поясной борьбе?

М. А. — Курэш уже сейчас является видом спортивного двоеборья международного, я бы даже сказал, мирового уровня. Такие виды кушачной борьбы, по нашим сведениям, культивируются и у многих других народов. Так что организовать евразийский турнир большого труда не составит. Но, думаю, чтобы проводить чемпионаты Европы и мира, надо добиваться подлинной массовости курэша, организации секций в каждом коллективе, учебном заведении, в каждом районе и ауле.

Д. Ш. - Что, на Ваш взгляд, не вобрали в себя ныне действующие правила из предыдущих?

М. А. — Такой анализ должны проводить специалисты. И вообще, правила как нормативные акты должны составляться не одним-двумя авторами, а целым научным

.296:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

коллективом и выпускаться только от имени федерации, разумеется, при предварительном согласовании с видными батырами, и Министерством по делам молодежи, туризму и спорту. Думаю, что такая работа в ближайшие годы будет проведена.

Я же хотел обратить внимание специалистов лишь на два общих момента: одно из примечаний правил 1929 года гласит, что "борцу разрешается иметь собственный кушак, который он обязан перед борьбой показать судьям", и примечание правил 1971 года — о том, что "участники соревнования и представители команд не могут одновременно быть судьями данного же соревнования". Если первое требование связано с соблюдением элементарных гигиенических правил, то второе - имеет нравственный оттенок. Если ты участник - не лезь в судьи, а если ты судья, не претендуй на батыра!

Поэтому правила прежде всего не должны мешать борцам бороться, а помогать справедливому выявлению действительно лучшего, сильнейшего батыра. Объективная же тенденция, на мой взгляд, такова - увеличение количества весовых категорий и сокращение времени на проведение схваток. Это отвечает общемировой тенденции совершенствования спортивной борьбы, что говорит о сближении курэша с классическими или, скажем так, олимпийскими видами борьбы. Конечно, при сохранении своей самобытности и неповторимости! Если в XIX - начале ХХ веков борьба длилась по полчаса или и того больше, сейчас для определения победителя выделяется всего 6 минут.

Какие требования правил последних десятилетий вызывают сомнения? Это - прежде всего очкомания, т.е. погоня за очками, которая противоречит философии курэша -повергнуть противника на лопатки. Во-вторых, я, как ветеран курэша, не воспринимаю ничейного исхода схватки. При такой ситуации, после истечения времени, отведенной на схватку, на сабантуях арбитры-бабаи до первого броска завязывали борцам кушаки. Но делать это в основное время схватки - значит, по существу, начать культивировать другой вид борьбы с другими техническими и тактическими приемами. В-третьих, на мой взгляд, нельзя категорично утверждать, что чистая победа присуждается только тогда, когда один из борцов непременно обеими лопатками коснется ковра. А уже совсем неприемлемо употреблять в наших правилах термин «мост», которого, как и в самбо, в ку-рэше нет вообще.

Д. Ш. - К слову, о судьях по курэшу. Их ведь тоже немало в республике. Они и вершат судьбу батыра, а порой, из-за их ошибок и предвзятости теряется красочность борьбы, не тем вручаются призы.

М. А. - Вполне согласен с Вами в оценке роли судей в определении лучших батыров. Более того, хочу добавить, что несправедливый судья у молодого борца может вообще отбить охоту заниматься любимым видом спорта. На майдане несправедливости, кумовству не должно быть места. И мы всегда должны помнить, что на майдане главная фигура - борец, а не судья, который прежде всего не должен мешать курэшистам меряться силой и мастерством, а призван помогать им в этом. Причины неквалифицированного судейства, конечно же, во многом объясняются слабой подготовкой судей. Так, из 105 судей, обслуживающих наши состязания, половина вообще не проходила никакого обучения. Поэтому мы запланировали организацию различных курсов и семинаров для судей, обмена опытом, проведение их аттестации и т. п. Кстати, в программу конкурса 2001 года, наряду с выявлением лучших батыров и тренеров, мы включили и номинацию «Лучший судья курэша» - ими признаны член федерации, кандидат технических наук М. Кадыров, успешно внедряющий в работу секретариата компьютерную технику, а также Р. Заляев, И. Хабибуллин.

Д. Ш. - Что бы Вы хотели пожелать в заключение беседы нашим многочисленным курэшистам и болельщикам?

М. А. — Батырам - новых побед на майданах праздников Сабантуй, на республиканских, всероссийских чемпионатах и международных турнирах! Тренерам — растить достойную смену. С тем, чтобы многовековые народные традиции курэша продолжали жить и развиваться и в новом тысячелетии. Мы должны добиваться того, чтобы секции курэша были в каждом коллективе, каждом ауле. Тогда и будут у нас мастера мирового класса. Судьям - только справедливого судейства! А болельщиков хочу заверить в одном - на земле Татарстана растет достойная смена первому Олимпийскому чемпиону из татар Шазаму Сафину. Скоро, очень скоро вы станете свидетелями их ярких побед на мировых спортивных аренах.

Интервью вел Дамир Шарафутдинов,

главный редактор журнала "Гасырлар авазы — Эхо веков"

«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.