Научная статья на тему 'Кто побеждал Хафиза Баразу? Из истории традиционных праздников татарского народа '

Кто побеждал Хафиза Баразу? Из истории традиционных праздников татарского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто побеждал Хафиза Баразу? Из истории традиционных праздников татарского народа »

Ши

Обычаи и обряды. Физкультура и спорт

М

В XX в. на майданах Сабантуя выросло немало известных батыров. Среди них легендарный X. Бараза и Ш. Хайруллин — батыр Сабантуев Казани и чемпион всесоюзных соревнований по национальной борьбе 1927 г.; Абдуллин — победитель многих довоенных Сабантуев, Р. Сафин — чемпион России по самбо; шофер А. Закиров; учитель из Тукаевского района З. Ханов — первый удостоенный звания «Заслуженный работник физической культуры Татарстана» и даже в 60 лет завоевавший приз Сабантуя; кузнец из Мензелинского района В. Кузнецов — одиннадцатикратный чемпион СССР, пятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира и серебряный призер Олимпийских игр 1972 г. по дзюдо и самбо; шофер Р. Сайфуллин (Арский район); шофер Р. Шарипов (Гайфуллин) (Мензелинск); инженер И. Баширов (Пестрецы); врач А. Ногманов (Альметьевск); врач и ученый Я. Ибрагимов (Аксубаевский район). Прославились также балтасинцы: зоотехник Ф. Шакиров, инженер Р. Насыбуллин и учитель В. Гарифуллин; актанышцы: лесничий М. Гилаев, учитель И. Мингазов и сабинцы — пастух Н. Хамидуллин, учитель С. Шакиров. В 1990-е гг. известными батырами стали: Д. Галиев (Нижнекамск); пестречинцы В. Канашев и М. Чернов; чел-нинцы Р. Хамитов и А. Гилаев, который, победив в финале 144-килограммового борца Р. Гиниятова, стал абсолютным батыром возобновившегося чемпионата России в 1991 г.; М. Бикмухаметов (Кукмор); казанец Р. Мухамов, признанный федерацией лучшим батыром 2002 г., абсолютным батыром 2003 г. на празднике Сабантуй одновременно в трех районах — Приволжском (г. Казань), Зеленодольском и Арском районах РТ и абсолютным батыром Республики Татарстан 2004 г.; А. Мухамади-ев, Р. Самигуллин и др.

На Сабантуях первой половины XX в. не составлялись отчеты с указанием имен батыров, и сведения о перипетиях поединков можно почерпнуть из воспоминаний ветеранов спорта и журналистских репортажей тех лет. -<$>-

кХЮЪЖ^АЛ.

Ш. Хайруллин. Москва, 1928 г. Фото из книги: Колчин Т. Н. Физическая культура и спорт в Татарии. — Казань, 1969. — С. 35.

О легендарном батыре, прославившем татарскую борьбу на весь Советский Союз, Ш. Хайруллине, с которого мы начали рассказ, И. Зайнуллин, более 40 лет бессменно возглавлявший судейскую коллегию по борьбе на казанских Сабантуях, писал: «Хайруллин был родом из Дубъязско-го района. Он первый раз участвовал в Сабантуе в 1927 г., на следущий год взял первенство. В то же лето он принял участие во всесоюзных соревнованиях национальных борцов в Москве и всех победил. В прошлом году (1935 г. — Д. Ш.) первый раз, но очень хорошо боролся его младший брат, но Хайруллин в 1935 г. потерпел поражение. Его победил Абдуллин — один из сильных борцов нашей республики, несколько раз занимавший в курэше первенство. Есть еще хорошие борцы — Б. Ва-леев, Шагивалиев. Они настойчиво добиваются победы»1. В 2002 г. мы обратились к заведующей архивным отделом Высокогорского района Р. Шакировой с просьбой выявить более подробную информацию о герое. Пенсионер Н. Галимов, 1914 года рождения, сообщил ей, что действительно, дубъязовцы в 1927 г. прославились на всесоюзной спартакиаде, причем не только в национальной борьбе, но и в конкурсе гармонистов, где лучший гармонист Сабантуев с. Турнаяз Дубъязского района Х. Ис-магилов занял первое место по стране, а его односельчанин Х. Хабибуллин — второе. Хотя эта информация и не имела прямого отношения к характеристике спортивных качеств чемпиона, но проведение столь масштабных конкурсов гармонистов и победа в них наших сельских талантов уже само по себе было открытием, достойным занять место в истории проведения Сабантуев. Вскоре Р. Шакирова сообщила ре-

зультаты дальнейших поисков: «Житель с. Большой Битаман Дубъязского, а с 1965 г. Высокогорского района Н. Сафин, 1931 года рождения, пенсионер (последнее место работы — председатель сельского Совета), рассказал мне о том, что действительно уроженец с. Большой Битаман Хай-руллин Шайдулла Хайруллович, 1904 года рождения, в 1920-е гг. неоднократно становился батыром по национальной борьбе курэш в своем районе и в г. Казани, а в 1927 г. стал чемпионом СССР в Москве. В Больших Битаманах он работал рядовым колхозником, построил дом, женился на односельчанке Зайнаб, у них родилась дочь Зайтуна.

В 1929-1930 гг. Шайдулла одержал верх над считавшимся непобедимым знаменитым борцом Хафизом Баразой из д. Бэ-рэзэ Атнинского района и тем самым еще раз доказал, что именно он является первым батыром Татарии. В 1930-е гг. он с семьей по вербовке переехал во Владимирскую область. Прожив там 5-6 лет, перебрался в Москву и только перед началом войны вернулся в родные края. Шайдулла в 1942 г. погиб на войне. Дочь с женой остались в Москве.

Родной брат Шайдуллы Хайруллин Са-мигулла Хайруллович, 1907 года рождения, также был неоднократным батыром районных и казанских Сабантуев. Он так же, как и Шайдулла, работал в колхозе, женился, имел двух сыновей — Амира и Надира. Самигулла погиб на войне. В 1947 г. его жена с сыновьями уехала в Бурятию. Сын Надир приезжал в Большой Битаман в гости в 1970 г. и на радость сельчанам стал батыром Сабантуя. В семье также были старший брат Хакимулла и сестра Са-бира, которых уже нет в живых. Дочь Са-биры, Халима 1928 года рождения, и в настоящее время проживает в с. Большой Би-таман»2.

В Книге Памяти о братьях Хайрулли-ных содержатся скупые строки: «Хайрул-лин Шайдулла Хайруллович, 1904, с. Большой Битаман, мобилизован Высокогорским РВК, красноармеец»3; «Хайруллин Самигулла Хайруллович, 1907, с. Большой Битаман, мобилизован Высокогорским РВК, красноармеец, 998 сп., 286 сд, 8 А, погиб 26. 07. 1942., зах.: Ленинградская область, Кировский район, д. Пустошка»4. Такова биография батыров, имена которых, надо надеяться, займут достойное место в создаваемом в Казани республиканском музее батыров Сабантуя. В нем, несомненно, должны быть представлены все выдающиеся алыпы татарского народа и, прежде

.306:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

всего, памятных довоенных лет. В эти годы в районных Сабантуях не раз становились первыми батырами: П. Остроумов (Альметьевск), С. Харисов и М. Сулейма-нов (Мензелинск)5, К. Газизуллин (Богатые Сабы), Потапов (Мамадыш), Кашапов (Юдино)6, X. Зиннатов (Арск)7 и др.

В республиканской газете «Красная Татария» давались подробные отчеты о том, как выявлялись лучшие батыры на главном Сабантуе Казани конца 1920-х-30-х гг., победитель которого всенародно признавался лучшим батыром республики. Официальное первенство Татарской АССР среди батыров Сабантуев впервые было проведено 5-6 сентября 1939 г. Все борцы были поделены на три весовые категории: до 70 кг, от 70 до 80 кг и свыше 80 кг. Соревнования проводились по предварительно разработанным для этого случая правилам. Кроме того, борцам были продемонстрированы все важнейшие и спорные моменты, после чего правила были подкорректированы. В соревнованиях по первой весовой категории (легкий вес) первое место занял Исламов, во второй (средний вес) — Бадретдинов, в третьей (тяжелый вес) — Сахибуллин (Хафиз Бараза), известный и старейший борец Татарстана, неоднократный победитель республиканских Сабантуев. Победители двух первых весовых категорий изъявили желание оспаривать с ним общее первенство и он опять стал абсолютным чемпионом. Кроме борцов из районов, в состязаниях принимали участие борцы из секции французской борьбы казанских добровольных обществ, в том числе председатель Республиканского комитета по делам физкультуры и спорта Дина-менко8.

В преддверии 60-летия Великой Победы вспомним и о первых послевоенных Сабантуях, в которых активное участие принимали воины-победители, а в соревнованиях по курэшу инвалиды Великой Отечественной войны занимали первые призовые места, один из них Желяев из Юта-зинского района9. Автор этих строк был свидетелем блестящих побед на послевоенных Сабантуях Буинского района борца Искандера-ага из села Тинчали, одна рука которого в результате ранения по локоть была ампутирована. Многие из батыров, прошедших войну, не покидали майданы Сабантуя, а то и чемпионаты Татарстана и России, и в 1960-70 гг.

В 1950-е гг. главными батырами республики были признаны: П. Остроумов (1952-1954 гг.), А. Закиров (1953; 1956, 1958, 1959), Р. Сафин (1955), нефтяник из

Актюбы Абдуллин (1956). Из года в год призовые места завоевывали: Н. Насыбул-лин, Р. Шарипов, З. и Р. Хановы, Воронцов, Гараев, Хусаинов, Р. Гайфуллин и др.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. выросло новое поколение борцов, среди которых особое место занимает Виталий Кузнецов, прославивший татарскую борьбу на весь мир. Родился Виталий в 1941 г. в с. Новое Мазино Мензелинского района. Отца, о силе и удали которого шла слава по всей округе, он не помнит — тот погиб на фронте в 1943-м. Но, судя по всему, Кузнецов-младший пошел в него — каждый год с нетерпением ждал он Сабантуй, где мог помериться силой со сверстниками, да и с ребятами постарше. Курэш помог Виталию найти свое место в спорте.

В 1959 г. Кузнецов становится батыром Сабантуя Муслюмовского и Мензе-линского районов. О его первой победе в Муслюмово, когда Виталий в финале эффектно положил на лопатки бугульминс-кого борца весом в 109 кг, красочно рассказал Т. Бурганов, являвшийся тогда вторым секретарем райкома партии и в качестве председателя комиссии по проведению Сабантуя впервые организовавший взвешивание участников состязаний по борьбе: «Неподалеку от майдана притормозила легковая автомашина, откуда вышли два человека. Разговор по-русски начал тот, кто постарше. Он представился Остроумовым и сказал, что является руководителем Мен-зелинского автохозяйства:

«Вот привез для борьбы на муслюмов-ском Сабантуе Виталия, работающего помощником кузнеца в нашей мастерской. Парень из села Новое Мазино, следовательно, он ваш ближайший сосед. Их деревня находится лишь в трех километрах от мус-люмовского села Русский Шуган. Я сам с детства люблю курэш. Хорошо борются татарские джигиты. Вот и наш Виталий в Мензелинске начал тренироваться в поясной борьбе со сверстниками — крепкий парень, пусть померится силой на вашем празднике».

Велели взвеситься... Судья сказал Виталию: «Заранее предупреждаю, что ты строго должен выполнять правила татарской борьбы». На что Виталий на чистом татарском языке ответил: «Абый, татарча кераш икан — татарча керашерга тыры-шырбыз» (Раз выхожу состязаться по татарской борьбе, буду бороться по-татарски)»10. В 1959 г. В. Кузнецов участвовал также в чемпионате республики в Казани, где, победив таких известных атлетов, как Р. Ханов и А. Киров, завоевал звание абсо-

КТО ПОБЕЖДАЛ ХАФИЗА БАРАЗУ?

307

лютного батыра Татарстана. На этом чемпионате произошли два курьеза, о которых до сих пор с улыбкой вспоминают поклонники курэшиста. Во время схватки Кузнецова с Хановым старейший арбитр майдан-баш Г. Каримов не успел сориентироваться при молниеносном броске Кузнецова. В результате был сбит, и его пришлось на носилках уносить с майдана. Второй случай произошел уже после того, как Кузнецов завоевал звание чемпиона. В центр зала вышел семипудовый известный батыр Казани А. Закиров и, обращаясь к зрителям, заявил:

— Я забыл о сроках сегодняшнего чемпионата и не успел выйти на ковер, можно ли считать первым батыром человека, не потягавшегося со мной?

Зал загудел:

— Пусть поборются, кто победит, тот и Алып.

— Я не о подарке пекусь — для меня важно сохранить имя батыра, — подлил масла в огонь претендент.

Однако и Кузнецов оказался не из робких.

— Я готов сразиться с батыром Казани, — спокойно заявил он.

Автору этих строк, выполнявшему там роль главного судьи, пришлось так объяснить сложившуюся ситуацию: чемпионом может считаться только тот, кто с самого начала участвовал в соревновании. Но раз молодой борец не возражает, то можно разрешить провести товарищескую схватку. Кинооператоры, приехавшие из г. Куйбышева, буквально облепили ковер, надеясь запечатлеть наиболее острые моменты борьбы. Но им пришлось довольствоваться лишь одним кадром: не прошло и минуты, как бывший батыр Казани уже лежал

на лопатках. Через год Кузнецов в Зелено-дольске вновь подтвердил звание абсолютного батыра Татарстана, победив ленино-горца Загриева, челнинца Афанасьева, казанца Павлова и др. Его схватку с А. Павловым, а также с чемпионом России по самбо челябинцем А. Юсуповым отразил в своей публикации известный борец Р. Ша-рафутдинов11. «Благодаря курэшу Виталий со временем сумел выйти на мировые спортивные рубежи»,— писал он, вспоминая совместную службу со своим другом в ЦСКА12. Уже став мастером спорта по классической борьбе, В. Кузнецов увлекся самбо и дзюдо, добившись в этих видах единоборства выдающихся результатов. Кузнецов показал себя одним из долгожителей в спорте. В пятый раз звание абсолютного чемпиона СССР по самбо он завоевал в сорок один год!

В 1960-е гг. настоящим героем Сабантуя Татарстана стал шофер из Арского района Радис Сайфуллин, уроженец с. Кырлай, земляк Хафиза Баразы. Его спортивная биография особенно интересна. В 1965 г. в финале республиканского Сабантуя, проведенного в честь 45-летия образования ТАССР, победа неизвестного любителям курэша молодого паренька над неоднократным чемпионом РСФСР по самбо В. Сергеевым многим показалась случайностью. Став абсолютным батыром, Радис втянулся в спорт и очень скоро добился побед в классической борьбе.

Многое можно рассказать о блестящих победах легендарных батыров на майданах Сабантуя и чемпионатах Татарстана и России. Хочется верить, что их имена, такие как Х. Бараза и Ш. Хайруллин, золотыми буквами будут вписаны в историю курэша и праздника Сабантуй.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Красная Татария. - 1936. - 2 июня.

2. Текущий архив ГАУ при КМ РТ. Вх. № 90 от 18.02.2003.

3. Хэтер = Память. - Казань, 1995. - Т. 8. - С. 528.

4. Там же. - С. 526.

5. Совет Татарстаны. - 1956. - 29 июнь.

6. Шунда ук. - 1959. - 23 июнь.

7. Шунда ук. - 1949. - 17 июнь.

8. Семенов Н. Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение. - Казань, 1945. - С.29.

9. Там же. - С. 22-23.

10. ШэЬри Казан. - 1998. - 12 июнь.

11. Шарафутдинов Р. Воспоминания спортсмена // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1997. - № 1/2. -С. 189.

12. Там же. - С. 190.

Биктимер Сунчелей,

журналист

.308:

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.