Научная статья на тему 'С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы»'

С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1209
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ" / КРЕСТЬЯНСКАЯ РОССИЯ / РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ / ТРУДОВОЕ КРЕСТЬЯНСТВО / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / "THE NEWPEASANTPOETS" / THE PEASANT RUSSIA / THE RUSSIAN VILLAGE / THE WORKING PEASANTRY / LOVE FOR NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнов С. А.

Рассмотрены творческие связи «новокрестьянских поэтов» в литературном процессе 1910-1920-х годов. Изложенный локальный материал свидетельствует о том, что творческие связи и взаимовлияния С. Есенина и писателей «крестьянской купницы» были самыми продолжительными (1915-1925гг.), прочными и весьма плодотворными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YESENIN AND «PEASANT KUPNITZA» AUTHORS

The article focuses on creative relations of «the new peasant poets» in the literary process of the 1910s-1920s. The local material which was given proves that creative relations and reciprocal influence of S Yesenin and the writers of «the peasant kupnitza» were the longest (1915-1925years), the strongest and quite productive.

Текст научной работы на тему «С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы»»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

С.А.БУБНОВ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания русского языка

Орловского государственного университета

Тел. (4862) 74-41-52

Рассмотрены творческие связи «новокрестьянских поэтов» в литературном процессе 1910-1920-х годов. Изложенный локальный материал свидетельствует о том, что творческие связи и взаимовлияния С. Есенина и писателей «крестьянской купницы» были самыми продолжительными (1915-1925гг.), прочными и весьма плодотворными.

Ключевые слова: «новокрестьянские поэты», крестьянская Россия, русская деревня, трудовое крестьянство, любовь к родине.

Проблема изучения литературного наследия писателей «крестьянской купницы» за последние годы пользуется в отечественном литературоведении неподдельным интересом и привлекает внимание ряда учёных. Печатаются неизвестные современному читателю тексты произведений новокрестьянских авторов, переиздаются их отдельные прижизненные издания, ставшие библиографической редкостью, появляются новые исследования. Обращение к этой теме даёт зримое и отчётливое представление о «новокрестьянских поэтах», заявивших о себе в 1910-е годы и претендовавших на особое - собственное - место в русской литературе.

По мнению К.М. Азадовского, всех участников «новокрестьянского» течения: С. Клычкова, С. Есенина, Н. Клюева, П. Карпова, А. Ширяевца, А. Ганина и П. Орешина - объединяло прежде всего «общее крестьянское происхождение, активное неприятие города, интеллигенции, устремлённость к родной деревне, романтическая идеализация старины, патриархального уклада, намерение освежить русский литературный язык» [1, 557]. А.И. Михайлов в книге «Пути развития новокрестьянской поэзии» проследил генезис «новокрестьянского» течения, которое заявило о себе в 1913-1916 годы и стало играть заметную роль в литературной жизни страны. Пик творческого слияния писателей приходится на 1916-1918 годы, когда, по мнению С. Есенина, они осознали себя единой «крестьянской купницей». В своём творчестве писатели стремились воплотить и донести до людей то безусловно ценное, что хранила русская деревня, надеясь, что революция, рушащая классовые перегородки, даст возможность проявиться подспудным, мощным творческим силам мужицкой Руси. В этот период почти все участники литературного объединения активно печатались на страницах газет и журналов и сообща выступали на «крестьянских» вечерах и революционных митингах. Н. Клюев был признан метром «крестьянской купницы».

Весной 1919 года в Петрограде увидел свет сборник крестьянских поэтов «Красный звон», представлявший произведения С. Есенина, Н. Клюева, А. Ширяевца и П. Орешина. Это была единственная книга, изданная левоэсеровским издательством «Революционная мысль», в которой «новокрестьяне» выступили самостоятельно и под единой обложкой. «Красный звон» был замечен критикой и получил ряд не только одобрительных, но и отрицательных откликов. В отзывах прессы было всё предопределено: хвалили своих и ругали чужих.

Летом поэты, как правило, разъезжались по своим родным местам, а осенью 1918 года в связи с изменением общественно-политической жизни страны, вызванным усилением диктатуры пролетариата, творческие связи новокрестьян стали слабеть.

С.А. ЕСЕНИН И ПИСАТЕЛИ «КРЕСТЬЯНСКОЙ купницы»

© С.А.Бубнов

Однако они всегда пристально следили за творческим развитием друг друга, не раз пытаясь объединиться в самостоятельную литературную организацию. Так, с распадом и закрытием бывших издательств и изданий, когда Пролеткульт, поддерживаемый государством, стал одной из массовых литературных организаций, крестьянские писатели почти одновременно обратились в московский Пролеткульт с заявлением об организации собственной литературной секции и в Комиссариат Народного Просвещения с предложением об образовании Крестьянокульта. Искренно выражая своё намерение оказывать посильную помощь в строительстве нового государства и пробуждении у населения «революционного духа», они выступали за улучшение издательского дела и более полное удовлетворение растущего спроса читателей в художественной литературе.

А.В. Луначарский поддерживал предложение писателей из крестьян, которое, однако, пройдя ряд инстанций, так и не нашло должного понимания и поддержки. Инициаторами всех начинаний «ново-крестьян», по мнению В.П. Журалёва, С.И. Субботина, С.В. Шумихина и Н.И. Гусевой-Шубниковой, были С. Есенин, П. Орешин и С. Клычков. Представляя в различных учреждениях интересы собратьев по перу и чувствуя на себе ответственность за дело, Есенин часто появлялся на встречах с ответственными работниками в синем кафтане и белой русской рубашке, перехваченной поясом, что иногда способствовало успеху дела.

В книге В.В. Базанова «У истоков русской советской литературы» наглядно и убедительно изображена литературно-общественная жизнь страны в первые годы Советской власти, когда большинство трудового населения лишилось по сути средств к существованию. В городе закрывались на неопределённое время предприятия и учреждения. В деревне шло огульное зачисление крестьян в «кулаки». Отношение интеллигенции к Советской власти также было неоднозначным. Продолжалась Гражданская война. Всё острее чувствовались нужда и голод.

В 1918 году в целях заработка и издания собственных книг С. Есенин, Л. Повицкий, А. Белый, С. Клычков и П. Орешин организовали кооперативное книгоиздательство «Трудовая артель художников слова». Его инициаторами были С. Есенин и Л. Повицкий. Поэты из крестьян С. Клычков и П. Орешин также проявили активность и предприимчивость, став участниками кооперативного издательства, заведующим которым был избран С. Есенин. С конца 1919 года «Трудовая артель» открыла собственный книжный магазин, в

котором торговали «исключительно книгами по искусству» [2, 359-360]. Его владельцем формально был назначен также Есенин.

За 1818-1920 годы в «Трудовой артели художников слова» увидели свет десятки книг начинающих авторов. В исключительно тяжёлых ситуациях для предприятия, когда надо было, например, добыть бумагу, С. Есенин прибегал к давно испытанному и отчасти действенному способу. Он «надевал свою белую русскую рубашку, причёсывал волосы на крестьянский манер» [10, 234] и шёл к дежурному члену Президиума Московского Совета просить бумагу для «крестьянских» стихов. По словам Л. Повицкого, просителю трудно было отказать. Тем не менее, как предполагают авторы «Комментариев» в книге «С.А. Есенин. Материалы к биографии», «Трудовая артель» прекратила своё существование в 1920 году именно из-за бумажных, финансовых и типографских трудностей. Образовавшийся в 1919 году Госиздат, проводя политику ликвидации кооперативных и частных издательств, в 1921 году возглавил Главное управление по делам печати и стал ведущим государственным издательским предприятием.

В связи с закрытием «Трудовой артели» не увидел свет готовившийся в издательстве к печати сборник стихотворений А. Ширяевца «Золотой грудок». По этому поводу С. Есенин летом 1920 года писал товарищу в Ташкент: «Золотой грудок» твой пока ещё не вышел, <■■■> очень трудно стало у нас с книжным делом в Москве. Почти ни одной типографии не дают для нас, несоветских (т. е. не государственных. - С.Б.), а если и дают, то опять не обходится без скандала» [6, 111-112]. Не улучшило положение печатно-издательского дела но-вокрестьян и возникшее в 1921 году Всероссийское общество крестьянских писателей. Принятие же новой экономической политики (X съезд РКП (б), 1921 г.), оказавшей существенное влияние на хозяйственно-культурную жизнь страны, резко поляризовало взгляды вождей революции и писателей из крестьян на дальнейшее обустройство России. Л. Троцкий в статье «Искусство революции и социалистическое искусство» отказал крестьянской России в самостоятельном развитии, представив её перед Западом сырьевым придатком -«навозом». Иной взгляд на родину был у С. Есенина, который в разговоре с приятелем говорил: «Россия! Какое хорошее слово— И роса, и сила, и синее что-то» [11, 106].

Вскоре, возвратясь из-за границы, поэт был приглашён в Кремль для беседы с Л. Троцким на предмет его активного вовлечения в культурное строительство. С. Есенин пришёл на встречу с

конкретным предложением. Он просил нарком-военмора оказать содействие крестьянским писателям в издании собственного альманаха «Россияне». Л. Троцкий обещал Есенину большие средства, если он согласится взять на себя всю политическую и финансовую ответственность за издание. Попытка наркома склонить новокрестьян на свою сторону в области политики и организовать выпуск альманаха в нужном ему направлении не увенчалась успехом. К тому же, как отмечают Ст. и С. Куняевы, крестьянские поэты «хотели на равных принимать участие в составлении и редактировании альманаха» [8, 342], что также, вероятно, оказало определённое воздействие на поэта. «Есенин был дальновиден и умён. Он никогда не был таким наивным ни в вопросах политической борьбы, ни в вопросах художественной жизни», - писал А. Воронский [8, 330]. Сам поэт, характеризуя литературную политику той поры, говорил: «Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть. Надоело мне это <■■■> Не могу, ей-богу, не могу» [5, 216].

В 1923 году «новокрестьянские поэты», встретившие немало преград на пути своего «осуществления» в литературе, с горечью говорили о своём бедственном и безысходном положении в сложившейся ситуации. А. Ширяевец в письме к С.Фо-мину досадовал на «напостовцев», которые с ведома верховной власти скопом травили писателей из крестьян. Арестованный в 1924 году А. Ганин писал в показаниях ГПУ: «Я оказался в крайне отчаянном положении: без работы, без комнаты, без денег. И так продолжалось с 1923 года, с сентября месяца до дня ареста 9, 38]. Вульгарно-социологическая критика прочно к этому времени закрепила за крестьянской культурой «понятие второсортной» [4, 33], а её представителей, рассматривая как пережиток прошлого, всячески пыталась умалить и вытравить из читательского сознания.

Именно тогда, осенью 1923 года, С. Есенин, Н. Клюев, П. Орешин, И. Касаткин, С. Клычков, А. Ширяевец, П. Карпов и А. Чапыгин обратились в письме в ЦК РКП(б) как высшей инстанции с просьбой уделения «со стороны рабоче-крестьянской власти внимания к нашим творческим достижениям» [5, 216], которое, по мнению писателей, выражается в предоставлении возможности «самостоятельно издавать свои книги, тем более что возможность эта дана почти всем литературным группам» [5, 216]. Ответа из ЦК не последовало.

Роль добровольно-официозного организатора всей писательской и читательской деятельности властно брала тогда на себя литературная кри-

тика. Свидетельством тому является инцидент, происшедший в день празднования 5-летия Союза поэтов, когда С. Есенин, П. Орешин, С. Клычков и А. Ганин были задержаны милицией в пивной И. Малинникова и обвинены в «устройстве дебоша» и антисемитизме. Было возбуждено уголовное дело, получившее впоследствии название «дела четырёх поэтов». Ю. Паркаев в статье «С любовью русской — » достаточно подробно рассмотрел конфликт, возникший между поэтами и ответственным редактором газеты «Беднота», общественным обвинителем Л. Сосновским. Причиной литературно-общественного скандала, считает автор статьи, явилось разногласие писателей из крестьян с литераторами-большевиками и партийными критиками во взгляде на проводимую в стране политику [9, 170-176]. «Новокрестьянам» она представлялась антирусской и антинародной, а коммунистам - великой и праведной. Усилиями друзей товарищеский суд вынес 13 декабря 1923 года поэтам С. Есенину, П. Орешину, С. Клычкову и А. Ганину «общественное порицание», которым закончилось «дело», сданное в 1927 году в архив.

С 1924 года «крестьянская купница» стала распадаться. 15 мая внезапно умер А. Ширяевец. Первого ноября был подписан ордер на арест А. Ганина. «Новокрестьянские поэты» с болью переживали происходившее, всегда помня и поддерживая друг друга. Так, в 1921 году, узнав о бедственном положении Н. Клюева, С. Есенин немедленно отослал ему денежный перевод и попросил помочь товарищу знакомых, которые тоже поддержали поэта. Вскоре после смерти А. Ширяевца тверское «Литературно-художественное общество им. И.С. Никитина» организовало вечер его памяти, на котором выступили С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и Н. Власов-Окский. С. Клычков выступил с небольшим сообщением о самобытном творчестве безвременно ушедшего сопесен-ника. Потом стали читать стихи. С. Есенина публика встретила восторженно, «громом аплодисментов и приветственными возгласами» [12, 158]. Поэта долго не отпускали со сцены.

Изучение взаимоотношений писателей «крестьянской купницы» позволяет не согласиться с утверждением К.М. Азадовского, что, «едва сформировавшись, «новокрестьянская» группа распадается вскоре после Октябрьской революции» [1, 557]. Этому противоречит не только литературно-общественная близость писателей из крестьян (когда, например, под стихами П. Радимова мог подписаться С. Есенин), но и литературно-критические суждения о них той поры. Так, в начале 1916 года в ряде журналов появились критические

обозрения литературной жизни за истекший год. И. Оксенов не случайно аттестовал его годом живого и по-особому пристального внимания к «народной поэзии». В 1919 году представители «крестьянской купницы» были названы В. Львом-Ро-гачевским «новокрестьянскими поэтами», а в 1927 году они уже представляли, по определению А. Лежнева, «новокрестьянскую группировку». Также изложенный материал позволяет заметить, что творческие связи и взаимовлияния С. Есенина и писателей «крестьянской купницы» были самыми продолжительными (1915-1925), прочными и весьма плодотворными. Переживая трудности и лишения первых лет Советской власти,

«новокрестьянские» писатели искренне уверовали в революционные идеалы и пытались активно участвовать в строительстве нового государства, проявляя подлинное трудолюбие и подвижничество. При этом они открыто демонстрировали свою неискоренимую привязанность к трудовому крестьянству, подчёркивая беспредельную любовь к многострадальной родине. Примечательно, что ни один из «новокрестьянских поэтов» не покинул Россию, невзирая ни на какие обстоятельства. Утверждая гуманистические идеалы, они и в «быту» старались строго придерживаться устоявшихся убеждений и принципов, отвергая любые компромиссы.

Библиографический список

1. Азадовский К.М. Клюев // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 2. - М., 1992.

2. Гусева Н.И., Субботин С.И., Шумихин С.В. Комментарии // С.А. Есенин. Материалы к биографии. - М.,

1993.

3. «Дело» ордена русских фашистов // Растерзанные тени. Избранные страницы из «дел» 20 - 30 годов / Сост.: Куняев Ст. Ю., Куняев С.С. - М., 1995.

4. Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. - Саратов,

1994.

5. Есенин С.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. - М., 1980.

6. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 6. - М., 1999.

7. Казаков А.Л. Комментарии // Как жил Есенин: Мемуарная проза. - Челябинск, 1992.

8. Куняев Ст. Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. - М., 1995.

9. Паркаев Ю. «С любовью русской—» // Наш современник. - 1990. - № 10.

10. Повицкий Л.И. Сергей Есенин в жизни и творчестве // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. - М., 1986.

11. Рождественский Вс. Сергей Есенин // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. - М., 1986.

12. Шаров Е.Е. На тверской земле // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. - М., 1986.

Б.Д. BUBNOV

S.A. YESENIN AND «PEASANT KUPNITZA» AUTHORS

The article focuses on creative relations of «the new peasant poets»in the literary process of the 1910s-1920s. The local material which was given proves that creative relations and reciprocal influence of S Yesenin and the writers of «the peasant kupnitza» were the longest (1915-1925years), the strongest and quite productive.

Key words: «The new peasant poets», the peasant Russia, the Russian village, the working peasantry, love for native land.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.