Научная статья на тему 'Равняясь на олимпийцев'

Равняясь на олимпийцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Равняясь на олимпийцев»

■-«шн.шь

на олимпийцев

С юношеских лет я начал приобщаться к занятиям национальными видами борьбы тюркских народов. По окончании Чистопольской средней школы № 2 в 1956 г. меня призвали в Советскую Армию. Служить пришлось в Узбекистане. В период службы, а позже - учебы в техникуме физической культуры г. Душанбе, в течение шести лет одновременно занимался и классической борьбой, и таджикской борьбой - «гушти». Уроки чистопольских сабантуев, где я ежегодно становился победителем среди своих сверстников, не прошли даром. Пять раз становился чемпионом Таджикистана и в новом для меня виде единоборства. Более того, не раз победы приносило участие в командных соревнованиях на чемпионатах республик Средней Азии, Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. Еще тогда я осознал большое сходство татарского курэша с видами борьбы других тюркских народов.

Вернувшись в родной Чистополь, я организовал секции курэша и классической борьбы в техникуме механизации сельского хозяйства. В результате уже через два года сборная команда города стала чемпионом республики как по татарской, так и

по классической борьбе. Затем стал готовить команды по этим двум видам борьбы, уже работая в Татсовете ДСО «Урожай» -на базе Казанского ветеринарного института. И после избрания меня председателем Федерации Республики по национальной борьбе продолжал готовить как батыров курэша, так и «классиков». Опыт выдающихся атлетов - чемпионов Олимпийских игр по классической борьбе Шазама Сафина (1952) и Шамиля Хисамутдинова (1972), многократного чемпиона Европы и мира по самбо и дзюдо, серебряного призера Олимпийских игр (1972) Виктора Кузнецова, да и мой личный опыт чемпиона СССР среди сельских батыров подсказывали: занятия борьбой курэш способствуют высоким достижениям в международных видах борьбы, особенно в классической. Об этом свидетельствовали и спортивные достижения в классической и татарской борьбе моих учеников, двенадцать из которых стали мастерами спорта СССР, тридцать шесть - мастерами спорта РСФСР, семь - заслуженными мастерами спорта Татарстана, шестнадцать - чемпионами РСФСР. А член нашей секции, мастер спорта международного класса Анато-

I

лий Бозин добился даже звания чемпиона СССР, стал трехкратным серебряным призером чемпионата Европы, чемпионом мира среди борцов профсоюзов. Я бы мог назвать имена еще многих моих учеников, таких, как Э. Губайдуллин, Ф. Шакиров, Д. Галиев, которые, одновременно занимаясь татарской и классической борьбой, достигли высоких результатов в чемпионатах российского уровня.

Внутриреспубликанские достижения курэшистов в классической борьбе также не оставляли сомнений в их превосходстве. В то время в Казани не было ни одной секции, в которой бы культивировалась только борьба курэш. Как правило, здесь поочередно и целенаправленно занимались двумя видами борьбы, готовясь к участию в соревнованиях по классической борьбе и курэшу. Эффективность совместных занятий доказывал тот факт, что спортсмены ДСО «Урожай», составив основной костяк сборной Татарстана, на протяжении десятилетий выигрывали командное первенство Российской Федерации по национальной борьбе. Кроме того, сборная команда сельских спортсменов на протяжении двадцати лет являлась бессменным чемпионом нашей республики по классической борьбе.

Очевидно, что успех приносило сочетание занятий в секциях классической борьбой и курэш. И не случайно: эти два вида единоборства дополняют, и обогащают друг друга.

Вот почему наша федерация при постоянной поддержке крупного организатора физкультурно-спортивного движения республики тех лет, председателя Татсовета ДСО «Урожай» М. Н. Усманова стремилась к созданию в сельских коллективах физкультуры таких секций и подготовке соответствующих специалистов. В то же время мы сохранили и развили учрежденные в последние десятилетия соревнования по курэшу, добиваясь при этом расширения их географии и повышения статуса. Так, соревнования на звание «Абсолютный батыр Сабантуя» федерация объявила Всесоюзными. В 1984 г. они проводились на зеленом поле Центрального парка г. Казани с участием представителей Узбекистана и Карачаево-Черкесской автономной области. Немало спортсменов - мастеров борьбы на кушаках стали приезжать на открытые чемпионаты нефтяных районов в Альметьевск из Узбекистана, Тувы, Горно-Алтайска, Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Куйбышевской (ныне Самарской), Тюменской областей. Так, шестнад-

цать команд по курэшу, в том числе из Узбекистана, Башкортостана, Карачаево-Чер-кесска, приняли участие в открытом чемпионате общества «Труд» 1987 г. Все это, несомненно, способствовало повышению спортивного мастерства наших батыров, явилось первым шагом в деле выведения курэша на международную спортивную арену.

Всерьез мы занялись и учебно-методической работой, назову лишь некоторые из подготовленных в те годы пособий. Это, прежде всего, пособие по обучению и тренировке «Татарская борьба курэш» (Казань, 1974), написанная мной в соавторстве с мастером спорта Д. Р. Шарафутдиновым, которая и сегодня не потеряла своей значимости и нуждается в переиздании. В ней мы в популярной форме вели рассказ об основных положениях теории и методики татарской борьбы. В первом разделе книги рассказывалось об истории Сабантуя, роли этого праздника в развитии курэша и наиболее известных курэшистах. Затем шла речь об общих основах классификации, систематики и терминологии борьбы курэш. Третий раздел содержал материал о технике борьбы курэш с выразительными рисунками. Не были забыты и вопросы организации и проведения соревнований по курэшу, оборудования мест занятий, врачебного контроля, оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Вторая работа, на которую не могу не обратить внимания, - Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортклубов, утвержденная спорткомитетом РСФСР. В ней подчеркивалась мысль об общедоступности занятий татарской борьбой. Программа была непосредственно адресована общественным тренерам, не имеющим специального физкультурного образования.

Вот еще ряд подготовленных нами работ: «Применение элементов татарской борьбы на уроках физкультуры», «Сабантуй. Спортивная программа по борьбе курэш», «Татарская борьба курэш. Правила соревнований», «Исследование самобытных средств физического воспитания татар», «Борьба на поясах. Правила соревнований для спортивных клубов и коллективов физической культуры и спорта», «Борьба на поясах. Программа для учебных заведений и коллективов физической культуры».

Термин «борьба на поясах», использованный в двух последних работах, не случаен. Тем самым подчеркивалась особенность курэша, его содержание, а в подтек-

.308:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

сте - звучал призыв к спортсменам стран, занимающимся поясной борьбой, начать диалог, организацию совместных соревнований. К тому же курэш уже вплотную приблизился к международным видам спортивной борьбы. Равнение на земляков, завоевавших олимпийские медали, стало девизом как для федерации, так и самих батыров.

С целью активизировать борцов во время схваток и сделать саму борьбу, преимущественно носящую силовой характер, более динамичной, в правила, изданные в 1996 г., был включен пункт о введении в последние три минуты состязаний борьбы с завязанными кушаками. При равной, ничейной борьбе такие меры на Сабантуе предпринимались судьями-аксакалами издавна. И это тогда нашло поддержку большинства курэшистов республики.

Такое обновление курэша, на мой взгляд, могло стать шагом на пути превращения его в международный вид спорта, основой для организации первоначально евразийских турниров. Это позволило бы ставить вопрос о включении поясной борьбы в программу чемпионата Европы, мира, а затем - и Олимпийских игр.

При этом необходимо учитывать главное: курэш как саморазвивающаяся система не стоит на месте, его техника прогрессирует очень быстро. И тут без совершенствования правил борьбы, которые должны приобретать определенную конкретность и точность, не обойтись. Ведь судя по народным поговоркам, таким, как «Кечле кеше кутареп та ега, чалып та ега» (Сильный побеждает и приподняв соперника, и сделав ему подножку) в татарской борьбе, как и в далеком прошлом, в классической борьбе у греков, и в сегодняшнем мишарском варианте курэша, допускались и допускаются действия и ногами. В современном же курэше, культивируемом в Поволжье, борьба с помощью ног давно запрещена, захваты тела полотенцем разрешаются только до пояса. Все это требует от членов федерации внимательного отношения к обеим разновидностям татарской национальной борьбы, организации по ним отдельных секций и соревнований, подготовке тренерских и судейских кадров.

Одним словом, организация дела должна быть на профессиональном уровне. Создание в последние годы кафедры по единоборству при Челнинском филиале Волгоградского института физкультуры, введение специализации по курэшу на факультете физвоспитания и спорта КГПУ создают для этого самые благоприятные

условия. Хочется надеяться, что Федерация татарской борьбы республики, которую ныне возглавляет заместитель премьер-министра РТ, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ М. Г. Ахме-тов, внесет свой значительный вклад в дело признания курэша мировой спортивной общественностью. М. Г. Ахметов сам являлся известным батыром курэша и немало способствовал тому, чтобы команда ку-рэшистов Балтасинского района, еще не так давно руководимая им, стала сильнейшей в Республике Татарстан. Да и первые результаты, достигнутые Федерацией под его руководством, вселяют оптимизм и надежду.

Мягас Сахабутдинов,

профессор, заслуженный деятель науки РТ, мастер спорта СССР

РАВНЯЯСЬ НА ОЛИМПИИЦЕВ

:зо9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.