Научная статья на тему 'Традиционная башкирская борьба курэш'

Традиционная башкирская борьба курэш Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРЭШ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЕДИНОБОРЬЯ / ПОЯСНАЯ БОРЬБА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ / БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллин Ильгам Зульфарович

Традиционная борьба курэш одна из разновидностей поясной борьбы кочевников. Традиционные состязания составная часть национальной культуры, в прежние века входили в программу народных и религиозных праздников. Сегодня государственная политика направлена на создание условий для подготовки квалифицированных спортсменов по национальной спортивной борьбе курэш, для ее популяризации среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная башкирская борьба курэш»

И. З. Хабибуллин ТРАДИЦИОННАЯ БАШКИРСКАЯ БОРЬБА КУРЭШ

Традиционная борьба курэш - одна из разновидностей поясной борьбы кочевников. Традиционные состязания - составная часть национальной культуры, в прежние века входили в программу народных и религиозных праздников. Сегодня государственная политика направлена на создание условий для подготовки квалифицированных спортсменов по национальной спортивной борьбе курэш, для ее популяризации среди молодежи.

Ключевые слова: курэш, национальные единоборья, поясная борьба, национальные праздники, башкирская народная культура.

Традиционная башкирская национальная борьба курэш представляет собой одну из разновидностей поясной борьбы и имеет свои особенности. Она, как и другие виды поясной борьбы народов тюркского происхождения, обособилась в самостоятельный вид борьбы еще в глубокой древности, и до настоящего времени претерпела изменения, связанные с техникой выполнения приемов, тактикой ведения поединка и правил проведения состязаний, но при этом не потеряла своей уникальной традиционности.

По мнению венгерского историка Куна, в средневековье борьба на поясах, как и верховая езда, владение холодным оружием, стрельба из лука, входила в военно-физическую подготовку кочевников. Как отмечал Кун, «в ходе состязаний в поясной борьбе они учились тому, чтобы в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника».

«Образ жизни кочевника-скотовода, родившегося в свободной стихии степных просторов и выросшего в крае первозданной природной красоты, наложил неизгладимую печать на физический облик, миропонимание и духовные ориентации башкирского народа. Во взаимодействиях со средой обитания, в поисках смысла бытия формировалось его мировоззрение, в столкновениях с природной стихией, в схватках с внешними врагами, в борьбе с собственными пороками и недостатками, в труде и круговороте обыденной жизни ковался дух народа, закалялся его характер... Дух кочевой жизни, бытие в самом центре природы, неразрывной частью которого осознавали себя башкиры, обусловили оформление своеобразного способа их мироот-ношения и миропознания»1.

В этих условиях происходило становление и развитие традиционной башкирской культуры, в том числе традиционной национальной поясной борьбы башкирского народа, которая является составной частью духовной и физической культуры народа.

«Все виды физической культуры имеют цель физического, психологического, эстетического и нравственного воздействия на человека для подготовки его к труду, военному делу, для приспособления к естественной среде, для укрепления здоровья и т. д.»2.

В старину же большинство башкирских мальчишек первые уроки по борьбе курэш получали от своих близких родственников: отца, старших братьев. Знаменитые в округе борцы по борьбе курэш обучали местных ребятишек тактике ведения борьбы3.

Обучение башкирских детей борьбе курэш отображено в башкирском устном народном творчестве. В башкирском эпосе «Куз-Курпяч» Карабай обучал своего сы-

на Куз-Курпяча борьбе тем, что заставлял его бороться со сверстниками. Куз-Курпяч был их проворнее и ухватливее и каждого легко борол. Если он чувствовал соперника сильнее себя, тогда брал на уловку, иногда, подворачивая бедро или подставляя колено, ронял его, падая навзничь, через себя перекидывал. Но когда находил соперника с равной силой и не мог одолеть его, то, упав, на одно колено и поворачиваясь под него плечами, через голову свою клал пластом; но кто хоть немного был слабее, того поднимал на воздух и несколько раз поворачивал вокруг головы своей и бросал на землю4.

Еще в старину, по словам информаторов, борцовским состязаниям был присущ свой этикет. Перед началом борьбы курэш борцы обменивались рукопожатием5. Данный ритуал возник еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют предания тюркских народов - батыр батыра перед поединком обязательно приветствовал:

И, склонив свой гордый стан, Степей далеких удалец, Молодой батыр-беглец, Волком прозванный Таргын.

Прискакавшему старику (батыру. - Прим. автора) Приличья соблюдая закон, Отвесил поясной поклон6.

Ритуал приветствия с течением времени стал характерным и для борцов-батыров, которые в знак уважения приветствуют друг друга перед поединком поклоном, рукопожатием. После поединка борцы также обменивались рукопожатиями.

У башкир, согласно их обычаям, победивший борец протягивал руку побежденному сопернику, соперники обменивались рукопожатиями. Абсолютный победитель состязаний с живым бараном на своих плечах обходил круг борцовского майдана. О традиционности курэш сегодня говорит и тот факт, что батыра-победителя по борьбе курэш на сабантуе и сегодня награждают живым бараном, как и в былые времена, победители состязаний по курэш с живым бараном на плечах обходят борцовский майдан.

Современными правилами проведения соревнований по борьбе курэш предусмотрено, что «по окончанию встречи борцы остаются на ковре, после объявления результата обмениваются рукопожатием и покидают ковер. Борец, отказавшийся по-

~ 7

дать руку сопернику, снимается с соревнований» .

В современной борьбе курэш сохранены лучшие традиции батырства, которые были присущи борцам-курэшистам всегда, в курэш во все времена не было место невеждам и обманщикам, только честным и правдивым сопутствовало батырское счастье и удача, сила и борцовский дух:

Зимою табуны пасет богач, Батыра может побороть силач. Чужак, проныра побороть не может Того, кто честен и душой горяч!8

В старину состязания по курэш проводилось следующим образом: для того, чтобы стать абсолютным победителем состязания, борцу нужно было одержать поочередно победу над тремя соперниками. В случае двух удачных поединков, но при поражении в третьем - лишается как награды, так и дальнейшего участия в состяза-

нии. Борьба продолжается до тех пор, пока не разберутся все призовые ставки9. Это правило было свойственно не только башкирам, но и многим степным народам. Борьба происходила на ровной поверхности с естественным покрытием, вокруг борцовской арены располагался народ, который поддерживал своих борцов криками и рукоплесканиями. Судьями выступали аксакалы, те, кто в молодости сами были популярными борцами и поражали народ своей силой и ловкостью. Борец выходил на середину круга в ожидании соперника, соперник мог выйти сам на арену борьбы, если же таковых было несколько, то брошенный между ними жребий должен был бы решить вопрос выбора соперника, или же он назначался из присутствующих борцов, аксакалами ими же сами зрители избирали соперника10.

Русский исследователь И. И. Лепехин описывает специфику борьбы курэш в отличие от русских борцов, которые берут друг друга «за ворот», башкиры - «за кушаки», т. е. схватываются друг, с другом перекинув через спину каждого кушак, концы которого держат в руках, обмотав вокруг кисти11.

Поэт-декабрист П. М. Кудряшов отнес борьбу курэш к одним из трех ключевых воинских игр башкир и посвятил борьбе следующие строки:

Руками крепко обхватились, То шаг вперед, то шаг назад -Друг друга побороть хотят; Противу силы силу ставят; Противу хитрости - обман; Друг друга жмут, друг друга давят... То оба выпрямляют стан. То вновь наклонятся, согнутся, То вдруг отступят, то сойдутся. Плечом в плечо друг друга прут, Друг друга с новой силой жмут, Друг друга с новой силой давят. Досада, дерзость ими правят!

В своей повести «Абдрахман» помимо того, что он описал тактику борьбы у башкир, он указал и на тот факт, что в борьбе курэш нет весовых категорий:

Сей батыр исполинским станом Был перед нашим Абрахманом как дуб ветвистый, вековой Пред липой тонкой молодой!

За победу в борцовском единоборстве Абрахман был награжден кафтаном, а также заслуженной нельстивой похвалой12.

По мнению русского писателя М. В. Авдеева в башкирской борьбе курэш специальных ограничений не было, поэтому борцы часто употребляли различные уловки для усыпления бдительности соперника. Победителем считался тот, кому удавалось оторвать соперника от земли и, прокрутив его над головой, прижать к земле13.

Башкирский просветитель М. Уметбаев дает сравнительный анализ борьбе ку-рэш с другими видами национальной борьбы. «Башкирский курэш - один из самых справедливых видов борьбы в мире, - отмечает М. Уметбаев. - Киргизцы вообще неправильно борются, русские же берут не силой, а тяжестью; не умеют бороться и

крымские татары - во время броска соперника от себя они не применяют ни одного мастерского приема и умения. В правильном башкирском курэш есть два приема: поднять и уложить соперника к себе на грудь и бросить, слегка наклоняясь, его себе под ноги или в сторону. Это все делается быстро. Другие же приемы в счет не берутся и не дают права на приз»14.

В данном сравнении наблюдается некоторая категоричность автора в оценках других видов национальной борьбы, но между тем и сегодня приемы с отрывом соперника от земли и с последующим броском применительны в курэш. Так же, как и в старину, сегодня в борьбе курэш запрещены подножки и зацепы ногами, которые применяются в других видах национальной борьбы: казахской национальной борьбе «курес», киргизской борьбе «курес» - северный вариант, чувашской борьбе «кере-шу» и др. Между тем башкирская борьба курэш имеет сходства с татарской борьбой куряш, нередко их совмещают общим термином «башкиро-татарской» или же «татаро-башкирской», а также с киргизской поясной борьбой «курес». Согласно правилам, установленным для южного варианта киргизской борьбы «курес», борцовский поединок ведется только в стойке. Как и в башкирской борьбе запрещаются зацепы ногами и подножки. В отличие от башкирской борьбы курэш, где борцы накидывают на спину друг друга кушаки и во время схватки захват не отпускают, в южном варианте киргизской борьбы борцы захватывают друг друга за пояс одной рукой, но сохраняют при этом захват в течение всей схватки. В узбекской национальной борьбе кураш по ферганским правилам, также как и в башкирской, татарской и южном варианте киргизской борьбы не разрешается воздействовать ногами на ноги соперника.

В 1948 г. по распоряжению Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК БАССР преподавателем Башкирского техникума физкультуры В. В. Егоровым были разработаны первые правила соревнований по курэш к первому послевоенному чемпионату БАССР. Участие на этих состязаниях приняло 24 борца. Впервые в истории борьбы курэш были введены весовые категории. В легком весе победу на состязаниях одержал Гайфуллин из Кигинского района БАССР, в среднем весе победу одержал рабочий Черниковского машиностроительного завода Нежкин, а в тяжелом - Фельдгун (Черниковск), самым пожилым участником состязаний был Туктаров из Чишминского района БАССР, ему было 70 лет, более полувека он боролся на борцовском майдане сабантуев. Организаторы соревнований его, как ветерана-курэшиста наградила вышитым полотенцем15.

Введение новых правил в курэш стала своеобразной ступенью в продвижении этого вида национальной борьбы к профессиональному спорту, данный процесс был характерен и для других видов поясной национальной борьбы после военное время.

В 1972 г. первыми мастерами спорта РСФСР по борьбе курэш стали Г. Кудакаев, Р. Муртазин, Ф. Кутдусов и М. Мамлеев. Первым звания чемпиона РСФСР из башкирских борцов-курэшистов был удостоен Х. М. Юсупов.

По современным правилам «чистая победа засчитывается борцу, если он, оторвав противника от ковра, бросил его спиной (обеими лопатками) на ковер любым из разрешенных приемов. При этом атакующий проводит прием в нападении без роспуска кушака»16. Соревнования по борьбе курэш проводятся по олимпийской (с выбыванием) системе: среди взрослых по 10 весовым категориям, а у юношей по 9 весовым категориям. Победителем становится тот, кто, оторвав соперника от ковра, бросает его на спину обеими лопатками. Победитель определяется, также по баллам17.

Сегодня в Башкортостане «борьба курэш включена в республиканскую учебную программу по предмету «Физическая культура». На уроках в образовательных учреждениях г. Кумертау, Дюртюли и Дюртюлинского, Учалы и Учалинского, Бла-

говарского, Илишевского, Буздякского и других районов республики дети успешно осваивают курэш, гиревой спорт и лапту. Отделение по национальной борьбе функционируют в детско-юношеских клубах физической подготовки и спортивных школах 43 районов и городов республики. Этим видом спорта в них занимаются около

18

5000 учащихся» .

Президент и Правительство Республики Башкортостан уделяют большое внимание развитию национальных видов спорта. Минспортом РБ, администрациями районов и городов ежегодно расширяется календарь спортивно-массовых мероприятий по борьбе курэш.

Традиционные башкирские спортивные игры являются одной из составных частей национальной культуры. Спортивные состязания в прежние века входили в программу народных (йыйын, сабантуй, майдан и т. д.) и религиозных (Курбан бай-рам, Рамазан байрам, May люд) праздников.

Сегодня борьба курэш всегда является гвоздем программы на сабантуях. Курэш присутствует во всех комплексных соревнованиях, таких как фестиваль «Спортивный Башкортостан», «Сельские спортивные игры», на районных и городских турнирах, посвященных памяти наших земляков.

Несмотря на то, что введенные современные правила в борьбе курэш и нарушают его самобытность, курэш сохранил и свою традиционность, которая сегодня заключается в том, что, во-первых, как и в старину на сабантуях он собирает большое количество зрителей, которые криками и похвалами поддерживают своих борцов. Во-вторых, живой круг из зрителей, как и в старые добрые времена, окружает борцовский майдан. Круг еще с древнейших времен является символом жизни и вечного движения. Это, несомненно, означает то, что пока есть жизнь на земле, до тех пор будет развиваться традиционная башкирская борьба курэш. В-третьих, как и в старину, принять участие в борцовских состязаниях, может любой желающий без ограничений по возрасту. В-четвертых, каждой из весовых категорий ведется борьба за призовые места, и победителей ждут награды. Борцы, занявшие в своих весовых категориях первые места, затем вступают в борьбу за титул абсолютного батыра ку-рэш, что, несомненно, свидетельствует о традиционности курэш сегодня.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О республиканских целевых программах» Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов своим Указом от 16 января 2008 г. утвердил республиканскую целевую программу «Развитие национальной борьбы курэш в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы».

Указом Президента Республики Башкортостан Правительству Республики Башкортостан поручено обеспечить своевременную реализацию мероприятий программы.

Программа направлена на реализацию государственной политики в области развития национальной спортивной борьбы курэш и создание условий, в том числе материально-технической базы, для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Примечания

1 Рахматуллина, З. Я. Башкирский национальный дух : социально-философский очерк / З. Я. Рахматуллина. - Уфа : Башгосуниверситет, 2002. - С. 13.

2 Бикимбетов, Р. Г. Народная физическая культура в системе воспитания молодого поколения : совершенствование преподавания физической, культуры и олимпийское образование / Р. Г. Бикимбетов. - Стерлитамак, 2003. - С. 149.

3 Полевой материал. Инф. Ахметов Салим Адульмухаметович, 1916 г. р., дер. Улу Утяшево Гафурийского района РБ.

4 Куз-Курпяч // Башкирское народное творчество. Т. I. Эпос / сост. М. М. Сагитов. -Уфа : Башк. кн. изд-во, 1987. - С. 276.

5 Полевой материал. Инф. Сабитов Яхия Файзулович, 1936 г. р., дер. Буранбаево Баймакского района РБ.

6 Ер-Таргын // Казахский эпос / пер. Л. Пеньковского. - Алма-Ата : КГИ худ. лит., 1958. - С. 360.

7 Муртазин, Р. Г. Башкирская спортивная борьба курэш : правила соревнований / Р. Г. Муртазин. - Уфа, 1991. - С. 14.

8 Ер-Таргын... С. 516.

9 Куз-Курпяч. С. 292.

10 Алдар и Зухра // Башкирское народное творчество. С. 396; Куз-Курпяч. С. 294.

11 Кудряшов, П. М. Абдрахман (Отрывки) / П. М. Кудряшов // Башкирия в русской литературе. Т. 1 / под общ. ред. А. Н. Киреева. - Уфа : Башк. книжное изд-во, 1961. -С. 83.

12 Там же. С. 84.

13 Авдеев, М. В. Степь сказалась / М. В. Авдеев. - Уфа : Башк. кн. изд-во, 1987. -С. 19.

14 Уметбаев, М. В. России «Первое цирковое товарищество» / М. В. Уметбаев // Яд-кар. - Уфа : Башк. кн. изд-во, 1984. - С. 101-103.

15 Аюпов, Р. А. От сабантуя до Олимпийских игр / Р. А. Аюпов. - Уфа : Слово, 1995. - С. 21.

16 Муртазин, Р. Г. Башкирская спортивная борьба курэш... С. 14.

17 Ахмедьянова, А. Х. Учалы - земля батыров / А. Х. Ахмедьянова. - Учалы : Тип. ЧП А. Г. Шагеева, 2005. - С. 26.

18 Бурангулов, Я. Курэш - народное достояние / Я. Бурангулов // Ватандаш. - 2003. -№ 6. - С. 181.

А. Н. Асташова

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ КРЕСТЬЯНСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье рассматривается свадебный обряд как сложное сочетание факторов социально-экономического и психологического характера. Обряд являлся формой приобщения личности к социальному целому, а его воздействие на неё приобретало особое значение в наиболее важные моменты жизни. Проводится анализ свадьбы как многогранного общественного явления, показана её роль в приобщении человека к духовной культуре общества, в воспитании и формировании его нравственных качеств.

Ключевые слова: Воронежская губерния, свадебный обряд, культура, обычай, домашний быт, социальное, психологическое, трансформация.

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества. Каждое общество обладает определенной системой ценностей, традиций, представлений о мире, образцов поведения, а, следовательно, своей культурой. Излишне говорить о том, какое важное значение при теперешнем направлении исторических работ получает изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.